Мореход что это такое
Значение слова мореход
мореход в словаре кроссвордиста
мореход
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. В старину: мореплаватель, открыватель морских путей. Русские землепроходцы и мореходы.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. разг. Мореплаватель, моряк.
Примеры употребления слова мореход в литературе.
Герасим смотрел-смотрел, как Аверьян творит молитвы, и решил помолиться сам, считая, что, может быть, его слова, обращенные к покровителю мореходов, будут доходчивей.
Вступив на берег, капитан назвал остров Алексеевским, в честь русского морехода Алексея Химкова, прожившего на нем шесть лет.
Но пусть, о доблестный аравитянин, Не поколеблется твой гордый дух: Ты должен быть подобен мореходу, Который, мирно к берегу пристав, Взирает с болью, как ладья собрата По воле ветра бьется о скалы.
Через полчаса подобный катящейся снежной глыбе возок морехода выехал на Вологодский тракт, древнюю дорогу новгородских ушкуйников в земли чуди белоглазой, оставляя за собой последние черные избы столичной окраины на Охте.
Путешествие в Охотск, уход корабля в Америку и возвращение Шелихова в Иркутск показались Ивану Ларионовичу Голикову неопровержимым доводом в пользу примирения с мореходом и уступок ему в счет будущих беструдных прибытков от такого оборотистого и делового компаниона.
Магеллан нашел западный путь в Индию, который тщетно искали Колумб, Веспуччи, Кабот, Пинсон и другие мореходы.
Такая запродажа людей казалась мореходу обыкновенной торговой сделкой, а оговоренная гарантия придавала ей характер государственной поддержки и необходимой солидности.
Оттуда тотьменские мореходы и землепроходцы отправлялись на восток через студеные моря, добирались до берегов Америки.
Фигура и повадка морехода в пышном камзольном костюме белого атласа, в котором он представлялся Зубову, резко выделялась на фоне купеческих поддевок и темно-зеленых чиновничьих мундиров.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: morehod
Задом наперед читается как: дохером
Мореход состоит из 7 букв
Мореход
Активные темы форума
Доска объявлений
25.12.2021 19:15 Б Владимир Ростов-на-Дону | СРОЧНО. НА РЕЙС (ПОДРАБОТКУ) ТРЕБУЕТСЯ НА ВОЛГО-ДОН (ФЛАГ РФ, НЕ КАБОТАЖ) |
ПОСАДКА В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ 27-28 ДЕКАБРЯ
АНКЕТУ НАПРАВЛЯТЬ НА ЭЛ.ПОЧТУ office@rechmortrans.com
КОНТ. ТЕЛ 89885356110/863-3093249
25.12.2021 19:13 Б Владимир Ростов-на-Дону | СРОЧНО. ТРЕБУЮТСЯ НА СУХОГРУЗ (ВОЛГО-ДОН, ФЛАГ РФ, СРЕДИЗЕМКА-ЧЕРНОЕ МОРЯ, ПРЯМОЙ РАБОТОДАТЕЛЬ) |
ОФИЦИАЛЬНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО, КОНТРАКТ 4+1 (ВОЗМОЖНА ПОДРАБОТКА)
ПОСАДКА РОСТОВ-НА-ДОНУ 26-28 ДЕКАБРЯ
АНКЕТУ НАПРАВЛЯТЬ НА ЭЛ.ПОЧТУ office@rechmortrans.com
КОНТ. ТЕЛ 8-988-535-61-10/863-3093249
25.12.2021 15:45 Александр Астрахань marinetests.help@gmail.com | Обучаем и помогаем пройти тесты Marlins test, CES Seagull, ASK, STCW, ECDIS, SETS Plus, BSM, V. Ships и другие. |
Нужно срочно сдать тест? Обращайтесь!
— Большой опыт в прохождении и подготовке к морскому тестированию
— Гарантия прохождения на высокий%
— Конфиденциальность
— Следим за последним обновлением всех требований
— Сдача тестов под удаленным контролем
Если есть вопросы звоните, пишите проконсультируем и поможем +7(978)089-81-44
25.12.2021 15:18 Владимир Весь мир help@moretest.ru | Помощь в подготовке и сдаче любых тестов для моряков (на английском языке) на требуемый процент! |
Marlins
CES 6.0.8
Safebridge ECDIS Test
SEP test (для компании BSM)
Даже если тест сдается очно (в компании) — варианты помощи есть. Обращайтесь!
25.12.2021 15:14 Вячеслав Севастополь morozvs@yandex.ru | СПКМ ищу работу, морской диплом без ограничений по тоннажу с ВВП +79781016597, +79188577163 |
25.12.2021 13:07 Владимир Весь мир vladimir_filippov1990@mail.ru | Морской английский язык по Skype и Zoom! |
Подготовка к собеседованию на английском!
25.12.2021 13:05 ktship Tallinn ktship@ktship.ee | Chief Engineer Gross tonnage: 9940t DWT 13760t, 2 cranes Engine type MAN 7L58/64 9730kW Type of ship: container Year of build: 2007 Flag: Liberia Joining time: ASAP Wages: 8300-8800 USD Contract: 4+-1 months |
Chief Engineer
Gross tonnage: 7464t
DWT 8124t
Engine type MAK 8M43C 7200kW
Type of ship: container
Year of build: 2008
Flag: Liberia
Joining time: ASAP
Wages: 8300-8800 USD
Contract: 4+-1 months
Chief Engineer
Gross tonnage: 23930t
DWT 32241t, 4 cranes
Engine type Sulzer 7RT-flex50 11620kW
Type of ship: heavy lift
Year of build: 2014
Flag: Liberia
Joining time: ASAP
Wages: 8300-8800 USD
Contract: 4+-1 months
25.12.2021 13:04 ktship Tallinn ktship@ktship.ee | Second Engineer Gross tonnage: 13059t DWT 15356t, 1100 TEU Engine type MAN B&W 6S50ME-C9 10680kW Type of ship: container Year of build: 2019 Flag: Portugal Joining time: beg of January Wages: 6500-7100 USD Contract: 4+-1 months |
Chief Engineer
Gross tonnage: 23456t
DWT 34403t, 4 cranes
Engine type MAN B&W 5S50MC-C 7900kW
Type of ship: bulk carrier
Year of build: 2010
Flag: Malta
Joining time: ASAP
Wages: 8300-8800 USD
Contract: 4+-1 months
Second Engineer
Gross tonnage: 19104t
DWT 27674t, 3 cranes
Engine type WARTSILA 5RT-flex50D-TII 5195kW
Type of ship: bulk carrier
Year of build: 2016
Flag: Liberia
Joining time: ASAP
Wages: 6500-7100 USD
Contract: 4+-1 months
25.12.2021 13:04 ktship Tallinn ktship@ktship.ee | Chief Engineer Gross tonnage: 23930t DWT 32312t, 4 cranes Engine type SULZER WARTSILA 7RT-Flex50 11620kW Type of ship: heavy lift Year of build: 2010 Flag: Liberia Joining time: ASAP Wages: 8300-8800 USD Contract: 4+-1 months |
Chief Engineer
Gross tonnage: 19128t
DWT 25733t, 3 cranes
Engine type MAN B&W 6S40ME-B9 9259kW
Type of ship: general cargo/heavy lift
Year of build: 2010
Flag: Cyprus
Joining time: ASAP
Wages: 8300-8800 USD
Contract: 4+-1 months
Second Engineer
Gross tonnage: 14053t
DWT 18762t, 2 cranes
Engine type S.WARSILA 6RTA84C 8730kW
Type of ship: heavy lift
Year of build: 2011
Flag: Singapore
Joining time: ASAP
Wages: 6500-7100 USD
Contract: 4+-1 months
25.12.2021 12:38 Владимир Весь мир vladimir_filippov1990@mail.ru | Прохождение тестов CES, MARLINS, SETS, DELTA, FURUNI! |
25.12.2021 11:40 maksim Astrakhan sheldon27@bk.ru | Ищу работу в должности моториста. В Старт. Все документы готовы. Прививка COVID 89996014014 |
25.12.2021 11:16 Река-Море Ростов-на-Дону crewing@riversea.ru | ❗. СРОЧНАЯ ПОСАДКА. ❗⚓ |
📌 СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА
🚢 НА СУХОГРУЗ «РМ-3»
— график работы 3+1
— район работы ВВП (сейчас район Крыма)
✅ Прямой работодатель;
✅ Официальное трудоустройство;
✅ Своевременная выплата заработной платы;
✅ Карьерный рост
По всем вопросам:
📲 Тел.: 8-903-439-14-29 Маргарита
📩 Анкеты на адрес: crewing@riversea.ru
25.12.2021 11:11 Река-Море Ростов-на-Дону crewing@riversea.ru | ❗. СРОЧНАЯ ПОСАДКА. ❗⚓ |
🚢 НА СУХОГРУЗ «РМ-3»
— график работы 3+1
— район работы ВВП (сейчас район Крыма)
✅ Прямой работодатель;
✅ Официальное трудоустройство;
✅ Своевременная выплата заработной платы;
✅ Карьерный рост
По всем вопросам:
📲 Тел.: 8-903-439-14-29 Маргарита
📩 Анкеты на адрес: crewing@riversea.ru
25.12.2021 11:11 Река-Море Ростов-на-Дону crewing@riversea.ru | ❗. СРОЧНАЯ ТРЕБУЕТСЯ. ❗⚓ НА РЕМОНТ СУДНА в г. Ростове-на-Дону (можно без полного пакета документов, пока судно в ремонте) 📌 ЭЛЕКТРОМЕХАНИК 🚢 Речной буксир «Капитан Шлыгин» — Ремонт в заводе — Рабочий день с 8.00-17.00 ч — Можно проживать на судне, можно уходить домой |
✅ Прямой работодатель;
✅ Официальное трудоустройство;
✅ Своевременная выплата заработной платы;
✅ Карьерный рост
✅ Оплачиваемый проезд
По всем вопросам:
📲 Тел.: 8-903-439-14-29 Маргарита
📩 Анкеты на адрес: crewing@riversea.ru
25.12.2021 11:10 Река-Море Ростов-на-Дону crewing@riversea.ru | . СРОЧНАЯ ПОСАДКА. |
В СУДОХОДНУЮ КОМПАНИЮ «РЕКА-МОРЕ»
на МОРСКОЙ БУКСИР «Гермес» (график 2 мес-2мес)
НА РЕМОНТ в г. Ростове-на-Дону речной буксир «БТП-611»
Прямой работодатель;
Официальное трудоустройство;
Своевременная выплата заработной платы;
Карьерный рост.
По всем вопросам:
Тел.: 8-903-439-14-29 Маргарита
Анкеты на адрес: crewing@riversea.ru
25.12.2021 11:10 Река-Море Ростов-на-Дону crewing@riversea.ru | !В СУДОХОДНУЮ КОМПАНИЮ «РЕКА-МОРЕ» ❗⚓ Требуется 📌 СТАРШИЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА 🚢 На СУХОГРУЗ «Эльга-1» — график работы 3+1 мес — район работы в основном загран |
✅ Прямой работодатель;
✅ Официальное трудоустройство;
✅ Своевременная выплата заработной платы;
✅ Карьерный рост
✅ Оплачиваемый проезд
Мореход
Мореход — это свободный обмен мнениями на самые острые профессиональные и политические темы.
Мореход — это база знаний для начинающих и глубокий обмен опытом ветеранов флота. Он объединяет моряков из России, Украины, Прибалтики и Европы.
На сайте собраны полезные материалы, которые помогут моряку найти работу в море, а также информацию о будущем судне или о будущем судовладельце. Для этого созданы каталоги крюингов и каталоги морских ссылок.
Обсуждения на форуме
Первое голландское речное судно с нулевым уровнем выбросов
Первое голландское речное судно с нулевым уровнем выбросов начало свою работу.
Cудно Alphenaar ходит во внутренних водах Нидерландов и перевозит пиво для компании Heineken, первого конечного потребителя ZES.
Сокращение масштабов пиратства в Индийском океане
Последующие обновления в районе высокого риска отражали меняющийся характер угроз в регионе, включая успешное пресечение действий сомалийских пиратов. Сомалийские пиратские группировки не атаковали торговые суда с 2017 года.
Первое судно «Carnival Cruise Line», работающее на топливе СПГ
Первое судно «Carnival Cruise Line», работающее на топливе СПГ, отправилось в свое первое путешествие.
Новейшее судно «Carnival Cruise Line» совсем недавно покинуло порт Канаверал, штат Флорида. Компания рада сообщить, что возобновила круизные рейсы после длительного перерыва в связи с COVID-19.
Президент компании «Carnival» Кристин Даффи присутствовала на церемонии, посвященной теме «Назад к веселью», чтобы приветствовать гостей на борту новенького судна. «Так приятно иметь возможность помогать местному сообществу, обеспечивая столь необходимые рабочие места и стимулируя развитие экономики».- говорит Даффи.
Продвижение экологически чистых силовых установок для судов
Департамент NSB Newbuilding разработал концепцию контейнеровоза, полностью работающего на сжиженном природном газе для более экологичного способа заправки судов.
Работающий на двух видах топлива, современный, 2-тактный главный двигатель с системой рекуперации отработанного тепла и аккумуляторной системой для снижения пиковой нагрузки в сочетании с подключением берегового электропитания – это значительный шаг в экологически чистое будущее.
С платформой С Teleport все возможно!
Изменение и отмена рейсов за секунды без необходимости звонить или писать по электронной почте? С платформой «С Teleport» это возможно!
Компания «C Teleport» стремится расширить возможности людей с помощью гибкого онлайн-управления поездками, которое очень легко использовать. Платформа создана для морских и корпоративных путешествий, и позволяет своим пользователям бронировать, изменять и отменять рейсы всего за несколько кликов.
Амбициозная команда сотрудников «С Teleport» делает все возможное для улучшения и упрощения морских путешествий.
Мореход
Мореход — это свободный обмен мнениями на самые острые профессиональные и политические темы.
Мореход — это база знаний для начинающих и глубокий обмен опытом ветеранов флота. Он объединяет моряков из России, Украины, Прибалтики и Европы.
На сайте собраны полезные материалы, которые помогут моряку найти работу в море, а также информацию о будущем судне или о будущем судовладельце. Для этого созданы каталоги крюингов и каталоги морских ссылок.
Обсуждения на форуме
Первое голландское речное судно с нулевым уровнем выбросов
Первое голландское речное судно с нулевым уровнем выбросов начало свою работу.
Cудно Alphenaar ходит во внутренних водах Нидерландов и перевозит пиво для компании Heineken, первого конечного потребителя ZES.
Сокращение масштабов пиратства в Индийском океане
Последующие обновления в районе высокого риска отражали меняющийся характер угроз в регионе, включая успешное пресечение действий сомалийских пиратов. Сомалийские пиратские группировки не атаковали торговые суда с 2017 года.
Первое судно «Carnival Cruise Line», работающее на топливе СПГ
Первое судно «Carnival Cruise Line», работающее на топливе СПГ, отправилось в свое первое путешествие.
Новейшее судно «Carnival Cruise Line» совсем недавно покинуло порт Канаверал, штат Флорида. Компания рада сообщить, что возобновила круизные рейсы после длительного перерыва в связи с COVID-19.
Президент компании «Carnival» Кристин Даффи присутствовала на церемонии, посвященной теме «Назад к веселью», чтобы приветствовать гостей на борту новенького судна. «Так приятно иметь возможность помогать местному сообществу, обеспечивая столь необходимые рабочие места и стимулируя развитие экономики».- говорит Даффи.
Продвижение экологически чистых силовых установок для судов
Департамент NSB Newbuilding разработал концепцию контейнеровоза, полностью работающего на сжиженном природном газе для более экологичного способа заправки судов.
Работающий на двух видах топлива, современный, 2-тактный главный двигатель с системой рекуперации отработанного тепла и аккумуляторной системой для снижения пиковой нагрузки в сочетании с подключением берегового электропитания – это значительный шаг в экологически чистое будущее.
С платформой С Teleport все возможно!
Изменение и отмена рейсов за секунды без необходимости звонить или писать по электронной почте? С платформой «С Teleport» это возможно!
Компания «C Teleport» стремится расширить возможности людей с помощью гибкого онлайн-управления поездками, которое очень легко использовать. Платформа создана для морских и корпоративных путешествий, и позволяет своим пользователям бронировать, изменять и отменять рейсы всего за несколько кликов.
Амбициозная команда сотрудников «С Teleport» делает все возможное для улучшения и упрощения морских путешествий.
Поморы: что нам известно о легендарных жителях северных берегов
В Архангельск из Москвы ходит фирменный поезд «Поморье». Если вы приедете на нем, то, еще не догуляв до Поморской улицы, окончательно убедитесь по вывескам и афишам, что прибыли в поморский край. «Поморочка» — это и хор ветеранов, и детский сад, и салон красоты, и незаметная подвальная парикмахерская. «Поморский» — звездный отель и скромный хостел, а в ресторане «Трескоед» вам объяснят, что трескоедами издавна зовут поморов.
Остается понять, кто же это такие — поморы?
Загадка поморов
Так кто же такие поморы? С 90-х годов прошлого века возникли две противоположные точки зрения, постоянно рождающие жаркие споры. Согласно первой, поморы — древний народ, потомки свободных новгородцев, издавна живущий на берегах Белого моря. Свое государство этот народ создать не успел, потому что Москва сначала покорила Великий Новгород, а затем и Поморье. Несмотря на это, поморы все равно сохранили свой свободолюбивый характер и бытовые обычаи, делающие их непохожими на жителей других регионов России. Поморье, в отличие от остальной страны, не знало монголо-татарского ига и крепостного права, поэтому менталитет его жителей всегда отличался гордостью и независимостью.
По мнению сторонников теории «поморы — отдельный народ», обитатели беломорского побережья были грамотны поголовно. Язык, на котором они общались, называется «помóрьска говóря». Существуют поморско-русские словари и даже литература на «говóри», правда, не дошедшая из глубины веков, а появившаяся за последние двадцать лет. Кроме своего языка, поморы всегда отличались особой честностью: на Севере дома не запирали, никто ни у кого не воровал. Также поморы — уникальные мореходы, их ладьи-кочи, по мнению сторонников теории, предназначены для плавания среди полярных льдов лучше, чем современные ледоколы. Поморы ходили по Ледовитому океану задолго до европейских первооткрывателей, а поморские рукописные лоции заменяли им карты.
Но, согласно этой теории, вольный поморский народ испытывал притеснения. Петр I запретил кочи и заставил поморов строить шняки по голландскому образцу. Несмотря на это, поморы и на кочах, и на шняках плавали в Европу, доходя до Англии, а с Норвегией торговали, как с заречной слободой. Благодаря этим контактам, по своему менталитету поморы ближе к жителям Скандинавии, чем к остальной России. И их следует считать отдельным этносом, а вовсе не частью русского народа.
Понятно, что эти представления сильно гиперболизированы, остро полемичны, их носители практикуют избирательный подход к огромному массиву исторических данных, то есть обращают внимание лишь на то, что говорит в пользу их концепции. К тому же не отделяют твердо установленные факты от гипотез и догадок, тем самым превращая поморское прошлое в подобие фэнтези. Впрочем, не стоит стричь всех под одну гребенку: сторонники «поморского возрождения» бывают разными, не все они мыслят столь прямолинейно и категорично.
Сколько всего поморов?
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, поморами назвали себя 6571 человек. По данным Всероссийской переписи 2010 года — 3113 человек. Перепись 2020 года перенесена на 2021 год.
Существует и противоположная точка зрения, тоже пристрастная и упрощенная. Согласно ей, поморами, а на самом деле — поморцами, назывались только жители берега Белого моря, от города Кеми до города Онеги. В древних летописях поморы не упоминаются. Поморье никто не завоевывал, оно мирно вошло в состав большой России. Архангельск был изначально государевым городом, а не столицей самостоятельного княжества и не имел никаких вечевых прав.
Также критике подвергаются и, к примеру, сведения о всеобщей грамотности: ведь жители Русского Севера старались запоминать наизусть былины и сказы, потому что не могли их записать. Преувеличены, по мнению сторонников критической теории, и уникальные свойства поморских кораблей. Кочи и шняки, согласно их доводам, были тяжелы, неуклюжи, под парусом могли ходить только при попутном ветре. Нельзя и утверждать, будто поморы были замечательными рыбаками: они не могли обеспечить выловленной рыбой свое побережье и выменивали треску у норвежцев за ржаную муку.
Понятно, что и к этим аргументам следует отнестись с осторожностью. Ведь каждый заостренный полемический взгляд — заведомо неполон и несправедлив. Действительно, никакого «поморского государства» или «покорения поморов» летописи не упоминают. Но и сказать, будто жители берегов Белого моря в своей повседневной жизни ничем не отличались от остальной России, невозможно.
Поморские промыслы
Главной особенностью поморов был не диалект или семейные обычаи, а их хозяйственные занятия. Разнообразие поморских промыслов поражает. От солеварения, рыболовства, охоты на морского зверя — до добычи жемчуга!
Куда плавали поморы
История поморского мореходства содержит немало славных достижений и мифов. Определенно можно сказать одно: поморы ходили в полярных морях и посещали острова задолго до голландских и английских мореплавателей. Но отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студеным, носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого.
Переход на Грумант по открытому морю требовал от поморов немало мужества. В остальном, подобно другим мореплавателям древности, они предпочитали ходить вблизи берегов. Огибали Кольский полуостров по пути в норвежские города. Ходили за мыс Воронов, в Карское море, достигали Новой Земли.
В эпоху паруса и весел морской путь не всегда был оптимален. Например, в город Мангазею на реке Таз — центр меховой торговли Западной Сибири вели два пути, или, как их называли «хода». Один огибал полуостров Ямал и был известен европейским мореплавателям. Второй, тайных ход — волок через основание полуострова, основанный на системе рек и озер, отличался надежностью и безопасностью. Рациональные поморы предпочитали несколько дней тащить корабли и товары по суше, чем играть в опасную игру с плавучими льдами.
Как поморы говорят?
Энтузиасты поморского возрождения считают, что поморы использовали особый язык — поморскую говóрю. Это утверждение трудно и подтвердить, и опровергнуть. Не существует ни летописей, ни литературных текстов, созданных на говóре.
Сейчас написаны несколько поморских словарей. Частично они содержат слова, встречающиеся и в других регионах России, но вышедшие из употребления в современном русском языке. В основном же это термины, связанные с морскими промыслами.
Вот несколько интересных поморских слов:
Поморы не у моря
В дореволюционной России поморцами называли не только жителей беломорских берегов, но и одно из основных направлений у староверов. «Раскольники поморцы, толку беспоповщины, или выговцы и выгорецкие, даниловцы. Поморщина ж. собират. раскольничий толк поморцев», — пишет Даль в «Толковом словаре».
Поморцы-староверы, в отличие от других отрицателей реформ Патриарха Никона, не принимали беглых священников. Церковные обряды — крещение, венчание, отпевание проводили грамотные миряне. Старообрядцы поморского толка могли жить и в Москве, и Санкт-Петербурге, и в Риге или Вильно, но безопасней всего чувствовали себя на Русском Севере.
Из этого не следует, что жители Поморья поголовно были староверами. На Русском Севере существовали священнические династии, на берегах Пинеги родился будущий святой Иоанн Кронштадтский. Писатель Борис Шергин вспоминает, как долго выбирал между древней верой и современным Православием и в итоге предпочел Русскую Православную Церковь.
Сейчас в России и остальном мире церковное общество христиан-поморцев насчитывает около 500 приходов и 400 тысяч прихожан.
Как поморы воевали
Найти в истории какие-то доказательства завоевания поморов, в отличие от покорения Московским княжеством Великого Новгорода или Вятки, невозможно. Зато архивы сохранили немало свидетельств, как крестьяне Русского Севера при нападении врагов не только защищали свои селения, но и проявляли дипломатическую смекалку.
В знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» шведы безуспешно домогались Кемской волости. В реальной истории они тоже не смогли ее завоевать, поэтому периодически грабили.
В 1590 году крупный шведский отряд разорил Кемскую волость: были сожжены посадские дома, промысловые суда, питейный и гостиный двор. Чтобы отстоять острог, староста Вешняк Кузьмин одолжил восемь пушек у датчан, чьи корабли стояли возле Колы. Как писал в своей «грамате» к жителям Колы царь Федор Иоаннович, «А для осаднаго времени взяли они у Дацких Немец у торговых в долг четыре пушки, две пушки полковыя, ядра у них по три фунта, да две пушки скоростельныя, да четыре пищали больших и с зельем». Битва была удачной, шведы бежали, а их воевода Кавпий был взят в плен и отослан в Москву.
Вместе со знатным пленником было послано не победное донесение, а челобитная с просьбой о льготах. Царь Федор Иоаннович освободил кольских крестьян на три года от всех оброков и податей, на будущее же велел брать с них торговых пошлин только по три деньги с рубля (то есть 1,5%).
Куда ушел поморский быт
Среди определений, кто такие поморы, есть очень точная формулировка из Малой советской энциклопедии (1931 год): «Поморы, поморцы (от “поморье” — страна на берегу моря). Особый бытовой тип великороссов, живущих на берегах Северного, Полярного и Белого морей (большей частью потомки новгородских колонизаторов). Смелые мореходы, рыбаки, охотники».
Обратим внимание на слова «особый бытовой тип». Что это значит и что с этим бытовым типом случилось в прошлом веке?
1917 год стал бедой для зажиточного крестьянства и городского среднего класса во всей России. Новый формат государственного устройства оказался несовместим с привычным укладом жизни поморов. Первой драмой стал итог Гражданской войны на Русском Севере, когда многие жители Архангельска и губернии, не желавшие жить под властью большевиков, эвакуировались вслед за интервентами.
На первый взгляд с победой большевиков социальные отношения стали справедливыми: вместо «покрута» — работы на хозяина, добыча рыбы и зверя велась по принципу артели. Но уже скоро выяснилось, что монополия на торговлю в руках государства, а рыболовецкий колхоз сдает добычу по госцене. Альтернативы не существовало.
Одновременно граница оказалась на замке. В начале XX века поморы, как при императорах и царях, ходили по морю куда хотели, в том числе, и за рубежи Российского государства, посещали Норвегию, общались на руссенорске (торговый язык) или изучали норвежский.
Теперь не просто частная торговля с заграницей, но и визиты с любой целью по вековым маршрутам оказались преступлением. По наблюдениям современников, последний раз суда поморов пришли в Северную Норвегию в 1929 году, и это было символично. Началась коллективизация и уничтожение частного предпринимательства в городах. Совместить поморский быт с новой тоталитарной экономикой оказалось невозможным. Жители прибрежных деревень по-прежнему ходили в море, ловили рыбу, добывали морского зверя — будучи уже государственными работниками, а не вольными мореходами.
Сейчас земля поморов изменилась, но некоторые традиции остались. Архангельская область добывает около 20% рыбы Северного бассейна. Вместо кочей и шняк в новом городе — Северодвинске строят подводные атомные крейсера. Речной жемчуг ушел в историю, но в области находится единственная разработка алмазов в Европейской части России. Символично то, что первые мелкие алмазы были найдены у поселка Поморье. Регион перестал быть основными воротами в Европу, но стал воротами в космос после открытия космодрома Плесецк.
Столица Поморья изменилась до неузнаваемости. Вместо бесконечных пристаней, амбаров, открытого рыбного торга на берегу Северной Двины протянулась бетонная набережная с пляжем, современными сидениями и арт-объектами, напоминающими о старине. Гуляющая по ней молодежь гордится поморскими корнями, но скорее будет защищать тюленей и особенно бельков, чем выйдет в море охотиться на них.