Мораль что это 6 класс
Мораль что это 6 класс
В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы, представления о добре и зле, о справедливости. Они изучаются двумя общественными науками — этикой и правом.
В латинском языке термин «мораль» означает то же самое, что и в греческом «этика» — «нравственный». Мораль относится к нормам, регулирующим поведение человека в обществе (к социальным нормам), как и право.
Не всегда, правда, разницу между моралью и нравом способен определить даже специалист. Мораль предписывает нам делать одно и запрещает делать другое, и право также ограничивает наше поведение. Тем не менее между ними существуют различия.
Мораль представляет собой нормы, установленные обществом, выполнение которых обеспечивает общественное мнение. Право — нормы, установленные государством, их выполнение обеспечивает государство.
Для соблюдения права нужны законы, суды, полиция (милиция), тюрьмы. А что нужно для того, чтобы соблюдалась мораль? Общественное мнение людей.
Как же действует общественное мнение? Представьте, что человек совершил дурной поступок — рассказал чужую тайну или обещал помочь в важном деле и подвел людей. По закону отвечать за поступки он не будет. Но вот окружающие его люди (родственники, друзья, сослуживцы) начнут относиться к нему по-другому. Возможно, они перестанут звать его в гости, общаться. Человек может остаться один и почувствовать всеобщее осуждение.
А вот другая ситуация. Человек на самом деле не совершал ничего дурного, но подозрения пали на него. В этом случае он должен постараться объяснить всем, что ни в чем не виноват, прояснить ситуацию, чтобы восстановить уважение к себе и хорошие отношения с окружающими.
Таким образом, если закон определяет наказание, например в виде штрафа или в виде лишения свободы, то моральное наказание выражается общественным осуждением, личным переживанием человека, стыдом перед людьми за неблаговидный поступок.
Высокоморальным (нравственным) считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим и доброжелательного к людям независимо от их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания. Уважение к родителям и забота о них — основа человеческой морали.
Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.
Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов, хотя часто мы слышим и видим, как за благородный поступок общество спешит нас отблагодарить.
Добрый поступок помогает поверить в себя, укрепляет все лучшее в нас.
В человеке существуют два начала — доброе и злое. Добро и зло живут вместе и в обществе. Представления о добре и зле зародились в глубокой древности. Разумеется, понятия о добре и зле были тогда иными, более конкретными, наглядными, ощущаемыми. Например, показав на плохого человека, его сородич как бы говорил: «Это злой человек». Конечно, этот способ был не очень убедительным. Для одного человека его соплеменник мог быть злым, а для другого — добрым.
Человек, живший в примитивном обществе, был уверен, что добрые и злые силы, влияющие на его жизнь, исходят от духов. В честь духов устраивались праздники, им посвящались обряды и танцы, песни и ритуальные представления.
В разряд злых людей, грешников человек мог попасть и за совершение преступлений. У древних скандинавов на том свете должны были мучиться клятвопреступники, убийцы, трусы, предатели.
С древнейших времен люди совершали жертвоприношения предкам, богам и духам, чтобы отвратить их гнев или отблагодарить за милость. Часто в жертву приносили животных, обычно овец или коров. Иногда таким приношением мог быть отказ человека от удовольствий или богатства.
Религия оказывала большое воздействие на нравственность человека. В мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме) содержатся нравственные ценности, которые считаются общечеловеческими и не зависят от исторической эпохи и государственных границ. Это любовь к ближнему, почтение к отцу и матери, верность, терпение, помощь слабым.
Одна из заповедей христианства стала для многих людей золотым правилом нравственности: «И так во всем — как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Поэтому так важно каждому задуматься о моральном и аморальном, нравственном и безнравственном в нашей жизни.
Древнегреческий писатель и историк Плутарх свидетельствовал, что легендарный спартанский законодатель Ликург «не разрешил выезжать за пределы своей страны и путешествовать, опасаясь, как бы не завезли в Лакедемон чужие нравы, не стали подражать чужой жизни. Мало того, он изгонял тех, что стекались в Спарту. страшась, как бы эти люди. не превратились в учителей порока».
В основе законов, содержащих юридические нормы, также лежат принципы добра и справедливости. А в правилах этикета? Кодекса джентльмена? Мы видим те же самые принципы добра, но только видоизмененные. Они красивы и достойны, воспитывают культурного человека.
Мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных норм (правил) наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать угрызения совести.
Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло. Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.
Проверьте свои знания
1. Объясните смысл понятий: «мораль», «моральный поступок», безнравственный (аморальный) поступок».
2. Какова роль морали в жизни общества?
3. Когда зародились представления о добре и зле? Как вы думаете, почему люди стали задумываться над этими вопросами?
4. Как вы понимаете старинные поговорки о добре и зле: «Доброму Бог помогает», «За добро добром платят», «Добрый скорее дело сделает, чем сердитый».
5. Продолжите фразы: «Человека в обществе будут уважать за. », «Всеобщее осуждение окружающих вызывает. ».
1. С какими проявлениями добра и зла мы встречаемся в современном обществе? Покажите на примерах из литературных произведений, кинофильмов, из окружающей жизни.
2. Разделите моральные (нравственные) качества и поступки человека на три группы под названиями «Можно», «Нельзя», «Нужно». Какие из них можно назвать правами человека, а какие — долгом, обязанностями?
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Конспект урока обществознания в 6-м классе «Мораль в жизни человека»
Цель урока: определение роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.
Задачи:
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, беседа, работа в парах, индивидуальная работа, заполнение схем.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу успехов, творчества и сообразительности на уроке.
2. Подготовка к изучению нового материала.
— Хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. Притча “Яма”.
«Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасёт животных в отдалённом месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в неё. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадёт в яму и, может быть, что – нибудь себе сломает или умрёт в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадёт его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась всё глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что ….. ».
— Чем закончилась притча?
… за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из неё.
— В чём смысл этой притчи?
Дети. Не желай зла другому.
— Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?
3. Изучение нового материала.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с таким регулятором, как мораль, а о праве мы будем говорить в 8 классе.
— Откройте тетради, запишите тему урока «Мораль в жизни человека».
— План нашего урока вы видите на доске.
1. Что такое мораль?
2. «Золотое правило морали».
3. Нравственные (моральные) ценности.
— Давайте исходя из плана, сформулируем цель нашего урока. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой «золотое правило морали»)
Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить во время урока?
Какую роль выполняет мораль в жизни человека и общества.
— Итак, с чего начнем? (С определения мораль)
— Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).
(Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)
— Давайте посмотрим, какое определение дается в учебнике на странице 122.
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Работа с текстом учебника
А сейчас я предлагаю вам изучить пункт «Что такое мораль» на с. 122-123 и ответить на вопросы.
— Что включает в себя мораль? (Идеалы, традиции, нормы, принципы, критерии добра, чести, совести, справедливости)
— Какова основная функция морали? ( регулирует поведение человека, чтобы оно соответствовало требованиям общества)
— Какие существуют механизмы самоконтроля личности? (совесть, чувство долга)
— Приведите примеры поступков, на которые человека подвигает чувство долга и совесть. (защита Родины во время войны, помощь пострадавшим людям в случае аварий, катастроф, стихийных бедствий и т.д.)
— Попробуйте привести примеры моральных норм (уступить место в общественном транспорте пожилому или женщине, здороваться с незнакомым человеком, вставать при взрослых, обращаться к старшим по имени отчеству и т.д.).
— А кто устанавливает нормы морали? (общество)
— А где записаны эти правила? (они неписанные)
— Мудрецы придумали правило, благодаря которому люди стараются поступать правильно (морально). Это правило называется «золотым правилом морали».
Кто из вас знаком с этим правилом?
Чтобы с ним познакомиться прочитайте текст на с. 124 учебника и выполните задание в парах.
Задание: Запишите, как звучит «золотое правило морали» в разных источниках.
Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
— Почему его называют золотым?
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.
Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его. Но для этого ему необходимо вырабатывать мнение поступать в соответствии с нормами морали, а это нелегко.
Добру противостоит зло.
Послушайте сообщение о Дарье Севастопольской и ответьте на вопрос – Можно ли назвать Дарья Севастопольскую милосердным человеком? Почему?
Сообщение уч-ся
Милосердие движет и людьми, которые занимаются благотворительностью.
Благотворительность – добровольная деятельность людей, которые оказывают бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся.
Сообщение учащегося о благотворительном фонде.
Значение морали в жизни общества.
Ребята, но если у нас есть законы, которые строго поддерживают порядок в стране и наказывают за несоблюдение правовых норм, то зачем нам нужна мораль? Может быть, мы сможем обойтись и без неё? (Ответы детей)
Мораль играет большую роль в жизни общества. Она воспитывает в человеке качества, которые помогают ему совершать хорошие поступки, а не плохие.
А теперь давайте с вами составим синквейн со словом «мораль».
Синквейн
Мораль
Регулирует, воспитывает
Чистая, справедливая, правдивая
Регулирует поведение человека в обществе
Добро
4. Домашнее задание
П.У. – вопросы 7 или 9
В.У. – Придумать макет медали «За милосердие»
Оценивание
5. Рефлексия
Учитель подводит итоги:
— Что вы почувствовали на уроке?
— Задумывались ли вы о проблеме добра и зла раньше всерьёз?
— Полезен ли был урок?
— Надо ли говорить о добре и зле?
— Достаточно ли знать просто моральные нормы?
Просто знать недостаточно, самое главное – выполнять эти нормы, совершать добрые поступки. Проблема добра и зла – это вечная проблема, и, чтобы мир стал добрее, мы должны соблюдать моральные нормы.
Мораль
Урок 30. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Мораль»
На свете есть множества правил, которые мы с вами должны соблюдать, например, это правила дорожного движения, правила орфографии, правила игры в футбол или хоккей и множество других. У каждого из нас существует множество правил, которым мы стараемся следовать в повседневной жизни. Мы моем руки перед едой, переходим дорогу на зелёный свет, здороваемся при встрече, уступаем место старшим в общественном транспорте и многое другое.
Свои правила есть и у сказочных героев, например, Вини-Пух всегда следовал следующим правилам: нужно ходить в гости по утрам, не уходить из гостей сразу же как только наелся, переходить в толпе дорогу на любой сигнал светофора, сохранять терпение во время разговора и много других.
Конечно, не все правила, которыми мы пользуемся в жизни идеальны, а некоторые могут быть и опасными для здоровья человека.
А могут ли существовать правила на все случаи жизни? Конечно же они есть, их очень много и все они важны для нас, всех их можно назвать одним словом –мораль.
Мораль – это нравственные правила поведения, которые основаны на представлениях человека о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости, долге, стыде, чести, совести, милосердии и так далее.
Основными признаками морали являются всеобщность и добровольность.
Мораль оказывает влияние на всё общество в целом. Её требования распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений, несмотря на то, что моральных норм люди придерживаются добровольно.
Но не следует забывать о том, что моральные требования, могут различаться в зависимости от общества которое их установило.
Например, у племён этнической общности готтентотов, которые проживают на юге Африки, моральность поступка определяется по следующей формуле: «всё, что идёт на пользу и ведёт к счастью соплеменника – это хорошо, а всё, что идёт ему во вред или ведёт к несчастью – это плохо».
Когда европейцы впервые столкнулись с представителями этого племени, они были сильно удивлены ответу на вопрос, в чём по мнению аборигенов составляет разница между добром и злом.
— Добро – это когда я украду чужой скот и чужих жён, а зло – когда у меня украдут.
Как мы видим, данная норма поведения является допустимой в африканском племени, но неприемлема для нашего общества.
Мораль играет огромную роль в жизни любого общества и выполняет целый ряд функций.
Оценочная функция, проявляется в оценке поступков человека с точки зрения морали.
Регулятивная функция, с её помощью мораль регулирует нормы поведения, принятые в обществе.
Контролирующая функция. Мораль контролирует поведение человека в обществе.
Интегрирующая функция. Мораль объединяет все нормы поведения людей в обществе.
Воспитательная функция. С помощью морали происходит воспитание человека, а также его знакомство с принятыми в обществе нормами и правилами.
Познавательная функция. Эта функция позволяет узнавать и оценивать человеческие качества.
Моральных правил множество, но есть среди них самое важное которое принято называть золотым правилом морали. Возникло оно очень давно и связано с именем древнекитайского философа Конфуция.
Однажды ученик спросил у Конфуция: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?»
Конфуций подумал и ответил: «Есть. Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Своеобразное толкование золотого правила морали есть и у медвежонка Винни-Пуха, который говорил: «Нужно делать так, как нужно. А как не нужно, делать не нужно!».
Почему же это правило называют золотым?
Потому что оно кратко и точно отвечает на главный для каждого из нас вопрос: как следует относиться другим людям?
Поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе. Согласитесь, что лучше сказать невозможно.
Неужели вы в этом сомневаетесь? Тогда послушайте притчу.
Поссорились как-то пастух и прохожий. Прохожий затаил на пастуха злобу и решил отомстить ему, а именно выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в неё
Когда взошла луна обиженный человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрёт в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадёт его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. И только с первыми лучами солнца он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что и сам не сможет выбраться из неё.
А вот если бы наш герой никому не желал зла, то вряд ли он оказался в такой печальной ситуации. Ведь как говорил русский писатель Лев Толстой:
«Других не зли, и сам не злись!
В гостях мы в этом мире – бренном.
А если, что не так – смирись!
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в жизни всё закономерно –
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся непременно!»
Но почему в одном случае человек поступает хорошо, а в другом плохо?
Стоит отметить, что понятие морали у каждого человека индивидуально. Каждый из нас сам решает каких моральных норм ему стоит придерживаться, а каких нет.
У наших предков существовала легенда о том, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом – демон. И каждый из них нашёптывает человеку что-то своё. Но человек всегда сам решает, как ему поступить, в той или иной ситуации, совершая таким образом свой моральный выбор.
В результате авиаудара города были полностью разрушены, а общее количество погибших составило около двухсот пятидесяти тысяч человек.
Оправданность таких бомбардировок с точки зрения морали до сих пор вызывает острые споры. С одной стороны, это событие позволило ускорить завершение второй мировой войны, а с другой привело к тысячам жертв среди мирного населения.
Но наиболее интересна судьба пилотов, которые сидели за штурвалами бомбардировщика. Один из них, Клод Эрли, до конца своей жизни считал себя преступником. Он отказался от всех наград и почестей, а свою пенсию и заработанные им деньги он посылал в Хиросиму, что б хоть как-то искупить свою вину перед жителями города.
Как вы думаете кто из лётчиков прав в данной ситуации? Чей моральный выбор вам ближе и почему?
Мораль. Нормы и функции морали.
Понятие морали.
Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.
Мораль имеет свои характерные черты.
Признаки морали:
Функции морали.
Философы выделяют пять функций морали:
Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.
Нормы морали.
Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.
Принципы морали.
Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.
Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).
Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.
Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.
Урок обществознания в 6 классе по теме: «Мораль»
Выбранный для просмотра документ конспект урока МОРАЛЬ.docx
1.ФИО: Савостьянова Галина Александровна
2.Место работы : Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Репное Балашовского района Саратовской области».
3.Должность: Учитель истории и обществознания.
6.Тема урока : «Мораль» по теме «Духовная сфера».
7.Базовый учебник : Кравченко А.И., Певцова Е.Н. Обществознание. Учебник для 6-го класса основной школы. Русское слово.2009
8.Цель урока : определение роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.
образовательные: объяснить понятия «мораль», «добро», «зло», «золотое правило нравственности»;
выяснить сходство и различие морали и права; составить представление о добре и зле в разные исторические эпохи;
воспитательные: выявлять причины и последствия совершения аморальных поступков;
определять и объяснять свое отношение к поступкам людей; задуматься над своими нравственными ценностями.
развивающие: анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
работать с текстом учебника;
выделять главное, актуализировать ранее изученное;
составлять таблицы; выработать навыки работы в группе.
10. Тип урока : урок открытия новых знаний
11.Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
12.Нобходимое техническое оборудование : компьютер, мультимедийный проектор.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
2.Постановкацели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
3.Актуализация учебной деятельности.
4.Первичное усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
Мобилизация учащихся для работы на уроке.
Создание положительного эмоционального настроя на работу.
— Посмотрите на доску.
Какая проблема поднята в данных стихах известного писателя и поэта Бориса Пастернака?
«Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
-Какая из социальных норм, написанных на доске, регулирует поведение человека с точки зрения добра и справедливости?
(на доске слова: мораль, добро, зло, этикет)
Значит, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о чем?
Мораль возникла ещё в древности, в первобытные времена. В ту далекую пору она помогла человеческому роду выжить.
— А как вы думаете, может быть, сейчас говорить о морали неактуально? Или тема морали значима и сейчас?
Цель (реализация 1 пункта плана)
Учитель рассказывает о зарождении морали.
Контролирует, как идет работа в парах, затем заслушивает определения. (учение о морали, что первым ввёл это понятие Аристотель, древнегреческий ученый).
Реализация 2 пункта плана «Добро и зло»(слайд 4)
Рассказ учителя о добре и зле .
-Как вы думаете, от чего зависит моральный выбор человека?
-Приведите примеры ситуаций морального выбора.
Реализация 3 пункта плана «Мораль и право».
Что объединяет эти понятия, а что сближает?
-Вспомним, что такое право?
-Какие характерные черты имеет право?
Теперь мы должны выявить различие между правом и моралью. (слайд 5)
Организация исследовательской работы- анализа содержания учебника, стр. 146 и заполнения таблицы.
учащимся вывод по второму пункту плана, учитель обобщает выводы учащихся
-Как вы думаете, какие последствия могут иметь для человека следующие поступки?
Напоминает христианские заповеди и
комментирует золотое правило нравственности .(слайд 8)
1) п.22 и задания рабочей тетради к нему.
2) составить синквейн по теме «Мораль»
3) Объясните, как вы понимаете утверждение: «Добро должно быть с кулаками».
Применимо ли оно в современной жизни?
Оценивание проводится на протяжении всего занятия и по результатам групповой, и по результатам индивидуальной работы учащихся.
Учитель подводит итоги:
— Что вы почувствовали на уроке?
— Задумывались ли вы о проблеме добра и зла раньше всерьёз?
— Полезен ли был урок?
— Надо ли говорить о добре и зле?
-Достаточно ли знать просто нравственные нормы?
Завершая урок, учитель говорит: «Чтобы мир вокруг нас стал лучше, давайте стараться делать в жизни больше добрых поступков!
Учащиеся легко выявляют проблему – это проблема добра и зла.
Учащиеся говорят: «Мораль».
Записывают тему урока.
Учащиеся высказывают свои версии об актуальности темы.
Учащиеся, работая в парах, должны, слушая рассказ учителя, самостоятельно сформулировать понятие «мораль» и определить его характерные признаки.
Из двух получившихся определений выбирают лучшее, какое им больше понравилось. Если какая-то группа не справилась с заданием, учитель диктует определение «морали».
Оценивают сами свою работу по 5-балльной системе на этом этапе урока.
Слушают и делают вывод о том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце.
Учащиеся приводят свои версии и примеры. Обсуждают ситуации.
Делают вывод (совесть, общественное мнение).
Учащиеся осуществляют некоторую переработку и осмысление ранее изученного материала.
Оценивают свою работу.
Решение обществоведческих задач рабочей тетради стр.74 задание №3.
Учащиеся оценивают себя сами, анализируют, что у них у самих получилось, что при помощи класса и учителя, ставят себе отметки.
Учащиеся делятся своими впечатлениями об уроке, высказываются (обычно говорят, что урок был полезен, что о добре и зле надо обязательно говорить, надо задумываться о своих поступках).
Просто знать недостаточно, самое главное – выполнять эти нормы, совершать добрые поступки. Проблема добра и зла – это вечная проблема, и, чтобы мир стал добрее, мы должны соблюдать моральные нормы.
Формирование ценностных ориентиры, основанных на идеях любви и уважения к человеку.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Систематизировать обществоведческую информацию. Успешно решать жизненные задачи.
Формирование целостного представления об обществе и о человеке, о, механизмах и регуляторах деятельности людей.
Добывать информацию, обобщать.
Уметь договариваться с людьми.
Определяют и объясняют свое отношение к общественным нормам.
Систематизация информации в виде таблицы.
Определение цели и проблемы в учебной деятельности.
Умение определять понятие, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Владение основами самоконтроля, самооценки.
Владение основами самоконтроля, самооценки.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Выбранный для просмотра документ урок МОРАЛЬ.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Задание: Слушая рассказ учителя, составьте представление о понятии «мораль» и его характерных признаках.
Моральные нормы не завидуй не жадничай помогай нуждающимся не предавай уважай старших не обижай слабых не лги
Право и мораль Вопросы Право Мораль 1. В чем выражается? В законах государства. 2. Как поддерживается? Силой государства. 3. Каковы последствия нарушений? Наступает юридическая ответственность, четко определенная в законодательных актах. 4. Что регулирует? Деятельность человека, организации, государства в различных сферах общественной жизни.
Право и мораль Вопросы Право Мораль 1. В чем выражается? В законах государства. В правилах поведения, устанавливаемых в обществе в соответствии с представлениями о долге, чести. 2. Как поддерживается? Силой государства. Силой общественного мнения, обычаев, убеждений. 3. Каковы последствия нарушений? Наступает юридическая ответственность, четко определенная в законодательных актах. Осуждение окружающих, «угрызения» совести, дискомфортное психическое состояние самого человека. 4. Что регулирует? Деятельность человека, организации, государства в различных сферах общественной жизни. Поступки людей, мысли, чувства, выраженные в определенной форме.
Способы воздействия общественного мнения Моральное осуждение окружающих Моральные переживания Боязнь стыда Бойкот окружающих Потеря уважения
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 103186051308
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.