Морфология и орфография что это

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Морфология и орфография

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Морфология – раздел языкознания.

2. Части речи: самостоятельные и служебные.

3. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.

4. Орфография – раздел языкознания.

Морфология – раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Самостоятельные части – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила.

Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. С. 32

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое морфология? Морфология – это раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные части речи и служебные. Самостоятельные части речи – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения.

Чтобы определять части речи и отличать их друг от друга, необходимо учитывать морфологические и синтаксические признаки.

Рассмотрите таблицу. В ней наглядно представлены основные морфологические и синтаксические признаки таких самостоятельных частей речи, как существительное, прилагательное, местоимение и глагол.

Морфология и орфография что это. Смотреть фото Морфология и орфография что это. Смотреть картинку Морфология и орфография что это. Картинка про Морфология и орфография что это. Фото Морфология и орфография что это

Возьмём для примера предложение: «По весеннему небу плывут белые облака». Разберём из этого предложения прилагательное и глагол.

I. Облака (что делают?) плывут

Начальная форма – плыть

II. Постоянные признаки: несовершенный вид, 1 спряжение, невозвратный, непереходный. Непостоянные признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения, в настоящем времени, в третьем лице, множественном числе.

III. Облака (что делают?) плывут (в предложении является сказуемым).

I. Облака (какие?) белые

Начальная форма – белый.

II. Постоянные признаки: качественное. Непостоянные признаки: употреблено во множественном числе, в именительном падеже.

III. Облака (какие?) белые (в предложении является определением).

Мы обобщили свои знания, вспомнили основные признаки самостоятельных частей речи. Но кроме самостоятельных частей речи в русском языке есть и служебные. Это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К ним относятся предлоги, союзы, частицы.

И самостоятельные, и служебные части речи необходимо писать правильно, без ошибок. Орфография – это раздел языкознания, который изучает систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова по определённому правилу или по традиции.

Перед вами небольшой текст, на примере которого постараемся вспомнить изученные ранее орфограммы.

Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну. Это вечные соперницы. Ель растёт на более влажных местах. Корни её неглубоки, и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневынослива и легко уживается под пологом более высокой, менее густой сосны. Но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно. Сосна любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло.

Уже из первого предложения мы можем назвать несколько орфограмм:

1) деревьев – проверяемая безударная гласная в корне слова (деревьев – дерево).

2) Севере – имя собственное, пишется с заглавной буквы;

3) увидишь – в этом слове 2 орфограммы: безударная гласная в личных окончаниях глагола, правописание которой зависит от спряжения глагола; ь на конце слова после шипящего указывает на то, что это глагол 2 лица, единственного числа.

В 3-м предложении в слове растёт мы отметим чередующуюся гласную в корне слова.

Будьте внимательны при написании каждого слова. Постоянно развивайте навык грамотного письма.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Укажите строки с чередующимися гласными в корне слова.

А) г..релый, прик..сались, подб..рать;

Б) р..сток, прил..жить, утв..рждать;

В) к..сить, выр..щенный, прил..гать;

Г) расст..лить, з..рница, предл..жить.

Комментарий к заданию: необходимо вспомнить изученные ранее чередующиеся гласные в корне слова и уметь их отличать от других орфограмм.

Выделите цветом слова с ошибками в написании.

1) Над рекой расстелается туман;

2) Мы прикоснулись к белоствольной берёске;

3) На каникулах дети хорошо оддохнули.

Комментарий к заданию. Во-первых, чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить правописание чередующихся гласных е – и в корнях слов, оглушение и озвончение согласных, а также правописание согласных на конце приставок.

Правильный ответ: расстелается, берёске, оддохнули.

Источник

ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ

Трудные случаи правописания слов и их значимых частей

1. Правописание гласных.

Данный раздел орфографии включает в себя следующие правила:

1. Правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением;

2. Правописание гласных в корне слова, непроверяемых ударением (словарные слова);

3. Правописание гласных в корнях с чередование;

4. Гласные а-я, и-ы, у-ю после шипящих согласных;

5. Гласные о-е(ё) после шипящих согласных;

6. Правописание гласных после Ц.

Для повторения чередования гласных в корнях слов рекомендуем использовать следующую таблицу:

Таблица чередования гласных в корнях слов

I. С чередованием а-о

полагать, положить прилагательное, приложение

а пишется перед г, о – перед ж.

Под ударением пишется а, без ударения о.

вырасту, растение выращивать, вырос

Перед ст и щ пишется а, в остальных случаях – о. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.

уравнять (в правах), сравнить (с кем-нибудь), ровнять (дорогу), уровень

В безударном корне всегда пишется я. Под ударением – в соответствии с произношением

кланяться, поклон, склонение

В безударном корне все­гда пишется о. Под уда­рением – в соответствии с произношением

скакать, проскочу, выскочка

В безударном положе­нии перед к пишется а, перед ч – о.

Исключения: скачок, скачу.

плавать, плавучий, пловец, пловчиха

макать, обмакнуть, (перо в чернила), мочить (руки), промокнуть (под дож­дем)

пожать, пожимать, понять, понимать,

начать, начинать, принять, принимать

III. С чередованием е – и

блестеть, блистать, выжечь, выжигать, стелить, расстилать, вычет, вычитать

Исключения: сочета­ние, сочетать.

соберу, собирать, запереть, запирать, умереть, умирать, протереть, протирать, отдеру, отдирать

В корне после шипящих пишется е (ё), если в родственных сло­вах е сохраняется: шелковый – шелк, желтый – желтеть.

О пишется под ударением в тех случаях, если в родственных словах отсутствует безударный е: трущоба, шов.

В заимствованных словах пишется о: шофер, шоссе, шок.

В корне после ц под ударением пишутся и, о, е: цех, цирк.

Безударный гласный проверяется ударением в однокоренном слове или по словарю: процедура, церемония.

Исключение: цыган, цыц, цыпленок, на цыпочках.

1. Вставьте пропущенные гласные в корнях слов.

Нак…пить деньги; ст…сненный в средствах; ст…пендия; пор…вну; прич…тающийся; нач…нающийся; ш…ковая терапия; распр…странять; обл…гать налогами; заверш…нный проект; погл…щениее; дем…кратия; обог…щаться; благотв…рительный акт; пож. нать плоды; ур…вень жизни; распор…жение; пр…оритет; осв…тить проблему; прекл…нение перед авто­ритетом; забл…стевшая звезда; п…тачок; д…тация; выб…рать метод; неук…снительное выполнение; сургуч…вая печать; сл…гаемые успеха; разв…вающиеся знамена; ц…в…лизация; ур…вновешенный руководитель; ежеквартальные выч…ты; посп…шить на заседание; п…лемика; обм…кнуть кисть; комп…нсация; отр…слевое хозяйство; неудачное ср…внение; оп…раться на специалистов; разв…вать промышленность; прил…жение к протоколу; сопр…водительное письмо; крупные инв…стиции; выч…сть из прибыли; арб…траж; прогн…зировать; акц…нтировать; деш…вая акц…я; ц…на; нат…рговать; закр…пить; ист…чать; д…брож…лательносгь; од…левать препятствия; от…гощать просьбами; погл…щать запасы; упр…щать схему; обр…сти покой; усм…рять стихию; упр…стить задачу; богатое ранч…; нормальное пол…жение.

2. Вставьте, где необходимо, и или ы.

Под…тожить, под…скивать, пред…стория, от…граться, акц…я, спец…фикац…я, ц…вилизованный, ц…ганский, инфляц…я, без…ниц…ативный, сверх…изысканный, контр…гра, пред…юльский, меж..нститутский, небез…звестный; без…дейный; без…нтересный; без…мянный, пац…ент, ц…клон, ц…тата, невз…скательный, об…грать, из…скать, галлюц…нац..я, ц…нк, ц…низм, пред…сторический, дез…нформация.

3. Распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выпишите слова с гласной А в корнях с чередованием, во второй — с гласной О, в третий запишите слова с другими корнями. Орфограмму выделите, выбор объясните.

Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отн..шения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты, г..ристый, заг..р, г..рец,уг..рный.

4.Перепишите, вставляя пропущенные буквы О-Ё. Найдите к каждому слову однокоренное с ним слово или измените его форму так, чтобы на месте ударного звука О был звук, обозначаемый буквой Ё.

Ж..ванный, реш..тка, ж..лоб, ж..лудь, щ..голь, ш..пот, тяж..лый, ж..лтый, деш..вый, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, ч..рточка, ч..рный, ш..лк, ч..лн, ч..ртик, уч..ба, зач..т, щ..тка, пч..лка, печ..нка, сч..т, пощ..чина, щ..лка, ч..лка, кош..лка, крыж..вник, обж..ра, трущ..ба.

2. Правописание согласных.

Данный раздел орфографии включает в себя следующие правила:

1. Правописание проверяемых согласных в корне слова;

2. Правописание непроверяемых согласных в корне слова;

3. Правописание непроизносимых согласных в корне слова;

4. Правописание удвоенных согласных.

Непроизносимый согласный в корне пишется в соответствии с тем, как он произносится в родственных словах:

властный – власть корыстный – корысть

местный – место безмолвствовать – молва

Следует запомнить: чувства, здравствуй, праздник, лестница.

Удвоенные согласные возможны:

— в корнях заимствованных слов (аккредитив, индифферентный, баллотироваться, иррациональный, коррупция, босс, коэффициент, беллетристика, оппозиция, дрожжи, апелляция);

— в корнях исконно русских слов удвоенные с и ж (ссора, жжение, россиянин, можжевельник, дрожжи, касса);

— на стыке морфем (приставки и корня, корня и суффикса) и составных частей (беззаконный, расслоение, юннат).

Удвоенные корневые согласные не сохраняются:

а) в первой части сложносокращенных слов: корпункт (корреспондентский пункт);

б) в конце сложносокращенных слов: собкор (собственный корреспондент);

в) в уменьшительно-ласкательных формах личных имен (Анна – Анечка).

Исключения: кристалл – кристальный, колонна – колонка, тонна – пятитонка, оперетта – оперетка.

5. Вставьте, где нужно, пропущенные согласные.

Перегру…пировка; ра…спрашивать; изгна…ник; чу…ство долга; неожида…ная глас…ность; крес…ный отец; а…сортимент; полнове..ные аргументы; громоз…кий товар; агре…сивный; многомес…ный автомобиль; ше…ствие по городу; кол…екционер; контрас…ные изображения; за­вис…ливый конкурент; шес…ствовать над детским кол…ективом; съес…ные припасы; про…ьба друга; искус…ный мастер; компроме…тировать; преце…дент; гиган…ский проект; бессо…ница; привил…егия; гал…ерея; безымя…ый; кол…едж; кас…ета; бел…етристика; кор…упция; вкус…ный обед; жить и здра…ствовать; все вокруг безмол…ствовало; безглас…ное существо; словес…ная перепалка; целос…ный подход; прес…ная пища; прои…шедший инци…дент; корыс…ный человек; суб…ота; ак…редитив; че…ствовать юбиляра; злос…ный неплатильщик; ус…ный ответ; час…ное письмо; ком…ерция.

6.Вставьте, где нужно пропущенные согласные.

Ак..орд, ак..уратный, ал..юминий, ап..етит, бар..икада, бюл..етень, вож..и, гал..ерея, грам..офон, дес..рт, ил..юзия. интел..игенция, кал..графия, кар..икатура, кас..ета, кол..ектив, колон..ка, колос..альный, ком..ентарий. ком..юнике, корал..овый, кор..ектура, кор..еспондент, кристал..ический, кристал..ьный, метал..ический, парал..ель, пас..жир, пер..он, привил..егия, прогрес..ивный, профес..ия, проце..ия, ре..урсы, сум..ировать, тер..ас..а, тер..ор, трол..ейбус, эф..ект.

Разделительный ъ пишется:

— в сложных словах (после двух-, трех-, четырех-): трехъярусный; четырехъярусный;

— в иноязычных словах (после приставок аб-, ад-, интер-, контр-, суб-, транс-, об: адъютант, субъективный.

Разделительный ь пишется перед е, ё, ю, я, и (не после пристав­ки) и в некоторых иноязычных словах перед о: премьера, судья, сеньор, крестьяне, бьется, павильон.

7. Вставьте, где необходимо, разделительные ъ и ь:

Об…явление; из…ян; свех…сер…езный; с…езд; прем…ера; компан…он; об…ект; павил…он; кон…юнктура; контр…агент; с…емщик; с…экономленный; необ…ятный; пред…явитель; об…единить усилия; сверх…активный работник; меж…ярусные перекрытия; п…янящая победа; об…основанное предложение; раз…укрупненный отдел; интересное интерв…ю; тарифные бар…еры; дет…ясли; с…язвить; дез…инфекция; меж…издательский; от…утюжить; суб…ект; ин…екция; ад…ютант; в…юк; кур…ер; двух…месячный; об…ектив; оп…янение; п…едестал; об…ективность; об…единение; п…еса; всеоб…емлющий; неот…емлемый; меж…областной; четырех…актный.

4. Правописание приставок.

Правописание приставок в русском языке может вызвать трудности, потому что они часто произносятся нечетко. Все приставки русского языка делятся на три группы:

Чтобы правильно писать приставки пре- и при-, необходимо помнить их значение:

— приближение, прибавление, присоединение, смежность: прибавлять, привокзальный;

— неполноту действия: приостановить, приоткрыть;

— доведение действия до конца: придумать.

— высшую степень качества (можно заменить словом «очень») в прилагательных и наречиях: преинтересный, преответственный;

— действие, достигающее предельной степени: преувеличивать, пре­восходить;

— то же, что и приставка пере-: прервать, преградить.

В приставках на з/с перед гласными и звонкими согласными пишется з, перед глухими – с: бесхозяйственный, исчислять, безразмерный, чрезвычайно.

В приставках роз- (рос-), раз- (рас-) под ударением пишется о, без ударения пишется : расписка, роспуск, разделить, розыгрыш.

Если корень слова имеет начальный и, то после приставок на со­гласный пишем -ы-: интересно – небезынтересно, искать – разыскать, играть – обыграть.

Однако: после приставок меж, сверх-, дез-, контр-, пост- и дру­гих иноязычных элементов пишется и: контригра, межинститутский, дезинформация.

8.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Пр…восходный метод; пр…купить товар; пр…городный район; пр…высить полномочия; пр…увеличивать знание чего-то; пр…открыть дверь; пр…образовательные реформы; п…р…счет наличности; пр…ютить бездомных; непр…менимый закон; непр…менное условие; правопр…емник; пр…умножить; пр…рогатива; пр…ступить закон; пр…тендент; пр…ступить к исполнению; пр…обрести навыки; пр…взойти самого себя; пр…емлемая цена; славное пр…бежище; пр…поручить ребенка бабушке; пр…проводить гостя; пр…следовать гуманные цели; пр…успевающий бизнесмен; не надо пр…бедняться; пр…звать к порядку.

9.Прочитайте словосочетания, запомните написание приставок.

прибывать в город, ПРЕбывать в неведении, ПРИдать оттенок, ПРЕдать забвению, ПРИтерпеться к чему-то, ПРЕтерпеть изменения, ПРЕтворить в жизнь, притворить дверь, ПРЕходящие радости, ПРИходящая няня, свежо ПРЕдание, хорошее ПРИданое.

10.Вставьте, где необходимо, пропущенную согласную:

Бес…численное множество; бе…системный по…ход; во…будить дело; ни…провержение; бе…срочный кредит; бе…спорный факт; ра…чет; pa…читать; бе…четный; ра…срочка платежа; со…дать условия; …жeчь бумаги; и…следовать возможности; высокие ра…ценки; бе…подобно; и…провать; о..таять; действовать и…подтишка; ра…спросить об всем; …дельная оплата; ра…тегнуть пальто; и…тупленно кричать; бе…действовать; бе…правное положение; ни…ший уровень; …дать экзамен; со…дать фирму; и…бежать ошибок; во….действовать на ход дела; бе…заботное детство; ра…черченный лист.

11.Объясните написание гласных -а- или -о- в приставках раз-, роз-, рас-, рос-.

Разыграть, розыгрыш, распустить, расписание, роспись, роспуск, разыскать, розыск, рассказ, россказни, рассылать, россыпь, врассып­ную, розвальни, разинуть, раздарить, рассредоточить, росчерк, рас­торгнуть, розданный.

Морфология и орфография что это. Смотреть фото Морфология и орфография что это. Смотреть картинку Морфология и орфография что это. Картинка про Морфология и орфография что это. Фото Морфология и орфография что это

Существительное – это часть речи, с помощью которой обозначают предмет. Существительное отвечает на вопросы: кто? что? (папа, песня). Их различают по родам, а изменяются существительные по падежам и числам. Бывают одушевленными (человек) и неодушевленными (дом).

Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство предмета, которое может проявляться с разной интенсивностью: быстрый, белый, старый. Качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткие формы: быстр, бел, стар.

Относительные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство самого предмета по его отношению к действию или другому предмету: железный, измерительный, дверной, надувной.

Притяжательные прилагательные – это прилагательные, указывающие принадлежность определяемого ими предмета кому или чему-либо: сестрин, отцов, лисий.

Числительное – это часть речи, которая обозначает: количество предметов, отвечая на вопрос: сколько?

Это количественные числительные: три, пятнадцать, сто тридцать пять.

Порядок предметов при счете, отвечая на вопрос: который?

Это порядковые числительные: третий, пятнадцатый, сто тридцать пятый.

Общее количество предметов, это собирательное числительное: оба, двое, четверо, шестеро, девятеро и т. п.

Местоимение – это часть речи, указывающая на лицо, признак или предмет, не называя их. Местоимения подразделяются на:

— личные: мы, я, ты, вы, она, оно, он, они;

— притяжательные: наш, мой, ваш, твой, свой;

— вопросительно-относительные: что, кто, каков, какой, чей, сколько, который, который;

— указательные: тот, этот, такой, столько, таков;

— определительные: самый, сам, весь, все, вся, всё, каждый, всякий, иной, любой;

— отрицательные: ничто, ничей, нечего, никоторый, некого;

— неопределенные: некоторый, нечто, некий, некто, несколько, что-то, кто-то, сколько-нибудь, кое-что, какой-либо.

Глагол – это часть речи, которая обозначает состояние или действие, отвечает на какой-либо из вопросов: что делать? что делал? что делает? что будет делать? и обладает признаками вида, лица, залога, времени, числа, рода и наклонения (в сослагательном наклонении, в прошедшем времени). Существуют такие формы глаголов: инфинитив, причастие и деепричастие.

Инфинитив – неопределенная форма без признаков лица, времени, числа, залога, рода и наклонения: спать, бежать, читать.

Причастие – неспрягаемая форма глагола, обозначает действие или состояние предмета в изменяемой во времени форме; причастие может изменяться по падежам, числам и родам, а также имеет признаки вида, времени и залога (этим и отличается от прилагательного).

Причастия, в свою очередь, подразделяются еще на несколько видов:

— действительное причастие – действие, совершаемое носителем признака: расцветший сад, читающий ученик;

— страдательное причастие – признак, который возник в результате воздействия чего-либо или кого-либо на носителя признака: гонимые ветром листья, брошенный камень.

Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначает действие как признак другого действия: обессилев, присел на скамью; говорил, не глядя в глаза. От причастия отличается тем, что имеет признаки залога и вида, но не изменяется.

Наречие – это часть речи, которая обозначает признак качества, действия или предмета, отвечая на вопрос: когда? как? где? почему? и т. п.

Основным признаком наречия является неизменяемость: вчера, медленно, везде и др. в состав наречий входят также местоименные наречия: нигде, где, так, никак, как, когда, иногда, никогда, откуда, отсюда, туда, куда, там, почему, поэтому, потому, зачем, затем и пр.

Предлог – это неизменяемая служебная часть речи, применяемая для соединения слов: к, в, с, из, на, у, между, сквозь, ради, во время, посредством, кругом, подобно, около, относительно, благодаря, согласно, спустя, неужели, несмотря на, в силу, в связи с, в зависимости от, по отношению к и т. д.

Союз – это неизменяемая служебная часть речи, служащая для соединения членов предложения и (или) частей сложного предложения (необходимо отличать союз от предлогов, предлог соединяет слова, а не синтаксические единицы).

— сочинительные союзы: да, и, а, или, но, либо, также, тоже;

— подчинительные союзы: прежде чем, когда, пока, чтобы, что, как, потому что, так как, благодаря тому что, будто, так что, словно, раз, если, хотя, для того чтобы, несмотря на то что, не только… но и…, не столько… сколько… и пр.

Связка – это служебное слово, оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола. Связка указывает на синтаксические отношения компонентов предложения. К связкам относятся слова, словосочетания, спрягаемые формы глаголов, формы глагола быть, например: это, это есть, есть, являться, значить, явиться, называться, означать. Часто связки опускаются и на их месте в предложении ставят тире, например: Автомобиль – [есть] не роскошь, а средство передвижения.

Междометие — часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения, но не называет их.
Междометие не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
Выражаемые междометиями чувства и волеизъявления передаются при помощи особой интонации:

Ах, сколько у меня интересного материала!

К междометиям не относятся:

— слова, обозначающие мгновенные действия: бах, хлоп, шлёп;

— слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц: тра-та-та, бум-бум, мяу-мяу и подобные.

12.Определите, какой частью речи являются слова: зноя, желтизна, засветились, над, лыжах, веет, могучий, новую, на, пышной, нам, не.

Правописание частей речи.

5. Падежные окончания существительных и прилагательных.

Буква и пишется в окончаниях существительных:

— III склон. ед. ч., а также на -ий, -ие, -ия в Предл. п.: о привиле­гии, в совокупности,

— разносклоняемых на –мя: о времени;

Буква е пишется в безударных окончаниях существительных ед. ч. I и II склон. (исключая Род. п.): о лотерее, Настасье Филипповне, в процессе, в начале.

После шипящих под ударением пишется о, без ударения – е в окончаниях:

поприще (Им. п.) – поприщем (Тв. п.)

продажа (Им. п.) – продажей (Тв. п.)

добыча (Им. п.) – добычей (Тв. п.)

большойбольшогобольшому, общегооб общем.

В окончаниях существительных множ. ч. в формах Род. п. и по­сле шипящих под ударением пишется е: гаражей, вещей.

В окончаниях существительных после ц под ударением пишется о, без ударения – е: кольцом, червонцем.

13. Образуйте предложный падеж существительных.

Заседание, прибыль, время, комиссия, вестибюль, энциклопедия, речь, алюминий, лотерея, аллея, бытие, открытие, подписание, оформле­ние, весть, фальшь, кофе.

14. От следующих существительных образуйте форму Тв. п.

Стаж, ловкач, тираж, ханжа, пассаж, туча, партиец, светоч, моло­дежь, дочь, платеж, биржа, ночь, ключ, помощь, врач, редакция, живопись, идея, Иван Иванович, участница.

15. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительные в нужном падеже единственного числа.

I.Рассказать о (постановка) (пьеса), говорить о (пьеса) и успехе её (постановка), быть на (открытие) (выставка), рассказать о (выставка) и её (открытие), присутствовать при (беседа) с (участница) (экспедиция), обратиться с вопросом к (участница) (экспедиция), подниматься по (лестница) на (башня), побывать в (башня) (крепость), лечиться в (амбулатория) (больница), выписаться из (больница), встретиться на (лекция) в (музей), возвратиться с (лекция).

II. Деревья в легком (иней), видеть корабли на (рейд), вернуться из (гавань), выступить на (конференция), выставка современной (живопись) и (архитектура), спорить об (идея) повести и особенностях её (композиция), отметить в (резолюция), в (постановление), в (отчет).

6. Имя числительное

Обратите внимание, что в сложных количественных числитель­ных склоняется каждая значимая часть слова.

16. Выполните задания:

а) просклоняйте числительные:

74 (семьдесят четыре), 154 (сто пятьдесят четыре), 397 (триста девяносто семь), 4638 (четыре тысячи шестьсот тридцать восемь).

б) запишите числа словами:

из 293 участников, с 642 городами, к 300 (летие) города, сумма 3794 и 856 равна 4650, в городе проживает более 2359486 человек, к 289 прибавить 153, школа пополнилась 375 учениками.

16. От приводимых ниже сочетаний образуйте сложные прилагательные.

40 граммов, 175 килограммов, 5 часов, 27 километров, 11 литров, 45 лет, 67 дней, 4 года, 9 метров, 11/2 минуты.

17. Прочитайте вслух приводимые ниже предложения, поставив числа в соответствующей падежной форме.

1.Частное от деления 8648 на 8 равно 1081, сумма этих чисел равна 8656, а разность равна 8640. 2.Произведение 99 на 85 равно 8415, сумма этих чисел равна 184, а разность равна 14. 3.Сумма 2194 и 756 равна 2950, а разность этих чисел равна 1438.

— сложные существительные с соединительными гласными о и е (снегопад, земледелие);

— сложные существительные и прилагательные, первой частью ко­торых являются количественные числительные (тысячелетие, трехметровый);

— сложные существительные, первой частью которых являются ино­язычные элементы агро-, фото-, гидро-, авиа-, кино- (агротехника, фотомодель);

— сложносокращенные слова (сбербанк, Роснефть);

— прилагательные, образованные из сочетания слов, по своему значе­нию подчиненных одно другому (внешнеторговый, многоуважаемый);

— прилагательные, употребляемые в качестве терминов, или выраже­ния, присущие книжному языку (нижеподписавшиеся, вышеперечисленный, крупноблочный).

Через дефис пишутся:

— существительные с иноязычными элементами (блок-схема, бизнес-форум, вице-премьер);

— существительные и образованные от них прилагательные, обозна­чающие названия общественных объединений, а также наименования про­фессий, должностей (социал-демократ, социал-демократический, премьер-министр);

— существительные и образованные от них прилагательные, обозна­чающие промежуточные стороны света и составные географические на­звания (северо-запад, юго-восточный);

— прилагательные, обозначающие равноправные понятия (между ни­ми можно вставить сочинительный союз) (русско-английский словарь);

— прилагательные, обозначающие оттенки цветов (светло-серый, яр­ко-голубой).

Существительные с корнем пол- и полу- пишутся:

— если второе слово начинается с гласной (пол-апельсина);

— если второе слово начинается с согласной л (пол-ложки);

— если второе слово обозначает имя собственное (пол-Кореи).

б) в остальных случаях (а также с корнем полу-) слитно: полумера, полмира.

Прилагательные с корнем пол- (полу-) пишутся:

а) слитно (полупровинциальный);

б) через дефис (пол-литровый);

в) раздельно (пол чайной ложки, пол выходного дня).

18. Определите написание следующих сложных слов.

а) Социал(демократ), (премьер)министр, (Центро)банк, (пресс)конференция, (бизнес)форум, (гос)дума, (авиа)почта, (тысяче)летие, (северо)восток, (ниже)подписавшиеся, (высоко)продуктивный метод, (бы­стро)действующее лекарство, (энциклопедически)обширные знания, (торгово)промышленный комплекс, (земля)трясение, (овощи)хранилище, (огонь)тушитель, (стоп)кран, (100)летие, (вице)премьер, (инженер)строитель, (авто)гонки, (электро)мотор, (десяти)минутный, (10)минут­ный, (ред)коллегия, (аэро)(фото)съемка, (броне)транспортер, (авто)портрет, (авиа)завод, (электронно)вычислительный центр, (юго)восточ­ный район, (западно)атлантический ветер, (древне)русский язык, (голубо)глазый ребенок, (трех)миллионный автомобиль, (экс)министр, (теле)ка­мера, (русско)финский, (много)уважаемый, (двадцати)летний стаж.

б) (Пол)часа, (пол)ночь, (пол)литра, (пол)третьего, (пол)лекции, (полу)круг, (пол)километра, (полу)меры, (пол)Африки, (пол)фирмы, (пол)офиса.

19. Раскройте скобки, напишите данные слова слитно, раздельно или через черточку.

(высоко)котирующаяся ставка _____________________________________

(евро)коммерческие векселя _____________________________________

8. Личные окончания глаголов

Познакомьтесь с таблицей спряжений глаголов. Определите, в чем отличие личных окончаний глаголов I и II спряжений?

Все глаголы на ить-, кроме брить,

гнать, дышать, слышать, держать, видеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть

Все остальные глаголы

Исключения: брить, стелить

20. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях глаголов.

21. Проспрягайте, если это возможно, следующие глаголы:

Бороться, зависеть, закончить.

22. Определите, в чем различие личных окончаний глаголов в фор­мах изъявительного и повелительного наклонений.

Примите наши поздравления! – Если примете телеграмму, сообщите нам.

Выпишите чек, пожалуйста. – Когда выпишете чек, оплатите.

Вынесите вещи из комнаты. – Когда вынесете, закройте дверь.

Вышлите документы! – Вы вышлете документы?

23. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните личные окончания, укажите спряжение глаголов.

1.И хоч..тся в поле, широкое поле, где, шествуя, сыпл..т цветами весна. 2.Грозно смотр..т из-под туч сумрачные горы. 3.На горе чуть-чуть держ..тся скала. 4.Ветки цветущих черешен смотр..т мне в окно, и ветер иногда усыпа..т мой стол лепестками. 5.На краю горизонта тян..тся цепь вершин. 6.Заунывный ветер гон..т стаю туч на край небес, ель надломленная стон..т, глухо шепч..т темный лес. 7.Снова замерло все до рассвета, дверь не скрипн..т, не вспыхн..т огонь. 8. Много чудес повидал я за свой долгий век, но что увид..те вы, буд..т еще прекраснее. Глубже раскро..т свои недра горы, вырастут новые города-сады.

9. Действительные и страдательные причастия

24. Вставьте нужную гласную в суффиксы.

Колебл…щийся курс; кол…щий предмет; каж…щееся превосходство; изуч…нный вопрос; выполня…мая работа; движ…щиеся предметы; за­вис…мое положение; вер…щий в справедливость; заключ…нный договор; осуществля…мые перемены; хлопоч…щие организации; кол…щая боль; стро…щееся здание; распределя…мые средства; дав…щее чувство; се…щий дождик; засе…нное поле; леч…щий врач; слыш…мый звук; та…щий снег; завис…мый депутат; колебл…мая ветром штора; стро…щееся здание; стел…щийся туман; управля…мый аппарат.

25.Объясните написание суффиксов причастий.

Сеющийся дождь; строящиеся дома; дремлющий старик; трепещущий на ветру; скачущая лошадь; ясно видящий цель; шепчущиеся кусты; пенящиеся волны; тающий снег; дышащий прохладой; стелющийся туман; клокочущий водопад; плачущий малыш; клеящие коробки; хлопочущие о детях; борющийся с ленью; хлещущий дождь; хвалящийся успехами; числящийся по списку; держащие знамена; зависящие от нас обстоятельства; значащееся по списку количество; колющий предмет; дежурящий милиционер; пилящий дрова; охраняющие границы; прячущийся в кустах; ненавидящий ложь; плещущееся море; рубящие лес; слышащие шум; зависящие от погоды; лечащий врач; рокочущая вдали; тяжело дышащий.

26. Вставьте, где нужно, букву Н.

Балован_ый ребенок, белен_ый потолок, брошен_ый листок, варен_ый картофель, поле вспахан_о, задание выполнен_о, вязан_ый на спицах шарф, вязан_ый свитер, желан_ая встреча, жарен_ая утка, зван_ый ужин, много раз игран_ый этюд, квашен_ая капуста, кован_ый сундук, краден_ые часы, крашен_ые волосы, куплен_ый билет, лакирован_ая шкатулка, ломан_ая линия, маринован_ые огурцы, маслен_ый пирожок, квартира меблирован_а, медлен_ый темп, мечен_ый атом, морожен_ое мясо, написан_ое письмо, колбаса нарезан_а, невидан_ое диво, неглажен_ая блузка, неждан_ый гость, немудрен_ый завтрак, неписан_ый закон, непрошен_ое вторжение, неслыхан_ая дерзость, нечаян_ое столкновение, ношен_ое пальто, уже ношен_ый жакет, ошибка обнаружен_а, статья опубликован_а, экскурсия хорошо организован_а, погашен_ый свет, подметен_ый пол, подписан_ый листок, покрашен_ый забор, полирован_ая мебель, поношен_ый пиджак, книга прочитан_а, путан_ые следы, ранен_ый боец, рван_ый рукав, решен_ая задача, рискован_ый шаг, свежеиспечен_ый пирог, свежеморожен_ые овощи, связан_ая шапочка, священ_ый долг, скошен_ая трава, беседка сломан_а, скован_ые движения, смышлен_ый мальчуган, сорван_ый цветок, стрелян_ый воробей, стрижен_ые волосы, ткан_ая скатерть, травлен_ый волк, тренирован_ый спортсмен, громкость увеличен_а.

10. Ь в глаголах, на конце наречий и частиц

— в неопределенной форме глагола после шипящих, на -ть, -ться (беречь, купить, беречься, бороться);

— в глаголах 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени (вычи­таешь, выбираешь, считаешь);

— в формах повелительного наклонения после шипящих и мягких со­гласных (ответь – ответьте, отмерь – отмерьте, услышь – услышьте);

— на конце наречий и частиц после шипящих (прочь, лишь, на­стежь).

27. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Сэконом…те; он разбирает…ся; сосредоточ…тесь на решении вопро­са; навзнич…; нужно надеят…ся на успех; ты распределяеш…; все сохраня­ет…ся, следует напряч… силы; не спор…те; не надо стеснят…ся; нельзя не увлеч. ся; предложение рассматривает…ся; песня слышит…ся; невтер­пеж…; точ…-в-точ…; встан…те и уйдите проч…; огранич…тесь лиш… замечанием.

28. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклоне­ния множественного числа.

Назначить, проверить, подъехать, представиться, поздравить, услышать, увидеть, ответить, ограничиться.

29. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Горяч. доч. обжеч..ся, зареж. кулич. мелоч. острич. сплош. тон..ше, уж. фальш. вскач. вояж. глуш. пейзаж. проч. свар..щик, убереч..ся, тягуч. январ..ский, платеж. пожарищ. стриж., воз..меш. колюч. ёж. испеч. кон..чик, ералаш. невтерпеж. ноч…, камен..щик, много куч. клян..чить, среж. тон..чайший, бережеш..ся, зон..тик, брич..ка, щелоч. биш. стрич..ся, декабр..ский, свеч..ка, брош. пил..щик, сроч..ный, ден..-ден..ской, плющ. мел..чайший, хрящ. кумач. наотмаш…, навзнич. замуж. молодеж. сторож. невмоч. с плеч. хорош. умнож..те, назнач..те.

В полном отыменном образовании (прилагательном) пишется нн, если слово образовано:

— от существительного с основой на н с помощью суфф. -н- (каменный, телефонный).

В полном отглагольном образовании, прилагательном и при­частии, пишется нн, если слово:

— на -ованный/-еванный (исключение: кованый, жеваный);

— образовано от глагола совершенного вида (купленный, созданный);

— образовано от глагола несовершенного вида, но имеет при себе за­висимые слова (недавно крашенная крыша).

В остальных случаях пишется н (ломаная линия, езженая дорога).

В кратком прилагательном пишется столько н, сколько и в полном:

образованна (образованная), ветрено (ветреный).

В кратком страдательном причастии пишется -н-: Некоторые вопросы были специально запутаны.

В кратком прилагательном (и в отглагольном, и в отыменном) пишется -нн-: Сюжеты рассказов были сложны и запутанны. Но: запла­канные глаза – глаза заплаканы; поношенное платье – платье поношено; общепризнанное превосходство – превосходство общепризнано.

В существительном и наречии, производном от отыменного или отглагольного образования, пишется столько н, сколько и в исходном сло­ве: умеренность – умеренный – умеренно; путаник – путаный – путано.

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, деланный, желанный, неслыханный, нежданный, негадан­ный, нечаянный, священный, считанный, дан­ный.

Таможе…ик; бесприда…ица; воспита…к; уче…ик; подли…ик; нефтя…ик; моше…ик; це…ник; собстве…ик; бессеребре…ик; совреме…к; фин…; конти…гент; компа…ьон; единомышле…ик; гости…ица; загра…ица; обеспече…ость; договоре…ость; дикови…а; взволнован…ость; масле…ица; довере…ость; то…а; трехто…ка; покло…ик; родстве…ик; листве…ца.

Иностранные инвестиции; полученная рекламация; иллюстрирован­ный журнал; платеж приостановлен; зарегистрированный багаж; багаж за­регистрирован; его действия ловки и сосредоточенны; факты не подкреп­лены; телефонный разговор; поступить ветрено и необдуманно; операци­онная прибыль; комиссионные; преимущественное право; фирма органи­зована специалистом; она аккуратна и организованна; кожаное пальто; технические данные; львиная доля; инвестиционная программа; провести решение законно; беспошлинно; серебряная монета; акт, составленный ко­миссией; миллионные сделки; собравшиеся сосредоточенны; сосредоточены на поиске решения; нефтяная компания; хваленые программы; совер­шенно секретно; сделка завершена; накопленный опыт; несвоевременный визит; в просьбе было отказано; заверенная подпись; смешанные акции; считанный товар; деревянный; длиннобородый старик; путаные речи;

раз­буженный ребенок; ряженые гости; идеи рассеяны впустую; сидели на­пряженно; врожденная деликатность; выдержанное вино; желанный ответ; нежданный гость; званый гость; вещи уложены; заседание окончено; гово­рили раздраженно; она была раздражена; решение законно; пересказать сокращенно; заявление значительно сокращено.

32. Определите различие основ в следующих отглагольных образо­ваниях;

развешанные вещи, (развешать)

развешенные товары (развесить)

замешанный в чем-то (замешать)

замешенное тесто (замесить)

выкачанный воздух (выкачать)

выкаченный велосипед (выкатить)

обвешанный покупками (обвешать)

обвешенный продавцом (обвесить)

33. Образуйте от ниже приведенных существительных прилагательные с суффиксами.

— н- весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина.

— ин – воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, утка, ястреб.

— енн – болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство, чувство.

— онн – авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, канализация, реакция.

Проанализируйте случаи слитного и раздельного написания наречий;

1) предлоги + краткие прилагательные:

вправо, налево, засветло

устремиться на верх горы

3) предлог + наречие:

происходило в век Петра I

4) предлог + числительное:

не было с начала века

6) предлог + прилагательное:

по-доброму, по-хорошему, по-немецки

5) повторение слова или основы (синонимия):

существительное + предлог + существительное: бок о бок, с глазу на глаз

существительное в Им. п. + существительное в Тв. п.:

34. Раскройте скобки, допишите гласные на конце наречий.

(За)прост…; (из)далек…; (с)прав…; (на)лев…; (с)лев…; (на)прав…; успеть (во) время; зловещ…; работать (по)долг…; тратить время (по)напрасн…; блестящ…; тратить время (по)пуст…; вытереть (на)сух…; разделить (по)ровн…; открыть настеж…; знакомы (из)давн…; сказать общ…; горяч… спорить; смотреть (с)высок….

35. Раскройте скобки. Укажите, слитно, раздельно или через дефис пишутся слова:

а) (в) двое; (в) пятером; (по) двое; (на) двое;

б) (по) всюду; (на) всегда; (до) нельзя; (от) туда; (из) вне;

в) (по) прежнему; (по) видимому; (по) иному; (во) первых; (во) вторых; (по) моему;

г) где (то); откуда (нибудь); куда (либо); (кое) где; куда (то); где (ни­будь);

д) (чуть) чуть; (давным) давно; (всего) навсего; (мало) помалу; (крепко) накрепко.

36. Выпишите наречия с раздельным написанием.

(В)высь подняться, взлететь (в)высь небесную, (в)век не забыть друзей, (в)век компьютеризации, уйти (в)конец коридора, (в)конец разобидеться, (в)косую расчертить, (в)накидку носить пальто, (во)время прийти, (в)пору испытаний, (в)пору сшит костюм, говорить (в)растяжку, отдать сапоги (в)растяжку, (в)тайне готовить сюрприз, (в) тайне кроется ответ, раздаться (в)ширь, (к)верху поднять голову, прикрепить (к)верху двери, (на)верх взойти, взойти (на) верх горы, (на)завтра будет праздник, (на)завтра отложить дела, надеяться (на)удачу, (на)утро выпал снег, строить планы (на)утро.

Слитно пишутся слова, которые не употребляются без не: не­взгода, ненавистный, негодуя. С частицей не пишутся раздельно глаголы, деепричастия, крат­кие формы причастий, числительные, местоимения (кроме отрицательных и относительных), служебные слова: не знать, не пять, не руководствуясь, не те, не изучен, не по (протоколу).

С частицей не пишутся раздельно существительные, прилагательные, наречия, полные формы причастий, отглагольные образования на -мый, если есть противопоставление с союзом а или конструкция усиленного отрицания: далеко не, совсем не, вовсе не, отнюдь не, никем не и др.; не дорогой, а дешевый; далеко не законченная работа; никак не оформленный груз.

С частицей не пишутся раздельно полные формы причастий, если есть зависимые слова, отглагольные образования на -мый, если это зависимые слова в форме Тв. п.: не понимающий нас друг; не видимые нами изъяны.

С частицей не пишутся слитно существительные, прилагатель­ные, наречия, если есть наречие меры и степени или возможна замена дру­гим словом без не: был невеселым (грустным), крайне непрактичный, слишком непрактичный.

С ударной приставкой не пишутся слитно отрицательные и не­определенные местоимения; некто, нечего, некоторые, некого.

При наличии предлога между не и местоимением все три слова пи­шутся раздельно: не в чем; не о ком.

Частица ни пишется слитно, если входит в состав отрицатель­ных местоимений или наречия и в отличие от приставки не находится в безударной позиции: ничто, нигде, никто, никуда.

Частица ни пишется раздельно, если она;

— часть союза ни…ни (Проект не утвердили ни директор, ни помощник);

— усиленное отрицание (Как ни убеждали, как ни аргументировали, проект он не подписал).

Обратите внимание: частица ни в сложноподчиненных предложени­ях всегда употребляется в придаточной части.

37. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы:

(Ни)кто (ни)за что (не)платил; вследствие (н…)обходимости; он (ни)о чем (н…)заботился; какая (то) (н…)понятная цена; как (бы) там (н…)было; кто (же) организатор? (кое) где; какая (нибудь) работа; ему (н…) ко­гда отдыхать; товар (н…) кому (н…) нужен; (н…) оплаченные счета; (н…) уловимое сходство; далеко (н…) любезный прием; (н…) усвоив правила; весьма (н.) надежный партнер; подписать, (н…) читая; (н..) достает про­фессионализма; ссылаться на кого (то), (и…) изучавшийся прежде метод; (н…) волить; еще (н…) дочитанная книга; (н…) готов к работе; (н…) дока­зать; надо (бы) решить проблему; вовсе (не) обычный прием; учить во что бы то (н…) стало; это звучало отнюдь (н…) убедительно; (н…) смотря на обилие багажа было удобно; показался (н…) кто молодой; уверенный, он был (н…) понят близкими; говорить было (н…) о чем; как (будто) что (то) решили; (н…) больше (н…) меньше; (н…) у кого (п…) было сомнений; почти (н…) изученный вопрос; (н…) отправленное вовремя письмо.

38.Проанализируйте таблицу слитного и раздельного написания грамматических конструкций.

пришел, чтобы сказать

1) что бы – местоимение + частица: думал, что бы сказать (что сказать бы)

все пришли, я также

2) то же – местоимение + частица:

сделал то же (самое)

так же – наречие + частица:

сделал так же (как он)

неглубокий, зато широкий

3) за то – предлог + местоимение:

за то озеро = за озеро

4) почему – потому – поэтому

наречия, иногда в роли союзов; почему (отчего, по какой причине)

не был, не знаю, почему (отчего не был)

4) по чему – по тому – по этому

местоимения с предлогом:

по чему узнал? – по явному признаку

за чем поспали? – за хлебом

5) итак – в роли союза, всегда вводное слово: итак, мы уезжаем

5) и так – союз с наречием:

сидел и так задумчиво смотрел

39. Определите слитное или раздельное написание следующих слов.

1. (По) этому принципу они и поступали,

2. Что (бы) правильно продать, нужно хорошо знать рынок.

3. (От) чего следует вести отсчет?

4. Фирма работала так (же), как и раньше.

5. (И) так, следует согласиться с большинством.

6. Сначала ознакомьтесь с текстом документа, (за) тем подписывайте.

7. Что (бы) ни предпринимали руководители, сотрудники не согла­шались.

8. Занесите в протокол так (же) и следующие фамилии.

9. (За) тем домом находился сад.

10. (За) тем, что происходило здесь, наблюдали все.

11 От) того-то во время молитвы попросил ты себя поминать.

12 (По) тому, как он посмотрел на девушку, она все поняла.

Через дефис пишутся парные предлоги: из-за, из-под, по-над, по-за.

Слитно пишутся отглагольные и наречные предлоги: впереди, вслед.

Слитно пишутся производные предлоги: внутри, вследствие, навстречу, насчет, ввиду, наподобие, вместо, вроде, сверх, вслед.

Подумать насчет количества.

Раздельно пишутся предлоги: в течение, за счет, в продолже­ние, несмотря на, в области, в виде, в связи, невзирая на.

Команда победила за счет энтузиазма спортсменов.

Раздельно пишутся предлоги с существительными:

Положить деньги на счет в банке.

В течении реки отсутствуют повороты.

40. Напишите слитно, раздельно или через дефис.

(В) продолжени… переговоров председатель был очень любезен. (В) виду недостатка средств фирма не завершила сделку. (В) области экономи­ки имеются определенные сдвиги. (Не) смотря на экономический кризис фирма продолжала работать. Деньги перевели (на) счет фонда. Торговля данной продукцией приносит прибыль (с) верх меры. Презентация состоя­лась (за) счет фирмы. Зарплата выдавалась (в) виде производимой продук­ции. Рассчитывать (на) встречу с профессором сегодня он не мог. (В) следствии … втягивались все новые и новые люди. (В) последстви… своего по­ступка он не сомневался. Из (за) разногласий партнеров сделка не состоя­лась.

41. Раскройте скобки, определите слитное или раздельное написа­ние слов.

(В) виду обстоятельств _______________________________________________

Что (бы) придумать в этой ситуации? ___________________________________

(В) продолжение целого семестра ______________________________________

Всегда одно и то (же) ________________________________________________

Распорядиться (на) счет прибыли ______________________________________

Радоваться (по) детски _______________________________________________

Союз ЗАТО пишется слитно, по значению он близок союзу НО. Союз ЗАТО следует отличать от сочетания указательного местоимения ТО с предлогом ЗА.

Сравните:
Пахарь не поет; ЗАТО плотники, каменщики, штукатуры — почти неумолкающие певцы.
И все звери очень любили и уважали Жирафа ЗА ТО, что он такой большой и чистый.
Союзы ТАКЖЕ И ТОЖЕ пишутся слитно. Они являются синонимами и легко заменяют друг друга. Это свойство можно использовать для проверки. Если же такая замена невозможна, то перед нами не союзы, а сочетания указательного местоимения ТО или ТАК с частицей ЖЕ, которые пишутся отдельно. Частицу ЖЕ в таком случае часто можно просто опустить.

Сравните: Она не покидает меня день и ночь; я ТОЖЕ не выказываю поползновения удрать от нее, – связь, стало быть, крепкая, прочная. И генерал уставил на меня свои серые, готовые заплакать и в ТО ЖЕ время ликующие глаза. Неужто и его сокровенных читателей осталось ТАК ЖЕ мало, как нас?

Союз ЧТОБЫ (ЧТОБ – разг.) пишется слитно. Его следует отличать от сочетания местоимения ЧТО с частицей БЫ, которую можно легко опустить, не разрушая смысла предложения. Сравните: А желали бы вы, ваше превосходительство, ЧТОБЫ к вам опять вернулась ваша молодость? ЧТО БЫ я стал с ним делать, если бы подписавший его нарушил условия?
Союзы ПРИТОМ и ПРИЧЕМ пишутся слитно, они синонимичны и легко заменяют друг друга, что можно использовать при проверке. Их следует отличать от сочетаний предлога с местоимением ПРИ ТОМ и ПРИ ЧЕМ. Сравните: Он всегда был при деньгах, ПРИТОМ любим товарищами и уважаем начальством. А через два дня ее из лесу привезли в фургоне, в котором питание доставляли, и баба Аня ее увидела, стоя у котла с баландой: она ПРИ ТОМ котле была на раздаче. И еще тикают ходики, ПРИЧЕМ как-то так, что кажется, что они вот-вот остановятся.
Раз уже ему обещали хорошее место, да пришел кто-то другой и сел на это место, так он НИ ПРИ ЧЕМ и остался.

42. Раскройте скобки.

1. И что(бы) она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал. 2.При(чем) сон повторился два или три раза, как будто прокручивали одну и ту же пленку.
3. И в то(же) время было заметно, что там, в лавке, тайная торговля водкой уже идет.
4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что(бы) показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару. 5. В его уединенную комнату никогда не заглядывала богатая ливрея, при(том) в такое необыкновенное время. 6. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за(то) часто присылал с земляками гостинцы и письма.
7. И для Анисима отыскали то(же) красивую невесту. 8. В деревне такой уж обычай: сын женится, что(бы) дома была помощница. 9. Но дураком меня Господь Бог то(же) не уродил: я белое черным не назову; я кое-что то(же) смекаю. 10. Я-то при(чем) здесь?
11. Я их то(же), со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит. 12. Понимаю так(же) и то, что не почитай она себя при смерти, – не подумала бы она обо мне. 13. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, и в то(же) мгновенье, в нескольких шагах от меня, раздался крик. 14. То(же) был помещик, и богатый, да разорился. 15. Не одним состраданием дышало ее лицо тогда: оно пылало так(же) ревностью. 16. Он хватает эти нервные руки и, что(бы) успокоить их, сжимает в своих ладонях. 17. Древние гностики чувствовали это так(же) хорошо, как и я в свои пять лет. 18. Я понимаю, что товарищу Валикову нанесен материальный ущерб, но объективно я тут ни при(чем). 19. Все так(же) будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега. 20. Того ради смотри прилежно, когда что хочешь о других говорить, опасайся, что(бы) при(том) слуг и служанок не было. 21. Невзлюбила его сноха: а вот за(то), что он никакой не ответственный, не руководитель. 22. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что(бы) такое приятное сделать снохе. 23. Можно допустить так(же), что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу. 24. Я оставался при(том), что имел. 25. Ах, если так, он в прах готов упасть, что(бы) вымолить у друга примирение. 26. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за(то) время он не издал ни одного звука. 27. Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и при(том) выбираем из них самые неинтересные. 28. Одета она по последней моде: сидит сразу на трех стульях, при(чем) один стул занимает она сама, два другие ее турнюр.

Контрольные задания по орфографии

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Д…говор; пр…двид…ть спрос; к…мпания единомышле…ников; пр…обрести серт…фикат; об…единение предпр…нимателей; он узн…ет ко…мерческую информацию; он услыш…т новую к…нцепцию; он услыш…л об открытии конференц…; он труди…ся; формировать в течени… жизни; согласно рекомендац…; вследстви… обст…ятельств; оказывать помощ… и разв…вать пр…мышленность; н…кто н… сделал ра…чет; ра…читы­вать расходы; ув…личить коллекцию; уст…навливать пр…имущество ма­тер…ала; извес…ная ц…тата; г…потеза о развит…; просв…ще…ное пок….ле-ние; и…ку…твенный инте…ект; стеклян…ый; ник…лированный; ж…лтая пресса; ответы необдума…ы; н…благоустрое…ое общ…житие; рез…мировать; благ…дарить; отдать предп…чтение; отметка о наличи… пр…ложения; завися…щий от обст…ятельств; вид…вший протокол; про…кт рас…матривается; немедле…о ознаком…тесь с дан…ыми; необ…яснимый страх; хоро­ший а…сортимент; п…пулярный дир…жер; переговоры о заключени… сделки; если вы вышл…те к…нтракт; вопрос должен обсуждат…ся; при…ти на апел…яцию после экзамена; он услышит об изменен… в расписан…; девят…сот пят…десят восем…; стари…ый тра…вай; трол…ейбус; гости…ая комната; с…годняшнее собрание было организова…о хорошо; организова…ый человек; дискус…ион…ый вопрос; вы пиши..те красиво; пиш…те мне чаще; можно увид…ть персп…ктивы; под…тожить результаты; прил…гать усилия; в отличи… от компании, ув…личить капита…; инц…дент в общ…житии.

2. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, определите написание слов, раскрыв скобки.

(Кратко)срочное кр…дитование; (восточно)европейский союз; (социально)культурные проблемы; бес…рочный вклад; с…уда, обеспечен…ая цен…ыми бумагами; (в)течени… всей дороги; (сверх…)серьезный компан…он; необходимо (чуть)чуть к…снут…ся дан…ой темы; колыш…щиеся ветви; под…тожить результаты …делки; (внешне)торговое ведомство; (торгово)промышлен…ый комплекс; следует иметь (в)виду; акция (не)продумана; постав…те все на место; програм…а инв…стирования; (высоко)котирующаяся цен…ая бумага; (не)размен…ые монеты; по…тверждение задолжен…ости; пр…обладание капитала; (не)опротесто­ван…ый вексель; без…нициативный ком…ерсант; доход (не)велик; отре­монтировать (за)нов…; (кое)где (в)дали; серебрян…ый предмет; та…шее масло; не ищ…те никогда; об…ект (не)приватизиру…т…ся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *