Мораторий на банкротство что это

Мораторий на банкротство что это

Статья 9.1. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве

(введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.

Любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении его моратория действие моратория не распространяется на такое лицо, в отношении его самого и его кредиторов ограничения прав и обязанностей, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не применяются.

(абзац введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 149-ФЗ)

Срок действия моратория может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации, если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

В случае продления Правительством Российской Федерации действия моратория ранее сделанное заявление об отказе лица от применения в отношении его моратория, предусмотренное абзацем третьим настоящего пункта, утрачивает силу. При этом любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе повторно заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном абзацем третьим настоящего пункта.

(абзац введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 149-ФЗ)

2. Заявления кредиторов о признании должника банкротом в отношении лиц, на которых распространяется действие моратория, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, а также поданные до даты введения моратория, вопрос о принятии которых не был решен арбитражным судом к дате введения моратория, подлежат возвращению арбитражным судом.

(в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в период действия моратория, не подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» до окончания срока действия моратория в случае отнесения должника к лицам, на которых распространяется действие моратория, перечень которых и (или) перечень видов экономической деятельности которых, указанных в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве основных видов экономической деятельности, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Включенное в указанный реестр на дату начала действия моратория уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом не предоставляет такому кредитору право на подачу в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) в течение срока действия моратория. Со дня начала действия моратория сведения, содержащиеся в таком уведомлении, утрачивают силу.

После истечения срока действия моратория право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении срока, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, но не ранее чем через пятнадцать календарных дней после истечения срока действия моратория.

3. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется:

1) приостанавливаются обязанности должника и иных лиц, предусмотренные статьей 9 и пунктом 1 статьи 213.4 настоящего Федерального закона;

3) не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;

4) приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

1) доходы должника за отчетный период календарного года, в котором возбуждено дело о банкротстве, на двадцать процентов и более ниже доходов должника за аналогичный период предыдущего календарного года. В случае, если на момент возбуждения дела о банкротстве должника не истек ни один отчетный период, сравниваются доходы должника за два года, предшествующие году возбуждения дела о банкротстве;

2) отсутствует задолженность по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также задолженность по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

3) собрание кредиторов приняло решение не заключать мировое соглашение или воздержалось от принятия такого решения;

4) отсутствуют заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные до даты введения моратория и возвращенные арбитражным судом в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

5) заявление должника о признании его банкротом подано не ранее чем через один месяц после даты введения моратория.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

3.2. Условия судебной рассрочки, указанной в пункте 3.1 настоящей статьи, должны предусматривать:

1) изменение сроков уплаты обязательств, являющихся просроченными на дату возбуждения дела о банкротстве, а также обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, срок исполнения которых наступает не позднее чем через один год с даты предоставления судебной рассрочки;

2) исполнение обязательств, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, ежемесячно равными долями в течение одного года;

3) право доступа кредиторов, сумма требований каждого из которых превышает десять процентов совокупной задолженности (за исключением заинтересованных по отношению к должнику лиц), включенной в реестр требований кредиторов, к информации об имуществе, имущественных правах и обязательствах должника в течение срока действия судебной рассрочки и обязанность должника предоставлять ее указанным кредиторам в разумный срок;

4) начисление предусмотренных договором процентов на период действия судебной рассрочки, превышающий один год (если начисление таких процентов в договоре не предусмотрено, начисляются проценты в размере ключевой ставки Банка России, действовавшей в период действия судебной рассрочки);

5) обязанность должника предоставлять кредиторам, указанным в подпункте 3 настоящего пункта, отчет об исполнении судебной рассрочки не реже одного раза в квартал;

7) прекращение исполнительного производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до предоставления судебной рассрочки.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

3.3. Исполнение части обязательств, которые подлежат включению в реестр требований кредиторов, на которые не распространяется судебная рассрочка, осуществляется в сроки, указанные в соответствующих договорах, либо в сроки, установленные законом.

Сроки, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 3.2 настоящей статьи, составляют два года, если доходы должника за отчетный период календарного года, в котором возбуждено дело о банкротстве, на пятьдесят процентов и более ниже доходов должника за аналогичный период предыдущего календарного года. В случае, если на момент возбуждения дела о банкротстве не истек ни один отчетный период, сравниваются доходы должника за два года, предшествующие году возбуждения дела о банкротстве.

Если должник относится к стратегическим предприятиям и организациям и имеются обстоятельства, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта, указанные сроки составляют три года.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

3.4. При предоставлении судебной рассрочки на сроки, указанные в абзацах втором и третьем пункта 3.3 настоящей статьи, должник должен предоставить кредиторам, требования которых не обеспечены залогом имущества должника, обеспечение в виде банковской гарантии и (или) залога имущества должника или третьих лиц, рыночная стоимость которого должна быть определена оценщиком.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

3.5. Судебная рассрочка распространяется на требования всех кредиторов, в том числе не включенные в реестр требований кредиторов (независимо от условий договора, предусматривающих досрочное наступление сроков исполнения обязательства и иные неблагоприятные для должника последствия в связи с изменением его финансового состояния, нарушением графика платежей и (или) введением в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве).

На основании заявления должника о предоставлении судебной рассрочки арбитражный суд выносит определение, содержащее условия предоставления судебной рассрочки, производство по делу о банкротстве прекращается. Определение о предоставлении судебной рассрочки может быть обжаловано.

В случае несоблюдения условий судебной рассрочки арбитражный суд по ходатайству кредиторов выносит определение об отмене судебной рассрочки в отношении всех кредиторов, производство по делу о банкротстве возобновляется, за исключением случаев, если в отношении должника введена процедура, применяемая в новом деле о банкротстве.

При возобновлении производства по делу о банкротстве в отношении должника вводится процедура, которая применяется в деле о банкротстве и в ходе которой была предоставлена судебная рассрочка.

В случае вынесения арбитражным судом определения об отмене судебной рассрочки или возбуждения нового дела о банкротстве при наличии неисполненной ранее предоставленной судебной рассрочки периоды, предусмотренные статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, исчисляются с даты введения моратория и включают в себя соответствующие период до даты введения моратория, период действия моратория, период до даты вынесения арбитражным судом определения об отмене судебной рассрочки или до даты возбуждения нового дела о банкротстве при наличии неисполненной ранее предоставленной судебной рассрочки.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ)

4. В делах о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся:

1) периоды, предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 19 и статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, исчисляются с даты введения моратория и включают в себя соответствующий период до введения моратория, период моратория, а также в течение одного года с момента прекращения действия моратория, но не позднее даты возбуждения дела о банкротстве;

2) состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, определяются на дату введения моратория;

3) размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, возникших до даты введения моратория, определяется в рублях по наименьшему значению курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату введения моратория либо на дату возбуждения дела о банкротстве;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) если должник представит письменное согласие кредитора, выданное в период действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 и пунктом 2 статьи 150 настоящего Федерального закона кредитор считается проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения;

6) решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, принявших участие в собрании кредиторов, и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, принявшие участие в собрании кредиторов (в том числе прошедшем в форме заочного голосования).

5. В течение срока действия моратория по решению арбитражного управляющего проводятся собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника, в том числе того, на кого он не распространяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в форме заочного голосования. В этом случае:

1) собрание кредиторов (комитета кредиторов) и собрание участников строительства в форме заочного голосования проводятся в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 201.12 настоящего Федерального закона;

2) собрание работников, бывших работников должника в форме заочного голосования проводится в порядке, установленном статьей 12.1 настоящего Федерального закона.

Заочное голосование, предусмотренное настоящим пунктом, может проводиться независимо от числа участников.

Источник

Мораторий на банкротство: все, что нужно знать

Мораторий на банкротство что это. Смотреть фото Мораторий на банкротство что это. Смотреть картинку Мораторий на банкротство что это. Картинка про Мораторий на банкротство что это. Фото Мораторий на банкротство что это

Ведущий юрист направления «Налоги и право» Группы компаний SRG Василий Гавриленко подготовил для «Русбанкрота» подробный материал о моратории на банкротство. В каких случаях он вводится, какие имеет последствия и есть ли в документе спорные моменты?

31 марта Государственной думой был принят законопроект № 931192-7, содержащий целый ряд изменений в отдельных законодательных актах Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Отдельное место в нем занимают нормы, касающиеся «моратория на подачу заявлений о банкротстве».

Чтобы понять, как эти изменения отразятся на бизнесе, рассмотрим основные нововведения в законодательстве о банкротстве, установленные вышеупомянутым законопроектом.

Когда вводится мораторий

Правительство РФ имеет право ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, подаваемым для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях. К исключительным случаям относятся:

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

существенное изменение курса рубля;

иные подобные обстоятельства.

Перечень исключительных случаев является открытым. Срок моратория также устанавливается Правительством РФ и может быть неоднократно продлен.

Правительство РФ самостоятельно устанавливает отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате исключительных обстоятельств.

Последствия введения моратория

После введения моратория кредиторы не смогут подавать заявления о банкротстве должников. Все заявления, поданные после вступления документа в силу, а также поданные до этого, но не принятые арбитражным судом, подлежат возвращению. Приостанавливается обязанность руководителя должника по обращению с заявлением о банкротстве.

В данном случае необходимо учитывать, что право должника на подачу заявления о банкротстве сохраняется. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется:

не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;

приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства);

не начисляется неустойка и иные финансовые санкции за просрочку исполнения денежных обязательств и просрочку уплаты обязательных платежей;

не допускается сделки по зачету, если они могут привести к нарушению очередности удовлетворения требований кредиторов.

Отдельно стоит обратить внимание на последствия совершения сделок в случае возбуждения дела о банкротстве в течение 3 месяцев после окончания моратория. Так, сделки, совершенные в период действия моратория, будут признаваться ничтожными, за исключением тех, которые относятся к обычной хозяйственной деятельности и сделок, цена которых не превышает 1% от балансовой стоимости активов должника.

Законопроект наделяет правом кредиторов оспаривать сделки по основаниям статей 61.2 и 61.3 ФЗ «О банкротстве», в соответствующий период до введения моратория, период моратория, а также в течение одного года с момента прекращения действия моратория, но не позднее даты возбуждения дела о банкротстве.

Основной посыл законодателя в данном случае – защита бизнеса от роста числа банкротств из-за кризисной ситуации, защита работников от сокращений и увольнений.

В целом рассматриваемые новеллы носят позитивный характер, они должны сдержать волну банкротств, которая может подняться в ближайшее время. Кроме того, законопроект защищает права кредиторов, предлагая новые возможности для оспаривания сделок.

Спорные моменты моратория

Только Правительство РФ будет определять отдельные категории и перечень лиц, на которых будут распространяться мораторий. Следовательно, не во всех сферах бизнес будет защищен рассматриваемыми антикризисными нормами.

Искусственное снижение числа банкротств на время введения моратория может повлечь неконтролируемый рост таких случаев несостоятельности после его отмены.

Введение ограничения на взыскание задолженности с должников могут привести к банкротству самих кредиторов.

На работниках данные нововведения отразятся положительно, так как позволят не допустить резкого сокращения рабочих мест в связи с возросшим риском банкротства работодателей. Следовательно, большинство сотрудников смогут сохранить рабочие места на время введения моратория.

Для работодателя же в данной ситуации важно воспользоваться предоставленным шансом и сохранить бизнес. Кроме того, бизнесу необходимо с повышенным вниманием выбирать контрагентов и заключать сделки, чтобы минимизировать риск признания таких сделок недействительными с учетом новых положений законодательства о банкротстве.

Источник

Все про мораторий на банкротство

Мораторий на банкротство что это. Смотреть фото Мораторий на банкротство что это. Смотреть картинку Мораторий на банкротство что это. Картинка про Мораторий на банкротство что это. Фото Мораторий на банкротство что это

Несмотря на то, что на «Клерке» уже была статья «Мораторий на банкротство: кто фактически получил отсрочку долгов на 6 месяцев», хотелось бы обратить внимание всех на некоторые тонкости применения и вносимые изменения в уже действующие положения Закона.

1 апреля 2020 года с целью поддержки экономики в период коронавируса закон о банкротстве (№ 127-ФЗ) был дополнен статьей 9.1, предоставляющей правительству РФ право вводить мораторий на инициацию банкротства по заявлениям кредиторов. Такой мораторий был введен постановлением правительства РФ от 3 апреля 2020 года.

Таким образом, с 4 апреля 2020 года сроком на полгода в РФ начал действовать мораторий на банкротство по заявлению кредиторов в отношении организаций и ИП, «наиболее пострадавших» в условиях коронавируса, а также «стратегических» и «системообразующих» организаций. В отношении должников, включенных в соответствующий список, также запрещается начислять неустойки и взыскивать долги.

Однако реакция российских деловых кругов на мораторий в его редакции оказалась далеко неоднозначной. Дело в том, что многие компании, оказавшиеся в этом списке, попали под существенные для них ограничения.

Какие положения не понравились бизнесу

В частности, на время моратория был наложен запрет на выплату дивидендов и распределение прибыли, расчет с участником в случае его выхода из состава акционеров, прекращение обязательств путем зачета, а также обращение взыскания на заложенное имущество. Похоже, что именно этот набор ограничений не устроил крупный российский бизнес.

Перспектива лишиться возможности распределения прибыли и выплаты дивидендов явно озадачила акционеров крупнейших российских компаний, вызвав их крайне негативную реакцию.

Похоже, что российские законодатели упустили этот важнейший момент, т.к. ни в законе, ни в постановлении правительства изначально не была предусмотрена возможность для отдельных компаний по своей инициативе отказываться от включения в такой список.

Как обычно у нас бывает «по просьбе трудящихся», компаниям разрешат отказываться от моратория на банкротство.

Поэтому, идя навстречу пожеланиям крупных российских акционеров, 17 апреля 2020 года Госдума во втором и третьем чтении приняла поправки, разрешающие организациям и ИП, попавшим под действие моратория на банкротство, отказаться от него по собственной инициативе.

Теперь любая компания или ИП, включенные в список организаций, на которые распространяется действие моратория, могут от него отказаться путем внесения соответствующей записи в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Таким образом, благодаря этой поправке компании сохранят за собой возможность распределять прибыль и выплачивать дивиденды во время моратория. При этом в случае продления моратория на банкротство на срок более шести месяцев, компаниям, желающим остаться вне списка, нужно будет снова заявить о своем отказе по такой же процедуре.

Кроме того:

Новыми поправками отменяется положение о ничтожности всех имущественных и обязательственных сделок должника, совершаемых во время действия моратория, если их цена составляет более 1% стоимости активов. Заметим, что если бы это положение осталось в силе, то компаниям и ИП, попавшим в список, было бы крайне трудно, если вообще возможно, предпринимать что-либо для спасения своего бизнеса.

Что в итоге можем получить

Экономические последствия недавно веденного моратория на банкротство дадут о себе знать несколько позже. В то же время уже сейчас понятно, что преследуемые правительством цели вряд ли будут достигнуты.

Во-первых, на фоне экономической рецессии, мораторий на банкротство без существенной материальной помощи организациям и ИП со стороны государства не может ничего изменить в лучшую сторону. Он лишь оттянет неминуемую развязку, которая в случае такого отложенного сценария скорее всего будет более драматичной.

Во-вторых, введение моратория неминуемо приведет к массовым злоупотреблениям «на легальной основе», когда платежеспособные организации и ИП, внесенные в список, перестанут выполнять свои обязательства, не опасаясь ни неустоек, ни попыток взыскания долгов, ни даже инициации банкротства. Более того, с учетом того, что новые поправки снимают ограничения на сделки, превышающие по стоимости 1% активов, будет немало случаев, когда компании и ИП, уже находящиеся на грани банкротства, берут на себя заведомо невыполнимые обязательства с целью их монетизации и вывода прибыли в течение действия моратория.

В-третьих, в незавидной ситуации оказались кредиторы. По факту получилось так, что должникам можно на время моратория попросту не выполнять свои обязательства, не опасаясь того, что кредиторы будут начислять им неустойки, пытаться взыскать долги или инициировать процедуру их банкротства. При этом совершенно непонятно как, с точки зрения законодателя, в этой ситуации должны поступать кредиторы. Просто сидеть и ждать окончания моратория?

Ведь кредиторы — это в массе свой те же компании и ИП, которые в силу конкретных обстоятельств выступают то в роли кредитора, то в роли должника. И независимо от того, вошли ли они в список наиболее пострадавших, системообразующих или стратегических, положение тех, кто оказался на момент вступления в силу моратория в роли кредитора, совсем незавидное, если не сказать безвыходное.

Для тех кто не является «наиболее пострадавшим».

Обращаю внимание, что субсидиарную ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о банкротстве никто не отменял (ст. 61.12 Закона о банкротстве)

Это сейчас кажется, что форс-мажорные обстоятельства очевидны. Через несколько лет свою добросовестность и разумность придется доказывать в суде с помощью документов самостоятельно.

Рекомендация всем руководителям и потенциально контролирующим бизнес лицам:

— собирайте документы о своей добросовестности и внешних причинах ухудшения бизнес-показателей уже сейчас. Ведь когда пандемия закончится, будет сложно восстановить картину реальных событий. А привлечь к ответственности директоров могут в течение трех лет после наступления банкротства, когда все документы будут у конкурсного управляющего.

УСПЕЙТЕ ДО НГ!

Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *