Морфофункциональные отклонения у детей что это

Функциональные расстройства в общей медицинской практике: диагностика и терапия

Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть фото Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть картинку Морфофункциональные отклонения у детей что это. Картинка про Морфофункциональные отклонения у детей что это. Фото Морфофункциональные отклонения у детей что это

Тревожные расстройства, депрессия и фобии – ведущие факторы социальной инвалидизации больных с функциональными расстройствами. Препаратами первого выбора в психофармакотерапии функционально-соматических расстройств остаются антидепрессанты, включая СИОЗСН

Функциональные заболевания – что это такое?

Функциональными заболеваниями сегодня обозначают расстройства, при которых даже тщательное обследование больного не выявляет органических нарушений, которыми можно было бы объяснить имеющиеся симптомы (Reuber et al., 2005). Практически в каждой медицинской специальности существуют такие больные. В таблице 1 представлены функциональные синдромы в практике врачей разных специальностей (Wessely et al., 1999).

Таблица 1. Функциональные синдромы в общей врачебной практике

Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть фото Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть картинку Морфофункциональные отклонения у детей что это. Картинка про Морфофункциональные отклонения у детей что это. Фото Морфофункциональные отклонения у детей что это

Функциональные соматические симптомы в 20-25% случаев присутствуют на первичном консультативном приеме и у 35% больных, находящихся в стационаре (Hamilton et al., 1996).

Важно отметить, что качество жизни у больных с функциональными расстройствами (ФР) страдает значительно больше, чем у органических больных: они чаще посещают врачей, им требуется значительно больше диагностических исследований, и, как правило, назначаемая терапия неэффективна.

Традиционно, в этих случаях алгоритм врачебного диагноза строится на негативных данных обследований: нормальных показателях лабораторных анализов, холтеровского мониторирования, ЭЭГ, УЗИ, Рентгенографии, КТ, МРТ, биопсии и других исследований. Отсутствие отклонений от нормы приводит врача к диагнозу «функциональное расстройство» того или другого органа или системы.

С 80-х годов прошлого столетия интерес к этим больным существенно возрастает. В разных областях медицины создаются научные направления, изучающие клинические проявления и патогенез отдельных ФР. К наиболее известным следует отнести «Римский фонд», ставший ведущей организацией в отношении функциональных заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) (Drossman et al., 1997, 2006), ассоциацию «Функционально-неврологических расстройств» (Functional Neurological Disorders Society), сообщества и группы, изучающие функциональные вестибулярные расстройства (Staab et al., 2017). Более детальные исследования различных ФР выявили много общих закономерностей в их клинических проявлениях и патогенезе. Тем не менее, врачу трудно представить, что патогенез синдрома раздраженного кишечника, гипервентиляционного синдрома, хронической головной боли напряжения и гиперкинетического синдрома развивается и существует по одним и тем же закономерностям. Все это поставило ключевой вопрос: «Что это – одно заболевание или множество?» (Wessely et al., 1999). В результате были сформулированы позитивные критерии функциональных заболеваний, которые приведены в таблице 2 (Дюкова с соавт., 2017).

Таблица 2. Критерии позитивного диагноза функциональных расстройств

Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть фото Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть картинку Морфофункциональные отклонения у детей что это. Картинка про Морфофункциональные отклонения у детей что это. Фото Морфофункциональные отклонения у детей что это

В 11-й версии Международной классификации болезней (МКБ-11) вместо термина «соматоформные расстройства» предлагаются термины с более позитивным контентом: «синдром телесного дистресса» (англ.: bodily distress syndrome) и «дисфункциональные синдромы». Для обозначения соматических и неврологических симптомов, не имеющих органической причины, были предложены термины «функциональные соматические симптомы» (ФСС) и «функциональные неврологические симптомы» (ФНС).

Важность использования критериев позитивной диагностики ФР диктуется необходимостью раннего диагноза, поскольку длительное течение заболевания закономерно приводит к его хронизации и соответственно к ухудшению прогноза эффективности терапии.

Терапия функциональных расстройств

Подавляющее большинство больных с ФР наблюдаются и получают лечение либо у неврологов, либо у врачей общей медицинской практики. Доминирование в клинической картине астении, болевых и вегетативных синдромов, скрытый характер эмоциональных расстройств нередко побуждает врачей использовать в терапии преимущественно соматотропные препараты: гипотензивные и вегетотропные препараты, аналгетики, сосудисто-метаболическую терапию, антиоксиданты, адаптогены и т.д. И только в случае явных эмоциональных расстройств в терапию могут быть включены транквилизаторы. Подобная терапия нередко оказывается неэффективной, подрывая веру больного в возможность излечения и способствуя хронизации процесса.

Уже при первом контакте врач должен определить дальнейшую стратегию ведения больного. Если алгоритм лечения того или иного органического симптома врач хорошо себе представляет, то терапия такого больного ставит его в тупик. Традиционно назначаются препараты «неопределенного» и «сомнительного» действия: метаболические, имунокоригирующие, сосудистые, ноотропные и т.д. Как правило эффект от этих препаратов сопоставим с эффектом плацебо.

Несмотря на то, что наиболее очевидными в клинической картине являются боли и вегетативные расстройства, в настоящее время психофармакология является базовым методом лечения. Существенная роль принадлежит и психотерапии.

Основными задачами терапии ФР являются:

С этой целью применяются: симптоматическая, патогенетическая и профилактическая терапия. Иногда достаточно разъяснительной беседы врача о сути заболевания, возможно, в сочетании плацебо-терапией. Проведенные исследования показали, что у 35–42% больных, страдающих ФР, удалось добиться существенного улучшения только с помощью плацебо-терапии (Dyukova et al., 1992).

Симптоматическая терапия направлена на быстрое купирование ведущего симптома. Этот этап терапии преследует несколько целей. Во-первых, быстрое облегчение состояния больного, что само по себе несет психотерапевтический эффект, поскольку снимает страх угрожаемого и неизлечимого заболевания. Во-вторых, купирование ведущего симптома предотвращает хронизацию процесса. Так, быстрое и раннее купирование острых болей в спине предотвращает развитие стойкого мышечного спазма, являющегося важным патогенетическим механизмом формирования хронических болей в спине. Ранее и успешное купирование панической атаки предотвращает развитие агорафобического синдрома и ограничительного поведения, являющимися основными факторами социальной инвалидизации больных с функциональными расстройствами.

Симптоматическая терапия может включать различные подходы. Для большинства функциональных симптомов в качестве симптоматической терапии применяются фармакологические препараты – так называемое «лечение по требованию»: для купирования чувства тошноты – прокинетики (церукал), для уменьшения тахикардии – бета-адреноблокаторы, для снятия болей – нестероидные противовоспалительные препараты и миорелаксанты, для купирования диареи – антидиарейные препараты (лоперамид), панических атак – транквилизаторы. Необходимо помнить и объяснять больному, что это лечение действует по принципу «здесь и сейчас» и является кратковременной терапией, которая по мере действия основной патогенетической терапии будет отменена. Более того, процесс излечения больного характеризуется уменьшением потребности в этих «спасительных» лекарствах. Нередко больной еще сам не осознает заметного улучшения в своем состоянии, и врач может дать ему это понять, если в беседе акцентирует внимание на очевидном снижении количества лекарств «по требованию», принятых на последней неделе. Таким образом, больному предметно доказывают эффективность действия патогенетической терапии.

Патогенетическая терапия ориентирована на предупреждение повторного появления пароксизмальных проявлений (панических атак, психогенных припадков, болевых приступов и пр.), регресс абузусного фактора, купирование тревоги ожидания, агорафобического синдрома и ограничительного поведения, вторичной депрессии, астении и других мотивационных расстройств.

Последние 40 лет препараты, обозначаемые в медицинских справочниках как антидепрессанты (АД), получили широкое распространение в общей медицинской практике. И хотя название этой большой группы препаратов и официальные показания для их применения утверждают, что их следует применять только при депрессии и коморбидной тревоге в рамках психиатрических расстройств, тем не менее, многолетний врачебный опыт и данные современных исследований свидетельствуют, что эти препараты эффективны не только при депрессии, но и при хронической тревоге, агрессии, дисфории, булимии и самых разнообразных функциональных соматических и неврологических заболеваниях, с которыми часто встречаются врачи общей практики.

В многочисленных мультицентровых плацебо-контролируемых исследованиях показано, что базовыми препаратами в лечении функциональных расстройств являются антидепрессанты (Kroenke, 2007). АД эффективны при хронических болевых синдромах различной локализации (Dharmshaktu, 2012; Fishbain, 2000), хроническом функциональном головокружении (Lin, 2013), функциональном расстройстве ЖКТ (Bixquert-Jiménez, 2005; Clouse, 1994), панических расстройствах (Gorman, 1997; Freire, 2011), астеническом синдроме (Pae, 2009). Причем АД эффективны, независимо от того, сочетаются ли эти синдромы с депрессией или нет, а дозы, применяемые для лечения ФР существенно ниже, чем для лечения большого депрессивного расстройства.

Необходимо отметить, что выраженные побочные эффекты у ряда АД, в частности, у трициклических АД, существенно снижают возможности их применения, особенно в амбулаторной практике. Поэтому препаратами первого выбора в настоящее время являются препараты из группы селективных блокаторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) (флуоксетин, флувоксамин, сертралин, пароксетин, циталопрам и эсциталопрам) и селективных блокаторов обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН) (венлафаксин, дулоксетин и милнаципран).

Выбор препарата определяется, главным образом, клинической картиной болезни и особенностями действия препарата. При определении дозы могут быть полезны следующие правила:

Перед назначением курса медикаментозной терапии врач должен объяснить больному основные принципы терапии и предупредить о возможных трудностях в процессе лечения. В этой беседе необходимо подчеркнуть следующие моменты:

Важным аспектом лечения является психотерапия, направленная на формирование новых паттернов и стереотипов поведения, правильных когниций, мотиваций, эмоционально-аффективных и поведенческих реакций.

В 1998 году был проведен мета-анализ рандомизированных плацебо-контролируемых исследований эффективности антидепрессантов при психогенных болевых синдромах. Из 155 публикаций были отобраны 11 исследований, которые соответствовали условиям анализа. Результаты показали, что у этой категории больных АД снижают интенсивность боли достоверно больше, чем плацебо (Fishbain et al., 1998, 2000). В другом исследовании показана достоверно большая эффективность антидепрессантов при лечении больных с соматоформными болями, у которых боль являлась ведущим синдромом (89 пациентов), в отличие от больных, где ведущими были ФНС (185 пациентов), а боль была сопутствующим расстройством. В то же время следует отметить, что в первой группе достоверно чаще были представлены депрессивные расстройства, как манифестные, так и ларвированные, или скрытые (Heinemann, 2003). Широкий ассортимент антидепрессантов сегодня позволяет выбирать препарат в зависимости от спектра его побочных действий, дополнительных эффектов (стимулирующего или седативного действия), влияния на аномальные поведенческие паттерны.

В научной литературе существует достаточно публикаций, посвященных эффективности венлафаксина в лечении функциональных расстройств. Показано, что препарат существенно уменьшает выраженность боли в случае головных болей напряжения (Zissis, 2007), фибромиалгии (Dwight et al., 1998; Sayar et al., 2003) и других болевых синдромах, в том числе и нейропатических (Grothe Dale et al., 2004). Эффективность препарата существенно возрастает, если боль ассоциирована с депрессией (Heinemann, 2003). Венлафаксин эффективен не только при депрессии, но и при тревожных расстройствах –ГТР, панических расстройствах, социальных фобиях. Известно, что тревога является ведущим патогенетическим звеном в развитии и поддержании функционально-соматических расстройств.

В настоящее время фармакологическая фирма Egis выпускает венлафаксин под торговым названием «ВЕЛАКСИН» в 2-х формах: в виде таблеток по 37.5 и 75 мг, а также в виде капсул по 75 и 150 мг. Преимущество препарата в виде капсул состоит в их пролонгированном действии. Так, пациент в начале лечения может принимать минимальную дозу в виде ½ таблетки 37.5 мг и, постепенно повышая дозу, довести ее до 75 мг, а затем уже переходить на 1 капсулу (75 мг) пролонгированного действия. Таким образом удается повысить комплаентность пациента к терапии и достичь адекватной дозы.

Список литературы

Галина Михайловна Дюкова, д.м.н., профессор, невролог; ведущий научный сотрудник Московского Московский клинический научный центр имени А.С. Логинова, профессор кафедры нервных болезней ИПО ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва

Источник

Морфо-функциональные изменения организма детей и их значение в жизнедеятельности человека 6837

Маковеева О.С.
кандидат педагогических наук, доцент каф. анатомии, физиологии и гигиены человека ГОУ ВПО «Пензенский Государственный Педагогический Университет им. В. Г. Белинского»
e-mail: mail2oksana@gmail.com

Жизнь человека неразрывно связана с процессами роста и развития, подчиненным определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. Оценка морфо-функционального состояния складывается из соответствия возраста и гармоничности физического и психического развития ребенка. По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции: завершение акселерации роста и развития; увеличение числа детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставанием в биологическом развитии; уменьшение широтных и обхватных размеров тела и функциональных показателей.

Во второй половине 20-го века для процесса развития человека характерны следующие морфо-психологические изменения: астенизация (увеличение доли лиц астенического телосложения); грацилизация (уменьшение широтных и обхватных размеров тела и общей массы скелетной мускулатуры); андрогиния (сглаживание половых различий); ювенилизация (увеличение доли людей с высоким уровнем интеллекта, слабой нервной системой и склонностью к интроверсии) [1].

Каждый период жизни человека характеризуется определенным комплексом морфологических и функциональных изменений, при этом ин­дивидуальное развитие организма представляется как нелинейный процесс. Выделяют следующие периоды развития (периодизация возрастов принята на VII международном симпозиуме по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии в 1965 году):

Наиболее интенсивный рост и развитие ребенка отмечаются в первый год жизни и в период полового созревания. В процессе роста и развития изменяются пропорции тела. Гармоничное морфофункциональное состояние определяется у детей с нормальными массой тела и функциональными показателями, дисгармоничное – при избытке (дефиците) массы тела и снижении функциональных показателей.

К моменту рождения ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в стуки. Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года. У девочек большие половые губы прикрывают малые.

Для раннего детства характерно дальнейшее формирование костной системы, по-прежнему идет процесс образования костей. К 2,5 годам полностью прорезываются молочные зубы. Мышечная система по массе благодаря систематическому тренингу нарастает, но тонкие движения, например, пальцев рук, еще затруднены из-за недостаточно развитых нервных окончаний. Подкожная клетчатка выражена хорошо, процессы разрастания ее, отмечаемые в более раннем возрасте, постепенно прекращаются. Изменяется форма грудной клетки и увеличивается объем вследствие развития легких. Формируются изгибы позвоночника, и возрастает двигательная активность ребенка. Продолжается рост костей таза. Носовые ходы и воздухоносные пути становятся шире и длиннее, однако трахея и бронхи еще сравнительно узки, что еще сохраняет опасность резкого сужения их просвета и расстройств дыхания при бронхитах, трахеитах, ОРЗ, гриппе. Число дыханий к 3 годам составляет 25-30 в минуту. Пульс урежается до 120 ударов в минуту в возрасте 1 года и 105 в 3 года. Артериальное давление постепенно возрастает до 95/60 мм рт. ст.

Пищеварительные железы начинают работать активнее. Поэтому усваивается более сложная пища, частота дефекаций 1-2 раза в сутки. Число мочеиспусканий уменьшается до 10 в сутки, здоровый ребенок регулирует акт мочеиспускания самостоятельно. Увеличивается образование иммунных клеток, что резко повышает сопротивляемость организма. Маленький человечек начинает осознавать самого себя, и твердо употребляет местоимение «Я». В целом комплекс происходящих изменений позволяет организовать жизнедеятельность ребенка в условиях временного пребывания в постоянном коллективе сверстников.

В период первого детства, между 5 – 7 годами, происходит первое изменение формы тела, которое может быть охарактеризовано как относительное вытяжение: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы к туловищу становится ближе к таковому у взрослых, подкожножировой слой менее выраженным. Так, от 3 до 6 лет у ребенка уменьшаются соотношения окружности головы к длине тела на 8,4—8,2%, длины верхнего отрезка к длине тела – на 2,5 – 2,7%. Изменение с возрастом значений каждого из соотношений частей тела коррелирует с темпами прорезывания зубов. Считают, что комплекс из 2 – 3 соотношений частей тела с однонаправленной динамикой позволяет установить уровень возрастного развития примерно с такой же точностью, как это дает возможность сделать выявление скелетной и зубной зрелости ребенка (В.Г. Ужви, 1978). Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается «подготовка» половых желез к периоду полового созревания. В это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. С возросшей весовой нагрузкой на неокрепший скелет ребенка как никогда важен контроль за его осанкой. Наиболее распространенное нарушение опорно-двигательного аппарата – сколиоз начинает проявляться именно в этом возрасте.

Комплекс изменений, характеризующих период первого детства свидетельствует о возможности начала процесса обучения. Наиболее часто в качестве критериев готовности ребенка к школе используют:

Период второго детства приходится на время посещения ребенком школы и поэтому его чаще называют периодом младшего школьного возраста. Принято различать следующие возрастные группы детей школьного возраста: младшая школьная (от 7 до 12 лет); средняя школьная (от 12 до 16 лет); старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника.

К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. От 7 до 11 лет значительно улучшается память, совершенствуется координация движения, способность к обучению письму. В этом возрасте постепенно формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.). Внимание младших школьников носит непроизвольный характер, недостаточно развита способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению. Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Запоминание носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В этом возрасте мало эффективны приемы словесного объяснения, наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.

Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества.

В целом по отношению к школьникам младшего возраста нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки, обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. Широко использовать подвижные игры, как средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.

Наиболее трудным этапом в развитии личности является подростковый период. Подростковый период — это период бурного роста и развития организма,- когда происходит интенсивный рост тела (максимум роста у девочек приходится на 13 лет, у мальчиков на 15 лет), совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Костная система, форма грудной клетки, таза приближаются к их строению у взрослых. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и др. исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью. Частота пульса, артериальное давление соответствуют показателям взрослого человека.

Телесные изменения в период полового созревания

Источник

Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста и их учет при занятиях ФКиС.

Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть фото Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть картинку Морфофункциональные отклонения у детей что это. Картинка про Морфофункциональные отклонения у детей что это. Фото Морфофункциональные отклонения у детей что это Петрова Анна
Морфофункциональные особенности детей дошкольного возраста и их учет при занятиях ФКиС.

В России происходят негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения: увеличение количества детей с заболеваниями сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желез внутренней секреции, с акцентуацией характера и другими изменениями психики, с дефицитом веса, низкими показателями физической подготовленности. Во многом это связано с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, чрезмерными психо-эмоциональными нагрузками и уменьшением биологически необходимого объема двигательной активности.

Рациональное применение физических упражнений укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность и устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В то же время следует учитывать, что физические упражнения стимулируют процессы роста и развития, совершенствуют механизмы адаптации и укрепляют здоровье лишь при условии адекватности их характера, объема и интенсивности состоянию здоровья, возрастным и, особенно, индивидуальным морфофункциональным особенностям детей.

1. Особенности нервной системы и учет при занятиях физической культурой.

Морфологическое развитие нервной системы заканчивается в основном в младшем школьном возрасте. Но функциональным показателям нервной системы еще далеко до совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелика, что может при нерациональном физическом воспитании или спортивном совершенствовании приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга и быстрому утомлению. Высокая возбудимость и слабость тормозных процессов приводит к выраженному возбуждению в коре головного мозга и недостаточной координации движений. Однако длительное поддерживание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. Большая возбудимость и реактивность, высокая пластичность нервной системы способствует быстрому усвоению двигательных навыков в 7-10 лет. Этим объясняется то, что дети младшего школьного возраста сравнительно легко овладевают технически сложными формами движений. Особенностью нервной системы детей 7-10 лет является то, что условные рефлексы, выработанные в этом возрасте, закрепляются особенно прочно и сохраняются длительное время. У детей младшего школьного возраста при действии сверхсильных и монотонных двигательных раздражителей легко развивается утомление. Подобные особенности нервной системы детей младшего школьного возраста следует учитывать при использовании физических упражнений на выносливость.

При организации занятий с младшими школьниками и, особенно с дошкольниками, нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий.

Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении. Полезно еще практиковать переключение с одного вида физических упражнений на другой.

2. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции. Их учет при занятиях ФКиС.

Дети отличаются недостаточно налаженным механизмом теплообмена. Они легко перегреваются и легко теряют тепло. С переходом к младшему школьному возрасту границы терморегуляции расширяются, а механизмы теплообмена совершенствуются. Дети младшего школьного возраста по сравнению с дошкольниками меньше подвержены перегреванию и переохлаждению, однако их устойчивость к изменениям температурных режимов все еще недостаточно совершенна. Следовательно, во время занятиях физической культурой эти особенности нужно учитывать, активные физические упражнения и игры в спортивном зале должны проводиться в меру, учитывая что дети могут перегреться.

Важнейшая роль в процессах выделения принадлежит почкам. Формирование почечной системы интенсивно продолжается до 13-15 лет. Функции почек у дошкольников не совершенны. В возрасте 4-5 лет в деятельности почек преобладают процессы фильтрации, и лишь к 10-11 годам достигают взрослого уровня. Мочеиспускание у детей первых лет жизни чаще

чем у взрослых, что объясняется высоким уровнем обмена веществ.

В целом, в период младшего школьного возраста (7-11 лет) организм

ребенка отличается гармоничным развитием и стабильным гормональным статусом. Оптимальное соотношение секреции различных гормонов обеспечивает нормальный уровень физического и умственного развития, устойчивость реакций организма на внешние воздействия. Регулярные занятия физической культурой также способствуют нормальному и правильному функционированию желез внутренней секреции.

3. Сердечно – сосудистая система и ее учет при занятиях ФКиС.

Сердце детей первых лет жизни отличается малыми размерами и шаровидной формой. Рост его объема следует за ростом массы тела. Минутный объем крови у 4 – 11 – летних детей примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых. В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие сердца и кровеносных сосудов, становится более совершенной регуляция функционирования сердечно – сосудистой системы. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых, и просвет каппилярной сети. Однако соотношение между объемом сердца и диаметром крупных сосудов до 11 – 12 лет остается постоянным. Подобные особенности морфологического строения кровеносных сосудов являются одной из причин сравнительно низкого артериального давления. Частота сердечных сокращений у новорожденных достигает 120 – 150 уд/мин, у дошкольников – порядка 100 уд/мин, в младшем школьном возрасте – около 90 уд/мин. Величина частоты сердечных сокращений легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эмоциях, физической и умственной нагрузках).

Важнейшим показателем, непосредственно характеризующим функциональное состояние сердца, является систолический объем крови. С возрастом этот показатель увеличивается: в 6 – 7 лет 26 – 34 мл, в 8 – 9 лет – 30 – 40 мл, в 10 – 11 лет – 31 – 45 мл. В младшем возрасте влияние симпатического отдела вегетативной нервной системы выражено больше, чем парасимпатического. У детей 7 – 10 лет относительно невелика сократительная способность миокарда, малоэкономична деятельность сердца, невелик его функциональный резерв. Низкие величины сердечного выброса и артериального давления в сочетании со значительной частотой сердечных сокращений обуславливают значительную напряженность функции кровообращения у детей младшего возраста, особенно при выполнении физических нагрузок. Следовательно, руководителю по физической культуре следует учитывать что адаптационные возможности аппарата кровообращения у детей при мышечной деятельности гораздо ниже, чем у детей более старшего возраста. Тренировочный процесс следует выстраивать рационально, с учетом анатомо – физиологических особенностей, в том числе аппарата кровообращения.

4. Система дыхания и ее учет при занятиях ФКиС

По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму, а дыхательные мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание. Дыхательный объем дошкольника в 3 – 5 раз

меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в младшем школьном возрасте, но отстает от уровня взрослого. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания. Вплоть до 11 лет отмечается недостаточность произвольной регуляции дыхания. Такие показатели, как длительность задержки дыхания, максимальная вентиляция легких, определяются у детей с 5-летнего возраста, когда они могут сознательно регулировать дыхание. Жизненная емкость легких дошкольников в 3 – 5 раз меньше, чем у взрослого, а младшем школьном возрасте – в 2 раза меньше. Минутный объем дыхания на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста постепенно растет. Этот показатель за счет высокой частоты дыхания у детей меньше, чем другие показатели, отстает от взрослых величин: в 4 года – 3,4 л/мин, в 7 лет – 3,8 л/мин, в 11 лет – 4 – 6 л/мин. Все это указывает на то, что морфологические особенности бронхов у детей младшего школьного возраста являются причиной напряженной работы дыхательных мышц. Занятия по физической культуре нужно выстраивать с передышками, а дозирование упражнений должно соответствовать возрасту.

5. Система пищеварения

Морфологическое развитие органов пищеварения в основном заканчивается в среднем школьном возрасте. Размеры желудка постепенно

увеличиваются, к 6 – 7 годам он приобретает форму, характерную для взрослого человека. К этому возрасту заметно развиваются мышцы, обеспечивающие движения желудка и перистальтику кишечника. У детей дошкольного и младшего школьного возраста еще малочисленны и недоразвиты пищеварительные железы. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соляной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым расстройствам желудочно-кишечного тракта. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6 – 9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Однако, принципиальные отличия пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи. Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможность всасывания в желудке, которая сохраняется у детей до 10 – летнего возраста.

6. Физическое развитие и опорно-двигательная система, учет при занятиях ФКиС

Пропорции тела ребенка в первые годы жизни существенно отличаются от пропорций взрослого сравнительно большей длиной головы и более короткими конечностями. На протяжении первого года жизни и в возрасте 6 – 7 лет происходит заметный прирост длины тела. Прирост массы тела отстает

от скорости увеличения длины тела. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно – связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие ассиметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации нормальной позы детей и при использовании физических нагрузок.

В дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства к 6 годам. На протяжении данного возраста происходит перераспределение положения мышечных веретен в скелетных мышцах – от равномерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредоточиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц. До 11 – 12 лет происходит также созревание нервно – мышечных синапсов, что способствует улучшению проведения моторных команд. В первые годы жизни до 9 – 10 лет тонус мышц – сгибателей превышает тонус разгибателей. Детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу при стоянии, поддерживать выпрямленное положение спины при сидении. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связочного

аппарата брюшного пресса может вызвать образование отвисшего живота и появление грыж при поднятии тяжести. Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек.

Несмотря на повышение абсолютной мышечной силы в возрасте 4 – 5 лет, относительная сила практически не изменяется, так как растет и масса тела ребенка. Лишь с возраста 6 – 7 лет прирост силы оказывается больше прироста массы тела, и начинается нарастать относительная сила мышц, параллельно увеличивается прыгучесть и скоростно – силовые возможности детей.

Следовательно при систематических тренировках с использованием правильных упражнений, облегчающих воспроизведение пространственно – временных параметров (текущая информация, коррекция, комментирование и т. д., приводит к улучшению точности воспроизведения пространственных характеристик на 40 – 45 %, временных – на 30%, силовых – на 35%.

Заключение

Морфофункциональный учет особенностей каждого периода детства необходим при проведении учебных занятий в объеме программы физического воспитания, а также в процессе их спортивного совершенствования. Развитие ребенка происходит неравномерно в связи с неодновременным процессом роста и формирования. Неравномерность развития в различные периоды детства обусловлена генетической программой и факторами внешней среды (социально – экономическими условиями жизни, климатогеографическая зона, постановка физического воспитания и т. д.). Влияние генетической программы и факторов внешней среды неодинаково в процессе роста и формирования ребенка. Современному педагогу по физическому воспитанию следует учитывать морфофункциональные особенности детского возрастного периода, и следует правильно подбирать методики, комплексы физических упражнений, находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть фото Морфофункциональные отклонения у детей что это. Смотреть картинку Морфофункциональные отклонения у детей что это. Картинка про Морфофункциональные отклонения у детей что это. Фото Морфофункциональные отклонения у детей что этоКорригирующая гимнастика после сна Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:Устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.) 2. Увеличить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *