Монорельсовая дорога это что такое
Монорельс: история развития и особенности
Монорельс – это один из видов рельсового транспорта. Главная его отличительная особенность заключается в том, что подвижной состав движется по одному рельсу, а не двум, как это характерно для других видов рельсового транспорта.
История развития
Монорельс, как вид транспорта, имеет насыщенную и богатую историю. Мало кто знает, что первый монорельс в России появился раньше паровоза. Еще в 1820 году в небольшом подмосковном селе Иван Эльманов возвел удивительную конструкцию, которую назвали «дорогой на столбах». Это и был первый монорельс в России. Через время житель Великобритании Генри Робинзон Пальмер создал некую конструкцию, которая внешне была схожая с российским монорельсом. В 1821 году изобретение британцем было запатентовано. По уложенному на столбы брусу лошади тащили вагонетки. Использовать этот вид транспорта начали в 1824 году, но только для грузовых перевозок.
На основе этой конструкции был построен монорельс, который с 1825 года начал использоваться для осуществления пассажирских перевозок.
Новый виток в развитии
В конце девятнадцатого столетия монорельс набирает популярности. Его возводят в разных странах, он широко применяется для грузовых и пассажирских перевозок. К примеру, в 1872 году в Москве на политехнической выставке прошла презентация небольшого участка такой необычной рельсовой дороги. В этом же году в Леоне продемонстрировали монорельс с кабельной тягой. Через несколько лет прошла презентация парового монорельса в США.
В истории монорельса имеют и печальные страницы. К примеру, паровой монорельс длиной более 6 км в Пенсильвании меньше чем через год с момента открытия (1878 год) был закрыт. Причиной послужила масштабная катастрофа, в которой погибло четыре человека, включая машиниста. Данная монорельсовая дорога считалась универсальной, так как использовалась для транспортировки различных грузов и перевозки пассажиров.
С изобретением электричества в истории монорельса началась новая эпоха. Инженеры и изобретатели начали проектировать этот вид транспорта с электрическим приводом. Одна из первых подобных презентаций была проведена в Нью-Джерси в 1887 году. В 1891 году в Сент-Луисе спроектировали монорельс с вагонами, внешне очень похожими на трамвайные. В России монорельс с электрическим приводом был спроектирован в 1897 году инженером Романовым, хотя эксплуатироваться он начал только спустя два года.
Несмотря на то, что над проектированием и усовершенствованием монорельса работали известные инженеры практически во всех уголках мира, популярности этот вид транспорта в кон 19 века так и не набрал. Была построена всего одна дорога, которая использовалась на протяжении довольного длительного времени – с 1888 по 1924 год. Речь идет о монорельсе в Ирландии, по которому осуществлялись перевозки из Баллибуниона до Листоуэла. В дальнейшем конструкция не приобрела популярности и распространения.
Монорельсовая дорога в Москве
Идея возведения монорельсовой дороги в столице появилась очень давно. Еще в 1933 году в парке имени Горького была построена уменьшенная копия аэропоезда Вальднера. Это поезд, который передвигался по эстакадам по среднему одному рельсу. Состоял он из вагона длиной 2,5 метра и использовался для пассажирских перевозок. Местами разгонялся до скорости 120 км/ч. Уменьшенная модель работала идеально и без каких-либо сбоев при любых погодных условиях. В 1935 году было принято решение построить участок такой дороги в натуральную величину.
В 1967 году было спроектировано строительство монорельсовой дороги в Москве. Кроме этого, был построен опытный вагон для перевозок по этой дороге. После проведения ряда испытаний было установлено, что вагон не соответствует нормам безопасности, поэтому вместо монорельса разумнее протянуть метро.
В 90-х годах идея о строительстве столичного монорельса возобновилась. Был разработан проект строительства, правда, в процессе в него внесли ряд корректив, касающихся, в том числе, и маршрута. Изначально планировали построить дорогу от метро «Ботанического сада» вдоль Ярославского шоссе, но после продлили до станции метро «Тимирязевская». Над созданием проекта трудилась специально созданная компания ОАО «Московские Монорельсовые Дороги» совместно с Московским Институтом Теплотехники.
Основным назначением построенного монорельса была не транспортировка пассажиров, а парко-рекреационные цели. Иными словами он должен использоваться в качестве развлечения. Изначально чиновники заявили о пропускной способности транспорта в 6000 человек в час. Учитывая то, что вместительно вагона составляет около 20 человек, в час монорельс способен перевезти 3,5-3,6 тысяч пассажиров. Стоимость строительства монорельсовой дороги можно сравнить с возведением легкого метро.
Состав, который был построен, подвергался различным проверкам и испытаниям. В зимнее время был обнаружен существенный его недостаток. На обмерзшей балке состав буксовал, что делало его передвижение невозможным. Чтобы решить эту проблему, инженеры разработали новый линейный асинхронный привод. Зимой 2002-2003 года были проведены испытания состава с новым приводом. Результаты оказались хорошими, поэтому приступили к изготовлению вагонов. Всего было построено 6 составов, каждый из которых насчитывает 6 вагонов. Строительство каждого состава обошлось в среднем в 1 миллион долларов.
Монорельс представляет собой конструкцию, которая состоит из двух путевых балок, скрепленных между собой. Монтируются балки на железобетонные опоры. На всей трассе монтировано 167 опор. Между ними также уложены дорожки для пешеходов. Длина всей дороги равна 4,7 км.
Запуск монорельсовой дороги несколько раз переносился, но 20 ноября 2004 года состав перевез первых пассажиров. Изначально работа монорельса была запланирована в так называемом экскурсионном режиме. Составы курсировали с интервалом в 30 минут, чтобы загруженность транспорта была невысокой. Детям до 6 лет проезд на новом для столицы виде транспорта бесплатный. Билет для взрослых – 50 рублей, а для льготных категорий (студентов, школьников, пенсионеров) – 25 рублей.
В будущем запланировано запустить в эксплуатацию 8 составов с 6 вагонами каждый. Планируется, что курсировать составы будут с интервалом в 2 минуты. Их скорость будет варьироваться от 28 до 60 км/ч.
Популярность монорельса во всем мире
Монорельс сложно назвать не очень популярным видом транспорта. В качестве общественного транспорта в Европе монорельс используется только в двух города: в Вуппертале его протяженность составляет 13,3 км, а в Дортмунде – всего 3 км. Существует еще один монорельс в Европе. В Дюссельдорфе он курсирует между аэропортом и железнодорожным вокзалом, но его длина составляет всего 2,5 км.
Небольшая популярность монорельса и в Северной Америке. В США всего четыре дороги длиной от 1,5 до 7 км. Находятся они в Лас-Вегасе, Сиетле и Джексонвиле. Самый длинный монорельс во всем мире находится во Флориде в Диснейленде. Его протяженность составляет более 23 км.
В Австралии также имеется монорельс. Находится он в Сиднее. И хотя его протяженность всего 3,6 км, он успешно выполняет роль общественного транспорта и перевозит пассажиров из одного конца города в другой.
Азиатские страны совсем по-другому относятся к этому виду транспорта. Монорельс они считают перспективным видом передвижения в черте населенных пунктов и за их пределами. К примеру, в Японии возведено более 100 км монорельсовых дорога, а протяженность самого длинного пути составляет почти 24 км. Монорельсы имеются в Сингапуре, Джакарте и многих других азиатских городах, причем успешно используются в качестве общественного транспорта, для перевозки пассажиров. С уверенностью можно сказать, что будущее у монорельса имеется. Применяемые современные технологии позволяют сделать этот вид транспорта более безопасным, быстрым и комфортным.
Монорельс в Москве: схема на карте, расписание, стоимость проезда, фото 2021
Всем привет! Если интересует монорельс в Москве, то в этой заметке узнаете всю подробную информацию: схема на карте, расписание, стоимость проезда, фото и отзывы на 2021 год и интересные факты об этой дороге.
Московский монорельс был построен в 2004 году, как экспериментальный вид транспорта, который мог бы стать альтернативой метро или трамваем. Но так им и не стал. Было построено всего 6 станций, которые работают и по сей день, дальше строить не стали.
Недавно удалось прокатиться по этой дороге, было интересно, остались положительные впечатления и сейчас расскажу обо всём подробнее. Несмотря на эпидемию коронавируса монорельс сейчас работает в штатном режиме
Схема движения составов монорельса в Москве
Московская монорельсовая дорога относится к метрополитену Москвы и на карте метро обозначается, как линия №13.
Движение состава по монорельсовой дороге в Москве начинается от станции метро Тимирязевская Серпуховско-Тимирязевской линии, станция монорельса тоже называется Тимирязевская.
Следующая станция ул. Милашенкова, с неё можно перейти на станцию метро Фонвизинская Люблинской линии. Дальше станция Телецентр, которая находится недалеко от Останкинской телебашни, потом станция ул. Академика Королёва.
Пятая станция Выставочный центр, с которой можно перейти на метро ВДНХ Калужско-Рижской линии, а также пройти в парк ВДНХ и ВВЦ. И последняя станция ул. Сергея Эйзенштейна, после неё находится депо Московской монорельсовой дороги.
Длина всего маршрута примерно 5 километров.
Расписание поездов на Московском монорельсе и стоимость проезда
Сейчас по монорельсовой дороге ходят всего два состава. Они отправляются с конечных станций и едут на встречу друг другу каждые пол часа начиная с 8-00. Последние поезда отправляются в 20-05, в 20-30 монорельсовая дорога закрывается.
Ниже скриншот с полным расписанием с официального сайта метрополитена.
Так как монорельсовая дорога относится к Московскому метро, стоимость проезда по ней такая же, как на метро и на любом общественном транспорте города Москвы.
Стоимость разовой поездки 55 рублей, по карте тройка 38 руб. Действуют такие же льготы, как и на всём общественном транспорте.
Пересадка с метро на монорельс бесплатная, если с момента прохода в метро не прошло 90 минут и вы сохранили билет или едете по карте тройка.
Описание дороги, мои впечатления от поездки и фото
Я решил прокатиться по монорельсовой дороге, было интересно, что она из себя представляет и посмотреть, как выглядят некоторые достопримечательности столицы с её окон.
Со станции метро Тимирязевская я прошёл по карте тройка на монорельс бесплатно.
Состав состоит из шести вагончиков, в которых по 8 сидячих мест и можно ехать стоя. Переходов из одного вагона в другой нет. На фото ниже сам вагон.
Не смотря на то что были будни, время 14-00, народу ехало достаточно много, все сидячие места были заняты, я ехал стоя. Говорят, что в час пик бывают затруднения с посадкой и вагоны могут быть бетком.
По монорельсу добираются до работы сотрудники телецентра и останкинской телебашни. Вот так выглядит сам телецентр с монорельса.
На фото ниже проезжали мимо останкинской башни, она полностью не попала в кадр.
Вся дорога сделана на эстакаде и находится на высоте примерно третьего этажа. Состав едет со скоростью до 60 км в час, но в повороты входит медленно на скорости 20-30 км в час, а поворотов на дороге много, поэтому средняя скорость движения низкая, примерно как и у трамваев.
Ниже вид с монорельса на Останкинский пруд и Троицкую церковь.
Дальше вид на ул. Академика Королёва.
А вот так с монорельса виден вход в парк ВДНХ и ВВЦ.
На подъезде к конечной станции виден памятник рабочему и колхознице.
Вся поездка от конечной до конечной занимает 20 минут. Составы двигаются только в одном направлении, как и трамваи. На конечных станциях находятся разворотные дуги, на которых состав разворачивается и движется в обратном направлении.
Обратно можно поехать бесплатно если не выходить со станции. Но я обратно не поехал, пошёл на прогулку по ВДНХ.
В целом поездка мне понравилась, я бы был не против, чтоб вместо метро в Москве развивали монорельсовые дороги, потому что ехать и любоваться разными видами намного интереснее, чем передвигаться в тёмном тоннеле метро.
Но, к сожалению, такого не будет. Развитие и строительство монорельсовых дорог в России не планируется.
Интересные факты о Московской монорельсовой дороге
Когда в 2004 году открылась монорельсовая дорога, она вплоть до 2008 года работала в экскурсионном режиме. Состав как и сейчас ходил раз в 30 минут. Цены на проезд были завышены, дорога привлекала туристов.
В 2008 году монорельс перевели из экскурсионного в транспортный режим, цены сравнялись с ценами на общественный транспорт. На линию запустили шесть составов, интервал между движениями составов составлял шесть с половиной минут. Дорога была открыта с 7-00 до 23-00. В день проезжало около 11000 пассажиров.
В 2017 году поток пассажиров упал, так как открыли МЦК и новые станции метро, дорога опять перешла в экскурсионный режим. Цены остались прежние, но состав стал ходить опять раз в пол часа.
Своё название дорога получила, потому что состав движется по одному большому рельсу. Состав двигается не на металлических, а на резиновых колёсах, обхватывая ими рельс со всех сторон, сверху, снизу и сбоку, тем самым обеспечивается плавность хода. Колёс не видно, они скрыты под кузовом вагонов. Состав приводят в движение электродвигатели.
Конструкция сделана так, что поезд не при каких обстоятельствах не сможет сойти с рельса, только если полностью повреждён сам рельс.
Составы на монорельсе могут ходить в полностью автоматическом режиме без участия машиниста, но для безопасности в составе сидит один машинист и контролирует движение в полуавтоматическом режиме.
Чтоб состав мог проехать в депо существует необычная стрелка, которая поворачивает часть монорельса вокруг своей оси и открывается путь в депо.
Если произошла аварийная ситуация и поезд двигаться не может, то из депо едет резервный состав и тащит на буксире поломанный до ближайшей станции, где люди могут выйти.
Если состав двигаться вообще не может, то по соседнему пути параллельно подъезжает другой состав и люди могут эвакуироваться по специальным трапам в соседней поезд, который доставит их до ближайшей станции.
Если движение по монорельсу вообще становится невозможным, например если отсутствует питание, то посередине между двумя монорельсами есть пешеходная дорожка и люди могут самостоятельно по ней дойти до ближайшей станции.
Каждую ночь ремонтная бригада в пешем порядке обходит всю дорогу, монорельс полностью проверяется на наличие повреждений.
В 2010 году в моторном отсеке одного из вагонов произошёл пожар. Обошлось без пострадавших, людей успешно и быстро эвакуировали, сотрудники МЧС в кратчайшие сроки ликвидировали пожар.
Моё мнение о монорельсовой дороге
Если сравнить поездку по монорельсу с поездкой в метро, то тут только одни плюсы. В окно можно увидеть много достопримечательностей, уровень шума меньше, лучше плавность хода. Но развивать такой вид транспорта не собираются и не будут, вместо этого продолжают дальше строить метро.
Ходят слухи, что в будущем монорельсовую дорогу демонтируют и сделают вместо неё обычную трамвайную линию, эстакады оставят только там, где это необходимо, например, где пересечение с железной дорогой. Причина тому, слишком дорогое обслуживание монорельса. Но это ещё пока ничем не подтверждено. Возможно это и не произойдёт.
Пока монорельс ещё жив, Москвичи и гости столицы могут по нему прокатиться и увидеть некоторые достопримечательности Москвы с необычного ракурса.
На этом у меня всё. Если знаете ещё какие нибудь факты о монорельсовой дороге в Москве, пишите в комментариях! Подписывайтесь, будет ещё много интересного! Не забывайте про конкурс, условия в самом низу.
Понравилась статья? Поделись!
Монорельсовая дорога
Монорельс в Токио, Япония
Монорельс — разновидность рельсового транспорта, особенностью которого является движение состава по единственному рельсу, в отличие от традиционного транспорта, где движение осуществляется по паре рельсов.
Монорельсовая система делится по способу подвеса состава на подвесную, опорную и с боковым подвесом.
Содержание
История
XIX век
Немногим позже, независимо от русского изобретателя, монорельс схожей конструкции был изобретён в Великобритании Генри Робинзоном Пальмером. Он запатентовал своё изобретение 22 ноября 1821 года. В 1824 году в Великобритании был построен первый действующий монорельс. Он использовался на военно-морской верфи исключительно для перевозки грузов.
Первый пассажирский монорельс в мире был открыт 25 июня 1825 года. Он был устроен по принципу Пальмера.
В общем в конце XIX века монорельс был частым гостем на разнообразных выставках. В 1872 году монорельс на кабельной тяге демонстрировался в Лионе, в 1891 году в Сент-Луисе демонстрировался монорельс с вагонами наподобие трамвайных.
С развитием электротехники на монорельсах стали использовать электрический привод. Одна из первых электрических монорельсовых дорог, известная как Enos Electric Railway, была построена в 1887 году в Гринвилей, Нью-Джерси.
Как уже было указано выше, несмотря на активные поиски, создать монорельс, способный быть полноценным транспортным средством, в XIX веке так и не удалось. Единственный успешный монорельс той эпохи — построенный в Ирландии в 1888 году монорельс, соединявший Баллибунион и Листоуэл. Он просуществовал до 1924 года. Однако распространения эта конструкция не получила (более подробно — см. Монорельс системы Лартига).
Первые монорельсы на конной тяге были подвесными. Паровые монорельсы имели своеобразную полуподвесную конструкцию: состав опирался на несущий рельс, стабильность обеспечивалась боковыми направляющими рельсами. Поперечный разрез такого пути напоминал букву «А», где верхняя точка соответствует несущему рельсу, а точки соединения боковых сторон и поперечной перекладины — направляющим. С появлением электрических монорельсов снова стала использоваться подвесная компоновка.
В конце XIX века появились опорные монорельсы. В 1886 году в США был построен опытный монорельс такого типа, Meigs Monorail, но в те времена распространения такая конструкция не получила.
В Токийском метро используются вагоны на шинном ходу, для страховки схода поезда с колес в случае разрыва шин, используется находящийся по днищем вагона монорельс, вполне возможным является использование в будущем на этих линиях монорельсовых вагонов.
Преимущества и недостатки
Преимущества
Недостатки
Распространение и области применения
Монорельсы применяются в следующих областях:
По состоянию на начало 2007 года количество монорельсов, выполняющих функции общественного транспорта (далее — ОТ) невелико. В Европе имеется всего три таких монорельса, в Вуппертале, Дортмунде и Москве (см. Московская монорельсовая транспортная система). Их общая протяжённость составляет 21 км (13,3+3+4,7). В Дюссельдорфе действует монорельс, связывающий аэропорт и железнодорожную станцию (2,5 км)
В Северной Америке есть три таких монорельса: в Сиэтле (см. Монорельс Сиэтла), Джексонвиле (см. Монорельс Джексонвилла) и Лас-Вегасе. Их общая длина — 14,8 км (1,5+7+6,3). В будущем планируется расширение монорельса в Лас-Вегасе. В то же время планы развития монорельса в Сиэтле были отвергнуты населением на референдуме из-за непомерно высокой стоимости. В Ньюарке действует монорельс, связывающий аэропорт, парковки и железнодорожную станцию (4,8 км). Самый протяжённый монорельс Северной Америки расположен в Диснейленде во Флориде. Протяжённость его трассы — 23,6 км.
В Австралии действует один монорельс, выполняющий функции ОТ. Этот монорельс, расположенный в Сиднее, имеет протяжённость в 3,6 км.
Совсем другая ситуация наблюдается в Азии. Здесь монорельс рассматривается как перспективный вид транспорта, строятся новые системы. Больше всего монорельсов-ОТ в Японии. Здесь такие монорельсы действуют в восьми городах. Самая большая монорельсовая система имеется в Осаке, её протяжённость — 23,8 км. Общая же протяжённость японских монорельсов-ОТ — 102 км. Некоторые из японских монорельсов по своему пассажиропотоку соответствуют метрополитену.
В Малайзии монорельс-ОТ действует в Куала-Лумпуре (с 2003 года, 8,6 км). Ещё в нескольких городах этой страны монорельсы-ОТ строятся. В Чунцине (Китай) с 2005 года действует монорельс протяжённостью 13,5 км. Монорельсы также строятся в Сингапуре (планируемая длина — 2,1 км), Джакарте (27 км), Объединённых Арабских Эмиратах, Тегеране, нескольких городах Китая.
Монорельс в России
Первый российский монорельс был построен в 1820 году в подмосковном селе Мячково. Иван Эльманов построил «дорогу на столбах», на ней по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади.
Первая электрифицированная монорельсовая дорога в мире появилась в Гатчине Петербургской губернии в 1899 году по проекту инженера Романова.
В Москве первые попытки построить монорельс проводились в 1933 году. В парке им. Горького была создана уменьшенная действующая модель «аэропоезда Вальднера» — модель пассажирского вагона длиной 2.5 метра с двумя воздушными винтами, передвигавшегося на эстакадах по среднему рельсу. Вагон мог развивать скорость до 120 км/ч и работал даже тогда, когда из-за сильных снежных заносов в Москве вставали трамваи. В 1935 году у платформы Северянин был сооружён участок эстакады в натуральную величину.
В 1967 году планировалось построить разветвлённую линию подвесного монорельса от станции метро «Автозаводская» до станции «Коломенская». Был выпущен опытный вагон, который выставлялся на ВДНХ, но позднее внезапно оказалось, что на пути монорельса располагался посёлок Ленино — теперь это район Царицыно, ставший районом массовой жилой застройки, а с таким пассажиропотоком могло справиться только метро.
В начале 2000-х годов были проекты постройки монорельса в Воронеже, однако из-за высоких затрат на содержание монорельсовой линии они были отвергнуты.
20 ноября 2004 открыта первая публичная монорельсовая дорога в Москве в районе Останкино, с 10 января 2008 ставшая полноценным видом городского общественного транспорта. Особенность отечественной линии заключается в использовании составом уникального линейного двигателя.
В 2008 году появилась информация в прессе о планах по строительству в Ярославле предприятия по производству подвижного состава для монорельсовых дорог. Проект будет реализован с помощью французской компании «Транслор». Этот подвижной состав предполагается использовать в Нижнем Новгороде, Москве и Петербурге. [5]
К 2010 планируется открыть вторую линию монорельсовой дороги в Москве — от станции метро Краснопресненская до Кутузовской.
Монорельсовый поезд
Монорельс в Токио, Япония
Монорельс — разновидность рельсового транспорта, особенностью которого является движение состава по единственному рельсу, в отличие от традиционного транспорта, где движение осуществляется по паре рельсов.
Монорельсовая система делится по способу подвеса состава на подвесную, опорную и с боковым подвесом.
Содержание
История
XIX век
Немногим позже, независимо от русского изобретателя, монорельс схожей конструкции был изобретён в Великобритании Генри Робинзоном Пальмером. Он запатентовал своё изобретение 22 ноября 1821 года. В 1824 году в Великобритании был построен первый действующий монорельс. Он использовался на военно-морской верфи исключительно для перевозки грузов.
Первый пассажирский монорельс в мире был открыт 25 июня 1825 года. Он был устроен по принципу Пальмера.
В общем в конце XIX века монорельс был частым гостем на разнообразных выставках. В 1872 году монорельс на кабельной тяге демонстрировался в Лионе, в 1891 году в Сент-Луисе демонстрировался монорельс с вагонами наподобие трамвайных.
С развитием электротехники на монорельсах стали использовать электрический привод. Одна из первых электрических монорельсовых дорог, известная как Enos Electric Railway, была построена в 1887 году в Гринвилей, Нью-Джерси.
Как уже было указано выше, несмотря на активные поиски, создать монорельс, способный быть полноценным транспортным средством, в XIX веке так и не удалось. Единственный успешный монорельс той эпохи — построенный в Ирландии в 1888 году монорельс, соединявший Баллибунион и Листоуэл. Он просуществовал до 1924 года. Однако распространения эта конструкция не получила (более подробно — см. Монорельс системы Лартига).
Первые монорельсы на конной тяге были подвесными. Паровые монорельсы имели своеобразную полуподвесную конструкцию: состав опирался на несущий рельс, стабильность обеспечивалась боковыми направляющими рельсами. Поперечный разрез такого пути напоминал букву «А», где верхняя точка соответствует несущему рельсу, а точки соединения боковых сторон и поперечной перекладины — направляющим. С появлением электрических монорельсов снова стала использоваться подвесная компоновка.
В конце XIX века появились опорные монорельсы. В 1886 году в США был построен опытный монорельс такого типа, Meigs Monorail, но в те времена распространения такая конструкция не получила.
В Токийском метро используются вагоны на шинном ходу, для страховки схода поезда с колес в случае разрыва шин, используется находящийся по днищем вагона монорельс, вполне возможным является использование в будущем на этих линиях монорельсовых вагонов.
Преимущества и недостатки
Преимущества
Недостатки
Распространение и области применения
Монорельсы применяются в следующих областях:
По состоянию на начало 2007 года количество монорельсов, выполняющих функции общественного транспорта (далее — ОТ) невелико. В Европе имеется всего три таких монорельса, в Вуппертале, Дортмунде и Москве (см. Московская монорельсовая транспортная система). Их общая протяжённость составляет 21 км (13,3+3+4,7). В Дюссельдорфе действует монорельс, связывающий аэропорт и железнодорожную станцию (2,5 км)
В Северной Америке есть три таких монорельса: в Сиэтле (см. Монорельс Сиэтла), Джексонвиле (см. Монорельс Джексонвилла) и Лас-Вегасе. Их общая длина — 14,8 км (1,5+7+6,3). В будущем планируется расширение монорельса в Лас-Вегасе. В то же время планы развития монорельса в Сиэтле были отвергнуты населением на референдуме из-за непомерно высокой стоимости. В Ньюарке действует монорельс, связывающий аэропорт, парковки и железнодорожную станцию (4,8 км). Самый протяжённый монорельс Северной Америки расположен в Диснейленде во Флориде. Протяжённость его трассы — 23,6 км.
В Австралии действует один монорельс, выполняющий функции ОТ. Этот монорельс, расположенный в Сиднее, имеет протяжённость в 3,6 км.
Совсем другая ситуация наблюдается в Азии. Здесь монорельс рассматривается как перспективный вид транспорта, строятся новые системы. Больше всего монорельсов-ОТ в Японии. Здесь такие монорельсы действуют в восьми городах. Самая большая монорельсовая система имеется в Осаке, её протяжённость — 23,8 км. Общая же протяжённость японских монорельсов-ОТ — 102 км. Некоторые из японских монорельсов по своему пассажиропотоку соответствуют метрополитену.
В Малайзии монорельс-ОТ действует в Куала-Лумпуре (с 2003 года, 8,6 км). Ещё в нескольких городах этой страны монорельсы-ОТ строятся. В Чунцине (Китай) с 2005 года действует монорельс протяжённостью 13,5 км. Монорельсы также строятся в Сингапуре (планируемая длина — 2,1 км), Джакарте (27 км), Объединённых Арабских Эмиратах, Тегеране, нескольких городах Китая.
Монорельс в России
Первый российский монорельс был построен в 1820 году в подмосковном селе Мячково. Иван Эльманов построил «дорогу на столбах», на ней по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади.
Первая электрифицированная монорельсовая дорога в мире появилась в Гатчине Петербургской губернии в 1899 году по проекту инженера Романова.
В Москве первые попытки построить монорельс проводились в 1933 году. В парке им. Горького была создана уменьшенная действующая модель «аэропоезда Вальднера» — модель пассажирского вагона длиной 2.5 метра с двумя воздушными винтами, передвигавшегося на эстакадах по среднему рельсу. Вагон мог развивать скорость до 120 км/ч и работал даже тогда, когда из-за сильных снежных заносов в Москве вставали трамваи. В 1935 году у платформы Северянин был сооружён участок эстакады в натуральную величину.
В 1967 году планировалось построить разветвлённую линию подвесного монорельса от станции метро «Автозаводская» до станции «Коломенская». Был выпущен опытный вагон, который выставлялся на ВДНХ, но позднее внезапно оказалось, что на пути монорельса располагался посёлок Ленино — теперь это район Царицыно, ставший районом массовой жилой застройки, а с таким пассажиропотоком могло справиться только метро.
В начале 2000-х годов были проекты постройки монорельса в Воронеже, однако из-за высоких затрат на содержание монорельсовой линии они были отвергнуты.
20 ноября 2004 открыта первая публичная монорельсовая дорога в Москве в районе Останкино, с 10 января 2008 ставшая полноценным видом городского общественного транспорта. Особенность отечественной линии заключается в использовании составом уникального линейного двигателя.
В 2008 году появилась информация в прессе о планах по строительству в Ярославле предприятия по производству подвижного состава для монорельсовых дорог. Проект будет реализован с помощью французской компании «Транслор». Этот подвижной состав предполагается использовать в Нижнем Новгороде, Москве и Петербурге. [5]
К 2010 планируется открыть вторую линию монорельсовой дороги в Москве — от станции метро Краснопресненская до Кутузовской.