Мораль что это в литературе

мораль

Смотреть что такое «мораль» в других словарях:

МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

Мораль — Мораль ♦ Morale Представим себе, что нам объявили: завтра наступает конец света. Информация точная и сомнению не подлежит. Политика при этом известии скончается на месте – она не способна существовать без будущего. Но мораль? Мораль в… … Философский словарь Спонвиля

мораль — и, ж. morale m., morale f. нем. Moral <лат. moralis. 1. устар. Настроение, моральный дух. И если уж необходимо должно, что в физике вашей произвел он <новый год>, то тогда оградитесь роскошью и леностью; и пусть на морали вашей время не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

МОРАЛЬ — (лат. moralis doctrina; этим. см. моралист). Нравоучение, совокупность правил, признаваемых за истинные и служащих руководством в поступках людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРАЛЬ [фр. morale] … Словарь иностранных слов русского языка

Мораль — (sittlichkeit) переводится на основании трудов Гегеля (Hegel) как мораль. Относится к этическим нормам, возникающим в результате взаимодействия субъективных ценностей личности и объективных ценностей общественных институтов. Если эти ценности… … Политология. Словарь.

МОРАЛЬ — МОРАЛЬ, морали, мн. нет, жен. (от лат. moralis нравственный). 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). «Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической… … Толковый словарь Ушакова

мораль — См. наука. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мораль нравственность, этика; вывод, наука; рацея, назидание, поученье, наставленье, проповедь, наставление, этические нормы,… … Словарь синонимов

МОРАЛЬ — (от латинского moralis нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от… … Современная энциклопедия

МОРАЛЬ — (от лат. moralis нравственный) 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого… … Большой Энциклопедический словарь

Мораль — (ирон.) правило нравственности; соблюденіе ея; нравоученіе. Ср. Живя согласно съ строгою моралью; Я никому не сдѣлалъ въ жизни зла. Некрасовъ. Нравственный человѣкъ. I. Ср. А нынче всѣ умы въ туманѣ. Мораль на насъ наводитъ сонъ. А. С. Пушкинъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Мораль — (от латинского moralis нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Идея и мораль. И немного о теме произведения

Идея и мораль произведения — это понятия, в которых часто путаются авторы художественной литературы. Путаница возникает ещё и потому, что у этих терминов есть несколько определений, причём некоторые из них в какой-то мере противоречат друг другу. Наиболее предметная, чёткая и понятная трактовка, на мой взгляд: идея — это утверждение того, что произойдёт с героями в результате развития сюжета.

Но что же такое мораль? В литературном произведении мораль — это не только нравоучение, но также нравственный вывод или же силлогизм. Мораль — абстрактная мысль, в том время как идея — мысль вполне конкретная, что сближает идею с темой произведения. Однако эти понятия не тождественны. Основное различие между темой и идеей в следующем: тема описывает время и место действия, проблематику — суть конфликта, а идея описывает то, что произойдёт в результате основного конфликта.

В шекспировской «Ромео и Джульетте» тему можно сформулировать так: «трагедия двух юных влюблённых из враждующих семей Вероны 17-го века». Идею произведения можно выразить иначе: «запретная любовь становится причиной гибели двух влюблённых». Сама суть — обозначение конфликта (запретная любовь) и результат, к которому приводит развитие конфликта (гибель влюблённых), без лишних подробностей. Это и есть идея.

Мораль произведения — это нравственный вывод, к которому приводит развитие сюжета. Идея произведения — обозначение основного конфликта и его итог, результат.

Источник

Значение слова «мораль»

Мораль что это в литературе. Смотреть фото Мораль что это в литературе. Смотреть картинку Мораль что это в литературе. Картинка про Мораль что это в литературе. Фото Мораль что это в литературе

1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. Коммунистическая мораль. Буржуазная мораль.

2. Нравственный вывод, урок из чего-л. [Саша] шутил все время, пока обедали, но шутки у него выходили громоздкие, непременно с расчетом на мораль. Чехов, Невеста. У басенки моей мораль весьма проста: Зависит многое от малого винта! Михалков, Винтик.

3. Разг. Нравоучение, наставление. Читать мораль.[Лупачев:] Ну, я к тебе не за моралью пришел. А. Островский, Красавец-мужчина.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В тех языках, где, как, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность (в немецком — Moralität и Sittlichkeit), эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причём концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер.

Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика.

МОРА’ЛЬ, и, мн. нет, ж. [от латин. moralis — нравственный]. 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Лнн. Буржуазная м. Принципы морали. || Нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности. Человек невысокой морали. 2. Нравственный вывод из чего-н., нравственный урок. Мораль сей басни такова. Крлв. Отсюда м.: никакой пощады врагу! Прописная

(см. прописной). 3. Нравоучение, наставление (разг.). Сатира и мораль — смысл этого всего? Грбдв. Не докучал моралью строгой. Пшкн (о гувернере Онегина). — Мораль читать хочешь? Не трудись! Чхв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мора́ль

1. неисч. книжн. нравственное учение; свод правил нравственности, этики ◆ Сегодня в нашем обществе насаждается потребительское мировоззрение, поощряются эгоистические устремления человека, попирается христианская мораль с её жертвенностью и устремленностью к высшим идеалам. «Обращение церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России»», 2004 г. // «Журнал Московской патриархии» (цитата из НКРЯ)

2. неисч. нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности ◆ Человек невысокой морали.

3. исч. вывод из чего-нибудь; нравственный урок ◆ Мораль сей басни проста как правда: такое в жизни бывает, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Анна Берсенева, «Возраст третьей любви», 2005 г. (цитата из НКРЯ)

4. исч. разг. нравоучение, наставление ◆ Выглянула из двери, повиснув на костылях, пожилая, встрёпанная, читает мораль. И. Грекова, «Перелом», 1987 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Она была их утешительницей, душеприказчицей, казначеем, лекарем и духовною матерью: ей первой бежал солдатик открыть свое горе, заключавшееся в потере штыка, или в иной подобной беде, значения которой не понять тому, кто не носил ранца за плечами, — и Катерина Астафьевна не читала никаких моралей и наставлений, а прямо помогала, как находила возможным. Лесков, «На ножах», 1870 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Сергей МОРОЗОВ. Мораль и литература

Мораль что это в литературе. Смотреть фото Мораль что это в литературе. Смотреть картинку Мораль что это в литературе. Картинка про Мораль что это в литературе. Фото Мораль что это в литературеТема литературы и морали, соотношения этического и эстетического стара как мир. В первую очередь, это, конечно, тематика эстетического характера. Решение ее, так или иначе, связано с определенными эстетическими воззрениями: представлением о прекрасном, о художественном идеале, о сущности и назначении поэзии, отношении искусства к жизни вообще и социальным потребностям в частности. Человек и искусство – еще один значимый ее аспект, ведь идея дегуманизации искусства, выдвинутая в одно время как лозунг его совершенствования, развития, избавления от всего наносного с течением времени переоформилась в обоснование отхода от моральной эстетики.

Общее, распространенное мнение относительно темы «мораль и литература» как раз лежит в этой плоскости – искусство должно давать внеморальное изображение действительности. Раскрывается оно в целом ряде традиционных уже сентенций о том, что искусство не должно поучать, что «те времена прошли», что жизнь как предмет искусства не имеет однозначной моральной трактовки, а, значит, ее не должен выражать и сам художник, мастер слова. То есть высказывается позиция не аморализма, а своего рода имморальности, своего рода толерантности эстетического по отношению к этическому. Немного морали (слаб человек) допустить можно, но так ни-ни, лучше воздержаться.

Мораль – как регулятор отношений, этика как набор теоретических представлений о добре и зле связаны с действительностью непосредственно, эти понятия отмечают присущее ей состояние в определенном, нравственном аспекте.

Другое дело, что они, понятия морали, предполагают свободную интерпретацию со стороны автора и культуры.

Исходя из этого следует учитывать, что моральная нагруженность литературы не означает ее нравственности только в классическом позитивном понимании нравственности. Мар, Каменский, Арцыбашев, если вспомнить русскую литературу начала XX века, тоже выступали с определенных моральных позиций. Однако позиции эти были довольно далеки от того, что обычно понимается под моральным. Проповедь вседозволенности, сексуальной распущенности, воли к жизни, равно как и воли к смерти у них – это тоже своего рода моральная проповедь. Это литература в моральном аспекте. Это попытка навязать граду и миру свою систему моральных ценностей, проинтерпретировать действительность в собственных моральных категориях, сформулировать свое представление о регуляторах социальных отношений.

Таким образом, взаимосвязь литературы и морали проявляется в том, что классическая мораль добра, даже будучи отвергнута в качестве устаревшей и потерявшей актуальность, сменяется не пустотой, а этикой нигилизма и релятивизма. Перед нами не крах морального в литературе, а его подмена, которая в итоге оборачивается уходом от последовательного, системного, рационального отношения к моральным ситуациям в сферу ситуативного и туманного, субъективного, произвольного, нечеткого. Но даже такой уход, стоит еще раз повториться, не есть уход от морали, а лишь сдвиг в сторону другой ее формы.

Идея морали, в общепринятом христианском и следующим за ним классическом гуманистическом понимании, неразрывно связана с идеей роста, развития, преображения. Последние видятся априорными задачами человека и общества, они неразрывно связаны с его сущностью. Отказ от этих задач и стоит за критикой морального начала в литературе. Быть как есть, соответствовать не идеалу, а текущему моменту – вот что лежит за отказом от моральной составляющей. За этим следует остановка в индивидуальном и социальном развитии. Но отказ от идеи развития опять-таки означает не переход на внеморальную точку зрения, а лишь переход к морали, которая выражает идею застоя и деградации.

Отказ от рационального начала, отход от моральности как жизненности, переход к морали как чистой субъективности – это ошибка моральной партии в культуре и в литературе, которая влечет за собой переход к деградационному типу морализаторства, впадению в казенную, безжизненную и мало кем воспринимаемую в силу этого «духовность».

Вообще же, говоря о морали и искусстве, мы имеем перед собой достаточно простую классификацию. С одной стороны, находится литераторы, демонстрирующие отношение к морали как к чисто субъективному явлению, понимание ее как субъективной оценки. Они разделяются на две группы – показных имморалистов, на самом деле бессознательно фиксирующих свои субъективные моральные предпочтения, и сознательных морализаторов.

Парадоксальность морального воззрения на действительность может заключаться в том, что сам моральный взгляд на действительность может быть реализован через концентрированное изображение отпадающего или отпавшего от морали мира. Классический образец в этом смысле – роман Д. Стейнбека «Зима тревоги нашей», в котором моральный взгляд не перетекает в морализаторство, а читатель ощущает нарастающий в американском обществе распад нравственности, затрагивающий самые глубины общества и человеческой души. Иного плана моральная точка зрения вырастает из граничащего с порнографией романа Д. Балларда «Автокатастрофа», в котором именно подробное и натуралистичное живописание порока изматывает читателя и подвигает его к моральной позиции, заставляет ощутить духоту, бесчеловечность, катастрофичность, безжизненность мира, лишенного нравственного основания.

Но самая сложная задача – живописание становления морального в мире, перехода мира к моральной точке зрения. Так, поздний роман Т. Уайлдера «Теофил Норт» демонстрирует не просто моральное измерение настоящего, что уже само по себе не мало, ибо моральность обычно связывается не с настоящим, а с прошлым или будущим. Автор показывает, как и каким способом утверждается и проводится добро в саму несовершенную действительность, как оно становится реальностью. По сути, здесь убедительное решение той проблемы, с которой оказался не в состоянии справиться Гоголь, и с которой совершенно не справился впавший в морализаторство Толстой. У последнего мы находим, в сущности, проповедь нравственности без нравственного осознания. Это проявление субъективизма и своеволия. Субъективизм и моральный идеал автора, а не отображение морального кровотока самой реальности. Поэтому последние произведения его оказываются на редкость безжизненными и ходульными, а объявленная война морали с эстетикой смотрится и вовсе чем-то несуразным.

Примеров субъективного морализаторства в нашей литературе последних лет достаточно. Наиболее показательное в этом смысле произведение – роман Д. Гуцко «Бета-самец», представляющее собой развернутый и морально неубедительный суд героя над самим собой. Столь же пристрастны, столь же упорствуют в моральном насилии над читателем А. Проханов и М. Кантор, А. Варламов. Разнятся лишь его формы. У Кантора морализаторство гиперинтеллектуально и выступает оборотной стороной едких сатирических картинок отрицательных человеческих типов, недостойного человека образа жизни, так называемой богемы и прогрессивной общественности. У Проханова оно носит взволнованно-моралистичный характер. Варламов дает волю в «Мысленном волке» поморализировать своим героям.

На моральном распутии находится П. Беседин, из соображений правды жизни и под влиянием эмоций качающийся от морализаторства к откровенному имморализму.

Достаточно ярким примером последовательного стояния по ту сторону добра и зла, подтвержденного недавним интервью каналу «Россия24» является проза Прилепина от самого начала, от «Патологий» и до «Обители». В той же плоскости находится недавняя книга М. Степновой, с говорящим названием «Безбожный переулок».

Нащупывание объективной твердой онтологической почвы под моралью просматривается в последних произведениях С. Шаргунова, Р. Сенчина. Первый в романе «1993» возвращается к классической для русской литературы теме выбора, второй через подробное и скрупулезное исследование человеческих характеров, человеческой судьбы в условиях социального бедствия («Зона затопления»).

Острота нравственного конфликта задает нерв всему повествованию. Она волнует читателя, заставляет сопереживать. Мертвенность повествования определяется отсутствием нравственного нерва. Пошел, поехал, сделал, поговорил. За чем тут следить? Чему сопереживать? Для чего читать? Отказываясь от морали как обязательного измерения художественного мира произведения, автор сужает содержание, спектр, палитру своего произведения.

Убедительность, рациональность моральной аргументации – вот те задачи, которые стоят перед писателем. И эти задачи надо решать.

Источник

Что такое мораль — функции, нормы и принципы морали

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинство людей помнят мораль басни «Стрекоза и муравей», заключающуюся в том, что нельзя постоянно развлекаться, нужно успевать и трудиться. Иначе вслед за долгим бездельем придет тяжелая расплата в виде голода и холода.

Мораль что это в литературе. Смотреть фото Мораль что это в литературе. Смотреть картинку Мораль что это в литературе. Картинка про Мораль что это в литературе. Фото Мораль что это в литературе

В этом и других своих сочинениях баснописец Иван Крылов старается донести до читателя общепринятые правила, которые стоит соблюдать, чтобы не навредить себе же.

Таким образом, мораль представляет собой общие положения, рассчитанные на всех членов социума и отражающие сознание общественности.

Разберемся в этом поподробней.

Определение: что такое мораль

Термин «мораль» (moralitas — «общепринятые традиции») был введен Цицероном.

В переводе с латинского мораль – это совокупность представлений о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, совести и бессовестности, справедливости и несправедливости и так далее.

Это нормы поведения, которых придерживается все общество (но не всегда), вытекающие из выше оговоренных представлений.

Мораль что это в литературе. Смотреть фото Мораль что это в литературе. Смотреть картинку Мораль что это в литературе. Картинка про Мораль что это в литературе. Фото Мораль что это в литературе

Часто в русском языке в качестве синонима морали употребляют слово «нравственность». Последнее также означает некую призму убеждений, сознания, через которую человек смотрит на жизнь, организует свое поведение и деятельность в целом.

Мораль что это в литературе. Смотреть фото Мораль что это в литературе. Смотреть картинку Мораль что это в литературе. Картинка про Мораль что это в литературе. Фото Мораль что это в литературе

Мораль является предметом изучения этики – это наука, являющаяся подразделом философского учения. Также мораль рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии и религии. Понятие это весьма разноплановое.

Отличительными чертами морали являются такие вещи как:

Добровольность. Эта характеристика заключается в том, что каждый человек сам для себя решает, как ему жить и вести себя: придерживаться всеобщих моральных принципов или нет.

Нормы морали

Нормы морали – это определенные «требования», желаемые и одобряемые обществом формы поведения, которых необходимо придерживаться.

Норма – это то, что хорошо и правильно. Например, быть справедливым, честным, добрым, отзывчивым (это социальные нормы). Все, что противоречит этому является «ненормой» и вызывает негативный общественный резонанс.

Мораль что это в литературе. Смотреть фото Мораль что это в литературе. Смотреть картинку Мораль что это в литературе. Картинка про Мораль что это в литературе. Фото Мораль что это в литературе

С течением времени и развитием цивилизации моральные нормы постоянно менялись. Но среди них все равно есть те, что являются основополагающими, неизменными. И вряд ли они претерпят какие-либо деформации, так как входят в самые разные учения, и потому имеют сильные корни.

К основным нормам относятся:

Функции морали

Ничего в этом мире не существует просто так – это касается и материального, и нематериального мира. Теперь мы знаем что такое мораль, остается понять, для чего она нужна, какой смысл несет?

Мораль что это в литературе. Смотреть фото Мораль что это в литературе. Смотреть картинку Мораль что это в литературе. Картинка про Мораль что это в литературе. Фото Мораль что это в литературе

Итак, мораль выполняет следующие пять функций:

Воспитание моральных качеств

Что такое хорошо и что такое плохо нам начинают рассказывать с самых ранних лет.

Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.

Мораль что это в литературе. Смотреть фото Мораль что это в литературе. Смотреть картинку Мораль что это в литературе. Картинка про Мораль что это в литературе. Фото Мораль что это в литературе

Как это происходит:

Чем бы вы ни руководствовались, стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните, что личный пример – один из самых сильных инструментов. Дети могут забыть, что говорили им родители, но почти никогда не забывают то, что они делали.

Мораль что это в литературе. Смотреть фото Мораль что это в литературе. Смотреть картинку Мораль что это в литературе. Картинка про Мораль что это в литературе. Фото Мораль что это в литературе

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Конечно, ещё с детства мы узнаём слово мораль из басен дедушки Крылова. А в школе учителя закрепляют это понятие в головах учеников.

С одной стороны, вроде всё идёт правильно в этом направлении. Только вот непонятно, отчего тогда взрослые люди не соблюдают устоявшиеся моральные каноны, если им вбивали с малых лет, что мораль главенствует в жизни и нельзя нарушать её, так как тем самым затронешь не только личное право других людей на нормальное существование, но и нанесёшь государству моральный урон, ударив по престижу. Допустим, пьяные туристы ведут себя неподобающим образом заграницей. О них пишут в газетах, показывают по телевизору и судят, как о всём народе по их поведению.

С другой стороны, если не работают моральные правила, так как хотелось бы, значит в этом кроется какая-то другая причина, не подпадающая под озвученные в статье функции? Так в чём же дело и кто виноват.

Думаю, нужно не только спрашивать с учителей в школе за моральное воспитание своих подопечных, но и с родителей. Достаточно ввести в уголовный кодекс соответствующие статьи. А именно, нужно сажать за решётку на несколько лет матерей или отцов, чьи дети совершают аморальные поступки. Только тогда проблема соблюдения моральных норм в обществе будет решена.

Мораль — это то, чего в нынешние времена очень не хватает, многие люди начисто лишены морали.

И что самое интересно — начисто лишенные морали очень любят ее навязывать другим. И это не только к людям относится — к странам тоже.

Лишенный любой морали Запад указывает странам-жертвам (с высокой моралью), как им нужно жить, что почитать, что отрицать, что делать, чтобы угодить Западу. Если не слушают — насождают все это силой, хитрость, подлостью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *