Морфология что включает в себя
Морфология русского языка и что она изучает
Понятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.
Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии — это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.
Что такое морфология и что она изучает в русском языке
Основные понятия морфологии
В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:
Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:
Имя существительное: определение — это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.
Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).
Имя числительное — это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.
Местоимение — это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных — отвечают на вопросы существительных, прилагательных — отвечают на вопросы прилагательных, числительных — отвечают на вопросы числительных.
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).
Н. ф. — неопред. форма (что делать? сделать?).
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).
В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:
предлог — это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).
Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).
Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.
союз — это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.
Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.
Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!
Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.
Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!
А также частью речи считается междометие — часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.
Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!
Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).
Это интересно: что такое морфологический разбор слова, как он делается по правилам русского языка.
Морфологические нормы
Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.
Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:
Звук — это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные
В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.
Лексикология — это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.
Лексическое значение слова — это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.
Морфема — минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).
Орфограмма — написание, которое отвечает установленному правилу.
Морфология – что это такое простыми словами, что она изучает и как в ней разобраться
Наука о частях речи.
Морфология – это наука о частях речи. Она изучает слова с точки зрения части речи, к которой они относятся.
Например, заяц, лопата и солнце – это все имена существительные. Морфология помогает разобраться, что общего у всех этих слов из-за того, что они – существительные. В частности, они все будут обозначать предмет, будут относиться к какому-то роду (мужскому, женскому, среднему), у них можно будет менять падеж и число.
Зачем нужна морфология
Чтобы упорядочить все слова в языке. Каждое слово в зависимости от того, что оно обозначает, можно отнести к какой-то части речи. Эта часть речи может быть самостоятельной, служебной или вообще не вписываться в систему частей речи (это касается междометий и звукоподражаний).
Изучение морфологии позволяет избегать путаницы в языке. А путаница легко может возникнуть, потому что одни и те же слова могут быть разными частями речи.
Слово «тепло» в предложении «На улице тепло» является категорией состояния, в предложении «Я хочу, чтобы ты тепло оделся» – наречием.
Чтобы в этом разобраться и понять, как от принадлежности к части речи меняется значение слова, и нужна морфология.
Как морфология связана с синтаксисом
Морфология и синтаксис вместе образуют грамматику любого языка. Они очень тесно переплетены.
Когда мы определяем член предложения, мы всегда опираемся на морфологию. Я уже показал это в примере выше со словом «тепло», еще один пример: «Этот дом красивый», «Я строю дом». Слово одно и то же (дом), в обоих предложениях оно является существительным. Но в первом это подлежащее, потому что существительное стоит в именительном падеже и обозначает то, о чем говорится в предложении, а во втором – прямое дополнение, обозначает объект, на который направлено действие, падеж – винительный.
Как определить, чем является «которая» в предложении «Я зашел в хату, которая стояла у обрыва»? Подлежащим. Потому что «которая» – это относительное местоимение, оно «вместо имени» хата, в именительном падеже, обозначает то, о чем говорится в предложении.
Если вы не знаете морфологию, никогда не сможете разобраться в синтаксисе. И схемы сложных предложений тоже никогда не научитесь строить.
Почему сложно изучать морфологию
Она очень абстрактная. Когда вы изучаете, например, морфемику, там все понятно: «при-» – «приставка, «-бреж-» – корень, «-н-» – суффикс, «-ый» – окончание. Все эти морфемы перед вами, вы их можете увидеть «глазами».
А когда надо определить часть речи у слова «одиноко» – слово везде одно и то же, но надо почувствовать разницу в его значении, ОСОЗНАТЬ, что «Мне одиноко» – обозначает состояние и «одиноко» здесь – категория состояния, «Утес стоит одиноко» – наречие, потому что обозначает признак действия, «Солнце так одиноко в нашей вселенной» – прилагательное, входит в состав именного сказуемого (солнце [есть] одиноко).
Приходится сильно напрягать мозг, чтобы увидеть вот эту разницу. Тем, кто изучает русский, как иностранный – в особенности.
Как учить морфологию
Надо заучивать правила с примерами. Вот вы изучаете тему «причастие», узнаете, что причастия отвечают на вопросы «какой» и «что делающий» – подберите для себя примеры, которые это проиллюстрируют и покажут разницу между причастием и прилагательным.
Например, «танцующая балерина» – балерина и «какая» и «что делающая». А «танцевальный номер»? Он только «какой», здесь уже нет глагольного значения. Поэтому «танцующий» – причастие, а «танцевальный» – прилагательное.
Другой пример. Вам надо понять разницу между категорией состояния и наречием. Вы берете два примера: «Мне хорошо» и «Я хорошо рисую» и «обдумываете» их. «Мне хорошо» – речь о моем состоянии. Еще можно сказать «Мне плохо, мне весело, мне грустно, мне одиноко, мне тоскливо» – это всегда состояние моей души. Так, и еще тут нет подлежащего: «хорошо (кому?) мне» – только дополнение. Ага. А вот «Я хорошо рисую» – это наречие, потом что оно зависит от глагола «рисовать». Другие похожие примеры: «Я красиво рисую, я быстро/медленно рисую, я талантливо рисую». Так, и еще тут есть подлежащее и сказуемое: (кто?) Я (что делаю?) рисую.
Если будете вот так прорабатывать разные части речи, наблюдать за ними, подбирать похожие примеры – сможете определять частеречную принадлежность автоматически. И не ошибаться.
Полезные материалы для учеников и родителей
У меня уже вышло несколько статей по морфологии и синтаксису, скоро появятся новые. Подпишитесь на рассылку, чтобы я мог выслать вам ссылки на эти публикации, когда они выйдут.
Загляните в мои подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные справочники для скачивания.
Под статьей есть форма для комментариев. Если у вас возникает вопрос – смело его туда пишите. Я отвечаю на все комментарии.
Морфология (лингвистика)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «слово, учение») — раздел грамматики, основными объектами которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки. В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).
Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) — а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.
Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория»).
Ряд лингвистических концепций (особенно генеративистских) не выделяет морфологию как отдельный уровень языка (таким образом, после фонологии начинается сразу синтаксис).
Морфологические методы исследования
Морфологические методы исследования
Для чего необходимо морфологическое исследование опухолевой ткани?
Практически во всех случаях точный диагноз онкологического заболевания может быть установлен только на основании результатов исследования образца опухолевой ткани, полученной у пациента. Наиболее часто с этой целью используются следующие методы получения биологического материала:
В большинстве случаев забор опухолевой ткани осуществляется с использованием того или иного метода обезболивания (анестезии).
Пункция
Во время пункции возможно получить небольшое количестве клеток для цитологического исследования. Во время выполнения этого вмешательства врач вводит в опухоль тонкую иглу и при помощи шприца забирает небольшое количество материала. После этого полученная ткань (жидкость и содержащиеся в ней клетки) помещается на специальное предметное стекло. Данный метод исследования называется цитологическое исследование (цитология), он дает возможность получить информацию об отдельных клетках, из которых состоит исследованная ткань. Пункция является наименее травматичным методом получения материала для исследования, однако его информативности в некоторых случаях может быть недостаточно. К примеру, отрицательные результаты пункции не всегда означают отсутствие опухолевого роста.
Для цитологического исследования также может быть использована слюна, мокрота, моча, жидкость, скопившаяся в брюшной или плевральной полости (асцит или плеврит), а также мазки или смывы из половых путей, дыхательных путей и т.д. Также используют отпечатки с патологических образований (язв, эрозий). В последнем случае предметное стекло прикладывается к интересующей зоне, после чего изготавливается материал, аналогичным образом может быть взят мазок-отпечаток при котором с патологического образования соскребается материал при помощи шпателя, скальпеля или других инструментов.
Биопсия
В отличие от пункции при проведении биопсии удается получить значительно большее количество опухолевой ткани, данный вид забора материала применяется для получения материала для гистологического исследования материала. В ходе его выполнения можно получить точную информацию о строении опухолевой ткани. В отличие от вышеописанного цитологического исследования результаты данного вида исследования отличаются большей точностью, кроме того, больший объем материала позволяет точнее установить диагноз (например, выявить точный подвид опухолевых клеток), и, в случае наличия необходимости, провести дополнительные иммуногистохимические методы обследования (подробнее описано ниже).
Несмотря на указанные преимущества, выполнение биопсии является более травматичной процедурой для организма, чем выполнение пункции. В некоторых случаях проведение данного исследования может быть невозможно вследствие наличия высокого риска травматического повреждения близко расположенных к опухоли сосудов, например, при опухолях расположенных в области поджелудочной железы, в связи с чем пункция может быть единственным доступным методом получения материала для исследования.
Виды биопсии
Биопсия может осуществляться как под контролем зрения врача («на ощупь») так и под контролем специального оборудования, например ультразвукового аппарата или компьютерной томографии. В наиболее сложных случаях, например, при биопсии новообразований, расположенных в головном мозге, используются специальные методы фиксации пациента, препятствующие смещению опухоли при заборе материала (стереотаксическая биопсия). Существуют следующие основные виды биопсии:
В зависимости от расположения опухоли биопсия может быть выполнена как снаружи через кожу, так и изнутри организма. С этой целью в организм могут вводиться эндоскоп, который представляет собой тонкую гибкую трубку, оснащенную видеокамерой и различными манипуляторами. При помощи эндоскопических методов может быть осуществлена биопсия новообразований, расположенных в просвете желудочно-кишечного тракта (гастроскопия и колоноскопия), например, полипов толстой кишки, бронхов (бронхоскопия), мочевыводящих путей (цистоскопия), грудной клетки (торакоскопия) и брюшной полости (лапароскопия).
Выполнение гистологического исследования
Гистологическому исследованию в обязательном порядке подвергается любой удаленный материал, в том числе – после хирургического удаления опухоли в ходе оперативного этапа лечения. Изучение послеоперационного материала позволяет уточнить диагноз, распространенность процесса и его стадию, оценить наличие вовлечения в болезнь лимфатических узлов и т.д.
После получения материала для исследования любым из вышеуказанных способов он отправляется на исследование к специалисту по морфологическому изучению опухолей – патологоанатому (или патоморфологу), который обрабатывает полученную ткань необходимым образом и проводит её исследование. Так как ткань опухоли подвержена естественным процессам разрушения, необработанный материал может стать непригодным для дальнейших исследований. В первую очередь с целью обеспечения сохранности ткани проводится её обработка специальным фиксирующим раствором, например формалином.
После этого ткань запечатывается в парафин (воскоподобный материал) в результате чего образец опухолевой ткани становится пригодным для исследования и хранения в течение длительного времени. Таким образом создаются так называемые «опухолевые блоки». Опухолевый блок – кусочек опухолевой ткани, запечатанный в парафин. Как правило, изготавливается множество блоков, содержащих разные участки опухолевой ткани.
После этого с части или со всех или с части изготовленных блоков делаются тонкие срезы, пригодные для исследования под световым микроскопом («опухолевые стекла»). Эти стекла врач-патоморфолог изучает под микроскопом, в некоторых случаях – после специальной окраски, которая позволяет лучше оценить те или иные детали строения опухоли. В ходе изучения опухолевой ткани врач старается установить наличие или отсутствие признаков злокачественности опухоли, степень её злокачественности, вид клеток, из которых она возникла и т.д.
Иногда, в тех случаях, когда необходимо получение максимально быстрого ответа вместо запечатывания опухолевой ткани в парафин, применяется её быстрая заморозка с последующей «нарезкой» и изучением под микроскопом. Этот процесс занимает около 15-20 минут. Данный метод применяется при необходимости интраоперационного исследования материала, когда непосредственно в процессе выполнения оперативного вмешательства хирургу необходимо получить гистологическую информацию, например, о наличии или отсутствии опухолевых клеток по краю резекции (отреза) для того, чтобы убедиться в радикальности выполненного вмешательства.
Результаты морфологического исследования
По результатам исследования врач-патоморфолог составляет цитологическое или гистологическое заключение, в котором отражаются результаты изучения образца опухолевой ткани под микроскопом, а также результаты гистохимических и молекулярных исследований, если они проводились. Как правило, гистологическое заключение может содержать следующую информацию:
Как правило, проведение гистологического исследования занимает до 10 дней. Обязательно сохраните у себя копию гистологического заключения, а также убедитесь в сохранности стекол и блоков
Дополнительные методы исследования
В ряде случаев для установления точного диагноза может понадобиться определение подвида опухоли, а также наличия в ней экспрессии (выработки) определенных белков, которые могут быть использованы в качестве «мишеней» для противоопухолевой терапии.
С этой целью врач-патоморфолог может дополнительно провести иммуногистохимическое исследование (ИГХ). Суть ИГХ исследования заключается в обработке опухолевой ткани специальными антителами, которые связываются со своими белками-мишенями на поверхности опухолевых клеток. После выполнения определенных процедур это приводит к тому, что эти белки становятся видны при микроскопическом исследовании опухоли, если они ей продуцируются.
Врач-патоморфолог может оценить «набор» белков, которые вырабатываются опухолью, а также степень экспрессии того или иного белка. ИГХ является незаменимым методом в следующих случаях:
ИГХ очень широко применяется при обследовании больных раком молочной железы. Всем пациенткам с этим диагноз проводится определение наличия в опухоли экспрессии рецепторов гормонов, эстрогена и прогестерона, а также скорости деления клеток (индекс Ki-67) и выраженности экспрессии белка HER2-neu. Это необходимо для того, чтобы понять, какие именно механизмы запускают процессы деления опухолевых клеток. Избирательно подавляя эти механизмы можно блокировать процессы роста и деления опухолевых клеток. Например, если установлено, что процессы роста опухолевых клеток стимулируют эстрогены и/или прогестерон, лишив злокачественные клетки «доступа» к ним можно добиться выраженного противоопухолевого эффекта.
Наличие в опухоли повышенной экспрессии белка HER2-neu ассоциировано с высокой её агрессивностью и быстрым ростом. Это требует применения специальных препаратов, избирательно воздействующих на этот сигнальный путь. Наиболее часто с этой целью применяется трастузумаб – моноклональное антитело, связывающее HER2-neu.
В отдельных случаях применяются дополнительные молекулярные методы изучения опухоли. В этом случае проводится дополнительное изучение генома злокачественных клеток. При некоторых заболеваниях это может дать ценную информацию для лечения. К молекулярным методам исследования относится флюоресцентная гибридизация in situ (FISH) и полимеразная цепная реакция (ПЦР). Эти методы исследования являются наиболее точными, но их проведение может потребовать дополнительного времени, кроме того они являются достаточно дорогостоящими.
Получение второго мнения
В некоторых случаях, особенно при лечении редкого заболевания, полезным может оказаться получение второго мнения (консультации другого специалиста) по результатам гистологического исследования. Для этого вам понадобиться получить изготовленные стекла и опухолевые блоки и предоставить их на консультацию в выбранное вами учреждение. Дополнительно следует предоставить актуальную выписку из вашей истории болезни и результаты предыдущих гистологических исследований, так как это может дать врачу ценную информацию.
Обратите внимание: проведение дополнительных исследований с целью получения второго мнения может быть платным.
Внимание! Информация в данном разделе не является заменой квалифицированного мнения врача, представлена исключительно в образовательных целях и не является руководством к действию.
Морфология что включает в себя
Морфология — это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Что такое морфология в русском языке
Слово «морфология» греческого происхождения. В его составе присутствуют два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переведем как «разум, понятие, мысль, речь и слово».
Понятие «морфология» многозначное. Оно встречается в биологии, например, морфология растений, морфология животных (в том числе и человека).
В лингвистике словом «морфология» называют науку о слове с точки зрения отнесённости его к определенной части речи. В русском языке все окружающие нас слова можно отнести к десяти частям речи, которые в свою очередь делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
К самостоятельным частям речи отнесем слова, которые называют предметы (существительное), признаки предметов (прилагательное), действия (глагол), количество предметов и порядок их при счёте (числительное) и обозначают все эти понятия, кроме действий, (наречия), а также указывают на них (местоимения).
Слова самостоятельных частей речи имеют определенное лексическое значение, выступают в роли главных или второстепенных членов предложения, могут определяться, поясняться словами других частей речи (добрый человек — очень добрый человек).
Служебных частей речи в русском языке всего три:
Они не имеют самостоятельного лексического значения, не являются членами предложения, но могут входить в их состав. Служебные части речи используются для выражения отношений между самостоятельными частями речи, между словосочетаниями и между предложениями, для придания предложению разных оттенков значения.
Особняком в русской морфологии стоит междометие. Его не относят ни к одной из самостоятельных или служебных частей речи.
От самостоятельных частей речи междометия отличаются тем, что они не имеют общего и лексического значения, не являются членами предложения, а от служебных — тем, что они не выражают ни связей, ни отношений между членами предложения и предложениями.
Это слова, которые обозначают наши чувства, побуждения, но конкретно не называют их при этом.
В роли междометий может выступать любая часть речи и целое словосочетание, если они теряют способность обозначать предмет, признак или действие и служат для выражения тех или иных чувств.
В русском языке слово каждой части речи изучается с точки зрения его общего значения, морфологических признаков, то есть совокупности грамматических значений, и синтаксической роли в предложении. Такое исследование слова как части речи называется морфологическим разбором.