Московский тракт что это

Московский тракт что это

Из-за отсутствия сухопутных дорог сообщение западной части России с Сибирью длительное время осуществлялось по воде, что не всегда было удобно. Поэтому решение о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью и далее, стало важным решением того времени для развития регионов.

12 (22) ноября 1689 был оглашен царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, но в течение 40 лет работа так и не начиналась. Только в апреле 1733 года по указу царствующей императрицы Анны Иоанновны приступили к строительству Московского тракта. Организовать работу на части тракта, проходившей по территории Красноярского уезда, было велено известному русскому путешественнику Витусу Берингу. Он обязан был по мере движения на Восток назначать станы, обеспечивавшие регулярные почтовые сообщения с центральной частью России зимой и летом. Помощниками Беринга в этом деле были геодезисты Плаутин и Баскаков. По их распоряжению были заложены и поставлены верстовые столбы.

Станы располагались примерно на расстоянии 65 километров. На каждой станции возводились необходимые постройки, в том числе избы для ночлега и небольшие зимовья для ямщиков, где они могли отдохнуть, покормить или при надобности сменить лошадей. Проезжающие могли на станции купить молоко, яйца, «простую горячую пищу», пользоваться самоваром и необходимой посудой по определенной таксе.

Основное обустройство Красноярской территории тракта было завершено летом 1734 года.

Сибирский тракт был самой длинной в мире сухопутной дорогой, но при всей своей длине это был наиболее короткий путь, связавший восточные окраины России с ее центральной частью. Здесь проходил весь поток торговых перевозок из России в Сибирь, Китай и обратно. Кроме торговых перевозок проезжали по тракту люди разного чина и звания.

Обслуживать тракт было поручено местным жителям, которые выходили по очереди на дежурство.

Были регламентированы определенные правила передвижения по тракту. Например, правилами оговаривалось, почтовая кибитка должна быть запряжена двумя лошадьми, а дорожная коляска шестью. Устанавливалось преимущество передвижения повозок и регулировалась скорость движения по тракту: 12 верст в час по шоссе, а по обыкновенной дороге в летнее и зимнее время не менее 10 верст в час, осенью и весной 8 верст. Правила так же предписывали заведующим станциями немедленно исполнять все правильные требования проезжающего, не позволять себе ни малейшей грубости.

Передвижение по Московскому тракту значительно сократило время, за которое можно было добраться из одного населенного пункта в другой. Так, из Москвы до Иркутска можно было доехать за 18 суток.

Развитие Красноярска, конечно же, во многом зависело от того, что именно через наш город проходила часть Московского тракта. Через Красноярск шли обозы с золотом, пушниной, сибирскими дарами природы и другим товаром. Бурно процветала торговля, что способствовало развитию экономики региона.

Московско-Сибирский тракт был основным транспортным звеном, соединявшим Запад России с Сибирью и Дальним Востоком до момента открытия Транссибирской магистрали во второй половине 90-х гг. XIX века.

Источник

Московский тракт: красота природы и развитая инфраструктура

Почти всех покупателей загородной недвижимости сегодня интересует не только состояние дома или дачи. Будущие собственники хотят видеть в выбранном для жизни районе удобство, комфорт и развитую инфраструктуру. Сегодня поговорим о Московском тракте. По мнению специалистов по загородной недвижимости, именно этот тракт является одним из самых удобных и перспективных для жизни всей семьи.

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что этоМосковский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что этоМосковский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что этоМосковский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что это

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что этоАнтон САУКОВ, начальник отдела загородной недвижимости компании «Этажи»: (фото)

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что этоАнна МОИСЕЕВА, аналитик компании «Этажи»:

Что касается ценовой ситуации, то средняя стоимость земельных участков сложилась на уровне 79 444 руб. за сотку. Дома по Московскому тракту предлагаются по средней цене в 3 344 тыс. руб., дачи – 1 292 тыс. руб., коттеджи – 11 769 тыс. рублей. Средняя цена таунхаусов составляет 4 883 тыс. руб., основной объем предложения сосредоточен в поселке Молодежный.

Покупатели «загородки» могут найти любую по стоимости и расположению недвижимость для комфортной жизни.

Цены на недвижимость в районе Московского тракта

На Московском тракте можно найти недорогие варианты дач со всеми коммуникациями. Средняя стоимость участка площадью 5-6 соток с домом составляет 450 тыс. рублей. Капитальный дом в 2-3 этажа в коттеджном поселке можно приобрести за 500-700 тысяч рублей, а земельные участки представлены от 100 тысяч рублей.

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что этоАлександр КИЛЬТАУ, генеральный директор клубного поселка на Московском тракте «Зубарево Hills»:

— Из самых главных преимуществ Московского тракта, во-первых, я бы отметил транспортную составляющую. Здесь проходит федеральная трасса, к которой привлечено большое внимание коммунальных служб. Дорога всегда убрана от снега и освещена, поэтому жители домов беспрепятственно могут добраться в поселки из центральной части города. Во-вторых, здесь располагаются самые новые инженерные сети, которые в меньшей степени подвержены порывам и смогут обеспечить комфортное проживание. В-третьих, Московский тракт располагается на благоприятной для жизни территории: здесь хороший грунт, нет холмов и сильных ветров. Уверен, что у этого направления большие перспективы, и оно дальше будет застраиваться новыми проектами, оставаясь востребованным.

Для тех, кто ценит время

Выбрать свой вариант для комфортной жизни можно с помощью специалистов компании «Этажи». Уютного вам дома на любимой земле!

Источник

Сибирский тракт: история знаменитого маршрута

Путь от Москвы до Пекина… через Билимбай

Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога.

Названий у Московско-Сибирского тракта много. Гораздо больше названий населенных пунктов, через которые он пролегал. Часть из них появились на карте только благодаря этой дороге, другие получили дополнительное развитие вместе с его строительством.

Существует много горьких воспоминаний о тракте, связанных с этапированием каторжан, но все же, именно тракт дал огромный толчок в освоении Сибири. Позволил регионам европейской части государства Российского выйти на новые торговые пути в азиатской части вплоть до Китая.

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что этоСтановление Сибирского тракта как главной государевой дороги

Урал занимал на тракте промежуточное значение. Только перевалив за Камень, как раньше называли Урал, люди оказывались в Сибири. Природа здесь установила для первопроходцев горные массивы, бурные реки и непроходимые таежные заросли. И все же человек победил. Московско-Сибирский тракт был построен и официально узаконен в 1763 году. Проходил он из Москвы на Тюмень и Тобольск через Нижний Новгород, Казань, Кунгур и Екатеринбург.

Эта дорога постепенно заняла главную позицию для путешествий из Москвы в Сибирь и обратно. Она отняла пальму первенства у открытой в 1597 году Бабиновской дороги, не говоря уже о более старых Чердынской, Чусовской и старой Казанской дорогах.

Через Билимбай тракт прошел после того, как в октябре 1734 года приказчик Билимбаевского завода объявил Татищеву, что им «сыскана дорога от их завода гораздо ближе прежней». Этот новый участок вел от Гробовской крепости к Билимбаевскому заводу Строгановых и, минуя Подволошную, прямиком выходил на Шайтанский завод Никиты Демидова.

Как пишет в своем материале на pervouralsk.ru доцент, к.и.н. Нина Валентиновна Акифьева, именно так начиналась история Большого Московско-Сибирского (Казанского) тракта знаменитой «Владимирки», крупнейшей в мире трансконтинентальной сухопутной магистрали. Предназначалась дорога первоначально только для курьерской службы.

В тридцатых годах восемнадцатого века дали разрешение и для торговых людей. Хотя, ограничивалось это разрешение только периодом проведения Ирбитской ярмарки. Но уже в 1739 году из-за проблем, возникших со сборами на Верхотурской таможне, правительство издало указ о запрете передвижения товаров по новой дороге, под угрозой конфискации товара.

История тракта продолжалась. Не все люди оказались готовы следовать запретам правительства. Тогда в 1754 Сенат предписал учредить на тракте почтовые станции. Такая станция 13-я по счету от Перми появилась и в Билимбае. Через девять лет на этом участке открылось регулярное движение, а в 1783 году правительство официально узаконило большой Московско-Сибирский тракт.

Первоначально дорога считалась вполне хорошего качества. Не было к ней особых нареканий у высоких гостей из Санкт-Петербурга. В 1824 году по Сибирскому тракту проезжал император Александр I. Тогда, по словам управляющего пермским имением Строгановых Льва Ослоповского, дороги в селениях и по тракту в пределах Билимбаевской дачи были «в совершенстве».

Достаточно лестно о тракте отозвался в 1829 году немецкий ученый Александр Гумбольдт. Он заявил, что тракт на промежутке от Перми до Екатеринбурга «лучше английских». Но уже через полвека соотечественники Гумбольтда Финш и Брем подвергли его мнение критике. Это может означать, что ближе к концу девятнадцатого века дорога оказалась разбитой до такой степени, что передвигаться по ней стало проблематично.

Дорога на каторгу

К началу девятнадцатого века Московско-Сибирский тракт снискал себе славу тернистого и мученического пути на сибирскую Голгофу. В народе за ним закрепилось название «Владимирки».

«Кроме казённых почтовых станций на всём протяжении Сибирского тракта на расстоянии 25-40 вёрст друг от друга были поставлены этапы. Впервые они появляются в 20-х гг. XIX в., хотя этапное переселение в Сибирь началось еще в ХVI в. По административной реформе путь следования арестантских партий делился на 61 этап. Как известно, первоначальная ссылка в Сибирь не знала каторги. Самые ужасные преступники, раз они были помилованы от смертной казни, ссылались в сибирские остроги, где их приписывали в пашенные крестьяне наравне с безвинными переселенцами, водворенными там же по государственной надобности. Ссыльного отличали только клейма и законные увечья — рваные ноздри, обрезанные уши и прочее».

«Этапное движение регламентировалось принятым в 1822 году «Уставом об этапах», которым были определены принципы обустройства тюрем, порядок движения ссыльных партий, обязанности и права командиров и солдат стражи, система учета перемещаемых заключенных. Центром управления ссыльно-этапным делом являлся Приказ о ссыльных в городе Тобольске.

Распорядок передвижения заключенных по Сибирскому тракту был таким: после каждых двух дней пути следовали сутки отдыха в пересыльной тюрьме или в этапной избе. Этапные избы имелись почти на каждой почтовой станции, с интервалом в двадцать пять — тридцать верст. Такое расстояние тюремными обозами, в составе которых бывали и подводы с домашним имуществом, преодолевалось, в среднем, как раз за два дня, и узников располагали на постой в очередной «гостинице» с решетками. Если арестант заболевал или умирал, его клали на подводу и везли вслед за остальными. Так родилась небезызвестная поговорка «доставить живого или мертвого».

(с) masterok.livejournal.com

Одним из самых известных среди первых людей, проследовавших в Сибирь для отбывания наказания в 1790 году, оказался писатель Александр Николаевич Радищев, автор признанного крамольным «Путешествия из Петербурга в Москву». Суть своего произведения он отразил уже в авторском посвящении: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».

Находясь в крепости, писатель раскаялся и даже отказался от своей книги, но его все равно обвинили в «заговорах и измене». Смертную казнь Радищеву заменили на десятилетнюю ссылку в Сибирь. В 1797 году Павел Первый помиловал опального писателя и тот вновь проехал по «Владимирке» через Билимбай. В своих дневниках, вышедших под названием «Путешествие в Сибирь» и «Путешествие из Сибири», он упоминает о Билимбае.

В 1826 году через Билимбай проследовали в нерченские рудники декабристы: Волконский, Трубецкой, Давыдов, Муравьев, Оболенский и Якубович. Следом за своими мужьями в добровольную ссылку по «Владимирке» проследовали их жены: А.Муравьева, Е.Трубецкая, Е.Нарышкина, М.Волконская, А.Розен и др.

Бранили Московско-сибирский тракт и Антон Павлович Чехов, и Дмитрий Иванович Менделеев, и Федор Решетников и Василий Немирович-Данченко, но уже только за его плохое состояние.

О Сибирском тракте Николай Михайлович Ядринцев писал в 1880-х гг.: «Состояние дорог в Западной Сибири крайне неудовлетворительно. Местами дорога представляет вид… пашни, изрезанной продольными бороздами… приходится то подскакивать и биться теменем о верх тарантаса, то качаться из стороны в сторону… Станцию верст в тридцать приходится ехать часов 7-8».

Конная повозка уступила место «железному коню»

К концу девятнадцатого века тракт уже не удовлетворял потребностям экономики страны. В качестве замены ему 13 октября 1878 года было открыто железнодорожное сообщение от Перми до Екатеринбурга по Уральской горнозаводской железной дороге, через Чусовской, Кушву, Нижний Тагил и Невьянск. В ноябре 1909 года вступила в строй железнодорожная линия Пермь – Кунгур – Екатеринбург. С открытием Транссиба Московско-Сибирский тракт и вовсе утратил свое значение.

Сегодня от прежнего тракта остались только отдельные участки. Именно поэтому так важно сохранить его историю, как одного из самых важных исторических объектов не только на Урале, но и в России. Билимбай является как раз таким местом, где местные краеведы не забывают об этой важной транспортной артерии прошлых веков.

У некоторых городов на Сибирском тракте особая история, ее надо рассматривать отдельно. Всем рекомендуем Камышлов: Лучшие достопримечательности Камышлова с фотографиями: что посмотреть в 2019 году?

Источник

Московский (Главный Сибирский) тракт

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

«Московский (Главный. » в новостях:

Московский тракт

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что это

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что это

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что это

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что это

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что это

Московский тракт что это. Смотреть фото Московский тракт что это. Смотреть картинку Московский тракт что это. Картинка про Московский тракт что это. Фото Московский тракт что это

Московский (Главный Сибирский) тракт (также Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая.

Московский (Главный Сибирский) тракт: энциклопедическая справка

Московский (Главный Сибирский) тракт проложен в 30–60-е XVIII. Протяженность Московского тракта по Восточной Сибири составляла 2529 верст, а по Иркутской губернии – 667,5. В 60-е XIX общая длина Московского тракта определялась в 640,5 верст. В границах Иркутской губернии он проходил по территории Иркутского (108 верст), Балаганского (123 версты) и Нижнеудинского округов (409,5 версты).

Почтовые станции были построены к 1741. С середины 50-х XVIII Московский тракт усиленно обустраивался и заселялся. В 60-е XIX на Московском тракте в пределах Иркутской губернии было 28 почтовых станций на расстоянии 12,5–30 верст друг от друга. В конце XIX – начале ХХ почту по тракту перевозили ежедневно. В 60-е XIX в почтовых перевозках на тракте в Иркутской губернии было занято 560–890 лошадей.

Грузовое движение по Московскому тракту было интенсивным. На участке Томск – Иркутск в XVIII–XIX по тележному и санному пути ежегодно проходило 4 млн пудов грузов, от 80 до 100 тыс. подвод. В перевозках участвовало до 20 тыс. «возчиков». Средняя скорость передвижения обоза по тракту составляла 35–45 верст в сутки.

Московский тракт традиционно использовался для передвижения арестантских партий. С 1882 по 1885 в Иркутск прибыли 17 341 арестант.

Поскольку Московский тракт имел важное государственное значение, на нем была организована дорожная служба. От Иркутска до Ачинска он был разделен на 7 дорожных участков, которые делились на околотки. В пределах округов, через которые пролегал тракт, была утверждена должность участкового инженера. Участком руководил техник, а околотком – дорожный мастер. Участковые инженеры, техники и мастера контролировали строительные и ремонтные работы, выполнявшиеся местным крестьянским населением, техническое состояние тракта. В январе 1891 были утверждены «Правила о порядке следования обозов по Главному Сибирскому почтовому тракту между г. Иркутском и Томском». Контроль за их исполнением возлагался на дорожных инженеров и техников. Неудовлетворительное состояние Московского тракта побудило правительство установить с 1887 по 1889 повозный сбор. Он устанавливался на перегоне Иркутск – Ачинск и взимался с каждой повозки. От уплаты освобождались войсковые обозы, рекрутские и арестантские повозки, повозки, везущие материалы и груз исключительно для нужд Московского тракта, а также крестьяне, перевозившие груз «в своей окрестности» для продажи на рынок. Повозный сбор взимался на установленных по Московскому тракту заставах (в Иркутске, Кимильтее, Тулуне, Канске, Ачинске). В 1888–1889 размер его составил ок. 293 тыс. р.

В период строительства Транссиба Московский тракт использовался для перевозки большого количества строительных материалов. Вследствие значительных нагрузок он был сильно разрушен. С пуском Сибирской железной дороги в эксплуатацию Московский тракт потерял свое былое значение.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011

История Московского тракта

Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Из сухопутных путей существовала Бабиновская дорога, заменившая собой дорогу Чердынскую. Из Казани через Елабугу на Соликамск была проложена Арская дорога. В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности поставили ребром вопрос о создании полноценного транспортного коридора между странами. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге.

При Петре I путь из Европы в Азию по-прежнему состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в «Житии» и во второй части «Робинзона Крузо».

В 1725 году в Китай было направлено посольство во главе с графом Саввой Рагузинским-Владиславичем. В результате двухлетних переговоров в 1727 году был подписан Буринский договор об установлении границы вблизи будущего города Кяхта, а также Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Три года спустя правительство принялось наконец за обустройство Сибирского тракта; закончено оно было только в середине XIX века.

Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган — крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.

В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали.

Восточная часть тракта — от Сибири до Калгана — по аналогии с Великим шёлковым путём получила в новейшей историографии название «великий чайный путь». По нему из Китая везли в Россию караванами чай.

После подписания Буринского договора на русско-китайской границе началось строительство города Троицкославска, рядом с которым образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. Это положило начало интенсивному торговому обмену между странами, который продолжался почти 300 лет. В 1787 году в России была основана первая чаеторгующая компания «Перлов с сыновьями». Несколько позже появляется обособленный клан торговцев чаем — «чайники». С этого времени чай начинают продавать не только в столицах и близких к ним городам, но и в других регионах России.

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более чем 150 городов трех стран. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск.

Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан (Удунгинский, Ивановский, Хамар-Дабанский, Игумновский тракты, Кругобайкальский тракт), а также водные пути через Байкал и по Селенге.

Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути — через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу. В Приморье чай доставляли через Владивосток. В другие страны чай попадал морским путём. Из Шанхая маршруты шли в Лондон, Ливерпуль, Бостон.

Очень важным для русской чайной истории стал 1903 год — завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *