Мордва и татары что общего
purgine
PURGINE
Толерантность – это когда тебя выживают из твоего дома, а ты не сопротивляешься.
ТАТАРСКИЕ СЛОВА В МОРДОВСКИХ ЯЗЫКАХ
Почему же два мордовских народа в Мордовии не живут смешанно? С мокшанами, живущими сейчас в Мордовии, все ясно. В обозримом прошлом они находились примерно на тех же землях, где живут и теперь. Разве что после V века с верховьев Мокши и Суры они передвинулись немного на северо-запад, в бассейн реки Цна и среднее Примокшанье. Все доступные источники, в том числе материалы археологических раскопок, это подтверждают. А вот эрзянский вопрос официальная мордовская историческая наука плавно обходила, а историкам из центра было не до нас.
Кандидатская диссертация «Тюркские заимствования в мордовских языках» Николая Васильевича Бутылова показывает, что в эрзянском языке намного меньше тюркизмов, чем в мокшанском, притом многие из этих тюркизмов являются заимствованиями из чувашского или булгарского языков.
Эти языковые данные подтверждают, что эрзяне начали интенсивно контактировать с тюрками на много столетий позже, чем мокшане.
С тех пор прошло 10 лет. И вот 26 ноября Николай Бутылов наконец-то защитит свою очень важную для исследования взаимоотношений татар и мордвы диссертацию.
В связи с этим я попросил Николая Васильевича ответить на несколько моих вопросов.
Научная работа в этом направлении будет продолжена. Это только начало большой работы. Уже есть дипломные работы по теме тюркских заимствований в мордовских языках. Будут еще и другие кандидатские диссертации по этой теме.
— Николай, ты, как аспирант, неоднократно выступал с сообщениями по теме своей кандидатской диссертации. Расскажи нашим читателям об этом.
— По окончании аспирантуры я стал работать в университете, преподавал немецкий язык. Выезжал на конференции, в том числе на международные. В Ижевске в 1987 г. я впервые выступил с большой трибуны по своей тематике. В 1990 году я выезжал с большим докладом на международную конференцию в Венгрию, в город Дебрецен. Доклад был хорошо принят венгерской ученой аудиторией. Это и понятно, ведь тюркизмы в большом количестве присутствуют и в лексике венгерского языка. В венгерском языке сейчас более 800 тюркизмов. Венгры даже внешне ближе к тюркам, нежели к другим угро-финнам.
Потом с докладом я выступал в Финляндии. Таким образом, эта тема освещалась не только у нас в Мордовии и России, но и за рубежом.
— Николай, твоя диссертация практически была готова в 1989 году, а сейчас на исходе уже 1998 год. Как получился такой большой разрыв?
После этого по моей специальности «Финно-угорское языкознание» в России долго не было ученого Совета и негде было защищаться. Затем такой Совет открыли в Марийской республике, в Йошкар-Оле, но к тому времени набралось очень много желающих защититься и моя очередь была только на 1993 год.
— Николай, а семья у тебя большая?
— Жена Таисия Павловна работает завучем в 9-й школе г.Саранска и учится заочно в аспирантуре по исторической специальности. Дочери Ксении скоро 11 лет. Учится в 12-й школе. Сыну Артему 5 лет. Пока ходит в садик.
— Николай, ты недостаточно хорошо знаешь тюркские языки, как же ты искал тюркские слова в мордовских языках?
— Действительно, я только недавно начал изучать татарский язык. Зато хорошо знаю свой родной мокшанский язык и неплохо освоил эрзянский язык, когда работал в Косогорах. Часть тюркизмов я взял из работ иностранных исследователей, таких, как финн Паасонен, венгр Гомбоц, немец Фукс и другие. Часть нашел в работах российских и советских ученых. Также я внимательно просмотрел работы по тюркским заимствованиям в марийском и удмуртском языках. Можно сказать, что я шел по следам марийских и удмуртских исследователей. Кроме того, я работал с такими словарями, как «Древнетюркский словарь», «Словарь тюркских заимствований в русском языке», различные башкирские, татарские и чувашские словари. Много почерпнул я из работ наших мордовских ученых, особенно у моего руководителя, Дмитрия Васильевича Цыганкина.
Особую благодарность я хотел бы выразить профессору Бирского пединститута доктору филологических наук Рифкату Ахметьянову. Его глубокие исследования по выяснению тюркской этимологии многих слов просто потрясающие.
— Николай, сколько тюркских слов в мордовских языках и мог бы ты привести для наших читателей несколько тюркизмов из твоей диссертации?
— Точного количества тюркских заимствований в мордовских языках сказать никто не может. По моим прикидкам, если учитывать и производные, то тюркизмов в мордовских языках может быть тысяча или даже более. В словаре моей диссертации их свыше 800.
Некоторые слова есть только в диалектах эрзянского и мокшанского языков или даже только в говорах каких-либо сел.
Вот несколько татарских заимствований в мокшанском языке: адаш «тезка», айгор «жеребец», араламс «защищать», ёру «в шутку, нарочно», кагод «бумага», карьхкя «ковш», конак «гость», матор «красивый», отькорь «хитрый, ловкий», пала «беда, горе» (тат. бђла), тераза «весы» (тат. таразы «большие весы с коромыслом; ватерпас»), тотмак «колотушка, дубинка» (тат. тукмак), уцез «дешевый», цебярь «красивый, хороший, хорошо», цёмара «похлебка» (тат. чумара «суп с клецками»).
Некоторые общие для мокшанского и эрзянского языка тюркизмы: авал/авалкинне «давно, в старые времена», аде/адя «пойдем», аел/аель «подпруга», акша/ашо «белый, белизна», алаша «лошадь», анок «готовый, готово», аньцек/ансяк «лишь, только», базя/бальзя «свояк», байтяк «много, изрядно», балдоз/балдуз «свояченица», балык, барыш, башкуда «сват», башмак, буран, давол «ураган, вихрь», душман «враг, неприятель», ен «сторона», зиян/зыян «вред, изъян, ущерб, беда», ила «обычай, обряд», имож/эмеж «овощи, фрукты», инь/ине «самый, в высшей степени», казна «богатст-во», карша/каршо «навстречу, против», карьхциган/карьциган «ястреб», козя «богатый», котянь «прямая кишка», куда «сват, поезжанин», курка «индейка», куяр «огурец», пакся «поле» (тат. бакча), печкемс «зарезать» (тат. печњ «обрезать; кроить; пороть»), пяк/пек «очень», сакал/сакал(о) «борода», салма/салмат «вид блюда, клецки», сапонь «мыло», сокор «слепой», сузма «простокваша», сянга/сянгo «вилы» (тат. сђнђк «вилы», сљнге «копье»), сярхка/сярко «гнида», таз/тазов «чесотка, парша», таза «здоровый, сильный», торгай «жаворонок», туган/дуга «младший брат», тюс «цвет, краска, вид, образ», тюшак/тёшак «перина», цярахман «град», цятка/сятко «искра», чавка «галка», чапамс/чапомс «рубить», энельдямс/энялдомс «просить, упрашивать», эрь/эрьва «каждый» (тат. ђр, џђр), ярмак «монета, деньги» (тат. ярмак «мелкая медная монета с квадратным отверстием»)
Некоторые слова тюркского происхождения, присущие только эрзянскому языку: дарман «сила», тамаша «диковинка, чудак, забава», толкон tolkon «волна», чаршав «занавес, паутина», ят «враг, чужой».
Не всегда тюркское слово заимствовалось именно в той форме, в какой оно сейчас существует в татарском языке. Ведь за эти сотни лет и татарский язык менялся, менялось произношение. В мордовских языках некоторые тюркские слова сохранялись именно в той форме, в какой они были заимствованы сотни лет тому назад. Во всяком случае, такие слова, которые имеют именно древнетюркские или близкие к ним формы, в мордовских языках есть.
— Николай, а как можно определить, что данное слово заимствовано мокшанским или эрзянским языком из, допустим, татарского языка? А может, наоборот, татары взяли это слово у мордвы?
— Действительно, такие мордовские слова в татарском языке, особенно в его мишарском диалекте, есть. Это кђркеш «бечевка, оборки», пизел «рябина», мошко «конопля», паћгы «гриб», челги «бородавка», пуколь «ком, кусок», унау «выть»; валом «постепенно», шава «миска», поти, потяй «грудь, сосок», вана «вот» и т.д. Но мордовских слов в татарском языке гораздо меньше, чем татарских слов в мордовских языках. Дело в том, что практически все группы мордовского населения так или иначе контактировали с татарами, а вот сами татары в целом в силу своего проживания на очень большой территории соприкасались с мордвой только частью своего народа, так называемыми мишарями.
Например, мокшане, как народ в целом, уже не менее полутора тысяч лет постоянно имеют те или иные отношения с тюрками и особенно плотные с татарами-мишарями, да и эрзяне уже несколько веков тесно общаются с болгарами, чувашами, татарами.
Когда татары заимствовали какое-то слово у мордвы, оно входило сначала в употребление только этой меньшей части татар, конкретно мишарей. Чтобы это слово начали употреблять и те татары, которые совершенно незнакомы с мордвой и их языками, требовалось сочетание очень многих условий.
Если данное слово есть у мордвы и только в говоре какого-нибудь мишарского села, тогда это слово скорее мордовского происхождения. А если это слово есть в нормативном татарском языке или есть в других тюркских языках, то оно, скорее всего, тюркского происхождения.
Татарский язык в свое время имел влияние на всю мордву, а мордовский язык влиял только на мишарей, т.е. тех татар, кто жил рядом или смешанно с мордвой. Вообще интересно, что мишари живут практически везде, где живут мордва. Эта связь неспроста. Да и культура самих мишарей не может быть возведена к какому-либо одному источнику. На формирование их языка и материальной культуры, кроме тюркских племен, однородных в этническом отношении, но разновременных, большое влияние оказали мордовские народы. Пока еще не дано объяснения тому факту, что татары-мишари проживали и проживают в данное время только в ареалах былого и нынешнего расселения мордвы. К тому же, в культуре мишарей, в отличие от культуры казанских татар, присутствует еще и более ранний культурный слой, несущий в себе следы финно-угорской культуры.
Тюркских заимствований в мордовских языках было значительно больше. Однако вследствие широкого проникновения русской культуры в быт мордовского народа в последние столетия (ХVI-ХХ вв.) многие тюркские заимствования были вытеснены словами, заимствованными из русского языка.
— Николай, от имени всех читателей нашей газеты я желаю тебе успешно защититься. Что ты можешь еще сказать читателям «Татарской газеты»?
Пока мы все вместе, мы сможем прожить. Национальная рознь нам совершенно не нужна.
Николай Васильевич Бутылов, ст. научный сотрудник Мордовского гуманитарного института. Родился 12 сентября 1961 г. в Темникове. В 1983 г. окончил факультет иностранных языков МГУ им.Н.П.Огарева по специальности немецкий язык и был направлен в Косогорскую среднюю школу Большеберезниковского района, где три года проработал учителем английского языка. В 1984 году поступил учиться в аспирантуру при Мордовском госуниверситете.
Так же следует добавить, что связь татар с мокшей была всегда очень сильна примером тому служат Каратаи – обособившаяся часть мордвы-мокши, живущая ныне в трех селениях Татарстана и говорящая на одном из диалектов татарского языка, самоназвание – мукча. Сведений о том, что каратаи когда-либо жили на территории Пензенского края, нет.
Финно-угорский мир и татары: как мордва выбирала между Москвой и Казанью
Украинский историк Ярослав Пилипчук специально для «Реального времени» подготовил новый цикл статей о взаимоотношениях татар и финно-угорских народов Поволжья. Сегодня мы открываем новый сериал статьей об истории мордвы.
Ушел в леса и воевал с монголами
Необходимо отметить, что Плано Карпини обозначал эрзян и мокшан термином мордваны. Вильгельм Рубрук зафиксировал народы мердас и моксель. Эти сведения повторил Роджер Бэкон, который упоминал о моксель и мердуим. Матфей Парижский упоминал только о морданах, как и составитель Уйэверльских анналов. Традиционно считалось, что мердас, упомянутые Вильгельмом Рубруком, — это эрзя, поскольку рядом с ними упоминались моксель (этноним, обозначавший мокшане). Однако этому мешает указание на то, что мердас — мусульмане. В землях эрзян во время золотоордынского господства продолжалось разведение свиней. Кроме того, в языке эрзян нет достаточного количества арабизмов и фарсизмов, чтобы говорить об их исламизации. Буртасы в арабо-персидских источниках упомянуты то как язычники, то как мусульмане. При этом нужно упомянуть, что внешние наблюдатели не различали мокшан и эрзю.
Юлиан упоминал о мордуканах, у которых два вождя, один из которых сдался монголам, а второй удалился в леса и продолжал сопротивление. Логично предположить, что в борьбе с монголами погиб эрзянский правитель, который был союзником волжских булгар и врагом мокшан. В русских летописях сохранилось описание вражды между правителем эрзян Пургасом и правителем мокшан Пурешем. Центр княжества эрзян находился на Понетаевском (Пургасовом) городище. Ю. Зеленеев называет центром этого владения бассейн средней Теши. В мордовские земли активно проникали волжские булгары. Мордовским князем, который сотрудничал с монголами, мог быть Пуреш или его сын.
Карта с сайта kronk.spb.ru
Охотники за головами
Венгерский доминиканец отмечал, что мордваны жестокие люди и являются охотниками за головами и что перед славными мужами несут головы убитых врагов. Матвей Парижский отмечал, что перед тартарами идут мордваны, которые убивают посланных католиками разведчиков. Впервые выделил мокшу среди мордвы Вильгельм Рубрук, который указывал, что вместе с тартарами идет народ моксель. При том указывалось, что многие из них были убиты в Польше и Венгрии. Отмечалось, что мокшане хотели перебежать к немцам, но это по каким-то причинам не удалось. В землях же мокшан находили останки нетипичных для их лесного региона верблюдов.
Отметим, что именно в Мокше находился центр золотоордынских владений в регионе. Ц. де Бридиа упоминал эрзю и мокшу как мордванов. Марко Поло сообщал, что монголы покорили народ мордви. Фра Мауро на свое карте Московии упоминал народ мордва. Александр Гванини и Иосафат Барбаро также не делили мордву на отдельные народы. При этом Иосафат Барбаро говорил, что народ моксы убивают коня и потом поклоняются его чучелу. Александр Гванини называл эрзю и мокшу народом мордвой. При этом он считал, что этот народ язычники и лишь часть из него мусульмане. Вероятно, их вводило в заблуждение присутствие в Мещере касимовских татар. Таким образом, нет возможности говорить, что мердас и моксель Вильгельма Рубрука — это эрзя и мокша. Франческо Тьеполо упоминал о стране Мордуа, как о ровной лесистой местности, небольшой по размеру. Он считал ее частью Булгарии, отнятой русскими у татар. Рафаель Барберини знал о народе мордва, который жил между Сурой, Окой и Волгой. Касательно его вероисповедания указывалось, что сей народ частично мусульмане, частично идолопоклонники. Указывалось, что народ живет в лесах, воинственен и вооружен луками со стрелами.
Иоанн Магин локализировал на своей карте мордвинов в верховьях Дона. В анонимной итальянской Космографии середины XVII в. мордвины вместе с черемисами и татарами упомянуты как подданные русских. Сведения Барберини и Гванини о мордвинах таким образом частично восходили еще к Вильгельму Рубруку. Эрзя и мокша обозначались как мордва в русских летописях. Александр Гванини упоминал мордвинов как суровых и воинственных людей. Он отмечал, что они мастерски владеют луками, отмечен их пеший строй. Жили они в селах и были богаты мехами и медом. Отмечалось, что мордвины смешаны с черемисами.
Луговые моления мордовских язычников. Фото anaga.ru
Часть язычники, часть мусульмане
Сигизмунд Герберштейн указывал, что народ мокша находится под властью московского князя. Часть язычники, часть мусульмане. Живут за Нижним Новгородом и во всем похожи на черемисов (марийцев). Они живут рассеяно по деревням, являются земледельцами и охотниками, богаты мехами и их страна изобилует мехами. Много раз они отражали набеги татар. Вооружены луками и являются отличными стрелками. Адам Олерий говорил о мордовских татарах, имея в виду мордвинов, страна которых, по его данным, начиналась с Мурома.
Иоанн Юстус Мерц упоминал, что во времена восстания Степана Разина многие из мордвинов, черемисов, татар примкнули к восставшим. Правительственные войска особенно жестоко наказывали казаков-мордвинов, а одну из мордвинских женщин (Алену Арзамасскую) сожгли. Якоб Рейнтенфельс локализовал земли мордвы между Саратовым, Царицыном, Муромом. Отмечалось, что мужчин мордвин и крестят, и обрезают. Страна богата мехами. Карл Вопелиус знал о народе Мордва и обозначил его на своей карте. Энтони Дженкинсон отмечал, что он побывал у мордвы и черемисов.
Рядом с Чебоксарами и Васильгородом была страна мордва, народ которой исповедует языческую веру, но после покорения русскими многие мордвины были крещены. Джером Горсей отмечал, что особо опасны для русских были восстания и нашествия мордвы, татар, черемисов, черкесов, ногайцев. Отмечено, что эти народы долго находились под властью русских, а когда поляки завладели Московией, то они плохо обращались с этими народами. За это мордвины, черемисы, татары восстали против поляков. Джильс Флетчер считал самими грубыми и дикими татарами мордвинских татар. Отмечалось, что русские получают мед от мордвы и из него изготовляют медовуху.
Зафиксировано было, что мордвины вместе с покойником погребали шкуру коня. Джон Пэрри считал причиной язычества мордвинов и черемисских татар cуеверия, чинимые им под русской властью ущемления и нежелание перенимать христианство в предложенной им русскими форме. Говорилось, что мордва и татары выставляли 2 тыс. конных дворян и 4 тыс. пехоты. Герхард Меркатор локализовал мордву южнее Нижнего Новгорода. Гессель Герритс и Янсон Фишер на своих картах повторили данные Меркатора. Исаак Масса отмечал, что мордвины в XVII в., как и другие народы, восстали и при Чебоксарах и Свияжске воевали против русских. Для обозначения эрзи и мокши как мордвы избраны термины мордва и мордовити. Бальтазар Койэтт указывал, что русские крестьяне и мордовские татары поддержали Степана Разина. Ян Стрэйс говорил о Муроме как о городе населенном русскими и мордовскими татарами. Корнелий де Брюин называл мордвинов татарами Мордвы. Николас Витсен, что мордвины воинственны, суровы, грубы и чистоплотны. Сражаются преимущественно пешими и стреляют из лука. Часто воюют с татарами и в их стране есть крепостная линия, называемая зеек (засека). Чех Иржи Давид упоминал о стране Мордовия, а Геральд Санта-Крус выразил сожаление, что иезуиты не могут просвещать мордвинов. Франциск Эмилиан указывал, что крестить мордвинов начали при Михаиле Федоровиче Романове
Бальтазар Койэтт указывал, что русские крестьяне и мордовские татары поддержали Степана Разина. Карта с сайта rushist.com
Княжество в поисках сюзерена
Петр Петрей отмечал, что существует княжество мордва, которое ранее повиновалось татарам, а в его время платит дань русским и выставляет 20 тыс. воинов. Отмечалось, что мордовские женщины с детства приучают своих детей к стрельбе из лука. Земля мордвинов и верхних черемисов находится между городами Нижний Новгород и Василь. Княжество Мордва тянется на запад по Волге. Мордвины ранее были подвластны казанским татарам, а потом платили дань русским мехами. Они подданые великого князя, который их не обижает. Мордвины управляются собственными князьями, которым простонародье также платит дань. Во время войны вооружаются и мужчины, и женщины, и воюют. Они хорошие земледельцы и охотники и поставляют свои продукты московитам. Шведский хронист считал мордвинов мусульманами. В обычаях мордвины сходны с черемисами.
Жак Маржерет отмечал, что мордва может выставить от 5 до 7 или 8 тыс. воинов в войско русского царя. Число марийцев и татар в войсках русского царя оценивалось в 20 тыс. Гийом де Санс локализовал мордовских татар около реки Мокши. Филипп д’Авриль отмечал, что русские не прилагали усилий, чтобы обратить их в христианство, оставляя их идолопоклонниками. Семья картографов Делилей называла мордвинов мордовскими татарами.
Вероятно, в 1237 г. именно эрзянский инязор удалился в леса, чтобы противостоять монголам, а правитель мокши пошел на союз с монголами. Этноним эрзя впервые был зафиксирован персидским историком Рашид ад-Дином, который назвал этот народ арджанами. Более позднее в XVI в. эрзю как отдельный этнос упоминал ногайский бий Йусуф и только с XVIII в. этноним эрзя использовали русские ученные. Отдельно также были упомянуты мокша и буртасы. По косвенным сведениям составителя Лаврентьевской летописи, в 1239 г. монгольские отряды снова атаковали мордву, владения которой находились около Руси, то есть эрзю. Воля к сопротивлению у мордвинов не была сломлена. Необходимо отметить, что участие мокшан в европейском походе монголов зафиксировано сведениями Джиованни де Плано Карпини и Вильгельма Рубрука. В Мохши находился центр одноименного улуса Золотой Орды и монетный двор. После Великого Западного похода 1236-1242 гг. мордовские земли вошли в состав владений Джучидов. Мордовские князья вошли в состав золотоордынской аристократии. В мордовской народной песне отмечалось, что в домах и отцовских подворьях появились татары. В легендах сохранилась память о правительнице-воительнице Нарчатке, которая не желала покориться монголам.
Эрзяне были строптивыми поддаными и защищались от любого кто посягал на их земли
В 1361 г. татарский правитель Тагай из Бездежа захватил улус Мухши и сам стал там правителем. В мордовские земли также пришел Сегиз-бек и подчинил себе район Пьяны. Однако это не исключало и мордовской аристократии. В легендах известен инязор (социальный титул, обозначающий в мордовских языках правителя, – прим. ред.) Алабуга. Имена татарского типа в последующем распространились среди мордвинов. Так, мордовских мурз XVII в. звали Акай Боляев и Баюш Разгильдеев.
В 1367 г. нижегородцы разбили Сегизбека (который был вассалом правителя булгар Булак-Тимура), а в 1372 г. построили крепость Курмыш. Вместо татар на Пьяне начали утвержатся русские. С объединением Золотой Орды Токтамышем мордвины снова стали участвовать в дальних походах Золотой Орды. Согласно тимуридским источникам, в составе войск Токтамыша напавших на Центральную Азию (Мавераннахр) были и мокшане. В 1395 г. столица Мордовского улуса город Мухши был разорен войсками Тимура. Мордвины принимали участие в походах татар на Тверь и Смоленск в 1319 и 1340 гг. Вопрос интеграции финно-угорских народов в систему торговли и политики Улуса Джучи чрезвычайно сложен вследствие недостатка сведений письменных источников, но «белые пятна» позволяет заполнить археология. Исследователи обнаружили присутствие на территории столицы буртасов (Наровчата) золотоордынского города и монетного двора Мохши.
Памятник княгине Нарчатке на берегу реки Мокши. По преданию, она возглавила дружину, защищавшую город Наровчат от войск Тагая. Фото moya-planeta.ru
Мокшане переселялись в бассейн реки Медведица и на территорию Самарской луки. Мордвины стали расселяться на территории булгарских эмиратов Золотой Орды. Мокша также заняла территории в Примокшанье, на которых раньше жила эрзя. Прекратило существование городище в Сарове, а в междуречье Мокши и Теши исчезли многие поселения. Мокша проникла от Краснослободского до Темниковского течения Мокши. Также в регион пришли тюрки, которые обосновались на Итяковском городище. Русско-мордвинская граница проходила по нижнему течению рек Цна и Мокша. От устья Мокши граница шла по правому берегу Оки вниз по течению реки и до впадения в нее Теши. Далее граница шла по рекам Теше и Сереже, а потом по течению реки Пьяны до ее впадения в Суру.
Намеченная граница была весьма условна и в некоторых районах, как например в городке Елатьма, почти не чуствовалась ни татарская, ни русская власть. Земли на юг от указанной границы были в зоне влияния татар, что, однако, не помешало татарам в 1288 г. напасть на мордвинов. Этот факт зафиксирован в Никоновской летописи, которая для анализа взаимоотношений татар с мордвой и марийцами имеет ключевое значение. В 1444 г. мордвины выступили на стороне русских против казанских татар, а в 1445 г. против мордвинов татары совершили поход. Участие мордвинов в событиях 1444 г. косвенно упоминается в Никоновской летописи, противостоящими татарам оглана Мустафы названы рязанцы, а в следующем году сказано о нашествии татар на мордвинов. Из этого выходит, что мордвины играли вспомогательную роль в битве.
В 1411 г. вместе с болгарами мордвины были союзниками нижегородского князя Данила Борисовича. По сведениям Утемиша-Хаджи, Алатырь вместе с Булгаром и Мухши входил в улус Ходжи-Мухаммеда. В 1377 г. мордвины выступили на стороне татар. Это показывет, что эрзяне были строптивыми подданными и защищались от любого, кто посягал на их земли. В 1377 г. мордвины покорились татарам и провели войско Араб-шаха к Пьяне и застали русских врасплох. Поражение на Пьяне надолго остановило продвижение русских на мордвинские территории. Осенью 1377 г., вслед за татарами, взявшими Нижний Новгород, в земли Нижегородского княжества пришли мордвины, которые опустошили сельскую округу центра княжества. В 1378 г. нижегородские и московские рати совершили акт возмездия и разорили Мордовию. Нужно сказать, что битва при Пьяне и отмщение мордвинам является общим местом для многих русских летописей. Указано, что они были проводниками у татар и вместе с ними напали на русских. В 1401 г. войска московского князя вторглись в мордовские земли, которые признавали татарскую власть, и дошли до Цибирцы. Это событие было зафиксированы в ряде поздних летописей. Интересно, что мордвины названы погаными, то есть язычниками. Кроме того, знать мордвинов названа князьями. Из материалов XVII в. мы знаем о мордвинских мирзах Акае Боляеве и Баюше Разгильдееве.
Благодаря Улусу Джучи в землях мокшан развивались металлургия и ювелирное дело. От татар мокшанами была перенята соха для земледелия. Мокшанские земли были включены в систему международной торговли, и в них можно было найти много золотоордынских вещей. Но активная интеграция в Улус Джучи не привела к ассимиляции мокшан, которые сохранили религию и многое из культуры своих предков. Таким образом, на примере волжских финнов и приуральских угров можно увидеть одну интересную тенденцию. Чтобы ассимилироваться с тюрками местные элиты должны были сами этого захотеть. Даже плотная интеграция мокшан с Улусом Джучи не привела к их ассимиляции. У г. Аткарска нашли парное погребение XIII-XIV в. Оно было богатым и принадлежало одному из мордовских князей и представительнице рода Батуидов. Мужчина был погребен по языческому мордовскому обычаю.
Знатный мордовский-всадник X-XI в. Реконструкция с сайта thor-2006.livejournal.com
Между Казанью и Москвой
В XVI в. частым было участие мордвинов в кампаниях русских. Постоянные русско-татарские войны и походы казанских татар за ясырем настроили мордвинов антитатарски. Особо опустошительным был набег 1540 г. В 20-40-х гг. XVI в. русские построили на мордвинских землях крепости Васильсурск, Мокшанск, Темников, Шацк. Были восстановлены Арзамас, Курмыш, Кадом, Наровчат. Мордовские предания сохранили память о подкупе русскими мордвинов. В Старобудской войне в 1535 г. мордвины из Рязанщины участвовали. В 1549 г. ногайский бий Йусуф советовал Ивану Грозному отправить на восток войско из чувашей, мордвинов, марийцев во главе с Шах-Али. Летом 1551 г. народы Среднего Поволжья присягнули на верность царю. По сведениям »Царственной книги» мордвины, чуваши, марийцы, можары (мишари) и тарханы (часть татарской знати) присягнули на том, чтобы служить монарху и быть у Свияжска. В Жаловательной грамоте от 8 марта 1564 г. Иван Кельдяев был вознагражден за свою службу русскому царю. Его отряд отличился при взятии Казани в 1552 г. Кроме того, в походе участвовали мишарские татары во главе с Еникеем Тенишевым, которые вместе с мордвой-каратаями принимали участие в осаде Казани. Народная память мордвинов сохранила сведения о движении Ивана Курбского, который запомнился эрзянам и мокшанам как Курбай. Нужно отметить, что в XVI-XVII вв. мордвины пользовались широкой автономией. Простонародьем руководили 60 мирз из 12 родов. Наиболее знатными из них были Еникеевы, Шугуровы, Мокшазаровы, Еделевы, Разгильдеевы. Татарский исследователь М. Акчурин называет среди мордовских князей Алатырского края Идеберских, Еделевых, Ичаловых, Кулунзиных, Лапиных, Мокшадеевых, Мокшазаровых, Мушкубеевых, Нагаевых, Неверовых, Разгильдеевых, Сабановых, Тяпиных, Андреевых, Павловых. Попытку освободиться из-под русской власти мордвины осуществили в 1606 г., когда в России поднялось восстание Болотникова.
Мордвины вместе с марийцами разбили правительственные силы при Чебоксарах. Исаак Масса сообщал, что ногайцы и черемисы воевали под Чебоксарами и Свияжском против Шереметьева, как и мордва. В 1609 г. арзамасские мирзы Мустофины подошли к Казани. В том же году отряды Баюша Еникеева, Еналея Шугурова, Ивана Смеленева, которые состояли из мордвинов, чувашей, русских подошли к Свияжску. Они находились на стороне Лжедмитрия. В 1612 г. Баюш Разгильдеев разбил отряды крымцев в битве при Чукалы. В 1614 г. мордвины нанесли поражение у Алатыря ногайцам Иштерека. В Рязанском ополчении были мордвины, чуваши, марийцы. В Нижегородском ополчении также были мордвины. В ряде вышеуказаных европейских источников отмечалось, что мордвины были беспокойными подданными русски и восставали во время Смуты и восстания Степана Разина. При этом вместе с ними на борьбу поднимались марийцы и чуваши. Мордвины оказывали сопротивление вторгавшимся с юга ногайцам и крымцам.