Морозно и будто радуясь чему то лучисто улыбается солнышко синтаксический разбор
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Цель урока: отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные; определять значения сложносочиненных предложений с союзом и (одновременность — последовательность происходящих событий, явлений, действий).
I. Лексико-орфографическая работа.
Запись в тетрадях с объяснением постановки тире в предложении Прогресс — поступательное движение вперед, улучшение в процессе развития.
В ученический словарь записываются слова прогресс, прогрессивный (стремящийся к прогрессу). Устно с этими словами составляются предложения.
К прилагательному прогрессивный учащиеся подбирают синоним (передовой) и антонимы (отсталый, регрессивный, допотопный, консервативный, рутинный и пр.).
II. Проверка домашнего задания (упр. 52).
Учащиеся называют номера предложений, строение которых соответствует схемам:
III. Анализ предложений (по выбору учителя).
Предложения записываются под диктовку. В них выделяются грамматические основы; определяется, что связывает союз и — однородные члены или части сложного предложения; значение сложносочиненных предложений с союзом и (одновременность — последовательность действий); вид простых предложений, входящих в состав сложного; составляются схемы предложений.
1) Море вечно и неумолчно шумит и плещется. 2) Тихо плещется море, отражая на своей поверхности звезды, и постепенно успокаивает меня. 3) Море будто шепчет что-то, посылая к берегу волну за волной, и этот монотонный шепот успокаивает. 4) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем. 5) Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. (JI. Андреев.) 6) Солнце палило немилосердно уже в десятом часу утра, и в комнатах с закрытыми окнами дышалось очень трудно. (Н. Случевский.) 7) Дождь беспрестанно лил в течение нескольких дней, и, к нашему огорчению, добраться до сторожки в ближайшее время мы не сумеем. 8) Сырость легкая, и, ежась, вздрагивает сад. (К. Ваншенкин.) 9) Выйдите рано утром в сад, и, может быть, вы увидите удивительные вещи. 10) Морозно, и, будто радуясь чему-то, лучисто улыбается солнышко. 11) Проплывали мимо небольших деревушек, спускавшихся к самой реке, и каждая из них была по-своему привлекательна.
Учащимся предлагается переделать (устно) 4-е предложение, убрав союзы и.
— В каком случае действие бурана передается стремительнее? Почему? Как называется такое средство выразительности? (Бессоюзие.)
IV. Объяснительный диктант.
У подъезда стояли широкие розвальни, и от лошадей шел густой туман. Володя уже стоял в сенях и развязывал башлык2. Его пальто, фуражка и волосы на висках были покрыты инеем, и, казалось, весь он с головы до ног издавал какой-то вкусный морозный запах. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его. Двери заскрипели, и, подняв крик, в комнату вбежали сестры. Все смешалось в один сплошной радостный крик, продолжавшийся в течение нескольких минут.
Домашнее задание: § 8; упр. 62, 63.
1 Дополнительный материал по данной теме учитель найдет в пособиях: Богданова Г. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 кл. Ч. 1.— М., 2004; Богданова Г. А. Знаки препинания в предложениях с союзом и.— М., 2003.
2 Башлык — суконный теплый головной убор в виде широкого капюшона с длинными концами.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Урок в 9 классе по теме «Особенности сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
Использование технологии РКМЧП при изучении сложносочинённого предложения в 9 классе
Размышляя над сценарием урока, важно выбрать приёмы, которые способствуют формированию навыков продуктивной мыслительной деятельности, самостоятельности учеников. Изменить установку на репродуктивное восприятие позволяет применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, предоставить условия для осмысления нового материала и в итоге помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Предлагаю разработку урока русского языка в 9 классе по теме «Особенности сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении» с использованием приёмов технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
Урок сопровождается электронной презентацией, на слайдах которой помещается материал для наблюдения, обсуждения и самопроверки. В учебном тексте, данном ученикам для осмысления, содержится почти весь теоретический материал по теме «Сложносочинённое предложение», который необходимо знать девятиклассникам, кроме классификации сложносочинённых предложений по типу сочинительных союзов.
Таким образом, на первом уроке учащиеся закрепляют и углубляют знания о структуре сложносочинённого предложения, постановке знаков препинания в нём. На последующих занятиях отрабатываются практические навыки по теме, в том числе включается анализ сложных предложений с разными типами сочинительных союзов. Повторяются темы: «Односоставное предложение», «Омонимичные части речи» (отличие омонимичных сочетаний тоже – то же, также – так же, зато – за то), проводятся речевые упражнения (комплексный анализ текста, изложение небольшого по объёму текста, сочинение-миниатюра).
Домашнее задание дано по учебнику С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко.
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Особенности сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
Цели урока: 1) сравнение сложносочинённого предложения с другими видами сложных предложений и с простыми предложениями с однородными членами; 2) анализ логической структуры определения сложносочинённых предложений; 3) развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных; 4) воспитание коммуникативности, самостоятельности.
Материал для урока: учебный текст на отдельном листе и распечатка упражнений каждому ученику, электронная презентация для самопроверки.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям позже.
А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.
Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.
В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.
Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО – сочинительные.
Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.
Совместное определение темы и целей урока
— Сформулируйте тему нашего урока: о чём мы будем говорить?
— Какие цели мы можем перед собой поставить?
Изучение нового материала
А. Самостоятельно читая учебный текст, делайте в нём пометки:
Понятие сложносочинённого предложения
Сложносочинёнными называют такие сложные предложения, в которых простые предложения (предикативные части) связаны между собой сочинительными союзами и интонацией: Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (А. Пушкин.)
Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух простых предложений (предикативных частей):
Сердито бился дождь в окно; 2) ветер дул, печально воя.
Во-вторых, простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.
В-третьих, хотя простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение. В приведённом примере изображена картина бури: одновременно и дождь хлещет, и ветер завывает…
2. Связь простых предложений (предикативных частей) в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов (в нашем примере это соединительный союз И); б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и понижается в конце всего сложного предложения:
Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.
3. Используются и дополнительные средства связи. Например, наличие общего второстепенного члена для частей предложения:
Вечером похолодало и пошёл снег.
Части сложносочинённого предложения разделяются запятой. Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.
Тире ставится, если передаётся быстрая смена событий или их внезапность:
Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин.)
5. Запятая перед союзом И не ставится:
А) если его части объединены
общим придаточным предложением.
Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев.);
Б) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Это кто такие и что им надобно?
Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.
Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.
Б. Работа с учебным текстом.
— Какая информация из текста вам была известна?
— Вернёмся к первой части и кратко запишем признаки сложносочинённого предложения
Два и более простых предложения.
Части ссп не зависят друг от друга.
Единое смысловое целое.
— Что нового узнали из текста?
— Как вы поняли, что значит «общий второстепенный член», «общее придаточное предложение»?
— Придумаем сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом «в школе».
— Объясните, в чём важность пункта 5?
В. Отработка навыков распознавания сложносочинённого предложения и постановки знаков препинания.
После каждого задания проводится самопроверка по слайду, затем обсуждение вопросов.
Выпишите номера сложносочинённых предложений. Докажите.
Роскошное утро, везде блестит роса на траве.
Пришло время, когда грибам стало тесно.
Лиловый подлесок пожелтел, и под ними уже ковёр жёлтой листвы.
Тихо, и синева повисла между ещё зелёными дорожками.
5) Откуда-то прилетела сорока и отчаянно застрекотала.
6) Став лицом к солнцу, Вася пошёл в противоположную сторону и почти сразу же набрёл на крохотный родничок. (П. Проскурин.)
7) Полюбуйся: весна наступает…(И. Никитин.)
8) Север дышит ветром ночи полынь колышет. (И. Бунин.)
9) Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
10) То солнце тусклое блеснёт, то туча чёрная висит.
11) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
12) Всё проходит, да не всё забывается.
Самопроверка по слайду, самооценка.
— Какие предложения вызвали затруднение?
— Укажите номера сложносочинённых предложение с общим второстепенным членом или общим придаточным. Знаки препинания не поставлены.
1) В сумерки в небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни па пароходах.
2) В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги.
3) Душно стало в доме и я вышел на воздух освежиться.
4) На площади шёл митинг и звучали горячие речи ораторов.
5) На площади шёл митинг и я поспешил туда.
Самопроверка по слайду, самооценка.
Устное объяснение одного (двух) предложений.
Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Что изменится? Запишите полученные предложения.
Воздух стал чище, и свежее дышат люди.
Город кончался, и начиналось поле.
Дверь отворилась, и вошёл довольно высокий человек.
Конь остановился, и всадник резко побледнел.
К крыльцу подъехала бричка, и из неё вышла незнакомая дама.
Устный отчёт о выполнении, сопоставление со слайдом-образцом. Самооценка.
Игра «Превращения»: превратите простые предложения в сложносочинённые. Запишите.
1)Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось недолго.
2)Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.
3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.
4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.
Расставьте (в карточке) знаки препинания в сложносочинённом предложении, осложнённом другими пунктограммами.
Море будто шепчет что-то посылая волну за волной и этот монотонный шёпот успокаивает.
Выйдите рано утром в сад и может быть вы увидите удивительные вещи.
Морозно и словно радуясь чему-то лучисто улыбается солнышко.
Проплывали мимо небольших деревушек спускавшихся к реке и каждая из них была по-своему замечательна.
— Какие предложения вызвали затруднения? Вернёмся к их разбору на следующих уроках.
— Вернёмся к 1 заданию и назовём верные утверждения.
Выберите любой уровень задания.
2 – упражнения 61, 63 часть 2 (на конструирование);
3 – Сочинение-миниатюра с использованием сложносочинённых предложений. Темы: «Вот и осень на порог пожаловала», «Ветер», «Радуга», «Гроза».
Конспект урока русского языка «Трудные случаи пунктуации в ССП»
«Трудные случаи пунктуации в сложносочинённом предложении»
1) сравнение сложносочинённого предложения с другими видами сложных предложений и с простыми предложениями с однородными членами;
2) анализ логической структуры определения сложносочинённых предложений;
1) развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
1) воспитание коммуникативности, самостоятельности.
2) развитие интереса учащихся к предмету
Тип урока: урок открытия новых знания и закрепления изученного
I. Организационный этап
II. Слово учителя: сегодня мы продолжим изучать сложносочинённые предложения. Вы знаете, что сложносочинённым предложениям присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей и интонацией. Всё это позволяет интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких и выразительных словесных картин. Продолжим нашу работу.
III. Актуализация опорных знаний
Приём «Верные и неверные утверждения»
Запишите только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям позже.
А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.
Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.
В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.
Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО – сочинительные.
Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.
IV. Совместное определение темы и целей урока
— Сформулируйте тему нашего урока: о чём мы будем говорить?
— Какие цели мы можем перед собой поставить?
-Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, какие знаки препинания употребляют в сложносочинённом предложении и всегда ли нужна запятая между его частями.
1. Изучение нового материала
Понятие о сложносочинённом предложении
1. Сложносочинёнными называют такие сложные предложения, в которых простые предложения (предикативные части) связаны между собой сочинительными союзами и интонацией: Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень.
Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух простых предложений (предикативных частей):
1.Солнце скрылось за облаком.
2.На пашню легла тень.
Во-вторых, простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.
В-третьих, хотя простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение.
Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень.
Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.
3. Используются и дополнительные средства связи. Например, наличие общего второстепенного члена для частей предложения. В этом случае запятая перед союзом И не ставится.
Вечером похолодало и пошёл снег.
4. Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.
5. Запятая перед союзом И не ставится :
А) если его части объединены
общим придаточным предложением.
Б) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Это кто такие и что им надобно?
6. Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.
В. Отработка навыков распознавания сложносочинённого предложения и постановки знаков препинания.
Работа проводится в парах. После каждого задания проводится самопроверка по слайду, затем обсуждение вопросов.
Выпишите номера сложносочинённых предложений. Обоснуйте свой выбор.
1) Роскошное утро, везде блестит роса на траве.
2) Пришло время, когда грибам стало тесно.
3) Тихо, и синева повисла между ещё зелёными дорожками.
4) Откуда-то прилетела сорока и отчаянно застрекотала.
5) Став лицом к солнцу, Вася пошёл в противоположную сторону и почти сразу же набрёл на крохотный родничок. (П. Проскурин.)
6) Полюбуйся: весна наступает… (И. Никитин.)
7) Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
8) То солнце тусклое блеснёт, то туча чёрная висит.
9) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
10) Всё проходит, да не всё забывается.
Самопроверка по слайду, самооценка.
— Какие предложения вызвали затруднение?
— Укажите номера сложносочинённых предложение с общим второстепенным членом или общим придаточным. Знаки препинания не поставлены.
1) В сумерки в небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни па пароходах.
2) В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги.
3) Душно стало в доме и я вышел на воздух освежиться.
4) На площади шёл митинг и звучали горячие речи ораторов.
5) На площади шёл митинг и я поспешил туда.
Самопроверка по слайду, самооценка.
Устное объяснение одного (двух) предложений.
Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Что изменится? Запишите полученные предложения.
1) Набежала туча, и брызнул короткий дождь.
2) Город кончался, и начиналось поле.
3) Дверь отворилась, и вошёл довольно высокий человек.
4) Конь остановился, и всадник резко побледнел.
5) К крыльцу подъехала бричка, и из неё вышла незнакомая дама.
Устный отчёт о выполнении, сопоставление со слайдом-образцом. Самооценка.
Игра «Превращения»: превратите простые предложения в сложносочинённые. Запишите.
1)Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось недолго.
2)Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.
3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.
4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.
Расставьте (в карточке) знаки препинания в сложносочинённом предложении, осложнённом другими пунктограммами.
1) Море будто шепчет что-то посылая волну за волной и этот монотонный шёпот успокаивает.
2) Выйдите рано утром в сад и может быть вы увидите удивительные вещи.
3) Морозно и словно радуясь чему-то лучисто улыбается солнышко.
4) Проплывали мимо небольших деревушек спускавшихся к реке и каждая из них была по-своему замечательна.
— Какие предложения вызвали затруднения? Вернёмся к их разбору на следующих уроках.
— Вернёмся к 1 заданию и назовём верные утверждения.
Выберите любой уровень задания.
2 – упражнения 61, 63 часть 2 (на конструирование);
3 – Сочинение-миниатюра с использованием сложносочинённых предложений. Темы: «Вот и осень на порог пожаловала», «Ветер», «Радуга», «Гроза».
Синтаксический разбор предложения
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
Выделяют 5 основных членов предложения:
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.