Монополизм что это такое

МОНОПОЛИЗМ

Смотреть что такое «МОНОПОЛИЗМ» в других словарях:

Монополизм — преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и… … Словарь бизнес-терминов

монополизм — сущ., кол во синонимов: 2 • монополия (14) • сверхмонополизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Монополизм — * Господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен.… … Финансовый словарь

Монополизм — (англ. monopolism) тип экономических отношений, при котором субъекты предпринимательской деятельности могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности (см. также Монополия) … Энциклопедия права

МОНОПОЛИЗМ — 1) господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой монополии группы производителей, продавцов, объединившихся с целью захвата рынка, вытеснения конкурентов, контроля над ценами; 2) действия… … Юридическая энциклопедия

монополизм — МОНОПОЛИЗМ, а, м Состояние рынка, характеризующееся господством товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся с целью захвата рынка, вытеснения конкурентов, контроля цен … Толковый словарь русских существительных

МОНОПОЛИЗМ — 1) господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой монополии группы производителей, продавцов, объединившихся с целью захвата рынка, вытеснения конкурентов, контроля над ценами; 2) действия… … Энциклопедический словарь экономики и права

Монополизм — м. 1. Власть монополий [монополия I 1.]. 2. Исключительное право обладать, распоряжаться чем либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

монополизм — монополизм, монополизмы, монополизма, монополизмов, монополизму, монополизмам, монополизм, монополизмы, монополизмом, монополизмами, монополизме, монополизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Монополизм — формы и разновидности, подробное описание

Монополизм может оказывать на рынок как негативное, так и положительное влияние. С целью контроля монополий власти создают специальные контролирующие органы. Они необходимы для обеспечения здоровой конкуренции, а также контроля ценообразования. Монополия не должна слишком сильно влиять на другие, более мелкие компании.

1. Что такое монополизм простыми словами

Одна из основных причин появления на рынке монополии, это желание получить максимальную прибыль независимо от способа. Среди других факторов формирования монополий можно выделить следующее:

Чтобы контролировать монополистов, создаются специальные контролирующие законы. Но, если сравнивать с другими разновидностями, образованные естественным путём монополии сложно контролировать. В таком случае следует задумываться об обосновании их деятельности. Кроме этого, контроль осуществляется в отношении собственности. Здесь выясняются лица, которые непосредственно участвуют в деятельности монополии и бенефицианты.

На первом этапе следует определить тип деятельности монополии. Далее проверяется обоснованность затрат и цен. Если проверка прошла успешно и государство утвердило обоснованность цен и затрат, остальные правила могут быть введены по итогам проверок через антимонопольные органы. Для качественного контроля естественных монополий, государство может национализировать их. Но, для этого необходимо преодолеть барьер закрытости данных о работе таких компаний.

2. Разновидности экономического монополизма

Один из главных признаков чистой монополии – это единственный поставщик товара. Таким образом отрасль будет представлена одним предприятием, которое производит конкретную услугу или продукт, без налогообложения. Чистому монополизму характерны следующие признаки:

По видам монополии делятся на:

3. Формы монополий

На рынке могут существовать следующие формы монополии:

На рынке могут существовать следующие объединения:

4. Какими могут быть последствия монополизма

На первый взгляд может показаться, что монополизм не является естественным явлением для рынка. Такое мнение создаётся на фоне наблюдений об ограниченности конкуренции, а также препятствии на пути к техническому прогрессу. На рынке постоянно искусственно удерживаются высокие цены, а объём продукции сокращается.

В странах с развитой экономикой к монополиям относятся по-разному. Специалисты часто приводят аргументы как против, так и за такую ситуацию на рынке. То, как именно монополия будет реализовывать свои планы, какими бы они не были, зависит от эффективности работы антимонопольных органов. Существует две системы регулирования монополистической деятельности, европейская и американская.

В последнем случае законами выделяются четыре контролирующих объекта, это слияние организаций, которое негативно отражается на конкуренции, ценовая дискриминация, монополизация рынка, а также сговор о ценообразовании. В антистрессовой политике, монополия, это организация, которая взяла под контроль рынок с помощью ограничительных практик.

Это мог быть захват источников сырья, заговоры о формировании цен, распределение долей рынка сбыта и вытеснение более слабых конкурентов. В данном случае не говорится о компаниях, которые заняли своё место на рынке благодаря качественной и эффективной работе и честной борьбе. Говоря об антимонопольном законодательстве Западной Европы и Японии, оно не может похвастаться эффективностью из-за более либерального отношения к монополизму.

Иногда государственные органы согласовывают картельные объединения, чтобы улучшить состояние экономики. Здесь правительство придерживается мнения о том, что строгое отношение к монополиям может спровоцировать экономический упадок в целом. Европейская разновидность законов включает в себя статью «О конкуренции и ограничениях монополистической практики на товарном рынке». В дальнейшем выяснилось, что данный закон в недостаточной мере контролирует большую часть монополистических проявлений на рынке.

Если предприятие включается в Государственный реестр монополистических предприятий, это говорит о том, что компания признаётся монополистом и берёт на себя контроль корректности количества производимого товара, его качества и формирование стоимости. Но, если в качестве критерия применять только показатель доли предприятия на рынке, список конкретных монополистов определить сложно, так как определённая доля компании не является явным признаком монополизма.

5. Основные минусы монополизма

Среди негативных сторон монополизма можно выделить следующее:

Далеко не все считают, что монополия, это негативное явление на рынке. Сторонники монополизма утверждают, что концепция такого производства обеспечивает возможности для экономии затрат. Такого эффекта можно достигнуть благодаря централизации вспомогательных снабженческих, финансовых и сбытовых служб.

Регулирование монополизма, это одна из главных задач государственных служб, которая обеспечит планомерное развитие экономики государства. Это достигается путём обновления антимонопольного законодательства и прямого воздействия на организации или через создание условий, обеспечивающих здоровую конкуренцию. Для этого государство контролирует уже присутствующие монополии, отслеживает концентрацию капитала, а также процессы слияния и поглощения игроков рынка.

Источник

Определение монополизма в экономике: признаки, формы, примеры

Что такое монополизм

Монополизмом называют состояние преобладания одного или нескольких продавцов, либо производителей продукции и услуг, которые объединяют предприятия с целью завоевания потребительского рынка, устранения конкуренции, контроля над ценообразованием или действиями экономических субъектов.

Основной причиной такого явления, как монополия, представляется получение бизнесом максимальной прибыли всеми доступными средствами. В качестве дополнительных факторов образования монополий выступают:

Негативное влияние монополизма на экономику страны проявляется в следующем:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Исследователи отмечают и ряд положительных качеств явления. Централизация определенных вспомогательных служб в направлении финансов, снабжения, сбыта и других позволяет концентрировать производства, тем самым экономить расходы. Крупные игроки на рынке занимают определенную позицию и обладают достаточными возможностями для инвестиций в новые проекты, финансирования исследования, способствующих научно-техническому прогрессу.

Признаки

Монополизмом считается полное господство предприятия в рамках определенной сферы или на рынке конкретного товара. Крупная организация при этом обладает всеми возможностями, чтобы устанавливать правила игры потребителям. Признаки монополии:

В настоящее время, за редким исключением, «идеальные монополии» считается абстрактным понятием. Сложно найти в условиях развитой экономики незаменимых товаров или услуг. Недостаток предложения внутри страны компенсирует импорт. Современная монополия выражается в виде доминирования на рынке одного или нескольких крупных предприятий, обладающих значительной частью производственных объемов.

Виды монополизма

Монополия может проявляться неодинаково в разных экономических системах. На основе характера образования и развития выделяют несколько форм монополизма:

Естественная монополия

Характеризуется получением бизнесом прибыли в расчете на долгосрочную перспективу при условии обслуживания всего рынка. Такая хозяйственная деятельность предполагает крупные первоначальные вложения. Естественная монополия объединяет компании, которые образуют единый сбытовой комплекс. По причине технологических особенностей производства удовлетворить спрос на рынке товаров эффективнее без функционирования конкурентов. Увеличивая объем, компании снижают издержки на производство единицы товара. Для продукции, изготовленной в этих условиях, характерно отсутствие аналогов на рынке, что позволяет стабилизировать спрос на них, независимо от изменения цены. Распространенные примеры такого вида монополизации составляют перевозки железнодорожным транспортом и системы водоснабжения.

Искусственная монополия

Результат объединения нескольких компаний. Предприятия создают комплексы, чтобы устранить конкурентов на рынке товаров. Задачи выполняются с помощью следующих методов:

Государственная (закрытая) монополия

Создается на основе законодательных ограничений. Такие искусственно созданные барьеры определяют следующие рыночные компоненты:

Государственная или закрытая форма монополизма обладает устойчивой защитой от конкурентов благодаря законодательству. Ограничения распространяются на системы налогообложения, получения лицензий, сертификатов, авторства, патентов, передачу уникальных прав на обладание и распоряжение ресурсами.

Открытая монополия

Понятие выражается в наличие рынка единственного поставщика. Открытая монополия предполагает ограничение по времени. Причина заключается в появлении нового товара или услуги, когда конкуренты предприятия еще не обладают технологиями или ресурсами для их производства. В качестве открытых монополистов могут выступать предприятия, специализирующиеся на новых, инновационных продуктах, не имеющих аналогов в настоящее время.

Виды экономического монополизма

Чистая монополия отличается единственным поставщиком конкретного товара. В этом случае отрасль представлена одним предприятием, которое производит продукцию, не имеющую аналогов. Для чистого монополизма характерно несколько признаков:

Конгломератом или концерном называют группу из нескольких отрасле-разнородных предприятий, но финансово интегрированных субъектов. Картель представляет собой формальную или неформальную договоренность об условиях общей сбытовой политики. Для синдиката характерен сбыт товаров при централизованном распределении заказов. Трест считается одной из форм монополизма, при которой у участников объединения отсутствует производственная, коммерческая и юридическая самостоятельность.

Примеры монополизма в современном мире

Монополизм распространен в энергетической отрасли. В данном случае монополия принимает естественную форму. В Российской Федерации функционируют около 700 ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, объединенных в ОАО РАО «ЕЭС Россия». Отрасль газовой промышленности представлена восьмью объединениями компаний, которые специализируются на добыче газа, и тринадцатью транспортными региональными предприятиями, объединенных РАО «Газпром». ОАО РЖД – естественный монополист в железнодорожной отрасли. От общего объема путевого хозяйства и грузооборота страны предприятие занимает 80%, а пассажиропотока – 41%.

В других странах естественный монополизм принимает несколько иные формы. В законодательстве иностранных государств можно встретить такие понятия, как публичная служба, служба, необходимая всем, сетевая служба и другие. Для Великобритании нехарактерно определение «естественная монополия». Предприятия, которые необходимы всем, представляют собой железнодорожные структуры, объединения по передаче и распределения электричества, водоснабжения и канализации. Во Франции естественный монополизм представлен «коммерческими и промышленными публичными службами», которые осуществляют деятельность в области связи, перевозок железнодорожным транспортом, энергетической отрасли.

Последствия монополизма

Создание монополий негативно сказывается на развитии экономики, некоторые достоинства не являются существенными. Слабая конкуренция позволяет крупным компаниям или их комплексам захватывать власть в области, в которой они осуществляют хозяйственную деятельность. Со временем эффективность управления монополией и эксплуатации ресурсов значительно снижается. Нередко экономический монополизм порождает политический, который влечет за собой коррупцию, разрушение основ рыночной экономики.

Современная экономическая наука определяет монополизм, как негативный фактор. Контроль и преодоление монополий определяется, как одна из важных задач правительства стран. Антимонопольная политика в разных государствах может несколько отличаться из-за неодинаковых особенностей национальных экономик. В общем смысле меры против монополизма стимулируют новые компании, направлены на создание условий на рынке для множества производителей, которые выпускают качественные товары по справедливой цене и в богатом ассортименте.

Источник

Монополизм

Добавлено в закладки: 0

Монополизм – это преобладание одного или нескольких продавцов или производителей на рынке услуг и товаров, которые объединяются для завоевания рынка потребителей, подавления конкурентов и установления контроля над образованием цен или действиями субъектов экономики, которые направлены на подчинение рынка и установление контроля над ценами.

Контроль монополий

Монополизм что это такое. Смотреть фото Монополизм что это такое. Смотреть картинку Монополизм что это такое. Картинка про Монополизм что это такое. Фото Монополизм что это такоеВ каждой стране создают разные органы для контроля монополий. Их цель — это поддержание на рынке конкуренции, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости прочих компаний от монополий. Для контроля монополий создают законодательство, в котором указывают правило их функционирования на рынке. В сравнении с прочими типами естественные монополии контролировать сложнее всего. Тогда появляется вопрос об экономической обоснованности их деятельности, законодательное установление доходности или цен. Еще применяется контроль отношений собственности — выясняют конкретные бенефицианты и лица, которые принимают решения о деятельности монополии.

Первый шаг — это выявление типов деятельности, которым свойственна естественная монополия. Следующий шаг — это проверка обоснованности цен и затрат. После проверки обоснованности цен и затрат и их утверждения государством последующие изменения, которые провоцируют монополии будут наблюдаться лишь после проверки антимонопольными органами. Для того, чтобы более эффективно регулировать естественные монополии, государство национализирует их. В данной ситуации наблюдается проблема закрытости информации в работе монополий.

Монополия в основном направлении современной экономической теории

Согласно мнению ХарбМонополизм что это такое. Смотреть фото Монополизм что это такое. Смотреть картинку Монополизм что это такое. Картинка про Монополизм что это такое. Фото Монополизм что это такоеергера Арнольда, присутствие на рынке монополии приводит к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL).

Согласно мнению Лейбенстайна Харви, у монополии отсутствуют стимулы поддерживать эффективное производство (X-эффективность).

Цены Рамсея — это линейные цены, уменьшающие чистые потери общества при условии, что суммарная выручка предприятия равняется общим затратам. В данной ситуации цены будут больше, чем рыночные, однако потери общества от монополии будут наименьшие.

По мнению Познера Ричарда, монополии создают добавочные затраты на поддержание и завоевание монопольного положения.

Монополизм и его последствия

Монополизм, казалось бы, противостоит рынку, так как ограничивает конкуренцию, тормозитнаучно-технический прогресс, удерживает высокие цены, сокращая при этом объем выпускаемой продукции. В индустриально-развитых странах отношение к монополиям, однако, двоякое. Приводятся аргументы и «за», и «против» существования монополий омике

Антимонопольное законодательство. То, насколько монополия реализует свои позитивные или негативные тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования и роли общественного воздействия. Мировой опыт выработал две основные системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую.

АмерикаМонополизм что это такое. Смотреть фото Монополизм что это такое. Смотреть картинку Монополизм что это такое. Картинка про Монополизм что это такое. Фото Монополизм что это такоенскими антимонопольными (антитрестовскими) законами выделены четыре объекта контроля: антиконкурентные слияния фирм, монополизация рынка, ценовая дискриминация, сговор о ценах и другие нарушения торговой практики.

В антитрестовском законодательстве «монополией» является компания, которая захватила рынок при помощи ограничительной практики (захват каналов сбыта, источников сырья, разного рода соглашения меж двумя или несколькими компаниями о ценах, разделе рынков сбыта, вытеснение имеющихся с рынка и препятствие проникновению новых конкурентов и т.д.), но не компания, которая добилась значительной рыночной доли ввиду более высокой эффективности.

Антимонопольное законодательство в Японии и Западной Европе развито слабее и характеризуется более либеральным отношением к монополистической деятельности. В некоторых ситуациях (к примеру, в Японии – в отношении к отдельным депрессивным отраслям) государство разрешает или предписывает даже картельные соглашения для улучшения экономической ситуации. Есть и прочие отличия антимонопольных мероприятий в США и в прочих развитых странах. К примеру, когда в Соединенных Штатах возбуждение антитрестовских дел — самый важный элемент ограничения монополий, то в Японии данная практика является редкостью.

В Японии и Западной Европе есть мнение (довольно справедливое), что строгое выполнение антимонопольных законов в американском стиле может вызвать падение эффективности их экономик в сравнении с экономикой США. Впрочем, даже американские экономисты считают, что абсолютизация свободы конкуренции вызывает ослабление международной конкурентоспособности американской промышленности. Потому в 1980-е годы началась либерализация антитрестовского законодательства: считают, что одной целью антимонопольной политики должно быть эффективное функционирование рынка, несмотря на нарушение способов «справедливой» конкуренции.

К законам европейского вида примыкает закон « О конкуренции и ограничении монополистической практики на товарных рынках», принятый в России 22 апреля 1991 г. первый антимонопольный акт в стране. Хотя он и отображает специфику переходного периода (так, некоторые его статьи направляются против монополизма органов власти и управления в области экономики), но недостаточно. Опыт показал, что в законе не предусматривается контроль большинства проявлений монополизма торговцев и производителей, доставшегося от командной экономики.

Включение предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов обозначает признание его монополистом и усматривает государственный контроль за объемами производства, ценами и качеством продукции. Но применение в качестве критерия только показателя доли предприятия на рынке не дает возможности определить правильно список монополистов, так как размер предприятия, его доля на рынке не являются еще свидетельством монополизма. Главное заключено в ограничительной практике, монополизм — это проблема не только количественная, но и качественная.

Промышленные финансовые группы

СовремМонополизм что это такое. Смотреть фото Монополизм что это такое. Смотреть картинку Монополизм что это такое. Картинка про Монополизм что это такое. Фото Монополизм что это такоеенная экономика развитых стран – это олигополизированная экономика. Каркас современной экономики во всех развитых странах Востока и Запада являются большие финансово-промышленные группировки (ФПГ) и корпорации-олигополии, именно они играют роль главных субъектов современного хозяйства рыночного типа. Грань меж этими двумя понятиями достаточно относительна. Большие фирмы-корпорации включают в себя сотни предприятий, которые выпускают самую различную продукцию и функционирующих часто довольно независимо друг от друга. ФПГ — это самоорганизующиеся объединения под одним контролем нескольких крупных финансовых и промышленных компаний, которые осуществляют хозяйственную согласованную деятельность. Поэтому вырисовывают иерархическую структуру современного «большого бизнеса»: предприятие — большие компании – финансово-промышленные группы.

Смешанную экономику называют порой упрощенно сочетанием государственного регулирования и рыночной саморегуляции. В действительности надфирменный и внутрифирменный олигополистический контроль рынков исполняет не меньше, а, может быть, больше важных функций, нежели экономическая политика правительств развитых стран.

Цели деятельности — это:

Итогом реализации данных целей должны быть увеличение объема продаж и увеличение прибыли производителей. Изучение работы самых интегрированных и эффективных ФПГ – японских «дзайбацу» – указывает, что ориентация на увеличение объема реализации играет заметно большую роль для них, нежели погоня за временной прибылью. Видимо, деятельность ФПГ (и «большого бизнеса» вообще) связана неизбежно с ослаблением чисто прибыльных мотивов предпринимательства, большим вниманием к нуждам скорее потребителей собственных товаров, нежели акционеров. Организация ФПГ в то же время дает возможность стабилизировать доходность компаний-участниц и защитить их надежно от разорения.

Контроль – это властные отношения, которые дают возможность определять главные итоги управленческой деятельности. Отношения контроля в ФПГ могут проводиться с помощью одной из трех форм: контроль со стороны совещания президентов компаний, контроль из банка, контроль из холдинга,.

Монополизм холдингов

ХолдМонополизм что это такое. Смотреть фото Монополизм что это такое. Смотреть картинку Монополизм что это такое. Картинка про Монополизм что это такое. Фото Монополизм что это такоеинг — это финансовый фонд, который владеет большими долями акционерного капитала прочих фирм группы, достаточный для контроля над ними. Материнская (головная) компания-холдинг может проводить исключительно функции координирующего центра, не занимаясь своей производственной деятельностью. В деятельности холдинга главное место занимают финансовые операции: перераспределение финансовых средств в ФПГ, учредительско-эмиссионная деятельность, контроль взаимных платежей и так далее

Когда холдинговые формы контроля преобладают в Западной Европе, то в США центры контроля за работой ФПГ — это зачастую банки, которые проводят крупномасштабное целевое кредитование членов группы. Лидеры группы могут при этом занимать главные посты в совете директоров главного банка.

По японскому законодательству (равно, как и по современному российскому) финансово-кредитные институты могут владеть не больше, чем 10 процентами акций какой-нибудь компании. Поэтому специфика Японии — это система взаимного (перекрестного) владения акциями ФПГ. В 1980-е годы средняя доля перекрестного владения акциями в трех самых крупных ФПГ Японии (Сумитомо, Мицубиси, Мицуи) было приблизительно 30 %, что обеспечивает довольно высокую степень их сплоченности.

Центральный орган координации деятельности данных групп — это совещания президентов фирмы, которые секретно проводятся. При этом банки играют роль финансовых центров, но не центров контроля, так как они сами контролируются прочими фирмами группы.

С одМонополизм что это такое. Смотреть фото Монополизм что это такое. Смотреть картинку Монополизм что это такое. Картинка про Монополизм что это такое. Фото Монополизм что это такоеной стороны ФПГ стимулируют улучшение национальной экономики и увеличение ее конкурентоспособности, с другой – их деятельность основывается на «приглушении» конкурентной борьбы и потому в принципе может обернуться торможением экономического роста.

Эта двойственность ФПГ обусловливает и двойственность позиции правительств в отношении них. Когда экономика страны страдает уменьшенной конкурентоспособностью, правительство оказывает большому отечественному бизнесу протекцию. Когда экономическое развитие устойчиво и стабильно, то правительство переключает внимание на антимонопольные мероприятия, малый бизнес и так далее. Таким образом, рыночное современное хозяйство потребует поддержания определенного динамичного равновесия между малым и большим бизнесом, что и является одной из самых важных задач экономической государственной политики.

Мы коротко рассмотрели монополизм: его контроль, роль в экономической теории. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *