Мощеная дорога это что значит
мощёная дорога
Смотреть что такое «мощёная дорога» в других словарях:
Мощёная — Село Мощёная укр. Мощена, Moszczana Страна УкраинаУкраина … Википедия
дорога с покрытием — Дорога, покрытая асфальтом или камнем. Syn.: мощёная дорога … Словарь по географии
Римская дорога — Аппиева дорога (Via Appia Antica) Содержание 1 История 1.1 Первые стратегические дороги … Википедия
Царская дорога — Не следует путать с Via Regia, торговым маршрутом из Египта в Междуречье. Царская дорога известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э.. Содержание 1 Описание 2 Протяжённость … Википедия
Аппиева дорога — (via Appia) первая римская мощёная дорога (протяжённость ок. 350 км). Была проложена со стратегической целью при цензоре 312 до н. э. Аппии Клавдии (откуда её название) между Римом и Капуей; позже (в 244 до н. э.) доведена до Брундизия. А … Большая советская энциклопедия
Аппиева дорога — (лат. via Appia), первая римская мощёная дорога, проложена при цензоре Аппии Клавдии в 312 до н. э. между Римом и Капуей (350 км); в 224 до н. э. доведена до Брундизия. Сохранилась почти вся. * * * АППИЕВА ДОРОГА АППИЕВА ДОРОГА (лат. via Appia),… … Энциклопедический словарь
Фламиниева дорога — (Via Flaminia), мощёная дорога между Римом и Аримином (порт на побережье Адриатического моря), проложена римским цензором 220 до н. э. Фламинием. * * * ФЛАМИНИЕВА ДОРОГА ФЛАМИНИЕВА ДОРОГА (Vi Flaminia), римская мощеная дорога между Римом и… … Энциклопедический словарь
Римские дороги — О Римской дороге см. Via Romea Аппиева дорога (Via Appia Antica) … Википедия
Лыткарино — Город Лыткарино Флаг Герб … Википедия
Мощение: что, чем и зачем мостят
Редакция проекта « Загородное Обозрение »
Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru
Материал предоставлен компанией «ЛСР – «Стеновые» («Группа ЛСР»).
Потребность в создании дорог с каким-либо всесезонным покрытием возникала во всех обществах, начиная со стародавних времен. Грунт от воды раскисает, теряет несущую способность, превращаясь в топкую суспензию. Поэтому весной и осенью (в период снеготаяния и дождей) в России наступает распутица. Необходимо все поверхности, по которым передвигаются круглый год, стабилизировать каким-либо покрытием, или замостить. О мощеных поверхностях — мостовых — мы и поговорим.
Для укладки каменных мостовых использовались местные каменные материалы. Песчаник и известняк, обладающие высоким водопоглощением, в северных регионах показали меньшую долговечность, чем дощатый настил. У нас, в России, «каменные мостовые» означали «булыжные». Цокот копыт по петербургским булыжным мостовым воспел не один поэт. Асфальтное покрытие, пришедшее на смену брусчатке, практически сделало технологию мощения лишь поэтическим и песенным наследием. Однако сегодня, когда в быту и строительстве мы используем в основном не природные материалы, а произведенные промышленностью с разной глубиной переработки, способов замостить поверхность существует много. С XVI века в Западной Европе для мощения стали применять клинкерный кирпич. У клинкера очень много достоинств, но основное из них — долговечность. В Летнем саду в Петербурге хорошо сохранились фрагменты клинкерного мощения, выполненные еще при жизни Петра I.
Позже появились и другие материалы. Промышленная продукция отличается разнообразием, а перечень технологий устройства дорог и площадок «с покрытием» можно читать с тем же любопытством, что и ресторанное меню: подробный перечень обязательно будет содержать слова, значение которых большей части аудитории будет неясно. В этой статье обсудим наиболее распространенные способы создания мощеных поверхностей.
Требования к материалам
Требования к материалам для мощения зависят от назначения мостимой площадки. Одно дело дороги общего назначения в поселках, другое — проезды на участках и третье — пешеходные зоны.
Во-первых, водоотвод. Все площадки и проезды должны либо дренировать воду, оставаясь с сухой поверхностью, либо иметь выпуклый профиль для стока воды к краям.
Во-вторых, истираемость. Парковочные площадки, на которых крутятся в тесноте легковые машины с шипованой резиной, очень быстро превращаются в исполосованные неряшливые зоны. Для таких площадок не годится ни гранит, ни бетонная плитка, ни цементный бетон.
В-третьих, внешний вид. Тут сложно описать четкие критерии, но, думаем, некоторые выводы очевидны даже без обсуждения: эстетическое восприятие серой доски, намывного песка, травяного газона и клинкерного мощения совершенно различно. Если последнее универсально, то первые три имеют ограниченные сферы применения.
Выбор материала для мощения
При осуществлении выбора всегда следует сформулировать для себя цели и определить ресурсы для их достижения. Сопоставление ценности тех или иных целевых параметров с объемом наличных ресурсов на их достижение и позволяет осуществлять выбор.
Дорожные покрытия разделены на «твердые» и «мягкие», для пешеходных дорожек и площадок возникают промежуточные решения. Существующие основные варианты мощения и дорожных покрытий и их применимость сведены в таблицу 1.
Таблица 1 Применимость различных вариантов покрытия
Дороги общего назначения
Проезды на индивидуальных участках
Слой песка, щепы, каменного отсева
Доски, дощатые мостки
Натуральный камень (гранит, диабаз)
В таблице знак «+» означает безусловную применимость, «+/-» — ограниченную применимость (по соображениям долговечности, удобства использования), «-» — покрытие не применимо.
Для того, чтобы выводы таблицы 1 не выглядели необоснованно, опишем и измеримые характеристики различных типов мощения, а также укрупненные данные по стоимости их устройства. Эти данные сведем в таблицу 2.
Таблица 2 Характеристики различных вариантов мощения
Истираемость, места в порядке возрастания
Прогнозная долговечность, лет
Необходимость техники для устройства мощения
Цена, руб./м² (оценочно)
Цена, руб./м² в расчете на год эксплуатации
Приводя в таблице значения величин, которые не нормируются, мы, конечно, понимаем, что даем повод для критики нашего подхода к ранжированию материалов, но считаем его на сегодня наиболее объективным. Действительно, при любом подходе оказывается, что применение многоразового клинкерного кирпича попадает на самую верхушку любого рейтинга, кроме ценового.
Несколько соображений о клинкере
При производстве дорожного клинкера нормируется девять основных его эксплуатационных характеристик: 1) плотность; 2) водопоглощение; 3) морозостойкость; 4) прочность при сжатии; 5) прочность при изгибе; 6) истираемость; 7) высолообразование; 8) сопротивление скольжению; 9) характеристики формы и внешнего вида изделий.
Но первое и главное, что нужно знать о клинкере: клинкерный кирпич больше не является чем-то недоступно-дорогим. Открытие линии по выпуску клинкерного кирпича RAUF на новом кирпичном заводе в Ленинградской области сделало клинкер доступным каждому. Его цена для рядового потребителя сходна с ценой обычной бетонной брусчатки (что мы и видим в строчке 5 таблицы 2).
Мощение и дизайн
Дорожки и мощеные площадки на участке всегда являются важным элементом дизайна, а нередко и системообразующим. При этом тип мощения должен соответствовать как общей ландшафтной композиции, так и архитектурному стилю строений. Одновременно с этим в каждой зоне мощения должна учитываться предполагаемая нагрузка. Ответственно нужно подойти к мощению въезда на участок. Въезд – это то самое пресловутое первое впечатление, которое, как известно, не произвести дважды. Новый тренд современности – на загородном участке встречают по мощению… и мощением. Жесткие материалы для мощения (камень, бетон, клинкер) в этом плане позволят вам «не ударить в грязь лицом»… Клинкер — наиболее долговечный вид покрытия, более даже долговечный, чем плиты известняка или черная брусчатка из габбро-диабаза. Во-первых, клинкер прочнее натуральных камней (например, он прочнее известняка в 5–7 раз). Прочность клинкера выше 450 кг/см². Во-вторых, клинкер имеет почти нулевое водопоглощение (около 2%). Низкое водопоглощение не дает камню впитывать воду, в результате с наступлением морозов не происходит разрушение камня расширяющимися кристаллами льда.
Что же касается дизайнерской фантазии, то широкий выбор формы и размеров современных материалов позволяет реализовать практически любую композицию.
Цвет является важным элементом дизайна, поэтому цветовая гамма современных материалов для мощения включает практически все оттенки от белого до черного. Можно выбрать «спокойные» цвета для «кантри» или восточного ландшафта, либо использовать сочетания разных цветов с резким переходом, свойственных, к примеру, для модерна. У клинкерного кирпича цвет очень стоек, поскольку обеспечивается минералами, образующимися при обжиге исходной глины, а не красителями. Цвет равномерен по всей толще клинкерного кирпича и не меняется внутри партии.
При выборе цвета стоит учитывать тот факт, что неокрашенные материалы стоят значительно дешевле. Бюджетные сорта песчаника имеют скучный серый цвет, а серая тротуарная плитка также дешевле цветной.
Значение слова «мощёный»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МОЩЁНЫЙ, ая, ое. Замощенный, имеющий мостовую. Мощеная улица.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мощёный
1. имеющий мостовую или настил из твёрдого материала (о дороге и т. п.)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова наукообразие (существительное):
Синонимы к слову «мощёный»
Предложения со словом «мощёный»
Цитаты из русской классики со словом «мощёный»
Сочетаемость слова «мощёный»
Что (кто) бывает «мощёным»
Понятия со словом «мощёный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «мощёный»
Чтобы закрепить камни мощёной дороги, саму скалу нарезали на квадраты, и теперь она имеет вид кладки из тёсаного камня.
Одна-две широкие мощёные улицы, застроенные запущенного вида общественными зданиями из камня, и несколько крупных жилых домов, вероятно, и составляли весь центр города.
По улицам бегут озабоченные люди, несутся табунами велосипеды, которые чудом не сталкиваются на узких мощёных улочках с автомобилями.
Часть речи
«Мощеная дорога все никак не кончалась» и «Вдали виднелся мощенный камнем тротуар» — казалось бы, что в обеих конструкциях употребляется одно и то же слово, однако так может подумать лишь тот, кто плохо разбирается в частях речи. Чтобы не ошибиться в том или ином случае, лучше всего провести полный синтаксический разбор обоих предложений и посмотреть, чем они отличаются. Делать это лучше всего по определенному алгоритму действий, чтобы не упустить ни одного мельчайшего нюанса:
Если внимательно присмотреться к слову «мощенный» в словосочетании «мощенный тротуар», то становится понятно, что оно образовалось от глагола «вымостить». Что касается второго случая, то все не совсем понятно, поскольку подобрать нужный глагол не получается. Все дело в том, что эти конструкции выступают в роли разных частей речи. В первом примере слово является отглагольным прилагательным и образуется от причастия, а во втором — причастием, образующимся от глагола. Отличить их бывает трудно, но вполне возможно.
Отличия отглагольных прилагательных от причастий
Чтобы определить правильное написание «мощеной булыжником дороги», необходимо научиться отличать отглагольные прилагательные (ОП) от причастий, поскольку в разных случаях конструкции пишутся с неодинаковым количеством букв «н» в суффиксе. Эту тему обычно проходят лишь в 11 классе в школах или в университетах, поэтому многие выпускники образовательных учреждений о ней не слышали. Однако освоить ее можно и самостоятельно, если знать четыре основных пункта, по которым можно отличить две части речи. Вот краткая инструкция, которой рекомендуется следовать
Есть еще один пункт, заслуживающий внимания, поскольку он применим практически в любом случае. Только причастия можно заменить на глагол с союзным словом «который» — «летящие по небу лепестки» — лепестки, которые летят по небу. В случае с ОП такой фокус не проходит — «летучие лепестки». Однако иногда к ОП можно подобрать синоним: «рассеянный человек» — невнимательный человек.
Страдательные конструкции
Чтобы понять, как пишется «мощеная дорога», необходимо уметь не только отличать разные части речи, но и знать правило, которое говорит о необходимости написания одной или двух «н» в суффиксе. Если речь идет о причастиях, то начать изучать тему стоит с тех случаев, когда пишется удвоенная буква:
Что касается правописания одной буквы «н» в причастиях, то оно наблюдается, когда ни один из пунктов правила к нему не подходит. Кроме того, с одной «н» пишутся слова, которые имеют краткую форму (маринованный — маринован).
Правописание суффиксов в ОП
В некоторых случаях бывает и так, что перед учеником или писателем появляется отглагольное прилагательное, которое имеет иное правописание одиночной или удвоенной «н» в суффиксах. Такие конструкции могут вызывать сомнения даже у тех, кто неплохо разбирается в русском языке.
Чтобы понять, почему «мощеная дорога» с одной «н», рекомендуется рассмотреть правило, согласно которому в таких словах пишется одиночная буква. Так бывает, если причастие, от которого образовалось прилагательное, произошло от конструкции несовершенного вида: мороженое — морозить, топленое — топить, плетеная — плести, мощеная — мостить и т. д.
Однако не стоит забывать, что наличие определенных моментов может менять этот пункт правила в обратную сторону. Вот три нюанса, при которых в словах пишется удвоенная «н»:
Алгоритм для самопроверки
Запомнить эти правила может быть трудно, особенно тому, кто давно не повторял правила русского языка. Именно поэтому учителя рекомендуют пользоваться определенным алгоритмом действий, который позволяет не ошибиться даже в самых запутанных ситуациях. Пример такой инструкции:
Таким образом, слово «мощеная» пишется с одиночной буквой «н», если выступает без зависимых слов в роли отглагольного прилагательного. Удвоенная «н» в суффиксе появляется, как только слово начинает входить в состав причастного оборота, например, «мощенная камнями». Если знать, в чем заключается различие между ОП и причастиями, вероятность допустить ошибку в похожих словах будет сведена к минимуму. Необходимо побольше практиковаться, чтобы не забывать правило.
Мощение: что, чем и зачем мостят
Грунт от воды раскисает, теряет несущую способность, превращаясь в топкую суспензию. Поэтому весной и осенью (в период снеготаяния и дождей) в России наступает распутица. Поэтому все поверхности, по которым надо передвигаться круглый год, покрывают каким-либо покрытием, мостят. О мощеных поверхностях — мостовых — мы и поговорим.
Потребность в создании дорог с каким-либо всесезонным покрытием возникала во всех обществах, начиная с доцивилизационных времен. На территории расселения славян все началось с гатей — мощеных разнообразными лесоматериалами проходов через заболоченную местность. С появлением городов и мало-мальски комфортных деревень возникли дощатые мостовые, которые по мере роста технологической оснащенности эволюционировали до торцевых мостовых.
Местные каменные материалы легли в основу каменных мостовых. Песчаник и известняк, обладающие высоким водопоглощением, в северных регионах показали меньшую долговечность, чем дощатый настил, а в местах расселения южных славян прижились. У нас, в России, на севере славянского мира, каменные мостовые стали булыжными.
Сегодня, когда материалы в быту и строительстве мы используем в основном не природные, а произведенные промышленностью с разной глубиной переработки, способов замостить поверхность существует много. Промышленная продукция отличается разнообразием, а перечень технологий устройства дорог и площадок «с покрытием» можно читать с тем же любопытством, что и ресторанное меню: подробный перечень обязательно будет содержать слова, значение которых большей части аудитории будет неясно. В этой статье обсудим наиболее распространенные способы создания мощеных поверхностей.
Требования к материалам
Требования к материалам для мощения зависят от назначения мостимой площадки. Одно дело дороги общего назначения в поселках, другое — проезды на участках и третье — пешеходные зоны.
Во-первых, водоотвод. Все площадки и проезды должны либо дренировать воду, оставаясь с сухой поверхностью, либо иметь выпуклый профиль для стока воды к краям.
Во-вторых, истираемость. Парковочные площадки, на которых крутятся в тесноте легковые машины с шипованной резиной, очень быстро превращаются в исполосованные неряшливые зоны. Для таких площадок не годится ни гранит, ни бетонная плитка, ни цементный бетон.
В-третьих, эстетика внешнего вида. Тут сложно описать четкие критерии, но, думаю, некоторые выводы очевидны даже без обсуждения: эстетика серой доски, намывного песка, травяного газона и клинкерного мощения совершенно различны. Если последняя универсальна, то первые три имеют ограниченные сферы применения.
Выбор материала для мощения
При осуществлении выбора всегда следует сформулировать для себя цели и определить ресурсы для их достижения. Сопоставление ценности тех или иных целевых параметров с объемом наличных ресурсов на их достижение и позволяет осуществлять выбор.
Дорожные покрытия разделены на «твердые» и «мягкие», для пешеходных дорожек и площадок возникают промежуточные решения. Существующие основные варианты мощения и дорожных покрытий и их применимость сведены в таблицу 1.
# | Вид покрытия | Дороги общего назначения | Проезды на индивидуальных участках | Пешеходные зоны |
---|---|---|---|---|
1 | Слой песка, щепы, каменного отсева | — | — | + |
2 | Слой щебня, гравия | + | + | — |
3 | Доски, дощатые мостки | — | +/- | + |
4 | Керамический кирпич | — | — | +/- |
5 | Натуральный камень (гранит, диабаз) | +/- | +/- | +/- |
6 | Бетонная плитка | +/- | +/- | + |
7 | Асфальтобетон | + | + | +/- |
8 | Цементный бетон | + | + | +/- |
9 | Клинкерный кирпич | + | + | + |
Для того, чтобы выводы таблицы 1 не выглядели необоснованно, опишем и измеримые характеристики различных типов мощения, а также укрупненные данные по стоимости их устройства. Эти данные сведем в таблицу 2.
# | Характеристика | Песок | Щебень | Доска | Кирпич | Камень | Асфальт | Бетон | Клинкер |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Прочность, кгс/см² | Неприменимо | 100–200 | 150–400 | 25–50 | 200–300 | 450–600 | ||
2 | Истираемость, места в порядке возрастания | Неприменимо | 6 | 5 | 2 | 4 | 3 | 1 | |
3 | Прогнозная долговечность, лет | 1–3 | 2–5 | 3–10 | 2–15 | 15–∞ | 10–50 | 10–100 | ∞ |
4 | Необходимость техники для устройства мощения | — | — | — | — | +/- | + | + | — |
5 | Цена, руб./м² (оценочно) | 120 | 225 | 320 | 600 | 1200 | 1000 | 1000 | 800 |
6 | Цена, руб./м² в расчете на год эксплуатации | 40–120 | 45–110 | 30–100 | 40–300 | 0–80 | 20–100 | 20–50 | 0 |
Приводя в таблице значения величин, которые не нормируются, мы, конечно, понимаем, что даем повод для критики нашего подхода к ранжированию материалов, но считаем его на сегодня наиболее объективным. Действительно, при любом подходе оказывается, что применение многоразового клинкерного кирпича попадает на самую верхушку любого рейтинга, кроме ценового.
Несколько соображений о клинкере
При производстве дорожного клинкера нормируется девять основных его эксплуатационных характеристик:
Но первое и главное, что нужно знать о клинкере – клинкерный кирпич больше не является чем-то недоступно дорогим. Открытие линии по выпуску клинкерного кирпича RAUF на новом кирпичном заводе в Ленинградской области сделало клинкер доступным каждому. Его цена для рядового потребителя сходна с ценой обычной бетонной брусчатки (что мы и видим в строчке 5 таблицы 2).
Второе и тоже главное: возможности применения клинкерного кирпича очень широки, а его достоинства не исчерпываются тем, что обычно описывают в буклетах. Сначала несколько слов о привычных достоинствах клинкера.
У клинкера стойкий цвет, поскольку для его получения не используются красители. Цвет обеспечивается минералами, образующимися при обжиге исходной глины. Цвет равномерен по всей толще клинкерного кирпича и не меняется внутри партии.
Клинкер — наиболее долговечный вид покрытия, даже более долговечный, чем плиты известняка или черная брусчатка из габбро-диабаза. Во-первых, клинкер прочнее натуральных камней (например, он прочнее известняка в 5–7 раз). Прочность клинкера выше 450 кг/см². Во-вторых, клинкер имеет почти нулевое водопоглощение (около 2%). Низкое водопоглощение не дает камню впитывать воду, в результате с наступлением морозов не происходит разрушение камня расширяющимися кристаллами льда.
Теперь о достоинствах скрытых, о которых говорят редко, но которые очень важны для пользователя. Одно из них — клинкер не полируется при эксплуатации. В отличие от натурального камня, который шлифуется под ногами и со временем неизбежно становится скользким при увлажнении, клинкер сохраняет шероховатость. Это обеспечивает ему нескользящие свойства даже через десятки лет работы. Другое — клинкер не царапается шипованной резиной зимних колес легковых автомобилей. Поверхность клинкера усеяна кристаллами и микрокристаллами кремнезема, который тверже закаленной легированной стали автомобильных шипов. Еще из неявных достоинств — возможность многоразового использования и смены назначения. Если бетонные дорожные камни и известняковые или гранитные плиты приобретают неравномерный окрас при длительном нахождении в качестве дорожного покрытия, то клинкерный кирпич остается ровно окрашенным и может быть переложен, например, на ребро или с дорожки в отделочную кладку цоколя или в стенки колодца. Клинкер универсален и многоразов.
Материала лучшего, чем клинкер, для мощения дорожек, проездов, парковок и площадок для отдыха трудно даже вообразить.
В Западной Европе клинкерный кирпич стали применять для мощения с XVI века. Морозы на севере континентальной Европы привели к возникновению спроса на морозостойкий материал для мостовых.
У клинкера очень много достоинств, но основное из них — долговечность. В Летнем саду в Петербурге в хорошем состоянии сохранились фрагменты клинкерного мощения, выполненные еще при жизни Петра I.
Клинкер — самая качественная разновидность строительной керамики. Он может быть изготовлен самых разных цветов и форм. Цвета — от белого до черного, включая все оттенки желто-красно-коричневой гаммы.