Морфология синтаксис пунктуация орфография графология что лишнее
ромб, трапеция, квадрат, треугольник
3. барометр, флюгер, термометр, компас, азимут
4. феодал, раб, крестьянин, рабочий, ремесленник
5. роман, пословица, поэма, рассказ, повесть
6. размножение, питание, рост, сознание, дыхание
7. дождь, снег, осадки, иней, град
8. треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
9. пейзаж, мозаика, икона, фреска, кисть
10. очерк, роман, рассказ, сюжет, повесть
11. параллель, карта, меридиан, экватор, полюс
12. ртуть, алюминий, медь, серебро, железо
13. литература, живопись, наука, зодчество
14. длина, масса, объем, скорость, метр
15. пар, лед, вода, огонь, снег
16. пролог, кульминация, информация, развязка, эпилог
17. колебания, сила, скорость, вес, плотность
18. куба, вьетнам, япония, исландия, ирландия
19. доход, прибыль, кредит, депозит, обмен
20. описание, сравнение, иносказание, сказка
21. аорта, вена, сердце, артерия, капилляр
22. морфология, синтаксис, пунктуация, орфография, графология
23. тело, площадь, объем, высота, длина
24. корень, стебель, лист, тычинка, цветок
25. стихия, ураган, цунами, смерч, торнадо
26. нос, лоб, глаз, язык, ухо
27. цилиндр, куб, ромб, шар, пирамида
28. серебро, ртуть, золото, платина, радон
29. запятая, точка, двоеточие, союз, тире
30. история, астрология, биология, астрономия, физика
Ответ:1предлог, 2круг,3 азимут, 4 рабочий, 5 пословица, 6сознание,7осадки,8отрезок,9кисть,10сюжет,11-,12ртуть,13-,14метр,15огонь,16-, 17 колебания, 18куба,19-
что изучает МОРФОЛОГИЯ? СИНТАКСИС? ПУНКТУАЦИЯ? ФОНЕТИКА?
1. МОРФОЛОГИЯ – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи. Основной объект морфологии – слово. Морфология устанавливает общие грамматические значения, морфологические признаки, на основании которых слова группируются в грамматические классы, называемые частями речи.
ЧАСТИ РЕЧИ делятся на САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ (знаменательные) и СЛУЖЕБНЫЕ. Каждая самостоятельная часть речи обладает только ей присущим общим грамматическим значением (например, у существительных это значение предмета, у прилагательных – признака предмета, у глаголов – действия предмета) и своим набором морфологических признаков.
К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ относятся:
● имена существительные;
● имена прилагательные;
● имена числительные;
● местоимения;
● глаголы;
● наречия.
Первые четыре части речи являются СКЛОНЯЕМЫМИ, глагол – СПРЯГАЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, а наречие – НЕИЗМЕНЯЕМАЯ. В предложениях самостоятельные части речи выступают в роли главных и второстепенных членов.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ не обозначают ни предметов, ни признаков, ни действий; не изменяются и не являются членами предложения. Они выполняют служебные функции:
● выражают отношения между словами и служат для связи слов в предложении (предлоги);
● соединяют однородные члены и части сложных предложений (союзы);
● образуют формы слов или придают словам определенные оттенки значений (частицы).
Вне самостоятельных и служебных частей речи находятся МЕЖДОМЕТИЯ, а вне системы частей речи вообще – ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА.
2. СИНТАКСИС – это раздел науки о языке, в котором изучаются СЛОВОСОЧЕТАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
3. ПУНКТУАЦИЯ – это раздел науки о языке, в котором изучается СИСТЕМА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ и ПРАВИЛ ИХ ПОСТАНОВКИ.
4. ФОНЕТИКА – это раздел науки о языке, в котором изучаются ЗВУКИ РЕЧИ.
ЗВУКИ – это минимальные языковые единицы, из которых состоят произносимые слова. На письме звуки речи обозначаются буквами. БУКВЫ – это графические знаки, предназначенные для обозначения звуков речи на письме.
Один и тот же звук может быть обозначен разными буквами, например, первый звук [с] в слове сказка обозначен буквой С, а второй звук [с] обозначен буквой З; звук [и] в слове МИЛЫЙ обозначен буквой И, в слове РЕКА – буквой Е, а в слове ПЯТНО – буквой Я.
ЗВУКИ мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.
Все звуки речи делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ.
Комплексный тест по русскому языку( разделы «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация»)
1. Установите соответствие между выделенными словами и частями речи, которыми они являются:
Кудрявые деревья, слабо мерцая каждой(1) веткой, покрытой(2) острым(3) инеем, белели по сторонам
2. Форму только множественного числа имеет существительное:
3. НЕ употребляется в полной форме прилагательное:
4. Падежная форма числительного триста шестьдесят пятый употреблена правильно в сочетании:
А) триста шестьдесят пятому дню
Б) тремястами шестьюдесятью пятым днем
В) триста шестидесяти пятого дня
Г) о трехсот шестидесяти пятом дне
5.Деепричастие несовершенного вида можно образовать от глагола:
6. Правильно употреблено личное местоимение они с предлогом в сочетании :
7. Не имеет краткой формы прилагательное:
8. Форму только единственного числа имеет существительное:
9. Установите соответствие между выделенными словами и частями речи, которыми они являются. Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощён(1) был последний звёздный просвет, слепой ветер, закрыв(2) лицо рукавами, низко(3)пронёсся вдоль опустевшей улицы (В. В. Набоков).
10. В каком ряду все слова являются причастиями?
А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый
Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный
В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено
Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая
1. Имя существительное является главным словом в словосочетаниях (выберите не менее двух вариантов):
2. Установите соответствие между предложением и его типом:
1. Свежеет, и блеск вечера меркнет
2. На мысу, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов
3. По темным еще склонам, обращенным к нам, сползали вниз струи молочно-белого тумана и как будто искали места потемнее и посырее
3. Ошибка в управлении допущена в словосочетании:
А) предупредить об опасности
Б) поделиться впечатлениями
В) свойственный ему
Г) выйти с троллейбуса
4. Грамматическая ошибка(нарушение синтаксической нормы) допущена в предложении:
А) На красной глине, еще не просохшей после дождя, отчетливо видны следы какого-то зверя
Б) Все, кто любят научную фантастику, пришли на встречу с писателем
В) В 2005 году МГУ праздновал свое двухсотлетие
Г) Часть пчел перелетала туда и вновь преграждала муравьям дорогу
5. Укажите, каким членом предложения является подчеркнутое слово:
Часть матросов со «Смелого» под командой Марченко ушла драться
с генералом Корниловым.
А) часть сказуемого;
Б) обстоятельство цели;
Г) обстоятельство причины
6. Укажите предложения, в которых есть вводные слова(не менее двух):
А) Одичаешь знаете ли если будешь все время сидеть взаперти.
Б) Знаете ли вы украинскую ночь?
В) Не раз в дождливые осенние вечера мне бывало тоскливо.
Г) Простой воспитанник природы так я бывало воспевал мечту прекрасную свободы
7. Назовите тип предложения:
А утром всё хрустело вокруг подмёрзшие дороги листья на крыльце чёрные стебли крапивы торчавшие из-под снега. (знаки препинания не расставлены)
Б) простое, с обобщающим словом, однородными членами предложения, причастным оборотом.
В) простое, с однородными членами предложения, деепричастным оборотом.
Г) простое, с обобщающим словом, причастным оборотом.
8. Определите верную характеристику предложения:
Дымится поле рассвет белеет в степи туманной кричат орлы. (знаки препинания не расставлены)
А простое предложение с однородными членами
Б) сложносочинённое предложение
В) сложноподчинённое предложение
Г) бессоюзное сложное предложение
9. Отметьте предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире:
А) Бедность не порок.
Б) Главный и неиссякаемый источник языка сам народ.
В) Чтение книг полезное занятие.
Г) Защищать свою страну долг каждого гражданина.
10. Какое сочетание слов из данного предложения является словосочетанием со связью управление:
Только опыт создает настоящего мастера.
Б) настоящего мастера
1. Безударная проверяемая гласная корня пропущена во всех словах ряда:
А) Тр..пинка, к..сание, наг..реть
Б) Ав..нтюра, к..нтинент, попл..вок
В) Докум..нтальный, ак..демия, вым..кнуть
Г) Упр..стить, поз..лотить,х..лщовый
2. Одна и та же буква пропущена во всех словах ряда:
А) пред..сторический, контр..гра,дез…нформация
Б) пре..сказать, на..строить, на..треснутый
В) пред..юбилейный, сер…зный, прем…ера
Г) бе..сознательный, рас..ветный, и..жарить
3. Буква Е пропущена в словах( не менее 2 вариантов):
4. Буква Е на месте пропуска пишется в обоих словах ряда:
А) Вход..шь, покида..мый
В) Разбива..шь, наруша..мый
5. –Н- пишется на месте цифры(цифр):
Где-то невидимо летит ночная птица, в воздухе трепещет таинстве(1)ый и странный звук, точно чем-то шерстя(2)ым торопливо отирают сухие камни. Тьма на земле становится гуще, сырее, теплее, небо уходит выше, и все ярче сверкают звезды в серебря(3)ом тумане Млечного Пути.
6. Оба выделенных слова пишутся слитно в предложении:
А) (НИ)ЧЕГО не вижу на этой картине и (ПО)ЭТОМУ не хочу смотреть
Б) Он вышел в коридор, попал в КАКОЙ(ТО) двор и (ОТ)ТУДА на улицу
В) Я,(ПО)МОЕМУ понятию, может быть и ошибочному, не согласился с известными (ДО)НЫНЕ переводами
Г) Он даже овладел собой, по крайней мере (С)НАРУЖИ, но лицо его было бледно (ПО)ПРЕЖНЕМУ.
7. Не (ни) со словом пишется раздельно в предложении:
А) По моим соображениям, теперь мы должны были находиться (не)далеко от куполообразной горы
Б) Всем хорошо знакомый и, казалось бы, ничем (не)замечательный гриб опенок принадлежит, оказывается, к семье светящихся грибов
В) Уэллс вводит читателя в атмосферу чуда, сказки, с (не)обычайным лукавством
Г) А когда передний занавес ушел вверх, на сцене уже ни(кого) не было, кроме одинокого артиста
8. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы:
Если можно было разл()чить огоньки в темне()щей д()лине далеко внизу, на пр()брежье тесного залива, который, уходя к востоку, все ра()ширялся и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба. Но к горам уже по()ступала бе()просветная ненас()ная ночь.
Ответ: различить, темнеющей, долине,прибрежье, расширялся, подступала, беспросветная, ненастная.
9. В каком ряду все слова пишутся НЕ СЛИТНО?
А) (ново)сибирский, (глухо)немой, (выше)указанный
Б) (плохо)скрываемый, (всемирно)известный, (мало)пригодный для жизни
В) (дико)растущий,(близ)лежащий, (ясно)видящий
Г) (пепельно)серый, (выпукло)вогнутый, (исторически)значимы
10. В каком предложении выделенное слово является предлогом и пишется СЛИТНО?
А) (В)ТЕЧЕНИЕ всего пути он хранил молчание.
Б) Что вы имеете В(ВИДУ)?
В) Плавать в этой реке опасно (В)СЛЕДСТВИЕ быстрого течения и водоворотов.
Г) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.
11. Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно (не менее двух)
А) Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
Б) И что(бы) она ни делала, всё выходило красиво.
В) Что(бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать.
Г) Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
12. В каком варианте НЕ пишется раздельно?
А) (не)прерывное (не)домогание
Б) мне это вовсе (не)интересно
Г) это было (не)избежно
13. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?
14. В каком слове приставка оканчивается на глухую согласную?
А) пре…шествовать состязанию
Б) по…толкнуть локтем
15. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.
А) Я пройду тихонько (В)ДОЛЬ забора.
Б) Самые высокие порывы человеческой души связаны с чувством Родины, которое ВРЯД(ЛИ)можно выразить обычными словами.
В) (ПО)ВИДИМОМУ, наша поездка приближалась к концу.
Г) Я молчу, глядя (В)ДАЛЬ моря.
1.Правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия содержится в утверждении:
Под деревьями земля усеяна осыпавшейся хвоей( ) и не растет трава
А) Простое предложение с союзом И, запятая не нужна
Б) Простое предложение с союзом И, запятая нужна
В) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая
Г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И не нужна запятая
2. Запятые в предложении должны стоять на месте цифр:
Сквозь полог сосновых игл пробились яркие папортники(1) пышно раскинувшиеся причудливой бахромой(2) и (3) стоявшие недвижимо(4) не шелохнув листом.
3. Запятые в предложении должны стоять на месте цифр:
Так(1) вероятно(2) прошли мы километра три, и (3)наконец(4) я остановился, чтобы сориентироваться.
4. Запятые в предложении должны стоять на месте цифр:
Никита ухаживал за медведем(1) и медведь так полюбил его(2) что (3) когда Никита уходил куда-либо (4) зверь тревожно нюхал воздух и бегал по двору.
5. Правильное объяснение постановки двоеточия содержится в утверждении:
Суда поспешно не чини: непрочен суд земной
А) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части
Б) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части
В) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части
Г) Первая часть бессоюзного сложного предложения на условие совершения того, о чем говорится во второй части
6. Запятые в предложении должны стоять на месте цифр:
Солнце быстро опускалось(1) и лес темнел. Маленькая горная тропинка делала(2) по-видимому (3) совершенно ненужные повороты и кривулины, точно для того только, чтобы помучить нас. Солнечный закат в горах удивительно красив. Тени нарастают, и со всех сторон, точно сознательно, будто живая, начинает надвигаться на вас ночная глухая мгла. В лесу прежде всего поражает(4) дающая полный разгул воображению (5) тишина, точно идешь по какому-то заколдованному царству. Днем эта тишина нарушается ветром и птицами (6)а ночью вы окончательно предоставлены самому себе (7) и невольно прислушиваетесь уже к тому, что незримо хранится в глубине вгшей души. Выплывают смутные образы, неясные лица, звуки (8) и краски.
7. Расставьте знаки препинания в предложении.
Матрос сказал дочери(1) чтобы она уложила его мешок(2) перечислил все необходимые вещи(3) и дал несколько советов.
8. Расставьте запятые в предложении.
Егорушка(1) задыхаясь от зноя(2) который особенно чувствовался теперь после еды(3) побежал к осоке и отсюда оглядел местность.
9. Расставьте запятые в предложении.
Она(1) то читала(2) то(3) опустив книжку на колени(4) глядела на море(5) на кувыркавшихся дельфинов(6) на дальний(7) красноватый(8) слоистый(9) и обрывистый берег(10) покрытый сверху скудной зеленью.
10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
А) Много желал да ничего не поймал.
Б) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
В) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
Г) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
11. В каком случае словосочетание «будьте добры» выделяется запятой?
А) Будьте добры (,) приготовить счет и пришлите его по почте.
Б) Будьте добры (,) присоединиться или не отвлекайте других, пожалуйста.
В) Будьте добры (,) осуществить это, однако соблюдайте осторожность.
Г) Будьте добры (,) передайте письмо Николаю.
12. В каком из предложений между определениями не нужно ставить запятую?
А) Впереди виднелась зеленая (,) березовая роща.
Б) Отовсюду доносились веселые голоса (,) радостные песни, шутки.
В) В ее доме всегда было уютно (,) красиво (,) светло и сытно.
Г) На хмурых (,) корявых деревьях тут и там виднелись вороньи гнезда.
13. В каком случае перед сравнительным оборотом на месте скобок не нужная запятая?
А) Сегодня небо (,) как хрустальный купол.
Б) Ты прекрасна (,) словно майская роза.
В) С высоты мне виделся огромный город (,) что жужжащий улей.
Г) Дождь лил (,) как из ведра
14. В каком из предложений при определительном обороте не нужно ставить запятую?
А) Чуть в стороне от дома я увидел маленькую девочку (,) заплетающую косички тряпичной кукле.
Б) Идя по темной лесополосе (,) шептавшей на своем таинственном языке, я трясся от страха.
В) Дети возвращались с катка (,) разрумянившиеся от мороза.
Г) Размышлявший о вечном (,) он был похож на памятник.
15. В каком случае при обстоятельственном обороте на ставится запятая?
А) Уходя из дома (,) не забудьте выключить электроприборы.
Б) Город потемнел в преддверии грозы (,) надвигавшейся со стороны леса.
В) До полудня водитель по заранее продуманному маршруту (,) ехал не прерываясь.
Г) Девушка улыбнулась (,) а проходя совсем близко от меня, громко поздоровалась и предложила познакомиться.
16. В каком случае не нужно ставить точку с запятой?
А) Он писал что-то в тетради, изредка вскидывая голову и задумываясь, в то же время прислушивался к звукам улицы (;) и параллельно рассеянно отвечал на вопросы матери.
Б) Цветы на подоконнике начали цвести, издавая нежный аромат, одурманивая и радуя глаз (;) они выделялись яркими пятнами.
В) Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озёр (;) какие чудесные растут леса.
Г) Он писал что-то в тетради, изредка вскидывая голову и задумываясь, в то же время прислушивался к звукам улицы (;) и параллельно рассеянно отвечал на вопросы матери.
Статград русский язык 8-9 класс варианты РЯ2190701 РЯ2190702 с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ
Диагностическая работа №2 ОГЭ 2022 статград по русскому языку 8-9 класс составлена на тему орфография, синтаксис и пунктуация (задания 2-5), тренировочные варианты РЯ2190701, РЯ2190702 с ответами официальная дата проведения работы 16 декабря 2021 год.
Скачать варианты
Ответы для вариантов
Решать тренировочные варианты РЯ2190701 РЯ2190702 статград по русскому языку 8-9 класс:
Сложные задания с 1 варианта:
1)Прочитайте текст. (1)Электронные средства связи – это не только новые возможности, но и новые опасности. (2)Общаясь в чатах, можно легко обмануть другого человека. (3)Люди часто дают неправильную информацию о своём возрасте и внешности и всегда готовы рассказать о вымышленных достижениях в карьере и учёбе. (4)Именно поэтому, вступая в переписку с незнакомым человеком, не стоит верить каждому его слову. (5)Нужно относиться к информации из социальных сетей скептически и понимать, что каждый из нас хочет выглядеть в глазах других лучше, чем он есть, и из-за этого иногда привирает. Какие из перечисленных утверждений являются верными. Запишите номера ответов.
2)Прочитайте текст. (1)Иногда во время заката можно увидеть в небе световые столбы, будто бы «возведённые» солнцем. (2)Это оптическое явление так и называют солнечными (или световыми) столбами. (3)Солнечные столбы – это лучи, которые тянутся от источника света. (4)Солнечные столбы возникают в результате отражения солнечных лучей от плоских кристаллов льда в атмосфере Земли, образующихся в перистых облаках в верхней тропосфере и в других, более низких слоях в холодное время года. (5)Обычно световые столбы образуются благодаря Солнцу, но иногда источником их света становятся Луна, прожекторы или уличные фонари. Какие из перечисленных утверждений являются верными. Запишите номера ответов.
3)Прочитайте текст. (1)Существует несколько теорий возникновения Луны. (2)Последние данные свидетельствуют в пользу гипотезы гигантского столкновения, согласно которой Луна сформировалась после того, как на Землю упала планета размером с Марс, выбросив вещество на околоземную орбиту. (3)Вероятно, подобные столкновения на ранней стадии формирования Солнечной системы были явлением распространённым. (4)Эта гипотеза также объясняет ещё одну из загадок Солнечной системы: Венера вращается в сторону, противоположную той, в какую вращаются все остальные планеты. (5)Всё становится на свои места, если предположить, что направление вращения планеты изменилось из-за соударения с другими планетами. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
4)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. Быть независимым (1) вот главное стремление многих молодых людей (2) живущих в наше время. Впрочем (3) мало кто думает о том (4) что вместе с обретённой независимостью в жизни человека появляется масса проблем. Никто больше не обязан отвечать за твои поступки вместо тебя (5) так что теперь ты всегда должен сам справляться с проблемами (6) даже если они возникают неожиданно. Обязанности и ответственность (7) это и есть верные спутники независимости.
5)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Иногда ты смотришь на человека (1) и сразу понимаешь (2) что он станет твоим другом. Вместе вам всё будет по колено (3) любая беда (4) любая неудача. И если ты окажешься достоин такого друга (5) он будет рядом с тобой всегда (6) и в беде (7) и в счастье.
6)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Володя боялся (1) что поездку перенесут из-за плохой погоды (2) но утром на следующий день увидел (3) проснувшись (4) голубое небо с (5) плывшими по нему маленькими белыми облаками (6) и волны (7) мягко разбивающиеся о берег.
7)Замените словосочетание «взглянул c грустью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
8)Замените словосочетание «человек без принципов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
9)Замените словосочетание «волчий хвост», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
10)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ЦИТРУС – в корне слова буква И обозначает мягкость предшествующего согласного. 2) ССЫЛАТЬСЯ (на источник) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 3) ОБЪЕДИНЕНИЕ – перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставок на согласные пишется разделительный Ъ. 4) ВЫЗУБРЕННОЕ (определение) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН. 5) ВЫРАЩЕННОЕ (дерево) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
12)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) УРАВНЯТЬ (в правах) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова. 2) СБИТЬ (температуру) – приставка С- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной. 3) КОЕ С КЕМ – неопределённое местоимение пишется раздельно, если в нём есть приставка КОЕ-. 4) КАРТИННАЯ (галерея) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН. 5) (затопить) ПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
Сложные задания с 2 варианта:
1)Прочитайте текст. (1)Нам необходимо понять, что демократический строй далеко не везде и не всегда уместен. (2)Он должен иметь свои необходимые основы и «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не даёт. (3)Народ должен осознавать политическую свободу, ценить её, нуждаясь в ней, умея ею пользоваться и за неё бороться. (4)Всё это вместе должно быть обозначено как искусство свободы. (5)Нет его – и демократия обречена. Какие из перечисленных утверждений являются верными. Запишите номера ответов. 1) Вторая часть предложения 1 осложнена однородными сказуемыми. 2) В предложении 2 две грамматические основы. 3) Предложение 3 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. 4) Грамматическая основа предложения 4 – это должно быть. 5) Сказуемое во второй части предложения 5 составное именное.
2)Прочитайте текст. (1)Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», которое в переводе означает «начальный». (2)Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. (3)В русской традиции инициал чаще всего называют буквицей. (4)Буквица, привлекающая внимание читателя к началу текста, может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной. (5)Графически буквица может показаться похожей на птичье гнездо в кроне дерева весенней порой − даже издалека можно различить его в сплетении ветвей. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным. 2) Первая часть предложения 2 является односоставной безличной. 3) Сказуемое в предложении 3 составное глагольное. 4) Предложение 4 осложнено обособленным согласованным определением и однородными сказуемыми. 5) Грамматическая основа в первой части предложения 5 – буквица может.
3)Прочитайте текст. (1)Большинство людей думает, что волны как бы скользят по поверхности моря, движутся по ней. (2)Но это неверно: волны в волнующемся море колеблются лишь вверх и вниз. (3)Если вы начнёте наблюдать за тем, как неспокойное море движет щепку, лодку или вообще какой-нибудь плавающий предмет, то обратите внимание на то, что быстро бегущие волны вовсе не увлекают с собой этот предмет, а только мерно качают его. (4)Море волнуется совершенно так же, как «волнуются» колосья на поле, лишь отклоняясь вперёд и назад, чтобы затем снова встать прямо. (5)Способность морских волн передвигаться с огромной быстротой объясняют именно перемещением формы движения, а не самих водных масс. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. 2) В предложении 2 одна грамматическая основа. 3) Грамматическая основа в первой части предложения 3 – вы начнёте. 4) Вторая часть предложения 4 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 5) Предложение 5 является односоставным безличным.
4)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие. Толька так и не смог ответить на вопрос о том (1) почему он так любит ездить на дачу. Ему было знакомо здесь всё (2) каждая тропинка (3) бегущая вдоль звонко журчащего ручья (4) каждый давно покосившийся от старости (5) забор. Быть может (6) он просто любил это место всегда (7) и в детстве (8) и теперь (9) когда стал приезжать сюда всё реже.
5)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Стюардесса (1) взволнованная подозрительным поведением пассажира (2) который всё время бросал опасливые взгляды на персонал (3) и заметно нервничал (4) будто замышляя что-то плохое (5) поспешила доложить о (6) сложившейся на борту нештатной ситуации (7) командиру экипажа (8) который и отдал приказ немедленно сдать пассажира органам правопорядка.
6)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Старички (1) встретившиеся у подъезда дома (2) значительно поджимая губы (3) стали обсуждать (4) произошедшие за последний день (5) события (6) и (7) обменявшись наконец мнениями (8) принялись пить чай.
7)Cинтаксический анализ. Замените словосочетание «кожаный портфель», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8)Замените словосочетание «смотреть недоверчиво», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9)Замените словосочетание «ждать с нетерпением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
10)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) НАМАЖЬ (кремом) – на конце неопределённой формы глагола после шипящего пишется буква Ь. 2) (офисное) ЗДАНИЕ – приставка З- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной. 3) ВАРЕЖКА – написание парной по глухости и звонкости согласной Ж в корне слова проверяется формой слова «варежек», где согласная находится перед гласной. 4) ОДОБРЕННЫЙ (директором) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН. 5) ПРЕПРОТИВНОЕ (чувство) – правописание приставки определяется её значением – близость.
12)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) КОЕ У КОГО – неопределённое местоимение пишется раздельно, если в нём есть приставка КОЕ-. 2) ВИТРИННЫЙ (образец) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН. 3) ПРИКРЫТЬСЯ (платком) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия. 4) СДВИНУТЬ (шкаф) – приставка С- остаётся неизменной, независимо от того, находится она перед глухой или звонкой согласной. 5) СЖЕЧЬ (рукопись) – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.