Морянка предмет в школе что такое

«Морянка» школам в помощь

Комплект для чтения в начальных классах стал визитной карточкой Поморья

На стеллажах в актовом зале Гуманитарного института САФУ на ул. Карла Маркса красуются хрестоматии о Русском Севере для начальных классов, пропитанные северным колоритом, книги по школьному ломоносововедению, рабочие тетради и сборники материалов. Всё это сегодня знают и любят в школах нашей области. И не просто любят — гордятся!

Ещё бы: ведь над разработкой региональной концепции воспитания впервые начали задумываться именно у нас. И стояла за всей этой большой работой профессор гуманитарного института САФУ Эльвира Ивановна Николаева. Её ученики посвящали исследованию этой темы свои кандидатские диссертации. Предлагаемые программы, обогатившие школьный курс краеведческими материалами, выдержали эксперименты в школах Северодвинска и Архангельска.

Так и появилась на свет наша «Морянка», к 15-летию создания которой в Гуманитарном институте САФУ приурочили научно-методические чтения. На них приехали педагоги из Архангельска, Мезени, Устьян, Пинеги и других уголков области.

— Любовь к родному краю очень важна, поэтому велико то дело, которое вы делаете, — приветствовал гостей директор Северодвинского филиала САФУ Николай Калистратов. — И тем ценнее, что в нашей большой стране мало мест, где это ведётся на таком профессиональном уровне.

«Морянка» стала явлением своего времени. В лихие 90-е, когда пришлось переосмысливать образование, она была тем духовно-нравственным ориентиром, который помог не потеряться. С ней краеведческий элемент появился в курсах чтения, русского языка и природоведения. А позже, на рубеже 2000-х, встал вопрос и о включении в программу материалов о М.В. Ломоносове. Так появилось школьное ломоносововедение, которое позволяет сегодня успешно проводить олимпиады среди школьников.

— «Морянка» — визитная карточка нашего региона, её содержание нужно доносить до подрастающего поколения, — уверена рецензент почти всех изданий комплекта доцент областного института переподготовки и повышения квалификации Татьяна Молодцова. — Мы построим подлодки и космические корабли и много что ещё. Но если упустим сегодня важный момент воспитания человека счастливым и уважающим своих родителей, сложно будет называться той великой страной, которая помнит своё прошлое и гордится им.

Поэтому работа над региональной концепцией образования продолжается по сей день: готовится к изданию фразеологический словарь области, выпуск электронных материалов, создание сайта и другие форматы. Всё это поможет нашим школьникам с младых ногтей знать и любить свою малую Родину.

Источник

Программа «Морянка 1-4 классы»

Рабочая программа по краеведению «Морянка»

составлена на основе программы по краеведению «Морянка». Гмырина И.Э., Большакова Л.В., Макарова О.В., Полякова И.Ф., Яговкина О.В. (Архангельск, 2010)

Основная идея курса конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.

содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.

формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;

формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Базовый (опорный) уровень рассчитан на три года обучения по 17 часов в год (1 час в 2 недели) – всего 51 час.

Место курса в учебном плане образовательного учреждения

Курс краеведения «Морянка» реализуется через базовый (опорный).

Базовый (опорный) уровень является обязательным.

При пятидневной учебной неделе содержание курса краеведения «Морянка» интегрируется с предметным содержанием дисциплин, определенных базисным учебным планом.

1. Литературное чтение

Всякому мила своя сторона

Раздел «Русь великая» (Программная тема «О нашей Родине». Тема урока « Родной город, село, поселок»)

2. Литературное чтение

Мальчик из Холмогор

Программная тема «О детях». (Тема урока «Детские и юношеские годы М.В. Ломоносова»)

3-6. Литературное чтение

Времена года на Севере.

Программная тема «О родной природе» (Темы уроков «Осень, зима, весна, лето в произведениях писателей, поэтов и художников Севера»)

7. Литературное чтение

Животные и растения нашего края

Программная тема «О родной природе», «О наших друзьях – животных» (Темы уроков «Поэты и писатели о растениях и животных нашего края»)

8. Литературное чтение

Программная тема «Рассказы, стихи, сказки о семье» (родной очаг, семейные традиции и праздники)

Животные и растения нашего края

Программная тема «Мы – жители Земли» (Темы уроков « Растения и животные нашего края»)

Программная тема «Кто живет рядом с тобой» (Темы уроков «Что такое семья», «Чем семья занимается в свободное время»)

Всякому дню забота своя

Программная тема «Мы жители Земли» (Тема урока «Природа и человек. Поморский календарь»)

Программная тема «Россия – твоя Родина». (Тема урока «Все профессии важны. Пути-дороги»)

Мальчик из Холмогор

Раздел «Иллюстрирование произведений» (Тема урока «Иллюстрация к рассказу о М.В.Ломоносове»)

Людям на потешение, всему свету на удивление

Раздел «Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов». (Тема урока «Народные промыслы Архангельской области»)

Людям на потешение, всему свету на удивление

Раздел «Изготовление изделий из текстильных материалов» (Тема урока «Технология изготовления куклы-закрутки»).

1. Физическая культура

Если хочешь быть здоров

Раздел «Народные подвижные игры» (Темы уроков «Подвижные народные игры Русского Севера»)

1. Литературное чтение

Архангельская земля богата талантами

Творчество С. Писахова

2. Литературное чтение

Архангельская земля богата талантами

3. Литературное чтение

Архангельская земля богата талантами

4. Литературное чтение

Архангельская земля богата талантами

Север синий на краю России

Программная тема «Земля наш общий дом». Тема урока «Изображение Земли»

Север синий на краю России

Программная тема «Как возникли и строились города»

Тема урока «Путешествие по старинным русским городам и селам»

Как рукодельница семью одевала

Программная тема «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) Тема урока «Журнал мод»

М.В.Ломоносов-путь в науку

Программная тема «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи). Тема урока «Характер славянина»

Водоемы нашего края

Программная тема «Земля наш общий дом». Тема урока «Вода-условие жизни на земле»

Лесные богатства нашего края

Программная тема «Растительный и животный мир Земли» (обобщающий урок).

Болота и луга как сообщества нашего края

Повторение изученного во 2 классе

Природа в опасности

Обобщающий урок программной темы «Животный мир Земли»

А профессий на Севере немало!

программная тема «Как трудились люди в разные времена»

Программная тема «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)ю Тема урока «Русская трапеза»

Архангельская земля богата талантами

Архангельская земля богата талантами

Колокола. Колокольные звоны

1-2. Литературное чтение

Гений земли русской

М.В.Ломоносов-великий ученый, человек, гражданин

3. Литературное чтение

Гордость твоя, Поморье!

Архангельская область-часть мира

Содружество стран Баренцева Евро-Арктического региона

Архангельская область-ворота в Арктику

Освоение Арктики. Северный морской путь. Известные исследователи Арктики (Василий Чичагов, Георгий Седов, Артур Чилингаров)

История Серного края: Первые поселения

Первый морской порт России. Петр 1 в Архагельске

Вклад Архангельской области в победу в ВО войне

Природные богатства Архангельской области

Здоровье-богатство на все времена

паспорт здоровья юного северянина

Искусство Архангельской области как часть мировой культуры

Каменное и деревянное зодчество: Соловецкий монастырь, Малые Карелы

Источник

Рабочая программа факультативного курса «Морянка»

Курс краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента Архангельской области Федерального государственного стандарта общего образования с учётом действующих в начальной школе программ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Морянка»»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 города Коряжмы» Архангельской области

на заседании научно-методического Педагогическим советом школы.

совета школы. Протокол от «31» августа 20— г. №___

Протокол № 5 от « 30 » мая 20— г.

Период реализации программ:

Костяева Светлана Раисовна

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Краеведческий курс «Морянка»

Курс краеведения «Морянка» основан на концепции регионального компонента Архангельской области федерального государственного стандарта общего образования с учётом действующих в начальной школе программ.

Основная идея – конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.

Общая характеристика курса

Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

В программе соблюдён принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.

В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их объём, тем шире кругозор обучаемого и тем больший круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях., осознаёт ценность освоенных знаний.

Культурное ядро курса составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.

Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.

В курсе краеведения «Морянка» соблюдён принцип природосообразности, который понимается как соответствие образовательного процесса естественному состоянию ребёнка. Изучение материала начинается с ближайшего окружения – дома, семьи, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть России и мирового пространства.

Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющихся частью национальной культуры.

Реализация цели предполагается через систему задач:

формирование у младших школьников бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанного на субъективном опыте и деятельностном подходе;

формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Содержание и методику курса краеведения «Морянка» обеспечивают:

программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4-х классов;

хрестоматия о Русском Севере «Морянка»;

рабочие тетради «Морянка» для 2, 3, 4-х классов;

словарь-справочник для младших классов (Архангельская область);

методические рекомендации для учителей по реализации курса краеведения «Морянка».

В программе курса представлены следующие содержательные линии:

«Мой Север, скупой чародей помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо любить и охранять.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2-4 классов по краеведению.

Программа рассчитана на три года обучения (2-4 классы) по 17 часов в год (1 час за две недели или по 0,5 часа в неделю) – всего 51 час за три года. Для реализации курса используется время, определяемое вариативной частью (национально-региональный компонент) Базисного учебного плана для шестидневной учебной недели. При пятидневной учебной неделе курс реализуется как часть нескольких учебных дисциплин (литературное чтение, ИЗО, технология, окружающий мир).

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

Источник

Тематическое планирование курса «Морянка»

Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» в начальное общее образование

В целях исполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010 в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка». Предусмотрено его поэтапное включение в практику начального общего образования, начиная со вторых классов. В 2011-2012 уч. году включение данного курса в образовательный процесс начального общего образования во 2 и 3 классах является обязательным.

Поскольку подходы к реализации курса краеведения «Морянка» во втором классе не изменились, в данном методическом письме представлены рекомендации по реализации указанного курса в 3 классе.

Содержательно-методическая обеспеченность курса для 3 класса

программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов;

книга для чтения «Морянка»,

рабочая тетрадь для 3 класса,

Методические рекомендации по реализации курса краеведения «Морянка».

В третьем классе углубление представлений младших школьников о родном крае происходит на материале по истории и культуре Архангельской области (в отличие от второго класса, где раскрывалось ближайшее окружение, родной город (село). В содержательных линиях это отражено следующим образом.

1. «Вот она какая, дорогая родина моя» – знакомство с символами Архангельской области, географическим положением и древними городами.

2. «Родом из поморской славной стороны» – формирование образа северного народного костюма, знаний об Академическом Северном русском народным хоре, северных колокольных звонах, писателях, поэтах и художниках нашего края.

3. «Славные поморы» – изучение периода жизни Михаила Васильевича Ломоносова, связанного с годами его обучения в различных учебных заведениях.

4. «Мой Север, скупой чародей!» – закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием.

5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» – знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края.

Региональный учебно-методический комплект «Морянка», направлен на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края. Для того, чтобы показать при каких условиях уроки, посвященные освоению краеведческого содержания, становятся средством развития детей, в рабочих тетрадях предусмотрены специальные рубрики.

Новой и неосвоенной формой организации деятельности младших школьников является проектная задача.

Проектная задача – это вид учебной задачи, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектные задачи носят принципиально групповой характер.

Задания являются теми отправными точками, которые задают стратегию её решения. Т.е. выполняя задание, дети осваивают шаги и компоненты проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Успешность решения проектной задачи обеспечивается специальным подбором всех необходимых средств и материалов, используемых детьми в процессе работы.

Эффект выполнения проектных задач проявляется в следующем.

При решении проектных задач создается реальная возможность организации коллективного взаимодействия учащихся, повышая при этом степень их самостоятельности и активности.

Через систему заданий ученики осваивают умения, необходимые в дальнейшем в проектной деятельности, и элементы исследования без явных указаний учителя.

Дает возможность наблюдать перенос детьми освоенных в ходе изучения предметного содержания способов действий в модельные ситуации, имитирующие жизненные.

В ходе решения проектных задач школьники подготавливаются к участию в проекте, которые проводятся под руководством учителя во втором полугодии третьего класса).

Основным документом по курсу краеведения «Морянка» является рабочая программа, к которой предъявляются требования, принятые в образовательном учреждении («Закон РФ «Об образовании» ст. 32. п.2.пп.7).

Обязательной составной частью рабочей программы является календарно-тематический план, в котором представлено сочетание предметного и краеведческого содержания, количество времени на его изучение и даты проведения уроков. В качестве примера в приложении приведёны различные варианты календарно-тематического планирования.

Предмет Окружающий мир

Что пройдено на уроке

Водоёмы Архангельской области – часть общего круговорота воды в природе РКМ

Учет времени при реализации повышенного уровня курса краеведения в форме факультатива или кружка (за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, через внеурочную деятельность ведется в журнале факультативных и кружковых занятий).

В 2012 году планируется выход методического пособия, содержащего среди прочих материалов дополнительный диагностический инструментарий.

Выставление отметок учащимся за степень освоенности регионального содержания в течение всего периода изучения курса краеведения считаем нецелесообразным. Однако в случае интеграции регионального содержания в предметы учебного плана образовательного учреждения, обучающиеся оцениваются в соответствии с общепринятыми нормами.

Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа» 2

Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Раздел: «Планета, на которой мы живём»

Занятие-путешествие по старинным городам Архангельской области проводится за счет резервной части (уроки-экскурсии по изучению окружающего мира) – 2 урока.

Как рукодельница семью одевала

Раздел: «Текстильные материалы»

Тема урока: «Куклы для пальчикового театра».

Архангельская земля богата талантами

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервных уроков – 1 урок.

Изобразительное искусство и литературное чтение

Занятия, посвященные творчеству С. Писахова и Б. Шергина – интегрированные уроки за счет резервной части любого из указанных предметов – 2 урока.

Занятие, посвященное творчеству А. Борисова, интегрируется в уроки, на которых рассматривается творчество русских художников или реализуется за счет резервной части – 1 урок.

Занятие, посвященное творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводится за счет резервной части предмета – 1 урок.

М.В. Ломоносов – путь в науку

Занятия проводятся за счет резервных часов любого предмета по выбору учителя.

Водоёмы нашего края.

Раздел: «Неживая природа»

Тема урока: «Круговорот воды в природе».

Лесные богатства нашего края

Раздел: «Природные сообщества»

Тема урока: «Значение лесов».

Болота и луга как сообщества нашего края

Раздел: «Природные сообщества»

Тема урока по выбору учителя: «Болото и его обитатели», «Луг и его обитатели», «Луг и человек».

Природа в опасности!

Раздел: «Природные сообщества»

Тема урока: «Человек – защитник природы» или «Природа будет жить».

А профессий на Севере немало!

Раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов» – урок по выбору учителя.

Занятие проводится за счет резервной части, возможно его проведение как самостоятельного заседания клуба.

Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа 2100» 3

Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Разделы: «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР», уроки по выбору учителя – 3 часа.

Как рукодельница семью одевала

Раздел «Отражение жизни в образах»

Тема урока по выбору учителя.

Архангельская земля богата талантами

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервных уроков – 1 урок.

Занятие, посвященное творчеству А. Борисова, интегрируется в уроки раздела «Жанры живописи» – 1 урок.

Занятие, посвященное творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводится за счет резервной части предмета – 1 урок.

Занятие по творчеству С. Писахова рекомендуется провести как отдельное самостоятельное занятие за счет резервных часов любого предмета – 1 урок.

М.В. Ломоносов – путь в науку

Раздел: «Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР»

Тема урока: «Как Россия у Европы училась» (годы учебы М.В. Ломоносова).

Водоёмы нашего края.

Раздел: «Живые участники круговорота веществ»

Урок за счет часов по выбору учителя.

Лесные богатства нашего края

Раздел: «Живые участники круговорота веществ»

Урок за счет часов по выбору учителя.

Болота и луга как сообщества нашего края

Тема раздела: «Экологическая система»

Тема уроков: «Экосистема болота».

Природа в опасности!

Тема раздела: «Живые участники круговорота веществ»

Тема урока: «Как нам жить в дружбе с природой».

А профессий на Севере немало!

Раздел: «Жизнь и творчество».

Тема урока по выбору учителя.

Тема раздела: «Вещество и энергия»

Тема урока «Обмен веществ в организме», или по выбору учителя.

Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа России» 4

Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Занятия интегрируются в уроки раздела: «Путешествие по городам и сёлам».

Как рукодельница семью одевала

Урок по выбору учителя; или

Тема урока «Мамин платок»

Архангельская земля богата талантами

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервной части – 1 урок.

Изобразительное искусство и литературное чтение

Занятия, посвященные творчеству С. Писахова и Б. Шергина – интегрированные уроки за счет резервной части указанных предметов – 2 урока.

Занятие, посвященное творчеству А. Борисова, интегрируется в урок

М.В. Ломоносов – путь в науку

Занятия проводятся за счет резервных часов любого предмета по выбору учителя.

Водоёмы нашего края.

Раздел «Эта удивительная природа»

Тема урока: «Берегите воду».

Лесные богатства нашего края

Раздел «Эта удивительная природа», урок по выбору учителя.

Болота и луга как сообщества нашего края

Раздел «Эта удивительная природа». При изучении разнообразия растений и животных проводится пропедевтическая работа по теме: «Природные сообщества».

Природа в опасности!

Раздел «Эта удивительная природа», обобщающий урок.

А профессий на Севере немало!

Раздел «Чему учит экономика»

Урок по выбору учителя

Раздел «Мы и наше здоровье»

Тема: «Здоровый образ жизни».

Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века» 5

Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Программная тема «Земля наш общий дом»

Тема урока «Изображение Земли».

Программная тема «Как возникали и строились города»

Тема урока: «Путешествие по старинным русским городам и селам».

Как рукодельница семью одевала

Программная тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»

Тема урока: «Журнал мод».

Архангельская земля богата талантами

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервных уроков – 1 урок.

Интеграция уроков изобразительного искусства и занятия, посвященного творчеству А.Борисова – по выбору учителя.

Занятия, посвященные творчеству С. Писахова и Б. Шергина целесообразно интегрировать с уроками литературного чтения и изобразительного искусства. Возможно их проведение как самостоятельных в процессе обучения любому из указанных предметов за счёт резервной части любого предмета – 2 урока.

Урок, посвященный творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводится за счет резервной части раздела, в котором изучаются произведения русских писателей – 1 урок.

М.В. Ломоносов – путь в науку

Программная тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»

Тема урока: «Характер славянина».

Водоёмы нашего края.

Программная тема «Земля наш общий дом»

Тема урока: «Вода – условие жизни на земле».

Лесные богатства нашего края

Обобщающий урок после изучения программных тем «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли».

Болота и луга как сообщества нашего края

Урок по выбору учителя – (повторение изученного во втором классе и расширение кругозора).

Природа в опасности!

Обобщающий урок программной темы «Животный мир Земли».

А профессий на Севере немало!

Программная тема: «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи).

Тема урока: «Что такое ремесло».

Программная тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

Тема урока: «Русская трапеза».

1 Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография/ Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; Поморский государственный ун-т им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006 г. С.128-147.

3 Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

5 Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века». – 3-е изд. доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *