Монологическое высказывание что это

Монологическое высказывание что это. Смотреть фото Монологическое высказывание что это. Смотреть картинку Монологическое высказывание что это. Картинка про Монологическое высказывание что это. Фото Монологическое высказывание что это

Определение и характеристики

Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.

Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:

Монологическое высказывание что это. Смотреть фото Монологическое высказывание что это. Смотреть картинку Монологическое высказывание что это. Картинка про Монологическое высказывание что это. Фото Монологическое высказывание что это

Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).

Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.

Основными характеристиками монолога являются:

Монологическое высказывание что это. Смотреть фото Монологическое высказывание что это. Смотреть картинку Монологическое высказывание что это. Картинка про Монологическое высказывание что это. Фото Монологическое высказывание что это

Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.

Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.

Структурные компоненты и виды

Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.

В таблице видов монологов выделяют:

Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.

Монологическое высказывание что это. Смотреть фото Монологическое высказывание что это. Смотреть картинку Монологическое высказывание что это. Картинка про Монологическое высказывание что это. Фото Монологическое высказывание что это

Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.

В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.

В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.

Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.

Функции и критерии оценивания

Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:

Монологическое высказывание что это. Смотреть фото Монологическое высказывание что это. Смотреть картинку Монологическое высказывание что это. Картинка про Монологическое высказывание что это. Фото Монологическое высказывание что это

В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.

При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:

Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.

Источник

Монологическая речь (полезная информация)

Монологическое высказывание что это. Смотреть фото Монологическое высказывание что это. Смотреть картинку Монологическое высказывание что это. Картинка про Монологическое высказывание что это. Фото Монологическое высказывание что это Виктория Мекеня
Монологическая речь (полезная информация)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

С. Л.Рубинштейн дал следующее определение связной речи: «Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Речь, по его мнению,может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Таким образом, С. Л.Рубинштейн четко выделяет в контекстной речи два взаимосвязанных плана: мыслительный и речевой, что позволяет подойти к анализу связной речи как к особому виду речемыслительной деятельности.

Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, нет необходимости специально учитывать ситуации, в которой она произносится,все в ней понятно для другого из самого контекста: это контекстная речь. А речь маленького ребенка, по мнению

С. Л. Рубинштейна,сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого — такого «контекста», на основании которого можно было бы ее понять, поэтому необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находится и говорит ребенок.Смысловое содержание речи становится понятным в связи с этой ситуацией: это ситуативная речь.

Однако С. Л. Рубинштейн не противопоставлял эти два вида речи, а различал ситуативную и контекстную речь по господствующей черте. Ибо всякая речь имеет какой-либо контекст, и в то же время всякая речьсвязана и обусловлена некоторой ситуацией: «Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим».

Когда у ребенка развивается связная контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого общения. Таким образом, к контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей или читателей.

Намеченная в работах С. Л. Рубинштейна идея о наличии в контекстной монологической речи мыслительного (содержательного) и речевого (структурного) плана получила свое последующее развитие в трудах Н. И. Жинкина, положивших начало системному психолого-лингвистическому, многоаспектному изучению связной речи.

Н. И. Жинкин разработал оригинальную методику исследования связной речи, основанную на анализе текста как готового продукта сложной речемыслительной деятельности, представляющего собой «такое сочетание предложений, которое составляет смысловую структуру».

Этот метод, по мнению автора, дает возможность проникнуть в «интимные» механизмы генерации цельного и связного сообщения. Выявляя особенности построения текста, автор приводит к представлению о том, что текст, вбирая в себя, с одной стороны, «мысли, способы их соединения, виды связей» между ними, а с другой — «технику, средства закрепления мысли», является многоуровневым, иерархически организованным речевым целым.

Мысль о двух объективно существующих сторонах речевого сообщения, которые, по замечанию автора, можно отграничить друг от друга, несмотря на их единство,и послужила основанием для выделения в текстовом сообщении двух планов: плана содержания (внутреннего плана) и плана выражения (внешнего плана).

Исключительно плодотворной для развития теории связной речи оказалась мысль Н. И. Жинкина о правилах внутренней, смысловой организации текста, отражающей ходы мысли говорящего. С этой точки зрения для нас особый интерес представляет выделение двух пластов в содержательной стороне сообщения —

системы предметных (денотатных) признаков, т. е. того, «о чем именно будет

речь«, и системы предикатов, т. е. того, что именно будет сообщаться об отношениях реальных предметов действительности.

И та и другая системы представляют собой определенную иерархию, поскольку в тексте важно не только выделить указанные элементы, но и соединить их между собой так, чтобы партнер по коммуникации понял данное сообщение.

Установление в тексте иерархии предикатов базируется на их различной функциональной нагрузке, поскольку одни из них передают основную мысль и являются главными, другие, передающие второстепенные мысли, — дополнительными, а третьи — дополнительными ко вторым.

Формирование смысловых связей, составляющих семантическую структуру сообщения, отнесено Н. И. Жинкиным к внутренней речи, которая обеспечивается единицами универсального предметно-схемного, или предметно-изобразительного, кода.

Такая схема является аналогом внутренней смысловой программы текста, обладающей качеством цельности. Цельность программы вытекает из замысла, который трактуется в разработанной автором теорий текста не просто как первичная «смутная» мысль, а как некоторое интеллектуальное образование, осуществляющее прогнозирующее согласование начала и конца будущего сообщения. Замысел, по словам Н. И. Жинкина, возникает до текста и определяет не только предметно-тематическую область поиска новой информации, но и намечает уровни развертывания текста через иерархию тем, подтем и микротем. Именно замысел вводит в речь ограничения, детерминирующие не только отбор новой информации, но и выбор слов. Недостаточное развертывание текста по подтемам, субподтемам и микротемам как опорным точкам смысловой программы ведет к возникновению различных по глубине «смысловых скважин» и к частичному или полному непониманию сообщения партнером.

Речь ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того, как в ходе развития изменяются содержание и функция речи, ребенок в процессе обучения овладевает формой связной контекстной речи. Исследование А. М. Леушиной, посвященное изучению развития связной речи у детей дошкольного возраста,вскрыло особенности их ситуативной речи: они проявляются в разной мере и

зависят от содержания, от характера общения, а также от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько он знаком с литературной речью.

С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи идет по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребенком своей речи, или, по А. А. Леонтьеву, произвольность речи, а затем вычленение ее компонентов. При этом под произвольностью автор понимает «способность ребенка в порядке волевого акта осуществлять свою речь».

Л. В. Щерба считал, что монолог лежит в основе литературного языка, ибо всякий монолог и есть литературное произведение в зачатке. Он рассматривал монолог как организованную систему облеченных в словесную форму мыслей, являющуюся преднамеренным воздействием на окружающих. Именно поэтому монологу надо учить.

Структура монолога (литературного языка) очень сложна. В его структуре не могут быть допустимы такие нарушения,как в диалоге: фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, странные словоупотребления и нарушения синтаксических норм. Все эти нарушения происходят благодаря недостаточному контролю сознания при спонтанном диалоге. Монологическойречи обычно эти нарушения не свойственны: она протекает в рамках традиционных форм, и это является ее основным организующим началом.

Л. В. Щерба, утверждал, что все отступления от нормы не страшны в разговорной речи, их не замечают собеседники, а в монологической речи они немыслимы. Потому что в диалоге принимают участие два лица, которые понимают друг друга, а монолог, чаще всего, адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку.

В специальной литературе рядом авторов: Н. И. Кузиной, Л. А. Долговой, Т. А. Ладыженской и др. выделяется несколько критериев связности устного сообщения. Одним из них является последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения — последовательность сложных соподчиненных отношений — временных, пространственных, причинно-следственных, качественных. Это отмечают такие исследователи как Н. П. Трастов, Т. А. Ладыженская и др.

К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка эпизодов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается ъ предыдущему и т. п.).

Соблюдение связности и последовательности сообщения во многое определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическук организацию. Это явление отмечали следующие исследователи И. А. Зимняя, С. А. Гурьева и др.

Адекватное отражение предметов реальной действительности, ю связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организацш высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляете; в его логической организации. Овладение навыками ЛОГИКО-СМЫСЛОВОР организации высказывания способствует четкому, спланированном> изложению мысли, т. е. произвольному и осознанному осуществленик речевой деятельности. Осуществляя речевую деятельность, человег следует «внутренней логике» раскрытия всей структуры

предметны? отношений. Элементарное проявление смысловой связи — межпонятийная связь, отражающая отношения между двумя понятиями Основной тип межпонятийной связи — предикативная смысловая связь которая «ранее других формируется в онтогенетическом развитии»

О. А. Нечаевой, Л. А. Долговой и др. был выделен ряд; разновидностей устной монологической речи, или «функционально смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основным! видами, в которых осуществляется монологическая речь,являются:

Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств.

Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику».

Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило,следующую композиционную структуру:

Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений, называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят:

1. исходный тезис (информация, истинность или ложность

которой требуется доказать,

2. аргументирующая часть (аргументы в пользу или против

Впервые научно-обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л. С. Выготский. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, о соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре и семантике внутренней речи.

В концепции Л. С.Выготского выделено пять планов фразообразования:

3. Внутренняя речь (опосредование мысли в предикативных

4. Семантический план (опосредование в значениях слов) — мост

между внутренней и внешней речью.

5. Фазический план (видоизменение структуры при ее

воплощении в словах, перевод синтаксиса значений в словесный

Теория порождения речи, созданная Л. С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных ученых (А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. С. Цветкова, И. А. Зимняя, Т. А. Ахутина и др.).

Ключевым моментом является положение Л. С. Выготского о зарождении мысли не от мысли, а от потребностей человека. Аналогичные выводы содержатся в исследованиях М. И. Лисиной, доказавшей, что овладение речью обусловлено потребностно-мотивационной основой жизнедеятельности ребенка.

Для развития теории порождения речи большое значение имели данные физиологии и нейропсихологии, доказывающие, что основой порождения

речевого высказывания является синтетическая деятельность коры головного мозга.

А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого. А. А. Леонтьев предложил принципиальную схему порождения речи, включающую этапы мотивации, замысла (программы, плана, осуществления замысла и сопоставления реализации с самим замыслом.

В связи с этим представляет интерес фазовая схема речевого действия А. А. Леонтьева,включающая:

• формирование речевой интенции (намерение,

Порождение связного развернутого речевого высказывания должно включать в своей состав не только создание исходной- схемы, определяющей последовательность звеньев этого высказывания, но и постоянный контроль за протеканием всплывающих компонентов высказывания, сознательный выбор речевых компонентов.

По данным Т. В. Ахутиной,различаются 3 уровня программирования речи:

1. внутреннее (смысловое) программирование,

2. грамматическое структурирование,

3. моторная кинетическая организация высказывания.

Им соответствуют три выбора элементов высказывания:

• выбор семантических единиц (единицы смысла);

• выбор лексических единиц, которые комбинируются в соответствии с

правилами грамматического структурирования;

Для анализа состояния связной речи детей и разработки системы ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев механизма ее порождения, как внутренний замысел, общая смысловая схема высказывания, целенаправленный выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за реализацией смысловой программы и использованием языковых средств.

Рассматривая речевой механизм с точки зрения деятельностного подхода, И. А. Зимняя отмечает,что в качестве механизмов ориентировочно-исследовательской фазы речевой деятельности выступают общефункциональные механизмы: упреждение, т. е. опережающие отражение, оперативная и постоянная память. Кроме того,в этой же фазе выделяют следующие специфические речевые механизмы:

«операционные смыслообразующие механизмы», функция которых

заключается в построении предметно-логического плана сообщения,

т. е. денотативной схемы;

«механизмы формирования и формулирования мысли», функция

которых заключается в лексико-грамматическом оформлении

«механизмы фонационного оформления» высказывания

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем, в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном

изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности (текущего, последующего, упреждающего) с опорой на слуховое и на зрительное (составление рассказа по наглядному материалу) восприятие. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера. И по сравнению с диалогической, монологическая речь, по своей организации, гораздо сложнее.

Монологическое высказывание что это. Смотреть фото Монологическое высказывание что это. Смотреть картинку Монологическое высказывание что это. Картинка про Монологическое высказывание что это. Фото Монологическое высказывание что этоФотоотчет «Песок, музыка, вода — вот полезная игра» Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души. Требования к современному образованию.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Полезная еда нам нужна всегда» Программное содержание: Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения.

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Очень полезная птичка Синичка» Задачи: Обучающие: • Дополнить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. • Расширить знание детей о птице.

Конспект занятия в подготовительно группе по окружающему миру «Полезная и вредная пища» Цель: формировать у детей представления о полезности и вредности продуктов питания. Задачи: Уточнять знания детей о правилах здорового.

Конспект беседы с детьми «Полезная и вредная еда» Хочу предложить Вашему вниманию беседу с детьми средней группы по формированию здорового образа жизни «Полезная и вредная еда», цель которой.

Семинар для педагогов на тему: «Сохраним тебя, русская речь!» Цикл «Ваш успех — ваша речь!» Ноябрь-2013 Миссия – повышение качества образования в целом, повышение имиджа среди ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной.

Источник

Монологическое высказывание на тему: секреты обучения

Монологическое высказывание что это. Смотреть фото Монологическое высказывание что это. Смотреть картинку Монологическое высказывание что это. Картинка про Монологическое высказывание что это. Фото Монологическое высказывание что это

Способны ли ваши ученики воспроизвести монолог на заданную тему на английском языке? Не пересказать прочитанное или услышанное, не рассказать заранее написанное и тщательно вызубренное, а именно поговорить на заданную тему? Довольно часто ответ на этот вопрос — «нет». Тем не менее навык важный и нужный. Так как же помочь нашим ученикам? Сегодня рассказываем секреты обучения монологическому высказыванию.

Что это такое

Монологическое высказывание — это форма речи, характеризующаяся развернутостью, автономностью, наличием цели и особым языковым оформлением. Монолог всегда обращен к кому-то, будь то группа людей, один человек или сам говорящий. Кроме того, такая форма высказывания всегда имеет цель, из которой вытекает оформление речи.

Монологическая речь в рамках изучения иностранного языка является важным навыком, который проверяется рядом экзаменов, как государственных, так и международных. Также, умение излагать свои мысли в особой форме делает нас лучшими собеседниками.

Обучение монологическому высказыванию происходит с начальных классов и может быть условно поделенным на несколько этапов.

1. Первый этап подразумевает под собой выработку языковых автоматизмов, другими словами, обучение языку в целом. На этом этапе монолог довольно условный и является изложением услышанного или прочитанного, повторением готового материала, имитацией готовой речи и т.д. Такой вид монологического высказывания характерен для низких уровней. Продукт на выходе хоть и является условно монологом, более зависим от внешних материалов, всегда заранее подготовлен и отрепетирован.

2. На втором этапе происходит обучение отбору и использованию языковых средств, подбор необходимого и уместного языкового материала. Данный этап также характеризуется опорой на готовый текст, но уже является реакцией на него. Кроме того, на этом этапе происходит обучение организации высказывания, использованию слов-связок и других средств оформления речи.

3. Третий этап — это инициативное высказывание, т.е. уже полноценный монолог на тему. К этому моменту учащиеся в достаточной мере владеют языком, знаниями об оформлении и связности речи и способны построить монологическое высказывание на любую тему без необходимости изложения готового текста.

С третьим этапом, как правило, и случаются проблемы. К сожалению, даже взрослые ученики высоких уровней часто не способны воспроизвести монолог достаточной длины. Либо высказывание их может быть развернутым, однако нелогичным, несвязным и т.д.

Что делать

Проблема в том, что многие не умеют оформлять свой монолог. Часто студенты признаются, что не знают, о чем можно говорить на протяжении, скажем, 1-2 минут и т.д. Сколько бы не было причин, решение часто одно — научить оформлять речь и планировать ее.

В этом поможет старое доброе средство — mind mapping. Мы уже писали о том, как можно применять это для изучения лексики. Тот же принцип можно с успехом использовать в подготовке монолога на тему.

Как это работает

Для примера возьмем задания из экзамена IELTS — Speaking Part 2, которое представляет собой монологическое высказывание на заданную тему. С этим заданием возникают проблемы у многих неподготовленных к формату экзамена студентов, просто от того, что они не знают, как организовать свои мысли так, чтобы упомянуть все, что есть в задании и уложить это в 2 минуты. На подготовку к такому заданию дается 1 минута. За это время невозможно написать полную речь, однако возможно создать опорный mind map.

Представьте, что ученику предстоит подготовить ответ на следующую тему:

Describe a language other than English that you would like to learn.

what the language is

where it is spoken

what you think would be difficult and what would be easy about learning the language

and explain why you would like to learn it.

Задача учащегося за 1 минуту подготовить монолог на 2 минуты, включив все необходимое из задания, еще и хорошо структурировать и оформить.

Первое, что я рекомендую сделать своим студентам и делаю сама — подчеркнуть ключевые моменты в задании, чтобы не пропустить ничего в своем высказывании. Основной темой высказывания будет язык, который студент хотел бы выучить помимо английского. Это будет сердцевиной mind map. Далее студент должен упомянуть, какой язык, где на нем говорят, что в нем сложного и легкого, и почему он хочет его учить. Эти идеи будут лепестками mind map. Они помогут нам развернуть наше высказывание до необходимого объема.

К каждому из лепестков на mind map можно добавить краткий ответ на вопрос, причины (если это уместно), а также слова-связки, и другую полезную лексику. В итоге mind map к данному заданию может выглядеть так:

С помощью этого mind map можно составить подобный ответ:

I am going to talk about a language I would like to learn apart from English.

I’ve always wanted to learn Spanish. First and foremost, this language is spoken in Spain and is one of the official languages in this country. Moreover, Spanish is an official language in almost all Latin American countries, however it is influenced by their indigenous languages and has a number of local dialects. Finally, Spanish is still used in the former Spanish colonies either like an official language or just a spoken language.

On the one hand, it might seem that Spanish is a difficult language to learn. First of all, it contains a lot of new and unusual words which you have to get used to and memorise. In addition, it contains a vast amount of irregular verbs which change differently and the only way to remember them is just learn them by heart. However, for me personally, the most difficult thing about Spanish is that they all speak so fast which makes it really hard to understand what they are talking about.

On the other hand, Spanish is considered by many people one of the easiest languages to learn. There are many international words in the language as well as words of Latin origin, so it is easier for those whose first language is Roman or who studies Latin at university. Apart from this, Spanish has easy rules of spelling and reading which makes it really quick to acquire both reading and writing in this language, not only speaking and listening. The best part about Spanish, in my opinion, is that the word order is not restricted as in English that is why it is easier to learn for those who have the same word order rules in their languages.

I want to learn the language for at least two reasons. First, it is the second most spoken language in the world by the number of speakers after Mandarin Chinese, so knowing Spanish I can communicate with more people worldwide. Second, it is very beautiful, so if you are in love with Spanish culture as I am, knowing the language is a must. That is why I would learn Spanish if I had a chance.

Саму карту можно делать более или менее подробной, в зависимости от условий. Если это не подготовка к экзамену, а именно обучение монологической речи, времени на подготовку можно выделить больше (5-10 минут). При работе с индивидуальным студентом можно поработать над первыми картами вместе (используйте scaffolding и наводящие вопросы, чтобы помочь ученику, но не давайте готовых идей и ответов).

Чем помогает создание mind map при подготовке монологического высказывания?

→ Структура ответа: можно визуально обозначить основную тему высказывания, а также составляющие высказывания. Нумерация поможет не сбиться в порядке во время устного ответа.

→ Краткие ответы: краткие ответы на ключевые вопросы помогут не сбиться с мысли. От краткого ответа уже проще сформировать детали.

→ Полезные выражения: фиксирование полезных слов-связок для каждого пункта поможет не повторятся и использовать разнообразные средства оформления речи.

На первых порах создание такого рода ментальных карт может занимать много времени. Однако, в процессе обучения это приемлемо. С каждым разом процесс будет проходить быстрее. Оформление мыслей таким образом помогает сделать высказывание развернутым, разнообразным и в случае с IELTS ничего не забыть.

Таким образом можно готовить опору не только для монолога для экзаменов, но и при подготовки ответа на вопросы из учебника, или подготовки речи по теме заданной, например, в формате integrated speaking или discussion questions.

Надеемся, что этот небольшой лайфхак поможет вашим ученикам качественнее оформлять мысли для монологического высказывания.

А что вы думаете о данном приеме? Попробовали бы его со студентами? Какими приемами пользуетесь при обучении монологической речи? Ждем ваших историй и вопросов в комментариях!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *