Мошав в израиле что это

Мошав

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Моша́в (ивр. מוֹשָׁב ‎; буквально «поселение»; множественное число: ивр. מוֹשָׁבִים ‎ мошави́м) — вид сельских населённых пунктов в Израиле.

В своей классической форме мошав представляет собой сельскохозяйственную общину, действующую на кооперативных началах в снабженческо-сбытовой сфере при частичном или полном обобществлении труда и собственности на средства производства, но, как правило, при сохранении индивидуального землепользования членов мошава в виде аренды отдельных земельных наделов и осуществлении принципов индивидуального потребления (в отличие от коллективного потребления, свойственного кибуцу).

На сегодняшний день в Израиле [1] существует более 400 (по некоторым оценкам около 450 [2] ) мошавов.

Содержание

Виды мошавов

Сравнение разных форм хозяйства:

Тип поселенияСнабжение и сбытПроизводствоПотребление
Мошав овдимкооперативныечастноечастное
Мошав шитуфикооперативныекооперативноечастное
Кибуцкооперативныекооперативноекооперативное

Мошав овдим

Классическая форма «мошава овдим» предполагает индивидуальное землепользование членами мошава при соблюдении следующих принципов:

Подавляющее большинство мошавов в Израиле [5] относятся к типу «мошав овдим».

Мошав шитуфи

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Мошав шитуфи является по сути переходной формой хозяйства между «мошавом овдим» и кибуцем. В классической форме мошав шитуфи основан на полном обобществлении труда и коллективной собственности на землю и средства производства вместо предоставления членам мошава отдельных земельных наделов. С другой стороны в подобном мошаве (в отличие от кибуца) сохраняется разделение в потреблении, и семьи членов в праве распоряжаться своим бытом и доходами по своему усмотрению. Классическая модель предполагает при этом, что члены мошава будут получать равные доходы, вычисляемые в соответствии с размером их семей.

История мошавов

Идея основания мошавов

Идея создания «мошавов шитуфи» родилась в поиске синтеза между классической моделью мошава, подчёркивающей индивидуальную деятельность членов, и моделью кибуца, делающей ударение на коммунный образ жизни и потребления. Идея зародилась в середине 30-х годов в среде членов организации «Ха-Коцер», многие из которых проживали в то время в кибуцах, но искали альтернативу кибуцному образу жизни, не оставлявшему места индивидуальному семейному быту.

Основание мошавов

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Первыми мошавами стали Нахалаль (ивр. נהלל ‎ Наһала́ль) и Кфар-Йехезкель (ивр. כפר יחזקאל ‎), основанные в 1921 году на землях, купленных Йехошуа Ханкиным (ивр. יהושע חנקין ‎) в Изреельской долине. До конца 20-х годов там же были основаны дополнительные восемь мошавов.

После основания Государства Израиль мошав стал одним из основных способов расселения вновь прибывших волн репатриации в Израиль. Направление волн репатриантов на сельскохозяйственное поселение в мошавы было предназначено для одновременного достижения нескольких целей: быстрая интеграция новоприбывших в обществе и в трудовом секторе, увеличение производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения нужд резко возрастающего населения страны и рассредоточение населённых пунктов для заселения максимальной площади территории страны.

В 1960-е стали появляться также мошавы достаточно узкой направленности такие, как Амирим, основанный вегетарианцами.

Темп основания новых мошавов резко снизился, начиная с 80-х годов XX века. На сегодняшний день в Израиле [1] существует более более 400 (по некоторым оценкам около 450 мошавов [2] ).

Организационная поддержка мошавов

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Следующие по размеру подобные организации — «Ха-иху́д ха-хаклаи́» (ивр. האיחוד החקלאי ‎) [22] и «Ха-поэ́ль ха-мизрахи́» (ивр. הפועל המזרחי ‎) [23] ) — объединили около 130 дополнительных мошавов. Существуют также другие, менее крупные организации, объединяющие бо́льшую часть остальных мошавов (или в некоторых случаях мошавы и другие типы поселений), как, например, «Мишке́й Херу́т Бейта́р» (ивр. משקי חרות בית»ר ‎), «Ха-ове́д ха-цийони́» (ивр. העובד הציוני ‎), «Поале́й агуда́т исраэ́ль» (ивр. העובד הציוני ‎), «Хитъахдут ха-икарим» (ивр. התאחדות האיכרים ‎).

Социальные и экономические перемены в мошавах

При этом поддержка сельскохозяйственной кооперации оставалось приоритетным направлением внутренней политики Израиля в период власти партии «Мапай», остававшейся у власти от основания государства до 1977 года.

Администрация мошава

Права землепользования в мошаве

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Земельные участки в мошаве принято делить на три категории: надел Алеф (ивр. ‘נחלה א ‎) (участок, на котором расположен дом члена мошава), надел Бет (ивр. ‘נחלה ב ‎) (сельскохозяйственный надел члена мошава) и надел Гимель (ивр. ‘נחלה ג ‎) (общий сельскохозяйственный надел мошава).

На сегодняшний день существуют три основных модели распределения прав на землю среди членов мошавов:

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Источник

мошав

Различаются две основные формы таких поселений — мошав овдим («поселение трудящихся») и мошав шиттуфи («коллективное поселение»). Между ними и киббуцом есть следующие различия в степени кооперации:

Тип поселенияСнабжение и сбытПроизводствоПотребление
Мошав овдимКооперативныеЧастноеЧастное
Мошав шиттуфиКооперативныеКооперативноеЧастное
КиббуцКооперативныеКооперативноеКооперативное

Существуют переходные формы между этими тремя типами сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных кооперативных поселений.

Идея мошава возникла во время Первой мировой войны как практическое решение проблемы создания формы поселения, которая служила бы не только выражением национальных и социальных чаяний (как в киббуце), но также обеспечивала бы возможность развития частной инициативы и индивидуального ведения хозяйства. Идея мошава обсуждалась в ряде статей, появившихся в эти годы в периодических изданиях, и была наиболее четко сформулирована Эли‘эзером Иоффе в брошюре «Создание поселений трудящихся» (1918). Основными принципами мошава выдвигались: национальная собственность на землю, самостоятельная обработка земли (отказ от наемного труда), взаимопомощь, кооперативная система снабжения и сбыта, семейное хозяйство как первичная социально-экономическая ячейка. Первоначально экономика мошава основывалась на смешанном типе сельского хозяйства, который обеспечивал потребности членов поселения, уменьшал ущерб в случае неурожая или изменения спроса и т. п., а также позволял более равномерно распределять сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные работы в течение всего года, что было особенно важно, учитывая принципиальный отказ от использования сезонных наемных работников.

Первый мошав — На халал — был основан в сентябре 1921 г. в северной части Изреельской долины выходцами из квуцы (киббуца) Киннерет во главе с Э. Иоффе; в декабре того же года в восточной части долины был основан второй мошав — Кфар-Иехезкель. В течение десятилетия возникло еще восемь поселений типа мошава, в основном в Изреельской долине.

В начале 1930-х гг. мошавное движение получило новый толчок с развитием поселений в долине Хефер. В ответ на арабские беспорядки 1936–39 гг. по всей стране были основаны многочисленные мошавы по методу «стена и башня» (см. хома у-мигдал). В эти же годы возникла новая форма мошава — мошав шиттуфи, сочетавшая черты мошава и киббуца. Мошав шиттуфи характеризуется коллективной собственностью на средства производства и коллективным производством, подобно тому, как это имеет место в киббуце, однако каждая семья индивидуально ведет домашнее хозяйство, как в мошаве. Первые два поселения этого типа — Кфар-Хиттим (в нижней Галилее) и Моледет (в районе Гилбоа) — были основаны в 1936–37 гг. В конце Второй мировой войны демобилизованные солдаты Еврейской бригады и других еврейских подразделений британской армии основали ряд мошавов, в том числе типа мошав шиттуфи. К моменту провозглашения Государства Израиль в стране насчитывалось 58 мошавов.

Мошав с его семейной структурой ведения хозяйства был наиболее подходящей формой сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных поселений для новых репатриантов, прибывших в Израиль в первые годы после создания государства, учитывая их демографические характеристики (в первую очередь — многодетность семей) и социальные навыки. В 1949–56 гг. в стране возникло около 200 новых мошавов, созданных при активной помощи ветеранов мошавного движения.

Земля мошава, как и земля киббуца, — национальная собственность и принадлежит Еврейскому национальному фонду, у которого арендуется членами мошава, получающими равные участки. Таким образом, все члены поселения имеют одинаковые начальные условия. Со временем, однако, между членами мошава возникает некоторое неравенство, возрастание которого сдерживается принципом взаимопомощи — одним из основных принципов мошавного поселения. Кооперация в основном действует в сфере снабжения и сбыта продукции, хотя крупнейшие кооперативы « Ха-Машбир ха-меркази» и «Тнува» (см. кооперативное движение) были приватизированы, соответственно, в 2003 и 2006 гг.; другая развитая общественная сфера в мошаве — социальные услуги. Высшим органом мошава служит общее собрание членов, избирающее постоянный исполнительный орган — секретариат мошава.

Введение государственного страхования сельских хозяйств от неурожая, совершенствование агротехнических методов и повышение уровня механизации повлекли за собой переход мошава от многоотраслевого к специализированному типу хозяйства, сообразующемуся с климатическими и почвенными условиями и размерами угодий. В мошаве сложилось несколько основных отраслевых форм хозяйства: молочное, цитрусовое (преимущественно в районе Шфелы; при средней площади угодья 3 га две трети отведены под цитрусовые плантации), полеводческое (преимущественно в районе Лахиш и северного Негева, где размеры угодья — 4,5–5 га; главным образом технические культуры и овощеводство), птицеводческое (главным образом в горных районах, где пригодные для сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной обработки площади на семью обычно не превышают 1 га), тепличное (быстро развивается с начала 1970 х гг. по всей стране).

Мошавное движение Тну‘ат ха-мошавим было основано в 1933 г. для решения проблем существующих поселений и создания новых мошавов. Для оказания соответствующих услуг движение создало ряд экономических, финансовых и других учреждений, а также региональные объединения по снабжению и сбыту (в состав которых обычно входят 30–50 мошавов), располагающие собственными предприятиями (часть — в совладении с местными советами) по первичной обработке продукции мошавов (скотобойни, холодильники, консервные фабрики, сортировочные и упаковочные центры и т. п.). При мошавном движении действуют также учреждения и отделы образования, культуры, арбитража, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ного инструктажа, абсорбции и др. В Тну‘ат ха-мошавим доминирующая роль принадлежит Израильской партии труда. Это самое крупное мошавное движение, объединяющее 254 мошава (по данным на начало 2015 г., всего в Израиле насчитывается 443 мошава).

Кризис перепроизводства, первые признаки которого стали проявляться в израильском сельском хозяйстве в конце 1960-х гг., затронул и мошавный сектор, который не сумел своевременно осуществить структурные реформы, необходимые для реализации технологического, природно-климатического и общественно-экономического преимущества израильского сельского хозяйства. Следствием этого было замедление в 1970-е гг. развития мошавного сектора и постановка острого во многих странах Запада вопроса о рентабельности семейного хозяйства в современных условиях и о необходимости перехода к более крупным производственным формам. На протяжении 1970-х гг. мошавный сектор уступил первенство киббуцному сектору, сумевшему более эффективно приспособиться к новым экономическим условиям.

В начале 1988 г. в мошавном секторе насчитывалось 27 индивидуальных тыс. хозяйств. Из них 11,6 тыс. хозяйств (42%) обеспечивали владельцам полную занятость при удовлетворительном уровне доходов; приблизительно в 10 тыс. хозяйств (37%) существовала скрытая безработица — работа в хозяйстве не требовала всего рабочего времени владельцев и не обеспечивала необходимый уровень доходов, что вынуждало мошавников искать дополнительный заработок на стороне; 4,1 тыс. хозяйств (15%) бездействовало, и их хозяева работали вне мошава; владельцы 1,6 тыс. хозяйств (6%) не работали вообще (пенсионеры, инвалиды и т. п.).

В 1980-е гг. в мошавах происходила смена поколений (в старых мошавах — третье, а в мошавах, основанных в 1950-е гг., — второе поколение); этот процесс, повлекший за собой ряд социально-экономических проблем, в частности, невозможность раздела хозяйства между несколькими наследниками, заставил часть молодежи искать работу на стороне и даже покинуть мошав, а попытки старшего поколения отсрочить решение о передаче хозяйства наследникам отрицательно сказывались на развитии производства.

Кризис перепроизводства был усугублен в мошавном секторе искусственно поддерживавшимся высоким уровнем потребления за счет кредитов под высокие проценты; такая политика оправдывала себя в условиях высокой инфляции начала 1980-х гг., однако с резким спадом инфляции в 1985 г. мошавы оказались обременены высокими реальными процентами (банковский процент после вычета процента инфляции) на полученные ссуды: в 1986 г. этот показатель составил 34%, а с 1987 г. — 37% в год. В 1986 г. мошавы заявили о необходимости покрыть долг банкам, достигший 837 млн долларов (в среднем 2,5 млн долларов на один мошав или около 40 тыс. долларов на семейное хозяйство).

В январе 1988 г. между правительством, Еврейским агентством и банками было подписано соглашение об оказании помощи мошавам: выплата части долга (850 млн шекелей) была отсрочена на 15 лет под 6,7% годовых, а часть долга (425 млн шекелей) была аннулирована (в том числе банки отказались от суммы в размере 160 млн шекелей, поставщики — 85 млн, поселенческий отдел Еврейского агентства — 60 млн, Еврейское агентство — 100 млн шекелей). Но эти меры оказались недостаточными, финансовое положение многих мошавов по-прежнему оставалось тяжелым. В 1992 г. депутат Кнесета Гдалия Гал (род. в 1933 г.) добился принятия закона об урегулировании в семейном хозяйственном секторе, который обязывал банки предоставить мошавам льготные условия отсрочки по кредитам при списании существенной части из них. Однако финансовое положение мошавов стабилизировалось лишь после продажи кооператива «Тнува» в 2006 г.

Экономический кризис сопровождался общественно-идеологическим кризисом. Уже начиная с 1960-х гг. получили распространение явления, противоречащие идеологическим принципам мошава: наемный труд, ослабление взаимопомощи и даже отказ от уплаты взносов на текущие расходы мошава. В связи с этим встал вопрос о принятии специального закона о коллективных объединениях, известного как закон о мошавах, — с целью законодательного оформления идеологических принципов мошавов. Противники закона указывали, что он содержит в себе угрозу индивидуалистическому облику мошава; вскоре дискуссия приняла партийно-политическую окраску, причем Ликкуд занял позицию против принятия подобного закона, что практически сняло вопрос с повестки дня.

Новые мошавы появляются крайне редко — после создания в 2006 г. мошава Беер-Милка в районе Рамат ха-Негев в нескольких километрах от границы Израиля с Египтом в течение 10 лет не было организовано ни одного мошава. Ныне деятельность большинства мошавов далека от той, которой они занимались изначально; некоторые полностью отказались от сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ного труда, во многих других он является лишь одной из целого ряда отраслей производства — от туризма до стартап-компаний в сфере высоких технологий.

Источник

Мошав

Мошав — вид сельских населённых пунктов в Израиле.

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

Мошав в израиле что это. Смотреть фото Мошав в израиле что это. Смотреть картинку Мошав в израиле что это. Картинка про Мошав в израиле что это. Фото Мошав в израиле что это

В своей классической форме мошав представляет собой сельскохозяйственную общину, действующую на кооперативных началах в снабженческо-сбытовой сфере при частичном или полном обобществлении труда и собственности на средства производства, но, как правило, при сохранении индивидуального землепользования членов мошава в виде аренды отдельных земельных наделов и осуществлении принципов индивидуального потребления (в отличие от коллективного потребления, свойственного кибуцу).

На сегодняшний день в Израиле существует более 400 (по некоторым оценкам около 450) мошавов.

Виды мошавов

Основными видами мошавов являются «мошав овдим» — «мошав трудящихся» и «мошав шитуфи» — «кооперативный мошав».

Мошав овдим

Официальным определением «мошав овдим» является «сельскохозяйственный кооператив, представляющий собой отдельное поселение, в цели которого входят организация поселенческой деятельности его членов, поддержание кооперации в снабжении, сбыте и взаимопомощи и управление общественной жизнью поселения в соответствии с уставом кооператива».

Классическая форма «мошав овдим» предполагает индивидуальное землепользование членами мошава при соблюдении следующих принципов:

Подавляющее большинство мошавов в Израиле относятся к типу «мошав овдим».

Со временем большинство мошавов так или иначе отошли от основополагающих принципов, и на сегодняшний день большая часть жителей мошавов не занимается сельскохозяйственной деятельностью. При этом аграрный сектор большинства мошавов во многом основывается на наёмной работе.

Мошав шитуфи

Официальным определением «мошава шитуфи» является «поселенческий кооператив, представляющий собой отдельное поселение, объединённый на основе собственности кооператива на средства производства, процесс сбыта и общественное имущество, на основе обобществления в процессе производства и воспитания и на основе равенства в потреблении…».

Мошав шитуфи является по сути переходной формой хозяйства между «мошавом овдим» и кибуцем. В классической форме мошав шитуфи основан на полном обобществлении труда и коллективной собственности на землю и средства производства вместо предоставления членам мошава отдельных земельных наделов.

С другой стороны в подобном мошаве (в отличие от кибуца) сохраняется разделение в потреблении, и семьи членов в праве распоряжаться своим бытом и доходами по своему усмотрению. Классическая модель предполагает при этом, что члены мошава будут получать равные доходы, вычисляемые в соответствии с размером их семей.

История мошавов

Идея основания мошавов

Идеологам мошавного движения были хорошо известны существующие на тот момент формы еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине: мошава (множественное число: мошавот) — сельскохозяйственная колония времен Первой алии, основанная на наёмном труде — и кибуц — сельскохозяйственная коммуна времён Второй алии.

Не принимая ни одну из этих форм, основатели мошавов пытались создать модель поселения, в котором самостоятельная сельскохозяйственная работа методом семейного подряда будет совмещена с общественной жизнью поселения, исходя из принципа равенства членов поселения, но и уважая их индивидуальные выборы.

Идея сельскохозяйственной кооперации в виде основания мошавов, включая главные принципы деятельности мошава — национальная собственность на землю, самостоятельная сельскохозяйственная работа, семейный подряд, взаимопомощь и снабженческо-сбытовая кооперация — была впервые чётко сформулирована в 1919 г. в брошюре Элиэзера Липы Йоффе «Об основании поселений трудящихся».

Идея также получила развитие в работах агронома Ицхака Эльазари-Волкани (Вилькански), описавшего хозяйственную модель управления подобных поселений.

Идея создания «мошавов шитуфи» родилась в поиске синтеза между классической моделью мошава, подчёркивающей индивидуальную деятельность членов, и моделью кибуца, делающей ударение на коммунный образ жизни и потребления.

Идея зародилась в середине 1930-х годов в среде членов организации «Ха-Коцер», многие из которых проживали в то время в кибуцах, но искали альтернативу кибуцному образу жизни, не оставлявшему места индивидуальному семейному быту.

Основание мошавов

Практическое воплощение идеи основания мошавов стало возможным после окончания Первой мировой войны, при обновлении активной поселенческой деятельности Всемирной сионистской организации в Палестине.

Первыми мошавами стали Нахалаль и Кфар-Йехезкель, основанные в 1921 г. на землях, купленных Йехошуа Ханкиным в Изреельской долине. До конца 20-х годов там же были основаны дополнительные 8 мошавов.

В 1930-е мошавы стали основываться и в других частях Палестины: в первую очередь на прибрежной равнине, включая долину Хефер, но также в Иудейских горах и на юге Палестины. В начале 1930-х годов была также предпринята программа «Поселение тысячи», направленная на заселение 1000 еврейских семей в новых сельскохозяйственных поселениях.

Многие мошавы были основаны также в рамках операции «Хома у-мигдаль» во второй половине 1930-х.

В эти же годы были основаны и первые «мошавы шитуфи»: Кфар-Хитим в конце 1936 г. и Моледет в 1937 г.

После окончания Второй мировой войны ветеранами войны, выходцами из «Еврейской бригады» и других британских военных подразделений, были основаны дополнительные мошавы. По окончании британского мандата в Палестине в 1948 г. в Палестине было 58 мошавов.

После основания Государства Израиль мошав стал одним из основных способов расселения вновь прибывших волн репатриации в Израиль. Направление волн репатриантов на сельскохозяйственное поселение в мошавы было предназначено для одновременного достижения нескольких целей: быстрая интеграция новоприбывших в обществе и в трудовом секторе, увеличение производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения нужд резко возрастающего населения страны и рассредоточение населённых пунктов для заселения максимальной площади территории страны.

К 1975 г. в Израиле уже существовало 350 мошавов (из них 326 типа «мошав овдим»), в которых проживало около 132,; тыс. человек (из общего населения 493,1 человек, проживавших на тот момент в 788 поселениях сельского сектора Израиля).

Темп основания новых мошавов резко снизился, начиная с 80-х годов XX века. На сегодняшний день в Израиле существует более более 400 (по некоторым оценкам около 450 мошавов).

Организационная поддержка мошавов

Процесс основания новых мошавов породил необходимость в существовании органа, оказывающего мошавам поддержку, начиная с формирования групп для заселения новых мошавов и заканчивая профессиональным, кредитным и прочим сопровождением деятельности мошавов. Это привело к основанию организации «Тнуат ха-мошавим» (Мошавное движение) в 1925 г.

В рамках организации, в которую на сегодняшний день входят 254 мошава, предоставляются различные услуги мошавам, вошедшим в организацию, в том числе финансовая поддержка мошавов и их членов, профессиональная консультация, организация взаимопомощи между мошавами, предоставление ссуд, организация совместного снабжения и сбыта, постройка общих сельскохозяйственных сооружений, развитие общественной и культурной жизни в мошавах и т. п.

Следующие по размеру подобные организации — «Ха-ихуд ха-хаклаи» и «Ха-поэль ха-мизрахи» — объединили около 130 дополнительных мошавов. Существуют также другие, менее крупные организации, объединяющие большую часть остальных мошавов.

С начала действия мошавов центральный профсоюз трудящихся «Гистадрут» также пытался вовлечь мошавы в сферу своего влияния. Несмотря на первичное неприятие этой идеи, мошавы подчинились сначала организации «Сельскохозяйственный центр», а после основания Государства Израиль формально подчинились и «Гистадруту», передав своё имущество в управление центрального кооператива «Нир шитуфи».

Дополнительное сопровождение деятельности мошавов оказывают региональные советы, а также государственные органы, как, например, Министерство сельского хозяйства и сельского развития Израиля, Управление землями Израиля и т. д.

Социальные и экономические перемены в мошавах

Уже в 40-е годы XX в., а в особенности вскоре после основания Государства Израиль в 1948 г., мошавное движение претерпело значительные идеологические изменения. В то время как мошавы, основанные до того периода, заселялись в первую очередь идеологически настроенными поселенцами Второй и Третьей алии, готовыми идти на лишения ради воплощения идей сельскохозяйственной кооперации и идеалов сионизма, дальнейшие волны репатриации были менее идеологически настроены, а после Второй мировой войны состояли (кроме небольших остатков уцелевшего после Холокоста европейского еврейства) из евреев-выходцев из исламских стран, которым были чужды социалистические чаяния их предшественников.

Основание государства, породившее значительный административный, военный, обслуживающий и промышленный сектор, повлекло также снижение профессионального престижа и экономической привлекательности сельскохозяйственных профессий.

При этом поддержка сельскохозяйственной кооперации оставалось приоритетным направлением внутренней политики Израиля в период власти партии «Мапай», остававшейся у власти от основания государства до 1977 г.

С конца 1970-х годов XX в. в израильской экономике усилились тенденции либерализации экономики и постепенной приватизации государственного имущества и имущества «Гистадрута». В 1980-е экономику Израиля также постиг тяжёлый экономический кризис. Кризис особенно тяжело ударил по аграрному сектору, поставив многие сельскохозяйственные кооперативы на грань банкротства.

Социальные процессы в израильском обществе, связанные с постепенным отходом от идеалов социализма, равенства и первопроходчества, также глубоко повлияли на дальнейшую судьбу сельскохозяйственных кооперативов в Израиле.

С целью облегчить положение мошавов и их членов вследствие экономического кризиса Управление землями Израиля было вынуждено ввести исключения из правил о неделимости мошавных наделов и позволить мошавам добиваться продвижения планов застройки новых жилищных районов в мошаве для передачи участков в аренду новым жителям, не являющимся членами мошава.

Также во многих случаях было разрешено использование сельскохозяйственных угодий для иных целей, как то торговля, промышленность и т. п. Хоть этот процесс и помог в улучшении финансового положения мошавов, он нанёс ущерб общинному характеру мошавной жизни.

Восстановление аграрного сектора после экономического кризиса сопровождалось ускорением процессов либерализации, включившим уменьшение государственных субсидий и стимулирование повышения конкурентоспособности.

Новое население мошавов — выходцы из городов, продолжающие работу в городах — было более заинтересовано в направлении ресурсов мошава и региональных советов на улучшение качества жизни и уровня муниципальных услуг, нежели чем на развитие хозяйства мошава.

В результатом всех этих явлений к началу XXI в. большинство жителей мошавов в Израиле уже не занимались напрямую сельским хозяйством. Многие из них нашли работу вне мошавов, продолжая проживать в мошавах, другие основали в мошавах предприятия, заводы и туристические проекты.

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Aviad2001, Public Domain.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *