Монумент 900 ночей чему посвящен
Монумент героическим защитникам Ленинграда
Описание
Монумент героическим защитникам Ленинграда, возведенный на площади Победы в районе бывшей Средней Рогатки сегодня является одним из самых выразительных и запоминающихся памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Он был создан по проекту народных архитекторов СССР В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и народного скульптора СССР М. К. Аникушина — участников обороны Ленинграда. Сооружение памятного комплекса имело всенародное значение. Широко обсуждались предлагаемые проекты и местоположение мемориала. На специальный банковский счет перечислялись добровольные денежные пожертвования. Памятнику отводилась особая роль в ансамбле Зеленого пояса Славы — комплекса мемориальных объектов на бывших рубежах обороны Ленинграда.
Весной 1974 года началось строительство Монумента героическим защитникам Ленинграда. Наземная часть памятника, возведенная в рекордно короткие сроки, была открыта 9 мая 1975 года в день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Подземный Памятный зал с документально-художественной экспозицией, посвященной обороне и блокаде Ленинграда, был открыт 23 февраля 1978 года.
Ансамбль наземной части мемориала объединяет 48-метровый гранитный обелиск, «Площадь Победителей» и открытый Памятный зал «Блокада».
Главная вертикаль памятника — гранитный обелиск — символ торжества Победы в одной из тяжелейших войн в истории человечества. У основания обелиска — скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск — связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки — такими были оборонительные сооружения военных лет. На «Площади Победителей» на гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур — это образы защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта — к Пулковским высотам.
Зал «Блокада» опоясывает 124 метровое разорванное гранитное кольцо с лаконичными надписями «900 дней» и «900 ночей», символизирующее прорыв блокады Ленинграда. В центре зала — скульптурная композиция «Блокада». Здесь всегда горит вечный огонь и играет тихая музыка, что создает особую атмосферу «храма скорби и памяти».
В Памятном зале хранится «Летопись героических дней блокады Ленинграда» и «Книга Памяти». Бронзовые страницы «Летописи» рассказывают о каждом из 900 блокадных дней. Каждый день на специальных постаментах в Памятном зале выставляются страницы, рассказывающие о событиях произошедших в осажденном Ленинграде и на полях сражений под Ленинградом в этот день в 1941, 1942, 1943 и 1944 годах. Ежедневная смена дат и страниц дает возможность проследить реальный ход исторических событий.
«Книга Памяти», страницы которой также выполнены из бронзы, содержит полный перечень воинских формирований, защищавших Ленинград.
В музейной экспозиции можно увидеть документальные фильмы «Воспоминание о блокаде» и «Ленинград в борьбе». Кадры военной кинохроники демонстрируются в музыкальном сопровождении Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.
Ежегодно на Монументе проходят торжественные церемонии, посвященные праздничным и памятным датам в истории города и страны:
18 января в День прорыва блокады Ленинграда;
27 января в День полного снятия блокады Ленинграда;
23 февраля в День защитника Отечества;
9 мая в День Победы;
22 июня в День памяти начала Великой Отечественной войны;
8 сентября в День памяти начала блокады Ленинграда.
в каком году был построен Мемориал 900 дней 900 ночей?
Пискарёвское мемориальное кладбище расположено на севере Санкт-Петербурга, одно из мест массовых захоронений в дни блокады Ленинграда, в честь чего на кладбище воздвигнут мемориал.
Пискарёвское кладбище возникло в конце 1930-х на северной окраине Ленинграда и было названо по располагавшейся неподалёку деревне Пискарёвка. В дни блокады Ленинграда стало местом массовых захоронений. На территории 28 гектаров за 900 дней в братских могилах захоронено 470 тысяч ленинградцев, не переживших блокаду, и 50 тысяч воинов Ленинградского фронта. Это самое большое в мире кладбище, созданное в годы войны. Занесено в Книгу Гиннесса.
В феврале 1945 года был проведён конкурс на проект мемориала, а в 1956 году началось строительство мемориального комплекса по проекту Е. А. Левинсона. Мемориал был торжественно открыт 9 мая 1960, в пятнадцатую годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Перед входом на Пискарёвское мемориальное кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью: «С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено 33782, умерло от голода 641803»
Автор надписей на пропилеях у входа на Пискарёвское мемориальное кладбище — поэт-фронтовик Михаил Дудин.
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
История Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы
Со стороны Пулковского шоссе, гостей и жителей Санкт-Петербурга встречает величественный монумент, посвященный героическим защитникам Ленинграда. Воздвигнут он на Московском проспекте, на площади Победы и посвящен подвигу ленинградцев в период Великой Отечественной войны и блокады.
Стоит заметить, что площадь у Средней Рогатки, была названа площадью Победы только в 1962 году. Идея воздвигнуть монумент возникла ещё в годы Великой Отечественной войны. Однако приступить к созданию мемориала удалось лишь спустя 30 лет после полного освобождения города от вражеской блокады.
Как известно, Московский проспект с первых дней войны служил фронтовой дорогой, по которой шли дивизии народного ополчения, уходили войска и техника, так как буквально в нескольких километрах пролегала непосредственная линия фронта.
Также у площади Победы был образован узел мощного сопротивления: въезды в город защищали противотанковые стальные ежи, железобетонные надолбы, были вырыты рвы, подготовлены артиллерийские установки, доты, располагались железобетонные надолбы и огневые артиллерийские позиции. Именно здесь проходил второй рубеж обороны Ленинграда во время фашистского наступления.
Фото: «Рastvu» Солдаты, направляющиеся на фронт, проходят по Международному проспекту
В июле 1945 года, когда жители города встречали войска, возвращавшиеся с фронтов Великой Отечественной, именно здесь была возведена временная триумфальная арка. Все это стало решающим моментов для выбора места установки будущего монумента (также поступали предложения возвести монумент на западной оконечности Васильевского острова, у Адмиралтейства и в Южно-Приморском парке).
И так, в 1960-х годах площадь была выбрана для сооружения мемориального комплекса, однако само возведение мемориала было отложено почти на 15 лет. Причинами являлось то, что никак не удавалось выбрать на конкурсах достойный проект, а также в первую очередь требовались ресурсы и время на восстановление города.
Конкурс на лучший проект монумента защитникам города проводились Ленинградским отделением Союза архитекторов и Исполкомом Ленгорсовета в 1957, 1963, 1967 и 1971 годах. «Пулковский меридиан» — под таким девизом Ленинградское отделение Союза архитекторов объявило конкурс проектов памятника.
Фото: «Рastvu»
Дискуссии по поводу представленных конкурсных работ были настолько острыми, что в конечном итоге приняли решение создать для реализации идеи авторский коллектив из мастеров, входивших в разные группы участников конкурса. В его состав вошли скульптор Михаил Константинович Аникушин, архитекторы Сергей Борисович Сперанский и Валентин Александрович Каменский. Надо отметить, что каждый из мастеров был участником обороны Ленинграда.
Первый вариант монумента был представлен в мае 1972 года. Проект представлял собой следующее: на пьедестале в виде разорванного кольца возвышается скульптурная композиция из нескольких фигур, изображающих жителей осажденного Ленинграда. В центре нее — стоящая на земле маленькая скульптура ребенка, образ будущего, ради которого сражались защитники Ленинграда. По идеологическим причинам мальчик так и остался в мастерской скульптора М. К. Аникушина.
В последствии, после многократных обсуждений вместо фигуры мальчика в качестве композиционного центра была предложена 40-метровая гранитная стела, увенчанная женской скульптурой, символизирующей Победу. Затем стелу заменили на классический обелиск, при этом увеличив его высоту до 48 метров.
К концу октября 1973 года проект был утвержден, но еще несколько месяцев ушло на подготовку документов и организационные вопросы. По нормам Госстроя СССР строительство монумента должно было продолжаться около 3 лет, но поскольку приближался 30-летний юбилей Победы, было принято решение «сжать» сроки и сдать в эксплуатацию первую очередь объекта через 13 месяцев после начала работ.
Фото: «Гид по Петербургу»
Осуществлялось строительство монумента на народные средства. Для их сбора был открыт специальный банковский счет, куда перечисляли денежные пожертвования со всех концов страны, жители активно учувствовали, как в оказании финансовой помощи, так и физической. В строительных работах, начавшихся в апреле 1974 года, приняли участие сотни добровольцев. Завершилось строительство в 1975 году.
На начальном этапе строительства монумента вырыли огромный котлован, вынув около 70 000 тонн грунта (по другим данным, больше 90 000 тонн). В основание памятника забили примерно 800 железобетонных свай. До глубокой осени шли работы по бетонированию. Кольцевая разомкнутая балка диаметром 20 метров представляет собой железобетонный монолит, держащийся на специальных колоннах.
На высоких гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта — к Пулковским высотам. Здесь изображены ополченцы, копающие окопы, солдаты, которые идут в атаку, сцена победных объятий.
Обелиск — связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». Лестницы по обеим сторонам от обелиска ведут к нижней площади мемориала — памятному залу «Блокада», он расположен с северной стороны комплекса, обращённой в сторону города.
Фото: «Гид по Петербургу»
Зал как бы заключен в символическое кольцо, которое разорванно со стороны входа. Кольцо выполнено из бетона диаметром 40 метров и протяженностью 124 метра. Внутри расположена еще одна скульптурная композиция: солдат поддерживает за плечи убитую горем пожилую женщину, рядом с ним, устремив отчаянный, скорбный взгляд в небо — женщина, которая держит на руках истощенное от голода тело ребенка, перед ними на земле две обессиленные фигуры.
Главная вертикаль мемориала — гранитный обелиск — символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. Красный бородинский гранит для обелиска добывался под Выборгом. На 48-метровое сооружение ушло 236 гранитных блоков, уложенных в 40 ярусов. Высота каждого яруса 1,2 метра. Первый из блоков в основание обелиска заложили 18 января 1975 года, последний — 19 марта. Вес конструкции составил 1600 тонн.
Фото: «Гид по Петербургу» Фото: «Гид по Петербургу»
У основания обелиска расположена скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата, по замыслу скульптора М. К. Аникушина, это символизирует единство фронтовиков и тружеников тыла. Моделью для скульптуры рабочего стал архитектор проекта Сергей Борисович Сперанский, а солдата Михаил Константинович Аникушин слепил с фотографии молодого Георгия Константиновича Жукова.
Автор намеренно выполнил фигуры монумента почти в человеческий рост, чтобы современник мог острее ощутить, как глубока скорбь ленинградцев, как тонка была грань между жизнью и смертью. О своей работе художник говорил, что здесь хотел передать всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютую стужу, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг.
Спустя три года 23 февраля 1978 года открылся подземный памятный зал. Сегодня зал является филиалом Музея истории города. Здесь разместилась документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда.
Вдоль стен зала установлены 900 светильников в виде свечей — столько дней продолжалась блокада. Под светильниками — названия населённых пунктов, мест боёв под Ленинградом. В Памятном зале расположены 12 художественно-исторических экспозиций, где можно увидеть документы и предметы времён Великой Отечественной войны.
Здесь же находятся мозаичные панно «1941 — Блокада» и «Победа» (авторы С. Н. Репин, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, руководитель А. А. Мыльников), электронная карта «Героическая битва за Ленинград», мраморная доска героев с именами почти 700 защитников города — Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы трех степеней, удостоенных этих наград за оборону Ленинграда.
Фото: «Яндекс.Дзен» Подземный зал Фото: «Яндекс.Дзен»
В 1995 году в экспозицию были включены тома Книги Памяти, куда занесены имена солдат и мирных граждан, отдавших жизнь за Ленинград.
К 70-й годовщине празднования Победы мемориал был реконструирован. После окончания работ здесь заново зажгли Вечный огонь от факела, который объединил в себе частицы пламени с главных мемориалов стран бывшего Советского Союза.
Фото: «Связь времен» 1944-2010 Пленные на Московском проспекте Фото: «Связь времен» 1941-2010 Московский проспект у Парка Победы. Строительство баррикад Фото: «Связь времен» 1945-2010 Угол Московского проспекта и Благодатной улицы. Дети пережившие блокаду Фото: «Связь времен» 1942-2010 Угол Московского проспекта и улицы Решетникова. Баррикады
Монумент героическим защитникам Ленинграда
70 лет назад, 19 января 1943 года, в результате операции «Искра» — была прорвана блокада Ленинграда.
В современной России, как и в самом Ленинграде (Санкт-Петербурге) мало кто вспоминает и задумывается о том, что пережили жители города за бесконечные 900 дней блокады.
Также, вероятно, сейчас уже мало кто знает о существовании великолепного музея, находящегося под Площадью Победы и посвящённого героическим защитникам Ленинграда.
Обходят этот подвиг советского народа, а значит и музей, нынешние буржуазные СМИ — уж больно режет глаз нынешнему строю массовый героизм и самоотверженность людей тех лет, слишком ярка и слишком резко вскрывает правду экспозиция музея.
И уж конечно же, далеко не каждый в современной России, имеет возможность посетить этот музей — капиталистический строй по настоящему освободил трудящихся от «лишних» материальных и духовных благ, лишив возможностей перемещаться по стране.
Мы постараемся хотя бы частично восполнить пробелы в нашей общей исторической памяти, проведя виртуальную экскурсию по музею.
Памятный зал (музей) находится в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под Площадью Победы.
Попасть на неё можно, перейдя по подземному переходу. Почти обычный подземный переход современной России — грязь и мусор на полу, торговые палатки, продающие множество ярких, но бессмысленных вещей. Необычность этого перехода заключена в том, что вдоль его стен, у потолка, встроены фотографии Ленинграда военного времени. С одной стороны — жизнь мирных жителей, с другой — жизнь фронта.
Выходим из перехода на поверхность — сильный холодный ветер. В этом месте, кажется, всегда дует сильный ветер.
Спускаемся в разорванное «кольцо» монумента — символ разорванной блокады Ленинграда. Звучит негромкая, печальная и зовущая музыка. В центре «кольца» — скульптурная группа «Блокада»:
Вход и выход в памятный зал музея находятся у южного выхода из разорванного «кольца».
Спустившись в подземный памятный зал, мы попадаем в совершенно иную атмосферу. Атмосферу тишины, прерываемой радиопозывными и отсчётами метронома, атмосферу памяти, славы и Великого Подвига Ленинграда.
В экспозиции музея немного экспонатов, но каждый из них пропитан атмосферой тяжёлого времени 1941-1944 годов и благодаря атмосфере музея воспринимается очень глубоко и полно.
Вид из центра зала в направлении входа:
Вид из центра зала в направлении выхода:
Цитата с официальной web-страницы музея:
«Вдоль стен бронзовый фриз с непрерывным рядом светильников, выполненных из гильз 76-миллиметровых снарядов. По периметру всех подземных помещений установлено 900 светильников — по числу блокадных дней. На стенах надписи: в вестибюлях— названия предприятий города и области, работавших для фронта, в зале— названия населенных пунктов Ленинградской области, где проходили ожесточенные бои. В зале слышны радиопозывные Москвы, сменяющиеся стуком метронома— это звуковые документы эпохи.»
Оформление музея исполнено художниками, участвовавшими в обороне Ленинграда. Отдельного упоминания заслуживают огромные мозаичные панно «Блокада» и «Салют Победы», работы выдающегося советского художника — Мыльникова Андрея Андреевича. Мыльников закончил Академию Художеств имени Репина в 1946 году, с дипломной работой «Клятва Балтийцев». Мозачиные панно мемориала были выполнены под его руководством художниками С.Н.Репиным, И.Г.Ураловым, Н.П.Фоминым.
Первая мозаика, слева от входа в музей — «Блокада».
Разбитая на три части — три года блокады, она повествует нам о событиях, произошедших в эти нелегкие дни. На первой (левой) части бойцы-зенитчики. Во время блокады для перемещения по ночному городу требовался пропуск — его выдавали только зенитчикам и работникам социальных служб спасения. Небо над Исаакиевским собором прорезано лучами прожекторов — зенитные орудия охраняют жилые дома и памятники архитектуры от фашистских самолётов. Летом рядом с собором жители города разбивали грядки с капустой, борясь с голодом в осаждённом Ленинграде.
Вторая (средняя) часть мозаики показывает проводы уходящих на фронт солдат — многие не вернутся домой.
Третья (правая) часть посвящена жизни гражданского населения — люди с кульками вещей, стоящие на пороге разрушенного дома и Шостакович, создающий свою знаменитую Симфонию №7 — музыкальный символ блокады Ленинграда.
Мозаика хорошо передаёт общую обстановку, сложившуюся в Ленинграде после установления блокады:
В зале показывают небольшой документальный фильм, позволяющий проникнуться атмосферой блокадного времени:
Под стёклами витрин мы видим различные вещи и документы — немые свидетели эпохи:
Одно из заявлений группы добровольцев:
Тщательно умалчиваемая ныне правда в цифрах, о роли коммунистов в защите Ленинграда:
Документы коммунистов, павших в боях за Ленинград:
Сквозное, вероятно, пулевое отверстие:
Изорванный осколками и прожжённый билет комсомольца Александра Петровича, 1921 г.р.:
А вот так они выглядят, эти 125 грамм хлеба:
Один такой кусочек — суточная норма хлеба на декабрь для иждивенцев, служащих и бойцов, не находящихся на передовой. Два — норма для рабочих, занятых на производстве. Четыре — для бойца на передовой. Рядом — гирьки для взвешивания.
Партийные и государственные работники, к слову, получали норму иждивенцев.
Пережившие блокаду вспоминают: «Люди выжили во многом благодаря труду. Пока жили заводы — жил город, жили люди. Советский человек осознавал необходимость труда на заводе, особенно в военное время… Показатели успеваемости учебы в школах в годы блокады были очень высоки, а иностранный язык, преподоваемый в школах был немецкий. Многие старшеклассники уходили на фронт партизанами.»
Сейчас нам это и представить страшно — в таких условиях выживание кажется почти невозможным.
Но советские люди не просто выжили — они трудились на заводах, снабжая фронт патронами, снарядами, танками, орудиями, самолётами:
Ходили в школу, старательно выполняли домашние задания и классную работу:
В подавляющем большинстве советские люди не утратили своего достоинства, умения трудиться, творчески мыслить, учиться и развиваться. Не сдались, не превратились в безумное забитое стадо, готовое грызть друг другу глотки ради крошки хлеба. Они верили, что победят, и все свои силы в течение 900 дней и ночей отдавали для этой победы.
И они победили!
Рельефная схема операции «Искра» — прорыв блокады:
Победа давалась не легко…
Книга памяти, увековечившая на своих тяжёлых металлических страницах имена воинских частей, принимавшие участие в битве за Ленинград:
Знамёна некоторых воинских формирований:
И вот, победа!
О ней нам рассказывает панно «Победа», на котором умелое сочетание красного, белого и черного цветов дает ощущение того самого «праздника со слезами на глазах». На этой мозаике, в отличие от первой, нет разделения на части — она воспринимается одим днем — радостным и одновременно горьким салютом Победы.
И снова на поверхность, к холодному ветру и снегу. В подземный переход. После посещения музея, в переходе с ненормальной яркостью бросаются в глаза обшарпанность, грязь и торговые палатки с бесполезным хламом — символы нашей эпохи.
И в голове возникают вопросы: неужели те, о ком хранят память монумент и музей, сражались и гибли ЗА ЭТО? Ради того, чтобы мы могли разменять их Подвиг на дешёвый блеск витрин и возможность не замечать грязь под ногами?
Надеемся, что не ради этого. Надеемся, что мы сможем оправдать ту цену, которую наши предки заплатили за нашу возможность жить.
В музее имеется множество экспонатов, не представленных в этой статье. Ни одна статья не способна передать атмосферу, которую удалось создать и сохранить музею.
Потому, порекомендуем всем имеющим возможность — лично посетить музей. К счастью, пока что это недорого — 100р взрослым; школьникам — 60р; студентам и вовсе бесплатно.
PS Напомним, что со вступлением в полную силу ФЗ-83 ценовая политика музеев может измениться.
PPS Работницы музея по-советски добры и принципиально не спрашивают документы, подтверждающие статус школьника или студента.