Морфемы что это в русском языке 5 класс
Что такое морфема в русском языке?
Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова.
Узнаем, что такое морфема в русском языке, какие бывают морфемы в слове, что они обозначают и как их выделить.
Слово «морфема» является лингвистическим термином, истоки которого найдем в греческом языке.
Что такое морфема?
Греческое слово morphe буквально значит «форма». Это слово применительно к языку имеет также значение «образ», «вид». Каждое слово имеет такой грамматический вид, который создают составляющие его части, причем имеющие не только грамматическое, но и лексическое значение, например:
в составе слова «прилетели» укажем следующие значимые части:
Дадим точное определение, что такое морфема.
Виды морфем
В русском языке различают несколько видов морфем:
При морфемном разборе слов первый шаг — выделение окончания.
Окончание
Окончание является словоизменительной морфемой: оно имеется в составе только изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения, например:
Основа слова
Чтобы выделить в слове основу, следует отделить формообразующие морфемы (окончание, суффикс, постфикс).
Например:
Основа является постоянной частью слова во всех его формах в отличие от окончания. В зависимости от того, сколько корней имеется в морфемной структуре слова, основа бывает:
Например:
Непроизводную основу имеют нечленимые слова, состоящие только из корня и окончания или только из корня, например:
Производные основы образованы от других слов и состоят из корня, приставки, суффикса, постфикса:
Корень — главная морфема слова
В корне заключается лексическое значение однокоренных слов. Корень объединяет родственные слова в одну семью, например:
Аффиксальные морфемы
Различают два типа аффиксальных морфем (аффиксов): словообразующие и формообразующие.
Приставка
Словообразовательной морфемой является приставка, или по-латински префикс (praefixus — «прикрепленный впереди»). С помощью приставки можно образовать новые слова и выразить разные оттенки их значения, например:
В русском языке в составе слов выделяют исконно русские и иноязычные приставки.
Суффикс
Ряд суффиксов образуют формы слов, за что называются формообразующими, например:
В составе слов бывает один, два и даже три суффикса.
Суффиксы могут выражать субъективные оценки предметов, например:
Постфикс
Постфикс (лат. post — «после», fixus — «прикреплённый») — это служебная морфема, которая находится после всех других частей слова. Постфиксы как образуют новые слова, так и выражают грамматическое значение.
Например, постфиксы образуют новые слова:
Постфикс -ся образует возвратные формы глаголов:
При морфемном разборе таких слов формообразуюший постфикс -ся не входит в их основу. Но в составе ряда глаголов постфикс -ся выполняет словообразовательную роль, и тогда их основа является прерывистой, например:
Глагольный постфикс -те образует формы множественного числа повелительного наклонения глаголов:
Интерфиксы и соединительные гласные
Интерфиксы (лат. inter — «между», fixus — «прикреплённый») — структурные элементы слов, которые не выражают никаких значений, а выполняют только соединительную функцию между их частями. Интерфиксы и соединительные гласные находятся между корнями в составе сложных слов, например:
Видеоурок
Памятка по морфемике для 5 класса
(приставка, корень, суффикс, окончание)
Приставки : воз-, вос-, раз-, рас-, низ-, нис-, чрез-, чрес-, под-, от-, надо- и др.
Бел-изн-а, груз-чик-, чест-н-ость-
Дерз-к-ий, желт-оват-ый, ра-чёт-лив-ый
С-дел-а-л-, рис-ова-ть, смотр-е-ть-ся
По-прост-ому, с-верх-у, интерес-н-о
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАНИЙ У : Н.Ф.ГЛАГОЛА (ИНФИНИТИВА), НАРЕЧИЯ, ДЕЕПРИЧАСТИЯ,НЕСКЛОН.СУЩ., МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖ.СЛОВ, ПОТОМУ ЧТО
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ – ЭТО ОКОНЧАНИЕ, НЕ ВЫРАЖЕННОЕ ЗВУКАМИ.
Изменим форму слова, оно появится.
Ночь-(ноч-и), тень-(тен-и), рис-ова-л-(рис-ова-л-а), под-нос-(под-нос-у).
(приставка, корень, суффикс, окончание)
Приставки : воз-, вос-, раз-, рас-, низ-, нис-, чрез-, чрес-, под-, от-, надо- и др.
Бел-изн-а, груз-чик-, чест-н-ость-
Дерз-к-ий, желт-оват-ый, ра-чёт-лив-ый
С-дел-а-л-, рис-ова-ть, смотр-е-ть-ся
По-прост-ому, с-верх-у, интерес-н-о
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОКОНЧАНИЙ У : Н.Ф.ГЛАГОЛА (ИНФИНИТИВА), НАРЕЧИЯ, ДЕЕПРИЧАСТИЯ,НЕСКЛОН.СУЩ., МЕЖДОМЕТИЙ И ЗВУКОПОДРАЖ.СЛОВ, ПОТОМУ ЧТО
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ – ЭТО ОКОНЧАНИЕ, НЕ ВЫРАЖЕННОЕ ЗВУКАМИ.
Изменим форму слова, оно появится.
Ночь-(ноч-и), тень-(тен-и), рис-ова-л-(рис-ова-л-а), под-нос-(под-нос-у).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-142484
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Морфемы в русском языке.
Морфема (греч. morph – форма) – это наименьшая значимая неделимая часть слова.
Морфемы в русском языке классифицируются по роли в слове, по степени участия в словообразовании и по роли в функционировании слова. Раздел лингвистики, изучающий части и состав слова, называется морфемика.
По роли в слове морфемы бывают:
Служебные или аффиксальные морфемы – это части слова, которые служат для оформления слова в качестве грамматической единицы (части речи). К служебным морфемам относятся:
Корневые морфемы – это корни слова, которые являются лексической основой каждого слова. В большинстве случаев являются обязательными частями слова.
По степени участия в словообразовании морфемы делятся на:
Продуктивные морфемы – это морфемы, которые могут быть использованы для образования новых слов:
При-плыть, сид-ят, зри-тель, скуп-ые.
Непродуктивные морфемы – это морфемы, которые не производят новые слова (существуют в единственном числе):
Па-водок, жи-знь, паст-ух, су-глинок.
По роли в словообразовании и функционировании слова морфемы бывают:
Формообразующие морфемы (окончание и формообразующий суффикс) используются для образования разных форм одного и того же слова, не меняя его значения:
Сильн-ый – сильн-ная – сильн-ое – сильн-ые
Чит-аю – чит-ать – чит-авший.
Словообразующие морфемы (приставка и словообразующий суффикс) – это части слова, участвующие в создании новых частей речи:
Свеж-ий – свеж-есть – о-свеж-ать – свеж-о.
Состав слова.
Состав слова – это набор морфем, входящих в него. В состав слова могут входить следующие морфемы:
Основа слова – это набор морфем слова без окончания.
Что такое морфема?
Содержание:
Морфема (от греч. morphe – форма) – это наименьшая неделимая единица языка, значимая часть слова, каждая из которых несет в себе смысловую нагрузку.
Раздел языкознания, изучающий морфемы, их виды, морфемное строение слова называется морфемикой.
Тесно связаны с морфемикой разделы «Словообразование» и «Орфография».
Словообразование изучает способы образования слов, в том числе с помощью морфем (морфологический способ).
Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания слов. Орфографические правила объясняют условия выбора правильных написаний в морфемах слова.
Виды морфем (классификация)
Классификацию морфем можно представить в следующей схеме.
Формообразующие и словообразующие морфемы
Слова, образованные морфологическим способом, т.е. с помощью морфем, приобретают новое лексическое значение. Следовательно, морфемы, которые участвуют в образовании нового слова, называются словообразующими.
К словообразующим морфемам относятся
Окончание (флексия), некоторые суффиксы меняют форму слова, но не его лексическое значение. Такие морфемы называются формообразующими.
Окончание меняет форму падежа, числа, лица, рода. У неизменяемых слов окончания нет. Кроме того, окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Обязательные и необязательные морфемы
По положению и роли в слове морфемы делятся на обязательные и необязательные.
К обязательным морфемам относится корень.
Корень – значимая часть слова, которая несет в себе основное лексическое значение, повторяется в целом ряду слов, составляя ряд родственных слов.
Существуют корни-омонимы, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение.
Аффиксы (от лат affixum, т.е. «прикрепленный») являются необязательными морфемами. К ним относятся приставка, суффикс, постфикс, окончанию
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов.
Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для образования новых форм слова.
Основа – часть слова без окончания.
Морфемный разбор слова
Морфемный анализ (разбор) слова – это разбор слова по составу.
Порядок морфемного разбора
Для чего нужно определить часть?
При определении части, определяем, есть ли в слове окончание. В неизменяемых частях речи окончания не существует.
В словах-омоформах (совпадающих по написанию в одной из грамматических форм) состав может быть абсолютно разный.
Прием для правильного выделения приставки и суффикса
Подберите слова с другими корнями, но с этими же приставками и суффиксами.
Морфемный разбор слова очень важен для формирования орфографических навыков. Умение вычленить все части слова поможет подобрать однокоренные слова, определить способ словообразования, составить словообразовательную цепочку.
При морфемном анализе необходимо определить часть речи слова, что заставляет вспомнить основные грамматические признаки каждой части речи.
При детальном разборе формируется грамотность, потому что проводится анализ орфограмм, которые находятся в отдельно взятой морфеме.
Орфограммы в корне:
Орфограммы в приставке:
Орфограммы в суффиксах:
Орфограммы в окончаниях:
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Понятие о морфемике. Морфема – наименьшая значимая часть слова»
Морфема – значимая часть слова. Это утверждение глубже и нагляднее раскрывается на уроке при выполнении специально подобранных заданий. Например, игра “Отгадай слово!”
Говоря о формировании слова, нельзя не остановиться на работе с однокоренными словами. Корень – это основная морфема, без которой вообще не может существовать знаменательное слово, так как в корне сосредоточено ядро лексического значения слова. Оттого и значение корня называется вещественным.
В разработке урока предложены задания на усвоение и закрепление знаний разделов “Лексика”, “Синтаксис. Пунктуация”. В занимательной, доступной для учащихся форме объясняется новый материал. Урок сопровождается играми, заданиями с элементами занимательности. Увлекательная форма урока поможет легко усвоить новый материал.
Для проведения пятиминуток используются отрывки из знакомых учащимся художественных произведений, в том числе и стихотворений. Это оживляет урок, активизирует внимание учащихся, развивает их память. Звучание ритмической речи, поэтического слова повышает и общую языковую культуру школьников.
Обучающая: дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова.
Воспитательная: прививать любовь к природе, животным.
I. Лексический диктант “Если хочешь быть здоров”.
— Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм).
— Вид спортивной гимнастики (аэробика).
— Приспособление для обливания тела водяными струйками (душ).
— Система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика).
— Поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж).
— Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма (каскадер).
— Высшее достижение в спорте (рекорд).
— Ледяная площадка для катания на коньках (каток).
II. Синтаксическая минутка.
На доске предложения, где пропущены знаки препинания.
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет, и пирожных,
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки.
Задание: расставить знаки препинания и объяснить их.
III. Словарно-орфографическая работа.
Морфема – “форма” (греч.).
Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А в этой шуточной песенке рассказывается “из чего сделаны девочки”. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе “Морфемика”.
Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема –ш-. Сама по себе она не имеет смысла.
Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.
Игра “Отгадай слово!”
На доске записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т.
— Какое слово записано?
Раскрывается слог ти, затем тигр.
— Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень).
Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).
1.Игра “Третий лишний”.
— Подумайте, все ли слова родственные? Почему?
Лес, лестница, лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
2.Найдите корень в слове стряпуха (не тряпка).
3.Запишите по 2 слова с данными корнями. Что вы можете сказать о правописании этих слов?
4.Работа над текстом.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
— Найдите в стихотворении слова с приставками и выпишите их в тетрадь. Выделите приставки, какой смысл они несут?
— Узнали автора? Какие выразительные средства используются в тексте?
Учитель. Понравилось ли вам стихотворение Сергея Есенина? Его стихи как живые картины. Вы читаете – и эти картины оживают в вашем воображении: поля, с которых убран хлеб; осенние рощи, уже утратившие листву; горы, которые вдалеке кажутся синими; туман над рекой. Есенин, родившийся в селе Константиново, полюбил природу с ранних лет. Вот что он пишет: “Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и я радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов”. Особенно нежно и глубоко поэт любил животных. Он никогда их не обижал.
5.Развитие умений определять значение суффиксов.
— Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких?
В книге Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе” встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка. (Малыши)
— А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?
— Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и –ят-? (котята, зверята).
— Назовите слова с суффиксами- “дразнилками” на –юга (жадюга, хитрюга).
6.Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.
— Просклоняйте слово трава. Чем отличаются слова друг от друга? (Окончанием. Это формы одного и того же слова.)
V. Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнений 368, 369.
VI. Домашнее задание.
Составить и написать по образцу рассказ, используя слова с суффиксами названий лиц по роду занятий и по действию.
Суффикс – большой трудяга. Взялся за работу суффикс –чанин, и вот вам: англичанин, датчанин, ростовчанин. Стоит только к корню слова присоединить –ар или –яр, как перед нами предстанут овчар, гусляр. Взялся за работу суффикс –ун, и вот вам названия лиц по действиям: бегун, болтун…