Морское многоборье что это такое
Справочник
Морское многоборье
Морское многоборье
История появления
В 1918 г. был принят декрет «Об обязательном обучении военному искусству» всех граждан мужского пола. Первый этап зарождения военно-прикладных видов спорта и комплекса ГТО. Изначально в комплекс были включены отдельные виды: плавание, кроссовый бег, стрельба из малокалиберной винтовки, гребля на ялах, парусная гонка на ялах. Программа физической подготовки Готов к Труду Обороне, активно развивалась и дополнялась различными видами спорта. Во время формирования военно-прикладных видов спорта, для конкретных видов войск, начали зарождаться многоборья. Морское многоборье перешли из прикладного вида в спортивный в 30-х гг., когда на смену гребным спасательным судам во флоте пришли моторные шлюпы и катера. Военно-прикладные виды спорта получили широкое развитие после Великой Отечественной войны 1941—1945. Стали включаться в спартакиады и присваиваться звания мастера спорта и другие спортивные разряды. В 1964 году в Вооружённых Силах СССР была введена Военно-спортивная классификация. И в настоящее время прикладные многоборья продолжают культивироваться. Так, в единую всероссийскую спортивную классификацию включены многоборье спасателей МЧС и морское многоборье.
Троеборье
Состоит из плавания (дистанция от 100 до 400 м), кроссовый бег (дистанция от 500 до 1500 м), стрельба из малокалиберной винтовки.
Пятиборье
Морское пятиборье состоит из комплексу видов спорта, различных по своему характеру, нагрузке и способу выполнения упражнений. Два упражнения связаны с выступлением на водной акватории: гребля на морских ялах (дистанция — 2 км для мужчин и 1 км для юношей) и парусные гонки на шестивесельных ялах — гребно-парусных шлюпках.
Плавание (дистанция от 100 до 400 м), кроссовый бег (дистанция от 500 до 1500 м), стрельба из малокалиберной винтовки, гребля на ялах (дистанция от 500 до 2000 м), парусная гонка на ялах; четырёхборье и троеборье составляется из любых видов пятиборья.
Морское многоборье сегодня
История развития морского многоборья
В настоящее время среди молодежи становится все больше желающих попробовать свои силы в этом виде спорта. Современная молодежь любит все необычное и экстремальное. Эти характеристики в наибольшей степени соответствуют морскому многоборью. Кроме того, данный вид спорта интересен и с точки зрения истории. К примеру, ял – чуть ли не единственное историческое судно, дошедшее до наших дней и не утратившее своих учебно-тренировочных возможностей. Эта лодка известна в истории России как «ботик Петра Великого» – именно с нее принято вести отсчет всей истории российского флота. А ведь гонки на таких судах под парусом и на веслах – традиционный для России вид спорта. Самые первые соревнования были проведены еще по указу Петра I во времена, когда он возводил новую Северную столицу.
История возникновения морского многоборья неразрывно связана с историй развития российского флота и с морским образованием. Начиная со становления морского образования, гребля на ялах и парусные гонки входили в программу обучения воспитанников морских и мореходных училищ и классов. В 1858 года, когда были проведены соревнования по гребле, гонка под парусом и бег на 1,5 версты. Через два года, в соревнование, в дополнение к гонкам под парусом и на веслах, была включена стрельба и гонка под парусом без рулей. Гонка под парусами без рулей требовала слаженности работы экипажа, четко выполнять команды командира шлюпки, все эти качества необходимы для флотской службы.
В 1949 г. состоялись первые Всесоюзные соревнования по морскому многоборью- Первенство СССР, организатором которых было Добровольное общество содействия флоту (ДОСФЛОТ). С тех пор морское многоборье получило признание. Его стали культивировать в ДОССАФ, Вооруженных Силах, в морском и речном флотах и спортивных обществах страны.
А в 1954 г. был введен облегченный комплекс морского многоборья (юноши 15-17 лет), в 1956 г. для подростков (14-15 лет).
В 1955 г. морское многоборье было выделено, как самостоятельный вид спорта и был проведен первый Чемпионат СССР. В стране стали регулярно проводиться Спартакиады народов СССР и официальные соревнования.
Созданная в 1952 г. Федерация морского многоборья СССР в 1992 г. стала Федерацией морского многоборья России.
Дополнительный стимул заняться морским многоборьем еще и в том, что это международный вид спорта. Соревнования по нему проходят в разных уголках мира. Большое внимание его развитию уделяют в Украине, Германии, Польше, Китае, Казахстане, Литве, Болгарии, Израиле, Белоруссии, Эстонии. В 1956 году в Польше были впервые проведены международные соревнования по морскому многоборью под девизом «Дружба и братство», в которых наша мужская команда заняла первое общекомандное место и первые места по видам многоборья.
Морское многоборье сегодня
Современное морское многоборье – это командный вид спорта, состоящий из пяти дисциплин различных по своему характеру, нагрузке и способу выполнения упражнений:
· гребля на морских ялах (дистанция — 2 км для мужчин и 1 км для юношей);
· парусные гонки на шестивесельных ялах — гребно- парусных шлюпках;
· Стрельба из пневматического пистолета (дистанция 10 метров, 10 выстрелов);
· кроссовый бег (дистанция от 400 до 800 м);
· Плавание (дистанция от 100 до 200 м).
В команду входит семь спортсменов.
· Стрельба из пневматического пистолета (дистанция10 метров, 10 выстрелов);
· кроссовый бег (дистанция от 400 до 800 м);
· плавание (дистанция от 100 до 200 м).
Соревнования по морскому многоборью подразделяются на командные, лично-командные и личные:
· В командных соревнованиях результаты участников экипажа засчитываются только команде;
· в лично-командных соревнованиях подсчитываются результаты каждого участника и экипажа в целом;
· в личных соревнованиях подсчитываются результаты каждого участника.
Спортсмены по возрасту делятся на возрастные группы:
· младшая (мальчики и девочки) – 10-13 лет;
· средняя (юноши и девушки) – 14-15 лет;
· старшая (юниоры и юниорки) – 16-18 лет;
· взрослая (мужчины и женщины) – 19 лет и старше.
Морское многоборье. Виды и особенности Правила и соревнования
Историческая справка
Морское многоборье стало развиваться в Советском Союзе после Великой Отечественной войны. Оно имело прикладной характер: упражнения использовались в программе подготовки личного состава ВМФ.
В нем были представлены:
Постепенно пятиборье стало самостоятельной спортивной дисциплиной. По нему стали проходить соревнования, были разработаны унифицированные правила и требования к участникам и снаряжению.
Одновременно получили развитие и такие направления, как:
Впервые всесоюзный чемпионат был организован в 1955 г. Морское многоборье также стало частью программы спартакиад в различных союзных краях и республиках. Гребно-парусное многоборье и гребля на ялах до 1993 г. существовали только в ВМФ, и лишь после создания Международной Ассоциация морских многоборий (МАММ) стали распространяться среди гражданского населения. Одновременно образовалась и Федерация морских многоборий России, действующая до настоящего времени. В ее составе 24 страны.
Сегодня спорт развит и популярен в Украине, Белоруссии, Польше, Казахстане, Литве, Эстонии. Из зарубежных стан в соревновании участвуют Германия и Болгария. Российские и международные чемпионаты проходят каждый год.
Современное морское многоборье
Как и в самом начале своей истории, морское пятиборье включает ряд спортивных дисциплин. Они отличаются по своей сути, нагрузке, способу проведения соревнований. Причем далеко не все связаны с водой.
Так, участники чемпионатов состязаются в:
В команде присутствует 7 человек. В качестве суден для соревнований на водной акватории используются ялы. Все они одинаковы, и перед началом состязаний участники при помощи жеребьевки разыгрывают ялы меду собой. При этом команда устанавливает на судно свой собственный парус. Они разыгрываются между участниками состязаний перед стартом по жребию, но парусом команда пользуется своим.
Морское многоборье в зимнее время проводится в формате троеборья. Сюда включены:
Несмотря на то, что данный вид спорта — командный, состязания могут проходить также в личном и лично-командном зачете. Разница между ними заключается в следующем:
Для спортсменов предусмотрено разделение на категории. Критерием выступает возраст. На сегодняшний день выделяется 4 категории:
В каждой категории могут быть как мужчины, так и женщины.
В подвидах морского многоборья — парусном и гребно-парусном — состязания проходят по одной из дисциплин либо комбинируются.
Как проходят турниры
Допуск спортсменов к состязаниям осуществляется специальной мандатной комиссией, в которую входят:
Комиссия проверяет соответствие завяленных участников всем установленным требованиям.
Спортсмены, прибывшие на морское многоборье, обязаны:
Перечить судьям и вмешиваться в их работу запрещается. Обращаться к судье можно только через представителя. За нарушение правил и неэтичное поведение спортсмен может быть дисквалифицирован.
Коллегия судей состоит из:
Плавание
Состязания могут проводиться в бассейнах или открытых водоемах размером не менее 25 м. Если для соревнований используется природный водоем, он должен быть вдали от загрязнителей и плавсредств.
Форма спортсменов такова:
Допускаются плавательные шапочки и очки, а также специальные гидрокостюмы, если температура воды менее 20 градусов. Приспособления, повышающие плавучесть или скорость движения, исключены.
Плавание происходит вольным стилем, то есть любым способом на усмотрение пловца. При повороте и на финише спортсмен должен прикоснуться к контактной панели.
Финиш фиксируется, когда пловец дотронулся до контактной панели, пройдя установленную дистанцию без ошибок. Временной результат определяется секундомером.
Бег
Легкоатлетический кросс проходит по пересеченной местности, вдали от трасс общего назначения. Для этих целей может использоваться также стадион. Дистанцию размечают флажками или лентами. На ней также размещают указатели расстояния до финиша (400 и 200 м).
Форма бегуна подразумевает майку, спортивные шорты и обувь, в том числе с шипами. Для женщин и девушек допускается сплошной купальник. Бегать с обнаженным торсом недопустимо. Одежда может быть иной с разрешения судьи при изменении погодных условий. На груди и спине обязательно наличие личного номера.
Преодолевая дистанцию, спортсмены не должны препятствовать друг другу. Обгонять противника разрешается справа либо слева, если он движется по центру дорожки. При этом запрещено толкать соперника либо пересекать ему путь. Обгоняемый не должен препятствовать обгоняющему. За нарушение перечисленных правил участника отстраняют от состязаний по данной дисциплине.
Финиш фиксируется, когда спортсмен пересекает соответствующую черту. Время замеряет секундомер.
Стрельба
Производится из пневматического пистолета калибром 4,5 мм. Мишень устанавливается на расстоянии 10 м и имеет размеры 17 х 17 см. Огневой рубеж делится на отрезки размером 100 х 150 см для каждого участника.
Каждый участник делает пробные выстрелы (любое количество) и 10 зачетных. Результаты определяют по пробоинам.
Гребля
Дистанция для состязаний располагаться на водной акватории, вне судоходных путей. В гонке участвуют однотипные суда с жестким номером на штоке.
Протяженность маршрута варьирует от 0,5 до 2 км. Возможно наличие поворотов. Маршрут справа и слева обозначается буйками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. Экипажи должны придерживаться своей траектории и не пересекать путь другим плавсредствам.
Спортсменов, участвующих в заезде, сопровождают судьи-арбитры. Они следуют за гребцами, не мешая им, и контролируют соблюдение правил.
Финиш фиксируется в момент пересечения судном соответствующей линии в пределах своей «воды». Время измеряется от команды «Марш!» до фиксирования финиша.
Парусная гонка
Регламентируется «Правилами плавания по внутренним водным путям России». Для каждого конкретного соревнования разрабатывается дополнительная Гоночная инструкция, утверждаемая главным судьей.
Гонки проходят на акватории вне судоходных путей и однотипные парусные судна, которым присваиваются гоночные номера. Дистанция имеет треугольную форму и размечается знаками. Всем участникам следует иметь спасательные жилеты и не снимать их на протяжении всего соревнования.
Судно должно преодолеть маршрут под парусом, обходя все знаки так, как предписано Гоночной инструкцией. Команды должны соревноваться по правилам, соблюдать этику и вести честную борьбу. Исходя из этого, недопустимы никакие устройства, способствующие движению судна. Нельзя влиять на скорость движения какими-либо иными средствами. При аварии может использоваться весло.
Финишированием считается момент, когда судно, следуя от последнего знака на маршруте, пересекает соответствующую линию. После этого оно может покинуть дистанцию, не мешая другим.
Морское многоборье привлекает тем, что позволяет всесторонне улучшить физическую форму, приобрести различные умения и навыки, развить смелость и находчивость. Это пригодится в любой сфере, но особенно полезно тем, кто хочет связать свою жизнь с военно-морской службой.
Морское многоборье что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Морское многоборье.
Есть такой неолимпийский, но милитарисский вид спорта морское многоборье: плавние, стрельба, бег, гребля, парус. Нужно будет поинтересоваться жив ли этот спорт сегодня. Но спортивная дисциплина была просто замечательная, столько всего интересного происходило во время тренировок. Повспоминаю немного 🙂
Было это в 1986 г в Волгограде. Команда нашего года рождения попала в секцию морского многоборья из Волгоградского ДЮСШ 13 по плаванию, лучшей на тот момент школы плавания в СССР. После каторжной подготовки плавца, занятия в секции морского многоборья были настоящим развлечением.
Надо сказать, что тренерский состав в морском многоборье отличался изрядным раздолбайством в сравнении с тренерами школы олимпийского резерва по плаванию, но это то и было самым замечательным для нас 12-летних пацанов.
В один из летних дней два шестивёсельных яла поставили паруса и отправились на тренировку за Волгу на острова. Все парни заранее были уведомлены тренером, что у него сегодня свидание с очередной девушкой ровно в 20.00 и если хоть один «кадрд» станет причиной опоздания на это свидание, то секир-башка будет всей команде.
Тут неожиданно я замечаю прямо по курсу совсем рядом “порыв” и не просто “порыв”, а мини-торнадо. Тут же за спиной слышу сдавленный от отчаянья крик тренера: Порыв, бль. Надо заметить, матом он никогда не ругался, в полной мере не матюгнулся и в этот момент, но подкорка видимо сработала против его воли.
Вдруг после шока все опомнились и стали нырять за сумками с одеждой и продуктами, много сумок безвозвратно утонуло. Потом поставили вертикально парус, чтобы нас было видно и никто бы случайно не налетел.
Странная метаморфоза произошла с тренером, теперь он уже опаздывал железно, и при этом у него было благовидное оправдание, он неестественно повеселел стал махать руками товарищам на берегу – куда там.
Морское многоборье как вид спорта включает в себя следующие
МОРСКОЕ МНОГОБОРЬЕ
ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ
«Утверждаю»
Президент Федерации
Морских многоборий и
Гребно-парусного спорта России
______________А.К.Гришин
«25» декабря 2009 года
«ПРИНЯТЫ»
Президиумом Федерации морских
Многоборий и гребно-парусного спорта России
Ноября 2009 года
Вводятся в действие с 01 января 2010 года
Москва
Правила разработаны авторским коллективом в составе
Под общей редакцией – Олимпийского чемпиона, ЗМС, ЗТР, ЗРФК, СМК Гришина Анатолия Кузьмича (г. Москва)
Ахметов Кирилл Камильевич – МСМК (г. Саратов);
Бекетов Геннадий Борисович – МС, СРК (г. Саратов);
Борисов Алексей Александрович – МСМК, СРК (г. Саратов);
Виноградов Николай Александрович – МС, ЗТР, СВК, (г. Ульяновск);
Воюев Виталий Васильевич – МС (г. Новороссийск);
Гришин Анатолий Кузьмич – ЗМС, ЗТР, СМК, (г. Москва);
Корженевский Георгий Эрнестович – МСМК, ЗТР, СМК, (г. Санкт-Петербург);
Руденко Владимир Павлович – МС, ЗТР, СМК (г. Севастополь);
Силантьев Евгений Иванович – МС, СМК, (г. Астрахань);
Сорокин Вячеслав Юрьевич – МС, СМК, (г. Москва);
Трофимов Алексей Александрович – МС, ЗТР, СРК, (г.Екатеринбург);
Фоканов Дмитрий Михайлович – МСМК, ЗТР, СМК, (г. Нижний Новгород);
Цветков Сергей Иванович – МСМК, ЗТР, СМК, (г. Рыбинск);
Шишкин Геннадий Романович – МСМК, ЗТР, СРК (г. Екатеринбург);
Ярыгин Вячеслав Александрович – МС, СМК, (г. Нижний Новгород);
ООО «Типограф РОСТО», Москва, Походный пр-д д. 21 тираж 200
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения стр
2. Характер соревнований
3. Положение о соревнованиях
4. Программа соревнований
5. Организационный комитет
6. Пол и возраст спортсменов
7. Допуск к участию в соревнованиях
8. Права и обязанности участников
9. Представители и капитаны экипажей
Глава 2. Судейство соревнований
10. Спортивный комиссар соревнований
11. Состав судейской коллегии
13. Главный секретарь, секретериат
14. Заместитель главного судьи по спорту
15. Заместитель главного судьи по организации и материально-техническому
16. Заместитель главного судьи по медицинскому обеспечению
17. Заместитель главного судьи по арбитражу – главный арбитр
18. Судья – начальник дистанции
19. Судья при участниках
20. Судья – информатор
Глава 3. Соревнования по плавнию
21. Условия проведения соревнований
22. Судейская бригада
24. Прохождение дистанции
26. Определение результатов
Глава 4. Соревнования по кроссу
27. Условия проведения соревнований
28. Судейская бригада
29. Спортивная форма участников
31. Прохождение дистанции
33. Определение результатов
Глава 5. Соревнования по стрельбе
34. Условия проведение соревнований
36. Судейская бригада
37. Меры безопасности
38. Правила поведения участников и судей во время выполнения упражнения
39. Правила выполнения упражнения
40. Нарушение правил
42. Неисправность оружия
43. Неисправность оборудования и перерывы в стрельбе
44. Определение результатов стрельбы
Глава 6. Гребные гонки
45. Условия проведения гонки
46. Судейская бригада
47. Дистанция гребных гонок и оборудование
49. Прохождение дистанции
52. Определение результатов
53. Порядок подачи и рассмотрения протестов
Глава 7. Парусные гонки
Организация гонок
54. Условия проведения парусных гонок
55. Судейская бригада
57. Меры безопасности
58. Гоночная инструкция
60. Оказание помощи, изменение числа людей на борту
61. Принцип честной спортивной борьбы
62. Признание нарушения
63. Средства движения
64. Стартовые сигналы
65. Прекращение или сокращение гонки
66. Начало и окончание гонки
68. Общие ограничения
7.2. Правила расхождения
69. Главное правило, когда суда находятся на разных галсах
70. Главное правило, когда суда находятся на одном галсе
71. Во время поворота оверштаг
72. На одном галсе- до того, как судно сошло со стартовой линии
73. На одном галсе – после того, как судно сошло со стартовой линии
74. Другие ограничения действий подветренного судна
75. Перемена галса – повороты оверштаг и фордевинд
76. Огибание и прохождение знаков и препятствий
77. Лавировка, требование окликом места для поворота оверштаг от препятств.
78. На стороне дистанции от стартовой линии
79. Судно, уступающее дорогу после навала на знак
Проведение гонок
80. Прохождение дистанции
82. Признание нарушения и наказания
83. Особенности парусных гонок без рулей
85. Требование восстановить результат
86. Действия протестового комитета (арбитражной комиссии)
87. Рассмотрение протеста
88. Решение по протесту
90. Определение результатов парусных гонок
Глава 8. Особенности соревнований по гребле на ялах
91. Особенности соревнований по гребле на ялах
Глава 9. Особенности соревнований по гребно-парусным многоборьям
92. Комплексные гонки
Глава 10. Определение результатов и занятых мест
93. Определение мест в соревнованиях по морским многоборьям и гребно-
94. Определение мест в соревнованиях по гребле на ялах
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1 Таблицы оценки результатов соревнований
Таблица № 1 Плавание 200 м в/с (мужчины, юниоры, юноши)
Таблица № 2 Плавание 200 м в/с (женщины, юниорки, девушки)
Таблица № 3 Плавание 100 м в/с (мальчики)
Таблица № 4 Плавание 100 м в/с (девочки)
Таблица № 5 Кросс 800 м (мужчины, юниоры, юноши)
Таблица № 6 Кросс 800 м (женщины, юниорки, девушки)
Таблица № 7 Кросс 400 м (мальчики)
Таблица № 8 Кросс 400 м (девочки)
Таблица № 9 Стрельба
Таблица № 10 Гребная гонка 1000 м (мужчины, юниоры, юноши)
Таблица № 11 Гребная гонка 1000 м (женщины, юниорки, девушки)
Таблица № 12 Гребная гонка 2000 м
Таблица № 13 (ГПМ) Парусные и комплексные гонки (продолж. до 1 часа)
Таблица № 14 (ГПМ) Парусные и комплексные гонки (продолж. до 1.5 часа)
Таблица № 15 (ГПМ и ММ) Парусные и комплексные гонки ГПМ
(продолжительность свыше 1.5 часов), парусные гонки ММ (до 1 часа)
Таблица № 16 (ММ) Парусные гонки (продолжительность до 1.5 часа)
Таблица № 17 (ММ) Парусные гонки (продолжительность свыше 1.5 часов)
Приложение № 2. Именная заявка
Приложение № 3. Протокол мандатной комиссии
Приложение № 4. Личная карточка участника
Приложение № 5. Инструкция по обеспечению безопасности
Приложение № 6. Типовые гоночные инструкции
Приложение № 7. Инструкция по обмеру парусов
Приложение № 8. Номера парусов
Приложение № 9. Схемы дистанций парусных гонок
Приложение № 10. Схемы дистанций комплексных гонок
Приложение № 11. Протокол парусных гонок
Приложение № 12 Протокол комплексных гонок
Приложение № 13 Протоколы гребных гонок
Приложение № 14. Таблицы распределения экипажей по заездам в
соревнованиях по гребле на ялах
Приложение № 15. Итоговые протоколы
Приложение № 16. Сигнальные флаги
Глава 1. Общие положения.
1. Введение
Морское многоборье как вид спорта включает в себя следующие
Дисциплины: морское пятиборье, морское четырехборье, морское троеборье, морское пятиборье – командные соревнования, морское четырехборье – командные соревнования, ял-4 – дистанция 500 м, ял-6 – дистанция 2000 м, ял-6 – парусная гонка, гребно-парусное пятиборье, гребно-парусное четырехборье.