Моно звук и стерео звук в чем разница
Различия в моно, стерео и 5.1, 6.1 и 7.1 канальном звуке?
Расширьте аудиосистему домашнего кинотеатра дополнительными многоканальными динамиками. Монофонический, стереофонический, многоканальный и объемный звук представляют четыре основных типа звука, с которыми вы можете столкнуться в системах домашнего кинотеатра.
Монофонический звук
Монофонический звук создается одним каналом или динамиком и также известен как монофонический или высококачественный звук. Однотонный звук был заменен стереофоническим или стереофоническим звуком в 1960-х годах.
Стереофонический звук
Стереофонический или стереофонический звук создается двумя независимыми аудиоканалами или динамиками и обеспечивает ощущение направленности, поскольку звуки исходят из разных направлений.
Стереозвук воспроизводит звуки и музыку в разных направлениях или положениях так, как мы слышим вещи естественным образом, отсюда и термин «цельный звук». Стереозвук считается распространенной формой воспроизведения звука.
Многоканальный объемный звук
Многоканальный звук, также известный как объемный звук, создается по крайней мере четырьмя или семью независимыми аудиоканалами или динамиками, расположенными перед и позади слушателя, которые окружают слушателя звуком. Многоканальный звук можно прослушивать на музыкальных DVD-дисках, DVD-фильмах и некоторых компакт-дисках.
Многоканальное звучание началось в 1970-х годах с введения квадрофонического звука, также известного как Quad. Многоканальный звук также известен как 5.1, 6.1 или 7.1 канальный звук.
5.1, 6.1 и 7.1-канальный звук
Вот описание трех распространенных многоканальных настроек громкоговорителей объемного звука для системы домашнего кинотеатра и их наилучшее использование.
Моно и стерео — что это такое и отличия
Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.
Определение понятий
Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.
Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.
Сравнение
Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.
Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.
В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.
Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.
Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.
Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.
Выводы
Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.
Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.
Как из моно сделать стерео: несколько простых примеров. Как звук из моно сделать стерео
Это незавершённая статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Стереофони́я
или
Стереозву́к
(от древнегр. слов
«стереорос»
— твёрдый, пространственный и
«фоне»
— звук) — запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении его источника посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала. В монозвучании аудиосигнал поступает из одного канала.
В основе стерефонии лежит способность человека определять расположение источника по разнице фаз звуковых колебаний между ушами, достигаемой из-за конечности скорости звука. При стереофонической записи запись ведется с двух разнесённых на некоторое расстояние микрофонов, для каждого используется отдельный (правый или левый) канал. В результате получается т.н. «панорамное звучание». Существуют также системы с использованием бо́льшего числа каналов. Системы с четырьмя каналами называются квадрофоническими.
Сравнение
Чем отличается моно от стерео для обычного потребителя, пользователя аудиотехники или слушателя? В первую очередь пространственным отношением. Моно не дает возможности определить пространственное положение источника звука, стерео это позволяет. Все дело в особенности устройства человеческого слуха: уши наши, хоть и расположены на небольшом расстоянии друг от друга, звук воспринимают не одновременно. Если источник звука находится справа, то сначала его услышит правое ухо, а потом левое, причем для левого частота будет иной. Мозг полученную информацию обрабатывает, и мы можем определить на слух, откуда поступил сигнал.
Звук моно записывается в одну аудиодорожку и воспроизводится одним динамиком. При этом на восприятие его не влияет пространственное положение слушателя относительно источника звука. В принципе, подключить можно и множество колонок, однако в этом случае каждая будет транслировать звук абсолютно одинаково. Стереозвук записывается при помощи двух микрофонов в две и более дорожки, и разделение по каналам происходит на уровне частот, инструментов, голоса, шумовых и звуковых эффектов. К примеру, при прослушивании монозаписи интервью звук проезжающего мимо автомобиля будет воспринят наряду с голосом опрашиваемого, а в случае стереозаписи — как фон далекий или близкий. Для воспроизведения стереозвука требуется наличие как минимум пары колонок, а для достижения оптимального эффекта слушатель должен располагаться примерно по центру от обоих источников звука. Потому стереоколонки устанавливаются по обе стороны от монитора или телевизора.
К слову, трехмерность и объемность стереозвука — своего рода фикция. Две колонки на столе или наушники объемности звучанию не придают, так как служат источниками звука, четко определяемыми мозгом как “справа” и “слева”. Если число источников увеличить (знаменитый “суперсурраунд” — звук вокруг), то это будет означать всего лишь большее количество точек воспроизведения. Для получения трехмерного эффекта и получения реальной звуковой картины, к примеру, при просмотре фильма, звук должен разноситься еще и по вертикали.
Моносистемы на сегодняшний день стали редкостью, тогда как стерео в разных вариантах исполнения полностью захватило аудиорынок. Однако для профессионалов, работающих со звуком, нет и не может быть предпочтений: одноканальные записи используются в работе наравне с многоканальными. Считается, что моно объективнее в отношении источника звука, а стерео — в отношении звуковой картины.
Развитие формата стерео[править]
Впервые принцип стереофонии на практике был осуществлён в 1881 году в Париже Клементом Адером]]. На сцене Парижской Оперы Адер расположил ряд телефонных передатчиков, сигнал от которых по проводам шёл в кабины Парижской электрической выставки. Посетители кабин могли услышать концерт в прямой трансляции через две телефонные трубки (для каждого уха). Впоследствии наладился коммерческий выпуск двухканальных телефонов: в 1890—1932 гг. во Франции под названием «Théâtrophone», в 1895—1925 гг. в Великобритании под названием «Electrophone»; массового распространения они не имели.
В звукозаписи первые пробы в стерефонии проводились в начале 1930-х гг. В марте 1932 года в филадельфийской Академии музыки была осуществлена запись с использованием двух микрофонов, сигнал от которых шёл к двум иглам, нарезавшим две раздельные канавки на одном и том же восковом диске. Первая из этих записей, сделанная 12 марта 1932 года (во время исполнения скрябинского «Прометея») является наиболее ранней дошедшей до наших дней стереофонической записью. Первая же в истории стереогрампластинка была выпущена в 1933 году компанией EMI: по двум сторонам канавки были размещены соответственно два раздельных канала.
При этом стоит отметить, что в те годы при записи в студиях использовалось множество микрофонов, с которых одновременно шла запись на раздельные аппараты. Из нескольких записей одного и того же исполнения выбиралась наилучшая и шла на изготовление пластинок. В редких случаях одновременно штамповались пластинки с разных записывающих аппаратов, то есть таким образом, с разных точек получения сигнала в пространстве студии: в итоге если поставить две таких пластинки с разными источниками одной и той же записи получается стереоэффект, не запланированный, разумеется, изначально студией звукозаписи. Однако несмотря на простоту принципа стереофонии долгое время стереозапись оставалась весьма дорогостоящим процессом.
В феврале[1954 года студия RCA Victor осуществила стереозапись, используя многоканальную аппаратуру: выступление Бостонского симфонического оркестра было зафиксировано одновременно как на моно так и на двухканальной плёнке. Последовало ещё несколько подобных записей, однако они не были предназначены для выхода на пластинках, так как ещё не существовало рынка массовой аппаратуры воспроизведения стереозвука. Однако уже через год, в 1955, появились первые стереомагнитофоны, и наладился выпуск стерео-бобин. C 1957 года процесс записи в формате стерео стал превалирующим в американской музыкальной индустрии.
В 1958 году компания Western Electric изготовила аппарат Westrex, позволявший нарезать стереодиски, с которых, наконец, было возможно тиражирование обычных грампластинок (именно Western Electric ввели в обращение слова «стерео
», «
стереофонический
» в области звукозаписи). Первая коммерческая стереопластинка вышла в 1958 году. Однако вплоть до конца 1960-х гг. значительное число грампластинок выходило в монозвучании несмотря на студийную стереозапись.
Отличия mp3 wav файлов
Все кто имеют дело со звуком, прекрасно понимают что запись и работа со звуком должна вестись с максимальным качеством, как минимум несжатым WAV PCM 44.1кГц 16 бит. Например у нас в студии вся работа по созданию радиороликов ведётся со звуком без сжатия 96кГц\24бит. Однако, записи все произведены, материал обработан и сведён в финальный файл. и вот возникает вопрос, а как его донести до пользователя выложив его в социальные сети, сайты для всеобщего прослушивания, или просто отправить по электронной почте, как в нашем случае заказчикам, как рекламного аудиоролика, так и, что гораздо более чаще, файлы записи голоса диктора. Конечно тут используюется mp3 как формат сжатия, ведь десятки а то и сотни мегабайт по почте не пошлёшь, да и избыточно это по качеству например для аудиоролика в радиоэфире. Так что стандарт тут уже давно найден — mp3.
Но вот возникают вопросы «а в каком битрейте отсылать»: 128, 192 или 256 кб\с. А в моно или в стерео? Лично мы свой выбор с делали в пользу 256кб\с стерео — разумный компромисс между размером файла и качеством. И казалось бы вопрос исчерпан, решение найдено, статью можно заканчивать… Но, вот часто встречаемся с идеей-мифом, что mp3 файл 128 кб\с моно — это такой же по качеству звучание, что и 256 кб\с стерео, но только моно.
В корне не так. Но чтобы понять это нужно разобраться в теории чёрт побери, ведь хотел же просто коротенечко на 1 абзац заметку сделать
Очень грубое приближенное описание. Что из себя представляет цифровая запись звука в WAV PCM 44.1 кГц 16 бита стерео (стандарт CD-Аудио)? Это запись замеров громкости на входе в АЦП: за одну секунду АЦП измеряет уровень громкости сигнала 44100 раз, и каждому из эти 44 тысяч раз присваивает значение громкости по 16-х битной мензуре громкостей. 16 бит это 2 (ноль или единица) в степени 16 (количество разрядов) самому максимальному значению присваивается 1111111111111111 — что в десятичной системе 65536. Т.е. в 16ти битной шкале громкостей 65536 ступенек. И вот каждый из 44100 в секунду, замеров громкости ставится на какую то эту ступеньку громкости по 16ти битной шкале. Значит каждую секунду записывается 44100 по 16 бит = 705600 бит в секунду = 705кб\с. Это несжатый вав без потери качества. А поскольку это стерео — то 2 канала дают 2 таких потока по 705 кб\с итого 1410кб\с. Всё логично, приращение каналов, даёт такое же арифмитическое увеличение потока.
Теперь как обстоит дело в mp3.
Грубо говоря, так же как и WAV, но поскольку это формат сжатия, то для уменшения размеров, часть информации нужно выкинуть, но не без большого ущерба качеству. Но есть ряд нюансов
Какие выводы можно делать уже опираясь на теорию.
Именно это последнее заблуждение и самое распространённое. Если в случае wav такая арифметика работает, то в случае с mp3 128-кбмоно файл будет хуже 256стерео файла. Просто потому что битрейт тратится не на каждый канал поровну, а на описание одного канала +разница.
Возможные перспективы 8D
Хотя 8D-аудио остается любительским форматом, некоторые видят возможности его применения в студийной музыке. Например, тот же Крис Пинкстон полагает, что у эффекта 8D есть будущее не в поп-музыке, но в более «эфемерных» эмбиент-жанрах.
В других областях, скажем, в VR-приложениях или фильмах, 8D-аудио, вероятно, не найдет применения. Существует множество технологий объемного звука, способных создать более реалистичное ощущение пространства, например тот же формат Ambisonics, эффект которого эмулирует 8D. Поэтому пока 8D-аудио останется экспериментальным способом создания музыки для узкого круга почитателей подобного звучания.
Дополнительное чтение — наш Мир Hi-Fi и тг-микроформат о звуке:
Восемь аудиотехнологий, которые попадут в зал славы TECnology в 2019 году Как превратить компьютер в радио, и другие способы извлечь музыку из выч. систем Звуковая левитация может использоваться в медицине
Стерео
Под данным термином в профессиональной среде понимают двухканальную (трёх- четырёхканальную и т. д.) запись и воспроизведение звуковой дорожки. Такой звук воспринимается нами как более «реальный» за счёт своей глубины и независимости каналов друг от друга, а также за счёт особенности нашего восприятия, именуемой бинауральностью.
Справка. Бинауральностью называется способность живого существа посредством слуховых рецепторов определять примерное расстояние до объекта и его местонахождение.
Дело в том, что фактически любой звук доходит до нас с искажениями. Если говорить об уже рассмотренном нами стуке по столу, то, закрыв глаза, мы по звучанию сможем определить, что находимся в помещении, а многие даже смогут прикинуть его примерные размеры, опираясь исключительно на слуховые данные.
Происходит это потому, что люди отлично слышат не только сам звук от его источника, но и все его искажения (отражения от различных препятствий и поверхностей). Отражённый звук в своей совокупности называется реверберацией, и именно реверберация вместе с монофоническим звуком поступает к нам в ушные раковины при звучании. Такой тандем и образует так называемый объёмный звук.
Моно vs стерео | Музыкальная жизнь
Виниловый бум шагает по планете. Не станем предсказывать бодро возвращающемуся в фонотеки древнему формату носителей ни долгую жизнь, ни скорый конец. Лучше прокатимся на волне интереса, вспомним одну из ярких страниц истории звукозаписи, раскрывающих тему «человек и звук».
Пятидесятые годы прошлого столетия – время, когда формировался эталон саунд-комфорта, который отлично вписывается в рекламный, парадный облик той эпохи. Это было время выработки критериев потребления, тогда создавались технологии и идеалы, и цивилизация использует их до сих пор – от компьютеров до атомной энергии в промышленности, от искусственных тканей до массовых автомобилей в быту.
Эстетика эпохи была воплощена и в музыке. На этот период пришлась «встреча» аудиоформатов – моно и стерео. Второй вытеснял первый, сложилась ситуация даже более революционная, чем актуальное противостояние «аналог vs цифра».
Креативность работала на прогресс, соответствовала изменениям – и музыки, и жизни. Позитивный дух объединял музыкантов и инженеров, художников звука, и передавался слушателям, которые тоже должны быть талантливы и воспитанны.
У достигнутой тогда вершины есть имя. За многие лучшие записи отвечает Руди (Рудольф) ван Гелдер, «лучший звукоинженер в истории звукозаписи», более всего его имя связано с записями легендарного лейбла Blue Note.
В его работе сошлись опыт и вкус, была нащупана точка равновесия и удовольствия.
У самого Руди в то время не было стереопроигрывателя, но как же живо играют, буквально дышат, выпущенные им альбомы… Они звучат естественно, одновременно мягко и звонко, они настраивают на легкость движения.
Пока публика разбиралась в предпочтениях, а индустрия – в технологии, многие записи издавались одновременно и в стерео, и в моно. И до сих пор нет единого мнения, что же лучше.
Интерес меломанов к сравнению призвана удовлетворить серия заново выпущенных записей, сделанных (в том числе и Руди ван Гелдером) и собранных в обоих вариантах вместе – на двойных альбомах.
Эти диски можно назвать эталонными, но сурово о, альбомы, изданные недавно, на 180-граммовом аудиофильском виниле. Вспоминают же эстеты релизы, выпущенные в прошлом столетии. Разница в звуке между ними есть, но это тема другого разговора.
Cannonball Adderley, Miles Davis «Somethin’ Else» (Stereo & Mono) 1958/2018
Это ван Гелдер. Альбом саксофониста «Кэннонболла» Эддерли – музыканта не «самого-самого», а просто очень хорошего, записан с участниками квинтета Майлза Дэвиса. В этом составе играл и саксофонист Джон Колтрейн, но в той сессии участвовать не мог – наркотики начали уже уничтожать его.
Альбом – одна из вершин джаза как музыки «для всех», музыки, внушающей любовь.
С этого диска можно начинать знакомиться с понятием «джаз» – он виртуозен и включает потрясающий трек, стоящий выше времен и стилей, – это одно из лучших исполнений «Autumn Leaves» Йожефа Космы, мелодии, словно растворяющейся в душе слушателя и еще долго звучащей там… Есть тут и «Love for Sale» Кола Портера, объединяющая эпохи от Эллы Фитцджеральд до Boney M.
На стереодиске духовые и ритм-секция разведены по разным каналам. В этом наивном приеме есть дух того времени. Он не показывает положение инструментов, но здорово демонстрирует, как они «разговаривают», общаются, импровизируют.
Моноверсия звучит менее ярко, но коллективную игру передает четче, когда же надо выделить инструмент, это делается искусной аранжировкой.
Это альбом ансамбля, поэтому предпочтем моно, хотя стереовариант и содержит дополнительный трек «Allison’s Uncle», ставший известным позднее как «Bangoon».
Duke Ellington & John Coltrane (The Stereo & Mono Versions) 1962/2018
Следующим слушаем альбом (тоже со звуком от ван Гелдера), записанный двумя величайшими музыкантами. Дюк Эллингтон сделал для жанра больше, чем кто бы то ни был, однако к гениям джаза его относят не всегда. Он – гений, но не импровизации, а организации, эстетики, понимания музыки.
А вот Джон Колтрейн – явленный гений звука и чувства. Каждый вскрик его саксофона для поколений джаз-фанов был откровением и проникновением в суть вещей. Объединяет звезд одухотворенность, духовность их творчества. Целью оба полагали развитие, движение музыки к Богу.
Эллингтона помнят и по хитам дансингов, и по «Духовным концертам», а Колтрейн останется в памяти и как открыватель новых миров импровизации, и как автор великого альбома «A Love Supreme» («Всевышняя любовь»).
В Штатах есть даже церковь Колтрейна, в Москве, в Клубе Козлова, кстати, можно увидеть его «икону».
Стереозвук на альбоме сделан в тех же традициях: в одном канале доминирует саксофон, в другом – ритм-секция и фортепиано, и этот вариант представился более интересным, чем моно. Два музыканта стремились создавать комфортную обстановку, альбом – игра больших талантов, и за ней любопытнее следить с большей детализацией происходящего.
Billie Holiday «Lady in Satin» (Stereo & Mono Versions) 1958/2018
Но не ван Гелдером же единым! Дирижер Рэй Эллис, продюсер Ирвинг Таунсенд и звукоинженер Фред Плаут работали на Columbia Records, когда великая, но непутевая Билли Холидей захотела записать нечто «нежное». В тот момент у джаз-дивы все было непросто – и в судьбе, и с голосом. Да и жить ей оставалось недолго. Этот диск – ее последний прижизненный релиз.
Решение записать с большим оркестром вокал Билли – выворачивавшие души наизнанку хрип и стон, эстетику, повторенную не раз следующими эпохами, вплоть до волшебников трип-хопа Portishead – было идеей смелой и неожиданной. Получился почти easy-listening.
За музыкой не стоят философствования и концепции, но мастерство и вдохновение тут таковы, что душа отдыхает и ощущает себя на своем месте.
На альбоме есть эмоциональный хит «I’m a Fool to Want You» и вещи «I Get Along Without You Very Well» плюс «You’ve Changed», спетые, словно выдохнутые, рассказывающие «про главное» – про жизнь и про любовь.
Аранжировка – решающий фактор, альбом звучит лучше, когда звук «богаче», выбираем вариант стерео, хотя фанаты Холидей переслушают моно-диск – и не раз.
Так что такое «хороший» звук при записи музыки? Вряд ли кто-то будет спорить, что инструменты на фонограмме должны звучать точно и ясно. Но этого мало. Приходилось сталкиваться с ситуацией, когда параметры саунда оказывались на высоте, а слушать было неприятно, хотелось «перепрыгнуть» на следующую композицию… Большинство помнит свой палец на кнопке пульта, переключающий треки, правда?
Ведь они нарушают работу шоу-биз-фабрик… Но музыканты, выбивающиеся из общего конвейера, объективно были и есть – хотя бы в записях. Важно и то, что для одних музыка – это нечто, происходящее здесь и сейчас, а для кого-то – еще и итог предыдущих переживаний, ощущений и знаний.
Значит, можно продолжать искать золотую середину между временами и трендами – для любых эпох. Ее уже нашли однажды, и нет причин, чтобы не сделать это опять.