Монолог лермонтов о чем
мне очень нужен анализ стихотворения Лермонтова «Монолог»
В «Монологе» выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана «Дума», духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
И душно кажется на родине,
Также эти строки из “Монолога” ярко описывают душевное состояние Лермонтова, спровоцированное общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность.
При этом он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.
Полностью раскрывая себя, Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию:
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем.
В «Монологе» выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана «Дума», духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
И душно кажется на родине,
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Монолог» по плану
1. История создания
Стихотворение «Монолог» датировано 1829 годом, когда М.Ю. Лермонтову было 15 лет.
Молодой юноша уже устал от светских раутов, которые вызвали в нем чувство разочарования. В высшем обществе было принято преувеличивать свои заслуги, хвастаться тем, чего вовсе не совершали.
Именно поэтому поэт ценил в людях честность и справедливость, чего не скажешь о его современниках.
2. Литературное направление
Стихотворение было написано в духе романтизма с нотами реализма.
3. Род
По роду произведение относится к философской лирике.
4. Жанр
Жанр – лирическое произведение.
5. Проблематика
Лермонтов поднимает проблему нравственности и бездуховности своего поколения. Поэт размышляет о проблемах современного ему общества.
Лермонтов не был отшельником, он посещал балы и приемы. Посетители и вся атмосфера вызывало в нем только одно чувство – разочарование. В результате, он приходит к выводу: «Ничтожество есть благо в здешнем свете».
Внешнее – лоск и красота, а внутри – моральное падение. Почтенные господа кланяются в реверансах, но в душе у них пустота. А верхушка общества и вовсе погрязла в пороках.
6. Тематика
Главная тема произведения – потерянное поколение. Другая не менее важная тема для Лермонтова – тема родины.
В стихотворении он ставит под сомнение светлое будущее своего поколения и государства в целом. Николаевская Россия пропитана удушающей атмосферой, современники поэта разочарованы. Все надежды, возлагаемые на декабристское восстание, рухнули.
7. Идея
Поэт писал стихотворение с целью обратить внимание на опасный путь, которым идет Россия.
Лермонтов надеялся, что достучится до современников и сможет изменить их укоренившиеся взгляды и стереотипы:
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
8. Пафос
Все стихотворение проникнуто драматизмом, начиная с первых строк. Обращение «поверь» к читателю усиливает трагическое звучание.
Поэт не может принять лицемерие и находиться в таком окружение не желает более:
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша.
В. Г. Белинский отметил, что все чаще в стихотворениях Лермонтова слышны мотивы одиночества, растерянности, безотрадности. С грустью он осознает, что его ждет та же участь, хотя и не отождествляет себя с испорченным поколением. Некогда восторженные юноши стали циниками. Надежда ушла, осталась дисгармония и утрата.
9. Система образов
В стихотворении два образа: дети севера, пустые бури.
Дети севера – это собирательный образ целого поколения эпохи Николая I. Детей представляют молодые соотечественники поэта. А север – Россия.
Родная земля, любимая и дорогая сердцу страна. Поэт говорит о трагедии, которая случилась на русской земле и гибели соотечественников физической и духовной.
Образ пустых бурь как символ безрезультатных свершений, государственных переворотов, движений, восстаний. Переворот в стране имел конкретную цель – не допустить восхождения на трон Императора Николая I.
Восстание удалось подавить. Цель не достигнута, результата нет. Оттого борьба оказалась «пустой». Государственный строй остался прежним. Декабристы, выступавшие против самодержавной власти, наказаны.
10. Центральные персонажи
Центральный персонаж здесь один. Это потерянное поколение, которое Лермонтов обозначил местоимением «мы».
«Мы их употребить не можем», — так говорит поэт о молодых дворянах, к которым относится и он сам.
Государство обрекает свой народ на жалкое существование, томление и бездействие, гибель талантов:
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
11. Лирический герой
Стихотворение написано в форме философского размышления. Следовательно, в образе лирического героя Лермонтов воплотил самого себя.
Его трагедия состоит в том, что в стране столько талантов и ярких индивидуальностей, которым «перекрыли кислород» и не дают развиваться.
Лирический герой вступает в конфронтацию с окружающей его действительностью. Высокие идеалы ни во что не ставятся.
Лермонтов рассуждает о том, что талантливый человек, сильный духом, волевой прогнулся под тяжестью властных людей и увядает как растение. Поэт словно обращается к читателю или слушателю, заставляя взаимодействовать и окунуться в историю страны.
Душа лирического героя разрывается на части, стонет от пороков человека. Поэту хочется наполнить её любовью, искренностью и свободой, но вместо этого сталкивается только со злобой, бессердечием и тщеславием.
12. Сюжет
Первое, на что поэт обращает внимание – это на бесцельность жизни своих сверстников. Лермонтов обращается к ним, утверждая, что «ничтожество есть благо в высшем свете».
Они молоды, полны сил и энергии, которую направить бы на дела благородные. Вместо этого они тратят свое время впустую на веселье. Жизнь детей севера коротка: «цветем недолго, быстро умираем».
В результате, жизнь их «пасмурна» и «однообразна». К сожалению, многие этого не понимают. Им чужды юности порывы.
В последних четырех строчках поэт называет причину того, почему дворянская молодежь поникла и погрузилась в праздность. Это бездействие. Неудавшееся восстание показало, что в России невозможно ничего изменить. В итоге, все опустили руки и посвятили себя увеселительным мероприятиям.
Единственные трофеи, которые завоевали восставшие – это глубокие познанья, которые никому не нужны.
13. Композиция
Композиционно стихотворение делится на две части. По типу – это линейная композиция. События описываются в хронологическом порядке.
Пейзаж в стихотворении играет в композиционном отношении важную роль. Именно в пейзажной зарисовке сосредоточена ключевая мысль поэта:
Мы дети севера как здешние растения,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша.
Такое существование порождает разочарование, потерю веры в искреннюю любовь и настоящую дружбу. Хотя Лермонтов гордится севером – родиной своей, но в тот же момент с горечью и болью переживает за её судьбу. Что может дать Россия кроме «пасмурной жизни»?
Если первая часть спокойная и плавная, поэт выражает искренне сочувствие своим соотечественникам, то вторая часть начинается резкой сменой настроения. Она более взволнованна и выражает поникший дух Лермонтова.
14. Художественное своеобразие произведения
Все чаще в тексте стихотворения встречаются союзы со значением отрицания, а также соединительный союз «и».
Ввод союза «и» позволяет подчеркнуть степень однообразия жизни: «и душно, и тяжко, и душа тоскует».
В последних строках союз переходит в анафору:
Отрицание достигается за счет союза «ни»: «ни любви, ни дружбы». В последней строке этот союз усиливается отрицательным местоимением «ничто».
Двойное отрицание направлено на непринятие существующей действительности Лермонтовым. Чувство однообразной жизни достигается за счет использования сложных предложений и многоточия вместо точек.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение состоит из 16 строк единым полотном с разностопным ямбом. Отсутствие строф и размера стихотворения доказывают, что текст был написан в порыве чувств. Несмотря на отсутствие строф, стихотворение можно условно разделить на две части.
Первая часть состоит из 12 строк. Между собой они не связаны рифмой. Во вторую часть входят последние 4 строки и написаны они пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой (АБАБ).
16. Средства художественной выразительности
Лермонтов в стихотворении широко использует сравнения: «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша».
Метафора только одна «и нам горька остылой жизни чаша»
Эпитеты: «пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой» создают контраст с серыми буднями и томлением молодых людей.
С помощью риторического вопроса «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Лермонтов приглашает к размышлению читателя – собеседника. Позже, он плавно подводит его к выводу.
Поэтический текст построен на двух сравнениях с явлениями, характерными для севера — с недолговечными растениями (быстрая жизнь, полная вроде бы ярких, но пустых и бесполезных моментов – цветение не приносит плодов) и бледным солнцем (в следующей фразе герой сам проясняет свою мысль). И, как следствие того, что жизнь тратится на не то, что нужно, приводятся страдания общества («И душно кажется»).
17. Значение
В литературе судьба поколения волновала многих писателей и поэтов. Эта тема была особенно острой. М.Ю. Лермонтов еще не раз будет возвращаться к ней.
Одним из ключевых стихотворений на данную тему является произведение «Дума», которое поэт напишет после «Монолога». «Дума» — это продолжение философских размышлений об утрате идеалов, смысла жизни и ценностей.
История и литература как предмет изучения культурного наследства страны всегда неразрывны. С точки зрения литераторов можно понять, какие чувства переживали поэты и писатели, народ в целом в момент исторических свершений.
Число пострадавших и жертв после восстания декабристов было колоссальным. Никогда еще Россия не знала таких столкновений внутри государства. Высоким идеалам была принесена слишком большая жертва – 1271 человек. Неудивительно, что поэт разочарован.
18. Актуальность
Молодежь первой половины 19 века утратила возвышенные идеалы, и перестала жить по моральным принципам. Вместо этого ей приходиться играть по правилам высшего общества. Ничтожество ставит во главу угла ложь, лицемерие и праздность.
В наше время тема стихотворения не перестает быть актуальной: отсутствие достойных идеалов грозит увести молодое поколение по пути деградации.
19. Мое отношение
Стихотворение заставляет нас помнить о том, что жизнь дана нам не только для того, чтобы предаваться бесцельному времяпрепровождению. Будет лучше, если каждый из нас проявит осознанность, и посвятит свою жизнь тому, чтобы сделать мир вокруг нас чуточку лучше.
20. Чему учит
Стихотворение учит думать о жизни в целом, не размениваясь на мелочи: кто мы, куда идем, и что хорошего каждый из нас может привнести в этот мир.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Монолог» по плану
Проблематика
Лермонтов поднимает проблему нравственности и бездуховности своего поколения. Поэт размышляет о проблемах современного ему общества.
Лермонтов не был отшельником, он посещал балы и приемы. Посетители и вся атмосфера вызывало в нем только одно чувство – разочарование. В результате, он приходит к выводу: «Ничтожество есть благо в здешнем свете».
Внешнее – лоск и красота, а внутри – моральное падение. Почтенные господа кланяются в реверансах, но в душе у них пустота. А верхушка общества и вовсе погрязла в пороках.
События, предшествующие написанию послания
Анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобою» необходимо начать с того, что у него есть и другое название — «К***». Автор не оставил сведений о том, кому именно адресовано это послание. Но современники автора знали историю создания любовного произведения.
В 1830 году 16-летний Лермонтов поехал к своим приятелям в загородное имение. Он недавно расстался со своей возлюбленной Екатериной Сушковой. В это время Михаил Юрьевич знакомится с прекрасной Натальей Ивановой. У юноши в сердце сразу вспыхнуло чувство любви. Считается, что именно ей и посвящено «Я не унижусь пред тобою». Ивановой был адресован не один стих, а целый цикл сочинений, который впоследствии стал называться «ивановским».
Наталья была дочерью литератора Фёдора Иванова. С трёх лет её воспитанием занимался отчим. Юная девушка очень понравилась Лермонтову, но отношения у них были довольно необычными. Михаил был младше Натальи на год. В те времена семнадцатилетние барышни уже хотели выйти замуж. Сначала девушка отвечала взаимностью, поэт часто её навещал.
Первые произведения, посвящённые Наталье, были полны восторга. Через некоторое время муза Михаила стала относиться к нему холодно. Стихи Лермонтова постепенно наполнялись скорбью. Именно тогда он написал «Я не унижусь пред тобою». Вскоре Наталья вышла замуж за Обрескова, в этом браке у нее родилось четверо детей.
Пафос
Все стихотворение проникнуто драматизмом, начиная с первых строк. Обращение «поверь» к читателю усиливает трагическое звучание.
Поэт не может принять лицемерие и находиться в таком окружение не желает более:
Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша.
В. Г. Белинский отметил, что все чаще в стихотворениях Лермонтова слышны мотивы одиночества, растерянности, безотрадности. С грустью он осознает, что его ждет та же участь, хотя и не отождествляет себя с испорченным поколением. Некогда восторженные юноши стали циниками. Надежда ушла, осталась дисгармония и утрата.
Жанр, направление, размер
Данное стихотворение Лермонтова – это образец романтического творчества поэта. Оно написано в жанре элегия. Этот жанр, унаследованный от сентименталистов, один из самых любимых жанров русских романтиков, коим и является сам Лермонтов. Элегическое настроение очень свойственно лирическим героям Михаила Юрьевича. Мотивы тоски, одиночества, грусти часто звучат в произведениях автора. Вся любовная лирика Лермонтова очень противоречива! С одной стороны, она полна надежды, с другой – резко, неожиданно надежда сменяется разочарованием, безысходностью, опустошением. Любовь в поэзии Лермонтова – это разъедающее чувство, но ни дар, ни счастье.
Написано стихотворение «Я не люблю тебя» четырехстопным ямбом. Мужская перекрестная рифма придает произведению резкий, уверенный, но достаточно сдержанный, достойный характер.
Система образов
В стихотворении два образа: дети севера, пустые бури.
Дети севера – это собирательный образ целого поколения эпохи Николая I. Детей представляют молодые соотечественники поэта. А север – Россия.
Родная земля, любимая и дорогая сердцу страна. Поэт говорит о трагедии, которая случилась на русской земле и гибели соотечественников физической и духовной.
Образ пустых бурь как символ безрезультатных свершений, государственных переворотов, движений, восстаний. Переворот в стране имел конкретную цель – не допустить восхождения на трон Императора Николая I.
Восстание удалось подавить. Цель не достигнута, результата нет. Оттого борьба оказалась «пустой». Государственный строй остался прежним. Декабристы, выступавшие против самодержавной власти, наказаны.
Центральные персонажи
Центральный персонаж здесь один. Это потерянное поколение, которое Лермонтов обозначил местоимением «мы».
«Мы их употребить не можем», — так говорит поэт о молодых дворянах, к которым относится и он сам.
Государство обрекает свой народ на жалкое существование, томление и бездействие, гибель талантов:
И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Произведение «Я не люблю тебя» — это любовная лирика. Данная тема в творчестве поэта занимает достаточно много места. Она автору близка, знакома. Так вышло, что в жизни Лермонтова любовь – это чувство трагичное. Екатерина Сушкова, Варвара Лопухина, Наталья Иванова, Мария Щербатова, Евдокия Ростопчина, Екатерина Быховец – это все адресаты любовной лирики автора, но ни одна женщина так и не стала супругой поэта.
“По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости” – сказал Тургенев.
Лермонтов с ранних лет стал писать глубокие стихи на философские темы, стихи о любви, о Родине. Этот факт может служить доказательством того, что поэт очень рано сформировался как личность.
Данное стихотворение относится к раннему творчеству поэта, но оно не наивное и глубокое, что также может свидетельствовать о его раннем становлении, взрослении.
Лирический герой
Стихотворение написано в форме философского размышления. Следовательно, в образе лирического героя Лермонтов воплотил самого себя.
Его трагедия состоит в том, что в стране столько талантов и ярких индивидуальностей, которым «перекрыли кислород» и не дают развиваться.
Лирический герой вступает в конфронтацию с окружающей его действительностью. Высокие идеалы ни во что не ставятся.
Лермонтов рассуждает о том, что талантливый человек, сильный духом, волевой прогнулся под тяжестью властных людей и увядает как растение. Поэт словно обращается к читателю или слушателю, заставляя взаимодействовать и окунуться в историю страны.
Душа лирического героя разрывается на части, стонет от пороков человека. Поэту хочется наполнить её любовью, искренностью и свободой, но вместо этого сталкивается только со злобой, бессердечием и тщеславием.
«Спор», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
Стихотворение «Спор» является одним из последних произведений выдающегося отечественного поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые произведение было напечатано в 1841 году в журнале «Москвитянин» за месяц до смерти поэта. На странице записной книжки, которая предшествовала тексту «Спора», Лермонтов написал всего одно слово: «Восток». Вероятно, автор хотел открыть произведением новый цикл стихов, посвящённых Кавказу, но впоследствии передумал.
Стихотворения Лермонтова считаются вершиной русского романтизма, и «Спор» — одна из жемчужин этого литературного направления. Доказательством того, что данное произведение относится к романтическим работам, выступает изображение объектов природы (Казбека и Эльбруса) как живых людей. При написании стиха автор обратился к одному из своих излюбленных жанров: аллегорической балладе.
В стихотворении поднимается проблема конфликта двух укладов жизни, органично вплетённая автором в сюжетную канву произведения. Эта борьба противоположных устоев представлена философскими поисками Лермонтова, размышлявшем о взаимоотношениях человека и природы, предназначении России, проблеме «Восток – Запад».
В смысловом отношении «Спор» близок к «Трём пальмам», другому стихотворению Лермонтова, которое было написано двумя годами ранее. В обоих произведениях представлена схожая сюжетная и композиционная система: так, спор между горами перекликается с разговором деревьев, наступление войск – с появлением каравана. Однако можно заметить, что авторское отношение к деятельности человека, описанной в двух стихотворениях, за пару лет несколько изменилось. Если при написании «Трёх пальм» Лермонтов в свойственном ему романтическом стиле подчёркивал только отрицательные стороны воздействия цивилизации на природу, то в «Споре» поэт отметил и достоинства прогресса. Так, неодолимая и движимая сила русских войск противопоставляется «мёртвой стране», символизирующей Кавказ. Россия представляется мощью, которая способна пробудить Восток. При этом Лермонтов признаёт идею о том, что цивилизация обладает и губительным влиянием, но оно представляется поэту неизбежным.
Взаимоотношения природы и человека – не единственная тема, поднимаемая Лермонтовым. В центре внимания автора стоит такое грандиозное событие, как завоевание Кавказа Россией. Лермонтов не даёт однозначную оценку этому историческому факту, однако в речи, произнесённой Казбеком, можно разгадать сочувственное отношение поэта к завоёванным народам «дряхлого» Востока. Далее, используя приём антитезы, автор рисует образ могучей и живой России с её силой, противоположной «сонному» Кавказу. Данное противопоставление близко к поставленной славянофилами проблеме «Восток – Запад». Вот только в тексте «Спора» как будто бы и нет Запада: поэт подчёркивает, что боевые батальоны идут с «севера тёмного». Это является намёком на отношение Лермонтова к России как к самобытному народу, обладающему уникальной историей развития, который противопоставляется как Востоку, так и Западу.
По своему характеру «Спор» — это повествовательное произведение, имеющее стремительно развивающийся сюжет. Главными героями стихотворения являются две горы: Казбек и Шат (устаревшее название Эльбруса). Их дискуссию, которую трактуют как противостояние двух сторон Света, прерывает стремительное наступление русских войск «прямо на восток». Упомянутый идущий во главе полков «генерал седой» – это выдающийся военачальник Алексей Петрович Ермолов, главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом. Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов делает отсылку к событиям Русско-персидской войны (1826 – 1828).
Строки баллады написаны хореем, двудольным размером с ударением на первом слоге в стопе, и объединены перекрёстной рифмовкой. Стихотворение отличает яркая образность, иносказательность, многообразие троп. Лермонтов широко использует различные средства выразительности: олицетворения («молвил старый Шат, загремит топор, моет жёлтый Нил»), эпитеты («страшный путь, царственных могил, зловещей думой»), а также сравнения («веют белые султаны, как степной ковыль», полки «шумны, как поток»). Характеры главных героев, Шат-горы и Казбека, помогают понять их реплики, которые и создают впечатление спора двух неодушевлённых объектов.
В произведении «Спор» Лермонтову удалось необычайно талантливо совместить красоту поэтического слога и философские вопросы, не теряющие своей актуальности и в наше время.
По произведению: «Спор»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Сюжет
Первое, на что поэт обращает внимание – это на бесцельность жизни своих сверстников. Лермонтов обращается к ним, утверждая, что «ничтожество есть благо в высшем свете».
Они молоды, полны сил и энергии, которую направить бы на дела благородные. Вместо этого они тратят свое время впустую на веселье. Жизнь детей севера коротка: «цветем недолго, быстро умираем».
В результате, жизнь их «пасмурна» и «однообразна». К сожалению, многие этого не понимают. Им чужды юности порывы.
В последних четырех строчках поэт называет причину того, почему дворянская молодежь поникла и погрузилась в праздность. Это бездействие. Неудавшееся восстание показало, что в России невозможно ничего изменить. В итоге, все опустили руки и посвятили себя увеселительным мероприятиям.
Единственные трофеи, которые завоевали восставшие – это глубокие познанья, которые никому не нужны.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на две части. По типу – это линейная композиция. События описываются в хронологическом порядке.
Пейзаж в стихотворении играет в композиционном отношении важную роль. Именно в пейзажной зарисовке сосредоточена ключевая мысль поэта:
Мы дети севера как здешние растения, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша.
Такое существование порождает разочарование, потерю веры в искреннюю любовь и настоящую дружбу. Хотя Лермонтов гордится севером – родиной своей, но в тот же момент с горечью и болью переживает за её судьбу. Что может дать Россия кроме «пасмурной жизни»?
Если первая часть спокойная и плавная, поэт выражает искренне сочувствие своим соотечественникам, то вторая часть начинается резкой сменой настроения. Она более взволнованна и выражает поникший дух Лермонтова.
«Монолог», анализ стихотворения для 9 класса
В.Г. Белинский писал, что в лермонтовских стихах «уже нет надежды, они поражают душу безотрадностью». И правда, в каждой строчке «Монолога». написанного пятнадцатилетним поэтом, пронзительно-щемящее ощущение дисгармонии.
В центре лирического повествования — судьба поколения. Мучительным признанием звучит первая строчка:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
Монолитно написанное произведение полно безысходности, откровенного безверья и пессимизма. Лирический герой задается горестными вопросами, а ответы на них безотрадны. Последователен и категоричен вывод. Ни к чему человеку, живущему там, где «сердцу тяжко». «глубокие познанья, жажда славы и пылкая любовь свободы». Куда лучше быть ничтожеством, что ничего не представляет из себя и способно насладиться простыми радостями жалкого существования, чем мучиться от разрыва между внутренним миром и действительностью.
Трагедия лирического героя — яркая индивидуальность, открыто противопоставляющая себя враждебному внешнему миру. Противоречие между героем и миром носит моральный характер. Утрата идеалов целым поколением становится причиной каждодневной драмы.
Тема «потерянного поколения» переплетается с темой родины. очень близкой поэту, интимной для него. «Здешний свет». «север» — так обозначена здесь Россия, глубоко любимая, прочувствованная, но здесь несущая в себе погибель молодому поколению, потому что отрицает яркость отдельного человека.
Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем.
Избранная поэтом форма философского монолога. не обремененного рифмой, передает как бы размышления вслух. Ритмический рисунок меняет характер на обрывающихся многоточиями как бы незавершенных строках, показывая ход мысли, ее сбивчивость.
Стихотворение не делится на строфы, это создает ощущение, что все настолько наболело и так скрупулезно осмыслялось, что теперь звучит одной неразрывной мыслью.
Драматический пафос задан с первых же слов. Обращение к незримому собеседнику «поверь» приобретает трагическое звучание, усиливающееся с помощью градации.
Пейзажная зарисовка, изображающая образ родины. стоит в максимально значимой в композиционном и смысловом отношении позиции. Именно она ключ к поэтической мысли.
Судьба человека неразрывно соединена с судьбой места, где он живет. Обреченное, потерявшее себя поколение способно видеть только «солнце зимнее на сером небосклоне». Силу духа, цели, желания — все можно черпать из родной земли. Но общественная атмосфера сыграла решающую роль, подавляя и разрушая целостность личности, заложенную природой.
Художественное своеобразие произведения
Все чаще в тексте стихотворения встречаются союзы со значением отрицания, а также соединительный союз «и».
Ввод союза «и» позволяет подчеркнуть степень однообразия жизни: «и душно, и тяжко, и душа тоскует».
В последних строках союз переходит в анафору:
Отрицание достигается за счет союза «ни»: «ни любви, ни дружбы». В последней строке этот союз усиливается отрицательным местоимением «ничто».
Двойное отрицание направлено на непринятие существующей действительности Лермонтовым. Чувство однообразной жизни достигается за счет использования сложных предложений и многоточия вместо точек.
Средства художественной выразительности
Лермонтов в стихотворении широко использует сравнения: «Как солнце зимнее на сером небосклоне, так пасмурна жизнь наша».
Метафора только одна «и нам горька остылой жизни чаша»
Эпитеты: «пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой» создают контраст с серыми буднями и томлением молодых людей.
С помощью риторического вопроса «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?» Лермонтов приглашает к размышлению читателя – собеседника. Позже, он плавно подводит его к выводу.
Поэтический текст построен на двух сравнениях с явлениями, характерными для севера — с недолговечными растениями (быстрая жизнь, полная вроде бы ярких, но пустых и бесполезных моментов – цветение не приносит плодов) и бледным солнцем (в следующей фразе герой сам проясняет свою мысль). И, как следствие того, что жизнь тратится на не то, что нужно, приводятся страдания общества («И душно кажется»).
Значение
В литературе судьба поколения волновала многих писателей и поэтов. Эта тема была особенно острой. М.Ю. Лермонтов еще не раз будет возвращаться к ней.
Одним из ключевых стихотворений на данную тему является произведение «Дума», которое поэт напишет после «Монолога». «Дума» — это продолжение философских размышлений об утрате идеалов, смысла жизни и ценностей.
История и литература как предмет изучения культурного наследства страны всегда неразрывны. С точки зрения литераторов можно понять, какие чувства переживали поэты и писатели, народ в целом в момент исторических свершений.
Число пострадавших и жертв после восстания декабристов было колоссальным. Никогда еще Россия не знала таких столкновений внутри государства. Высоким идеалам была принесена слишком большая жертва – 1271 человек. Неудивительно, что поэт разочарован.