Мошенники взяли кредит на мое имя что делать
Тяжкий долг: что делать с оформленным через мошенников кредитом
Мошенники ежедневно обманывают россиян на крупные суммы, вынуждая их брать кредиты. Так, только за последние дни стало известно о многодетной матери из Калининграда, которая дважды взяла кредит на 250 тыс. рублей, и жительнице Ульяновска, одолжившей в банке 1 млн рублей. Суды в таких ситуациях чаще всего не выносят решения в пользу потерпевших: если человек взял на себя обязательства — неважно, каким образом, — их надо исполнять. Можно ли решить эту проблему — разбирались «Известия».
Мошенничество не имеет значения
Жительнице Калининграда позвонили неизвестные с московского номера, представились сотрудниками банка и уточнили, не оформляла ли она сейчас потребительский кредит. Женщина ответила отрицательно, на что ей сообщили: мошенники пытаются оформить заем на ее имя и надо срочно отменить заявку. Схема по отмене заявки оказалась довольно странной: чтобы перехватить деньги перед уходом в другой банк, нужно оформить кредит на ту же сумму, после чего перевести заем на страховые ячейки. Напуганная женщина послушалась злоумышленников и оформила кредит на 200 тыс. рублей, который тут же обналичила и перевела на указанные телефоны. Разумеется, деньги эти ей уже не вернулись.
Более того, позже ей снова звонили и требовали никому не рассказывать об этих разговорах, пугали уголовным делом за разглашение секретных сведений. Для этого с ней связался человек, который представился сотрудником полиции.
На следующий день история повторилась: пострадавшая таким же образом оформила кредит еще на 50 тыс. рублей. Только на третий день она поняла, что ее обманули. Возбуждено дело, мошенников разыскивают, а женщине придется оплачивать кредиты.
У жительницы Ульяновска траты оказались еще больше: у нее телефонные мошенники выманили миллион рублей. Схема аналогичная: звонивший представился сотрудником службы безопасности банка, заявил, что нужно срочно помешать злоумышленникам оформить кредит. Таким же образом по 500 тыс. рублей отобрали у жителей еще двух районов Ульяновской области.
Между тем в Бурятии завершились судебные разбирательства по похожему делу. Жительница Улан-Удэ оказалась жертвой преступников, которые вынудили ее взять кредит на 220 тыс. рублей. Она пыталась доказать, что не должна его выплачивать, однако Верховный суд Бурятии поддержал все нижестоящие судебные инстанции и потребовал от женщины исполнить свои обязательства. Пресс-релиз на сайте Верховного суда Бурятии на эту тему так и называется: «Обязательства должны исполняться».
В последнем случае схема обмана немного отличалась. Женщина разместила на сайте объявлений сообщение о продаже земельного участка. Ей позвонила некая гражданка из другого города, которая изъявила желание внести залог в размере 50 тыс. рублей, но в итоге на счет поступили 220 тыс. рублей. Незнакомка заявила, что ошиблась, и попросила перевести обратно всю сумму на указанные ею счета. Владелица участка так и поступила, но после окончания разговора получила SMS-сообщение об оформлении кредита на сумму 220 тыс. рублей. Дозвониться до неизвестной не удалось — телефон оказался выключен.
Представитель банка в суде заявил, что кредитный договор был заключен с использованием «Мобильного банка», который привязан к банковской карте, операция была подтверждена посредством ввода ПИН-кода. А согласно ст. 425 ГК РФ, после подписания кредитного договора он сразу вступает в силу и является обязательным для исполнения. Одностороннее расторжение невозможно. Мошеннические действия третьего лица для суда оказались не имеющими правовое значение.
В МВД по Бурятии «Известиям» сообщили, что производство по этому факту еще продолжается: дело возбуждено по ч. 2 ст. 159 УК РФ («Мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину»).
Мой кредит — твой кредит
Адвокат, партнер Адвокатского бюро «Казаков и партнеры» Елена Муратова отметила, что, в случае если доказано реальное получение денежных средств по договору кредита лицом, даже «заблуждающимся относительно оснований получения таких денежных средств», расторгнуть кредитный договор мало шансов.
В пример адвокат приводит еще одно судебное разбирательство, по которому вынесено апелляционное определение Самарского областного суда от 23 июля. Тогда истец также пытался оспорить кредитный договор.
— Было размещено объявление о сдаче квартиры, мошенник захотел внести предоплату на банковскую карту истицы, однако ему потребовался чек-подтверждение для отчета затраченных средств, — рассказала Муратова. — Дальше жертва мошенника направилась в банкомат, где выполнила некие команды мошенника, предоставив данные от своего мобильного банка. Соответственно, был получен кредит, и кредитные денежные средства были перечислены мошеннику. Несмотря на факт возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ, жертва не смогла признать договор недействительным/расторгнутым. При рассмотрении дела суд руководствовался тем, что, согласно банковским правилам, направление определенных SMS и введение соответствующих кодов свидетельствует о согласии на заключение договора банковского кредита.
По ее словам, шансы признать недействительным кредитный договор в этом случае будут существенно выше, если в суде будет доказана полная безучастность «получателя» кредита: то есть если на кредитных договорах будут поддельные подписи и тому подобное.
— Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, не следует сообщать данные своих личных кабинетов, банковских карт, — отмечает Муратова. — При получении подозрительных денежных средств немедленно возвращать таковые лицу, приславшему денежные средства.
Кандидат юридических наук, доцент МГЮА имени Кутафина Елена Гринь отмечает, что с 1 октября 2019 года вступили в силу поправки в ст. 160 ГК РФ, позволяющие заключать сделки с использованием электронной формы.
— В соответствии с пользовательскими соглашениями, которые оформляют клиенты с банками, как правило, закрепляется положение о том, что подтверждение операций паролями, PIN-кодом, кодом из SMS-сообщений является аналогом подписи гражданина, — пояснила она «Известиям».
Гринь отмечает, что в описанных выше ситуациях граждане очевидно подверглись обману, сообщив мошенникам конфиденциальную информацию. Но расторгнуть на этом основании договор в таких условиях — когда все пароли были сообщены добровольно, — по ее словам, практически невозможно.
— Гражданам стоит не забывать о том, что эта информация аналогична их собственноручной подписи, — отметила Гринь. — Поэтому ни в коем случае эти данные не должны никому сообщаться. Аргумент о том, что «меня обманули», в этой ситуации аналогичен аргументу «я не понимал, что подписывал» для целей оспаривая договора.
По ее словам, только если в рамках уголовного дела будет установлено, что договор была заключен не потерпевшим, а другим гражданином и виновные будут привлечены к ответственности, можно будет обратиться за пересмотром судебного решения.
Легче совершить, чем раскрыть
Что делать, если на тебя оформили кредит мошенники
Алгоритм действий
1. Оценить масштаб трагедии
Как узнать, оформлен ли кредит где-то еще, помимо той организации, которая уже требует погашения долга? Нужно отправить запрос в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) Банка России. Сделать это можно как через сайт регулятора, так и через единый портал госуслуг. Появится ясность, в каких конкретно бюро кредитных историй (БКИ) хранится кредитная история заемщика. Затем нужно получить отчеты, в которых содержится информация, где и на какую сумму числится задолженность.
2. Обратиться в кредитную организацию
Важно как можно скорее обратиться ко всем организациям, в которых был оформлен мошеннический заем. В письменной претензии должно содержаться детальное описание произошедшего, всё до мельчайших подробностей. Потерпевшему необходимо будет рассказать о потере паспорта, звонках и поступивших претензиях, потребовать провести проверку, расторгнуть договор и обнулить задолженность.
К заявлению нужно приложить копию талона, который ранее был выдан полицией после принятия заявления об утере паспорта. В полицию не обращались? Тогда придется предъявить другие доказательства, что заем брали не вы. По словам адвоката Дмитрия Зацаринского, в качестве доказательств можно использовать, к примеру:
Важно: даже если на претензию прислали отписку либо вовсе ее не приняли, нужно сохранить документ. Попытка урегулировать вопрос мирным путем может сыграть в пользу потерпевшего в ходе судебного разбирательства.
3. Обратиться в полицию
С собранной информацией нужно идти в отделение полиции, где пишется заявление о факте мошенничества, к которому прилагаются в том числе все имеющиеся доказательства. Следует попросить провести проверку по данному факту и возбудить уголовное дело.
При наличии приложить копию нового паспорта и талон-уведомление о заявлении в полицию об утере паспорта. Если такое заявление ранее не подавалось, то попутно составить и его.
4. Идти в паспортный стол (если еще не были)
Из полиции нужно обратиться в паспортный стол по месту жительства и подать заявление о замене паспорта. Проще, правда, сделать это через сайт госуслуг. И дешевле, так как при оплате госпошлины предоставляется скидка.
5. Претензия отклонена? В суд!
Чаще всего для решения проблемы недостаточно обратиться лишь в офис кредитора и к правоохранителям. Даже если ссуда оформлена после заявления в полицию об утере паспорта и у должника есть об этом справка. Старший юрист Milton Legal Станислав Никиташев отметил, что тут всё зависит от добросовестности кредитора, заставить его прекратить действие договора невозможно.
Вероятность отказа списать долг высока в любом случае, вне зависимости от того, подано ли заявление в полицию до выдачи кредита или нет. Допустим, претензия организацией все-таки отклонена. Тогда без суда не справиться. Необходимо составить иск с целью признания договора незаключенным. Добавим, что некоторые специалисты советуют подавать иск в суд, не дожидаясь ответа от организации и результатов расследования от правоохранителей.
К исковому заявлению нужно приложить все оригиналы и копии доказательств непричастности. Представить весь пакет документов по кредитному договору, а также заявления, ответы от организации. По результатам разбирательства договор признают незаключенным, и обязательства перед кредитором прекратятся. Копию решения суда стоит отправить в БКИ, чтобы там удалили ненужную запись.
Важно: при несогласии с результатами экспертизы заемщик вправе заявить ходатайство о назначении дополнительной экспертизы.
Что можно сделать еще?
Схемы, в которой сотрудники компании работают в сговоре с мошенниками, нечасто, но все же бывают.
«Ситуация наверняка имеет свое распространение, так как обращений к юристам с подобной проблемой достаточно много. Жалобу в ЦБ подать можно, но результативность будет сомнительной. В целом же, конечно, писать нужно и в ЦБ, и руководству конкретного банка, так как держать в своем штате мошенника не хочет ни одно учреждение. В подобных вопросах нужно предпринять максимально возможное количество действий. Подобные действия могут положительно отразиться при рассмотрении вопроса об удержании денег за преступления с паспортами пострадавших», — отмечает Орест Мацала, ведущий юрист Европейской юридической службы.
Направить повторный запрос в БКИ. Через пару месяцев после вынесенного судом решения рекомендуется вновь запросить в БКИ свою кредитную историю. Так как информация может обновляться с некоторым опозданием, следует проследить за тем, чтобы сведения о задолженности были удалены из базы.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Реальный случай: мошенники оформили на меня 13 кредитов в МФО
Сравни.ру помогает гражданам разбираться в финансовых проблемах. Сегодня на примере Андрея расскажем, что делать, если вы обнаружили в своей кредитной истории долги в МФО, которых не брали.
Как я узнал о долгах
В сентябре мне несколько раз звонили на мобильный телефон какие-то люди, представляясь сотрудниками МФО. Я не придавал значения этим звонкам — думал, что это обычные спамеры, и клал трубку. Потом отвечать мне надоело, и я написал письмо в эту организацию о том, что мой номер, скорее всего, попал к ним по ошибке. Звонки оттуда прекратились.
Но через некоторое время мне позвонили уже из другой МФО с требованием вернуть какие-то деньги. Я напрягся: слишком много совпадений.
Сделал выписку из бюро кредитных историй (БКИ) «ОКБ» и, мягко говоря, удивился. Оказалось, что помимо моих прошлых кредитов и имеющейся ипотеки, которую я исправно погашаю, на меня оформлены около 10 микрокредитов. Причём часть этих кредитов была погашена, остальные — с просрочками. К примеру, в одной из МФО на меня оформили три кредита на маленькие суммы, 2 – 3 000 ₽, вернули их, а потом взяли кредит на 17 900 ₽ и исчезли.
Сразу отмечу, что БКИ — несколько, и информация в них может различаться. В выписке из другого бюро, Equifax, у меня обнаружились микрокредиты ещё в трёх организациях. Увы, ни в одной из выписок я не нашёл второй организации, из которой мне звонили в самом начале — выходит, мне предстоит познакомиться и с другими МФО, которым я «задолжал».
Также оказалось, что одна из них продала долг коллекторам, даже не связавшись со мной ни разу. По месту прописки мне уже пришло «классическое» письмо: плати за кредит или будет хуже. Пока это мягкие угрозы, скорее намёки. Но мне жутко неприятно. Выходит, помимо МФО мне придётся иметь дело и с коллекторским агентством.
Как я начал действовать
Под впечатлением от случившегося мы с девушкой написали пост в Facebook, где рассказали о нашей ситуации и спросили совета у друзей. Также я разослал во все МФО письменные претензии о том, что на этих сайтах никогда не регистрировался и денег не брал ( скриншоты электронных писем есть в распоряжении редакции — прим. Сравни.ру ).
От двух МФО я получил довольно лояльные ответы: они готовы идти мне навстречу. Одна из них сообщила, что сотрудники уже выявили факт мошенничества, сняли с меня обвинения и должны направить запросы в БКИ, чтобы убрать долги из моей кредитной истории. Вторая — пообещала обратиться в полицию и начать разбирательства. ( На момент публикации статьи четыре МФО из семи сообщили герою о том, что выявили факт мошенничества, сняли обвинения и начали процесс исправления кредитной истории — прим. Сравни.ру).
Остальные МФО отказывались принимать мои претензии без талона-уведомления из полиции.
Я обратился в полицию и написал заявление о факте мошенничества. Его приняли без особого энтузиазма. Выдали талон и намекнули: шанс, что заведут уголовное дело, невелик — хоть у нас и много займов, каждый из них считается отдельным (и не слишком значительным) эпизодом. ( На момент написания статьи решения о возбуждении уголовного дела от полиции получено не было — прим. Сравни.ру).
Какие данные использовали мошенники
Все организации, с которыми я общался, отказались предоставить мне полный пакет документов, на основании которых были заключены кредитные договоры. В одной из МФО, например, сказали, что сделают это только после возбуждения уголовного дела.
Я не знаю, какие документы использовали мошенники: копию паспорта или его скан, была ли подделана моя подпись, указывали ли номер СНИЛС, присылали ли фото заёмщика с открытым паспортом — это есть в требованиях многих МФО.
Пообщавшись с такими же потерпевшими, я заметил закономерность: у многих из них — и у меня в том числе — есть электронная цифровая подпись. Чтобы её оформить, нужно указать номер СНИЛС. В общем, подозрений, откуда у мошенников взялись мои документы, много.
Всего мошенники оформили на меня 13 кредитов в семи МФО на сумму около 70 000 ₽. Это без учёта штрафных процентов, и только известные мне займы. Разумеется, я не собираюсь возвращать МФО эти деньги. Но что мне делать?
Советы экспертов
Что делать, если мошенники оформили кредит на ваше имя?
Опрошенные Сравни.ру юристы предложили следующий порядок действий:
1. Выяснить полную кредитную историю . Узнать, в каких БКИ содержатся ваши кредитные истории, можно на сайте Центрального банка. Для этого понадобится ввести код субъекта кредитной истории, получить его можно в любом отделении Сбербанка. Далее следует обратиться в каждое БКИ, где есть ваша кредитная история, и получить её, рассказывает Галина Гамбург, заместитель руководителя практики имущественных и обязательственных отношений НЮС «Амулекс».
2. Отправить претензии в МФО , где обнаружились кредиты, которых вы не брали. В претензии следует изложить обстоятельства дела, советует Тимур Хутов, руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm. Организации могут признать ошибку и объявить кредит мошенническим. Именно так поступила одна из МФО в случае нашего героя.
3. Обратиться в полицию . «Скорее всего, в возбуждении уголовного дела будет отказано, но это не должно расстраивать. В ходе проверки вашего заявления могут быть установлены и изложены в постановлении об отказе важные обстоятельства, которые подтверждают, что именно вам заём не предоставлялся», — объясняет Галина Гамбург. Если дело возбуждать отказываются, обжалуйте такое постановление, добавляет Тимур Хутов.
4. Подать заявление в суд . Гражданским кодексом установлено, что договор займа считается заключённым с момента передачи денег. Вы денег не получали, поэтому следует обратиться в суд с исковым заявлением о признании договора займа незаключённым, говорит Галина Гамбург. «Займодавец в данной ситуации вряд ли сможет доказать, что деньги предоставил именно вам», — поясняет юрист.
По мнению Тимура Хутова, вероятность успеха в суде очень высока: большинству людей, на которых оформили мошеннические микрокредиты, удаётся доказать свою непричастность. Однако процесс может длиться довольно долго, предостерегает эксперт.
5. Направить заявление об исправлении кредитной истории в БКИ. К заявлению следует приложить вступившее в законную силу решение суда. После рассмотрения заявления БКИ должны исправить кредитную историю в срок не позднее 30 дней с момента обращения, рассказывает Галина Гамбург.
Как получить от МФО документы, на основании которых были заключены кредитные договоры?
По словам Тимура Хутова, сотрудники МФО обязаны предоставить документы, на основании которых заключался договор. Юрист советует делать запрос в письменном виде с указанием срока ответа, чтобы были доказательства в случае отказа.
Если сотрудники отказываются показывать документы, можно написать жалобу на МФО в прокуратуру. «Иногда это приводит к более быстрому возбуждению уголовного дела, а организация после вопросов силовиков списывает такие долги», — замечает Хутов.
Как обезопасить себя от мошеннических кредитов?
Документы могли попасть к мошенникам из огромного количества различных служб и инстанций, хранящих и обрабатывающих персональные данные граждан, говорит директор департамента аудита защищённости Digital Security Глеб Чербов. По мнению эксперта, утечка из центра сертификации гипотетически возможна, но, скорее всего, тот факт, что несколько жертв мошенников были обладателями электронной цифровой подписи — не более чем совпадение.
Однако, добавляет Чербов, нет смысла отказываться от предоставления личных документов, чтобы избежать рисков. «Идентификация — основная функция паспорта как документа», — напоминает он. С ним соглашается генеральный директор юридической компании «Правокард» Станислав Каплан. Застраховаться от кредитного мошенничества, по мнению юриста, невозможно.
Зато можно застраховать своё здоровье
В целях безопасности Каплан рекомендует периодически запрашивать кредитный отчёт в бюро кредитных историй. Раз в год это можно делать бесплатно по закону. Также юрист советует настроить в БКИ получение СМС или онлайн-сообщений о любых изменениях в кредитной истории.
Паспорт менять не надо, считает Станислав Каплан. «Фактически смена паспорта не уменьшит шанс оформления на вас кредита мошенниками и не исключит возникновения судебных тяжб как по возникшим ситуациям, так и по будущим мошенническим действиям», — говорит он.
Юрист также замечает, что замена паспорта должна производиться по существенным основаниям — например, в связи с достижением определённого возраста, изменением данных или повреждением документа. Использование паспорта мошенниками в этот список не входит.
Что делать, если на вас оформили кредит
Банк или микрофинансовая организация звонят и требуют вернуть деньги — но человек не брал никаких денег и не представляет, о чем они говорят. Если речь идет не о технической ошибке — значит, скорее всего, здесь поработали мошенники, завладевшие персональными данными гражданина. Ситуация неприятная, но, к счастью, решаемая. Давайте поговорим о том, что делать, если Вы столкнулись с подобной проблемой.
Содержание статьи
Успокойтесь
Да, мы понимаем: ситуация сложная и пугающая. Но то, как она разрешится, зависит в том числе от Вас и от Вашего поведения. Постарайтесь действовать с холодной головой и как можно скорее, не позволяйте негативным эмоциям взять верх над рассудком. Да, паниковать, злиться и расстраиваться — естественная реакция на такие обстоятельства, но сейчас первое, что нужно сделать — принять меры, чтобы устранить причинённый Вам ущерб.
Обратитесь в кредитную организацию
Банк или МФО — Вам в любом случае нужно обратиться туда, где на Вас оформили заем. С МФО такое происходит даже чаще, так как эти организации реже инициируют серьезные проверки заемщика и обычно удовлетворяются паспортными данными или практикуют электронное оформление кредита исключительно на сайте без явки в офис. Напишите заявление на имя кредитной или микрофинансовой организации, в котором сообщите, что Вы не заключали с ней договор, не получали денег и не оставляли свою подпись и персональные данные. Также потребуйте провести внутреннее расследование, чтобы компания могла убедиться в Ваших словах. Сообщите, что организация не вправе требовать от Вас задолженность по займу, который брали не Вы. Можете приложить к заявлению справку из полиции, если Вы обращались в органы по поводу утери документов или в связи с мошенничеством. То же самое стоит делать, если звонит Вам не банк, а коллекторское агентство.
Сообщите о случившемся регулятору
Бывает такое, что банк или МФО не реагирует на заявление заемщика. Если звонки с требованием вернуть задолженность продолжаются, а Ваши письма компания игнорирует и не обращает внимания на доказательства — значит, стоит обратиться уровнем выше. Регулятор, который должен улаживать такие проблемы, — Банк России. Именно в его приемную Вам и стоит написать о том, что расследование со стороны банка или МФО было проведено некорректно или формально, а Вашу ситуацию организация не рассмотрела. Сделать это можно, не выходя из дома, на сайте Банка России. Регулятор запросит у банка или МФО отчет о расследовании, и, если то окажется выполнено формально, его придется провести заново. Если по поводу кредита Вам звонит не банк, а коллекторское агентство, писать стоит в онлайн-приемную НАПКА: эта ассоциация занимается вопросами профессиональных коллекторских агентств.
Обязательно обратитесь в полицию
Каким бы ни был итог обращения в банк, в МФО или к регулятору — в полицию стоит сходить обязательно. Да, дела по мошенничеству раскрываются сложно, однако таким образом у Вас будет несколько преимуществ:
Если не помогло — идите в суд
Судебное разбирательство — это крайняя мера, довольно дорогостоящая, если необходимо привлечь юриста/представителя, и сложная в том числе для самого человека. Однако, если банк не обнаружил нарушений во время проверки, и не помогло даже обращение к регулятору, иногда это единственный выход. Постарайтесь найти хорошего юриста, специализирующегося на таких делах, и собрать как можно больше доказательств Вашей непричастности ко взятию кредита. Подойдут справки из полиции, свидетельства Вашего отсутствия в городе во время оформления займа оффлайн, прочие детали, помогающие донести Вашу точку зрения. Суд назначит графологическую экспертизу, чтобы доказать, что Ваша подпись подделана. Не переживайте. Договор признают незаключенным, что исключит дальнейшую возможность взыскания долга.
Позаботьтесь о кредитной истории
Будьте внимательны
К сожалению, мошенничество усложняется с ростом технического прогресса. Даже человек, который считает себя защищенным, может стать жертвой злоумышленников. Поэтому мы рекомендуем Вам тщательно соблюдать технику безопасности:
ЭОС напоминает: в финансовых вопросах очень важны ответственность и внимательность. Разумное отношение к своему кошельку, регулярные проверки кредитной истории и счетов, своевременные платежи по уже взятым обязательствам — все это поможет пользоваться банковскими продуктами с пользой и выгодой для себя. Будьте внимательны и защищайте себя от мошенников. И помните: настоящие сотрудники банка или МФО не вправе выпытывать у вас никакие конфиденциальные сведения.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
Как работает анонимный звонок?
Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск