Мордва и венгры что общего
Финно-угорские народы
История этих народов ничуть не менее древняя и местами даже ещё более трагичная, нежели история самих славян – происхождение и тех, и других до сих пор является предметом научных диспутов, и порой самых жарких; как и славяне, финно-угорские народы составляли когда-то единое целое и были монолитом, то есть до поры до времени сохраняли некое единство и даже, гипотетически, говорили на одном прафинно-угорском, а до того прауральском языке, а прежним местом их расселения были земли в Западном Предуралье, собственно Средний Урал и некоторые области Волжско-Камского бассейна.
Классификация народов и их численность
Народы финно-угорской этноязыковой общности традиционно принято делить на финнов и угров.
Отечественные специалисты-этнографы доводят их общую нынешнюю численность до 26,5 млн человек, проживающих в странах Старого и Нового Света, по обе стороны Атлантического океана, включая сюда, вполне естественно, Россию, США и даже Канаду.
Наиболее многочисленными из них на сегодня являются государствообразующие венгры или мадьяры, а их около 15 млн человек, которые к тому же сами делятся на разные субэтнические группы, включая сюда экзотических мадьярабов, а к числу малых или, точнее, самых малочисленных финно-угорских народов относятся, судя по всему, манси и вепсы – их 12,5 тысяч и 6,4 тысяч человек соответственно.
Финно-пермская группа
Прибалтийско-финская подгруппа
Пермская подгруппа
Волжско-финская подгруппа
Саамская подгруппа
– состоит исключительно из
Угорская группа
Обская подгруппа
– включает два малых народа:
Дунайская подгруппа
– состоит из нескольких разных по величине субэтносов венгров (мадьяр или угров):
Финно-угорские народы на территории России
Ещё в раннем Средневековье Новгород Великий, точнее, словены новгородские наладили устойчивые торговые связи с соседями емью, сумью и лопарями-саамами, летописной лопью, когда между участниками существовал натуральный обмен продуктами охоты, рыболовства и бортничества, а уже в первой половине XIII века новгородцы-ушкуйники не только ходили походами в Скандинавию и на Кольский полуостров, но и, по всей видимости, подчинили внутренние области второго своей власти – об этом, в частности, косвенно свидетельствуют переговоры 1251 года между норвежским конунгом Хаконом Старым и русским князем Александром Невским об установлении северных границ владений Норвегии в Лапландии (Финмарк).
Войдя в тесное соприкосновение с племенами, населявшими тогда Финляндию, новгородцы частично их ассимилировали, большей же частью просто вытеснили их дальше на запад и северо-запад.
С падением в 1478 году новгородской вольницы и подчинением Новгорода Москва постепенно потеряла его прежние завоевания в восточной Финляндии, которые, впрочем, удалось частично вернуть уже при Грозном Царе, а затем, ещё полтора столетия с небольшим спустя, при Петре Великом, а после при Елизавете Петровне – когда Старая Финляндия оказалась в составе Российской Империи, а в 1809 году при Александре Благословенном вообще вся нынешняя Финляндия стала в одночасье русской землёй.
Немногим раньше началась русская колонизация мордовских земель к юго-востоку и востоку от Нижнего Новгорода или Новгорода на Низу, основанного в 1221 году великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем у слияния двух великих русских рек Волги и Оки больше в качестве перевалочной базы при продвижении русских в глубь означенных земель, для покорения мордвы, находившейся тогда в вассальной зависимости от Волжско-Камской Булгарии.
Дело кончилось полным покорением туземцев, установлением в XVI – XVII столетиях новых засечных черт по линии Темников – Алатырь и Инсар – Шишкеев – Саранск и основанием крепостей, которые со временем «эволюционировали» в города, центры ремёсел и торговли.
XVIII век в истории мордвы и черемис (равно горных и луговых) был ознаменован тотальной христианизацией этих народов, зачастую насильственной, что приводило к восстаниям вроде вялотекущего Терюшевского восстания 1743 –1745 годов.
Но не до того, ни в дальнейшем ни одно из финно-угорских племён не играло сколь-нибудь заметной или активной роли в русской или европейской истории, за исключением, до некоторой степени, тех же венгров.
По данным 2002 года в Российской Федерации общая численность финно-угров доходила до 2,6 млн человек.
А перепись населения 2010 года показала, что из финно-угорских народов, проживающих на территории нашей страны, больше всего мордвы двух субэтносов – мокша и эрзя, 744 237 человек (не очень понятно, правда, включены ли в это число эрзяне-шокша и «отатарившиеся» мокшане-каратаи), а меньше всего представителей народностей ижора – 226 человек, и водь – этих всего 64 человека.
А наибольшее их число пришлось на «застойный» 1970 год, когда в Советском Союзе проживали 4,3 млн представителей финно-угорских народов.
Кстати, ещё один древний мордовский субэтнос, терюхане, предположительно из эрзян, некогда жившие в Терюшевской волости Нижегородского уезда ныне считается исчезнувшим, в течение XX столетия полностью ассимилировавшимся с русскими, как некогда полностью ассимилировались с русскими мурома, весь и меря, в той или иной степени оказав тем самым влияние на их расовые признаки.
Внешность финно-угорских народов
Во внешнем облике представителей финно-угорских народов одинаково сочетаются европеоидные, узкое лицо, светлые волосы и другое, и монголоидные, широкое лицо, тёмные волосы и так далее, черты.
В особенности это хорошо видно на примере двух соседних народов мордвы мокша и эрзя: первые – низкорослые, и для них в большей степени характерны широкие скулы и те же тёмные волосы, в то же время вторые – «истинные арийцы»: они высокорослы, у них заметно более узкие лица, светлые волосы и голубые глаза.
А вышеупомянутые удмурты (они же вотяки) и черемисы, то бишь нынешние мари или, официально, марийцы, эти «последние язычники Европы», зачастую являются обладателями явно монголоидных черт: пресловутой «монгольской складки» верхнего века у внутреннего угла глаза, то есть эпикантуса, широких «морд лица», у мужчин покрытых жиденькой растительностью. Более того, язык тех же мари считается самым «тюркизированным» из всех финно-угорских языков.
Кстати, упомянутую «монгольскую складку» можно также рассмотреть у некоторых представителей води, той же ижоры, современных карел или эстонцев.
Религия
Считается, что гипотетические предки нынешних финно-угров прауральцы исповедовали анимизм – веру в духов и одушевлённость всего сущего.
Понятно, что теперь большая (ударение на первом слоге) часть финно-угров в России придерживается Православия, однако, в некоторых местностях удмурты и марийцы до сих пор сохраняют прародительский анимизм, а родственные им в языковом плане самодийцы или самоеды Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края в большинстве своём традиционно остаются приверженцами шаманизма.
Нынешние финны и саамы – лютеране и православные, в Эстонии также преобладает лютеранство, венгры в большинстве своём католики и так далее.
Языки
По языковому признаку финно-угров исторически делят на четыре основные группы:
В настоящее время также существует несколько иное деление финно-угорских народов по языковому признаку, предусматривающее существование пяти групп, где в качестве пятой (она же вторая) присутствует лопарская или саамская группа с включением в неё народов, в том числе тех же лопарей, издревле населяющих Кольский полуостров.
Исчезнувшие финно-угорские племена
Как уже говорилось выше, полностью исчезли ассимилировавшись с завоевавшими их русскими и татарами обитавшие в Волжско-Окском междуречье меря – древний финно-угорский народ, имевший когда-то серьёзные торгово-экономические связи с Ближним Востоком, о чём, в частности, свидетельствует клад с серебряными дирхемами VIII – IX века, найденными при закладке фундамента Храма Христа Спасителя в Москве; ту же судьбу разделили с меря не менее древние мурома, некогда населявшие бассейн Оки и мещера, также жившие по среднему течению Оки.
Здесь же следует помянуть и чудь, проживавшую по берегам Онеги и Северной Двины и также растворившихся во Времени весь, ареалом обитания которых, согласно трудам некоторых арабских географов и историков Средневековья, были территории к северу от Волжско-Камской Булгарии.
От кого произошла мордва?
Мордва древнее славян
Мордовское языческое капище божества Пурьгинепаза
Несмотря на то, что мордва-небольшой народ, который не гремел на исторической арене последние тысячу лет, их история более древняя, чем у славян.
Впервые мордва упоминается у готского историка Иордана, в перечислении завоеванных народов империи Германариха, вместе с другим финно-угорским народом «меря», дословно Merens и Mordens
Традиционные ритуалы мордвы
Откуда произошла мордва?
Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника
Атланто-балтийский тип (сверху)
Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский.
Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.
Мордовский воин спасает свою невесту от обских угров
Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.
В домонгольской Руси записаны случаи военных конфликтов и не всегда успех был на стороне русичей, а уже войско Батыя пополнил вождь эрзя Пуреш, который прошел с ним до Германии, о чем остались многочисленные свидетельства, однако там Пуреш взбунтовался и решил покинуть войско монгол.
Те сделали вид, что отпускают его, как выполнявшего достойно свой долг, но затем они догнали эрзян и истребили их всех.
После занятия этих земель Россией, мордву стали насильно крестить, что до 20 века приводило к массовым восстаниям, которые подавлялись исключительно жестоко.
Периодические кровавые чистки мордвы приводили к тому, что они расселялись подальше от своих территорий и ассимилировались с русскими.
Новое в блогах
Фино-угры
Рассматривая географическую карту России, можно заметить, что в бассейнах Средней Волги и Камы распространены названия рек, оканчивающиеся на «ва» и «га»: Сосьва, Изьва, Кокшага, Ветлуга и т. д. В тех местах живут финно-угры, и в переводе с их языков «ва» и «га» означают «река», «влага», «мокрое место», «вода». Однако финно-угорские топонимы<1> встречаются не только там, где эти народы составляют значительную часть населения, образуют республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно шире: он охватывает европейский север России и часть центральных областей. Примеров можно привести немало: старинные русские города Кострома и Муром; реки Яхрома, Икша в Московской области; деревня Веркола в Архангельской и т. д.
Некоторые исследователи считают финно-угорскими по происхождению даже такие привычные нам слова, как «Москва» и «Рязань». Как полагают учёные, в этих местах когда-то жили финно-угорские племена, и ныне память о них хранят древние названия.
КТО ТАКИЕ ФИННО-УГРЫ
Ещё этнографы XIX в. отмечали необычайно высокий уровень национального самосознания марийцев. Они упорно сопротивлялись присоединению к России и крещению, и до 1917 г. власти запрещали им жить в городах и заниматься ремёслами и торговлей.
<2>Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев писал, что удмурты (прежде их называли вотяками) молитвы свои совершают «при каком-либо хорошем дереве, однако не при сосне и ели, которые листа, ни плода не имеют, а осину почитают за проклятое дерево. «.
ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ
РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ
В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.
Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: «Предки наши, бывшая мордва», искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.
Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-«ши-шечку», широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли «пензенский мужичок», теперь воспринимается как типично русский.
Автор статьи: Л.Минц.
ДРЕВНЯЯ ОДЕЖДА В О Д И И И Ж О Р Ц Е В
В древности водские женшины брили голову.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Х А Н Т О В И М А Н С И
Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.
Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.
Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.
Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колец. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
КАК ОДЕВАЛИСЬ М А Р И Й Ц Ы
Женшины носили рубаху, кафтан, штаны, головной убор и лыковые лапти. Рубахи вышивали шёлком, шерстью, хлопчатобумажными нитками. Их носили с поясами, которые ткали из шерсти и шёлка, украшали бисером, кистями и металлическими цепочками. Один из видов головных уборов замужних мариек, похожий на колпак, назывался шымакш. Его шили из тонкого холста и надевали на берестяной каркас. Обязательной частью традиционного костюма мариек считались украшения из бисера, монет, оловянных бляшек.
Мужской костюм состоял из холшовой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана и лаптей. Рубаха была короче женской, её носили с узким пояском из шерсти и кожи. На голову надевали войлочные ШЛЯПЫ и шапки ИЗ ОВЧИНЫ.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
ЧТО ТАКОЕ ФИННО-УГОРСКОЕ ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО
Финно-угорские народы по образу жизни, вероисповеданию, историческим судьбам и даже внешнему виду отличаются друг от друга. Объединяют их в одну группу на основе родства языков. Однако языковая близость бывает разная. Славяне, к примеру, могут легко договориться, объясняясь каждый на своём наречии. А вот финно-угры не смогут так же просто объясниться с собратьями по языковой группе.
ИМЕНА ФИННО-УГРОВ
ВО ЧТО ВЕРЯТ ФИННО-УГРЫ
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГРОВ
Письменность многих финно-угорских языков России создана на основе кириллицы, с добавлением букв и надстрочных знаков, передающих особенности звучания. Карелы, литературный язык которых финский, пишут латинскими буквами.
Русские не славяне? И кто такие коми, удмурты, мордва, мари, ханты-манси и другие?
В х мы с вами рассмотрели историю происхождение предков финно-угорских народов. Прямые предки по прямой мужской линии сформировались на территории Южного Китая десятки тысяч лет назад. Затем они мигрировали на север, где с территории Южной Сибири и Монголии стали несколькими волнами проникать в Среднюю Азию и Восточную Европу.
Другая ветвь предков сформировалась в Средней Азии. Это были арии — индоевропейцы. А в Европе жили люди, гаплогруппа которых является местной, автохтонной. Впервые монголоидные предки финно-угоров и арии встретились около Аральского моря около шести-трёх тысяч лет до нашей эры, откуда мигрировали в Восточную и Северную Европу, где стали ассимилировать местное население. Сюда же прибывали всё новые и новые более многочисленные волны монголоидов. Это культура Ямочно-гребенчатой керамики пятого-четвёртого тысячелетия до нашей эры.
Смешавшись вместе, они сформировали Культуру сетчатой керамики второго-первого тысячелетия до нашей эры, которая разделилась на локальные местные культуры. Далее происходит процесс формирования отдельных финно-угорских народов.
На севере из формируются саамы – жители Лапландии. На востоке Балтийского моря из Культуры сетчатой керамики при воздействии Асбестовой в первом тысячелетии формируются племена сумь и емь, которые станут финнами, а так же карелы, которые жили в Карелии. От них отколется ижора, которые жили на территории Ленинградской области.
На территории Эстонии и Северной Латвии в первом тысячелетии нашей эры развивается Культура каменных могильников, которая является потомком как Ямочно-гребенчатой археологической культуры, так и Культуры боевых топоров. Кроме того, на формирование Культура каменных могильников повлияли потомки Боевых топоров индоевропейская Культура полей погребальных урн. Из этих племён сформируются эсты. Современные эстонцы прямые потомки тех людей.
Сегодня мы подробно разберём происхождение восточных финно-угров.
В Сибири и Зауралье из Ямочно-гребенчатой археологической культуры при смешивании с местным автохтонным населением формируются археологические культуры, которые были распространены по территории современных Томской, Тюменской областей, а так же Ханты-мансийского и Ямало-ненецкого автономных округов.
Взаимодействуя друг с другом и сменяя одна другую, Культуры Сибири (Алтымская, Тазовская, Белоярская, Кулайская, Саргатская) в период с 1250 г. до н.э. по 500 г. н.э. разовьются и дадут начало самодийским народам – ненцам, а так-же уграм. Угры со временем разделяться на северных и южных. Северные уйдут в тайгу и тундру и станут хантами и манси. Южные степные угры мигрируют в первом тысячелетии нашей эры за Карпаты и смешавшись со славянами, аварами, гуннами, и местными карпатскими народами, станут венграми. Не все знают, что современные венгры родом с Южного Урала и Западной Сибири, а ближайшие их родственники это ханты и манси.
В Поволжье, на Каме и севере России тем временем живёт наибольшее число финно-угров. На рубеже эр в конце первого тысячелетия до нашей эры и начале первого тысячелетия нашей эры Культура сетчатой керамики разделяется на несколько культур, жители которой являются её потомками. Так в Центральной России с 800 г. до н. э. по 500 г. н. э существует Дьяковская археологическая культура. Для своего времени она была очень развита. Дьяковцы занимались земледелием строили селища и городища и были достаточно многочисленным народом. Но к середине первого тысячелетия эта культура приходит в упадок и её территория постепенно заселяется более активными мигрантами. Этими мигрантами были славяне, которые продвигались сюда с территории Польши, Западной и Южной Украины и берегов Дуная.
Дьяковская культура распадается. Те кто уходят на север становятся племенем весь. Их потомки современные вепсы, живущие на юге Карелии и востоке Ленинградской области. Те кто ушёл восточнее к Волге станут предками- племени меря, что жили на территории современных Ярославской области и округи. Племя меря было достаточно развитым. Строило города. Их столицей было Сарское городище вблизи Ростова Великого. Затем центром мерянских земель стал сам Ростов.
Древнерусский народ постепенно проникал в эти земли и в 9-10 веках русские и меря жили вместе. Русские были православными, а меря язычниками. Но те меряне, кто принимал православие, автоматически признавались русскими. А значит их дети по имени и культуре были русскими, но этнически – потомками меря. Таким образом к 12му веку это племя исчезает полностью ассимилировавшись. И коренные жители нынешней ярославской области отчасти являются потомками не только славян, но и меря. Это подтверждает и генетика. Так как у северных русских огромный процент, а в некоторых районах и доминирует гаплогруппа N1. В ярославской области в меньшей степени. Отчасти это, возможно, связано с тем что у самих меря были смешанные гены, как «N1», так и «R1a», которая является основной для русских. Мы же помним смешивание предков финно-угров и ариев ещё со времён Ямочно-гребенчатой культуры.
В Среднем Поволжье в это же время развивается Городецкая культура. Она так же испытала на себе славянскую колонизацию. Но основная масса городецких жителей просуществовала до летописных времён. Потомками этой культуры являются летописные мурома и мещера. Мурома жили на территории современный Владимирской области и её округи. Мещера же жили на территории Рязанской и соседних областей. Эти племена будут ассимилированы славянами уже в историческую эпоху с 9 по 12 века, также как и меря. Коренные владимирцы и рязанцы являются в том числе потомками муромы и мещеры соответственно. У русских центральной России до 16 % финно-угорских генов и только 47 % R1a, при небольшой примеси также индоевропейской западноевропейской R1b.
Таким образом, мы можем сделать смелый вывод, что русские (великороссы) Центральной России, которую мы считаем исконной Россией являются не только славянами, но и немного финно-уграми. А, также потомками ещё одного народа, но об этом в другой раз. Значит, летописные меря, мурома и мещера не исчезли бесследно, но как и вятичи и кривичи стали русскими. Конечно, основные предки русских это славяне. Но, чем севернее и восточнее, тем у русских всё больше финно-угорской крови. И это абсолютно исторически логично. Почему, то некоторым русским стыдно признавать наши финно-угорские корни. Некоторые горячие головы одной соседней страны, пытаясь представить своё превосходство над нами, объявляя нас потомками финно-угров, а себя потомками ариев. Якобы это нас унижает. А чем это нас унижает то?
Севернее ближе к Каме в первом тысячелетии до н. э. формируется ещё один потомок Культуры сетчатой керамики – Ананьинская культура. Она вобрала в себя потомков Приказанской культуры. В Прикамье из неё сформируется Гляденовская, а ближе к Вятке Пьяноборская, которая к середине первого тысячелетия нашей эры разделится на Азелинскую в Кировской области и Мазунинскую в среднем Прикамье и по реке Белая.
Не все племена городецкой культуры были ассимилированы русскими. Часть из них, не желая принимать православие переселилась на восток и смешавшись с азелинцами сформировала марийцев, которые сохранились до наших дней и имеют свою государственность в республике Марий-Эл. Это прямые потомки Городецкой и Азелинской культур. Больше того, ряд исследователей проводят параллели между мари и меря, указывая, что часть меря могла либо влиться в марийцев, либо быть их ближайшими родственниками. Это даёт повод сказать, что летописные меряне не исчезли, а продолжаются в марийцах.
Другая часть городецких племён распространилась по территории Пензенской области, части Тамбовской и Мордовии. Это племена эрзя и мокша, что составляют население Республики Мордовия и также являются прямыми потомками Городецкой культуры.
Из Мазунинской культуры Прикамья формируются, так называемые пермяне. Затем, часть из них, что жила южнее становится удмуртами. Другая половина – северная, смешавшись с представителями Гляденовской культуры, станет коми. Это коми-пермяки и коми-зыряне, что живут в Коми-Пермяцком округе Пермского края и республике Коми.
Несмотря на то, что ареал расселения финно-угорских народов заметно сократился, в связи со славянской колонизацией, большая часть этих народов продолжает существовать и имеет свою государственность в составе России. А финны, венгры и эстонцы имеют свои независимые государства.
Ранее финно-угры занимали территории от Балтийского моря до Западной Сибири. Жители центральной и северной России не исчезли бесследно. Они продолжаются в русских, вепсах, мордве, марийцах и так далее. Ведь жители северной России, которые считают себя славянами и русскими, как минимум на треть, а то и наполовину являются потомками местного финно-угорского населения, что видно из генофонда. Во всяком случае, у русских севера процент финно-угорской «N1c» выше чем арийской «R1a».
И родство с финно-уграми не должно ни каплю унижать нас, как это некоторые хотят представить. Наши предки жили вместе и смешивались с давних времён. Ведь финно-угры сами произошли в том числе и от ариев – прямых предков русских.
Очень трудно найти данные, которые бы совпадали друг с другом из разных источников. Я собрал, насколько это возможно, приблизительно похожие друг на друга подборки генофонда и составил таблицу. Таким образом самые чистокровные финно-угры, потомки переселенцев с юга Азии и Южной Сибири это ненцы – 95% N1c. Поволжские же и камские народы мало чем отличаются по генетике от русских севера. Заметим, что у финно-угорских генов бо́льшая чем у русских примесь западноевропейской R1b, так же как и гены башкир.
Можно смело сказать, что русские и финно-угорские народы, за время долгого взаимодействия и взаимного обогащения генов и культур друг друга, стали настоящими родственниками. Ведь наши предки жили рядом и взаимодействовали ещё с четвёртого тысячелетия до нашей эры. И славянская колонизация в Центральную Россию, далеко не начало нашего взаимодействия. Сначала предки финно-угров и предки русских с разных сторон колонизировали Восточную Европу. Потом финно-угры полностью ассимилировали братьев предков русских. И только затем предки русских вновь заняли восточную Европу и стали ассимилировать финно-угорские народы. Мы сливались друг с другом довольно давно и этот процесс продолжается и сегодня. Значит русские и финно-угорские народы близкие родственники. По сути братья. И я считаю это замечательно.
Вообще, людям лучше искать, что их сближает и сотрудничать, нежели постоянно искать то, что их отличает и враждовать. Во втором случае нет никакой пользы, но в первом она очевидна