Мониторинг в школе что это такое простыми словами
Мониторинг как один из инструментов системы управления в школе (педсовет)
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.
Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета, анализ конечных результатов функционирования школы.
Как видим, это замкнутая система. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.
Создавая мониторинг своей школы, мы постепенно формируем свое представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования с привлечением современных ИК-технологий (т.е. обработка, хранение информации осуществляется с помощью компьютера и определенных программных средств: наиболее широко на данном этапе используются электронные таблицы Exсel, табличный процессор Word, специализированное ПО Хронограф 2.5., 3.0.).
Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.
Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности: Слайд 6-11
1. Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся
2. Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися и др.)
3. Уровень воспитанности учащихся.
4. Уровень работы по сохранению здоровья детей.
5. Уровень профессионального мастерства педагогов.
Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.
Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.
С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.
Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.
Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится промежуточный контроль качества знаний учащихся. Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения.
Результаты срезов рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, зам. директора, ШМО.
Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.
Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.
В классе в течение учебного года по всем учебным дисциплинам проводится от 7 (если дисциплина изучается 1 час в неделю) до 13 диагностических процедур. Показатель усвоения знаний в каждом случае вычисляется методом нормального распределения. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей.
Систематическое отслеживание качества обучения у большого числа учащихся способствует получению более объективной, достоверной оценки, что позволяет прогнозировать конечные уровни учебных достижений учащихся, проектировать планы обучения. Процесс обучения становится не только отслеженным, но и целенаправленным.
Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.
Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.
Мониторинг в образовательном учреждении
Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.
Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.
Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.
Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.
Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.
Выделяются следующие уровни педагогического мониторинга.
I. Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательной мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика.
Необходимо различать внутренний и внешний мониторинг педагогической деятельности.
Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса образования независимыми комиссиями, с использованием тестов для проведения экзаменов, контрольных срезов.
Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли школа требованиям учеников, их родителей, учителей? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования?
II. Муниципальный уровень. Отслеживается представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента. Вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.
III. Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывает прогноз и развитие системы образования в регионе.
IV. Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.
Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.
Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга:
II этап. Практический
Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга
Директор школы, администрация | Зам.директора по воспитательной работе | Классные руководители и учителя-предметники | Социально-психологическая служба |
анализ состояния учебно-воспитательного процесса; принятие управленческих решений; подбор педагогических кадров; организация методической работы | планирование воспитательной работы школы; организация методической работы с классными руководителями; организация индивидуальной работы с учащимися; контроль за деятельностью классных руководителей | планирование учебно-воспитательной работы с классом; организация индивидуальной работы с учащимися; выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей | изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, отдельных классов; изучение адаптации учащихся; разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися; индивидуальные консультации классных руководителей; осуществление работы с родителями |
Наиболее распространенными являются следующие направления мониторинга в образовательном учреждении (схема 1).
Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения
Разделы: Математика
Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в 5-х классах.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».
Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.
На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.
Мониторинг учебной деятельности как современная форма учета знаний учащихся
Мониторинг учебной деятельности как современная
форма учета знаний учащихся.
Чем легче учителю учить, тем труднее
ученикам учиться. Чем труднее учителю,
тем легче ученику. Чем больше будет
учитель сам учиться, обдумывать
каждый урок и соизмерять с силами
ученика, тем легче будет
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность, как вид деятельности, перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиона льные области.
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. В своей работе мы стремимся давать ученикам качественные знания, так как жить и работать им приходится в век информационных технологий и высокой конкуренции.
Рассмотрим семантику, актуальность и значимость мониторинга как в системе образования, так и при учете знаний учащихся.
Мониторинг ( от лат. monitor – напоминающий, надзирающий ) – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.
Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл.
А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.
Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.
Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или её отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о её состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития. (А.Н.Майоров)
отслеживание качества образовательных услуг, оказываемых школой в динамике;
определение эффективности управления качеством обучения.
непрерывно наблюдать за состоянием учебно-воспитательного процесса и получать оперативную достоверную информацию о нем;
своевременно выявлять изменения, происходящие в учебно-воспитательном процессе, и факторы, вызывающие их;
предупреждать негативные тенденции в образовательном процессе;
осуществлять краткосрочное прогнозирование развития образовательного процесса;
оценивать эффективность методического обеспечения образовательного процесса.
Уровень учебных достижений
Организация процесса обучения
Реализуемые педагогические технологии
Психологические основы образовательного процесса
Материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса
Уровень профессиональной компетентности
Эффективность школьной системы повышения квалификации
Предмет мониторинга – оценка соответствия результатов образовательной деятельности школы поставленным целям на каждом этапе обучения; оценка эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса (ученик и учитель).
Виды мониторинга в образовании:
Экономический (ведется директором школы).
Остановимся на рассмотрении педагогического мониторинга.
Педагогический мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.
Становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере обусловило необходимость коррекции системы мониторинга качества предметных результатов освоения основной образовательной программы (ООП) в контексте ФГОС.
В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
ФГОС ставит вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности новых образовательных результатов, которые сформулированы триадой результатов. Это:
3) Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального и профессионального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных дисциплин, отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Мониторинг образовательных результатов может стать эффективным инструментом управления качеством образования, если он позволит получить информацию о динамике всех основных результатов школьного образования.
Формами оценки качества усвоения содержания образования являются:
Текущий контроль. Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний и умений каждым учащимся и составляет одно из важнейших условий успешного протекания данного процесса. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
2. Рубежный (промежуточный) контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам. Контрольно-измерительные материалы – тестовые задания.
3. Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Цель итогового контроля — оценка работы учащихся после прохождения всего учебного курса. Одна из важных сфер осуществления итогового контроля — аттестация выпускников образовательных учреждений. Контрольно-измерительные материалы – тестовые задания ГИА и ЕГЭ.
Экзамен по иностранным языкам позволяет проконтролировать уровень сформированности большого спектра речевых умений и языковых навыков учащихся школы.
Однако, не стоит забывать, что обязанность учителя не только заинтересовать ребенка предметом, дать необходимые знания иностранного языка, но и помочь ученику связать в единое целое его познавательные и созидательные способности.
Не секрет, что учителю приходится работать с детьми, имеющими разные склонности и способности. Именно поэтому, в своей практике я использую систему дифференцированного разноуровневого обучения, предполагающая выделение нескольких уровней успешности ученика.
К первому уровню успешности относятся учащиеся, обладающие высоким потенциалом и высоким уровнем знаний в области иностранного языка.
Ко второму уровню относятся учащиеся со средними способностями, стремящиеся освоить базовые знания.
К третьему уровню относятся учащиеся, проявляющие нежелание к учению, не имеющие строгой мотивации и стремления к изучению языка.
В данной системе также возможно использование самых разнообразных форм и приемов.
Так, особенно для группы 2 и 3-го уровня успешности возможно написание памяток, карточек – инструкций, карточек – подсказок, которыми можно пользоваться во время контроля. Часть проверочных самостоятельных работ возможно проводить в форме словарного диктанта на 3 – 4 минуты, избегая перегрузки детей. Для 1-го уровня успешности возможно применение заданий комбинированного характера, требующие не только, например, грамматически правильного построения вопроса, но и развернутого ответа.
Практика показывает, что такая организация учета итоговой сдачи для учащихся мобилизирующим стимулом, помогает следить за своим продвижением по сравнению с предыдущей четвертью или годом, четко знать, что из изученного следует доработать.
Иногда возможно применение такой формы контроля, как самооценка. Учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте, в которой на полях выставляют сами оценку за домашнюю работу или за работу в классе. После нескольких уроков по теме каждому можно дать карточки с индивидуальными заданиями. Эта работа проверяется учителем. Оценки детей и учителя сравниваются и обсуждаются. Ученики оценивают критически, почти в 80-90% случаев их оценка соответствует действительности. Контрольную работу можно составить в соответствии с уровнем успешности учеников. Выполнение заданий учащимися, в соответствии данной методики позволяло своевременно увидеть пробелы знаний, устранить их, а у самих учащихся появляется стимул постичь изучаемый материал, идя «от простого» к «сложному», они начинают верить в свои способности.
Портфолио — как одно из средств накопительной оценки, представляет собой современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся, накопительной системы оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основной смысл портфолио – показать все, на что способен учащийся.
Основными задачами ведения портфолио являются:
Повышение качества образования в школе;
Поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
Формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
Создание ситуации успеха для каждого ученика;
Содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
Преимущества ведения портфолио:
Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;
Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося;
Органически интегрирует преподавание, учение и оценивание.
требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей;
требует от учителя и учащихся новых организационных и познавательных умений;
требует больше времени для организации, чем традиционная система оценки.
Данная инновация только начинает внедряться в учебный процесс и, безусловно, существуют определенные трудности. Поэтому одной из проблем, возникающей при внедрении портфолио является неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.
Тестирование – это метод исследования, предусматривающих выполнение испытуемым специальных заданий.
Тестирование – одна из современных форм контроля знаний учащихся, очень актуальна при переходе на ЕГЭ. Тематические тесты включают в себя разноуровневые задания.
Первая часть – базовый уровень, требующий знания основных понятий и сведений, где надо только выбрать верный вариант ответа.
Для выполнения второй части необходимы более глубокие знания и их творческое использование. Ответ к заданиям не приводится.
Третья часть включает группу самых сложных заданий, требующих высокого уровня подготовки, умения анализировать ситуацию, проводить рассуждения, обоснования на иностранном языке.
В современной методической литературе выделяют следующие виды тестовых заданий:
Перекрестный выбор (matching) – задание заключается в подборе пар из двух блоков по тем или иным признакам;
Альтернативный выбор (true-false)
Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;
Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;
Завершение (completion) – учащимся предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;
Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;
трансформация – выполнение задания предусматривает изменение предложения согласно образцу;
внутриязыковое перефразирование – суть задания состоит в передачи своими словами содержания текста;
межъязыковое перефразирование – предполагает умение учащихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.
Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. С его помощью проверяют общий уровень владения языком.
Преимущества тестового контроля:
— развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции,
— формирование положительной мотивации у детей;
— возможность выстроить рейтинг учащихся;
— создается система подготовки учащихся к урокам;
— творческий рост учителя.
— страдает развитие устной и письменной речи;
— проверяется конкретность знаний, а не глубина их;
— большая трудоемкость в составлении тестов;
— значительный процент угадывания правильных ответов.
Для систематизации методов решения и обучения составлению задач, развития учеников интересны, так называемые, домашние контрольные переводы с русского на английский язык и подготовка литературного перевода текста или отрывка. Они позволяют ребятам отработать навыки работы со словарем, повторить грамматические конструкции и их перевод, использовать дополнительную литературу, что, безусловно, способствует улучшению качества подготовки учеников и усвоения материала.
На мой взгляд, оценка ни в коем случае не должна стать средством торможения развития познавательной деятельности ученика, а должна являться заслуженной моральной компенсацией его труда, надежным стимулом его деятельности и творческой активности в перспективе. Поэтому учитель должен уделять большое внимание мотивации выносимых оценок, предельной ясности и аргументированности их выставления, доброжелательности.
Функции и возможности электронного журнала:
контроль посещаемости занятий и опозданий на уроки;
регистрация оценок, получаемых на уроках;
регистрация оценок за выполнение заданий, в том числе зачетных по темам;
регистрация тем и контроль выполнения домашних заданий;
контроль нагрузки ученика в течение учебной недели;
представление информации о расписании и темах уроков;
обмен сообщениями между педагогами, учащимися и родителями.
В заключении проведенного исследования, отметим преимущества мониторинговой системы.
Преимущества мониторинга в образовании.
Мониторинговая система работы позволяет:
Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний;
Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения;
Целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс;
Проводить своевременно обработку полученных результатов;
Определить, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения; насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.
Таким образом, применение мониторинга в образовании помогает повысить эффективность как учебной деятельности учащихся, так и образовательной деятельности школы вцелом.
В заключении, хочется привести слова Л.Н. Толстого:
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Список использованной литературы.
Андреев В.А. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. 566 с.
Башарина Л.А. Мониторинг учебного процесса в средней школе//Завуч. 2001. №5. С.42-50.
Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении//Завуч. 2004. №6. С.87-106.
Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2011, № 5
Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2013, № 5
Дереклеева Н. Оценка результатов воспитательной работы//Воспитательная работа в школе. 2005. – №6. – С.103-112.
Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». М.: Педагогическое общество России, 1999. 86 с.
Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5
Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2012. – 160 с.