Моралите что это такое
Моралите
Содержание
История
Уже между древнейшими мистериями почти всех стран Европы встречается представление притчи о женихе и 10 девах — моралите в зародыше. В латинской мистерии об антихристе и Римской империи («Ludus paschalis de adventu et interitu Antichristi»), появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, между действующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие, Ересь и пр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается к концу XIII в., когда все выдающиеся произведения светской поэзии принимают дидактико-аллегорический характер (например, Роман Розы). Тогда в сводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен в роде «Proces de Paradis», то есть судбища между Милосердием и Миром, с одной стороны, Справедливостью и Правосудием, с другой — за род человеческий. Тогда же (в XIV—XV вв.) моралите выделяются в особый вид драматических представлений, цель которых — первоначально нравоучительная: отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшее средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение моралите легко переходит в сатиру.
Во Франции
XV век
Одним из старейших (около 1440 г.) моралите считается «la Farce de la Pippee» (pippee — ловля птиц на приманку), осмеивающее модников.
Из наиболее серьёзных моралите известно явившееся около 1475 г. «Moralite du bien advise et du mal advise» (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях — добродетели и порока; в заключение bien advise попадает в царство небесное, а его соперник — в ад.
К концу XV в. относится моралите «Les enfants de Maintenant ou l’education» (ок. 2000 стихов), бичующее страсть горожан воспитывать сыновей выше уровня своего сословия.
XVI век
В начале XVI в. подновляется старое моралите с латинским заглавием «Mundus, Caro, Daemonia» («Мир, Плоть, Демоны»), изображающее победоносную борьбу христианского рыцаря с приманками мира.
В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnay опубликовал «Диететику», в которую вставлено «Осуждение пирушки» («Condamnation du Banquet») — живо написанное моралите на тему о вреде неумеренности в пище и питье («злодеями» пьесы являются Колики, Апоплексия и пр.).
В Англии
Еще популярней и влиятельней этот род представлений был в Англии, где моралите вскоре перерождаются в комедию нравов.
XV век
От времени Генриха VII дошел целый ряд моралите, таких же серьёзных и назидательных: к той же эпохе относится и «Чародей» («Nigromansir») Скельтона, где, кроме аллегорических фигур, действуют и «типы» — Вызыватель духов и Нотариус.
XVI век
От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное моралите «Гик Скорнер» неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы еще сильнее.
Так как моралите по природе своей — вид поэзии весьма подвижной и свободной, то именно через их посредство театр принимает участие в религиозной борьбе того времени: мы имем рядом моралите «Every Man» («Всякий человек»), которое посредством талантливой драматизации известной притчи об испытании друзей проводит католическую идею оправдания посредством добрых дел, и «Lusty Juventus» («Веселая юность»), защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающее победу Новой Веры (New Custom) над Превратным Учением (Perverse Doctrine), скрывающим от народа Евангелие.
Протестантскую тенденцию еще с большей энергией проводит моралите Натаниэля Вудса «Борьба с совестью» («The Conflict of Conscience»). Некоторые моралите той же эпохи проводят идею о необходимости гуманистической науки; были моралите и с чисто политической тенденцией.
Чем дальше, тем всё большее значение получали в моралитэ живые лица, превращающие аллегорию в настоящую национальную драму. Из постоянных «типов» моралите доживает до шекспировской эпохи Порок (Vice), одетый в шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобы дурачить его, и в конце концов попадающий в преисподнюю. В позднейшее время пережитком моралите являются фамилии действующих лиц комедии, указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.).
Значение слова моралите
Словарь Ушакова
моралит е [тэ], нескл., ср. (франц. moralité) (ист. театр.). Средневековое театральное произведение в аллегорической форме.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
назидательный жанр западноевроп. театра XV—XVI вв.; возник во Франции и Англии. В качестве персонажей в м. выступали человеч. пороки и добродетели, воплощенные в аллегорич. образах Мудрости, Милосердия, Чувственности и т.п. Борьба доброго и злого начал, составлявшая основу драматич. коллизии, всегда оканчивалась победой добра. Вначале задачей м. было укрепление религ. чувств верующих, но затем в сюжетах стала выражаться новая, бюргерская мораль. М. содержало элементы антифеод, критики, в отдельных случаях — мотивы социальной сатиры.
Лит.: История западноевропейского театра / Под общ. ред. С.С. Мокульского. Т. 1. М., 195а
Гаспаров. Записи и выписки
для сына, где в душе человека светлые силы борются с темными, вытесняют их, и свет души уже мог бы слиться с светом божества, но привычка к борьбе в одиночку мешает, человек противится, и этой его заботе о личности радуется дьявол.
Энциклопедический словарь
жанр западноевропейского театра 15-16 вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.).
Словарь Ефремовой
ср. нескл.
Назидательно-аллегорическое представление, действующими лицами которого
являлись олицетворенные добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека (в
средневековом западноевропейском театре).
Большая Советская Энциклопедия
Лит.: Дживелегов А., Бояджиев Г., История западноевропейского театра, М., 1941; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956.
Что такое моралите
Колики, Порок, Совесть и другие звезды средневековой сцены
Моралите (от латинского moralis — «нравственный») — вид нравоучительного драматического представления в Средние века и эпоху Возрождения, отделившегося от мистерии (грандиозное представление, обычно на библейский сюжет) в самостоятельный жанр. В отличие от мистерии моралите аллегорически трактует сюжет, и героями в нем оказываются не люди, а их типы и профессии (Чародей, Нотариус) или понятия (Церковь, Синагога, Лицемерие), поступки и их следствия (Колики, Апоплексия). Сюжет заключает в себе конфликт и развивается в диалогах.
Для того чтобы принадлежность героя к тому или иному типу не оставляла сомнений, актеры использовали надписи и символические атрибуты: Совесть — зеркало, Трудолюбие — лопату, Надежда — якорь, Вера — Библию и крест, Лесть — лисий хвост.
С развитием моралите все больше использует живых, не типологических персонажей. Из таких постоянных типов до шекспировской эпохи доживает Порок, всегда сопровождающий Дьявола и одетый в шутовской костюм. Пережитком моралите считаются «говорящие» имена и фамилии — Простаков, Хлестаков, Скотинин, Самсон Силыч Большов.
Представления давались, как правило, на постоялых дворах или в небольших передвижных сооружениях.
Чертеж сооружения типа шапито для моралите «Замок стойкости». Около 1440 года © Folger Shakespeare Library Рукопись моралите «Замок стойкости». Около 1440 года Этот рисунок был приложен к рукописи неизвестного автора и описывает представления-моралите XV века: в центре круга расположен замок со рвом и башнями; вокруг замка указаны места для аллегорических персонажей: Бога, Мира, Дьявола, Плоти и Алчности, перед замком — место для Человека. Силы добра и зла борются за обладание Человеком: Ангел спасает Человека при помощи Исповеди и Раскаяния и укрывает за стенами замка; замок осаждается Дьяволом, применяющим лестницы и тараны. Каждый из грехов побеждается соответствующей ему добродетелью. Добро побеждает. Хор поет хвалу © Folger Shakespeare Library
Моралите
В пьесах моралите нет церковных сюжетов, т. к. морализация – это единственная цель таких постановок. Главные персонажи театра моралите – аллегорические герои, каждый из которых олицетворяет человеческие пороки и добродетели, силы природы и церковные догмы. Персонажи не имеют индивидуального характера, в их руках даже реальные вещи превращаются в символы. Например, Надежда выходила на сцену с якорем в руках, Себялюбие постоянно гляделось в зеркало и т. д. Конфликты между героями возникали из-за борьбы двух начал: добра и зла, духа и тела. Столкновения персонажей выводились в виде противопоставления двух фигур, которые представляли собой доброе и злое начала, имеющие влияние на человека.
Как правило, основная мысль моралите была такая: разумные люди идут по стезе добродетели, а неразумные становятся жертвами порока.
В 1436 году было создано французское моралите «Благоразумный и Неразумный». В пьесе показывалось, что Благоразумный доверяет Разуму, а Неразумный придерживается Непослушания. По дороге к вечному блаженству Благоразумный повстречал Милостыню, Пост, Молитву, Целомудрие, Воздержание, Послушание, Прилежание и Терпение. Зато Неразумного на этом же пути сопровождают Бедность, Отчаяние, Кража и Дурной Конец. Аллегорические герои заканчивают свою жизнь совершенно по-разному: один в раю, а другой в аду.
Актеры, которые участвуют в этом представлении, выступают в качестве риторов, поясняющих свое отношение к некоторым явлениям. Стиль актерской игры в моралите был сдержанным. Актеру это намного облегчало задачу, потому что не нужно было перевоплощаться в образ. Персонаж был понятен зрителю по определенным деталям театрального костюма. Еще одной особенностью моралите стала поэтическая речь, которой уделялось много внимания.
Драматургами, работающими в этом жанре, были ранние гуманисты, некоторые профессора средневековых школ. В Нидерландах сочинением и постановкой моралите занимались люди, борющиеся против испанского засилья. В их произведениях содержалось множество различных политических намеков. За подобные спектакли авторы и актеры постоянно преследовались властями.
По мере развития жанр моралите постепенно освобождался от строгой аскетической морали. Воздействие новых общественных сил дало импульс к показу реалистичных сцен в моралите. Противоречия, присутствующие в этом жанре, указывали на то, что театральные постановки становились все более приближенными к реальной жизни. В некоторых пьесах даже встречались элементы социальной критики.
В 1442 году была написана пьеса «Торговля, Ремесло, Пастух». В ней описываются жалобы каждого из персонажей на то, что жить стало трудно. Тут появляется Время, одетое сначала в красное платье, что означало Мятеж. После этого Время выходит в полном вооружении и олицетворяет собой Войну. Затем оно появляется в бинтах и висящем клочьями плаще. Персонажи задают ему вопрос: «Кто тебя так разукрасил?» На это Время отвечает:
Клянуся телом, вы слыхали,
Какого сорта люди стали.
Меня так сильно избивали,
Что Время вам узнать едва ли.
Пьесы, далекие от политики, выступающие против пороков, были направлены против морали воздержания. В 1507 году было создано моралите «Осуждение пиршеств», в котором были выведены персонажи-дамы Лакомство, Обжорство, Наряды и персонажи-кавалеры Пью-за-ваше-здоровье и Пью-взаимно. Эти герои в конце пьесы погибают в борьбе с Апоплексией, Параличом и другими недугами.
Несмотря на то что в этой пьесе людские страсти и пиршества показывались в критическом свете, изображение их в виде веселого маскарадного зрелища уничтожало саму идею об осуждении всякого рода излишеств. Моралите превращалось в задорную, живописную сценку с жизнеутверждающим мироощущением.
Аллегорический жанр, к которому следует отнести моралите, внес в средневековую драматургию структурную четкость, театр должен был показывать в основном типичные образы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Моралите
Полезное
Смотреть что такое «Моралите» в других словарях:
Моралите — (фр. Moralité, моралитэ) особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия. Содержание 1 История 1.1 Во Франции 1.1 … Википедия
моралите — нескл., ср. moralité, > нем. Moralität. 1. Назидательно аллегорическая драма западноевропейского театра 14 16 вв., действующими лицами котороых являлись олицетворения отвлеченных понятий. Напр., Добродетель, Порок, Дружба, Богатство, Гнев и др … Исторический словарь галлицизмов русского языка
моралите — [тэ], неизм.; ср. [франц. moralité] Лит. Назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15 16 вв., действующими лицами которой были олицетворённые добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека. * * * моралите (франц. moralité) … Энциклопедический словарь
МОРАЛИТЕ — (фр. moralites). В конце средних веков: род духовных представлений, которые, в противоположность мистериям, изображали отдельные черты нравственности в драматической форме, причем, кроме действительных лиц из священной истории, являлись… … Словарь иностранных слов русского языка
МОРАЛИТЕ — (французское moralite, от латинского moralis нравственный), драматургический жанр; в западноевропейском театре в 15 16 вв. назидательная аллегорическая драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу… … Современная энциклопедия
МОРАЛИТЕ — [тэ], нескл., ср. (франц. moralité) (ист. театр.). Средневековое театральное произведение в аллегорической форме. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МОРАЛИТЕ — жанр западноевропейского театра 15 16 вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.) … Большой Энциклопедический словарь
моралите́ — [тэ], нескл., с … Русское словесное ударение
Моралите — нескл. ср. Назидательно аллегорическое представление, действующими лицами которого являлись олицетворенные добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека (в западноевропейском театре эпохи Средневековья). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
моралите — сущ., кол во синонимов: 1 • драма (33) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов