Моонзунд что это и где
Моонзунд
Смотреть что такое «Моонзунд» в других словарях:
МООНЗУНД — «МООНЗУНД», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1987, цв., 142 мин. Героико приключенческий фильм. По мотивам романа В.Пикуля. В ролях: Олег Меньшиков (см. МЕНЬШИКОВ Олег Евгеньевич), Владимир Гостюхин (см. ГОСТЮХИН Владимир Васильевич), Людмила Нильская (см.… … Энциклопедия кино
Моонзунд — Вяйнамери (Моонзунд) пролив в Балтийском море между эстонским материковым берегом и Моонзундским архипелагом. Художественные произведения «Моонзунд» роман Валентина Пикуля (1973), кульминацией которого является так называемое… … Википедия
МООНЗУНД — 1987, 2 серии, 142 мин., цв., 1то. жанр: драма. реж. Александр Муратов, сц. Эдуард Володарский при участии Галины Муратовой (по мотивам одноименного романа Валентина Пикуля), опер. Константин Рыжов, худ. Евгений Гуков, Михаил Герасимов, комп … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Моонзунд — *МООНЗУНДЪ, водный районъ между Эстляндскимъ побережьемъ и островами Нуккэ, Вормсъ, Даго, Эзель, Моонъ и Вердеръ. Съ Финскимъ заливомъ М. соединяется Нуккэ Вормскимъ фарватеромъ (10 фт.) и проходомъ между Вормсомъ и Даго (20 фт.); въ Балтійское… … Военная энциклопедия
Моонзунд (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Моонзунд. Моонзунд … Википедия
Моонзунд (пролив) — Вяйнамери (Муху Вяйн, эст. Muhu Väin, Моонзунд, швед. Moonsund) пролив, отделяющий Моонзундский архипелаг от материкового побережья Эстонии. Соединяет Балтийское море и Рижский залив и состоит из проливов Суурвяйн между материком и островом Муху … Википедия
Моонзундское сражение — У этого термина существуют и другие значения, см. Моонзундская операция. Лежащая на грунте «Слава», Моонзундский канал, октябрь 1917 года Моонзундское сражение … Википедия
Операция «Альбион» — У этого термина существуют и другие значения, см. Альбион (значения). Операция «Альбион» Первая мировая война … Википедия
Гром (эсминец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гром (значения). Эскадренный миноносец «Гром» … Википедия
Ключ от Балтики: как Моонзундское сражение повлияло на ход российской истории
В октябре 1917 года в ходе Первой мировой войны немцы на восточном фронте провели успешную наступательную операцию в Прибалтике и готовились к высадке на Моонзундских островах.
Моонзундский архипелаг лежит к западу от побережья современной Эстонии. Контроль над этими островами позволяет закрыть выход из Финского залива. Поэтому для немцев захват Моонзунда стал важной стратегической задачей: удачный десант мог парализовать действия российского флота на Балтике.
К концу сентября 1917 года германская сухопутная армия на балтийском побережье чувствовала себя очень уверенно. В результате Рижской операции Россия лишилась территории современной Латвии. Российская армия, за исключением отдельных частей, к тому времени практически потеряла боеспособность. Фронт неумолимо катился на восток. Дезертирство стало настолько глобальным явлением, что эшелоны с бегущими с фронтов дезертирами зачастую блокировали железнодорожное сообщение в целых регионах.
На этом фоне не внушал надежд и Балтийский флот, который находился под контролем Центробалта, органа координации действий матросских комитетов. Тон в нём задавали большевики, в большевистской партии состоял и председатель Центробалта Павел Дыбенко.
Несмотря на скептичное отношение большевиков к Первой мировой войне (ленинская партия требовала: «Мир немедленно!»), перспективы, которые открывались перед немецкой армией после падения Риги, пугали всех. Ведь позиции немцев позволяли им готовиться к штурму Петрограда. А это ставило под вопрос в том числе и перспективы большевистской революции. Поэтому Центробалт поддержал план обороны островов.
Гибель «Славы»
Операция по захвату архипелага получила у немецкого командования название «Альбион», и для её проведения Германия сосредоточила в восточной Балтике две трети своего флота. Российское командование имело представление о планах немцев: об этом предупреждали союзники по Антанте, а некоторые детали операции были известны из перехваченных немецких шифровок.
Однако общий развал армии и флота не способствовал успешной организации обороны. К тому же обороняющиеся не знали точного места высадки немецкого десанта.
Бои за Моонзунд начались 12 октября, когда немцы осуществили высадку на острове Сааремаа. Российская армия не смогла оказать активного сопротивления неприятелю (да и не стремилась к этому). Основную тяжесть боёв принял на себя флот. Пока немецкий десант на суше постепенно захватывал российские позиции, моряки в течение нескольких дней вели неравные бои с превосходящими силами противника.
Главным сражением операции стал бой в проливе Моонзунд (Вяйнамери), который отделяет острова от материка. Первые столкновения русского и немецкого флотов в проливе произошли 16 октября, но главные события пришлись на 17 октября. В этот день броненосец «Слава», додредноут «Гражданин» и крейсер «Баян II» вступили в перестрелку с германскими тральщиками, которые разминировали проходы через пролив. В бою броненосец героически погиб. Затонув, он перегородил проход немецкому флоту.
После этого сражения российский флот принял решение отходить на север. Уже к 20 октября архипелаг был полностью захвачен.
Победа памяти
Германия не смогла в полной мере воспользоваться результатами захвата архипелага: выход в Финский залив оказался для них невозможен, так как русские моряки при отступлении загородили фарватеры затопленными кораблями и минными заграждениями. Да и потери немецкого флота оказались значительнее, чем российского: девять немецких судов против двух российских.
Тем не менее потеря островов произвело на российское правительство гнетущее впечатление. Уже 17 октября (то есть до окончательного поражения) Временное правительство начало обсуждение возможного переноса правительственных учреждений в Москву. Как мы знаем, этот перенос произошёл позже, уже при большевиках. Однако и в большевистском исполнении он напрямую был связан с утратой позиций на Балтике. Решение о переносе столицы из Петрограда в Москву было принято в марте 1918 года из-за угрозы наступления германских войск на Петроград. Вряд ли эта угроза появилась бы без потери Моонзунда. Аналогичным образом немецкое наступление ускорило и заключение Брестского мира, который вывел Россию из Первой мировой войны.
В советской историографии Моонзундское сражение было одной из немногих битв Первой мировой, удостоившихся положительной оценки, несмотря на поражение. Это связано со значительной ролью, которую в обороне островов играли большевистские комитеты.
Кроме того, события на архипелаге трактовались советскими историками как «защита революции».
Это позволило романисту Валентину Пикулю в 1970 году, когда события Первой мировой войны слабо освещались (ведь война рассматривалась как несправедливая и «империалистическая»), выпустить роман «Моонзунд», посвящённый обороне архипелага. Роман нельзя назвать документальным и исторически достоверным. Но он стал одной из первых в советские годы попыток рассказать широкому читателю не только о конкретном сражении, но и в целом о Первой мировой войне, которая долгое время оставалась на задворках исторической науки.
Моонзунд. Часть 1
В оперативном плане для немцев Моонзундская операция – это десантно-морская операция по захвату островов архипелага. Стратегическая цель операции заключалась в овладении Рижским заливом – важнейшим перспективным плацдармом. Кроме того, овладев островами, немцы лишали русское командование возможности использовать свою авиацию в Рижском заливе (аэродромы находились в основном на острове Эзель) и обеспечивали приморский фланг своей 8-й армии от любых неожиданностей.
Германский флот был настолько сильнее русского Балтийского флота, что никакое оперативное и тактическое искусство последнего не могло уравновесить его шансы в открытой борьбе на море. Исходя из соотношения сил, русское морское командование построило свой план войны на Балтийском ТВД на концепции обороны наиболее опасных для России операционных направлений методами позиционной борьбы. Узкие Финский залив и входы в Рижский и Ботнический заливы давали возможности преграждать их минно-артиллерийскими позициями. Сами по себе эти позиции не могли предотвратить прорыв неприятельского флота, но сковывали маневрирование противника, позволяли русским военно-морским силам действовать во фланг прорывающегося через минные заграждения неприятеля.
Вся совокупность минно-артиллерийских позиций, созданных русским командованием к лету 1916 г. на Балтийском ТВД, составляла единую мощную укрепленную систему, центром которой являлась Передовая позиция (с развертывавшимися на ней главными силами Балтийского флота), с флангами в виде позиций Ирбенского пролива и Оландсгафа (за которыми должны были находиться вспомогательные части флота). Центральная и Тыловая позиции обеспечивали стабильность оборонительной системы и гарантировали надежность защиты морских подступов к Петрограду.
Соответственно, главная тяжесть обороны островов лежала на их гарнизоне, недостаточном как в количественном, так и в качественном плане, а к осени 1917 г. еще и разложившемся морально-психологически. Развернутый за минно-артиллерийскими позициями русский флот представлял из себя серьезную боевую силу, способную в любой момент выйти в море и напасть как на совершающий морской переход, так и на высаживающийся десант противника. Но, с одной стороны, его боеспособность была также подорвана революционными событиями, а с другой – имея, благодаря Кильскому каналу, возможность перебрасывать на Балтику корабли любых классов, немцы сосредоточили к началу Моонзундской операции крупные силы и средства из состава флота Открытого моря.
Схема района Моонзундской операции.
Немцы задействовали в операции более 300 кораблей, 102 самолета (94 базировалось на авиаматке «Святая Елена» и близлежащих аэродромах плюс 8 гидросамолетов в 16-м авиаотряде), до 25000 человек десанта (управление 23-го резервного корпуса, 42-я и 77-я пехотные дивизии, 2-я самокатная бригада) при 40 орудиях, 80 минометах, 220 пулеметах [Чишвиц А. фон. Захват балтийских островов Германией в 1917 г. М., 1937. С. 28-29]. Десант был принят на транспорты в г. Либава.
В составе группировки оперировали: линейный крейсер «Мольтке», 10 новейших линкоров (3-я и 4-я эскадры – линкоры «Байерн», «Кениг», «Гроссер Курфюрст», «Кронпринц», «Маркграф»; «Фридрих дер Гроссе», «Кениг Альберт», «Кайзерин», «Принц-регент Луитпольд», «Кайзер»), 9 легких крейсеров (2-я и 6-я разведывательные группы – «Кенигсберг», «Карлсруе», «Нюрнберг», «Франкфурт», «Данциг», «Кольберг», «Страсбург», «Аугсбург»; «Эмден» был флагманом миноносного соединения), свыше 100 миноносцев и эсминцев, 6 подводных лодок (флотилия «Курлянд») и более 100 вспомогательных судов (транспорты, тральщики, моторные катера и др.). Командовал морским «Отрядом особых операций» вице-адмирал Э. Шмидт, десантным корпусом – генерал фон Катен.
5. 280-мм орудия линейного крейсера «Мольтке».
Морские силы Рижского залива включали в свой состав: 2 устаревших линкора («Гражданин» и «Слава»), 3 старых крейсера («Адмирал Макаров», «Баян», Диана»), 12 новых эсминцев (типа «Новик) и 14 старых эсминцев: 4-й («Генерал Кондратенко», «Пограничник»), 5-й («Всадник», «Амурец», «Финн», «Москвитянин», «Эмир Бухарский»), 6-й («Стерегущий», «Донской казак», «Забайкалец», «Войсковой», «Украина», «Туркменец Ставропольский», «Страшный»), 11-й («Победитель», «Забияка», «Гром»), 12-й («Десна», «Самсон», «Лейтенант Ильин», «Капитан Изыльметьев»), 13-й («Автроил», «Константин», «Изяслав», «Гавриил») дивизионы эсминцев, эсминец «Новик», 3 английских подводных лодки (S-26, S-27, S-32), 3 канонерских лодки («Хивинец», «Храбрый», «Грозящий»), вспомогательные суда (около 100). В ходе операции подошли подкрепления, включая несколько эсминцев.
6. Линкор «Слава» на стоянке
Соответственно, германцы, сосредоточив силы, многократно превосходившие русских и количественно и качественно, гарантировали безусловно успешный для себя исход операции. Перевес противника был подавляющим.
Для русской стороны ситуация усугублялось рядом неблагоприятных обстоятельств. Первое – техническое. Так, если на крупных кораблях Морских сил Рижского залива состояние механизмов было относительно удовлетворительным, то миноносцы и более мелкие суда были так «издерганы», что их материальная часть требовала постоянных переборок и исправлений. Силы Рижского залива, как и весь флот в 1917 г., из-за плохо законченных ремонтных работ и почти полному отсутствию постоянного наблюдения командного состава за техникой, был в значительно худшем состоянии, чем прежде.
Характеризуя русские оборонительные позиции, необходимо отметить, что редкие минные поля, выставленные на подходах к Соэлозунду и у бухт, не могли служить для противника серьезным препятствием. В Ирбенском проливе полноценной минной позиции фактически не было. Основная масса береговых батарей стояла не замаскированными, а самая большая гидроавиастанция находилась в близи от бухты Тагалахт – под вероятным ударом противника.
Береговых батарей насчитывалось 39 (калибра 47-305 мм), но половина из них – зенитные. Личный состав батарей составлял порядка 1,5 тыс. человек [Пухов А. С. Моонзундское сражение. Л., 1957. С. 40].
Главная сила обороны Ирбенского пролива – 305-мм батарея № 43 на мысе Церель. Но батарея имела ограниченный сектор обстрела, и с дальних дистанций четырьмя орудиями было невозможно нанести противнику серьезные повреждения. Батарея была весьма уязвима от огня с моря, в частности, со стороны бухты Лео.
8. Дислокация русских батарей на Моонзундских островах.
Морская авиация (4 автостанции) насчитывала 36 самолетов [Косинский А. М. Моонзундская операция Балтийского флота 1917 года. Л., 1928. С. 41].
Второе неблагоприятное обстоятельство – морально-политическое. На моральное состояние гарнизонов островов (части 107-й и 118-й пехотных дивизий, пограничники, саперы – 15 батальонов и 5 эскадронов) наложило отпечаток общее разложение и падение дисциплины в русской армии (после революционных событий февраля 1917 г. и весенне-летнего «углубления революции»), недоверие к офицерам, вмешательство комитетов во все стороны проведения боевых операций.
Не лучшим было и состояние личного состава флота. Часто имели место случаи неисполнения приказов, в т. ч. боевых.
Ко всем отрицательным факторам добавилось и то обстоятельство, что люди в частях подразделениях уже до начала активной операции противника были утомлены и деморализованы налетами авиации. Так, 5 сентября очередной налет на церельскую батарею привел к пожару и взрыву погребов. Погибли полковник К. В. Ломан, подполковник Маклютин и еще около 120 артиллеристов и пехотинцев.
Трагедия Моонзунда: забытая страница войны с нацизмом в Эстонии
Топоним «Моондзундские» острова обычно ассоциируется с известным романом Валентина Пикуля, посвященным событиям Первой мировой войны: осенью 1917 года в ходе операции «Альбион» германский флот и высадившийся десант захватили архипелаг. В то же время почти забыта героическая страница истории эстонского архипелага в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года в разгар битвы за Ленинград на Моонзундских островах развернулось драматичное сражение, отвлекшее на себя две дивизии и значительные силы авиации и флота противника.
Моонзундский архипелаг — это расположенные в северо-восточной части Балтийского моря к западу от материковой территории Эстонии четыре больших острова (Сааремаа, Хийумаа, Муху, Вормси) и около пятисот мелких. Они отделяют Рижский залив от Балтийского моря и Финского залива и образуют внутренние морские пути между прибалтийскими портами.
Что скрывала аббревиатура БОБР?
Советские войска и флот получили возможность создания баз на Моонзунде после заключения 28 сентября 1939 года договора о взаимопомощи между СССР и Эстонией. Началось укрепление островов: строились аэродромы, береговые батареи, прокладывались линии связи.
Самым серьезным аргументом обороны стала береговая артиллерия, включавшая 17 батарей с орудиями калибром от 100 до 180 мм. Общие затраты на их строительство на островах Хийумаа и Сааремаа превысили стоимость легендарного сооружения предвоенных пятилеток — гидроэлектростанции «Днепрогэс». Работы велись в три смены, в них приняло участие около 40 тысяч человек.
Однако, несмотря на столь интенсивные темпы строительства, времени для него было отпущено мало: возведение второй очереди укреплений для еще более мощных артиллерийских систем рассчитывали завершить к июлю 1942 года…
В июне 1941-го самым крупным соединением на островах был БОБР (Береговая оборона Балтийского района), в который вошли береговые батареи, система противовоздушной обороны (ПВО) островов, связь, саперы и госпиталь. Его комендантом был назначен генерал-майор береговой службы Алексей Елисеев.
Личность Елисеева любопытна: призванный на флот еще в 1908 году, он служил на кораблях Балтийского флота, затем на береговых батареях на Моонзундских островах, был награжден двумя Георгиевскими крестами за их оборону, получил чин мичмана.
Алексей Борисович Елисеев / Фото: ourbaku.com
Со своими моряками Елисеев принял участие в штурме Зимнего дворца, активно проявил себя во время Гражданской войны: за его голову даже назначали награду в 80 тысяч золотых рублей.
В 1930-е Елисеев командовал береговой обороной Дальнего Востока, занимался там устройством береговых батарей.
Таким образом, во главе Береговой обороны Балтийского района оказался человек, знакомый с Моонзундом по службе еще в царской армии и с опытом организации береговой обороны.
В первые месяцы войны немецкие войска и флот не предпринимали активных действий по захвату островов: их бомбили, подвергали обстрелам береговые укрепления, силы кригсмарине ставили мины в Ирбенском проливе, но десант не высаживали.
Пользуясь временем, защитники островов, привлекая местное население, продолжали строить и монтировать батареи (так, 167-я батарея из четырех орудий была введена в строй всего за десять дней), долговременные огневые точки.
К началу сентября было сооружено более 260 дотов и дзотов, установлено около 24 тысяч мин и фугасов и более 140 км проволочных заграждений.
Тревогу вызывала неизвестность: откуда враг начнет вторжение на острова? В первую очередь ждали нападения с моря и укрепляли западные берега, однако вскоре возникла угроза с востока и юга — с материка.
В июле немецкие войска с боями продвигались вглубь Эстонии, 7 августа они вышли на берег Финского залива, советские части в районе Таллина оказались отрезанными от основных сил.
Гарнизон островов, насчитывавший 23 663 человека, оказался в тылу противника. Народный комиссар ВМФ адмирал Николай Герасимович Кузнецов приказал: «Сарема и Хиума оборонять при всех условиях обстановки на сухопутном фронте».
Для поддержки Таллина с островов был высажен десант на материк: 18 июля на рассвете десантники под командованием полковника Николая Федоровича Ключникова высадились в Виртсу, разбили врага и отбросили его на полсотни километров к Пярну.
В результате разгрома в Виртсу противник почти 2 месяца не предпринимал здесь активных действий. После взятия Таллина десант был вынужден отойти обратно на острова.
Почему гарнизон островов не эвакуировали?
Кроме важности стратегического положения островов, в августе 1941 года они сыграли уникальную роль — с аэродрома Кагул на острове Саремаа советские бомбардировщики совершали налеты на Берлин. Они имели не только военное, но и морально-психологическое значение для советского населения.
И хотя в конце августа было принято решение эвакуировать гарнизоны Моонзунда, Таллина и Ханко, удалось вывести только часть войск из Таллина. Из-за больших потерь судов во время Таллинского перехода дальнейшая эвакуация стала невозможной.
Высадка немецкого десанта
В утренних сумерках 14 сентября немцы на штурмботах (быстроходных десантных моторных лодках) высадились на Муху и закрепились на узком плацдарме глубиной 50 метров. Побережье несколько раз переходило из рук в руки, к полудню вышла из строя почти половина штурмботов, но противник бросал на штурм все новые части.
Успешному продвижению десанта мешала береговая батарея №43 (три 130-мм орудия) старшего лейтенанта Василия Георгиевича Букоткина на соседнем острове Сааремаа. Для ее штурма противник создал специальную группу «Бенеш» из морского и планерного десанта. В планеры погрузились бойцы элитного подразделения «Бранденбург», выполнявшие специальные задания. У них уже был опыт дерзкого захвата с помощью планерного десанта бельгийского форта Эбен-Эмаэль.
Однако на этот раз все пошло не по плану: планеры приземлились на километр севернее батареи, часть артиллеристов батареи была направлена в это место. Когда показались суда морского десанта, лейтенант Букоткин приказал подпустить их близко к берегу, чтобы у противника создалось впечатление, что батарея подавлена авиацией, а затем открыть огонь.
Эффект был сильный: шхуны загорались и взрывались, десант оказался в воде.
Ожесточенные бои за Муху продолжались трое суток, затем бойцы по дамбе отступили на Сааремаа и взорвали ее за собой.
17 сентября немцы ворвались на остров, их силы многократно превосходили силы оборонявшихся. Перед красноармейцами встал вопрос, куда отступать: на южный берег или на северный, с которого можно было перебраться на Хийумаа.
Немецкое командование тоже предположило возможность такой эвакуации, и вскоре под ударами авиации противника были потоплены шесть катеров, тральщик, буксир и транспорт.
Эвакуация была сорвана, советские бойцы отступили на полуостров Сырве на юге. Здесь была создана оборона глубиной до четырех километров с противотанковым рвом, надолбами, 37-ю дзотами, у защитников оставались 32 полевые пушки и минометы. На советские позиции обрушился огонь не только сухопутных сил и авиации, но и крейсеров «Лейпциг», «Кёльн» и «Эмден».
4 октября оставшиеся четыре катера, приняв на борт командование, политотдел и небольшую группу раненых, прорвались на Хийумаа (не больше 120 человек).
От оставшихся на Сырве бойцов в Москве была принята телеграмма с прямым текстом: «Радиовахту закрываю, иду в бой, в последний бой… Прощайте».
Не менее трагична была оборона последнего крупного острова, сил на котором было мало, а чтобы еще больше их распылить, противник произвел ложные атаки в разных местах и осуществил высадку в двух районах.
13 октября был получен приказ командования эвакуировать оставшихся бойцов на полуостров Ханко, за 9 дней успели вывезти 570 человек.
Вам также может быть интересно:
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
ilya_prosto
ilya_prosto
С 12 по 20 октября проходила Моонзундская оборонительная операция русского флота против германских морских и сухопутных сил, собиравшихся взять архипелаг островов в горле Рижского залива. Данная операция освещалась в фильме «Моонзунд» по книге Пикуля, поэтому достаточно много людей у нас в России что-то слышали об этом событии. Таким образом, 100-летие Моонзунда имеет смысл отметить, ради чего я протёр спиртом клавиатуру и набрал эту заметку.
Предпосылки. Военная и политическая обстановка.
Шёл третий год Первой Мировой войны. Германская империя, не добившаяся успехов ранее, находилась в состоянии стратегической обороны на обоих фронтах. В Российской империи из-за экономического и транспортного кризиса, непонимания народом и нижними чинами армии и флота необходимости продолжения боевых действий произошло разложение фронта, начались народные волнения в столице и провинциях, которыми воспользовалась буржуазия и начала Февральскую Буржуазную революцию. Царь был свергнут, создано Временное правительство.
К осени 1917-го буржуазные правители России потеряли всякий авторитет у народных масс из-за продолжения непопулярной политики, включавшей ведение войны. Летнее наступление армии Российской Республики на Русско-Германском фронте провалилось в первую очередь из-за низкого морального духа войск и повального дезертирства.
Немецкое морское командование после Ютландского морского сражения 1916 года искало следующую цель для операций. Особенностью Первой Мировой войны для флота стало снижение роли больших сражений для перелома обстановки и крупных кораблей, баланс полезности сместился в сторону лёгких сил, подводных лодок и минных заградителей, а на первое место вышли защита морских путей сообщения и прикрытие морских флангов сухопутных войск. Такую операцию немцы и задумали, выделив силы для захвата Моонзундского архипелага, хотя острой необходимости в ней не было — после Февраля и деморализации русской армии Восточный фронт перестал представлять угрозу для немцев, стало ясно, что всё решится на Западе, и локальная операция против русских не помогала решить проблему морской блокады Германии от своих колоний, устроенную британским и французским флотами. Скорее, захват Моонзунда был попыткой командования надводных сил кайзеровского флота обосновать свою необходимость.
Соотношение сил сторон.
Немцы выделили для операции десантный корпус, достигавший 24.000 человек при 220 пулемётах и 40 сухопутных орудиях. С воздуха поддержку осуществляли около 100 самолётов различного назначения (разведчики, бомбардировщики, истребители прикрытия). Корпус перемещался на транспортных судах под мощнейшим прикрытием из 10 линкоров, 1 линейного крейсера, 9 легких крейсеров, 58 эсминцев, 7 миноносцев, 6 подводных лодок, 27 тральщиков, 66 катеров-тральщиков, 4 прерывателей минных заграждений, 59 патрульных судов, 1 минного, 2 сетевых и 2 боновых заградителей, 5 плавучих баз, 32 транспортов и нескольких других судов, всего 351 единица под командованием вице-адмирала Эрхарда Шмидта.
Немецкий пехотинец Первой Мировой
Немецкий морской офицер
Немецкий матрос начала ХХ века
Русские войска на суше были представлены несколькими полуразложившимися пехотными полками, охваченными волнениями, а так же морскими командами береговых артиллерийских батарей, наиболее известная из которых располагалась на ю-з оконечности острова Эзель/Сааремаа — Церельская батарея. Флотское прикрытие небольшим, так как даже после углубления дна на фарватере в восточной части архипелага, в Рижский залив могли войти только лёгкие силы, подлодки и устаревшие броненосцы. Под командованием вице-адмирала Бахирева было 2 броненосца, 2 броненосных крейсера, 1 крейсер, 3 канонерки, 26 эсминцев, 7 миноносцев, 3 подводные лодки, 3 минных заградителя и другие корабли, всего 125 единиц. Основным преимущество оборонявшихся русских были минные заграждения в заливе, прикрывавшие проливы между островами и основные фарватеры, всего около 11.000 мин. Основным недостатком на кораблях были так же охватившие экипажи волнения, в отличие от некоторых береговых батарей моряки на кораблях не горели желанием идти в бой.
Русский солдат Первой Мировой
Русский морской офицер
Русский моряк начала ХХ века
Ход боевых действий.
12 октября 1917 года
Немецкие корабли приблизились к бухте Тага-Лахт, из-за стремления соблюдать сроки операции пренебрегли тралением, из-за чего подорвались на русских минах линкоры «Баерн» и «Гроссер Курфюрст«. Повреждения оказались небольшими, но впредь до конца операции немцы пускали крупные корабли только за тральщиками.
Линкор «Байерн»
Русские батареи на мысах Хундсорт и Ниннаст открыли ответный огонь, удалось накрыть линкор «Мольтке», но немецкие корабли уничтожили погреб со снарядами и наблюдательную вышку на Хундсорте, после чего прислуга прекратила стрельбу. Подавлена была и батарея на Ниннасте.
Высадились сухопутные части, при этом транспорт «Корсика» подорвался на мине, с него пришлось снимать экипаж и десант, после чего тонущий корабль отбуксировали на мель.На суше сопротивления немцам почти не оказывалось, они захватили плацдарм и продвигались в установленных направлениях, захватывая пленных.
12-14 октября 1917 года шёл бой на Кассарском плесе
Немецкие тральщики и эсминцы лёгких сил пытались расчистить фарватер от мин, чему активно препятствовали русские эсминцы. Первая попытка, состоявшаяся 12-го числа, стоила немцам 3 повреждённых эсминцев, у русских повреждён 1 лёгкий корабль. При этом и немецкие, и русские крупные корабли поддерживали своих младших коллег издалека, что периодически клонило чашу весов в пользу одной из сторон, но в конце концов попытка немцев провалилась. Бахирев приказал заминировать проход, но теперь уже команда русского заградителя отказалась идти на задачу. Моряки на германском линкоре «Баерн» недооценили повреждения от мины, корабль принял 1100 тонн воды и был отправлен на ремонт в Германию по решению командующего эскадрой.
Вторую попытку прорыва немцы предприняли 14 числа. В прикрытии был линкор «Кайзер», заменивший «Баерн», а так же лёгкий крейсер «Эмден». Отряд прорыва состоял из 10 эсминцев, всего было выделено 17 кораблей. С русской стороны было 7 кораблей, из них 1 броненосец («Гражданин»/»Цесаревич») и 1 броненосный крейсер «Адмирал Макаров», непосредственное прикрытие осуществляли 4 эсминца. Бой начался для немцев крайне неудачно, так как 1 эсминец сел на мель, получив повреждения, ещё 3 эсминца погнули винты о дно в неглубоком месте фарватера. Линкор «Кайзер» нанёс тяжёлое повреждение вышедшему русскому эсминцу «Гром», который в этот день затонул. Вышедшие из узкого пролива немецкие эсминцы попали под огонь всех наличествующих русских сил, несколько кораблей получили повреждения с обеих сторон. Немцы отошли, русские убрали часть повреждённых эсминцев. В ночь на 15 октября команда минного заградителя «Припять» согласилась выполнить задачу по минированию, поэтому пошедшие на утро немцы потеряли при подрыве эсминец V-98, которому разворотило носовую часть. Ещё 2 эсминца немцев сели на мель, коммондор Гейнрих от идеи продолжать движение под огнём остававшихся русских лёгких кораблей отказался.
Линкор «Кайзер»
Эсминец «Гром»
11-16 октября немцы прорвались в Ирбенский пролив
С начала операции немцы занялись тралением минных заграждений, закрывавших им дорогу в Рижский залив. Этому активно препятствовала Церельская батарея, работавшая, хотя стреляло только 2 из 4 орудий из-за не желавшей выполнять команды прислуги. Немцы сосредоточили на ней огонь двух своих линкоров, но попасть никак не могли. Судьбу батареи решили сухопутные части немцев, зашедшие батарее с тыла. Подорвать орудия не удалось, немцы заняли её. Уничтожить батарею огнём с русского броненосца «Гражданин» после занятия немцами так же не вышло.
16 октября немцы наконец прорвались в Рижский залив, потеряв на минах 1 эсминец, ещё 2 были повреждены огнём линкора «Слава».
Бой линкора «Слава» 17 октября, окончание сражения
Завершающие оборонительную операцию события начались с попытки немцев расчистить минные заграждения между островом Эзель и материковой частью, а так же продвижением десанта к острову Моон. Накануне выделенные немцами линкоры «Кёниг» и «Кронпринц Вильгельм», 3 крейсера, полу-флотилия эсминцев и 16 тральщиков уже пробовали прорваться через Моонзундский пролив, но потерпели неудачу. Вице-адмирал Бахирев отвёл основные силы флота на север, оставив в прикрытии лишь несколько эсминцев, крейсер и броненосцы «Слава» и «Гражданин».
Линкор «Слава» в Тулоне, 1911 г.
«Слава» и «Гражданин» на первых порах успешно отгоняли немецкие тральщики, при этом немецкие линкоры не могли приблизиться из-за минных заграждений, неглубокого дна и узкого пролива. В тех же условиях находились и русские. При этом дальность стрельбы немцев была до 130 кабельтовых, а у русских только 115. Оба немецких линкора были современниками Первой Мировой, в то время как «Слава» относился к типу броненосцев ещё Русско-Японской войны. Тем не менее, тральщики немцев отошли под дымовой завесой.
Броненосец «Цесаревич», после Февраля названный «Гражданином»
Крейсер типа «Баян»
В образовавшийся промежуток времени на «Славе» вышла из строя носовая башня, скорее всего причиной тому стал плохой ремонт 1916 года — сломались подающие шестерни. Командиру корабля пришлось разворачивать корабль, чтобы задействовать кормовую башню, к тому же теперь он был ещё больше стеснён в манёврах.
Германские корабли снова пошли в атаку, русским до некоторого времени удавалось сдерживать тральщики, но линкоры за это время приблизились на расстояние до 90 кабельтовых. «Слава» получила 3 попадания ниже ватерлинии, получив крен на нос и вбок. Командир приказал подтопить правые носовые отсеки, чтобы выровняться, и продолжил бой. Немцы попали ещё 4 раза по «Славе» и по 1-2 раза в «Гражданин» и крейсер «Баян». Адмирал Бахирев приказал отступать, затопив «Славу» в фарватере, но это сделать не удалось из-за плохого управления кораблём. Немцы же не смогли преследовать отступивших русских из-за минных заграждений и слишком глубокой осадки их современных кораблей.
В то же время десант немцев наступал по острову Моон, не встречая сопротивления. Гарнизон с него был снят отходящим русским флотом. 3 транспорта по приказу адмирала Бахирева были затоплены и закрыли собой узкий пролив, «Славу» взорвали и добили торпедой, посадив на дно, перед этим забрав команду. Гарнизон острова Даго был так же снят с острова.
Взорванный и притопленный броненосец «Слава» после боя
Фотография «Славы», сделанная немцами после боя
В ночь на 18 октября на Кассарском плёсе русскими были выставлены новые минные заграждения, на которых немцы потеряли ещё 1 эсминец погибшим и 1 сильно повреждённым. Попытка контратаковать лёгкими кораблями по приказу адмирала Бахирева сорвалась из-за отказов экипажей идти в бой.
Итоги Моонзундского сражения.
Немцам удалось выполнить задачу по захвату Моонзундского архипелага и прорваться в Рижский залив, упрочив положение своих сухопутных сил против русского Северного фронта. Однако, флот понёс ощутимые потери, зачастую даже небоевые. Главным источником потерь стали грамотно поставленные в предыдущие годы минные заграждения.
Немцы лишились 4 эсминцев, 1 тральщика, 4 патрульных судов. Повреждения различной степени тяжести, вплоть до длительного ремонта, получили 5 линкоров, 1 крейсер, 6 эсминцев и несколько транспортов. В боях за острова погибло 386 немецких солдат, было сбито 5 самолётов.
Не удалось немцам так же уничтожить те малые силы русского флота, что действовали в проливах между островами, хотя ядро составляли устаревшие корабли.
Русские потеряли острова, падение морального духа из-за продолжавшейся войны и перед лицом сильного противника оказалось столь значительным, что в плен сдалось 20.130 человек, было потеряно 141 орудие, 130 пулемётов и 40 аэропланов. Флот потерял броненосец «Слава», эсминец «Гром», несколько транспортов. Несколько кораблей получили различной тяжести повреждения.
При всём при этом уровень оказываемого сопротивления был гораздо ниже того, на что обычно способны русские воины.
В стратегическом плане немецкое морское командование надводных сил одержало «пиррову победу», понеся избыточные потери при крайне слабом сопротивлении русских, вдобавок, в необязательной локальной операции. Это лишь убедило высшее военное руководство Германской империи в целесообразности неограниченной подводной войны против Англии и ставке на подводные лодки.
Победа немцев и потенциальная угроза продолжения наступления, личная храбрость нескольких экипажей кораблей среди общего уныния, дезертирства и пораженчества мобилизовали революционеров на ускорение вооружённого восстания. Позиции Временного правительства ослабли до предела, приведшего к потере им управления страной в скором времени. Петроград и Гельсингфорс охватила паника скорого немецкого вторжения, что лишь усилило предреволюционную ситуацию.
В целом, вот так выглядят боевые действия в условиях, когда население не понимает целей войны, а высшее руководство не предпринимает решительных шагов для наведения порядка. И вот так выглядит личное мужество нескольких сотен людей, а верность защите Отечества может создать сложные условия противнику даже в самой плохой оперативной обстановке.
Выбор тех немногих, кто защищал Моонзунд мы и почитаем спустя 100 лет с тех трагических событий.
Моонзундское сражение в культуре.
Отечественный читатель знаком с событиями того октября по книге В. Пикуля «Моонзунд».
Кроме того, снят довольно неплохой фильм, показывающий всю сложность взаимоотношений между офицерами, матросами и их личный выбор защищать Ирбенский пролив и Моонзундский архипелаг.
Кроме этого, в наши дни вышла компьютерная игра Battlefield 1 (Поля Боя. Первая Мировая), в которой есть кампания на русском фронте, включая операцию «Альбион» (так называлась с немецкой стороны операция по захвату архипелага). Конечно, игра изобилует художественными преувеличениями в пользу зрелищности, однако, пока у нас щёлкают клювом, за рубежом делают гешефт на нашей истории, вдобавок создавая нужные им исторические акценты.