Моралите что это такое

Моралите

Содержание

История

Уже между древнейшими мистериями почти всех стран Европы встречается представление притчи о женихе и 10 девах — моралите в зародыше. В латинской мистерии об антихристе и Римской империи («Ludus paschalis de adventu et interitu Antichristi»), появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, между действующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие, Ересь и пр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается к концу XIII в., когда все выдающиеся произведения светской поэзии принимают дидактико-аллегорический характер (например, Роман Розы). Тогда в сводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен в роде «Proces de Paradis», то есть судбища между Милосердием и Миром, с одной стороны, Справедливостью и Правосудием, с другой — за род человеческий. Тогда же (в XIV—XV вв.) моралите выделяются в особый вид драматических представлений, цель которых — первоначально нравоучительная: отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшее средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение моралите легко переходит в сатиру.

Во Франции

XV век

Одним из старейших (около 1440 г.) моралите считается «la Farce de la Pippee» (pippee — ловля птиц на приманку), осмеивающее модников.

Из наиболее серьёзных моралите известно явившееся около 1475 г. «Moralite du bien advise et du mal advise» (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях — добродетели и порока; в заключение bien advise попадает в царство небесное, а его соперник — в ад.

К концу XV в. относится моралите «Les enfants de Maintenant ou l’education» (ок. 2000 стихов), бичующее страсть горожан воспитывать сыновей выше уровня своего сословия.

XVI век

В начале XVI в. подновляется старое моралите с латинским заглавием «Mundus, Caro, Daemonia» («Мир, Плоть, Демоны»), изображающее победоносную борьбу христианского рыцаря с приманками мира.

В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnay опубликовал «Диететику», в которую вставлено «Осуждение пирушки» («Condamnation du Banquet») — живо написанное моралите на тему о вреде неумеренности в пище и питье («злодеями» пьесы являются Колики, Апоплексия и пр.).

В Англии

Еще популярней и влиятельней этот род представлений был в Англии, где моралите вскоре перерождаются в комедию нравов.

XV век

От времени Генриха VII дошел целый ряд моралите, таких же серьёзных и назидательных: к той же эпохе относится и «Чародей» («Nigromansir») Скельтона, где, кроме аллегорических фигур, действуют и «типы» — Вызыватель духов и Нотариус.

XVI век

От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное моралите «Гик Скорнер» неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы еще сильнее.

Так как моралите по природе своей — вид поэзии весьма подвижной и свободной, то именно через их посредство театр принимает участие в религиозной борьбе того времени: мы имем рядом моралите «Every Man» («Всякий человек»), которое посредством талантливой драматизации известной притчи об испытании друзей проводит католическую идею оправдания посредством добрых дел, и «Lusty Juventus» («Веселая юность»), защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающее победу Новой Веры (New Custom) над Превратным Учением (Perverse Doctrine), скрывающим от народа Евангелие.

Протестантскую тенденцию еще с большей энергией проводит моралите Натаниэля Вудса «Борьба с совестью» («The Conflict of Conscience»). Некоторые моралите той же эпохи проводят идею о необходимости гуманистической науки; были моралите и с чисто политической тенденцией.

Чем дальше, тем всё большее значение получали в моралитэ живые лица, превращающие аллегорию в настоящую национальную драму. Из постоянных «типов» моралите доживает до шекспировской эпохи Порок (Vice), одетый в шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобы дурачить его, и в конце концов попадающий в преисподнюю. В позднейшее время пережитком моралите являются фамилии действующих лиц комедии, указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.).

Источник

Значение слова моралите

Словарь Ушакова

моралит е [тэ], нескл., ср. (франц. moralité) (ист. театр.). Средневековое театральное произведение в аллегорической форме.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

назидательный жанр западноевроп. театра XV—XVI вв.; возник во Франции и Англии. В качестве персонажей в м. выступали человеч. пороки и добродетели, воплощенные в аллегорич. образах Мудрости, Милосердия, Чувственности и т.п. Борьба доброго и злого начал, составлявшая основу драматич. коллизии, всегда оканчивалась победой добра. Вначале задачей м. было укрепление религ. чувств верующих, но затем в сюжетах стала выражаться новая, бюргерская мораль. М. содержало элементы антифеод, критики, в отдельных случаях — мотивы социальной сатиры.

Лит.: История западноевропейского театра / Под общ. ред. С.С. Мокульского. Т. 1. М., 195а

Гаспаров. Записи и выписки

для сына, где в душе человека светлые силы борются с темными, вытесняют их, и свет души уже мог бы слиться с светом божества, но привычка к борьбе в одиночку мешает, человек противится, и этой его заботе о личности радуется дьявол.

Энциклопедический словарь

жанр западноевропейского театра 15-16 вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.).

Словарь Ефремовой

ср. нескл.
Назидательно-аллегорическое представление, действующими лицами которого
являлись олицетворенные добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека (в
средневековом западноевропейском театре).

Большая Советская Энциклопедия

Лит.: Дживелегов А., Бояджиев Г., История западноевропейского театра, М., 1941; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956.

Источник

Что такое моралите

Колики, Порок, Совесть и другие звезды средневековой сцены

Моралите (от латинского moralis — «нравственный») — вид нравоучительного драматического представления в Средние века и эпоху Возрождения, отделившегося от мистерии (грандиозное представление, обычно на библейский сюжет) в самостоятельный жанр. В отличие от мистерии моралите аллегорически трактует сюжет, и героями в нем оказываются не люди, а их типы и профессии (Чародей, Нотариус) или понятия (Церковь, Синагога, Лицемерие), поступки и их следствия (Колики, Апоплексия). Сюжет заключает в себе конфликт и развивается в диалогах.

Для того чтобы принадлежность героя к тому или иному типу не оставляла сомнений, актеры использовали надписи и символические атрибуты: Совесть — зеркало, Трудолюбие — лопату, Надежда — якорь, Вера — Библию и крест, Лесть — лисий хвост.

С развитием моралите все больше использует живых, не типологических персонажей. Из таких постоянных типов до шекспировской эпохи доживает Порок, всегда сопровождающий Дьявола и одетый в шутовской костюм. Пережитком моралите считаются «говорящие» имена и фамилии — Простаков, Хлестаков, Скотинин, Самсон Силыч Большов.

Представления давались, как правило, на постоялых дворах или в небольших передвижных сооружениях.

Моралите что это такое. Смотреть фото Моралите что это такое. Смотреть картинку Моралите что это такое. Картинка про Моралите что это такое. Фото Моралите что это такоеЧертеж сооружения типа шапито для моралите «Замок стойкости». Около 1440 года © Folger Shakespeare Library Моралите что это такое. Смотреть фото Моралите что это такое. Смотреть картинку Моралите что это такое. Картинка про Моралите что это такое. Фото Моралите что это такоеРукопись моралите «Замок стойкости». Около 1440 года Этот рисунок был приложен к рукописи неизвестного автора и описывает представления-моралите XV века: в центре круга расположен замок со рвом и башнями; вокруг замка указаны места для аллегорических персонажей: Бога, Мира, Дьявола, Плоти и Алчности, перед замком — место для Человека. Силы добра и зла борются за обладание Человеком: Ангел спасает Человека при помощи Исповеди и Раскаяния и укрывает за стенами замка; замок осаждается Дьяволом, применяющим лестницы и тараны. Каждый из грехов побеждается соответствующей ему добродетелью. Добро побеждает. Хор поет хвалу © Folger Shakespeare Library

Источник

Моралите

В пьесах моралите нет церковных сюжетов, т. к. морализация – это единственная цель таких постановок. Главные персонажи театра моралите – аллегорические герои, каждый из которых олицетворяет человеческие пороки и добродетели, силы природы и церковные догмы. Персонажи не имеют индивидуального характера, в их руках даже реальные вещи превращаются в символы. Например, Надежда выходила на сцену с якорем в руках, Себялюбие постоянно гляделось в зеркало и т. д. Конфликты между героями возникали из-за борьбы двух начал: добра и зла, духа и тела. Столкновения персонажей выводились в виде противопоставления двух фигур, которые представляли собой доброе и злое начала, имеющие влияние на человека.

Как правило, основная мысль моралите была такая: разумные люди идут по стезе добродетели, а неразумные становятся жертвами порока.

В 1436 году было создано французское моралите «Благоразумный и Неразумный». В пьесе показывалось, что Благоразумный доверяет Разуму, а Неразумный придерживается Непослушания. По дороге к вечному блаженству Благоразумный повстречал Милостыню, Пост, Молитву, Целомудрие, Воздержание, Послушание, Прилежание и Терпение. Зато Неразумного на этом же пути сопровождают Бедность, Отчаяние, Кража и Дурной Конец. Аллегорические герои заканчивают свою жизнь совершенно по-разному: один в раю, а другой в аду.

Актеры, которые участвуют в этом представлении, выступают в качестве риторов, поясняющих свое отношение к некоторым явлениям. Стиль актерской игры в моралите был сдержанным. Актеру это намного облегчало задачу, потому что не нужно было перевоплощаться в образ. Персонаж был понятен зрителю по определенным деталям театрального костюма. Еще одной особенностью моралите стала поэтическая речь, которой уделялось много внимания.

Драматургами, работающими в этом жанре, были ранние гуманисты, некоторые профессора средневековых школ. В Нидерландах сочинением и постановкой моралите занимались люди, борющиеся против испанского засилья. В их произведениях содержалось множество различных политических намеков. За подобные спектакли авторы и актеры постоянно преследовались властями.

По мере развития жанр моралите постепенно освобождался от строгой аскетической морали. Воздействие новых общественных сил дало импульс к показу реалистичных сцен в моралите. Противоречия, присутствующие в этом жанре, указывали на то, что театральные постановки становились все более приближенными к реальной жизни. В некоторых пьесах даже встречались элементы социальной критики.

В 1442 году была написана пьеса «Торговля, Ремесло, Пастух». В ней описываются жалобы каждого из персонажей на то, что жить стало трудно. Тут появляется Время, одетое сначала в красное платье, что означало Мятеж. После этого Время выходит в полном вооружении и олицетворяет собой Войну. Затем оно появляется в бинтах и висящем клочьями плаще. Персонажи задают ему вопрос: «Кто тебя так разукрасил?» На это Время отвечает:

Клянуся телом, вы слыхали,

Какого сорта люди стали.

Меня так сильно избивали,

Что Время вам узнать едва ли.

Пьесы, далекие от политики, выступающие против пороков, были направлены против морали воздержания. В 1507 году было создано моралите «Осуждение пиршеств», в котором были выведены персонажи-дамы Лакомство, Обжорство, Наряды и персонажи-кавалеры Пью-за-ваше-здоровье и Пью-взаимно. Эти герои в конце пьесы погибают в борьбе с Апоплексией, Параличом и другими недугами.

Несмотря на то что в этой пьесе людские страсти и пиршества показывались в критическом свете, изображение их в виде веселого маскарадного зрелища уничтожало саму идею об осуждении всякого рода излишеств. Моралите превращалось в задорную, живописную сценку с жизнеутверждающим мироощущением.

Аллегорический жанр, к которому следует отнести моралите, внес в средневековую драматургию структурную четкость, театр должен был показывать в основном типичные образы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Моралите

Полезное

Смотреть что такое «Моралите» в других словарях:

Моралите — (фр. Moralité, моралитэ) особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия. Содержание 1 История 1.1 Во Франции 1.1 … Википедия

моралите — нескл., ср. moralité, > нем. Moralität. 1. Назидательно аллегорическая драма западноевропейского театра 14 16 вв., действующими лицами котороых являлись олицетворения отвлеченных понятий. Напр., Добродетель, Порок, Дружба, Богатство, Гнев и др … Исторический словарь галлицизмов русского языка

моралите — [тэ], неизм.; ср. [франц. moralité] Лит. Назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15 16 вв., действующими лицами которой были олицетворённые добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека. * * * моралите (франц. moralité) … Энциклопедический словарь

МОРАЛИТЕ — (фр. moralites). В конце средних веков: род духовных представлений, которые, в противоположность мистериям, изображали отдельные черты нравственности в драматической форме, причем, кроме действительных лиц из священной истории, являлись… … Словарь иностранных слов русского языка

МОРАЛИТЕ — (французское moralite, от латинского moralis нравственный), драматургический жанр; в западноевропейском театре в 15 16 вв. назидательная аллегорическая драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу… … Современная энциклопедия

МОРАЛИТЕ — [тэ], нескл., ср. (франц. moralité) (ист. театр.). Средневековое театральное произведение в аллегорической форме. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МОРАЛИТЕ — жанр западноевропейского театра 15 16 вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.) … Большой Энциклопедический словарь

моралите́ — [тэ], нескл., с … Русское словесное ударение

Моралите — нескл. ср. Назидательно аллегорическое представление, действующими лицами которого являлись олицетворенные добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека (в западноевропейском театре эпохи Средневековья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

моралите — сущ., кол во синонимов: 1 • драма (33) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *