Монополия в государстве что это
Государственная монополия
Государственная монополия это исключительное право государства на изготовление или реализацию определенных видов продуктов, работ или услуг.
Государственная монополия защищает национальные богатства страны, контролирует оборот редких и опасных для здоровья продуктов, веществ, материалов.
Ряд государственных монополий объясняется экономической нецелесообразностью конкуренции. Например, естественная монополия на выпуск денежных знаков, строительство станций метро ввиду высоких издержек и жестких стандартов качества. Такие монополии создаются в соответствии с требованиями законодательства РФ, описывают формы надзора за рынком и полномочия контролирующих органов.
Виды государственной монополии
Исключительное положение государства как хозяйствующего субъекта на рынке создается для сохранения национальной безопасности, соблюдения общественных интересов.
Роль государственной монополии в развитии экономики
Монопольное положение одного производителя на рынке товаров или услуг исключает конкуренцию, позволяет получать сверхприбыли, самостоятельно устанавливать цены на продукцию и предлагать любой уровень качества. Государственная монополия ориентирована на поддержание экономической стабильности и решение социальных проблем.
Государственные монополии финансируют национальный бюджет и обеспечивают экономическую стабильность. Длительное использование государственной монополии снижает конкурентоспособность в отрасли, увеличивает неравенство участников рынка, порождает многочисленные злоупотребления членов монополии. Например, развитие государственных корпораций в топливно-энергетическом комплексе привело к повышению цен на нефтепродукты.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
• государственные унитарные предприятия (почта России);
• государственные учреждения (поликлиники государственные);
• акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находятся в федеральной собственности и (или) собственности субъектов Федерации;
• дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора;
• предприятия, входящие в холдинг, головная (материнская) компания которого относится к госсектору.
Понятие «государственная монополия» в настоящее время приобрело особую значимость. Существует множество определений государственной монополии, каждое из которых раскрывает его сущность. Мы изучали мнения различных ученых, таких как: доктора экономических наук Лобачевой Елены Николаевны, российского экономиста Чирихина Сергея Николаевича.
Так, Лобачева Елена Николаевна (доктор экономических наук, профессор, член Союза писателей России, заведующая кафедрой «Экономическая теория» и преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации), в одной из своих книг пишет, что
В свою очередь, Чирихин Сергей Николаевич (канд. экон. наук., доцент кафедры экономической теории), в одной из своих статей определил, что
В книге «Экономическая теория» Иохина В. Я., встречается еще одно определение:
3) Государственная монополия – это искусственная монополия (Образуемая самостоятельно хозяйствующими субъектами).
Проанализировав эти определения, мы сформулировали свое:
Государственная монополия – исключительное право государства на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
В России государственная монополия распространяется на следующие сферы:
производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
государственная монополия Центрального банка в сфере осуществления эмиссии наличных денег;
производство и сбыт наркотических средств и психотропных веществ;
экспорт или импорт отдельных видов товаров;
ряд объектов общенациональной инфраструктуры;
Мы обратили свое внимание на анализ отраслей: почта; связь; электроэнергетика; газовая, нефтеперерабатывающая и угольная промышленности; железнодорожный транспорт.
Величина государственного сектора в экономике разных стран, % 1
Страна
Япония
Россия
Франция
Доля занятых в гос.секторе
Доля гос.расходов в ВВП
Доля занятых в гос.секторе разных стран Доля гос.расходов в ВВП в %
Проанализировав первый показатель, можно сделать вывод, что в России доля занятых в государственном секторе, относительно других стран, самая большая.
Проанализировав второй показатель, видно, что доля государственных расходов в ВВП в России выше, чем в других странах. Самый маленький показатель в Японии.
Хотелось бы рассказать про Японию и США. В Японии, как и в США, государственный сектор невелик. В отличие от стран Западной Европы, он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры. Но даже в этих странах во второй половине 21 века увеличилось участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными шоссе. Предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг, в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и, в меньшей степени, Япония).
В России позиции госсектора остаются самыми сильными в отраслях топливно-энергетического и оборонного комплексов, транспорте. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Данные отрасли являются сферой пристального внимания со стороны государства почти во всех странах, и в этом смысле Россия идет в общем русле развития мировой экономики.
Для того, чтобы непосредственно проанализировать долю государственной монополии в ВВП в разных странах, мы рассмотрим такие отрасли, как: почта, связь, электроэнергетика, газовая, нефтеперерабатывающая и угольная промышленности, железнодорожный транспорт.
Доля государственной монополии в общем объеме производства, в % 2
Отрасли
Америка
Япония
Россия
Франция
Для наглядного понимания, мы подвергли некоторые отрасли пострановому анализу. Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП почты, в %
Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП связи, в %
Эти направления являются основой формирования и развития такого ресурса, как информация. Можно сделать вывод, что Америка и Япония являются странами, которые ориентируются на инновационное развитие, свойственное постиндустриальной экономике.
Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП электроэнергетики, в %
Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП газовой промышленности, в %
Государственные монополии России занимают лидирующее место в отраслях газовой промышленности, электроэнергетики и нефтеперерабатывающей промышленности. Это свидетельствует об ориентации на индустриальное развитие системы, в основе которой лежат классические факторы производства (Труд, земля, капитал).
Рассмотрев все диаграммы, можно сделать вывод, что
Отрасли
Америка(%)
Япония(%)
Россия(%)
Франция(%)
В Америке, Японии ключевыми отраслями государственной монополии являются почта и связь, в Японии и железнодорожный транспорт. Связь – одно из важнейших направлений индустриальной экономики. Америка, Япония и Франция являются странами с развитой индустриальной экономикой. Россия концентрирует свое внимание на электроэнергетическом комплексе. В основе развития экономики лежит обрабатывающий комплекс (добыча полезных ископаемых, добыча угля, газа, нефти).
Соответственно, для развития инновационно – ориентированной экономики страны, необходимо проводить модернизационные реформы, в том числе по изменению структуры отраслей экономики.
У государственной монополии есть преимущества и недостатки, но мы решили рассмотреть государственную монополию преимуществ. Положительные стороны представлены ниже.
1) государственной монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологий. Получаемая прибыль позволит финансировать дорогостоящие НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
2) государственная монополия разделяет рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены.
3) государственная монополия является показателем зрелости национальной экономики (т.к. возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны).
В сфере РЖД основной проект – модернизация БАМа и Транссиба (Байкало-Амурская и Транссибирская магистраль). Проект оценивается в 562 млрд рублей, из которых 260 млрд рублей — государственные средства (150 млрд рублей — средства Фонда национального благосостояния и 110 млрд рублей — бюджетные). Проект развития железных дорог Восточного полигона предусматривает увеличение в 2020 г. провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока на 66 млн т в год. За счет модернизации БАМа и Транссиба, а также некоторых примыканий к ним планируется улучшить сухопутные транспортные связи между Европой и Азией через Россию.
Рассмотрим другие инновационные проекты в сфере нефтепереработки и добычи газа. «Программа энергосбережения ОАО «Газпром» на период 2013-2017 гг.» На реализацию программы потребовалось 4920,9 млн руб. Государство профинансировало основную часть средств. Благодаря финансированию государства произошел стоимостной энергосберегающий эффект в размере 11880,9 млн руб..Основной эффект энергосбережения – 9815,5 млн руб., или 82,6% от общей суммы приходится на транспорт газа. По остальным видам деятельности достигнуты следующие стоимостные энергосберегающие эффекты (любой энергосберегающий эффект влечет за собой положительные экологические эффекты):
1) добыча газа, конденсата и нефти – 3,4%;
2) переработка газа, конденсата и нефти – 2,8%;
3) бурение и капитальный ремонт скважин – 5,7%;
4) распределение газа – 4,6%;
5) подземное хранение газа – 0,6%.
Государство финансирует так же инновационные проекты в сфере связи. Так, проект «Информационное общество (2011-2020 гг.)» получил от государства 1,2 трлн рублей.
Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость. Работа ведется по множеству направлений: преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что Россия ведет достаточно активную инновационную деятельность. Это позволит ей в будущем развить научно-технический потенциал и сформировать современные технологические уклады в различных отраслях экономики. Экономика России характеризуется высоким уровнем монополизации, особенно в отраслях природного, топливно-энергетического комплексов. Для инновационного прорыва необходима переориентация на развитие новых технологий и соответствующих им отраслей.
2 Составлено авторами по: Экономическая теория: Учеб. пособие/ Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.; Экономическая теория: Учеб. / Под ред. О.С. Белокрыловой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
Монополия
Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции.
То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.
При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист.
Фирма-монополист производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.
Причины создания монополий
Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.
Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:
установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;
значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;
укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;
политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Характерные черты монополии
Характерные черты монополии заключаются в следующем:
вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;
компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;
производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;
производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;
покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.
Виды монополий
На практике выделяют следующие виды монополий:
государственная (закрытая) монополия.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.
Искусственная монополия
Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.
Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.
При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:
спекуляция ценными бумагами.
Открытая монополия
Открытая монополия – это рынок единственного поставщика.
При открытой монополии существует временная ситуация, которая образуется в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта.
Таким образом, открытая монополия характерна для компаний, которые предлагают новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
Государственная (закрытая) монополия
Государственная (закрытая) монополия – это монополия, которая создана с помощью законодательных барьеров, которые определяют:
субъект монополии (монополиста);
товарные границы монопольного рынка;
формы контроля и регулирования его деятельности;
компетенцию контролирующего органа.
Таким образом, государственная (закрытая) монополия защищена от конкурентов законодательством.
При государственной (закрытой) монополия ограничения могут касаться налогообложения, лицензирования, сертификации, авторских прав, патентов, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
Формы монополий
На практике выделяют следующие формы монополий:
Картель – договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике;
Синдикат – сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно;
Конгломерат, Концерн – это группа несколько отрасле-разнородных компаний, но финансово интегрированных субъектов.
Преимущества и недостатки монополий
Достоинства монополии заключаются в следующем:
Лидирующее положение на рынке компании, позволяющее ей диктовать свои условия.
Наибольшая устойчивость по отношению к экономическим кризисам.
Крупные монополисты имеют достаточно средств для совершенствования производства, в результате чего повышается его эффективность и возрастает качество выпускаемых товаров.
Увеличение объемов производства и последующее снижение издержек и ресурсных затрат.
К недостаткам монополии можно отнести:
▪ Возможность производителя возложить компенсацию издержек производства товара на их потребителей за счет увеличения отпускной цены.
▪ Получение монополистом дополнительной прибыли путем снижения качества выпускаемой продукции.
▪ Отсутствие научно-технического прогресса при производстве из-за отсутствия конкурентов на рынке.
Антимонопольное законодательство
Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:
отсутствию стимула развивать новые технологии;
не эффективному расходованию ресурсов;
не справедливому распределению доходов.
Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.
При этом специальные государственные органы:
предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;
следят за уровнем конкуренции на рынке.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Государственная монополия
Государственная монополия (фискальная монополия) — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления. Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация.
* На алкогольные напитки — как на весь ассортимент (Винная монополия, Россия), так и на отдельные виды
* На табак и табачные изделия
* На игральные карты (Атласная колода, Россия)
* На соль, на выделку пороха, на тиражирование календарей (Российская империя)
* на тибетский чай (со времени правления Далай-лам, действовала до начала XIX века)
На внешнюю торговлю (Индия, Шри-Ланка, СССР)
* на продажу пушнины за границу (Россия)
* на вывоз смальты (Византия), мохера (Турция)
* На банковское дело
* На подключение к сети Интернет (Республика Беларусь)
Связанные понятия
Тамо́женная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза или вывоза товара и обеспечивается мерами государственного принуждения..
Связанные понятия (продолжение)
Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Договор мены (бартерный обмен, ба́ртер, мена) — вид гражданско-правового договора, при котором одна сторона берёт на себя обязательство передать другой стороне некоторое имущество против обязательства другой стороны передать первой имущество равной стоимости (с точки зрения сторон договора).
Хозяйствующий субъект — Это осуществляющие производство, реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные предприятия, а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной.
Акци́зные ма́рки, или акци́зные бандеро́ли, — вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора на отдельные виды товаров, например, на вино и табак. Применение акцизных марок позволяет государству своевременно обнаруживать товары, не оплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество и количество покупаемого товара. Выпускаются во многих странах.
Какие способы использует государство для борьбы с монополией
С момента перехода нашей страны на рыночную модель экономики прошло около 30 лет, однако многие ее аспекты находятся в стадии формирования и развития. Основой рыночной экономики, обеспечивающей ее полноценное функционирование, является здоровая конкуренция между ее субъектами.
Ее наличие позволяет поддерживать хрупкий баланс между интересами производителей товаров и услуг и конечными потребителями. Задачей же государства, вмешательство в экономику которого, по возможности, должно быть ограничено, является регулирование отношений между различными ее субъектами и поддержание условий для развития добросовестной конкуренции.
Однако в экономических реалиях как России, так и многих других стран мира имеет место быть монополизация того или иного сегмента рынка. Это явление крайне пагубно сказывается на положении дел как в определенной отрасли, так и в экономике страны в целом. В этой связи государство борется с монополией, используя доступные ему методы правового и экономического регулирования.
Что такое монополизация
Если придерживаться классической экономической теории и попытаться объяснить, что собой представляет монополия, то начать следует с тех признаков, которые ее характеризуют:
Следует отметить, что существуют и иные признаки монополий, являющиеся довольно специфичными и, соответственно, не требующими рассмотрения в рамках данной статьи.
Таким образом, используя для формирования определения рассматриваемого понятия его признаки, монополию можно понимать как определенную рыночную структуру, которая выражается в наличии лишь одного продавца товара или производителя услуг при ограниченном их количестве продукции и с отсутствием значимого заменителя. Последнее обстоятельство препятствует вхождению на рынок конкурентов.
Далее вкратце следует разобрать отдельные частные случаи монополий в зависимости от их происхождения:
Борьба со злоупотреблениями со стороны искусственных монополий является принципиально важной, поэтому соответствующее положение имеется даже в Основном законе страны. Так, статья 34 Конституции гласит, что в РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию.
При рассмотрении антимонопольного законодательства следует особо выделить Федеральный закон от 26. 07. 2006 года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. Статья 4 данного нормативно-правового акта рассматривает монополистическую деятельность как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке.
Наиболее часто нарушения антимонопольного законодательства приходится на сферу коммунального обслуживания, электроэнергетики, транспорта и пассажирских перевозок.
Цели борьбы с монополизацией
Основной характерной чертой рассматриваемого явления является возможность монополиста контролировать рынок и отрасль. В силу того, что конкуренция в данном случае не является сдерживающим фактором, у монополиста нет необходимости заботиться о качестве предоставляемых товаров и услуг. Кроме этого, он может устанавливать выгодную для себя ценовую политику.
Все эти обстоятельства приводят к застою в отрасли, снижению предпринимательской активности, налоговых поступлений и негативно сказывается на конечном потребителе, который получает заведомо худшие по качеству товары и услуги за необоснованную, как правило, завышенную стоимость.
В этой связи государство вырабатывает способы и комплекс мер, предполагающих борьбу с монополизацией. Они направлены на следующее:
В целях реализации антимонопольной политики государством разрабатываются соответствующие законодательные акты, а также формируются специализированные государственные структуры.
Методы
Выделяют две формы методов борьбы с монополией. Условно их можно разделить на 2 группы – экономические и административные.
Экономические методы, по сути, сводятся к созданию условий для развития конкуренции в той или иной отрасли:
К административным мерам относятся методы жесткого правового регулирования, направленные на борьбу с монополизацией того или иного сектора экономики.
Они установлены законодательно и, кроме прочего, включают в себя следующее:
За исполнением действующего антимонопольного законодательства следит Федеральная антимонопольная служба и органы прокуратуры.
Трудности в борьбе
Россия, как бывшая часть СССР с его плановой экономикой, сталкивается с определенными трудностями при борьбе с монополизацией. В первую очередь, это заключается в наличии крупных производственных предприятий, которые еще с советского времени были единственными представителями отрасли.
Налаженное производство и экономические связи не позволяют дробить предприятия без потери их рентабельности и экономической эффективности. Характерным примером в данном случае выступают производства автомобилестроительной отрасли.
Заключение
Монополия представляет собой рыночную ситуацию, когда в отдельном секторе экономики ведущие позиции занимает лишь один производитель, что выражается в практически полном отсутствии конкуренции и злоупотреблениях им своим положением. С точки зрения российского законодательства именно последнее является неправомерным и недопустимым.