Морда жилиная что это значит
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Рубрика: Русский язык
Дата публикации: 29.09.2015 2015-09-29
Статья просмотрена: 6602 раза
Библиографическое описание:
Икон, А. И. Образ Бабы Яги в русских народных сказках / А. И. Икон, О. З. Новичкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/178/ (дата обращения: 26.12.2021).
Где живет сказка? Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят и взрослые и дети.
А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга-мифологическое существо?
Я решила на примере сказок проследить за образом Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности. Для этого я прочитала сказки в которых присутствовал персонаж Баба Яга. Составила вопросы и провела анкетирование среди учеников своего класса, чтобы узнать, как другие представляют образ Бабы Яги.
Результаты опроса учащихся представлены в таблице № 1
ВОПРОС
ОТВЕТ
1.Кто такая Баба Яга?
3.Злая сварливая старуха
5.Старушка с метлой
2.Какой вы её представляете?
1.Злой, сердитой, плохой, неуклюжей
1.На болоте, в лесу в избушке
2.По соседству с лешим
4.Чем она занимается?
1.Летает в ступе, крадет детей
2.Варит зелья, колдует, прядет нить
5.Как выглядит костяная нога?
1.Сделана из кости, как у скелета
2.Уродливо, как корявая палка
Общая характеристика Бабы Яги.
Баба Яга- старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она не ходит пешком, а разъезжает на ступе, погоняя её пестом, заметая следы метлой. В православном сознании- воплощение сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.
Сказка всегда предваряет миф.
Баба Яга (Буря-Яга, Яза)- лесная старуха волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги. Обитает в дремучем лесу. Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке на курьих ножках. В глубине леса она собирает коренья, травы, сушит их и делает различные настойки и зелья.
Основные черты образа Бабы Яги.
Эта женщина, старуха у неё необычная(чаще всего костяная) нога. Во всех сказках упоминается, в единственном числе. Можно предположить, что Баба Яга одноногая. Её одноногость является основанием, чтобы предположить, что она входит в круг божеств, ведущих свой род от змеи.
Далее я проанализировала прочитанные мною сказки и по результатам составила таблицу № 2
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Название сказки
Место обитания
Внешний вид
Животные служащие
Волшебные вещи
Персонаж сказки
«. стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, вокруг себя поворачивается»
«. морда жилиная, нога глиняная»
Золотые яблочки, молочные реки.
Отрицательный похищает детей, чтобы съесть.
«Стоит избушка, а дальше тьма кромешная».
Баба Яга-костяная нога, старая, беззубая»
Положительный помогла найти королеву
«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом её»
«Во весь дух скачет на железной ступе»
«Стоит избушка на поляне на курьих ножках — вертится»
«Сама черная, а во рту клык торчит».
Кот, серый волк, собака
Золотое яичко, блюдечко, пяльцы, золотая игла
Положительный, все трое помогли найти Марьюшку
«Иван- царевич и Белый Полянин»
«В глубокой пропасти под землей»
Баба Яга золотая нога
Волшебная игла, шило
Отрицательный, т. к билась с богатырями
Сказка о молодиль — ных яблоч-ках и живой воде»
«Избушка на курьей ножке об одном окошке»
Молодиль-ные яблоки,.живая вода
Положительный, дала совет, как найти воду и яблоки.
«Поди, туда — не знаю куда, принеси, то не знаю что»
«Избушка на курьих ножках»
«Седая старуха сидит кудель прядет»
Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка
Положительный, помогла Андрею- стрельцу.
«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивая
«…зубы — на полке, а нос в потолок врос»
Положительный, дает совет, как одолеть Кощея
Итак, Баба Яга, предстает перед нами в трех воплощениях:
Яга- богатырь, бьется с богатырями. Яга-похитительница,крадет людей. Яга- дарительница, дарит волшебные вещи.
Из этого я сделала вывод, что
Моё исследование показало, что Баба Яга- вымышленный сказочный персонаж. Ёе прообразом является славянская богиня смерти.
Мне очень понравилось анализировать сказки. Я поняла, что только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Похожие статьи
Образ Бабы—Яги: от мифов до народных сказок | Юный ученый
Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте».
Кто ты, Баба Яга? | Статья в журнале «Юный ученый»
Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва
Образ бабы—яги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В. Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги».
Литературный досуг для детей старшей группы «Добрая, мудрая. »
Ведущий: Все это сказки называют волшебными. А еще сказки бывают про животных.
Баба—Яга: Предлагаю позвать Василису Премудрую, она очень мудрая, точно нам что-нибудь посоветует.
В сказке видите намек? Это красненький клубок. 8. Много жителей в избушке
Особенности передачи мифонимов из русских народных сказок на.
Сказка — древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера [6]. Сказки являются важной составляющей национальной культуры.
Сценарий праздника «День матери»: музыкально-танцевальная.
Дорогу тебе покажу. Гуси-лебеди Бабы—Яги. Братца Ванечку в лес унесли! УЛЬЯНА: Некогда кисель мне пить!
БАБА—ЯГА: Одинокая старуха, Я живу в лесу глухом. Вот стоит моя избушка. Только гуси под окном. Вот поэтому я такая злая
Методическая разработка организованной образовательной.
Демонстрационный материал: диск с записью голоса Бабы Яги, декорации леса (цветы; тропинка; пеньки; деревья); символы: цвет, форма
Интересно от кого она?» (в коробочке диск подписано от Бабы Яги)» Ребята, коробочка от Бабы Яги. Давайте послушаем послание от нее.
Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»
Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка.
Воспитатель перечисляет персонажи сказки — дети отгадывают и называют сказку.
Смотрите, вот и избушка Бабы Яги, подойдем к ней и попросим волшебную воду!
Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок.
Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов
«Баба — Яга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой
В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в.
Конспект занятия в средней группе «Приключения. »
Ребята, давайте отправимся к Бабе Яге и принесем Аленушке волшебную воду, вы согласны!? Но для этого нам необходимо отправиться в заколдованный лес. Попасть туда смогут только храбрые и добрые дети, а для того, чтобы узнать, добрые мы или нет, проведем небольшую игру.
Баба-яга против!
До сих пор доподлинно неизвестно, как возник Хеллоуин. Однако наиболее достоверной является версия, что в основе праздника лежит кельтский Новый год, который в дохристианскую эпоху отмечали 1 ноября.
Племена кельтов, населявших территории Англии, Ирландии и Франции, делили год на две части: зиму и лето, поэтому на 31 октября приходился последний день года, день сбора урожая и начала зимы. По преданию, в ночь с 31 октября на 1 ноября грань между миром живых и мёртвых стиралась, а потусторонняя сила выходила на свет. Кельты называли эту ночь Самайном, связывая с именем повелителя мёртвых. В эту ночь было принято гасить в домах свет и одеваться в звериные шкуры (сегодня – в костюмы нечистой силы), чтобы отпугивать непрошенных гостей, а около домов оставлять подношения духам в виде различных угощений. Кельты собирались у костров, подготовленных друидами, и совершали жертвоприношения. После этого священный огонь несли домой и помещали его в тыкву, которая не только являлась символом сбора урожая, но и защищала от злых духов.
С принятием христианства День Самайна не канул в Лету, а стал предвосхищать День всех святых, перенесённый в IX веке Папой Григорием III на 1 ноября, и получил название All Hallows Even или All Hallows Eve – Вечер всех святых. Позднее название приобрело привычную всем форму –Hallowe’en или Halloween.
Противникам западного Хеллоуина полезно будет изучить славянские праздники, в которых найдётся немало аналогов Вечеру всех святых. Например, одним близкими Хеллоуину являются Святки (период от Рождества до Крещения): мир ещё не крещён, поэтому очень уязвим перед свободно гуляющими по земле духами и нечистью.
С 16 на 17 октября славяне празднуют Ерофееву ночь, в которую домовой и леший засыпают. Чтобы хозяева дома и леса ушли спокойно и не причинили вреда, нужно поднести им гостинцы.
Непосредственно с датой (ночь с 31 октября на 1 ноября) и смыслом Вечера всех святых соотносится Велесова ночь, когда границы между мирами живых и мёртвых истончаются. В эту ночь принято вспоминать умерших предков и оставлять им угощения.
В пику западной ведьме-пакостнице самым популярным представителем русской нечистой силы является, конечно же, Баба-яга. По сути своей это тоже род ведьмы или злой дух в образе безобразной старухи. Согласно славянским сказкам, Баба-яга имеет характерный малопривлекательный облик: она может быть слепой на один глаз, хромой (у неё костяная, в некоторых вариантах глиняная или золотая, нога), беззубой или, наоборот, зубастой, седой, лохматой, растрёпанной и т. д. Вот несколько примеров описаний из сказок:
«. на лавке сидит седая старуха» («Поди туда – не знаю куда»);
«. а там сидит Баба-яга, старых лет» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»);
«. а в избушке сидит Баба-яга, костяная нога» («Баба-яга»);
«Выходит из неё Баба-яга, костяная нога» («Золотой конь»);
«В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная» («Гуси-лебеди»);
«. в избушке сидит Баба-яга костяная нога, старая, беззубая» («Заколдованная королевна»);
«Как же Белый Полянин воюет с Бабой-ягою – золотой ногою» («Иван-царевич и Белый Полянин»).
Исследователи предполагают, что привычный антураж Бабы-яги содержит некоторые типичные черты мёртвого языческого предка. Если следовать этой гипотезе, то вполне объяснимым становится наличие такого неизменного атрибута, как ступа (транспорт Бабы-яги), в которой, по поверьям, после кремации раздалбливали кости:
«. в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает» («Сказка о Василисе Прекрасной»);
«. на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет» («Золотой конь»);
«Вдруг застучало-загремело по лесу. Это Баба-яга в своей ступе домой возвращается, помелом след заметает» («Крестьянский сын Иван да царь Иван»);
«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает» («Марья Моревна»).
Одной из распространенных загадок, связанных с образом Бабы-яги, является вопрос о размерах самой ведьмы и её жилища, избушки на курьих ножках: то ли Баба-яга огромная, то ли избушка мала (уж не гроб ли это?). Вот несколько характерных сказочных описаний:
«. лежит Баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»; «Баба-Яга лежит из угла в угол: в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула»;
«Баба-Яга через всю избу протянулась: ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок»;
«Баба-Яга, костяная нога, морда глиняная, на лавке лежит, грудью печку затыкает».
Избушка на курьих ножках (уменьшительные суффиксы намекают на компактность жилища) хоть и мала, но далеко не проста. Как правило, она расположена в самой чаще леса или на болоте и спрятана от людских глаз за высоким забором, сооружённым из доступных Бабе-яге материалов:
«. обитала в чаще того леса старая карга – злобная Яга» («Баба-яга и ягоды»);
«стоит избушка, а у окошка сидит Баба-яга» («Две сестры»);
«Стоит избушка на куриных лапках» («Царевна Лягушка»);
«избушка на курьих ножках стоит-поворачивается» («Гуси-лебеди»);
«Видят: стоит избушка на курьих лапках, на собачьих пятках» («Золотой конь»);
«Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»);
«. видит: стоит избушка на курьих ножках» («Поди туда –не знаю куда»)
«Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках» («Баба-яга»);
«. стоит дом Бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый» («Марья Моревна»);
«Видит: избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо столбов у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» («Сказка о Василисе Прекрасной»).
Но почему ножки у избушки «курьи»? С одной стороны, старые пни действительно имеют что-то общее с птичьими ногами, а с другой, по мнению исследователя Проппа В. Я., славянские охотники-собиратели сооружали постройки в форме животных, куда затем помещали тела умерших предков. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», – утверждает Пропп. Однако прилагательное «курьи» имеет сходство ещё и со словом «курить», с которым связан погребальный обряд окуривания дымом столбов, на которых находились указанные выше сооружения с покойными.
Возможно, эта соотнесенность с обрядами древних славян позволяет воспринимать «избушку на курьих (курных) ножках» как границу мира живых и мира мёртвых, поэтому и попасть внутрь было не так просто. К непрошенным гостям избушка повернута задом, а фасадом – к лесу. Лес в мифологии разных народов имеет схожие черты: это и мир диких зверей, и место пребывания враждебных человеку колдовских сил, и путь в потусторонний мир. Баба-яга с обитателями леса находится в тесной связи: призывает на службу, даёт им поручения, вовлекает в свои злодеяния.
Обязательным условием входа в избушку Бабы-яги были специальные волшебные слова, странным образом известные всем героям:
«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Баба-яга, живущая на границе мира живых и мёртвых, является своеобразным сторожем, решающим, пропускать дерзкого героя дальше или нет, помогать ему или погубить.
Одним из основных предметов интерьера избушки является печь, которая нужна Яге не столько для тепла, сколько для злодейских ритуалов: приготовления зелий, поджаривания похищенных детей, которые являются её любимым блюдом:
«. затопила печку, говорит большей дочери: Девка! Я пойду в Русь; ты изжарь к обеду мне жихарька» («Баба-яга и жихарь»);
«Она приказала большей дочери истопить избу жарко-жарко, Лутоньку ожарить, а сама ушла в поле гулять» («Баба-яга и Лутонюшка»). Иногда Баба-яга была не прочь полакомиться и «взрослым» мясом, ведь недаром одной из составляющих её гостеприимства была баня, где гости «готовили себя» к ужину: «Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь – съем ее!» («Баба-яга»).
Однако сказочные герои, дерзнувшие сопротивляться старухе, как правило, оказываются сообразительнее опытной, но очень голодной колдуньи, и зачастую именно печь становится последним, что видит Баба-Яга перед своей смертью:
«Яга-баба тотчас поджалась и легла в ладку. Жихарь не оробел, взял да ее и пихнул в печь» («Баба-яга и жихарь»).
Несмотря на всё могущество, одной Яге достаточно трудно вершить зло, поэтому в этой ситуации не обойтись без помощников. Слугами Бабы-яги чаще всего были чёрный кот, ворон, сова, черти, другая нечистая сила и фантастические существа (Кот Баюн, гуси-лебеди и др.), чуть реже – змеи, ящерицы, лягушки, а иногда и различные предметы: печка, ворота, деревья и т. д.
Однако далеко не всегда Баба-Яга описывалась как злая колдунья. Исследователь Шапарова Н. С. выделяет в славянских сказках три типа Бабы-яги: первый – Яга-похитительница, крадущая детей, которых впоследствии пытается зажарить и съесть. Второй – Яга-воительница, сражающаяся с героями и очень часто их побеждающая. И третий – Яга-дарительница, приветливо встречающая героя и дающая ему волшебный подарок (коня, клубок, сапоги-скороходы и др.) или ценный совет. Во многих сказках избушка Яги-дарительницы встречается героям на пути к бОльшим злодеям, например, к незнающему пощады Кощею Бессмертному.
Зловещий колдун Кощей Бессмертный – второй по популярности в топе славянской нечисти. Это седой, худой, даже скелетообразный старик, обладающий несметным богатством и ведущий затворнический образ жизни. Почему Кощей всегда изображается тощим? В народной этимологии слово «кощий» употребляют по отношению к очень худым людям, у которых буквально видны косточки. Этимолог Фасмер М. связывает «кощея» со словом «кость», а также выстраивает логическую цепочку, объясняющую богатство Кощея: устаревшее русское слово «кош» – это корзина, шалаш, стан, доля; украинское «кіш» – стан, поселение, «кошевой» – старшина, начальник коша, а соответственно – и хранитель общей казны (коша):
«Там царь Кащей над златом чахнет» («Руслан и Людмила»).
В отличие от Бабы-Яги, Кощей был равнодушен к маленьким детям, но держал в страхе целые государства, похищая молодых красавиц, которые чаще всего приходились главным героям невестами, жёнами, сёстрами или матерями:
«В это время приехал Кощей Бессмертный и увез Ненаглядную Красоту в свое государство» («Кощей Бессмертный»);
«Откуда ни взялся Кощей Бессмертный – унес Василису» («Булат-молодец»);
«Только мать их вдруг унёс Кощей Бессмертный» («Кощей Бессмертный»).
Как и своё богатство, пленниц Кощей прятал в скрытом от людских глаз таинственном замке, для попадания в который герои должны были преодолеть длинный путь и множество препятствий. Именно в таких ситуациях на помощь им приходила Баба-яга, дававшая ценные советы, подарки, а иногда и раскрывавшая Кощеевы тайны:
«– Знаю, знаю, – говорит ему Баба-яга, – твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить. » («Царевна Лягушка»).
В славянских сказках основными характеристиками Кощея были умение превращаться в различные явления:
«И страшным вихрем вылетел в окно» («Марья Моревна»),
наличие умного помощника (коня), полученного от Бабы-яги:
«Отвечает конь:
– Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.
– А можно ли их догнать?
– Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать – и то поспеем!» («Марья Моревна»);
и бессмертие, которое в итоге оказывалось мнимым.
Как только героям становится известно о Кощеевом тайнике, они сразу же отправляются в путь, однако порой добыть заветный сундук и его содержимое очень сложно, поэтому им на помощь приходят различные существа (медведь, заяц, селезень, щука и др.):
«Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц – и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её – утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море. Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах» («Царевна Лягушка»).
После получения добычи герои не сразу убивают Кощея, а предпочитают делать это, как правило, у него на глазах. Славянским сказкам известны разные случаи гибели Кощея. В большинстве сказок нужно сломать иглу: «Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть» («Царевна Лягушка»).
Иногда достаточно уничтожить яйцо: «Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку – Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще с руки на руку перекладывать; перекладывал, перекладывал и смял совсем – тут Кощей свалился и помер» («Кощей Бессмертный»).
Очень редко Кощей погибает без помощи волшебных предметов: «. в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того положил царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и пепел его пустил по ветру» («Марья Моревна»).
Западные вурдалаки, зомби, вампиры и оборотни настолько заполонили современный мир, что мы совсем забыли о славянской нечистой силе, истории которой так интересны и загадочны. В связи с этим предлагаем освежить в памяти народные сказки, героями которых являются Баба-яга и Кощей Бессмертный: