Мошенники звонят и представляются что с полиции информация о кредите
Новый способ обмануть доверчивых. Телефонные мошенники научились прикидываться полицией — им легко противостоять
Телефонные мошенники изобрели очередной метод обмана россиян. Теперь злоумышленники по телефону представляются правоохранителями и предлагают «дать финансовую защиту», но для этого понадобятся сведения о банковских счетах. Объясняем, могут ли так действительно позвонить из полиции и как не попасться на самые популярные уловки.
Звонок из полиции
У телефонных мошенников снова появилась новая схема работы, об этом «360» рассказала москвичка Екатерина, столкнувшаяся со звонками злоумышленников. По ее словам, с городского номера с кодом 495 ей позвонил незнакомый мужчина и представился капитаном МВД, даже назвал имя — Владимир Семин. Причиной своего звонка он назвал необходимость провести дознание.
«Он спросил, известна ли мне некая Валентина. Я сказала, что нет. Мошенник начал рассказывать, что она пришла в Сбербанк с нотариально заверенной доверенностью и пыталась взять кредит на мое имя», — поделилась Екатерина.
В дальнейшем разговоре мошенник пытался выяснить, кому и когда Екатерина могла предоставить личные данные и сведения о банковских счетах, а также когда в последний раз общалась с представителями банка. Следующим его заинтересовал список банков, в которых у Екатерины есть счета.
«Я отказалась говорить, так как считаю это конфиденциальной информацией. Он стал уговаривать, что нет, это открытая информация, конфиденциальная — это паспортные данные. И вообще, якобы лицевой счет для всех банков один, разные только расчетные счета, мол, неужели мне в банке этого не объяснили», — сказала она.
Он сказал, что МВД с Центробанком хотят дать мне финансовую защиту в соответствии с законом
На вопрос Екатерины о том, что за закон собеседник имеет в виду, мошенник сначала замешкался, а потом объявил, что действует в соответствии с Федеральным законом № 114. Екатерина проверила в интернете и зачитала лжекапитану, что это закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Он положил трубку.
Разоблачение схемы
Адвокат Сергей Афанасьев объяснил «360», что в действительности правоохранители в такой ситуации звонить не станут, а закона о «финансовой защите» от подобных махинаций просто нет. К тому же сотрудники полиции или других силовых ведомств не выясняют детали о банковских счетах и мошеннических действиях по телефону — для этого существует установленная процедура. Так что такие вопросы должны сразу насторожить.
Сотрудники правоохранительных органов по телефону такие вопросы выяснять не будут. Они могут выяснять, являетесь ли вы тем, кому они звонят, — уточнять фамилию, имя и отчество и приглашать на допрос или какие-то следственные действия. По телефону они ничего про банковские счета выяснять не будут
Более того, по словам адвоката, все сведения о наличии счетов правоохранителям, скорее всего, уже известны, так как при необходимости они официально получают эту информацию непосредственно в банках.
В пресс-службе Сбербанка объяснили «360», что такой метод мошенничества не является новым, так как принцип действия остается прежним — социальная инженерия.
«Меняются только сценарии, адаптируясь под актуальную новостную повестку и события. Всем клиентам мы рекомендуем быть бдительными и не сообщать никому пароли и коды из СМС», — заявили в пресс-службе, добавив, что клиентам рекомендуют ознакомиться с информацией из разделов «Не дайте себя обмануть» или «Ваша безопасность» в приложении и на сайте банка.
Популярные схемы
Программист Сергей Вакулин заявил в разговоре с «360», что советов по безопасности много, но главный — не сообщать свои информацию (от паспортных данных до данных о наличии счетов в конкретных банках) третьим лицам.
Важно гарантировать безопасность приложений, которыми вы пользуетесь, тщательно выбирать пароли, чтобы их было сложно взломать. Например, если банковское приложение просит установить пароль из нескольких цифр, не стоит пользоваться датой или годом рождения — своего или близкого человека.
«Лучше пользоваться двухфакторной аутентификацией, когда при вводе логина и пароля приходит подтверждение по СМС», — предложил Вакулин.
Он заметил, что до сих пор среди мошенников популярны звонки, в ходе которых жертве сообщают о подозрительных махинациях по карте и предлагают перевести средства на якобы резервный счет.
Основа мошенничества также часто заключается в перепривязке номера телефона: когда клиент привязывает новый номер, владелец этого номера получает неограниченный доступ к приложению. То есть с помощью СМС, например, он сможет осуществлять переводы денежных средств
«Главное — не передавать ни номер карты, ни срок ее действия, ни тем более CVC-код третьим лицам, в том числе код из СМС. Если же, например, этот код действительно нужно сообщить сотруднику банка, в сообщении это прописывается», — заключил эксперт.
Кроме того, по словам Вакулина, сейчас существует много специальных программ, которые помогут определить мошеннические звонки. Если у вас есть такая программа, во время звонка с сомнительного номера на экране появится соответствующее предупреждение.
«Злоумышленники ссылаются на уголовный процесс»: ЦБ и МВД предупредили о новой схеме телефонного мошенничества
В России получила распространение новая схема телефонного мошенничества, при которой злоумышленники, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, запугивают граждан якобы открытым уголовным производством и вымогают у них персональные данные для того, чтобы похитить деньги со счетов жертв. Об этом сообщили пресс-службы Министерства внутренних дел России и Центробанка.
«Регулятор проинформировал банки об увеличении количества случаев телефонного мошенничества с использованием такого сценария и рекомендовал учитывать его при организации работы службы поддержки клиентов, а также предупреждать граждан о рисках разглашения персональных данных и данных платёжных карт», — говорится в сообщении ЦБ.
В пресс-службе регулятора также рассказали, как выявить телефонных мошенников.
«Если во время телефонного разговора незнакомый человек ссылается на инициированный Банком России уголовный процесс — это злоумышленник», — подчеркнули в Центробанке.
В Банке России напомнили, что ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать незнакомым людям персональные сведения или данные платёжной карты, кем бы они ни представлялись.
В МВД России призвали россиян к бдительности в связи с активностью телефонных аферистов.
«МВД России разъясняет, что в случае возбуждения уголовного дела в отношении гражданина на почтовый адрес по месту его проживания официально направляется повестка о вызове в отдел полиции к следователю или дознавателю. Повестка может быть направлена как в рамках возбуждённого уголовного дела, так и в рамках доследственной проверки, проведения иных процессуальных действий», — сказала официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Как отметил эксперт в области информационной безопасности, профессор кафедры цифровой криминалистики МГТУ им. Баумана, доктор юридических наук Виталий Вехов, в настоящее время мошенники усовершенствовали схему, которая использовалась ранее.
«Раньше звонили по телефону и говорили, что ваш родственник задержан полицией, в отношении него возбуждено уголовное дело, он находится в таком-то отделении полиции и вам нужно срочно перевести такую-то денежную сумму потерпевшим, чтобы якобы возместить ущерб, а родственник смог вернуться домой. Теперь мы наблюдаем модификацию мошеннической схемы, когда преступник звонит потенциальной жертве и говорит, что в отношении неё уже ведётся производство по уголовному делу. Соответственно, дальше идёт стандартный набор требований о переводе денежных средств, либо о предоставлении каких-то (якобы необходимых следствию) данных для доступа к электронным средствам платежа в целях его последующего незаконного использования», — пояснил эксперт в беседе с RT.
По его словам, для защиты от злоумышленников необходимо использовать стандартный алгоритм защиты, который присутствует на сайтах банковских организаций.
Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина поделилась своим опытом общения с телефонными мошенниками, которых она назвала «продвинутыми», поскольку они задействовали бота, пытающегося внушить доверие собеседнику.
«Я, естественно, положила трубку, что советую всем остальным. Когда вам звонят и представляются из банка, сразу нужно класть трубку. У вас есть номер телефона, который вам дал банк, позвоните и узнайте, есть ли какие-то проблемы. Но никогда не нужно отвечать, тем более передавать какие-то данные», — объяснила она в эфире RTVI.
В конце декабря 2020 года компания BI.Zone, дочернее предприятие Сбербанка в сфере кибербезопасности, опубликовало исследование, согласно которому за прошедший год телефонные мошенники сделали около 15 млн звонков. При этом только Сбербанк за первое полугодие 2020 года обработал более 3,4 млн жалоб пользователей на звонки мошенников.
«87,7% жалоб пришлось на номера с московскими кодами: 74,4% на «+7 (495)» и 13,3% на «+7 (499)». Ни один номер с кодом другого региона не собрал долю жалоб, превышающую 0,7%. Этому способствует несколько факторов. Москвичи — популярная цель мошенников, а московский код вызывает меньше подозрений. Для других регионов номера с таким кодом тоже оптимальны, ведь многие компании, от имени которых идут звонки, имеют головной офис в Москве», — говорится в исследовании.
Наряду с этим опрос компании IDF Eurasia продемонстрировал, что 58% россиян сами переводили денежные средства телефонным мошенникам, в основном злоумышленники получали от жертв суммы в размере от 10 до 15 тыс. рублей. При этом 22% респондентов сталкивались с мошенниками, но денег им не переводили.
Звонят мошенники, представляются сотрудниками полиции или следователем
Телефонные мошенники — «следователи», двухходовочка
В начале 2021 года участились сообщения о новом телефонном разводе. Мошенники звонят по телефону и представляются сотрудником полиции или следователем отдела экономической безопасности ГУ МВД России по г. Москва. Они сообщают, что по вашему счету в банке происходят какие-то мошеннические операции, заведено уголовное дело и идет следствие. С помощью специальных средств IP-телефонии номер злоумышленника может быть подменен и выглядеть как реальный телефонный номер одного из отделений МВД. После этого уже напуганному клиенту звонят якобы из банка и предлагают перевести деньги на «безопасный счет» и т.п. Есть и другие варианты и повороты:
Телефонные мошенники, которые в разговоре с жертвой представляются сотрудниками правоохранительных органов или Центробанка, стали все чаще присылать на телефон жертвам поддельные документы для подтверждения своих «полномочий»
Варианты сюжетов
Фальшивый полицейский может рассказать вам про участившиеся случаи мошенничества или про утечку данных из известных банков и сообщит о риске для денежного счета клиента – вас. При этом он подчеркнет, что саму беседу вы должны держать в секрете от всех членов семьи и знакомых, так как это «следственная тайна». Для убедительности мошенник даже может напомнить о базовых правилах безопасности, что никому нельзя называть код из СМС. После этого лжесотрудник МВД может «переключить» вас уже на известную всем «службу безопасности банка».
В других, более традиционных сценариях, первой звонит «служба безопасности» из банка, и если жертва колеблется и не доверяет «младшему специалисту», то по телефону подключается второе лицо — следователь полиции или оперуполномоченный. Жертву могут попросить зайти в интернет и проверить на сайте МВД их номер телефона — и он окажется верным, благодаря технической подмене номера звонящего. Если клиент все равно не поддается, могут грозить статьей 187 УК РФ (Неправомерный оборот средств платежей), ведь платежи якобы происходят по вашему счету, типа вы — тоже соучастником пойдете по уголовному делу. В другом варианте говорят, что «на вас уже заведено уголовное дело по ст.159 ч.2 УК РФ». Кроме того, «следователь» может спрашивать, какими банками вы пользуетесь, в отделения каких банков ходили за последнее время и есть ли в них счета на сумму более 1 млн. рублей.
Итог и цель всего этого спектакля имеет свое устоявшееся в мире название — «safe account scam». По сюжету сказки, жертве надо срочно переводить все деньги на какой то левый счет, а иногда вдобавок надо набрать кредитов и перевести их жуликам.
Почему всё это развод с самого начала
Полиция и следователь никогда не звонит для таких вопросов, все разговоры проводятся при личной встрече. Следователь может лишь пригласить свидетеля или подозреваемого для дачи показаний.
УПК РФ Статья 188. Порядок вызова на допрос
1. Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.
2. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос.
3. Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные статьей 111 настоящего Кодекса.
В МВД подчеркнули, что в случае возбуждения уголовного дела на почтовый адрес гражданина направляется повестка.
Мошенники представляются сотрудниками полиции, Центробанка и ФСБ
Цель развода — убедить меня снять деньги в банкомате со своей карты и положить их на другой счет.
Вот как действовали мошенники:
Я записала все разговоры и расскажу о каждом этапе подробнее.
Звонок из полиции
Роль мошенника: представитель закона.
Задача: напугать потенциальную жертву.
Первым мне позвонил якобы капитан полиции Волков Алексей Владимирович. Он сказал, что работает в Главном управлении по экономической безопасности и противодействию коррупции. Волков рассказал, что я стала жертвой мошенников, но подчеркнул, что информация должна остаться в тайне, потому что это тайна следствия.
Закон о неразглашении данных предварительного расследования действительно существует. Но он действует, только если следователь взял подписку о неразглашении.
Конечно, никакого «основного счета в ЦБ» у меня нет. Его вообще не существует, потому что ЦБ регулирует работу банков, а не физических лиц. Но на тот момент «капитану полиции» я поверила.
Волков пояснил, что хотя основной счет в ЦБ есть у каждого гражданина, доступ к нему имеют только сотрудники банков. Кто-то из них якобы и продал мошенникам клиентскую базу.
Вот какие вопросы задавал мне мошенник:
Я ответила, что зарплата приходит на карту Тинькофф-банка, этой же картой я расплачиваюсь за покупки. Также у меня есть карта Сбербанка, но я ей не пользуюсь. В отделении Сбербанка я была последний раз год назад и с сотрудниками банка не конфликтовала. Но главное — мне никогда не звонили телефонные мошенники.
Тогда я не знала, что мои ответы сделали из меня потенциальную жертву. Мошенники узнали обо мне достаточно, чтобы «работать» со мной дальше: мне никогда не звонили телефонные мошенники, а значит, меня будет легче убедить отдать деньги. Я давно не была в отделении банка, поэтому конфликтов с сотрудниками у меня не было, а зарплату и накопления я держу в одном банке.
В какой-то момент Волков спросил, есть ли у меня вопросы. Я ответила, что сомневаюсь, что мне звонят из полиции — и по телефону никакие данные сообщать не буду. На что Волков ответил, что запрашивать данные банковских карт не имеет права — эта информация конфиденциальная.
А чтобы я убедилась, что мне звонят из полиции, он попросил зайти на официальный сайт МВД и найти номер телефона дежурной части ГУ экономической безопасности и противодействия коррупции. После чего сделал вид, что спустился на первый этаж и перезвонил мне якобы из дежурной части. Номера телефонов на сайте и на экране моего телефона совпали.
Когда Волков убедился, что я на крючке, то стал успокаивать. Сказал, что решить проблему можно — нужно только «переактивировать мой счет». Этим занимаются банковские специалисты, поэтому он переведет меня на департамент безопасности Центробанка.
При этом Волков упомянул, что в силу вступает статья 183 Уголовного кодекса РФ, что означает неразглашение налоговой и банковской тайны. Разговоры со мной он ведет исключительно по защищенной линии, которую невозможно прослушать. Мошенники не подключатся, и вся информация останется конфиденциальной.
Он велел оставаться на защищенной линии и пообещал, что скоро откликнется ведущий специалист ЦБ.
Курс о больших делах
Разговор с первым сотрудником Центробанка
Роль мошенницы: представитель банка.
Задача: узнать, сколько денег на моем счету.
Звонок «из полиции» не прерывался, но через несколько секунд со мной говорил уже сотрудник Центробанка. Женский голос представился Нечаевой Марией Владимировной из департамента безопасности ЦБ. В первую очередь она тоже принялась пугать меня статьями уголовного кодекса за разглашение информации.
Сейчас я понимаю, что мошенники все время блефовали — говорили про ответственность за разглашение. Для этого они упоминали один и тот же закон. На самом деле закон о неразглашении банковской тайны относится к самим банкам и их сотрудникам. Но на тот момент слова мошенников прозвучали для меня пугающе — будто меня накажут, если я расскажу про наш разговор.
После этого Нечаева начала отработку возражений. Она заявила, что могла бы заблокировать мою карту, если бы списание проводилось напрямую с самой карты. Но мошенники пытались списать деньги по основному счету ЦБ, доступ к которому есть только у сотрудников банков. Выходит, перевыпуском карты проблему не решить. Единственный выход из ситуации — переактивировать скомпрометированный основной счет.
Для этого нужно оформить заявку в финансовый отдел на перепроверку в голосовом порядке. Я должна рассказать «об остаточном балансе, который фиксировала по своим активным финансовым ячейкам».
Проще говоря — сказать, сколько денег у меня на карте на всех счетах: накопительных, вкладах, бонусных накоплений, инвестиционных, валютных. При этом мошенница подчеркнула, что мы говорим по защищенной линии — мошенники не прослушают наш разговор. А сказать я должна только о суммах на счету — данные карты и пароли ее не интересуют: эта информация конфиденциальна.
Стыдно сказать, но я все рассказала. Нечаева сказала, что направляет заявку в отдел финансового мониторинга для проверки и попросила оставаться на линии. В телефоне заиграла музыка удержания звонка.
Разговор со вторым сотрудником Центробанка
Роль мошенника: персональный помощник.
Задача: влиться в доверие и удерживать на линии.
Следующий голос представился Кудиновым Алексеем Александровичем, старшим специалистом службы безопасности Центрального банка. Алексей сказал, что несет ответственность за сохранность моих денег и всю операцию в целом.
Кудинов повторил, что в этом деле замешаны банковские сотрудники. Если мне позвонят из банка, я не должна рассказывать о проблеме, с которой столкнулась. Вместо этого мне нужно сразу связаться с ним: якобы он проверит, кто и по какой причине мне звонил.
Он также попросил придумать кодовое слово. Если мне позвонят из банка, но это слово не назовут — это мошенники.
Насколько я тогда поняла, после этого деньги нужно будет перевести обратно на карту. При этом наличные деньги я получу якобы из резервного фонда ЦБ, поэтому уйти с ними домой не имею права.
После этого Кудинов еще раз напомнил про секретность операции. Он сказал, что сумма по Тинькофф крупная, поэтому операция покажется банку подозрительной. Но я должна вести себя естественно, чтобы «мошенники из вашего банка» ничего не заподозрили, — «иначе они затрут следы».
Чтобы я не успела переварить эту информацию, Кудинов передал меня своему компаньону. Он сказал, что к нему поступает запрос, будто до меня не могут дозвониться сотрудники правоохранительных органов. На дисплее у меня и правда появляется параллельный звонок.
Разговор с майором ФСБ
Роль мошенника: авторитетный представитель силовых структур.
Задача: дать понять, что все согласовано на высшем уровне.
Это меня напрягло. Получается, одни говорят держать все в тайне, другие требуют информации. Но еще более странным мне показались слова Одинцова о том, что заявление мне нужно будет написать только после того, как злоумышленников поймают.
Майор напомнил про неразглашение подследственной информации и банковской тайны. Чтобы я снова не начала сомневаться, он подчеркнул, что «банк — первое лицо, я — второе, а министерство внутренних дел — это и так понятно».
Чтобы немного меня успокоить, Одинцов отметил, что по данному делу я буду проходить не потерпевшей и не подозреваемой. Меня ни к чему не принуждают, и если потребуется давать свидетельские показания, то я вправе отказаться.
По словам Одинцова, его задача — прослушать запись моего разговора с Центробанком, чтобы понять, какие банки они поставят на проверку. Для этого нужно мое согласие на проведение защитных действий. Он попросил назвать мое полное имя и сказать, что соглашаюсь сотрудничать со службой безопасности банка. После чего он снова перевел меня на Кудинова — якобы сотрудника безопасности ЦБ, с которым я уже общалась.
Инструктаж по дороге к банкомату
Кудинов сообщил, что уточнил информацию у руководства. Работу будем проводить по «переактивации» моего счета в Тинькофф-банке: ведь именно там все мои деньги. Он спросил, где я нахожусь, и выбрал на карте рядом с моей улицей торговый центр с банкоматом этого банка.
Через 15 минут я вышла из дома. Кудинов перешел на «Вотсап», чтобы сотрудники Тинькофф-банка могли мне дозвониться и одобрить операцию по снятию денег. Это было странно, потому что он только что запретил мне прерывать телефонный разговор.
Пока я шла до торгового центра, Кудинов продолжал давать инструкции. Когда банк заблокирует операцию и позвонит ее проверить, сообщать причину снятия денег я не должна — якобы для того, чтобы банк не заподозрил, что в его отношении ведется расследование. Сотрудники банка могут задавать разные вопросы: зачем снимаю крупную сумму, что собираюсь купить, почему наличными. Эти вопросы Кудинов назвал компрометирующими — отвечать на них я не должна.
Через несколько секунд мне позвонил человек, который ранее представился майором Одинцовым. Он напомнил, что первый этап — снятие денежных средств, они будут выдаваться из резерва банка, второй этап — внесение резервных денежных средств обратно. С его слов, разрешение на операцию Федеральная служба безопасности предоставляет.
Также он напомнил мне про звонок из банка Тинькофф. Сказал, что сотрудники будут задавать компрометирующие вопросы и рассказывать о мошеннических схемах. Верить им я не должна.
После звонка майора мне перезвонил Кудинов. Он убедился, что я получила разрешение Одинцова, после чего отправил меня снимать деньги в банкомате. Я подошла к банкомату, попыталась снять деньги, но мою карту заблокировали.
Я узнала, что говорила с мошенниками
Мне перезвонили из Тинькофф-банка. Как и предупреждали мошенники, сотрудник хотел убедиться, что деньги снимаю я, а не кто-то другой.
После чего он спросил, не поступали ли мне звонки от людей, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов. По его словам, сейчас есть такая схема мошенничества. Это мне напомнило ситуацию, в которой я на тот момент оказалась. Но деньги с карты я все же сняла, а затем вернулась к разговору с Кудиновым.
Кудинов сказал, что теперь они будут «переактивировать» основной счет. И деньги, которые я сняла, нужно будет вернуть. Я спросила, на ту же карту нужно будет внести деньги? Кудинов ответил, что счет будет другой — ведь мой счет скомпрометирован.
Тут у меня окончательно все перестало сходиться. Допустим, для переактивации основного счета я должна вывести свои деньги. Но почему после этого нельзя вернуть их обратно на карту?
Я предложила оставить деньги у себя, пока идет расследование. На что Кудинов напомнил, что это деньги резервного фонда, а значит, тратить их нельзя: якобы банкомат считал номера и серию купюр и служба безопасности об этом узнает. Но я сказала, что все же класть деньги на счет не стану. Тогда Кудинов переключил меня на «майора ФСБ» Одинцова.
На звонки от мошенников я больше не отвечала. В «Вотсапе» оставила Кудинову несколько голосовых — сказала, что денег не отдам. На что он сначала просил взять трубку — говорил, что я не так все поняла. Затем стал угрожать — видимо, это последнее средство, когда мошенники понимают, что жертва ускользает. Угрозы я проигнорировала и больше никого из банды не слышала.
Мои впечатления и выводы
Мошенники все время говорят четко и уверенно — от этого кажется, что они говорят правду. При этом они понимают, что одного этого мало, поэтому давят на эмоции, заваливают банковскими терминами и статьями уголовного кодекса и передают звонки от одного «представителя структур» к другому. Жертва постоянно должна быть в состоянии стресса.
Если сталкивались с подозрительными предложениями, пишите. Прищуримся.
«Даша, опомнись, эти деньги того не стоят»
— Работодатель, когда пошла писать заявление на оплату неиспользованного отпуска
Как правило, схема ломается после вопроса о том, куда можно подойти, чтобы разобраться с проблемой. Если проблема решается только по телефону, то это, очевидно, мошенники.
Egor, так ведь нет времени идти, деньги под угрозой здесь и сейчас! 😱
Egor, они начинают убеждать что в отделении сотрудники не компетентны и не могут решать такие вопросы, что отчасти правда, некий банк на буква А сейчас в отделении ничего не может сделать, говорят только по телефону, чем мошенники и пользуются
IGORMAX, это более специфичная ситуация, но тогда стоит попросить банк подтвердить, что он банк, рассказав обо мне все что они знают обо мне. А если банк просит меня рассказать что-то о себе, то это, очевидно, мошенники.
Мне звонили, начали примерно как у вас: «дратути (назвал мои ФИО), я следователь (ФИО) Главного управления МВД России, звоню по поводу возможной утечки персональных данных. В отделение Альфа-Банка в г.Москве обратилась женщина с нотариальной доверенностью от вашего имени и пыталась снять деньги». Спрашивал, давно ли я обращалась в отделение Альфа-банка и беседовала с сотрудниками. Минут 5 мусолил это. Потом задал вопрос «как вы считаете, мог ли сотрудник альфа-банка передать кому-то ваши персональные данные», и скинул трубку.
Сначала смутило то, что следаки действительно могут звонить вот так. Потом ж*па сжалась, потому что днем ранее положила на счет в этом банке некоторую сумму на досрочное погашение, которая еще не была списана по графику. Но потом собеседник не смог продиктовать мне данные якобы выданной доверенности. Оскорбился, когда на вопрос «как по вашему мнению посторонним людям могли попасть ваши персональные данные» я ответила «так же, как и вам». Я уже нацелилась на долгий разговор, но он не перезвонил 🙁
Инна, мне тоже звонили по такому скрипту, и тоже пропали после первого звонка (хотя я и не), какая-то странная тема.
Алексей, фиксирую данную информацию, мы с вами свяжемся
Andre, божечки, вот это «фиксирую информацию» меня просто уже доводит до нервного смеха. Более тупой фразы я, наверное, и не знаю
Evgeniia, и да, и еще более раздражающая фраза «я уточняю информацию». Ведь можно сказать «я уточню», «я вернусь с ответом через минутку» итд.
Andre, ага излюбленное слово мошенников. Когда его слышу сразу представляю как один хохол «специалист сбербанка» пытался развести. А голос вот точно такой как у капитана из этой истории.
Алексей, знакомый рассказывал (работал в УФСИНе). Его «подопечные», видимо, звонили (все персональные данные вымышленые):
— Здравствуйте, И.А.!
— Добрый день!
— С Вашего счёта совершён крупный перевод в пользу Иванова И.И.. Если это не Вы, просим Вас предоставить данные Вашей карты.
— Это я.
— Иди тогда нах. й, И.А.
А недавно получила сообщение в директ инсты от приятельницы с просьбой одолжить денег. Написала ей, мол, конечно, не вопрос, спускайся ко мне, щас все обсудим.
Никто не пришел! %))
Да блин. я давно всех капитанов и майоров посылаю на три весёлых буквы. Был случай недавно, звонит туловище, при чем называет правильно меня по имени и отчеству: здравствуйте, Игорь Викторович, вас беспокоит менеджер Сбербанка. Спрашиваю: чего тебе нужно? Ну и говорю сразу: ты не можешь быть менеджером банка, потому что я не являюсь вообще клиентом твоего Спермбанка. Он услышал про Спермбанк, заржал и бросил трубку. А я реально не являюсь клиентом Сбера и никогда им не буду. Сбер я считаю днищем.
Игорь, жаль, что только им пользуется много людей до сих пор. Отсталый банк во всех смыслах и система «спасибо» для школьников, чтобы в БК закупаться.
Egor, ну, к примеру, что или кто мешает сменить банк? Сейчас это проще простого.
Мне вообще робот последний раз звонил из ВТБ, предупреждал о подозрительный операции. Совсем обленились!
Елена, из якобы ВТБ роботы обычно и звонят. Может мошенники прикидываются роботами? Тут им главное не заржать)
Страшно, что когда-нибудь мошенники выдумают новую схему развода, и тебе(мне) позвонят первому 🙁
Первым мне позвонил якобы капитан полиции Волков
Леонид донаты собирает)
Е5, надо было ответить «каких волков? у них уже даже полиция уже есть? Армия зайцев Вам отомстит!»
Звонили несколько дней назад. Представился молодой человек сотрудником центрального управления МВД. Я попросил сообщить его свое звание, на что он ответил через несколько мгновений размышления, что лейтенант. Я попросил продолжить – какой именно лейтенант. Он не понял заданного вопроса и с наездом поинтересовался, зачем мне нужна эта информация, и после моего ответа, что, очевидно, он мошенник, бросил трубку.
Всем звонили, а мне нет 🙁
kotenev, ну а еще больше людей прочитают и сделают выводы насчет того, насколько изощренно могут действовать эти животные.
Чётко и уверенно говорят? Вы шутите? 😂 Все мямли как один.
Роман, ну не скажите, у меня были вполне уверенные и себе и убедительные. Возможно, они просто с девушками по телефону себя увереннее чувствуют))) А с вами начинают мямлить)
Алексей, зачеркивание подразумевает трату дополнительного времени. Для этого должна быть причина. Вот и интересно, какая)
Я вот одного не могу все никак понять: с одной стороны у нас крайне низкий уровень доверия к правоохранительным органам, когда действительно что-то противоправное происходить (элементарное: «Будет труп, звоните»). А с другой стороны наши же сограждане радостно верят, что все те же правоохранительные органы ночами не спят, все денежки в банках охраняют от посягательств мошенников, причем без какого бы то ни было участия самих граждан. Ну вот как так-то?
Однажды, когда звонили такие же кадры, решил подыграть им и типа сняв деньги, сказал, что у меня заканчиваются средства на телефоне и попросил их пополнить мне баланс — заработал 200 руб. 🙂
Звонили (пока) всего один раз в жизни, тоже из «службы безопасности» сбера. Благодаря одному украинскому телешоу, я знаю один лайфхак как выявить мошенников: просто спросите у них какой, по их мнению, у вас баланс карты, и если ответят неправильно, то можно смело отключаться))
Однако стоит упомянуть, что даже если ответят правильно, то не факт что это точно НЕ мошенники.
Мне многократно звонили из «Сбербанка» и 2 раза из национального бюро кредитных историй.
Последние вообще скучные. Оба раза сообщили, что на мое имя поступили запросы в 3 банка одновременно на потреб кредиты. Первый раз их душнила вопросами минут 10, откуда, кто, зачем, какие суммы. На все вопросы о себе говорила: вам должна быть видна эта информация в базе вашего бюро. Потом они просто отключили звонок и не перезвонили. В чате одного из банков я на всякий случай спросила оператора, не было ли от меня заявок на кредиты и конечно же получила отрицательный ответ.
Спустя месяц звонили снова, как в первый раз. На этот раз я была на работе, говорила тихо. Звонящий попросил меня говорить погромче, а я в ответ предложила ему выключить фоновый шум, чтобы лучше меня слышать. Он отключил звонок. И все. Больше не звонят.
kotenev, кмк, вы слишком хорошего мнения об этих товарищах