Моральная позиция что это
Моральные принципы
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Определение моральных принципов
Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства.
Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.
На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.
Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.
Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.
Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.
История термина «мораль»
Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.
Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.
О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.
Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.
Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.
Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Подходы к пониманию морали
Существует четыре подхода к пониманию морали:
Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.
Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.
Основные функции морали
Мораль осуществляет такие функции:
Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
Классификация моральных принципов
Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.
Выделяют такие моральные принципы:
Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.
Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.
Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.
Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.
Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.
Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.
Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Моральные принципы общения
Нравственные нормы и принципы в контексте общения:
самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
понятность и доступность для всех участников общения;
последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.
Отсутствие моральных принципов
Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.
Обществознание. 7 класс (4 стр.)
Нравственный – соблюдающий нормы поведения человека в обществе, выполняющий требования морали; характеристика, относящаяся к внутренней, духовной жизни человека.
§ 3. Что можно, нельзя, нужно?
Задача урока. Уметь объяснять понятия: моральные нормы, моральная позиция.
Чтобы ответить на этот вопрос, приведём пример.
Два клоуна показывают сценку. Один пытается что-то сделать: надуть шарик, сесть на стул, перепрыгнуть через верёвочку. А другой ходит за ним и всякий раз повторяет: «Низзя!» (т. е. «нельзя»). Наконец, первый клоун не выдерживает. Он кричит: «Зя, зя, зя!» (т. е. «льзя», «можно»).
Попытаемся разобраться. Чем занят первый клоун? Он живёт, совершает поступки. А второй? Руководит его действиями, регулирует их. С помощью чего? С помощью норм-запретов, которые сам же и придумал. «Низзя» надувать шарик, садиться на стул…
Конечно же эти нормы несправедливы. Клоуны смеются над ними. Они говорят нам: нормы деятельности и поведения должны быть разумными, справедливыми.
В отличие от «клоунских», неразумных норм, в обществе существуют нормы разумные, обязательные. Они регулируют жизнь, поступки людей, обязывают действовать не во вред окружающим, побуждают становиться лучше и добрее.
Это моральные нормы – правила, законы, образцы нравственности. Они обращены ко всем людям и требуют от них хороших поступков. Например, «Будь вежливым!», «Почитай старших!», «Уважай свою школу!» и др. Таких норм очень много. Их часто называют правилами поведения.
Одни из них запрещают: «Нельзя!» (убивать, воровать, избивать, унижать других людей, обманывать). Другие разрешают: «Можно!» (защищать своё достоинство, мир, безопасность, свободу). Третьи требуют: «Нужно!» (быть вежливым, честным, порядочным).
«Можно» – это наши права, «нужно» – обязанности.
Люди вырабатывали нормы, чтобы было больше добра и меньше зла. Они передавались из поколения в поколение как заповеди, нерушимые заветы родителей.
В Библии, священной книге христиан, говорится о десяти заповедях, данных Богом людям: «не убивай», «не кради», «почитай отца твоего и мать», «не желай дома ближнего твоего»… Эти заповеди сохранили свою силу до сих пор. Например, запрет «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» отразился в содержании нормы права, которая требует от свидетеля поклясться говорить в суде правду и только правду.
Суд действовал на основании закона, а значит, по определению, справедливо. Но справедлив ли сам закон, нарушающий одну из главных нравственных заповедей? Или в каких-то случаях он может быть нарушен? Люди по-разному относятся к смертной казни. Нужна ли она? Надо ли казнить убийц, насильников, тех, кто совершил тяжкие преступления против человечности? Вопросы не из лёгких. И над ними давно размышляют люди, но так и не могут разрешить это противоречие. Напомним, что в России объявлен мораторий (временный запрет) на исполнение смертной казни.
Каждому человеку в жизни приходится определять своё отношение не только к общечеловеческим моральным нормам, но и к правилам поведения, принятым в определённой среде, в группе людей, с которыми он постоянно общается.
Например, в одном классе не принято разговаривать во время урока. Буквально все ученики соблюдают это правило. Витя, как все его друзья, терпеливо дожидается перемены, чтобы побеседовать о своих делах с товарищами.
В другом классе мальчики считают нормой невежливое обращение с девочками. Лишь Антон подаёт им пальто, пропускает первыми в дверь, поднимает упавшую книгу, помогает донести тяжёлый портфель, уступает место в транспорте.
Эти примеры заставляют задуматься, каким нормам и когда нужно подчиняться. Если все окружающие не нарушают моральных норм, то, понятное дело, и вам следует им подчиняться. А если вы попали в компанию, где верховодят люди безнравственные? Тут-то и выясняется, какой вы человек – сильный или слабый, малодушный или независимый. Тот, кто всегда поступает в соответствии со своими представлениями о достойном поведении, не может не вызвать уважения даже у насмешников, пытающихся заставить его подчиниться «стадному закону».
Если изменить себе, своим принципам и поступать «как все», т. е. плохо, можно быстро перестать быть самим собой. Поэтому так важно с ранних лет вырабатывать твёрдую моральную позицию, уметь содействовать добру и противостоять злу.
Что для этого нужно?
Во-первых, надо понять необходимость и значение моральных норм (например, правдивость, честность позволяют человеку сохранять своё достоинство, доверие других людей).
Во-вторых, следует признать ценность норм для утверждения добра и справедливости.
В-третьих, необходимо подчинить своё поведение моральным нормам, привыкнуть поступать в соответствии с ними и оценивать ими свои и чужие поступки.
Если вам это удастся, вы станете нравственным человеком. Честное слово, это очень высокое звание!
• Вопросы и задания к параграфу
1. Как вы думаете, для чего нужны моральные нормы?
2. Могут ли люди жить в семье, коллективе, обществе, сохраняя согласие без специально разработанных и принятых всеми норм поведения и общения? Обоснуйте своё мнение.
3*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, расскажите о древнейших моральных нормах – библейских заповедях.
4. Что нужно, чтобы стать нравственным человеком, обладающим твёрдой моральной позицией?
• Обсудите на уроке
Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея. Если ты наделён силой, не кичись своим превосходством. Если у тебя есть достоинства, не обнажай недостатков других. Если у тебя нет способностей, не завидуй умению других (древнекитайская мудрость).
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Не заставляй другого делать то, что можешь сделать сам (народная мудрость).
Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… (библейская заповедь).
• Дайте собственные определения
Нормы-запреты. Обязанность. Правила поведения.
• Задания для самостоятельной работы
1. Смоделируйте ситуацию, когда моральные нормы были бы не нужны. Напишите маленький рассказ.
2. Представьте, что вы сказали товарищу: «Красть нельзя», а он вам возразил: «Но многие крадут. Значит, красть можно». Постарайтесь его переубедить. Какие доводы вы приведёте?
3. Великий древнегреческий философ Сократ в спорах всегда одерживал верх над своими противниками. Не умея доказать свою правоту, те порой избивали его. Как-то ученик Сократа, ставший свидетелем подобной сцены, с удивлением спросил его, почему он не жалуется. «Глупо жаловаться, если осёл лягнёт тебя», – ответил Сократ. Какой норме поведения подчинился Сократ?
• Размышляем над пройденным
1. Всегда ли совпадают разумное и нравственное? Обоснуйте своё мнение.
2*. Как вы думаете, о чём говорит древняя мудрость: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?»
3. Придумайте несколько правил поведения (в классе, дома, на улице, в походе).
• Проектная деятельность
Моральная позиция: что это такое? Нужна ли она всем? Есть ли она у вас и ваших друзей?
• Словарь урока
Моральные нормы – правила поведения людей в обществе, сформировавшиеся в процессе развития моральных взглядов и идеалов, определяющие «что есть добро» и «что есть зло», регулирующие общественные отношения с позиции справедливости и несправедливости.
Христианство – религия, в основе которой лежит почитание Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира; имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. Как вы знаете из курса «История России», Русь приняла христианство в Х в. из Византии. Православие мирно сосуществует с другими религиями, исповедуемыми народами нашей страны (исламом, буддизмом, иудаизмом, католицизмом и др.).
Моральные нормы: понятие, примеры, отличия от правовых норм
Поведение человека регулируется и определяется широким перечнем факторов. Одним из способов нормативного регулирования поведения выступает мораль. Она также может рассматриваться в качестве особой формы общественного сознания и разновидности общественных отношений. Принципы морали содержатся в моральных нормах.
Что такое моральные нормы?
Моральные нормы — это комплекс правил поведения, который устанавливается в рамках конкретного общества в зависимости от имеющихся у людей представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Сохранность моральных норм обеспечивается за счет общественного одобрения и внутреннего убеждения каждого члена общества.
Все моральные нормы формируются из имеющихся у людей реальных принципов, идеалов, понятий о добре и зле. Таким образом, все они проходят некоторое «общественное сито», через которое просеиваются все нормы поведения и остаются действительно корректные.
Благодаря наличию моральных норм осуществляется регулирование поведения человека в различных отраслях и сферах общественной жизни. В первую очередь здесь можно выделить быт, работу, семейные и личные отношения, межгрупповые и международные. Однако любая разновидность взаимодействия определяется конкретным набором моральных норм. Стоит отметить, что моральные нормы заметно отличаются от особых требований каждой из отрасли своим социально-всеохватывающим характером, поскольку они являются обязательными для всех людей. Они фиксируют в себе особые требования и составляют базис и норму поведения общества, определяют культуру межчеловеческих отношений.
Любая моральная норма должна быть обоснованной с точки зрения ценностной базы общества, а также его идеалов, поскольку моральные нормы выступают в качестве подчиненного инструмента данных идеалов.
Контроль за соблюдением моральных норм складывается под воздействием общественного мнения и авторитетов, которое культивирует в сознании каждого человека позицию в вопросах личностных представлений о достойном и недостойном, нравственном и безнравственном.
Примеры моральных норм
За всю историю существования человечества было сформировано огромное количество различных моральных норм, большинство из них закреплено во всех современных религиях и учениях. Рассмотрим перечень наиболее важных моральных норм:
Как работают моральные нормы?
Содержание поведение человека определяется имеющимися у него моральными принципами, поскольку они содержат в себе некоторые базовые алгоритмы поведения в конкретной ситуации. Набор этих принципов определяется особенностями конкретного общества. Они направлены на регулирование различных отраслей жизни человека, а также его поступков. При этом все моральные нормы постоянно поддерживаются общественным авторитетом, дисциплиной и мнением, также это закрепляется убеждением каждого человека в обществе о необходимости придерживаться должного поведения в конкретных условиях.
Стоит отметить еще одну особенность моральных норм. Они не просто являются следствием имеющегося общественного порядка, а выступают в качестве идейного обоснования конкретных представлений человека о должном или недолжном поведении, как в целом, так и в конкретной жизненной ситуации. Это одно из ключевых отличий моральных норм от простых обычаев и привычек, к которым можно отнести празднование дня рождения, свадьбы, Нового года.
Последствия нарушения моральных норм
В первую очередь следует отметить добровольный характер соблюдения моральных норм. Однако нарушение подобных принципов приводит к наложению определенных санкций, проявляющихся в отрицательной оценке и осуждении поведения конкретного человека. Подобный характер санкций демонстрирует моральное осуждение и запрет на повторение подобного поведения человека в будущем. При этом подобные моральные санкции могут быть адресованы как конкретному человеку, так и определенным социальным группам. Моральные санкции выступают в качестве еще одного столпа, который поддерживает и закрепляет нравственные требования общественных норм.
Стоит отметить, что некоторые моральные нормы, а точнее их нарушение, могут подразумевать значительно более жесткие санкции, которые определяются нормами действующих в обществе формальных требований. К примеру, если военнослужащий солгал своему командиру, то подобное поведение приведет к серьезным последствиям, которые будут определены степенью тяжести последствий, сформировавшихся в результате обмана.
Моральные нормы могут выражаться в положительной и негативной форме. Примером положительной являются такие законы как «будь честен», «уважай старших», «помогай ближнему». Негативные же проявления подразумевают запрещающий характер норм, к примеру «не укради».
Как формируются моральные нормы?
Здесь в первую очередь следует осознавать, что такие категории как «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее» являются весьма условными и относительными. В каждом обществе могут существовать собственные оценочные суждения на этот счет. Поскольку мораль также формируется на основе данных условных категорий, то она также носит относительно условный характер, который будет присущ конкретной социальной группе. Также на формирование моральных норм в значительной степени влияют многовековые традиции и обычаи, которые могут значительно варьироваться в зависимости от общества.
На текущий момент ученые проявляют большую заинтересованность к процессам формирования морали в различных этносах. Исследования подобного характера направлены на изучение социальной эволюции и опираются на тот факт, что поведенческие нормы формируются таким образом, чтобы обеспечить выживание конкретной этнической группы, а также гарантировать продолжение рода. В таком случае каждый человек будет заниматься соблюдением норм всеобщей морали, поскольку будет ощущать ответственность перед социумом.
Функции моральных норм
Моральные нормы выполняют в обществе несколько важных функций:
Чем моральные нормы отличаются от правовых?
Стоит отметить, что право и мораль в современном обществе строятся на схожих принципах, поскольку находятся на страже общечеловеческих ценностей и идеалов. Однако всегда стоит помнить о том, что право и мораль выступают в качестве разных нормативных регуляторов. Для каждой из этих категорий характерны свои особенности и область воздействия. При этом данные категории обладают определенными точками соприкосновения. Однако имеются и определенные различия. Рассмотрим их:
Заключение
Появление норм морали не является случайным процессом с точки зрения эволюции человеческого общества. Они сформировались как необходимое условие обеспечения нормального функционирования общества и его отдельных членов. Моральные нормы продолжают развиваться параллельно с обществом.
Примеры моральных принципов: какие универсальные, что значит их отсутствие
Каждый человек способен на разные поступки. Есть правила, которые установлены внутренними убеждениями людей или целого коллектива. Эти нормы диктуют поведение отдельной личности и неписанные законы совместного сосуществования. Вот эти нравственные рамки, находящиеся внутри человека или целого общества, и есть моральные принципы.
Понятие морали
Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.
Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.
Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.
Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.
Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.
Высокие моральные принципы
Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой.
Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время.
Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.
Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:
Как складываются моральные принципы
Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.
К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.
Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.
Отличие морали от обычаев и правовых норм
Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.
Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.
Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.
Вседозволенность
Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.
Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.
Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.
В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.
Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.
Функции морали
Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.
Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.
Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.
Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Моральные принципы
Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.
Высокие моральные принципы
Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр. Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, интеллект.
В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.
Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:
Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.
Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть счастье.
При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.
Моральные принципы общения
К их числу относятся:
Отсутствие моральных принципов
.
Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.
20 примеров этики и морали в повседневной жизни / Общая культура
некоторые примеры этики и морали они говорят правду, не обманывают, великодушны и лояльны, альтруизм и солидарность.
Каждый день мы сталкиваемся с проблемами этический и моральный; эти два элемента определяют личность, отношение и поведение человека.
Часто термины «этический» и «моральный» путают и используют как синонимы; Тем не менее, между этими.
Слово «этика» происходит от греческого ethikos, что означает характер; тогда как слово «мораль» происходит от греческого слова МОС, что означает обычай.
Другими словами, моральное поведение отвечает ряду обычаев, установленных группой лиц, в то время как этическое поведение определяется характером личности..
В следующей таблице указаны различия между этикой и моралью:
Вас также могут заинтересовать эти примеры моральных норм.
Примеры морали
Мораль относится к культурным и религиозным убеждениям группы, которые определяют, что правильно, а что неправильно.
Мораль предлагает ряд правил относительно того, что является правильным или правильным для любой ситуации. В этом смысле можно сказать, что то, что считается морально правильным, не всегда объективно правильно.
Вот десять примеров морального поведения:
1 — Скажи правду
Честность является одним из принципов морали, говорящим правду в любое время. Однако говорить правду не всегда правильно.
Возьмите следующий пример: если преследователь спросит вас, знаете ли вы, куда бежал запуганный юноша, было бы правильнее сказать «нет», и если бы вы знали, где находится молодой человек, о котором идет речь.
2 — не обманывать
В наших ежедневных действиях мы должны быть честными с собой и с другими людьми. Обман — это противоположность честной процедуре, поэтому мы должны избегать такого поведения, чтобы жить морально.
3 — уважать нашу жизнь и жизнь других людей
В христианстве одна из заповедей Божьего закона гласит: «Не убий». Это означает, что мы должны уважать жизнь других людей, а также нашу. Следует отметить, что существуют случаи, такие как эвтаназия, когда этот принцип порождает конфликты..
4 — Будь щедрым
Щедрость — это моральная ценность, которая относится к способности людей делиться тем, что у них есть, не только материальными, но и нематериальными аспектами, такими как радость и оптимизм..
5 — Будь верным
Лояльность — одна из самых прекрасных добродетелей людей, поскольку она подразумевает верность, честность и благородство..
6 — жить по правилам общества
Наше общество создает правила для каждого аспекта нашей жизни. Например: как мы должны вести себя дома, в школе, на работе и т.д. Следование этим правилам делает нас моральными личностями.
7 — Не завидую
Зависть — это дискомфорт, порождаемый желанием человека иметь собственность другого человека. В этом смысле моральное поведение отходит от зависти; вместо этого он предлагает быть счастливым за благополучие других людей.
8 — Альтруизм
Быть альтруистом означает помогать другим, не ожидая ничего взамен.
9 — Живи по воле Божьей
Для христиан жизнь по воле Божьей является высшим принципом морали. В этом смысле Десять Заповедей закона Божьего являются правилами, которые регулируют нравственность людей.
10 — Не делайте другим то, что мы не хотели бы, чтобы они делали с нами
«Не делай другим того, чего мы не хотели бы, чтобы они делали нам» — это фраза, которую мы слышали от маленьких в наших домах, в школе и в других местах, которая обобщает моральные принципы.
Если мы хотим, чтобы другие были щедры с нами, давайте начнем с того, что будем щедрыми; Если мы хотим, чтобы нас уважали, давайте сначала уважать себя.
Этика — это раздел философии, который отвечает за изучение принципов, управляющих поведением человека. Этические принципы зависят от ситуации, в которой находится человек, и варьируются от одного человека к другому..
1 — Принятие
Одним из этических принципов является принятие ко всему, что отличается. В этом смысле расизм, гомофобия и ксенофобия являются неэтичным поведением.
2 — Благотворительность
Благотворительность — это добродетель, которая включает в себя доброжелательность по отношению к другим людям.
3 — Уважение
Уважение — это отношение вежливости к другим людям..
4 — Сострадание
Сострадание — это чувство сочувствия к страданию другого человека. Например, человек с неизлечимым раком может потребовать применения эвтаназии.
Мораль говорит нам, что мы не должны покушаться на жизнь другого человека. Однако в некоторых случаях профессиональная этика позволяет применять самоубийство с помощью.
5 — Ответственность
Ответственность — это этический принцип каждого человека, который относится к выполнению приобретенного обязательства и факту ответа на наши действия..
6 — Сочувствие
Сочувствие — это способность людей аффективно «связываться» с другим человеком, делиться и понимать свои эмоции и чувства. Быть эмпатичным позволяет нам понять поведение других людей.
7 — Равенство
Равенство означает, что с людьми обращаются так, чтобы все могли получить одинаковые результаты независимо от конкретных факторов, которые обуславливают каждого человека.
8 — Честность
Честный человек — это честный человек, чье поведение морально и нравственно, он делает то, что говорит, и не пытается использовать других.
9 — правосудие
Справедливость — это добродетель, которая гласит, что каждый человек должен получать то, что он заслуживает.
10 — Прозрачность
Прозрачность — это этический принцип, связанный с честностью. Например, если вам нужно взять интервью у друга, чтобы предложить работу, и вы даете ему работу, даже если он не соответствует требованиям, ваша процедура будет не прозрачной, а предвзятой.
ссылки
Что же такое моральные принципы — это …
В каждом обществе есть свой нравственный кодекс. А у каждого человека есть собственные внутренние убеждения, которые именуются моральными принципами, через которые он не может переступить, совершая те или иные поступки.
Моральные принципы должны присутствовать всегда. Они позволяют оставаться нам в любой ситуации «человеком разумным» и не уподобляться диким животным, повинующимся только одним инстинктам.
В любой сфере жизнедеятельности общества человек рано или поздно сталкивается с моральными принципами. Так, например, в бизнесе моральные принципы определяют, какие способы конкурентной борьбы изберет тот или иной предприниматель.
Получается, что моральные принципы – это личный нравственный закон каждого из нас, определяющий, как далеко мы можем зайти в своих поступках.
Универсальная мораль
Существует модель универсального морального поведения человека. Эта модель — поведение человека на необитаемом острове. Каковы особенности поведения человека в полном одиночестве?
Такое поведение будет достаточным, чтобы нормально существовать, и именно такая модель поведения должна быть основой поведения каждого человека в обществе, чтобы люди нормально сосуществовали. И общественные законы должны быть написаны, исходя из этой модели поведения.
Мораль имеет прямую связь с такими понятиями как «добро» и «зло», и чтобы разобраться во взаимоотношениях добра и зла, нужно дать им определения.
Первая пара определений понятий «добро» и «зло». Добро – это любое действие или бездействие, в результате которого получается больше пользы, чем вреда. Зло – это любое действие или бездействие, в результате которого получается больше вреда, чем пользы.
Из этой пары определений видно, что добро и зло – это по сути одно и то же, только результат разный. И о человеке, добрый он или злой, нужно судить не по его действиям или бездействию, а по результатам его деятельности: «По плодам их узнаете их» (Мат.,7:16).
Вторая пара определений понятий «добро» и «зло». Добро – это исполнение закона «не делай зла». Зло – это нарушение закона «не делай зла».
Все библейские заповеди и правила нравственного поведения сводятся к этому обобщающему закону «не делай зла никому, ничему, никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах». В учении Христа этот закон определён несколько по-другому, но суть та же. Посмотрите сами: «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон…».
Или: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; то бишь относись к людям как к себе равным; будь равным среди равных. (Подробное толкование библейских заповедей сможете найти здесь: http://ruchkin5.narod.ru/slovo4.html ) Закон «не делай зла» — это граница между добром и злом, которую человек не должен переступать. Если же переступил, то преступник может или должен быть подвергнут судебному наказанию. Если любой гражданин, выстраивая своё поведение, должен руководствоваться второй парой определений (исполнять закон «не делай зла»), то судебная власть должна руководствоваться обеими парами определений. Это значит, что судебное решение должно быть предельно справедливым. А справедливость судебного решения может быть достигнута в том случае, если мера наказания соответствует мере вины преступника. Мера вины преступника вытекает из многих факторов: процент причастности к преступлению, намерения, психологическая зависимость от авторитетов, провокации, умысел или его отсутствие, халатность, низкая квалификация специалиста, соблазн, болезнь, возраст и другие. Справедливое судебное решение – это такое решение, которое идёт во благо обществу. Если справедливость требует приговорить преступника к смертной казни и тем самым нейтрализовать зло для общества, то такой приговор должен быть приведён в исполнение. Жестокость судебного решения, направленная на уничтожение жестоких преступников, является средством защиты общества от зла. Это даст обществу чувство защищённости и приведёт общество к снижению агрессии среди населения. Именно чувство защищённости ведёт к снижению агрессии среди населения.
Я уже говорил, что общественные законы должны быть написаны, исходя из универсальной моральной модели поведения. Что же нужно сделать государственной власти, чтобы люди мирно и благополучно сосуществовали в обществе?
В общем, государственной власти необходимо усовершенствовать законодательство и судебную систему таким образом, чтобы каждый законопослушный гражданин имел социальную и правовую защищённость («пряник»), а каждый преступник имел справедливое, соответствующее мере его вины, наказание («кнут»).
Метод кнута и пряника – это вечный метод, направленный на воспитание законопослушного гражданина и на поддержание дисциплины граждан в общественной жизни. Дикая живая природа совершенна по одной причине – в ней действует естественный отбор: сильный и здоровый выживает, а слабый и больной уничтожается.
Человеческое общество будет совершенным тогда, когда в нём будет действовать искусственный отбор: законопослушный защищён социальными и правовыми гарантиями, а преступник наказывается в соответствии с мерой его вины. Об искусственном отборе упоминается и в учении Христа: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».
Самым совершенным и справедливым общественным устройством является диктатура Закона. Именно диктатура Закона является истинной демократией. (Читайте статью «Христос проповедует диктатуру Закона» здесь: http://ruchkin5.narod.ru/diktatura.html ). Человеческое общество будет совершенным тогда, когда всё его законодательство и судебная система будут основаны на универсальной морали. Эта универсальная мораль даёт человеку максимум свободы, и даёт человеку чёткое знание о границе этой свободы, переступать которую невыгодно и небезопасно.
Что значит быть моральным человеком: аргументы для сочинения, эссе. Моральность и нравственность: сравнение
В статье вы найдете пример сочинения-размышления на тему морали, нравственности, морального долга человека.
Услышать фразу «это моральный долг» или «мораль сей басни такова» можно довольно часто. Но что же вкладывается в понятие морали в современном обществе? Что означает быть моральным человеком?
Что такое мораль?
Основное определение морали – соблюдение заведенных в обществе привил поведения, этических норм и нравственных принципов. Но ведь для каждого общества существуют свои правила и запреты – получается, что моральные принципы могут быть разными.
Мораль – это общепринятый кодекс, руководящий жизнью людей. При этом не существует написанных где-либо правил для таких понятий как добро и зло, хорошо и плохо, правильно или стыдно. Такие представления закладываются, как правило, в семейном воспитании, детских и образовательных группах, формируются на основе полученного опыта в определенных жизненных ситуациях.
Соблюдение всех правил не всегда делает человека моральным
В мире существуют общечеловеческие ценности, не зависящие от законов той или иной культуры. Они необходимы для мирного сосуществования людей, отличающихся вероисповеданием, образом жизни и этическими нормами. К таким ценностям можно отнести доброту, терпимость, милосердие, помощь нуждающимся.
Желание делать добро — внутренняя потребность человека
Воспитание морали
Моральные качества человека формируются с раннего детства. Наблюдая за действиями взрослых, а затем сверстников, ребенок учится пониманию жизненных правил, может различить добро и зло, правду и ложь, верность и подлость, поддержка и предательство.
Если не знаешь, как поступить – поступай по-человечески.
Эта фраза – не просто статус из социальных сетей. Смысл этого выражения – оставаться человеком не для того, чтобы выглядеть лучше в глазах окружающих или доказать что-либо, а просто потому, что по-другому нельзя.
Воспитание морали начинается с детства
Что значит быть моральным человеком: примеры из литературы
Так происходит и в наши дни, когда нравственные принципы подменяются меркантильными интересами и желанием возвыситься над другими любым способом.
Видео: Мораль
Мораль. Функции, требования и принципы морали
Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.
Подходы к изучению морали
Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.
Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.
Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.
Выдвигаются 3 основания морали:
Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.
Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.
Функции морали
Моральные требования
Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства.
Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)
Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.
Отличие морали от правовых норм
Моральные принципы
Мораль
Понятие морали с точки зрения, рассматриваемой психологами – это фрагмент психики человека, сформировавшийся на глубинном уровне, отвечающий за оценку событий, происходящих в различных плоскостях со значением хорошо и нехорошо. Слово мораль зачастую употребляется как синоним слова «нравственность».
Что такое мораль
Слово «мораль» ведет свое происхождение с классического латинского языка. Оно образовано от «mos» латинского слова, имеющего значение – нрав, обычай. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон руководствуясь этим значением, сформировал слова: «moralis» и «moralitas» – моральный и мораль, которые стали эквивалентами к выражениям из греческого языка: этика и этический.
Главным образом термин «мораль» применяется для обозначения типа поведения общества как целостного, но бывают исключения, например, мораль христианская или буржуазная. Таким образом, термин используется только касательно ограниченной группы населения.
Анализируя отношения общества в различные эпохи существования к одному и тому же действию, следует отметить, что мораль – это условная величина, изменчивая в связи с принятым общественным укладом.
Каждая нация имеет свою мораль, базирующуюся на основе полученного опыта и традициях.
Некоторыми учеными так же было подмечено, что разные правила морали применяются к субъектам не только различных национальностей, но и к субъектам, принадлежащим к «чужой» группе.
Определение группы людей в векторе «своя», «чужая» происходит на психологическом уровне соотношения индивидом себя с данной группой в различных смыслах: культурном, этническом, и других.
Отождествляя себя с конкретной группой, субъект принимает те правила и нормы (мораль), которые приняты в ней, считай такой образ жизни более справедливым, нежели следование морали целого общества.
Человеку известно большое количество значений данного понятия, которое трактуется с всевозможных точек зрения в различных науках, но основа его остается константной – это определение человеком своих поступков, деяний общества в эквиваленте «хорошо-плохо».
Мораль создается на основе парадигмы, принятой в конкретном обществе, поскольку обозначения «плохо или хорошо» являются относительными, а не абсолютными, а объяснение нравственности или безнравственности различного рода деяний являются условными.
Мораль, как объединение правил и норм общества формируется в течение продолжительного периода на основе традиций и законов, принятых в определенном обществе. Для сравнения можно использовать пример связанный со сжиганием ведьм – женщин, которых подозревали в использовании волшебства и чернокнижия.
В такой период как средневековье на фоне принятых законов такое действие считалось высокоморальным поступком, то есть добром. В современной парадигме принятых законов, такое зверство считается абсолютно неприемлемым и глупым преступлением по отношению к субъекту. Одновременно с этим можно поставить такие происшествия как, святые войны, геноцид или рабство.
В свою эпоху в конкретном обществе со своими законами такие действия принимались за норму, считались абсолютно моральными.
Формирование морали напрямую связано с эволюцией разнообразных этносов человечества в ее социальном ключе. Ученые, изучающие социальную эволюцию народностей, считают мораль как результат воздействия сил эволюции на группу в целом и на человека индивидуально.
Опираясь на их представление, поведенческие нормы, предписанные моралью, изменяются в период эволюционирования человечества, обеспечивая выживания видов и их репродукцию, способствуют гарантированно успех эволюции. Наряду с этим субъект формирует в себе «про-социальную» основополагающую часть психики.
В последствие формируются ощущение ответственности за содеянное, чувство эмпатии, вины.
Соответственно мораль – это определенная совокупность поведенческих норм, которая образуется в течение длительного промежутка времени, под воздействием окружающих условий в определенный момент формирует совокупность установленных идеологических норм, способствующих к развитию человеческого сотрудничества.
Так же она направлена на избежание индивидуализма субъекта в обществе; формирование групп, объединённых общим мировоззрением. Социобиологи рассматривают такую точку зрения у целого ряда видов социальных животных, существует стремление к изменению поведения устремленного на выживание и сохранение собственного вида в период эволюции.
Что соответствует формированию морали, даже у животных. У человека же моральные нормы развиты более изощренно и разнообразно, но сконцентрированы так же на предотвращении индивидуализма в поведении, что способствует формированию народностей и соответственно повышает шансы на выживание.
Считается, что даже такие нормы поведения как родительская любовь являются последствиями эволюции морали человечества – этот тип поведения повышает уровень выживания потомства.
Исследования человеческого мозга, проведенные социобиологами, определяют что, части коры головного мозга субъекта, которые задействованы в период занятости человеком вопросами морали, не формируют отдельную когнитивную подсистему.
Зачастую в период решения задач морали задействываются области мозга локализующих в себе нейронную сеть, отвечающую за представления субъектом о намерении других. В такой же мере задействывается нейронная сеть, отвечающая за представление индивидом эмоционального переживания других личностей.
То есть во время решения моральных задач человек использует те участки своего мозга, которые соответствуют сопереживанию и эмпатии, это свидетельствует, что мораль направлена на развитие взаимопонимания субъектов межу собой (умение индивида видеть вещи глазами другого субъекта, понимать его чувства и переживания).
Согласно с теорией моральной психологии мораль как таковая развивается и меняется так же по мере формирования личности. Существует несколько подходов понимания формирования морали на личностном уровне:
– когнитивный подход (Жан Пиаже, Лоренц Кольберг и Элиот Тюриель (Elliot Turiel)) – мораль в личностном развитии проходит несколько конструктивных этапов или областей;
– биологический подход (Джонатан Хайдт и Мартин Хоффман (Martin Hoffman)) – мораль рассматривается на фоне развития социальной или эмоциональной составляющей психики человека.
Интересным для развития учения о морали как психологической составляющей личности, является подход психоаналитика Зигмунда Фрейда, который предположил, что мораль формируется как последствие стремления «супер-эго» выйти из состояния стыда, чувства вины.
Что такое нормы морали
Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.
Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.
На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения.
Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием.
В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.
Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм.
Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость.
Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого фанатизм.
По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым.
Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству.
Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.
Функции морали
Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор.
Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным потребностям или слепо следовать должному.
Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.
Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:
– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста.
Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества.
Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.
– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого.
Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка.
Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.
– Функция воспитания. Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.
– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.
– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.
Мораль и этика
Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта.
В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта.
В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру.
Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.
Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали.
Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств.
Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.