Морской фрахт что это
Что такое фрахт в грузоперевозках?
Грузоперевозки – неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Успех международной сделки, стоимость и безопасность доставки зависят от способа доставки, выбора перевозчика, условий транспортировки. Одна из важных задач – разобраться в тонкостях фрахта. Для этого необходимо понять значения термина, принципы расчета ставок, узнать условия договора фрахтования.
Что такое фрахт?
Простыми словами, термин фрахт означает плату за доставку. Ее выплачивает фрахтователь либо отправитель груза судовладельцу. Она устанавливается условиями договора или положениями закона. Размер фрахта при отсутствии договоренности сторон формируется с учетом ставок, которые применяются в месте погрузки. Предметом договора является сдача судна в аренду, но не транспортировка груза.
Другие значения слова:
От чего зависит стоимость фрахта?
Стоимость фрахта нефиксированная. Она зависит от следующих факторов:
На итоговую стоимость также влияет необходимость платить дополнительные внутренние или внешние пошлины.
Как рассчитывается ставка фрахта?
Если речь идет о регулярных поставках, ставка фрахта рассчитывается с учетом габаритов и типа груза. При трамповых грузоперевозках ставку определяет договор: судно перемещается не по заданному маршруту и владельцу корабля неизвестно, сколько времени он потратит на заплыв в порты, погрузочно-разгрузочные работы. Тарифы трамповой перевозки обычно выше, чем линейной. Стоимость и условия транспортировки товаров оговариваются в каждом случае отдельно.
Ставка фрахта состоит из базовой платы за грузоперевозку и платежей за дополнительные услуги. Базовая плата зависит от габаритов и типа груза, продолжительности маршрута. Дополнительно предусматриваются платежи для возмещения затрат судовладельца. Сюда относятся следующие виды доплат:
Перечень дополнительных платных услуг включает поддержание температурного режима для определенной категории товаров, создание условий для негабарита или опасных грузов.
Условия погрузки фрахта
Они предусматривают обязанность оплачивать погрузочно-разгрузочные работы отправителем или получателем груза. Условия могут быть следующие:
Условия погрузки прописываются в договоре поставки, транспортной документации, которая устанавливает обязанность сторон по оплате этапов фрахта.
Морской фрахт
Морской фрахт осуществляется на основании договора, где прописывается порядок найма судна, обязанности фрахтователя и фрахтовщика, определяются условия оплаты доставки. В международных грузоперевозках есть разная практика распределения расходов и ответственности между грузоотправителем и получателем. Договор фрахтования бывает двух типов:
Какие документы нужны
Морская перевозка, погрузочно-разгрузочные работы сопровождаются специальными документами, которые необходимы как владельцу, перевозчику груза, так и таможне:
В пакет документов также входит доковая расписка. Она подтверждает, что груз прибыл в порт для дальнейшей транспортировки по морю.
Морская перевозка востребована благодаря ряду преимуществ:
Предприниматели могут доставлять морем грузы самых разных типов: негабарит, опасные, ценные, хрупкие.
Доставка морем имеет свои риски и особенности:
Несмотря на минусы, морской фрахт пользуется большим спросом у участников ВЭД благодаря доступности и возможности доставлять крупные партии грузов.
Морской фрахт
Коммерческая деятельность тесно связана с международными и даже межконтинентальными грузовыми перевозками. Перед любым предприятием, занимающимся международной торговлей, рано или поздно встаёт вопрос, каким транспортом лучше возить. Многие предпочитают морской фрахт. Давайте рассмотрим, что входит в стоимость морского фрахта, как формируется ставка и на что указывают специальные термины, применяемые для погрузки (разгрузки).
Что такое фрахтование судна и морской фрахт
Это выбор подходящего тоннажа (будь то судно или место на судне) для транспортировки груза с дальнейшим оформлением договора морской перевозки с судовладельцем. Иначе говоря, фрахтовка заключается в найме судна для конкретного рейса (перевозки) или на какой-то отрезок времени.
Ситуация, при которой судовладелец подыскивает груз и оформляет документы на его перевозку, определяется как «отфрахтование» судна. Но на деле в обоих случаях пользуются единым термином – «фрахтование».
Отправитель груза (продавец или покупатель), нанимающий судно (тоннаж), именуется «фрахтователь». Владелец судна, уступающий его под фрахт (морские перевозки), называется «фрахтовщик». Согласно двухстороннему договору, фрахтовщик обязуется транспортировать груз до порта назначения и вручить его грузополучателю, за что фрахтователь должен оплатить оговоренную сумму (фрахт).
То есть, заключая договор морской перевозки, одна сторона в лице судоходной компании, судовладельца, фрахтовщика или перевозчика должна обеспечить транспортировку груза из порта в порт. Вторая сторона, представленная фрахтователем или хозяином груза, обязана оплатить морской фрахт, цена которого оговорена заранее.
Как правило, фрахтованием занимается посредник — фрахтовый брокер. Поверенными могут выступать как отдельные лица, так и организации (брокерские фирмы). Фрахтовый брокер – это специалист высокой квалификации, с огромным опытом и профильными знаниями в данной области. Это человек, хорошо владеющей информацией о состоянии фрахтового рынка, о предложении и спросе на суда, об имеющихся грузопотоках.
Посредники, оказывающие услуги по фрахту морских судов, оперируют данными специализированных бюллетеней, официальными сведениями мировых изданий ведущих брокерских контор и фрахтовых бирж. Большинство брокеров имеют обширные связи в сфере морских перевозок. Очень часто, благодаря своим каналам, они быстро находят подходящий для перевозки тоннаж.
Судовладельцы с незанятыми судами предлагают фрахтовому брокеру подыскать для них груз, соответствующий определённым условиям транспортировки (обычно это относится к перевозке контейнеров). В свою очередь фрахтовый посредник выходит на рынок от лица судовладельца с его офертой, т.е. предложением. Оферты бывают твёрдыми и условными.
В свою очередь, фрахтователь (владелец груза) через фрахтового брокера выносит на рынок предложение о поиске тоннажа, удовлетворяющего требованиям перевозки конкретного груза. Его письменное поручение о фрахтовке тоннажа на какой-либо рейс, выданное своему посреднику, носит название «фрахтовый ордер». Встречаются три вида фрахтовых ордеров: срочные, сверхсрочные и обычные (с длительностью фрахтования 20-30 дней).
Кто осуществляет морские перевозки
Группы судоходных компаний, действующих на определённых океанских маршрутах и в портах, носят название «конференции». Они назначают и размещают единые ставки морского фрахта, соблюдая график регулярных перевозок и установленные стандарты качества. В большинстве случаев они работают как картели вопреки антимонопольным и антитрастовым законам многих стран. Поэтому конференции функционируют на основе особых исключений из законодательства о фрахтовании.
Судоходные компании, не принадлежащие к конференциям, являются аутсайдерами. Они могут не соблюдать опубликованные конференциями фрахтовые тарифы, графики перевозок и стандарты качества. Впрочем, некоторые крупные аутсайдеры могут поспорить с конференциями по регулярности и уровню обслуживания. К тому же, они предлагают более демократичные фрахтовые ставки, нежели участники конференций.
Трамповые суда используются для чартерного найма. Они также предлагают услуги через брокеров и устанавливают стоимость морского фрахта индивидуально для каждого случая.
В начале 90-х годов прошлого века перевозчики стали отдавать предпочтение индивидуальным конфиденциальным контрактам вместо общих фрахтовых ставок. Они склоняются к мнению, что в условиях современного рынка фиксированная цена изжила себя, а фрахтователи (отправители грузов) мечтают о переориентации перевозчиков на интересы клиента.
В октябре 2008 г. Европейская комиссия отменила антитрастовый иммунитет, ранее предоставленный судоходным конференциям. Сегодня действие данной льготы для океанских перевозчиков обсуждается также в других регионах. Однако, конференции продолжают существовать в некоторых частях света (например, Транстихоокеанский регион), и их доля в мировом объеме торговли довольно высока.
Из чего складывается стоимость морского фрахта
Производя расчет морского фрахта, следует обратить внимание на важные составляющие цены такие, как:
1) Базовая ставка морского фрахта – непосредственная оплата за доставку товара морским путём. На неё влияет протяженность маршрута и габариты груза.
2) Дополнительные сборы (CAF и BAF). Обычно фрахтовщики берут дополнительные сборы, начисляемые к базовому тарифу. Чаще всего это:
— Надбавка (BAF) за бункерное топливо, позволяющая перевозчику регулировать фрахт с учётом изменений его стоимости;
— Надбавка (CAF) за колебания курса валют, покрывающая издержки от обесценивания валюты, указанной в стоимости фрахта.
Базовая ставка морского фрахта, как правило, фиксирована на протяжении года или полугодия. Однако, указанные надбавки корректируются ежедневно. Поэтому экспортёрам желательно учитывать в договорах о купле-продаже примечания об изменении стоимости с учётом BAF и CAF.
Остальные общепринятые сборы взимаются с крупногабаритных или очень тяжёлых грузов.
3) Фрахт, оплаченный в порту погрузки, и фрахт, подлежащий уплате грузоотправителем в порту назначения. Договорами на условиях CIF учитывается стоимость перевозки в порт назначения. Морской фрахт судна предусматривает два варианта оплаты: либо заранее продавцом, либо покупателем по факту получения товара. Во втором случае в коносаменте делают отметку, что фрахт оплачивает грузополучатель.
4) Сборы за обработку груза. Имеются в виду сборы за выгрузку товара, доставленного в порт на грузовом автотранспорте, и его размещение (хранение) вдоль борта судна. Обычно эти суммы не учтены во фрахте, поэтому оплачиваются экспортёром (импортёром) в соответствии с выбранным термином из правил Инкотермс-2010.
Ставка морского фрахта и Инкотермс-2010
Перед согласием на любую фрахтовую ставку отправитель груза вправе узнать, входит ли в неё стоимость погрузки (разгрузки) товара. Результат зависит от персонального «линейного условия» перевозки, т.е. условия морского фрахта, которое предлагает судовладелец. Согласно некоторым терминам (CIF, CFR, FOB и Инкотермс), поручни судна считаются границей перехода при погрузочных рисках и расходах. Поэтому, термин Инкотермс, указанный в договоре купли-продажи, должен соответствовать обозначению в линейных условиях, внесённых в договор о перевозке. Для коммерсантов очень важно понимать, чем отличаются линейные условия в договоре перевозки от Инкотермс в договоре купли-продажи.
Разница в том, что линейные условия устанавливают договорные отношения грузоотправителя с перевозчиком, а Инкотермс регламентируют взаимодействие продавца и покупателя. Специалист, контролирующий перевозку, вначале должен проверить соответствие термина Инкотермс, предусмотренного договором купли-продажи, точным условиям погрузки (разгрузки). Затем, представляя интересы грузоотправителя, он должен проследить, чтобы все линейные условия в договоре на перевозку не шли в разрез с термином Инкотермс из договора о купле-продаже.
Есть множество видов маркировки фрахтовых ставок в линейных условиях. Но, в большинстве случаев линейный фрахтовый сбор покрывает перевозку, началом и(или) концом которой является:
Любой из этих видов встречается при погрузке и разгрузке, так как они легко сочетаются между собой в девяти вариациях. А огромная разница в обычаях порта и конференции невероятно повышает количество таких комбинаций.
— Погрузка – в зону ответственности перевозчика попадает погрузка товара, который находится в любом месте вдоль борта судна. Понятие «вдоль борта судна» определяется обычаями порта.
— Разгрузка – перевозчик обязан спустить груз на пристань, рассортировать его на партии и, если потребуется, обеспечить хранение в ангаре или под навесом.
— Погрузка – отправитель груза подвозит его прямо под кран (деррик-кран) для подъема на борт. К примеру, товар нужно доставить на погрузку из хранилища на пристани;
— Разгрузка – перевозчик выгружает товар из трюма, складывая его на палубу судна, а последующие операции (в том числе опускание на пристань и сортировку) выполняет отправитель или получатель груза.
На борту – иначе называется free in (свободно от расходов на погрузку), free out (свободно от расходов на выгрузку) или free in and out (свободно от расходов на погрузку/выгрузку).
— Погрузка free in – в обязанности перевозчика входит только предоставление судна, все остальные действия (подъём груза на борт и штивку в трюме) выполняет грузоотправитель;
— Разгрузка free out – перевозчик должен пришвартоваться вдоль пристани, а дальнейшая выгрузка из трюма и опускание товара на пристань ложится на плечи отправителя (получателя) груза;
В большинстве случаев все погрузочно-разгрузочные работы выполняют частные подрядчики – стивидоры, предъявляя счет за каждую партию перевозчику, грузополучателю либо грузоотправителю.
Обычно, стивидоры не занимаются распределением оплаты за предоставленные услуги между отправителями и получателями грузов. До 2010 года это вызывало проблемы с терминами (CFR, FOB, CIF Инкотермс), которые предполагали разделение затрат поручнями судна. После пересмотра неудобного правила о поручнях его заменили положением о переходе рисков и расходов в момент завершения погрузки товара на борт, которое действует и сейчас.
Фрахт
Фрахт (от нем. Fracht — груз, тоннаж, англ. freight) — это услуга перевозки груза на морских или воздушных судах, оказываемая на основе договора/контракта.
Также под термином может пониматься:
Участники фрахта
Фрахтователь (англ. charterer, shipper) — сторона договора/контракта или её официальный представитель (агент), которые выступают в роли отправителя фрахта (заказчика услуги). Фрахтователем может быть как юридическое, так и физическое лицо.
Фрахтовщик (англ. carrier, freighter) — непосредственно перевозчик, та сторона договора/контракта, которая отвечает за транспортировку груза. По условиям договора может быть предоставлено в аренду всё судно или его часть (например, единица объёма или площади).
Фрахтование (англ. charter, chartering) — это непосредственно перевозка (услуга по доставке груза) или деятельность по заключению договоров доставки грузов на воздушных или морских судах (наём).
Расчёт стоимости
Расчёт фрахта ничем не отличается от расчётов перевозки грузов на любых других видах транспорта, отличных от воздушного или морского:
Ключевыми показателями из обозначенных можно назвать протяжённость маршрута и характер/меру самого груза.
При этом по способу оценки фрахта выделяют два основных подхода:
Ставка фрахта будет зависеть от критериев оценки груза. Например, мелкие, штучные или сборные грузы чаще всего перевозят в контейнерах. В этом случае фрахтовщик в качестве ставки устанавливает один контейнер. Но это не единственный вариант оценки меры груза. По договору фрахтования оценка фрахта может производится по:
К стандартной ставке (BAS) могут добавляться дополнительные сборы:
Фиксированная сумма взимается в полном объёме вне зависимости от того, сколько груза будет перевезено (оплачивается сам рейс).
Виды договоров фрахтования
В сфере торгового мореплавания морское право выделяет следующие виды чартеров:
Специализированные виды
Обратный фрахт (англ. back freight) — компенсация/оплата услуг по обратной перевозке (фрахтованию) в случае, если груз нельзя сдать в порту назначения по независящим от перевозчика причинам (например, если разгрузка в порту назначения не была разрешена в отведённое для этого время). Взимается с отправителя.
«Мёртвый фрахт» (англ. dead freight) — это недостающая часть груза от заявленной к погрузке, которая подлежит оплате к перевозке. «Мертвый фрахт» заявляется капитаном судна непосредственно после погрузки, если такое право предусмотрено условиями договора. Такое решение может выступать в качестве альтернативы оплаты демереджа (demurrage) — санкций за простой судна при погрузке.
Регламентирующие документы
Суда, перемещающиеся за пределы Российской федерации, обязаны подчиняться требованиям международного права, а также законодательных актов тех стран, на территории которых они находятся в настоящий момент.
Деятельность судов на территории РФ регулируется нормами:
Момент перехода ответственности за вверенный груз/товар определяется в соответствии с требованиями Инкотермс 2010 или Инкотермс 2020 (правила 2010 года до сих пор могут использоваться без каких-либо ограничений)..
Единственное изменение версии Incoterms 2020 – переименование схемы DAT в DPU.
Что такое фрахт в грузоперевозках и как рассчитывается его стоимость
Одним из способов транспортировки груза является фрахт. О том, как рассчитывается его стоимость, и о других нюансах процедуры расскажут специалисты компании «Калипсо»
Подробнее о понятии
Фрахт – термин с солидной историей. Он пришел из сферы морских грузоперевозок, где под ним понимали процесс транспортировки, плату за него или сам груз. Современные процессы глобализации существенно расширили область применения понятия. Многие интересуются, что такое фрахт в грузоперевозках и для каких видов транспорта он актуален.
Главное отличие фрахта от стандартной грузоперевозки в том, что оплата производится не за перемещение товара, а за пользование транспортом. Такой формат оправдывает себя при перевозке больших партий воздушными и морскими судами, автомобилями.
Особенности и условия фрахта
Чтобы доставить груз от поставщика к получателю, оформляется фрахтовый договор. Он заключается между фрахтовщиком и фрахтователем, оговаривает условия найма транспортного средства.
Условия процедуры устанавливаются договором и действующими положениями закона. Предметом договора выступает ТС, которое берет в аренду владелец груза.
Для морского фрахта важно соблюдать объем товара, указанный в договоре. Если фактический окажется больше указанного, возрастет и сумма к оплате. Если количество груза будет меньшим, судовладелец вправе рассчитывать на компенсацию упущенной выгоды.
Важно знать! Основанием для расчета размера фрахта являются ставки в месте погрузки. Они определяют стоимость перевозки товара данного типа и определенного количества. |
Из чего складывается сумма фрахта?
Стоимость фрахта рассчитывается в каждом случае индивидуально. Параметры зависят от многих факторов.
Длина маршрута. Чем дальше друг от друга находятся пункт отгрузки и доставки, тем дороже услуга.
Вида транспортного средства и его грузоподъемности.
Безопасность маршрута. Если он пересекает зоны гражданской нестабильности или боевых действий, цена доставки возрастает.
Оплата погрузочно-разгрузочных работ.
Особенности самого груза (опасный, требующий специальных условий).
Проход через каналы (в случае морского фрахта), за которые взимается дополнительная пошлина.
Виды фрахта, виды надбавок
Фрахт классифицируют по географии перевозки и по видам транспорта. В первом случае выделяют внутренний, внешний и межрегиональный. А, исходя из количества используемых ТС, говорят о перевозке на одном виде транспорта либо о мультимодальном варианте.
Для доставки товара между получателем и поставщиком заключается договор. Величина фрахта представляет собой сумму базовой ставки и надбавок. Ставку рассчитывают, основываясь на габаритах и типе груза.
К надбавкам относятся:
топливные расходы (корректируются ежемесячно в зависимости от колебания цен на рынке);
портовые расходы (оплачиваются в терминалах за обработку и такелажные работы);
плата за оформление документов в местах прибытия и отправления.
Что такое мертвый фрахт?
В случае, если отправитель не обеспечит минимальное количество груза, которое указано в договоре фрахтования, судовладелец вправе заявить о мертвом фрахте и рассчитать компенсацию упущенной выгоды. Подобная практика актуальная для морского фрахта.
Важно знать! Люмсун – процедура, когда сумма фрахта, выплачиваемая судовладельцу, не зависит от количества груза. Ситуация оговаривается в договоре отдельно.
Морской фрахт
Для морского фрахта подписывают договор, определяющий порядок найма судна при международной транспортировке. Существуют разные практики распределения ответственности и расходов между получателем и грузоотправителем. По типу обслуживания договор фрахтования бывает:
бербоут-чартер, когда судно предоставляется без экипажа;
тайм-чартер, если судно передается вместе с экипажем на установленный период.
Несмотря на долгие сроки доставки, морская перевозка востребована благодаря множеству преимуществ. С ее помощью можно доставлять крупногабаритные товары на большие расстояния. При соблюдении правила транспортировки она очень безопасна: груз доставляется целыми и сохранным.
Для ускорения такелажных работ в морской практике используют контейнеры. Емкости универсальны и в дальнейшем могут быть легко погружены на автотранспорт, ж\д состав или другое судно.
Доставка морем имеет и свои недостатки. Высока вероятность срыва сроков из-за погодных условий, что делает обязательную и срочную услугу невозможной. Из-за особенностей маршрутов не предоставляется доставка от двери к двери. В большинстве случаев морской фрахт предполагает мультимодальную перевозку с дальнейшим подвозом товара по суше.
Морской фрахт сопровождается следующими документами.
Коносамент. Определяет право собственности на груз.
Морская накладная. Подтверждает наличие договора о доставке груза в порт получения.
Упаковочный лист. Список перевозимых товаров с указанием товарных мест.
Штурманская расписка. Бумага, подтверждающая передачу товара грузоперевозчику.
Доковая расписка. Бумага, подтверждающая прибытие груза в порт для дальнейшей перевозки по воде.
Авиафрахт
Авиафрахт востребован во всем мире благодаря высокой скорости доставки. С помощью самолетов можно в рамках одного дня перемещать скоропортящиеся грузы. К преимуществам относят безопасность и возможность доставки практически в любую местность, где есть взлетная полоса. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и ограниченную грузоподъемность. Также самолетами не перевозят сыпучие, взрывоопасные или жидкие материалы.
Для авиафрахта характерно два вида надбавок: плата за безопасность и надбавка за топливо.
Процесс обязательно сопровождается пакетом документом. Стандартный комплект включает в себя следующие.
Авиагрузовая накладная – подтверждает факт заключения договора между перевозчиком и отправителем, содержит условия доставки.
Инвойс – список наименований товара с уточнением их количества и стоимости.
Упаковочный лист, – список товаров с детализацией по весу и габаритам.
Грузовой манифест – бумага, в которой задекларированы данные о грузе на конкретный рейс.
Советы и рекомендации специалиста
Оформление фрахта – процедура, в которой участвует несколько сторон. Правильно составить документацию, учесть все нюансы и форс-мажорные ситуации под силу только опытным юристам. Услуги таможенного брокера, который защитит ваши интересы в любой ситуации, предлагает компания «Калипсо».
Чтобы избежать потери времени, задержек на таможне, споров, придерживайтесь следующих правил:
четко прописывайте обязательства и ответственность сторон, а также условия их перехода;
указывайте достоверную информацию;
внимательно изучайте ответственность сторон в случае форс-мажора.
Вывод
Фрахт – стандартная практика при перевозке крупных партий товара. Оформить фрахтовый договор с учетом всех интересов грузодержателя поможет компания «Калипсо».