Моргенштерн что это такое значит
Кто такой Моргенштерн? Кумир подростков и бывший студент педагогического вуза
Кумир подростков, автор рэпа про кадиллак и съеденного деда, мультимиллионер Моргенштерн попал в очередной скандал — в интервью Ксении Собчак он заявил, что не видит смысла праздновать День Победы. В этот раз рэпер может не отделаться уже привычным ему денежным штрафом — проверкой высказывания занялся Следственный комитет. Что теперь будет с карьерой Моргшенштерна — не понятно. Посмотрим пока на то, что с ним уже было и за что его любят подростки.
Моргенштерн: кто он
Сейчас Моргенштерну 23 года — «чуть больше двадцати», как он сам поет в скандальном треке «Cadillac». За год он заработал 7,5 миллиона долларов, став самым успешным музыкантом страны.
2 миллиона долларов он получил за последний альбом «MILLION DOLLAR», который вышел в двух частях (как раз по миллиону на каждую из них) — «BUSINESS» и «HAPPINESS». Открыл ресторан в центре Москвы, купил дом и женился на давней подруге, Диларе Зинатуллиной.
Пока «утренняя звезда» ещё не взошла, Алишер жил в Уфе (там он и познакомился с будущей женой), писал стихи и мечтал стать популярным.
В 12 лет вместе с другом записал первый трек «Выше облаков» (по его собственным словам, не ради славы, а «чтобы качало»). Одноклассники засмеяли его, и он временно сменил рэп на рок: отрастил волосы, играл в переходах кавер-версии известных хитов, писал песни про пиво и скейтборд и ностальгию по СССР.
После школы поступил в педагогический вуз на учителя музыки, но его отчислили за шуточное видео, в нем он предлагал знакомой заняться сексом в туалете. Чтобы не разочаровывать родителей, в 2017 году юноша поступил в авиационный колледж, но ушёл оттуда через две недели, заплёл дреды и стал делать шоу «#ИзиРеп». В каждом выпуске он за пять минут создавал трек в стиле известного исполнителя: Ольги Бузовой, Фейса, Элджея.
Как Моргенштерн стал известным
Это шоу принесло Алишеру первые 100 тысяч подписчиков, и у блогера купили первую рекламу — тогда он заработал на ней 2 тысячи рублей. В 2018 году артист выпустил дебютный альбом, в шутку записал предвыборный клип, заработал первый миллион и задорно сжег на камеру 100 тысяч рублей.
В 2019 году у Моргенштерна появились «мерседес» и пачка хитов:
Вдохновленный успехом последнего трека, Моргенштерн записал за неделю альбом «Легендарная пыль» — он стал самым прослушиваемым альбомом 2020 года, каждый трек с него получил платиновый статус.
В том же году репер выпустил легендарный трек «Cadillac», записанный совместно с Элджеем, — о больших деньгах, драгоценностях, брендах и женщинах. Спродюсировал его Слава Марлоу.
Моргенштерн стал «Исполнителем года — 2020» по версии журнала GQ и тут же демонстративно выкинул статуэтку. А ещё журнал MODA topical вручил Алишеру премию «Женщина года»: он вышел на вручение в шелковом халате и шляпе.
«Я деградант». Кто такой Алишер Моргенштерн и почему он такой популярный
Редакция, Общество, 12:51, 09.06.2020
Псевдоним «Моргенштерн» переводится как «Утренняя звезда». У исполнителя на лбу татуировка в виде трех шестерок, он хвастается машинами, богатством и огромным количеством девушек
В Сети обсуждают сразу два новых творения рэпера и блогера Моргенштерна. Сначала клип «Пососи» набрал 1,5 млн дизлайков, а потом в интернете появился новый трек «Кадиллак», записанный вместе с рэпером Элджеем. Как правило, творчеством Моргенштерна либо восхищаются, либо ненавидят. Рассказываем, кто такой Алишер Моргенштерн и что нужно знать о нем, чтобы не отставать от трендов.
Кто такой Моргенштерн?
Алишеру Моргенштерну 22 года. Его называют «русским Хью Хефнером», кумиром поколения Z, уфимским блогером и рэпером. Сам же Моргенштерн в интервью Forbes говорит о себе так:
Публикация от ВНЕ ИГРЫ (@morgen_shtern) 6 Май 2020 в 6:24 PDT
О жизни и карьере Моргенштерна издание BASH News пишет так:
«Рэпер из Уфы переехал в Москву в новый особняк и в основном занимается тем, что хвалится своими дорогими вещами и издевается над подписчиками в «Инстаграм».
Популярность Алишер Моргенштерн (настоящая фамилия Валеев) обрел в 2017 году после проекта «#ИзиРеп». В рамках этого шоу блогер делал пародии на известных российских рэперов, а также пытался доказать, что популярные треки и клипы современных артистов можно легко записать за пять минут.
“Я просто хочу вам всем показать, что здесь и сейчас вам не нужен талант. Я просто хочу вам доказать, что ваши кумиры не стоят ни капли”, – говорит Моргенштерн.
Почему Моргенштерн такой популярный?
«Мы живем в эпоху, когда музыка вторична по отношению к персонажу, который ее записывает. Молодой слушатель идет за личностью, и Алишер в этом плане суперпритягательный. У него есть идея и концепция творчества, он привлекателен внешне, он богат. В его творчестве есть пост-ирония», — заявил Forbes редактор портала The Flow, соавтор YouTube-шоу «Вписка» Николай Редькин.
Forbes подсчитал, сколько денег Моргенштерну приносят эпатажный внешний вид, цинизм и игра на низменных эмоциях аудитории:
«Музыкальный нигилизм хорошо продается: «Новый Мерин» за полгода принес Моргенштерну 3 млн рублей, интеграция в его клип стоит около 5 млн рублей, а «Легендарная пыль», записанная за неделю в прямом эфире, по оценкам экспертов, способна обогатить рэпера более чем на 10 млн рублей»
По словам Моргенштерна, деньги ему приносят те, кто его ненавидит, пишет BASH News. Действительно, на Youtube-канале и в инстаграм-аккаунте звезды ежедневно появляется масса нелестных отзывов о его творчестве. Однако одновременно с этим растет число просмотров. Клип Моргенштерна «Новый мерин» набрал более 63 млн просмотров.
Кто такой Моргенштерн и почему он популярен?
До того, как Моргенштерн стал известен, он проучился 11 лет в гимназии, но был отчислен с последнего класса перед выпускными экзаменами. Также до популярности он монтировал клипы реп-исполнителя Face. Будущий репер Моргенштерн пытался поступить на звукорежиссера, но получил отказ из-за слишком вызывающей внешности.
С ранних лет исполнитель жил вдвоём с мамой, его отец ушёл из семьи и практически не принимал участия в воспитании сына. Сам Алишер в одном из интервью рассказывает, что его отец злоупотреблял алкоголем, от чего впоследствии скончался от цирроза печени.
Мать Алишера всегда поддерживала его во всех начинаниях и подарила ему дорогостоящий микрофон.
В 12 лет юный Моргенштерн под псевдонимом Deenes MC писал треки на пару со своим другом.
Также мать Алишера спонсировала покупку рекламы, чтобы хоть как то привлечь слушателей к «творчеству» сына.
Каким то образом будущий музыкант доучился в частной школе и сдал ЕГЭ на баллы выше среднего, этого результата хватило для поступления на бесплатное обучение в Педагогическом университете.
Однако, в мае 2017 года эти выплаты прекратились, когда Моргенштерна отчислили из университета за скандальный влог.
Face тоже из Уфы, они познакомились с Алишером через общего товарища.
Еще через год, как раз перед своим 19-летием Моргенштерн записал совместный клип с Андреем Мартыненко в рамках того же проекта ММД, который начал понемногу набирать популярность.
Цитата Алишера из интервью :
«Урод. С такой внешностью нельзя учиться в нашем заведении».
Видимо комиссия отпугнула татуировка Моргенштерна, набитая в апреле 2017г., как обещание самому себе :
«Чтобы меня точно не взяли на какую-нибудь такую работу, государственную или в офис куда-нибудь».
Идиллия продолжалась до тех пор, пока Моргенштерн не решил снять ролик про репера KIZARU. Именно этот конфликт спровоцировал волну полномасштабного хайпа вокруг нашего героя.
Ну а те, кто не услышал фамилию Моргенштерн ни за осень, ни за начало зимы 2018г., наверняка слышали о нем из истории о его конфликте с Юрием Хованским. Алишер выпустил видеоклип-дисс на Юрия Хованского, где вызвал его на рэп-баттл в рамках площадки Versus Battle.
Понятное дело, что на такой шаг Моргенштерн решился для поднятия очередной волны хайпа. Точно также можно объяснить его клип посвящённый Алексею Навальному.
Профит от этого Алишер получил колоссальный. Аудитория канала выросла с 70.000 в сентябре 2017. до 900.000 по состоянию на конец февраля 2018г. Тогда интеграция на его канале стоила около 300.000 рублей. Сразу после этого, ещё недавно никому неизвестный Моргенштерн, отправился за заработком в концертный тур.
Анализируя данную биографию реп-исполнителя, думаю несложно догадаться что повлияло на феерический успех Алишера. Видимая жизнь Моргенштерна подобна реалити-шоу без сценария. Что может выкинуть молодой человек в очередной раз, трудно представить даже самым преданным его поклонникам, что уж говорить о ненавистниках. Впрочем, Алишер удачно использует хейт в свой адрес, ведь слава может быть и такой, и не менее удачно монетизирует, играя на чувствах злопыхателей.
Я призываю вас слушать исключительно хорошую музыку, не будьте в числе фанатов бездарных исполнителей. Посмотрите на вещи не через призму славы и денег, откройте свой разум для действительно качественного контента! Всех благ!
Последний месяц мы постоянно слышим имя Моргенштерна. В чем же его феномен?
Интервью Моргенштерна Юрию Дудю, вышедшее в начале ноября, набрало 21 млн просмотров. Забавно, что рэпер до этого сам уговаривал Дудя взять у себя интервью, а тот отмахивался, считая, что Моргенштерну нечего сказать после разговора с YouTube-каналом «Вписка». Оказалось, что Юрий ошибался: рэпер во «Вписке» и рэпер во «ВДуде» — два разных человека.
Просмотры клипов и роликов на канале самого Моргенштерна исчисляются десятками миллионов, написанный за неделю в прямых эфирах на YouTube альбом «Легендарная пыль» через несколько дней после релиза набрал 35 млн прослушиваний в одном только «ВКонтакте», за первый месяц работы Spotify в России Моргенштерн выбился в топ-5 самых прослушиваемых артистов стримингового сервиса, уступив только корейским гигантам BTS, а в октябре этого года, согласно аналитике больших данных МТС, и вовсе превратился в отдельный вид мобильного трафика наравне с «интернет-магазинами», «образованием» и «развлечениями». Разбираемся, как Моргенштерну удалось заработать миллионы и надолго занять трон в русскоязычном рэпе.
Глава первая, в которой Алишер нащупал хайп
Параллельно рокерские амбиции Алишер реализовывал в подземном переходе — зарабатывал пару тысяч рублей в день, исполняя композиции аксакалов русского рока. В интервью, вышедшем за месяц до первого гастрольного тура Моргенштерна, совсем не похожий на себя нынешнего скромный мальчик рассказывал трогательную историю о том, как играл ДДТ.
Хоть в той беседе он и вспоминает с теплотой рокерское прошлое, от образа не осталось и следа: в 2017-м Алишер заплел дреды, набил первую татуировку на лице «чтобы точно не взяли работать в офис», выпустил «Гимн выпускниц», в котором пел: «Я сегодня напьюсь и кому-нибудь дам», и видео про то, как его отчислили из педагогического университета за аморальные ролики.
В том же году артист запустил на канале поворотную для его карьеры рубрику #ИзиРеп, в которой по косточкам разбирал треки популярных исполнителей, писал похожие биты в Ableton и снимал пародийные клипы на смартфон. Первым на препарирование попал рэпер Face (Моргенштерн работал со своим земляком за пару лет до взлета последнего — монтировал клипы, в том числе «Гошу Рубчинского» и «Megan Fox», но особой симпатии к восходящей звезде не питал, хотя прекрасно осознавал потенциал жанра). Сейчас у видео «Face — трек и клип за 5 минут» 14 млн просмотров. Ролик вышел в сентябре 2017-го, а в октябре, когда рубрика #ИзиРеп пополнилась пародиями на Элджея и Ольгу Бузову, канал перевалил за отметку в 100 тыс. подписчиков. Музыкально-издевательский формат стал приносить первые деньги: 19-летний блогер за 2500–5000 руб. рекламировал магазин коробок с сюрпризом, онлайн-казино и брокеров (что, к слову, в блогерской среде считается «лютым зашкваром»).
Реклама мошенников до сих пор входит в список грехов, которые припоминают Моргенштерну (сам он утверждает, что давно не продвигает ставки на спорт и прочие обманные схемы). А первое место в нем занимает плагиат. Блогер Стас Васильев, снявший этой весной двухчасовое «Разоблачение Моргенштерна», утверждает, что формат #ИзиРэп Алишер подсмотрел у более талантливого и менее нахального коллеги Lida, тоже снявшего пародию на Face. Это не совсем так: родоначальником формата принято считать Red Lamp c рубрикой «На коленке». К плагиату в музыке (о котором, кажется, не снял видеоразоблачение только ленивый) мы еще вернемся.
А пока зафиксируем: 2017 год, Моргенштерн встал на одну из самых коротких тропинок к успеху в блогинге — упоминание знаменитостей и скандальность. Вызвал гнев будущих коллег — музыкантов (в том числе Feduk и Kizaru), закрепился и начал штурмовать рэп. Да, тот самый, который, по его словам, «изи» и «для тупых». Разнеся нью-скул в пух и прах на YouTube, в жизни Алишер решил не бороться с ситуацией, а возглавить ее.
Глава вторая, в которой Моргенштерн начал показывать истинное лицо
2018 год. Алишер отправился в свой первый музыкальный тур на 13 городов и выпустил EP «Hate me», а также дебютный альбом «До того как стал известен». Релиз побил рекорд рэпера Lizer (28 тыс. репостов во «ВКонтакте» за сутки), набрав за день больше 50 тыс. репостов.
До релиза самостоятельные (не пародийные) активы артиста насчитывали: трек «Hermit» с модным трэп-звучанием и видео на него (калька с калифорнийца Ghostemane) со строчкой о том, что «в этом мире [обманут] и ради хлеба куска», и предвыборный клип, в котором артист называет себя «самым свежим президентом Российской Федерации» и обещает, что «вместо чести солдаты будут отдавать ему дэб». Клип появился на канале Моргенштерна в декабре 2017-го, а в марте 2018-го началась волна видео от топовых YouTube-блогеров (Lizzka, Кузьмы, Юлика) для спецпроекта «Ленты.ру», в которой те напоминали о необходимости проголосовать на президентских выборах 2018-го.
Алишер тут же пропесочил «продажных блогеров» в ролике «Топ-5 — Кремлю со**** (Мои любимые клипы блогеров)», в котором не раз упомянул, что сам бы ни за что не записал агитку и не взял деньги у государства, потому что дорожит своей аудиторией. А потом добавил, что среди зрителей есть и «бараны». И пока эти «бараны» будут оправдывать любимых блогеров, объяснять их выходки стебом, те продолжат преспокойно наживаться на зрителях. При этом сам Моргенштерн снял стебный клип с припевом «Двадцать-восемнадцать, у!». Так, первая яркая метаирония Моргенштерна зашла на ура — у ролика 4 млн просмотров.
Внутренний провокатор и коммерсант Алишера предстали во всей красе: позиция «я один умный, в белом пальто стою красивый» (кстати, на видео Моргенштерн полностью в белом) — карьерообразующая для него. Вспомнить хотя бы, как артист отвечает Дудю на претензии в плагиате (спойлер: с надменной ухмылкой, мол, «Ну разве это не очевидно?») или как в интервью «Вписке» утверждает, что плащ за 110 тыс. руб. — самая бесполезная покупка в его жизни, а спустя год тычет в камеру «ювелиркой» на общую сумму 3 млн руб., покупает одежду на премию GQ за 2 млн руб. и снимает клипы за 6 млн руб. (в том же интервью годичной давности Моргенштерн отмахивался от дорогих клипов: «Вся эта киношность убивает вайб»).
К концу 2018-го Алишер стал миллионером: блогинг и первый гастрольный тур, в котором, как и сейчас, артист выступал под плюс, принесли, по его словам, 15 млн руб. прибыли. Почему? Позиция «Делать деньги, бл***, вот так. Пальцем щелк — и деньги в банк», которую Моргенштерн впервые заявил не в треке «Cadillac», а как раз в видео 2018 года, идеально вписалась в реалии российской хип-хоп-сцены.
«Рэп на русском исчерпал себя идейно, — объясняет админ телеграм-канала PRNRP Даня Порнорэп. — Была череда интересных исполнителей: ATL, Оксимирон, Скриптонит, но они перестали предлагать нечто принципиально новое. В то же время жанр настолько коммерциализировался, что новые артисты пришли с целью сразу заработать огромные деньги. У вышеназванных же не было таких перспектив в начале карьеры. Жанр испортили крупные суммы. Моргенштерн же — следствие и отражение этой испорченности».
С тем, что Алишер впитал в себя банальность современной музыки, не согласен Bah Tee, генеральный продюсер лейбла Zhara Music, на котором издается Моргенштерн: «Алишер — музыкант, и рэп-хиты он разбирал на атомы не потому, что они банальные, а потому что они понятны конкретно ему как профессионалу. Алишер говорит: «Смотрите, ничего сложного в этом нет, я сейчас повторю». И повторяет. Нельзя сказать, что вся актуальная музыка — проста и нетривиальна. Все-таки Скриптонит или, скажем, Andro еще работают на полную мощность».
Два года назад в Алишере окончательно проклюнулся циник и, как он сам говорит, «гений», решивший стать квинтэссенцией всего ширпотреба, возникшего в русском рэпе: примитивных хуков, текстов, тем. Вскормленный исключительно популярной музыкой («Написать то, чего не было до тебя, — невозможно. Возможно, конечно, но это уже дерьмо, это уже Boulevard Depo», — говорит Моргенштерн Дудю) и привыкший превращать каждый свой выдох в контент, Алишер начал создавать его и в рэпе. Благо от собственных музыкальных притязаний он избавился вместе с рок-балладами: зачем быть автором-исполнителем и предлагать новое, если это не приносит денег? А нигилизм приносит их более чем: в 2019-м Моргенштерн выпустил альбом «Улыбнись, дурак!», остриг дреды, приобрел Mercedes-Benz E200 за 4 млн руб. и на радостях снял клип на трек «Новый Мерин». Покупка отбилась за полгода стриминга трека.
«Он реально стал значимой фигурой, потому что установил новые правила игры, сразу предупредив, что серьезно воспринимать его не стоит, — рассуждает музыкальный журналист Борис Барабанов. — Моргенштерн честно говорит о том, что подворовывает. Но эта искренность и делает его новым панком».
Глава третья, в которой Моргенштерна признали королем
В 2019-м Алишер смекнул: одного признания канала «Вписка», специализирующегося на интервью с музыкантами, мало. Чтобы закрепиться в индустрии, нужно очаровать видных ее представителей. Именно очаровать, склонить на свою сторону, а не подкалывать и пародировать, как в случае с #ИзиРепом. Благо, клип «Новый Мерин», набравший десятки миллионов просмотров (сейчас у ролика 87 млн), привлек артистов. В ноябре вышел фит (то есть совместный трек) и неоднозначный клип, в котором Алишер наотмашь бьет девушку, «Грустная песня» с Егором Кридом и Thrill Pill (63 млн просмотров). Куплет Моргенштерна стал вирусным в TikTok: блогеры крутили головой и кривлялись под неразборчивый текст и эдлибы (выкрики) 120 тыс. раз. Для сравнения: на песню Ольги Бузовой «Вот она я» тиктокеры сняли 115 тыс. роликов. Благодаря фиту Моргенштерн навсегда распрощался с возможным статусом «очередного поющего блогера».
«Блогеры типа DAVA или Instasamka используют рэп в качестве некоего наряда. Моргенштерн в ядре своем рэпер, у него есть бэкграунд, он варился в этой культуре, работал с Face, наблюдал хип-хоп-бум в Уфе», — подтверждает автор PRNRP. К слову, Face и Алишер в декабре 2019-го организовали в Уфе рэп-фестиваль «Новая Атланта», за что Моргенштерну прилетела очередная доза хейта — деньги выделило правительство Башкортостана. «По человеку сразу видно, что он в рэпе, хоть и использует его утилитарно и прагматично. Он харизматичный, чувствует культуру, прикольно понтуется, — продолжает Даня Порнорэп. — Моргенштерн грамотно аккумулировал школьников, которые смотрят блогеров, и школьников, которые слушают рэп. Это костяк аудитории. Огромной аудитории. Они и обеспечивают Алишеру бешеные просмотры. А за просмотрами неизбежно тянутся люди, которым важно держаться на плаву». Так, к Моргенштерну «приклеились» Шарлот, кумир детства Алишера Витя АК-47, Элджей и Тимати.
К записи всех совместных треков Моргенштерн окончательно отточил формулу хита — спасибо верному оруженосцу Slava Marlow, без осечек стреляющему битами «в десятку». Загибайте пальцы, 2019 год подарил нам: «Young Hefner», в котором Алишер «висит, как молодой Хефнер», «РАТАТАТАТА», «Lollipop» (авторский вариант «Песенки» группы «Руки Вверх», которую перепели во всем мире и, наконец, вернули на родину) и, естественно, «Cadillac», под который танцуют и прекрасно разбирающиеся в материале дети, и взрослые, слыхом не слыхавшие ни об Элджее, ни о Моргенштерне.
«Да, Алишер не изобрел ничего нового в отличие от, скажем, Скриптонита. Зато у него безусловная чуйка на хиты. Он понял рынок», — подтверждает автор PRNRP. «Понял рынок» — значит, как автомобильный навигатор просчитал свой путь с каждым поворотом и съездом. Наглядное подтверждение: в день обещанного релиза клипа «Cadillac» Моргенштерн выложил клип «Пососи». Негодование фанатов решил обратить во благо и попросил «накидать дизлайков на клип». В итоге — обновил рекорд по количеству дизлайков на YouTube, заработав 2,4 млн «пальцев вниз» (у прошлых рекордсменов — Тимати и Гуфа с клипом «Москва» — был 1,4 млн дизлайков). Нахальная, прагматичная коммерция и монетизация абсурда (например, за продакт-плейсмент в клипе «El Problema» Моргенштерн и Тимати заработали 50 млн руб. еще до публикации клипа — одна интеграция стоит от 5 млн руб.) — в этом весь Алишер.
Почему люди слушают Моргенштерна и еще платят за это? Во-первых, рэпер «переобувается» на лету вот уже три года: сначала поносит рэперов, затем занимает их место, сначала снимает клип «Навальный Леха», потом называет Путина «красавчиком», сначала учит подписчиков добру и справедливости и утверждает, что дороже гитары за 25 тыс. руб. ничего покупать не будет, после — грубит подписчикам, играючи расстается с миллионами, постулирует женоненавистнические взгляды в YouTube-шоу «Подруги» и заявляет на концерте в Минске: «Мне [наплевать], что происходит у вас в стране!» Обманщик, трикстер, провокатор — как минимум, за таким интересно наблюдать.
«Он фокусник, — соглашается Борис Барабанов. — Только если фокусник сначала показывает трюк, а потом раскрывает секрет, то Моргенштерн в начале раскрыл карты и удачно их эксплуатирует». Артист признавался в фильме «Исповедь» для платформы Premier, что долго убивал в себе того добряка с красными волосами — мол, мешал делать настоящему Алишеру все, что ему заблагорассудится. Где-то стоя аплодирует Михаил Лабковский со своим знаменитым правилом «Делайте то, что хочется. Не делайте того, что не хочется».
Во-вторых, артисту не грозит репутационный скандал, а значит, брендам, предлагающим Алишеру сотрудничество (например, PepsiCo или Альфа-банку), не придется краснеть.
В конце ноября Моргенштерн подогревал публику обещаниями выпустить клип за 10 млн руб. И выпустил — только не клип, а рекламу Альфа-банка с припевом «Это клип за десять лямов».
«Клип с Моргенштерном — одна из десяти интеграций у блогеров за последнюю неделю ноября. Да, самая эпатажная. Но то, что подходит аудитории, например Алексея Пивоварова или Ирины Шихман, где мы тоже рекламируемся, не подходит аудитории Алишера. И наоборот, — поясняет Алексей Гиязов, директор по маркетингу и коммуникациям Альфа-банка. — Мы не показываем этот клип на телевидении или в каналах банка, там — ироничный Иван Ургант. Но на YouTube-канале Алишера странно было бы видеть «неестественного» Моргенштерна. Мы дали ему свободу действий, понимая, что в итоге получится эпатажный перформанс. И относиться к этому надо как к перформансу, с иронией».
Бренды тоже не отмахиваются от Моргенштерна (в отличие, например, от Светланы Лободы, которую — по крайней мере три года назад — отказывались одевать люксовые бренды, а стилисты не воспринимали всерьез).
«За свою карьеру Алишер сотрудничал со многими стилистами, он хорошо выглядит и в стритвире, и в классике. Он — один из немногих российских звезд, кто носит архивные вещи дизайнеров, — рассказывают представители концепт-стора Spin4Spin, которые предоставляют сервис аренды люксовой одежды стилистам. В их пиджаке Моргенштерн пришел на интервью к Дудю. — Алишер не является нашим прямым клиентом, но нам приятно, что в его коллекции есть наши вещи. Он достаточно откровенен, но главное, искренен в творчестве и подаче. Здорово, что молодые трендсеттеры, к которым, безусловно, относится Моргенштерн, покупают одежду на ресейле, таким образом формируя новую культуру потребления в России».
Культура отмены не может сработать для Моргенштерна, потому что отменять нечего. Скажем, у Регины Тодоренко есть репутация (читай, выверенный образ, рамки, заход за пределы которых страшно карается). У Оксимирона тоже есть репутация — вот кого закидали бы камнями за индифферентность к белорусским протестам. А Алишер абсолютно последователен в своем безразличии и полностью отдает себе отчет в том, что делает. Даже когда становится «Женщиной года» по версии журнала Moda Topical и слово в слово повторяет речь Оксимирона на премии «GQ Человек года»: как минимум — забавы ради, как максимум — чтобы, как Вольтрон, вобрать в себя еще и наследие Оксимирона, и глянцевых премий. Да и какой может быть четкий образ или позиция у культурного концентрата, амбассадора апроприации в русской музыке?
О музыке. Не стоит сразу воротить нос: мол, музыка и Моргенштерн не пересекаются в пространстве. «Моргенштерн — явление поп-культуры, в которой, помимо музыкальной составляющей, есть составляющая времени и контекста, — объясняет Борис Барабанов. — Нельзя рассматривать музыкантов исключительно как людей, пишущих ноты. Они, прежде всего, дают реакцию на происходящее вокруг. Да и делить что-либо на «музыку» и «немузыку» в мире, где существует «4,33» Джона Кейджа, — бессмысленно».
Что остается в сухом остатке? 22-летний рэпер без высшего образования, носящий на шее «десять зарплат своего ректора», лихо обводящий вокруг пальца аудиторию (то они «тупые», потому что поддаются провокации, то своим успехом он обязан лишь им), не производящий ничего нового, при этом виртуозно паразитирующий на чужом творчестве.
Моргенштерн — чудовище Франкенштейна, вскормленное культурой потребления и ставшее ее символом. Он ворвался в тлеющую рэп-игру и ограбил ее («Заберу все, будто бы я татарин», — посмеивается татарин Алишер в недавнем треке «Ice»). Поклонники любят настаивать на том, что сегодняшний Моргенштерн — лишь образ. Нет, он совершенно искренен в своем прагматизме, цинизме, скачущей туда-сюда позиции, отсутствии четких принципов, бонвиванстве (собственное заведение не случайно назвал «Kaif») и самоопределении (да, Алишер называет себя «гением», но вместе с тем и «пылью»). Искренность хорошо продается. «Я тупой, но мне заплатят деньги», — поет Алишер. Ему и платят. А мы об этом пишем. А вы читаете. Вот, пожалуй, и весь феномен.