Морфологический разбор что такое глагол
Морфологический разбор глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные понятия
Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.
Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, как самостоятельной части речи в русском языке.
Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.
Порядок морфологического разбора глагола
Морфологические признаки глагола:
Начальная (неопределенная) форма.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.
План морфологического разбора глагола: памятка
Часть речи. Общее значение.
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
Начальная форма (инфинитив).
совершенный (что сделать?);
несовершенный (что делать?).
переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
возвратность (возвратный, невозвратный).
изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);
повелительное (что делай?);
условное (что делал бы? что сделал бы?).
время (только в изъявительном наклонении);
лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).
Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).
Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.
А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Примеры морфологического разбора глагола
В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.
Пример 1
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?
Морфологический разбор глаголов
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола как самостоятельной части речи в русском языке.
Укажем план, как правильно выполнить морфологический разбор глагола. Приведем образцы разбора глаголов, имеющих разную грамматическую форму в предложении.
В русском языке глагол обладает множеством характерных для него грамматических признаков, по которым его можно отличить от других частей речи. Прежде чем разобраться в этом, определим, что такое глагол в системе частей речи русского языка.
Исходя из этого определения, морфологический разбор глагола начинаем с указания части речи и общего значения. Далее определим постоянные и непостоянные признаки глагола и его синтаксическую роль в предложении. Эти этапы разбора представим в виде плана.
План морфологического разбора глагола
I. Часть речи, общее значение (действие)
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Укажем, как правильно выполнить морфологический разбор глагола в зависимости от его грамматической формы в предложении.
Образец рассуждений
Выясним, какие грамматические признаки имеет глагол в этом предложении:
По прогнозам синоптиков циклон будет бушевать еще несколько суток.
I. Будет бушевать — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что будет делать?
Начальная форма — бушевать.
б) непостоянные морфологические признаки:
Примеры морфологического разбора глагола
Под лучами весеннего солнца снег сначала подтаял изнутри.
I. Подтаял — глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделал?
Начальная форма — подтаять.
б) непостоянные морфологические признаки:
Прослушайте эту аудиозапись еще раз.
I. Прослушайте — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделайте?
Начальная форма — прослушать
б) непостоянные морфологические признаки:
I. Возвратилась бы — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала бы?
Начальная форма — возвратиться.
б) непостоянные морфологические признаки:
Видеоурок
3.7.4. Морфологический разбор глаголов
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
Началась пахота (Пришвин).
Русский язык. 6 класс. Морфологический разбор глагола + ПРАВИЛА.
Порядок разбора.
Пояснения.
I. Часть речи. Общее значение.
Глагол. Обозначает действие предмета.
II.Морфологические признаки.
1. Неопределённая форма (инфинитив).
Вопросы – что делать? что сделать?
2.Постянные признаки:
Вид – признак, показывающий завершённость и незавершённость действия.
Несовершенный вид (что делать?) действие не завершено.
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
1 спряжение – в инфинитиве оканчивается не на – ИТЬ.
2 спряжение – в инфинитиве оканчивается
Слова-исключения
1 спряжение:
брить, стелить, зиждиться
2 спряжение:
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть
Разноспрягаемые – бежать, хотеть.
Запомните: особое изменение по лицам и числам у глаголов дать, есть. Они не относятся, но к 1, ни ко 2 спряжению, ни к разноспрягаемым.
Возвратность – обозначает действие, возвращающееся к предмету, направленное на него самого, есть суффиксы -СЯ,-СЬ.
Переходность – обозначает действие, переходящее, направленное на другой предмет.
Имеет при себе слово в В.п. без предлога или в Р.п. при обозначении части целого.
3.Непостоянные признаки:
(в изъявительном наклонении),
г)лицо (в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении)
д) род (в единственном числе прошедшего времени)
Наклонение— признак глагола, показывающий, насколько реальным является действие:
а) изъявительное – действие на самом деле происходило, происходит или будет происходить.
б) условное – действие возможно при определённых условиях.
в) повелительное – обозначает приказ или просьбу совершить действие.
Время:
прошедшее (действие уже произошло), настоящее (происходит на данный момент),
будущее (будет происходить).
Число: единственное и множественное.
Лицо:
1-ое лицо (можно подставить слова Я, МЫ),
3-ье лицо (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ).
Род: мужской (ОН) женский (ОНА), средний (ОНО).
III.Синтаксическая роль.
Образцы морфологического разбора глагола.
Образец устного разбора.
Он готовится к экзамену.
I.Глагол, действие предмета.
II. Что делает? Неопределённая форма – готовиться (что делать?).
Постоянные морфологические признаки:
несовершенный вид (что делает? действие не завершено);
непереходный (нельзя подобрать слово в В.п. без предлога, возвратные глаголы всегда непереходные).
Непостоянные признаки:
в изъявительном наклонении (обозначает реальное действие, происходящее в настоящем);
в настоящем времени (сейчас готовится);
в 3 лице (он готовится).
Образец письменного разбора.
Он готовится к экзамену.
I.Глагол, действие предмета.
II. Что делает? Н.Ф.- готовиться.
Несов. в., 2 спр., возвр., непереход; в изъявит. накл., наст.вр., 3 лице.
III. (Что делает?) готовится (сказуемое, две черты).
Морфологический разбор Глагола
При характеристике глагола следует указать следующие основные морфологические признаки глагола.
Постоянные:
Непостоянные:
Подробный разбор глагола как части речи
Признак возвратности глагола.
Признак переходности глагола.
Вид глагола
Наклонение
Наклонение глагола выражает соотношение действия с реальностью. Бывает в основном изъявительным, условным и повелительным. Изъявительное наклонение используется при описании реального положения дел независимо от времени (“Я делал, делаю и буду делать”). Условное наклонение выражает возможность действия, если будут выполнены определенные предпосылки или условия (“Я бы написал тебе, если будет время”). Повелительное наклонение выражает побуждение адресата к действию через приказ, совет или просьбу (“Сделай это сразу”). Также иногда выделяют желательное, позволительное, предлагательное и намерительное наклонения, но не все они четко выражены в русском языке грамматическими методами.
Спряжение
Для запоминания глаголов второго спряжения есть хороший стих:
Время глагола
Лицо глагола
Лицо глагола выражает грамматическими методами отношение говорящего к субъекту действия. Первое лицо означает совпадение говорящего и субъекта действия и использует местоимение “Я”. ”Я еду”. Второе лицо означает, что действие совершается собеседником говорящего и использует местоимения “ты” и “вы”. “Вы едете”. Третье лицо означает, что субъект действия не присутствует при разговоре и использует местоимения “он”, “она”, “оно”, “они”.
Глаголы прошедшего времени по лицам не изменяются, но обладают родом.
Род глагола
Число глагола
Образец морфологического разбора глаголов
Максим громко насвистывал веселую песенку.
Начальная форма – насвистывать.
Невозвратный, переходный, несовершённый вид, I спряжение; в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде. Сказуемое.
Советы
Вопросы-ориентиры для начальной формы глагола: что делать? что сделать?
У глаголов в форме прошедшего времени нельзя определить лицо, зато можно определить род; у глаголов в форме настоящего и будущего времени – наоборот: можно определить лицо, нельзя – род.
- Не знаю что делать с деньгами
- Как понять что человек мелочный