Моонзунд что это такое на карте
ilya_prosto
ilya_prosto
С 12 по 20 октября проходила Моонзундская оборонительная операция русского флота против германских морских и сухопутных сил, собиравшихся взять архипелаг островов в горле Рижского залива. Данная операция освещалась в фильме «Моонзунд» по книге Пикуля, поэтому достаточно много людей у нас в России что-то слышали об этом событии. Таким образом, 100-летие Моонзунда имеет смысл отметить, ради чего я протёр спиртом клавиатуру и набрал эту заметку.
Предпосылки. Военная и политическая обстановка.
Шёл третий год Первой Мировой войны. Германская империя, не добившаяся успехов ранее, находилась в состоянии стратегической обороны на обоих фронтах. В Российской империи из-за экономического и транспортного кризиса, непонимания народом и нижними чинами армии и флота необходимости продолжения боевых действий произошло разложение фронта, начались народные волнения в столице и провинциях, которыми воспользовалась буржуазия и начала Февральскую Буржуазную революцию. Царь был свергнут, создано Временное правительство.
К осени 1917-го буржуазные правители России потеряли всякий авторитет у народных масс из-за продолжения непопулярной политики, включавшей ведение войны. Летнее наступление армии Российской Республики на Русско-Германском фронте провалилось в первую очередь из-за низкого морального духа войск и повального дезертирства.
Немецкое морское командование после Ютландского морского сражения 1916 года искало следующую цель для операций. Особенностью Первой Мировой войны для флота стало снижение роли больших сражений для перелома обстановки и крупных кораблей, баланс полезности сместился в сторону лёгких сил, подводных лодок и минных заградителей, а на первое место вышли защита морских путей сообщения и прикрытие морских флангов сухопутных войск. Такую операцию немцы и задумали, выделив силы для захвата Моонзундского архипелага, хотя острой необходимости в ней не было — после Февраля и деморализации русской армии Восточный фронт перестал представлять угрозу для немцев, стало ясно, что всё решится на Западе, и локальная операция против русских не помогала решить проблему морской блокады Германии от своих колоний, устроенную британским и французским флотами. Скорее, захват Моонзунда был попыткой командования надводных сил кайзеровского флота обосновать свою необходимость.
Соотношение сил сторон.
Немцы выделили для операции десантный корпус, достигавший 24.000 человек при 220 пулемётах и 40 сухопутных орудиях. С воздуха поддержку осуществляли около 100 самолётов различного назначения (разведчики, бомбардировщики, истребители прикрытия). Корпус перемещался на транспортных судах под мощнейшим прикрытием из 10 линкоров, 1 линейного крейсера, 9 легких крейсеров, 58 эсминцев, 7 миноносцев, 6 подводных лодок, 27 тральщиков, 66 катеров-тральщиков, 4 прерывателей минных заграждений, 59 патрульных судов, 1 минного, 2 сетевых и 2 боновых заградителей, 5 плавучих баз, 32 транспортов и нескольких других судов, всего 351 единица под командованием вице-адмирала Эрхарда Шмидта.
Немецкий пехотинец Первой Мировой
Немецкий морской офицер
Немецкий матрос начала ХХ века
Русские войска на суше были представлены несколькими полуразложившимися пехотными полками, охваченными волнениями, а так же морскими командами береговых артиллерийских батарей, наиболее известная из которых располагалась на ю-з оконечности острова Эзель/Сааремаа — Церельская батарея. Флотское прикрытие небольшим, так как даже после углубления дна на фарватере в восточной части архипелага, в Рижский залив могли войти только лёгкие силы, подлодки и устаревшие броненосцы. Под командованием вице-адмирала Бахирева было 2 броненосца, 2 броненосных крейсера, 1 крейсер, 3 канонерки, 26 эсминцев, 7 миноносцев, 3 подводные лодки, 3 минных заградителя и другие корабли, всего 125 единиц. Основным преимущество оборонявшихся русских были минные заграждения в заливе, прикрывавшие проливы между островами и основные фарватеры, всего около 11.000 мин. Основным недостатком на кораблях были так же охватившие экипажи волнения, в отличие от некоторых береговых батарей моряки на кораблях не горели желанием идти в бой.
Русский солдат Первой Мировой
Русский морской офицер
Русский моряк начала ХХ века
Ход боевых действий.
12 октября 1917 года
Немецкие корабли приблизились к бухте Тага-Лахт, из-за стремления соблюдать сроки операции пренебрегли тралением, из-за чего подорвались на русских минах линкоры «Баерн» и «Гроссер Курфюрст«. Повреждения оказались небольшими, но впредь до конца операции немцы пускали крупные корабли только за тральщиками.
Линкор «Байерн»
Русские батареи на мысах Хундсорт и Ниннаст открыли ответный огонь, удалось накрыть линкор «Мольтке», но немецкие корабли уничтожили погреб со снарядами и наблюдательную вышку на Хундсорте, после чего прислуга прекратила стрельбу. Подавлена была и батарея на Ниннасте.
Высадились сухопутные части, при этом транспорт «Корсика» подорвался на мине, с него пришлось снимать экипаж и десант, после чего тонущий корабль отбуксировали на мель.На суше сопротивления немцам почти не оказывалось, они захватили плацдарм и продвигались в установленных направлениях, захватывая пленных.
12-14 октября 1917 года шёл бой на Кассарском плесе
Немецкие тральщики и эсминцы лёгких сил пытались расчистить фарватер от мин, чему активно препятствовали русские эсминцы. Первая попытка, состоявшаяся 12-го числа, стоила немцам 3 повреждённых эсминцев, у русских повреждён 1 лёгкий корабль. При этом и немецкие, и русские крупные корабли поддерживали своих младших коллег издалека, что периодически клонило чашу весов в пользу одной из сторон, но в конце концов попытка немцев провалилась. Бахирев приказал заминировать проход, но теперь уже команда русского заградителя отказалась идти на задачу. Моряки на германском линкоре «Баерн» недооценили повреждения от мины, корабль принял 1100 тонн воды и был отправлен на ремонт в Германию по решению командующего эскадрой.
Вторую попытку прорыва немцы предприняли 14 числа. В прикрытии был линкор «Кайзер», заменивший «Баерн», а так же лёгкий крейсер «Эмден». Отряд прорыва состоял из 10 эсминцев, всего было выделено 17 кораблей. С русской стороны было 7 кораблей, из них 1 броненосец («Гражданин»/»Цесаревич») и 1 броненосный крейсер «Адмирал Макаров», непосредственное прикрытие осуществляли 4 эсминца. Бой начался для немцев крайне неудачно, так как 1 эсминец сел на мель, получив повреждения, ещё 3 эсминца погнули винты о дно в неглубоком месте фарватера. Линкор «Кайзер» нанёс тяжёлое повреждение вышедшему русскому эсминцу «Гром», который в этот день затонул. Вышедшие из узкого пролива немецкие эсминцы попали под огонь всех наличествующих русских сил, несколько кораблей получили повреждения с обеих сторон. Немцы отошли, русские убрали часть повреждённых эсминцев. В ночь на 15 октября команда минного заградителя «Припять» согласилась выполнить задачу по минированию, поэтому пошедшие на утро немцы потеряли при подрыве эсминец V-98, которому разворотило носовую часть. Ещё 2 эсминца немцев сели на мель, коммондор Гейнрих от идеи продолжать движение под огнём остававшихся русских лёгких кораблей отказался.
Линкор «Кайзер»
Эсминец «Гром»
11-16 октября немцы прорвались в Ирбенский пролив
С начала операции немцы занялись тралением минных заграждений, закрывавших им дорогу в Рижский залив. Этому активно препятствовала Церельская батарея, работавшая, хотя стреляло только 2 из 4 орудий из-за не желавшей выполнять команды прислуги. Немцы сосредоточили на ней огонь двух своих линкоров, но попасть никак не могли. Судьбу батареи решили сухопутные части немцев, зашедшие батарее с тыла. Подорвать орудия не удалось, немцы заняли её. Уничтожить батарею огнём с русского броненосца «Гражданин» после занятия немцами так же не вышло.
16 октября немцы наконец прорвались в Рижский залив, потеряв на минах 1 эсминец, ещё 2 были повреждены огнём линкора «Слава».
Бой линкора «Слава» 17 октября, окончание сражения
Завершающие оборонительную операцию события начались с попытки немцев расчистить минные заграждения между островом Эзель и материковой частью, а так же продвижением десанта к острову Моон. Накануне выделенные немцами линкоры «Кёниг» и «Кронпринц Вильгельм», 3 крейсера, полу-флотилия эсминцев и 16 тральщиков уже пробовали прорваться через Моонзундский пролив, но потерпели неудачу. Вице-адмирал Бахирев отвёл основные силы флота на север, оставив в прикрытии лишь несколько эсминцев, крейсер и броненосцы «Слава» и «Гражданин».
Линкор «Слава» в Тулоне, 1911 г.
«Слава» и «Гражданин» на первых порах успешно отгоняли немецкие тральщики, при этом немецкие линкоры не могли приблизиться из-за минных заграждений, неглубокого дна и узкого пролива. В тех же условиях находились и русские. При этом дальность стрельбы немцев была до 130 кабельтовых, а у русских только 115. Оба немецких линкора были современниками Первой Мировой, в то время как «Слава» относился к типу броненосцев ещё Русско-Японской войны. Тем не менее, тральщики немцев отошли под дымовой завесой.
Броненосец «Цесаревич», после Февраля названный «Гражданином»
Крейсер типа «Баян»
В образовавшийся промежуток времени на «Славе» вышла из строя носовая башня, скорее всего причиной тому стал плохой ремонт 1916 года — сломались подающие шестерни. Командиру корабля пришлось разворачивать корабль, чтобы задействовать кормовую башню, к тому же теперь он был ещё больше стеснён в манёврах.
Германские корабли снова пошли в атаку, русским до некоторого времени удавалось сдерживать тральщики, но линкоры за это время приблизились на расстояние до 90 кабельтовых. «Слава» получила 3 попадания ниже ватерлинии, получив крен на нос и вбок. Командир приказал подтопить правые носовые отсеки, чтобы выровняться, и продолжил бой. Немцы попали ещё 4 раза по «Славе» и по 1-2 раза в «Гражданин» и крейсер «Баян». Адмирал Бахирев приказал отступать, затопив «Славу» в фарватере, но это сделать не удалось из-за плохого управления кораблём. Немцы же не смогли преследовать отступивших русских из-за минных заграждений и слишком глубокой осадки их современных кораблей.
В то же время десант немцев наступал по острову Моон, не встречая сопротивления. Гарнизон с него был снят отходящим русским флотом. 3 транспорта по приказу адмирала Бахирева были затоплены и закрыли собой узкий пролив, «Славу» взорвали и добили торпедой, посадив на дно, перед этим забрав команду. Гарнизон острова Даго был так же снят с острова.
Взорванный и притопленный броненосец «Слава» после боя
Фотография «Славы», сделанная немцами после боя
В ночь на 18 октября на Кассарском плёсе русскими были выставлены новые минные заграждения, на которых немцы потеряли ещё 1 эсминец погибшим и 1 сильно повреждённым. Попытка контратаковать лёгкими кораблями по приказу адмирала Бахирева сорвалась из-за отказов экипажей идти в бой.
Итоги Моонзундского сражения.
Немцам удалось выполнить задачу по захвату Моонзундского архипелага и прорваться в Рижский залив, упрочив положение своих сухопутных сил против русского Северного фронта. Однако, флот понёс ощутимые потери, зачастую даже небоевые. Главным источником потерь стали грамотно поставленные в предыдущие годы минные заграждения.
Немцы лишились 4 эсминцев, 1 тральщика, 4 патрульных судов. Повреждения различной степени тяжести, вплоть до длительного ремонта, получили 5 линкоров, 1 крейсер, 6 эсминцев и несколько транспортов. В боях за острова погибло 386 немецких солдат, было сбито 5 самолётов.
Не удалось немцам так же уничтожить те малые силы русского флота, что действовали в проливах между островами, хотя ядро составляли устаревшие корабли.
Русские потеряли острова, падение морального духа из-за продолжавшейся войны и перед лицом сильного противника оказалось столь значительным, что в плен сдалось 20.130 человек, было потеряно 141 орудие, 130 пулемётов и 40 аэропланов. Флот потерял броненосец «Слава», эсминец «Гром», несколько транспортов. Несколько кораблей получили различной тяжести повреждения.
При всём при этом уровень оказываемого сопротивления был гораздо ниже того, на что обычно способны русские воины.
В стратегическом плане немецкое морское командование надводных сил одержало «пиррову победу», понеся избыточные потери при крайне слабом сопротивлении русских, вдобавок, в необязательной локальной операции. Это лишь убедило высшее военное руководство Германской империи в целесообразности неограниченной подводной войны против Англии и ставке на подводные лодки.
Победа немцев и потенциальная угроза продолжения наступления, личная храбрость нескольких экипажей кораблей среди общего уныния, дезертирства и пораженчества мобилизовали революционеров на ускорение вооружённого восстания. Позиции Временного правительства ослабли до предела, приведшего к потере им управления страной в скором времени. Петроград и Гельсингфорс охватила паника скорого немецкого вторжения, что лишь усилило предреволюционную ситуацию.
В целом, вот так выглядят боевые действия в условиях, когда население не понимает целей войны, а высшее руководство не предпринимает решительных шагов для наведения порядка. И вот так выглядит личное мужество нескольких сотен людей, а верность защите Отечества может создать сложные условия противнику даже в самой плохой оперативной обстановке.
Выбор тех немногих, кто защищал Моонзунд мы и почитаем спустя 100 лет с тех трагических событий.
Моонзундское сражение в культуре.
Отечественный читатель знаком с событиями того октября по книге В. Пикуля «Моонзунд».
Кроме того, снят довольно неплохой фильм, показывающий всю сложность взаимоотношений между офицерами, матросами и их личный выбор защищать Ирбенский пролив и Моонзундский архипелаг.
Кроме этого, в наши дни вышла компьютерная игра Battlefield 1 (Поля Боя. Первая Мировая), в которой есть кампания на русском фронте, включая операцию «Альбион» (так называлась с немецкой стороны операция по захвату архипелага). Конечно, игра изобилует художественными преувеличениями в пользу зрелищности, однако, пока у нас щёлкают клювом, за рубежом делают гешефт на нашей истории, вдобавок создавая нужные им исторические акценты.
Моонзунд. Часть 1
В оперативном плане для немцев Моонзундская операция – это десантно-морская операция по захвату островов архипелага. Стратегическая цель операции заключалась в овладении Рижским заливом – важнейшим перспективным плацдармом. Кроме того, овладев островами, немцы лишали русское командование возможности использовать свою авиацию в Рижском заливе (аэродромы находились в основном на острове Эзель) и обеспечивали приморский фланг своей 8-й армии от любых неожиданностей.
Германский флот был настолько сильнее русского Балтийского флота, что никакое оперативное и тактическое искусство последнего не могло уравновесить его шансы в открытой борьбе на море. Исходя из соотношения сил, русское морское командование построило свой план войны на Балтийском ТВД на концепции обороны наиболее опасных для России операционных направлений методами позиционной борьбы. Узкие Финский залив и входы в Рижский и Ботнический заливы давали возможности преграждать их минно-артиллерийскими позициями. Сами по себе эти позиции не могли предотвратить прорыв неприятельского флота, но сковывали маневрирование противника, позволяли русским военно-морским силам действовать во фланг прорывающегося через минные заграждения неприятеля.
Вся совокупность минно-артиллерийских позиций, созданных русским командованием к лету 1916 г. на Балтийском ТВД, составляла единую мощную укрепленную систему, центром которой являлась Передовая позиция (с развертывавшимися на ней главными силами Балтийского флота), с флангами в виде позиций Ирбенского пролива и Оландсгафа (за которыми должны были находиться вспомогательные части флота). Центральная и Тыловая позиции обеспечивали стабильность оборонительной системы и гарантировали надежность защиты морских подступов к Петрограду.
Соответственно, главная тяжесть обороны островов лежала на их гарнизоне, недостаточном как в количественном, так и в качественном плане, а к осени 1917 г. еще и разложившемся морально-психологически. Развернутый за минно-артиллерийскими позициями русский флот представлял из себя серьезную боевую силу, способную в любой момент выйти в море и напасть как на совершающий морской переход, так и на высаживающийся десант противника. Но, с одной стороны, его боеспособность была также подорвана революционными событиями, а с другой – имея, благодаря Кильскому каналу, возможность перебрасывать на Балтику корабли любых классов, немцы сосредоточили к началу Моонзундской операции крупные силы и средства из состава флота Открытого моря.
Схема района Моонзундской операции.
Немцы задействовали в операции более 300 кораблей, 102 самолета (94 базировалось на авиаматке «Святая Елена» и близлежащих аэродромах плюс 8 гидросамолетов в 16-м авиаотряде), до 25000 человек десанта (управление 23-го резервного корпуса, 42-я и 77-я пехотные дивизии, 2-я самокатная бригада) при 40 орудиях, 80 минометах, 220 пулеметах [Чишвиц А. фон. Захват балтийских островов Германией в 1917 г. М., 1937. С. 28-29]. Десант был принят на транспорты в г. Либава.
В составе группировки оперировали: линейный крейсер «Мольтке», 10 новейших линкоров (3-я и 4-я эскадры – линкоры «Байерн», «Кениг», «Гроссер Курфюрст», «Кронпринц», «Маркграф»; «Фридрих дер Гроссе», «Кениг Альберт», «Кайзерин», «Принц-регент Луитпольд», «Кайзер»), 9 легких крейсеров (2-я и 6-я разведывательные группы – «Кенигсберг», «Карлсруе», «Нюрнберг», «Франкфурт», «Данциг», «Кольберг», «Страсбург», «Аугсбург»; «Эмден» был флагманом миноносного соединения), свыше 100 миноносцев и эсминцев, 6 подводных лодок (флотилия «Курлянд») и более 100 вспомогательных судов (транспорты, тральщики, моторные катера и др.). Командовал морским «Отрядом особых операций» вице-адмирал Э. Шмидт, десантным корпусом – генерал фон Катен.
5. 280-мм орудия линейного крейсера «Мольтке».
Морские силы Рижского залива включали в свой состав: 2 устаревших линкора («Гражданин» и «Слава»), 3 старых крейсера («Адмирал Макаров», «Баян», Диана»), 12 новых эсминцев (типа «Новик) и 14 старых эсминцев: 4-й («Генерал Кондратенко», «Пограничник»), 5-й («Всадник», «Амурец», «Финн», «Москвитянин», «Эмир Бухарский»), 6-й («Стерегущий», «Донской казак», «Забайкалец», «Войсковой», «Украина», «Туркменец Ставропольский», «Страшный»), 11-й («Победитель», «Забияка», «Гром»), 12-й («Десна», «Самсон», «Лейтенант Ильин», «Капитан Изыльметьев»), 13-й («Автроил», «Константин», «Изяслав», «Гавриил») дивизионы эсминцев, эсминец «Новик», 3 английских подводных лодки (S-26, S-27, S-32), 3 канонерских лодки («Хивинец», «Храбрый», «Грозящий»), вспомогательные суда (около 100). В ходе операции подошли подкрепления, включая несколько эсминцев.
6. Линкор «Слава» на стоянке
Соответственно, германцы, сосредоточив силы, многократно превосходившие русских и количественно и качественно, гарантировали безусловно успешный для себя исход операции. Перевес противника был подавляющим.
Для русской стороны ситуация усугублялось рядом неблагоприятных обстоятельств. Первое – техническое. Так, если на крупных кораблях Морских сил Рижского залива состояние механизмов было относительно удовлетворительным, то миноносцы и более мелкие суда были так «издерганы», что их материальная часть требовала постоянных переборок и исправлений. Силы Рижского залива, как и весь флот в 1917 г., из-за плохо законченных ремонтных работ и почти полному отсутствию постоянного наблюдения командного состава за техникой, был в значительно худшем состоянии, чем прежде.
Характеризуя русские оборонительные позиции, необходимо отметить, что редкие минные поля, выставленные на подходах к Соэлозунду и у бухт, не могли служить для противника серьезным препятствием. В Ирбенском проливе полноценной минной позиции фактически не было. Основная масса береговых батарей стояла не замаскированными, а самая большая гидроавиастанция находилась в близи от бухты Тагалахт – под вероятным ударом противника.
Береговых батарей насчитывалось 39 (калибра 47-305 мм), но половина из них – зенитные. Личный состав батарей составлял порядка 1,5 тыс. человек [Пухов А. С. Моонзундское сражение. Л., 1957. С. 40].
Главная сила обороны Ирбенского пролива – 305-мм батарея № 43 на мысе Церель. Но батарея имела ограниченный сектор обстрела, и с дальних дистанций четырьмя орудиями было невозможно нанести противнику серьезные повреждения. Батарея была весьма уязвима от огня с моря, в частности, со стороны бухты Лео.
8. Дислокация русских батарей на Моонзундских островах.
Морская авиация (4 автостанции) насчитывала 36 самолетов [Косинский А. М. Моонзундская операция Балтийского флота 1917 года. Л., 1928. С. 41].
Второе неблагоприятное обстоятельство – морально-политическое. На моральное состояние гарнизонов островов (части 107-й и 118-й пехотных дивизий, пограничники, саперы – 15 батальонов и 5 эскадронов) наложило отпечаток общее разложение и падение дисциплины в русской армии (после революционных событий февраля 1917 г. и весенне-летнего «углубления революции»), недоверие к офицерам, вмешательство комитетов во все стороны проведения боевых операций.
Не лучшим было и состояние личного состава флота. Часто имели место случаи неисполнения приказов, в т. ч. боевых.
Ко всем отрицательным факторам добавилось и то обстоятельство, что люди в частях подразделениях уже до начала активной операции противника были утомлены и деморализованы налетами авиации. Так, 5 сентября очередной налет на церельскую батарею привел к пожару и взрыву погребов. Погибли полковник К. В. Ломан, подполковник Маклютин и еще около 120 артиллеристов и пехотинцев.