Мортидо что это такое
Почему у человека включается механизм МОРТИДО или программа смерти. Каковы тревожные сигналы этого психологического состояния.
Мортидо включается, если потерян смысл жизни
Пришла пора уходить из этого мира. Цикл земной жизни закончен. И старички спокойно говорят о смерти, готовятся к ней, радость жизни угасает и сменяется тихим смирением. Это в норме.
Или мортидо включается, если потерян смысл жизни. Произошли события, которые сделали дальнейшую борьбу за жизнь бессмысленной. Утрата горячо любимого человека или социального положения.
Признаки работы мортидо можно заметить, хотя сам человек чаще всего их не замечает. Но он часто говорит о смерти и склонен вспоминать умерших без повода. Слишком часто перечисляет тех, кто умер. И проявляет чрезмерный интерес к разговорам на эту тему.
Может начаться злоупотребление спиртным; но веселья алкоголь не приносит. Появляются отклонения в пищевом поведении: человек или слишком много ест, или теряет интерес к еде. Но все это неявно; не сразу можно это заметить.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Часто врачи, психологи, работающие в сфере психоанализа, употребляют термин «мортидо», который в их деле символизирует разрушительное начало в личности человека. Для того чтобы обозначить уровень этого чувства, ими также используется термин «деструдо».
По мнению Фрейда, индивидом движут два главных инстинкта: либидо и мортидо. Первое — тяга к жизни, второе — деструктивное начало.
Давайте разберемся в значении этих двух терминов и раскроем, что такое либидо и мортидо, понятными словами.
Либидо — это.
Большинство людей, услышав слово «либидо» понимают его как половое влечение к человеку, однако в этом слове кроется куда более широкое значение. В психологии либидо — это не только сексуальное желание, но и инстинкт поддержания жизни, и созидательная энергия.
Впервые термин был введен в 1868 году М. Бенедиктом. Тогда под ним подразумевалось лишь сексуальное влечение. В трактате же «Теория либидо» Фрейд представил влечение как центр идеи психоанализа. Фрейд утверждал, что из-за либидо развивается и растет человек, и именно оно является причиной для поступков и желаний. Автор разделил либидо на три составляющие: влечение, импульс и объект. Связав воедино сексуальные желания и половые связи, можно говорить о единстве объектов влечения.
Во второй дуалистической теории влечений психоаналитик Фрейд противопоставил либидо и мортидо в психологии. Это дало старт исследованиям инстинкта смерти и деструдо. Он стал рассматривать жизненную энергию, лежащую в основе сексуальных желаний. Автор не связывал термин только с сексом, а старался понять его в более широком смысле, анализируя и любовь, и страсть. Фрейд считал, что если копящаяся энергия либидо не находит своего выхода, она может привести к психическим расстройствам.
В то же время Карл Юнг максимально отдалился от понимания под словом «либидо» сексуальных желаний и проводил параллели с ци и праной, пытаясь найти объяснение в образе жизни менее развитых народов.
Вторая дуалистическая теория влечений
Итак, Фрейд противопоставлял либидо и мортидо как стремление к жизни и стремление к смерти.
Ученица психиатра Сабина Шпильрейн, опираясь на эту теорию, написала свою работу «Деструкция как причина становления», которая дала начало более углубленному изучению влечения к смерти. Шпильрейн проводит в своей работе параллель между мортидо и глубоко скрытым мазохизмом. Сабина считала, что тяга к разрушению собственной личности происходит из сидящей в глубине тяги к смерти. В докторской диссертации она обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению часто становится источником творческого и социального роста.
Многие ученые и психологи (Шпильрейн, Юнг, Адлер, Шекель) занимались исследованиями в поисках ответа на вопрос о человеческом влечении к смерти, но только Зигмунд Фрейд смог собрать все их мысли и идеи в определенную концепцию и детально освятил тему во второй дуалистической теории влечения. В этой работе он смог раскрыть связь либидо и мортидо в психологии и впервые противопоставил их друг другу.
На основании работ Фрейда и Шпильрейн обрел популярность термин «деструдо», изучением которого впоследствии занялся Пауль Федерн.
Характеристика мортидо
Мортидо — это противоположность либидо, выраженная в сознательном стремлении человеком к разрушению собственной личности на любом уровне: психологическом, физическом, социальном. Это стремление также можно назвать противовесом инстинкту выживания, который свойственен любому живому организму.
Нереализованная энергия
Можно сказать, что либидо и мортидо — это рычаги, которые управляют любым человеком. Имеет место теория, по которой либидо, не нашедшие выхода, превращается в деструдо. Другими словами, если индивид в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, то скопившаяся энергия превращается в энергию разрушения. Это проявляется в повышенной агрессии к себе и к окружающим, в необоснованных вспышках ярости, которые резко сменяются пассивностью и подавленным настроением, вызывают апатию.
Физиологически мортидо проявляется в замедленном метаболизме, снижении иммунной активности, пониженной выработке гормонов. Происходит дисбаланс эндорфинов и энкефалинов, что приводит к затяжной депрессии. Из-за невозможности реализовывать свои базовые потребности в организме вместо эндорфинов — гормонов счастья, вырабатываются энкефалины, которые вызывают тоску, тревогу, подавленное состояние.
Энергия инстинктов
Итак, для обозначения величины инстинкта смерти использовался термин «деструдо». Основателем теории о мортидо и либидо был Фрейд, но сам он мало занимался этой ею, а вот его ученики продолжили работу над исследованиями. Они основывались на концепции, предполагающей двойственность личности человека. То есть, в каждой личности либидо и мортидо — это два главных инстинкта, которые должны быть сбалансированы и сосредоточены на созидании для нормальной жизнедеятельности. В противном случае все обернется в деструдо — разрушение, агрессию, депрессию.
Деструдо — это.
Что же такое деструдо? Это разрушительные действия человека, направленные на него самого или на окружающий мир. От инстинкта смерти его отличает только направленность и реализованность. Простыми словами мортидо — это инстинкт, а деструдо — конкретные действия или состояние. Деструдо можно использовать как способ расшифровать установку пациента и его состояние психики.
Определить точно настроенность человеческого поведения и его мотивы нельзя. К тому же не все ученые, психологи, врачи разделяют теорию о двойственности человека. Наивысшим способом проявления либидо по теории Фрейда является половой акт, а мортидо — убийство. Стоит признать, что так или иначе, оба этих инстинкт влияют на современного человека с той или иной силой.
МОРТИДО — что это. Плюсы и минусы инстинкта смерти
Мортидо. Во второй дуалистической теории влечения (1920 г.) Фрейд впервые противопоставил друг другу либидо и мортидо. Согласно которой либидо рассматривается как влечение к жизни. А мортидо — к смерти как восстановлению первичного состояния. Поскольку изначально всё было мертвым и неживым по сути.
Как распознать мортидо
Проявляется лихо и без затей. Первый видимый невооруженным глазом признак — депрессия. Не просто тоска и грусть. А тревога, от которой хочется умереть. Или от гнева убивать других. И все мысли только об этом — разрушении причины подавленного состояния. Оно имеет две формы выхода:
Причина возникновения
Эндорфин-энкефалиновый дисбаланс мозговой нейрохимии — физиологическая основа мортидо. Запускает механизм какая-либо неудовлетворенность: биологическая или социальная. Отсутствие такой самореализации дает сигнал организму «стоп» в отношении выработки эндорфинов (гормонов счастья). Начинает поставлять антиподы — энкефалины. Которые действуют противоположным образом. Человека одолевают чувства тревоги, страха, бесцельности жизни. Усиливаются мысли о смерти. Собственной или чужой. Незаметно и скоро приобретают навязчивый характер. Последствия очевидны. Помощь психолога минимизирует риски трагичного исхода.
История термина «мортидо»
Эволюция понятия — сложный и неоднозначный процесс. Открыла — Сабина Шпильрейн, ввел в оборот — Фрейд, а популяризировал — Федернен.
Бывшая пациентка Юнга, впоследствии ставшая видным психиатром, рассматривала мортидо как тягу к смерти. Причину видела в стремлении человека вернуться к истокам — первоначально все было мертвым.
Но популярность термин получил в 1936 году. С легкой руки ученика Фрейда — австрийского психотерапевта Пауля Федернена. Под явлением мортидности понимал энергию распада личности. Эрик Берн позже расширил терминологическое понятие. После доработки рассматривает его как самоуничтожение. И вводит новую категорию — деструдо. Которым обозначал влечение к смерти, направленное на убийство другого человека или людей.
Фундаментальная систематизация разрозненных версий исследования мортидо — дело рук Зигмунда Фрейда. Аналитическое объединение этих идей в 1920 отображено в книге «По ту сторону принципа удовольствия». Заслуга Фрейда в том, что он впервые рассмотрел его в связке с либидо, а не отдельным элементом. Взаимосвязь хотя и выражается в противоположных действиях, но принцип цели воздействия у них один — удовольствие. Неудавшийся акт реализации либидо замещается актом мортидо. Рассматриваемым как другая, противоположная форма поиска удовольствия. Которое должно было нести либидо.
Плюсы мортидо
Согласно Федернену это энергия. В зависимости от степени высокоразвитости личности, эта энергия бывает созидательный или деструктивный эффект. Всё, что нас не убивает, делает сильнее — это о ресурсном варианте мортидо. Созидательный механизм проявляется в стимулировании человека к самоусовершенствованию через преодоление возникших трудностей.
Минусы мортидо, как выйти из состояния
Считается, его разрушительная энергия берет верх в слабой личности. Об отрицательных деструктивных последствиях говорилось выше о «внутреннем» и «внешнем» мортидном направлении.
Пути выхода из деструктива направлены на сублимацию агрессии в приоритетные социальные личные цели.
Несмотря на вековой период изучения мортидо, оно только в начале исследования своих глубинных процессов. Несомненно, тема весьма интересная не только для психоанализа.
Мортидо
Мортидо – это психоаналитическая категория, обозначающая внутренние процессы личности, направляющие психическую энергию человека в сторону разрушения и смерти. Мортидо может подразумевать деструктивные тенденции, как относительно собственного биологического существования (суицидальные паттерны), психологических составляющих (присутствие в токсических отношениях), так и относительно существования других живых существ, а также нематериальных предметов.
Мортидо это в психологии противоположность либидозной энергии, направленной на развитие и рождение, оно ориентировано на самоуничтожение и уничтожение других. Может проявляться в агрессивном отношении, вплоть до убийств, а также саморазрушительном поведении. В самых легких вариантах обретает формы интереса к теме смерти, а в наиболее проявленных случаях обретает действенную активность, вплоть до намеренного, но бессознательного разрушения своей жизни.
Что это такое
Программа мортидо включается неосознаваемыми механизмами и имеет своё большое влияние, несмотря на обоснованность инстинкта стремления к выживанию. Возможно, именно поэтому в широком теоретическом поле такое понятие не закрепилось достаточно широко и крепко, а используется только в пограничных исследованиях, где у самого исследователя хватает смелости для соприкосновения со смертью и деструктивными тенденциями, а также возможности признать их необходимость и важную роль в формировании жизненного пути.
Игнорировать энергию смерти в психическом пространстве человека невозможно, поскольку даже на биологическом уровне она имеет подтверждения не только своего существования, но и непосредственного влияния на жизнь. Все виды проявляемой животной агрессии трактуются как проективные действия, на самом деле действующей программы самоуничтожения. Это базовый уровень проявления разрушительной энергии – физический, свойственный всем живым организмам.
По мере развития человеческого сознания мортидо начинает проявляться и на биологическом уровне, когда человек вгоняет себя в депрессию, попадает под влияние различных зависимостей, а также выбирает такой образ жизни, который ведёт только к деградации основных психоневрологических функций. При высокой доле проекции мортидозная энергия не присваивается и мало влияет на самого человека, зато начинает активно продуцироваться во внешнюю среду, запуская наиболее высокий уровень своего проявления – социальный.
Тут возможны как убийства, так и вербальная агрессия, неправомерное поведение, чрезмерные по своему эмоциональному накалу вспышки недовольства, а также намеренное разрушение социального строя, как безопасной системы для жизни всего вида.
Причины возникновения мортидо
Мортидо не является постоянно активной энергией в психическом пространстве человека, а только в некоторые моменты обретает актуальность. Первичным обоснованием активизации являются биологические механизмы, как регуляторы уровня витальности, гормональных проявлений и других неосознаваемых и не социальных проявлений. Когда происходит угнетение метаболизма на общем уровне или конкретных клеток, то снижается автоматически активность других систем, организм как бы замирает.
Постепенное угнетение вызывает сбои в гормональном балансе, снижению иммунной активности, как следствие человек начинает часто заболевать, а нейрохимический дисбаланс в отделах коры головного мозга приводит к эндогенным депрессиям. Таким образом, на биологическом уровне может запускаться программа самоуничтожения, ведь чем больше снижен иммунитет, тем больше вероятность тяжёлого заболевания, чем выше уровень депрессии, тем выше вероятность отсутствия социальной реализации, любых попыток поддержания собственной жизнедеятельности, а также прямых суицидальных паттернов.
Не только нарушение биологического баланса веществ запускает мортидозные проявления, но также и степень социальной реализованности и базовой удовлетворённости. Когда заблокированы возможности получения удовольствия или хотя бы минимального уровня стабилизации базовых потребностей психика подаёт человеку сигнал о том, что с его средой обитания что-то не в порядке. Сигналы эти идут на уровне настроения – снижается выработка гормонов радости (своеобразных природных наркотиков) и усиливается выброс угнетающих веществ. Именно они вызывают чувство нежелания жить, постоянной тоски, депрессивного настроения и упадка сил, но, тем не менее, играют важную сигнальную роль. Когда нет безопасности, человек не имеет возможности к репродукции, слетает вниз по социальной лестнице, не получает достойного места в иерархии или теряет что-то значимое – психическая система сигнализирует ему о том, что мир не в порядке сниженным настроением. Любые снижения эмоционального фона не происходят просто так, а только от неудовлетворённости важных потребностей, поэтому психотерапевты никогда не скажут, что где-то нечему расстраиваться.
Появление мортидозной энергии всегда направлено на разрушение тех моментов, которые мешают удовлетворению значимых потребностей или иначе мешают жить (вызывают страх, неприятные переживания, возможную угрозу жизни). В первых своих моментах именно мортидо помогает вовремя убежать или атаковать, разрушить токсические отношения, ударить насильника, т.е. в целом своей разрушительной силой она стоит на страже жизни и её комфорта. Но если в течение длительного времени человек находится в негативных условиях и не имеет объективной возможности для их разрушения, то накопленная мортидозная сила направляется вовнутрь на саму личность. Это может один из вариантов прекратить страдания – если не получилось путём изменения внешних условий, а переживания непереносимы, то психика принимает решения убрать себя из этой ситуации, вплоть до физического устранения.
Признаки инстинкта мортидо
Инстинкт саморазрушения мортидо есть у каждого живого существа, как неотъемлемая равновесная часть всего процесса жизни, но проявляться она может не только по интенсивности, но также и форме совершенно различно. Не обсуждаются яркие проявления, такие как самоубийства и убийства других – это тяга к смерти в полном её объеме и не прикрыта никакими социальными условностями, без охранных функций психики. В таких вариантах нет соседства с либидозной частью, а бразды правления внутреннего мира полностью отданы деструктивной энергии.
Природный запуск мортидо можно наблюдать у пожилых людей, понимающих, что ещё один из циклов физического существования в этом мире подходит к концу. У них в словах и поведении проявляется спокойное отношение к собственной смерти и похоронам, люди начинают детально обсуждать весь процесс, откладывать деньги на гроб и рассказывать детям, какую обивку они хотят видеть на смертном ложе. Усиленному цеплянию за врачей, различные процедуры и прочие моменты продлить жизнь приходит тихое смирение и принятие происходящего.
Проявляется мортидо также, когда сам человек утрачивает смысл жизни, не важно, от чего такая уверенность наступила. Чаще всего угнетение желания что-либо делать приходит после того, как утрачен близкий человек или социальное положение, у многих происходит активизация тенденций к смерти после финансового краха, как главной самоопределяющей функции. У молодых людей может наблюдаться снижение общего уровня энергии, постоянное лежание в постели, отсутствие каких-либо начинаний при полном отсутствии депрессии. Это может быть вызвано тем, что во всех песнях, фильмах и книгах, вызывающих интерес человека присутствует романтизированный образ смерти. Фоновое настроение в итоге может зацикливать человека на самом себе и этих переживаниях, он становится социально изолированным, теряет волю к жизни.
Есть и активные признаки активизации мортидо, тогда личность не сидит в депрессии, без дела и в одиночестве, она наоборот стремится в те места, где эмоции максимально окрашены. Это экстремальные виды спорта и различные адреналиновые способы досуга. В некоторых исследования было выявлено, что чем сильнее человек склонен рисковать своей жизнью (пожарные на работе или подростки, ходящие по краю крыши), тем выше у него уровень мортидо.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Либидо и мортидо
Либидо и мортидо – это две силы, два влечения, определяющих и обрамляющих движение человека по коридору жизни. Либидо – это влечение к жизни, влечение к изменению, это само проявление жизни, то, что ее поддерживает во времени. Но все живое в своем проявлении жизни ограничено, то есть смертно, конечно. Мортидо – это сила, ограничивающая либидо, влечение к статичному состоянию, к смерти как к первичному состоянию, из которого неживое было введено в состояние жизни. Либидо – это стремление к конечной форме жизни (жизни в теле), а мортидо – стремление к бесконечной форме жизни (поскольку речь идет о силах, то иначе обозначить мортидо можно как стремление к состоянию, предшествовавшему жизни тела).
Человек – это принцип удовольствия, желание к наслаждению. Одним из центральных и базовых влечений высших животных и человека является стремление сохранить себя, данную форму жизни, тело и психику (в случае человека). Другим базовым влечением является репродукция, стремление продолжить себя во времени, передать свой генофонд в будущее. И у человека, и у животного эти влечения бессознательны, человек, однако, как чувственная и сознательная форма жизни, способен также осознавать в себе определенные психические проявления, следствия этих влечений.
Человек внутренне ощущает взаимодействие двух сил, либидо и мортидо, и находясь под их воздействием, пытается найти в себе некоторое равновесие, чтобы сохранить себя. Сохраняет себя он благодаря врожденным и приобретаемым способностям защитить себя от пагубных внешних воздействий и раздражений, а также за счет способности извлекать из жизни удовольствие, удовлетворение, наполняя им свои векторальные психические потребности. Со времен первобытной стаи и по сей день основным источником удовольствия является пища, она же становится и самой сутью связи между ранним человеком и внешней средой. Природа управляет человеческим видом через нехватку пищи, человек должен и хочет есть. Эта нехватка принуждает его к действию, принуждает всю первобытную стаю к коллективной охоте, что впоследствии, когда человек становится социальной формой жизни, приводит к появлению пищевой иерархии, внутри которой добытая пища делится и распределяется уретральным вождем между всеми членами стаи. Это не дележ поровну, каждый получает по потребностям, по нехваткам и согласно своему природному рангу в этой стае. Правильное ранжирование – согласно векторальному набору и своей способности принести пользу стае – и распределение пищи между всеми членами стаи по потребностям становится фундаментом человеческой психики, человека как социальной формы жизни. Каждый человек также получает чувство защищенности и безопасности – это также вид удовлетворения – внутри социальной группы от вождя. Ощущение чувства защищенности и безопасности – это фундаментальная психическая потребность человека, без нее человек не способен психически сохранять себя как в раннем детстве, так и в более взрослом состоянии.
Влечения нашего «Я» крайне консервативны, они постоянно стремятся вернуться к состоянию равновесия, пытаясь повторить ранее пережитое удовлетворение, давшее это равновесие. Влияние внешней среды таково, что человек постоянно должен реагировать на ее изменения и на идущие извне раздражения, чтобы вернуть утерянное, прежде достигнутое психическое равновесие. К тому же сами ненаполненные психические желания (векторальные желания) являются источниками внутреннего раздражения психического аппарата. Ведь пустота желания, наполнившись удовлетворением, возникает через некоторое время вновь. Этот цикл смены состояний в желаниях напоминает природу вибраций.
Соотношение либидо и мортидо в человеке
При рождении и до первого года жизни в человеке почти полностью преобладает либидо, а мортидо присутствует лишь как некая точка опоры для процесса жизни, устремляющегося к первоначальному состоянию, состоянию неживому или, иными словами, состоянию, предшествующему жизни в теле. Ведь маленького ребенка жизнь (сила жизни, то, что оживляет) первый год формирует, у него в том числе закладывается объем его индивидуального психического. В маленьком ребенке колоссальное количество энергии и сил, которое постепенно начинает уравновешиваться стремлением к статичному состоянию. Жизнь – это стремление к движению, к эманации энергии, к действенному использованию потенциала психической энергии, данного природой. Однако внутри живого органического вещества это стремление ограничивается иным стремлением – полностью уравновесить внутреннее психическое напряжение, вызываемое желаниями, т. е. отработать заданный индивидуальному человеку потенциал желания, исчерпать его силу и объем наслаждениями или сообразным наполнением, достигнув тем самым первичного статичного состояния. После первого года жизни в ощущениях ребенка начинает увеличиваться доля мортидо, и в какой-то момент в восприятии окружающего появляется элемент, препятствующий реализации своей жизни активным действием, в виде лени.
Проявления мортидо можно наблюдать не только в пределах рамок, заданных возрастными коридорами жизни, но и, например, в виде некоего проявления своеобразного милосердия природы. Человек рождается с определенным потенциалом психической энергии, но если, прилагая все возможные усилия для получения удовольствия и радости, он раз за разом их не получает, то энергия подавляет себя, происходит сильнейшее притяжение к мортидо, лени, статичности, и возникает апатия, отсутствие интереса и сил жить. Такие состояния могут возникать у людей уже с раннего подросткового возраста.
Сексуальное влечение, которое занимает центральное место в либидиозных проявлениях нижних векторов, особенно интересно. На биологическом уровне сексуальное – это стремление воспроизвести первоначальную (ранее бывшую) структуру живой субстанции в виде зародышевой клетки, однако уже с унаследованными и вновь приобретенными способностями ныне живущего организма. То есть это влечение сохранить саму жизнь на более длительные времена, в противовес остальным влечениям, которые ведут организм к смерти. У мужчины психически это выражается в виде желания отдать свой эякулят женщине, испытав при этом самое яркое в жизни наслаждение, чувственно оправдывающее все тягости бытия, ведущие к этому пиковому наслаждению. У женщины психологически это стремление к получению чувства защищенности и безопасности от соития с мужчиной и получения мужского эякулята. Это акт подтверждения сохранения собственной жизни и подтверждения продолжения собственной жизни во времени. Поэтому женская природа как таковая в большей степени о желании сохранить жизнь как свою, так и своего потомства. Поэтому для нее крайне важны все факторы к этому располагающие, в том числе и свойства и развитость ее партнера по жизни, более или менее способного удовлетворить эти базовые потребности.
Особенности либидо и мортидо мышечного вектора
В мышечном векторе, т. е. у чисто мышечного человека, соотношение либидо и мортидо выражены с точностью до наоборот в сравнении с другими людьми. Мышечный вектор психически – это набор базовых желаний: есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру своего тела. У мышечника особый ум, особая природная мудрость, эволюционно появившаяся как человеческий инструмент сохранения себя. А именно способность порождать мыслеформы о сохранении своей целостности через обеспечение желаний есть, пить, дышать, спать, подкрепленная наглядно-действенным мышлением.
Мышечник – не человек интеллектуального труда, однако особенным образом природно предрасположенный к непрестанному физическому труду. Это человек в наименьшей степени отягощенный сознательной и эгоцентричной формой ощущения собственной единственности (противоположность ему – звуковик), человек, который ближе других находится к бессознательному, человек, особенным образом ощущающий свою принадлежность к стае, к общности. У мышечника, единственного среди людей, есть внутреннее ощущение «мы». Он делает все как все – «как все, так и я». Потому что ощущает себя, свое «Я», нераздельной частью общности, коллектива, поэтому его «Я» – это в большей степени ощущение «мы», нежели ощущение «Я». Это уникальные, однако простые формы восприятия, не отягощенные интеллектуальной сложностью и не порождающие у мышечника каких-либо философских измышлений о собственной природе восприятия. Тем не менее это маленькая по объему и выраженности проявлений, но совершенная и точная форма восприятия наличия психической связи, психической целостности людей вообще, человеческого вида. У мышечника наличие этой связи проявлено в простой форме восприятия и выражено как бы больше телесно, для него состояние комфорта – это нахождение плечом к плечу с большим количеством людей, в тесной общности. Он вообще не мыслит и не определяет жизни вне коллектива. А наибольшее страдание испытывает от вынужденного одиночества.
Мышечник рождается с ощущением прерванного «рая», поскольку все его желания – есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру тела – были до рождения полностью удовлетворены в утробе матери. Рождение становится для него крушением состояния абсолютного психического комфорта и баланса. Мышечный человек – единственный, кто ощущает свое появление на свет прекращением истинной, в его ощущениях, жизни, поэтому у него особое восприятие жизни и особое отношение к смерти.
У мышечника есть удивительная способность получать большое удовлетворение от сокращения мышц, своей эрогенной зоны. Поэтому мышечник природно очень трудолюбив, много физически работает и это единственный человек, для которого лень противоестественна, т. е. он не ленив от природы и остается таким вплоть до глубокой старости. Мышечный человек просто не может жить без труда, даже в старости не может без того, чтобы работать с раннего утра где-нибудь на поле. Причем работать он может без оплаты, для него сама работа – это чувственная оплата. Главное чтобы была крыша над головой и тарелка еды.
В качестве примера эту обратность соотношения либидо и мортидо в мышечном векторе можно описать следующим образом: у мышечника стремление к жизни (к изменению через получение наслаждения) становится стремлением к смерти (стремлением и склонностью убивать живое и стремлением умереть с доблестью на поле боя), а стремление к статичному состоянию (к смерти, то есть то, что у других ярко проявлено ленью) становится стремлением к жизни, т. е. к труду. Работа от «забора до обеда» – это как раз про мышечника.