Монополистический рынок чем отличаются
Монополистический рынок против совершенной конкуренции: в чем разница?
Опубликовано 09.06.2021 · Обновлено 09.06.2021
Что такое монополистические и абсолютно конкурентные рынки?
Монопольный рынок и вполне конкурентоспособны на рынке два рыночные структуры, которые имеют несколько ключевых различий с точки зрения доли рынка, контроль над ценами, и барьеры для входа на рынок. На монополистическом рынке есть только одна фирма, которая диктует цены и уровни предложения товаров и услуг, и эта фирма полностью контролирует рынок. В отличие от монополистического рынка, совершенно конкурентный рынок состоит из множества фирм, где ни одна фирма не контролирует рынок. В реальном мире ни один рынок не является чисто монополистическим или абсолютно конкурентным. Каждый реальный рынок сочетает в себе элементы обоих этих типов рынков.
Ключевые выводы:
Понимание монополистических и абсолютно конкурентных рынков
Монополистические и совершенно конкурентные рынки по-разному влияют на предложение, спрос и цены.
Монополистические рынки
На монополистическом рынке фирмы устанавливают цены, потому что они контролируют цены на товары и услуги. На этом типе рынка цены на товары и услуги, как правило, высоки, потому что фирмы полностью контролируют рынок. Фирмы имеют общую долю рынка, что создает трудности для входа и выхода. Поскольку барьеры для входа на монополистический рынок высоки, фирмы, которым удается выйти на рынок, по-прежнему часто во власти одной более крупной фирмы. На монополистическом рынке обычно участвует один продавец, и покупатели не могут выбирать, где покупать свои товары или услуги.
Чисто монополистические рынки крайне редки и, возможно, даже невозможны при отсутствии абсолютных барьеров для входа, таких как запрет на конкуренцию или единоличное владение всеми природными ресурсами.
Совершенно конкурентные рынки
На рынке, где царит совершенная конкуренция, цены диктуются спросом и предложением. Все фирмы на абсолютно конкурентном рынке берут цены, потому что ни одна из них не имеет достаточного контроля над рынком. В отличие от монополистического рынка, фирмы на совершенно конкурентном рынке имеют небольшую долю рынка. Барьеры для входа относительно низкие, и фирмы могут легко входить и выходить с рынка. В отличие от монополистического рынка, на совершенно конкурентном рынке много покупателей и продавцов, и потребители могут выбирать, где покупать свои товары и услуги.
Компании зарабатывают ровно столько, чтобы оставаться в бизнесе, и не более того. Если бы они получали сверхприбыль, на рынок выходили бы другие компании, которые снижали бы прибыль. Как упоминалось ранее, совершенная конкуренция – это теоретическая конструкция. Таким образом, трудно найти реальные примеры совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция
Между монополистическим рынком и совершенной конкуренцией лежит монополистическая конкуренция. В условиях монополистической конкуренции на рынке присутствует множество производителей и потребителей, и все фирмы обладают лишь определенной степенью контроля над рынком. Напротив, в то время как монополист на монополистическом рынке полностью контролирует рынок, монополистическая конкуренция предлагает очень мало препятствий для входа. Все фирмы могут выйти на рынок, если они считают, что прибыль достаточно привлекательна. Это делает монополистическую конкуренцию похожей на совершенную конкуренцию.
Однако на рынке с монополистической конкуренцией существует дифференциация продуктов. Продукты в условиях монополистической конкуренции – близкие заменители; товары имеют отличительные особенности, такие как брендинг или качество. Это отличается как от монополистического рынка, где нет заменителей товаров, так и от совершенной конкуренции, где товары идентичны.
Краткий обзор
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции основывается на спросе и предложении, в то время как в условиях монополистической конкуренции ценообразование устанавливает продавец.
Разница между рынком монополистической конкуренции и рынком олигополии
В рыночной экономике могут наблюдаться такие явления, как монополистическая конкуренция, а также олигополия. Что они собой представляют?
Факты о монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция — это состояние рынка (либо отдельных его отраслей), при котором достаточно большое количество фирм выпускают похожую продукцию и могут пользоваться возможностью выставлять на нее комфортные для себя цены. Как правило, это допустимо в силу того, что в потребительском сообществе появляется мода на конкретные товары от определенного бренда — и их начинают покупать активнее, чем те, что производятся конкурентами. Но вполне возможна существенная разница и между качеством продукции от конкурирующих фирм. Кроме того, на выбор покупателей часто влияет также месторасположение поставщика.
Бренд, выпускающий модную или особо качественную продукцию, может значительно завышать цены относительно среднерыночной величины — но только до тех пор, пока они будут удовлетворять покупателей с точки зрения сочетания с качеством и иными факторами, влияющими на выбор соответствующих товаров. Либо пока на рынке не появится прямой конкурент, готовый поставлять такие же товары по качеству, но дешевле, а также способный раскрутить свою продукцию и сделать ее модной.
В некоторых случаях фирмы, которые присутствуют на рынке монополистической конкуренции, способны принимать решения и о снижении цен — например, в целях увеличения собственной доли в сегменте. Но в этом случае слишком сильное увлечение удешевлением продукции может привести к тому, что люди перестанут воспринимать ее как раскрученный, модный бренд и начнут обращать внимание на товары как раз таки конкурирующих фирм.
Монополистическая конкуренция ощутимо отличается от так называемой совершенной — при которой у брендов практически нет возможности выставлять удобные для себя цены из-за того, что другие производители предлагают своим потребителям точно такие же по качеству и по уровню раскрученности товары. Но монополистическая конкуренция гораздо ближе к совершенной, чем, в частности, к олигополии. В чем ее особенности — мы сейчас изучим.
Факты об олигополии
При олигополии основную долю рынка (либо какого-то его сегмента) делят между собой относительно небольшое количество конкурирующих фирм. Данное экономическое состояние обусловлено чаще всего трудностью входа в соответствующую отрасль новых игроков — ввиду административных и иных барьеров.
Взаимоотношения между конкурирующими фирмами при олигополии в меньшей степени выстраиваются исходя из рыночных законов спроса и предложения, в большей — на основе неофициальных коммуникаций, «закулисных игр», частных договоренностей собственников и топ-менеджеров бизнесов. Дело в том, что любое изменение фирмой цены на рынке олигополии (как в большую, так и в меньшую сторону) может весьма значительно повлиять на положение дел в бизнесе конкурентов. Поэтому соперничающие компании в целом стремятся к тому, чтобы договариваться между собой по вопросам ценовой политики, доступа к поставщикам и рынкам сбыта. Но конкурентами они при этом быть не перестают — и потому рыночные доли отдельных компаний могут с течением времени меняться.
Зачастую лидером рынка становится именно та фирма, которая является самым сильным игроком в «закулисье», а также в искусстве переговоров. В конечном счете она способна получить возможность монопольного установления цен. Безусловно, лидерами могут стать и те бизнесы, что предложили рынку наиболее конкурентоспособную модель развития, основанную на реальном росте качества товаров и эффективности управления.
Сравнение
Главное отличие рынка монополистической конкуренции от рынка олигополии — в степени открытости рыночной отрасли. В первом случае существенных барьеров на вход новых игроков обычно не наблюдается, и в результате конкурировать между собой начинает большое количество бизнесов. При олигополии рынок или его сегменты открыты не для всех, и потому конкурируют между собой немного компаний.
При монополистической конкуренции поставщики, в свою очередь, более свободны в ценообразовании. Они могут поднимать отпускные цены на продукцию до тех пор, пока потребители не перестанут ее покупать в силу слишком больших затрат в соотнесении с качеством товаров, раскрученностью бренда и иными факторами, определяющими выбор продукта. Либо — уменьшать цены в целях укрупнения доли на рынке.
При олигополии одностороннее увеличение или уменьшение отпускных цен без должного согласования с конкурентами, как правило, осуществить проблематично — если только компания не предлагает заметно более эффективной модели управления, чем другие игроки рынка, и не выпускает намного более качественные товары, на которые правомерно поднимать цены.
Определив то, в чем разница между рынком монополистической конкуренции и рынком олигополии, зафиксируем выявленные нами критерии в таблице.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия
Рыночная экономика — сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отношений. Поэтому рынки по определению не могут быть однородными. Они различаются по целому ряду параметров: количество и размер фирм действующих на рынке, степень их влияния на цену, вид предлагаемых товаров и многое другое. Эти характеристики определяют типы рыночных структур или иначе рыночных моделей. Сегодня принято выделять четыре основных типа рыночных структур: чистая или совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия. Рассмотрим их более подробно.
Понятие и типы рыночных структур
Рыночная структура — комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка.
Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т. д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.
Ключевые характеристики типов рыночных структур:
Важнейшая характеристика типа рыночной структуры — уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).
Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:
Таблица со сравнительным анализом основных типов рыночных структура показана ниже.
Совершенная (чистая, свободная) конкуренция
Рынок совершенной конкуренции (англ. «Perfect competition») — характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании.
То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.
На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.
Особенности или условия совершенной конкуренции:
Монополистическая конкуренция
Рынок монополистической конкуренции (англ. «Monopolistic competition») — характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.
В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т. д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.
Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. Например, если потребители предпочитают косметическую продукцию «Avon», то они готовы заплатить за нее больше, чем за аналогичную косметику других компаний. Но если разница в цене будет слишком большой, потребители все же перейдут на более дешевые аналоги, например фирмы «Oriflame».
К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы — один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа.
Особенности или черты монополистической конкуренции:
Олигополия
Рынок олигополии (англ. «Oligopoly») — характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.
Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный.
Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.
Особенность олигополии в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Возможны два вида реакции:
Таким образом, для рынка олигополии характерна ломаная кривая спроса.
Особенности или условия олигополии:
Чистая (абсолютная) монополия
Рынок чистой монополии (англ. «Monopoly») — характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара.
Абсолютная или чистая монополия — полная противоположность совершенной конкуренции. Монополия — рынок одного продавца. Конкуренция отсутствует. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы.
Законодательство многих стран (в т. ч. России) борется с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией (сговор между фирмами в установлении цен, демпинг ).
Чистая монополия, особенно в масштабах всей страны, явление очень и очень редкое. Примерами могут служить небольшие населенные пункты (деревни, поселки, небольшие города), где лишь один магазин, один владелец общественного транспорта, одна железная дорога, один аэропорт. Или естественные монополии.
Особые разновидности или типы монополии:
Особенности или условия монополии:
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.
Монополистические рынки
Что такое Монополистические рынки?
Монополистический рынок – это теоретическое состояние, описывающее рынок, на котором только одна компания может предлагать товары и услуги населению. совершенной конкуренции рынка, в котором бесконечное число фирм работает. В чисто монополистической модели монопольная фирма может ограничивать выпуск, повышать цены и получать сверхнормальную прибыль в долгосрочной перспективе.
Ключевые моменты
Понимание монополистических рынков
Поскольку существует только один поставщик, а фирмы не могут легко войти или выйти из него, нет заменителей товаров или услуг. Следовательно, у монополии также есть абсолютная дифференциация продуктов, потому что нет других сопоставимых товаров или услуг.
История монополий
Термин « монополия » возник из английского права для обозначения королевского гранта. Такой грант разрешал одному торговцу или компании торговать определенным товаром, в то время как ни один другой торговец или компания не могли этого делать.
Исторически монополистические рынки возникли, когда отдельные производители получили исключительные юридические привилегии от правительства, такие как договоренность, заключенная между Федеральной комиссией по связи (FCC) и AT&T в период с 1913 по 1984 год. В этот период ни одной другой телекоммуникационной компании не разрешалось конкурировать с AT&T. потому что правительство ошибочно полагало, что рынок может поддерживать только одного производителя.
В последнее время краткосрочные частные компании могут вести себя как монополисты, когда производство имеет относительно высокие фиксированные издержки, что приводит к снижению средних долгосрочных общих затрат по мере увеличения объема производства. Эффект такого поведения может временно позволить одному производителю работать с более низкой кривой затрат, чем любой другой производитель.
Влияние монополистических рынков
Типичное политическое и культурное возражение против монополистических рынков состоит в том, что монополия в отсутствие других поставщиков того же продукта или услуги может взимать надбавку со своих клиентов. У потребителей нет заменителей, и они вынуждены платить цену за товары, диктуемую монополистом. Во многих отношениях это возражение против высоких цен, не обязательно монополистического поведения.
Стандартный экономический аргумент против монополий иной. Согласно неоклассическому анализу, монополистический рынок нежелателен, потому что он ограничивает выпуск, а не из-за монополистических выгод от повышения цен. Ограниченный выпуск означает сокращение производства, что снижает общий реальный общественный доход.
Даже если существуют монополистические полномочия, такие как юридическая монополия Почтовой службы США на доставку почты первого класса, у потребителей часто есть множество альтернатив, таких как использование стандартной почты через FedEx или UPS или по электронной почте. По этой причине монополистические рынки редко успешно ограничивают производство или получают сверхнормальную прибыль в долгосрочной перспективе.
Регулирование монополистического рынка
Тем не менее, правительства часто регулируют поведение частного бизнеса, которое кажется монополистическим, например, в ситуации, когда одна фирма владеет львиной долей рынка. У FCC, Всемирной торговой организации и Европейского союза есть правила управления монополистическими рынками. Их часто называют антимонопольным законодательством.
Discovered
О финансах и не только…
Рынок монополии и монополистическая конкуренция
Монополия (от греческого μόνος mónos («один» или «единственный») и πωλεῖν pōleîn («продавать») возникает, когда конкретное лицо или предприятие является единственным поставщиком определенного товара. Это контрастирует с монопсонией, при которой одна компания является единственным покупателем товара или услуги, и с олигополией, при которой несколько продавцов доминируют на рынке.
Таким образом, монополии характеризуются отсутствием экономической конкуренции за производство товара или услуги, отсутствием жизнеспособных товаров-заменителей и возможностью высокой монопольной цены, значительно превышающей предельные издержки продавца, что приводит к высокой монопольной прибыли.
Глагол «монополизировать» относится к процессу, в следствие которого компания получает возможность повышать цены или устранять конкурентов. С экономической точки зрения монополия — это единственный продавец. С юридической точки зрения монополия — это хозяйствующий субъект, обладающий значительной рыночной властью, то есть властью устанавливать чрезмерно высокие цены.
Хотя преимущественно монополии — это крупные предприятия, размер не является исключительной характеристикой монополии. Даже небольшие по размеру предприятия могут являться единственными продавцами на новом или каком-нибудь узкоспециализированном рынке, т.е. выступать в роли монополистов, диктующих «свои» цены.
Монополия отличается от монопсонии, в которой существует только один покупатель продукта или услуги; монополия также может иметь монопсонический контроль над сектором рынка. Точно так же следует отличать монополию от картеля (форма олигополии), в которой несколько поставщиков действуют совместно для координации услуг, цен или продажи товаров. Монополии, монопсонии и олигополии — это ситуации, в которых одно или несколько предприятий имеют рыночную власть и поэтому взаимодействуют со своими потребителями (монополия или олигополия) или поставщиками (монопсония) таким образом, что происходит искажение рыночных отношений.
Монополии могут устанавливаться государством, образовываться естественным путем или формироваться путем интеграции.
Во многих юрисдикциях законы о конкуренции ограничивают деятельность монополий. Занимать доминирующее или монопольное положение на рынке зачастую само по себе не является незаконным, однако определенное поведение таких субъектов может расцениваться как злоупотребление и, следовательно, подвергаться юридическим санкциям со стороны государственных контролирующих (антимонопольных) органов. Государственная или легальная монополия, напротив, санкционируются государством, часто для того, чтобы стимулировать инвестиции в рискованные или социально значимые проекты.
Монополии могут возникать и естественным путем из-за ограниченной конкуренции, в следствие того, что отрасль является ресурсоемкой и требует значительных затрат для функционирования.
Рынок монополии
В экономике понятие монополии важно для изучения структур управления, которые непосредственно затрагивают нормативные аспекты экономической конкуренции и обеспечивают основу для таких направлений, как организация производства и экономика регулирования. В традиционном экономическом анализе существует четыре основных типа рыночных структур:
Монополия — это структура, в которой один поставщик производит и продает данный продукт. Если на определенном рынке есть один продавец и нет близких заменителей продукта, то данная структура рынка является «чистой монополией». Иногда в отрасли есть много продавцов и/или существует много близких заменителей производимых товаров, но тем не менее компании сохраняют некоторую рыночную власть. Это называется монополистической конкуренцией, тогда как в олигополии компании взаимодействуют стратегически.
Рынок чистой монополии – это тип конкуренции, при которой продажа на рынке товаров организуется единственным производителем, при этом отсутствуют конкуренты и имеются различные льготы и привилегии со стороны государства. В условиях чистой монополии товаропроизводитель, диктуя цены на рынке и не учитывая платежеспособность потребителей, может создать экономически неблагоприятные условия для собственного финансового положения, поскольку при завышении цен спрос падает, а выручка сокращается.
Характеристики рынка монополии
Рынок монополии характеризуется следующими отличительными чертами:
Виды монополий
Различают следующие виды монополий:
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке:
Источники монопольной власти
Монополии получают свою рыночную власть из-за барьеров для входа — обстоятельств, которые препятствуют или сильно ограничивают способность потенциального конкурента конкурировать на рынке. Есть три основных типа барьеров для входа: экономические, правовые и преднамеренные:
Помимо барьеров для входа и конкуренции, могут существовать также и барьеры для выхода, которые прямо или косвенно формируют монополию. Барьеры для выхода — это рыночные условия, из-за которых компании сложно или дорого прекратить свое участие на рынке. Высокие затраты на ликвидацию являются основным препятствием для выхода. Выход с рынка или ликвидация компании иногда являются отдельными событиями. Компания будет ликвидирована, если цена упадет ниже минимальных средних переменных затрат.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция — это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объем продаж.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большого количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Reebok» готовы заплатить за ее продукцию большую цену, чем за товары других фирм, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими свойствами: