Московское метро старше чем метро берлина и будапешта правда или нет
Помогите плз водный тур надо пройти
1. У какого города нет «своей» станции метро в Москве?
1) Рим;
2) Братислава;
3) Рига;
4) Таллин.
2. Первый каменный кремль в Москве построил:
1) Дмитрий Иванович Донской;
2) Дмитрий Михайлович Грозные очи;
3) Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский;
4) Царевич Дмитрий Иванович.
3. В какой московский театр можно приехать на трамвае?
1) Малый театр;
2) Большой театр;
3) Современник;
4) Ленком.
4. Кто из писателей родился в Москве?
1) Александр Пушкин;
2) Михаил Булгаков;
3) Борис Заходер;
4) Виктор Драгунский.
2
5. Куда в Москве нужно идти, чтобы увидеть скелет мамонта?
1) В музей Востока;
2) В Палеонтологический музей;
3) В зоопарк;
4) В Дарвиновский музей.
6. Какой из 4 фактов о Москве, перечисленных ниже, является
правильным?
1) Московское метро старше, чем метро Берлина и Будапешта;
2) На гербе Москвы изображен основатель города — Юрий Долгорукий;
3) В республике Сан-Марино живет меньше людей, чем в московском районе
Митино;
4) Московский Кремль никогда не захватывали враги.
7. Кто был другом Петра Великого, в честь которого в Москве назвали
целый район?
1) Иван Бабушкин;
2) Франц Лефорт;
3) Максим Стрешнев;
4) Михаил Ломоносов.
8. Самая старая железная дорога в Москве соединила ее и:
1) Санкт-Петербург;
2) Киев;
3) Минск;
4) Ригу.
9. Рассмотрите кадр из фильма «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Данелия,
1964 год). В какой магазин пришли за покупками герои фильма?
1) ТРЦ «Авиапарк»;
2) ТЦ «Метрополис»;
3) ГУМ;
4) ТЦ «Мега».
10. Рассмотрите старинную карту Москвы. Как называется река,
которая обходит Кремль с западной стороны?
1) Москва;
2) Яуза;
3) Неглинная;
4) Кукуй.
1 Рижская
(закрыта с 22 августа 2020)
Таллин
2
1) Дмитрий Иванович Донской;
4
1) Александр Пушкин;
2) В Палеонтологический музей;
3) В республике Сан-Марино живет меньше людей, чем в московском районе
Московское метро старше чем метро берлина и будапешта правда или нет
Не торопитесь уходить!
Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.
Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.
Сайты партнеры:
Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)
Вопросы вводного тура
ВОПРОСЫ ВВОДНОГО ТУРА
Возрастная категория: 5-7 класс
У какого города нет «своей» станции метро в Москве?
Первый каменный кремль в Москве построил:
Дмитрий Иванович Донской;
Дмитрий Михайлович Грозные очи;
Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский;
Царевич Дмитрий Иванович.
В какой московский театр можно приехать на трамвае?
Малый театр;
Большой театр;
Современник;
Ленком.
Кто из писателей родился в Москве?
Александр Пушкин;
Михаил Булгаков;
Борис Заходер;
Виктор Драгунский.
Куда в Москве нужно идти, чтобы увидеть скелет мамонта?
В музей Востока;
В Палеонтологический музей;
В зоопарк;
В Дарвиновский музей.
Какой из 4 фактов о Москве, перечисленных ниже, является
правильным?
Московское метро старше, чем метро Берлина и Будапешта;
На гербе Москвы изображен основатель города — Юрий Долгорукий;
В республике Сан-Марино живет меньше людей, чем в московском районе
Митино;
Московский Кремль никогда не захватывали враги.
Кто был другом Петра Великого, в честь которого в Москве назвали целый район?
Иван Бабушкин;
Франц Лефорт;
Максим Стрешнев;
Михаил Ломоносов.
Самая старая железная дорога в Москве соединила ее и:
Санкт-Петербург;
Киев;
Минск;
Ригу.
Рассмотрите кадр из фильма «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Данелия, 1964 год). В какой магазин пришли за покупками герои фильма?
ТРЦ «Авиапарк»;
ТЦ «Метрополис»;
ГУМ;
ТЦ «Мега».
Рассмотрите старинную карту Москвы. Как называется река, которая обходит Кремль с западной стороны?
Москва;
Яуза;
Неглинная;
Кукуй
Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли
Введение
История создания в мире
Метро впервые появилось на Европейском континенте. Как бы не казалось его строительство очень сложным и затратным, но уже в то время были возможности его построить. Рассмотрим историческую хронику подробнее.
Лондон
Свою историю метрополитен начал в Англии XIX века. Именно с начала тридцатых годов позапрошлого столетия в Лондоне возникает проблема дорог и передвижения жителей, стремительно разрастающегося города.
Наблюдая за тем, как крошечный моллюск-древоточец Teredo navalis прогрызает ходы в древесине, Брюнель вдохновился на использование этой простейшей технологии в пользу человечества. Он построил уникальную конструкцию из дерева и железа, состоящую из 36 отсеков, где трудились землекопы, выгребая кирками и лопатами землю и гравий.
Сразу за ними каменщики укрепляли получившийся тоннель и выкладывали его стены кирпичом. Сложная конструкция медленно продвигалась вперёд при помощи винтового подъёмника.
Подземный тоннель был невиданным достижением человеческой инженерной мысли, но из-за недостатка средств для его дальнейшего развития, был продан владельцем железнодорожной компании. После этого в подземном тоннеле была проложена рельсовая дорога. Но не столько важен был для развития метро сам тоннель, сколько способ его строительства, изобретённый Марком Брюнелем.
Сейчас лондонское метро охватывает не только сам мегаполис, но выходит далеко за его приделы, достигая соседних графств; насчитывает оно 270 станций на одиннадцати линиях.
Нью-Йорк
Итак, первое в мире метро – Лондонское, было открыто 10 января 1863 года. Метод строительства и его несомненная польза были не сразу, но оправданы и признаны в мире. Поэтому спустя пять лет запущено второе метро, в Нью-Йорке. Правда, первоначально оно было сугубо надземным, возвышающимся на металлических эстакадах. Называлось оно «эстакадная линия Девятой авеню». Правда до наших дней она не сохранилась, так как была снесена в 1940 году.
Первая же подземная линия было открыта 27 октября 1904 года. Торжественное открытие состоялось на станции Сити-холл, именно здесь в новенькие вагоны садились первые пассажиры. Тогдашний городской мэр Джордж Макклеллан в качестве рекламы собственноручно управлял поездом. Сейчас станция закрыта и используется только для разворота поездов маршрута.
Чикаго
В конце XIX века город Чикаго становится крупнейшим железнодорожным узлом: здесь сходились более двадцати транспортных линий. Оживлённый порт на озере Мичиган, работавший бесперебойно, ещё больше усложнял проблему грузоперевозок. Тогда решение насущной проблемы взяли на себя. владельцы винных складов. Создав собственное акционерное общество и изучив пока немногочисленный мировой опыт в строительстве метрополитенов, они приступили к делу.
А в 1892 году была запущена эстакадная линия для пассажиров. Но из-за возникших трудностей с пробками под эстакадами, шумом поездов и падению цен на жильё близ железных дорог, было принято решение перенести метро под землю. Но реализованы эти проекты были довольно поздно, в 1943 и 1951 гг.
Будапешт
А как обстояло дело с распространением общественного транспорта на нашем континенте? Одним из первых и старейших в Европе метро можно назвать метрополитен в Будапеште, столице Венгрии.
В те времена Будапешт играл немаловажную роль в Австро-Венгерской империи. Это был один из важных центров культуры, промышленности и развития. Поэтому реализация городского транспорта постепенно приобретала насущную необходимость. И уже в 1870 году Национальная Ассамблея Венгрии принимает решение о прокладке метрополитена. Спустя 26 лет состоялось торжественное открытие первой подземной линии.
Другие города
Следующими городами-обладателями подземки стали Глазго (1896г.), Париж (1900г.), Берлин (1902г.), Гамбург (1912г.).
Появление в СССР
Чуть более восьмидесяти лет назад метрополитен появился и в нашей стране. Событие это произошло 15 мая 1935 года в Москве. Как известно, прокладка линий метро рентабельна лишь в городах с миллионным населением и избытком транспорта. Именно в этот период в Москве происходит транспортный подъём.
Московская стройка предполагалась проводиться открытым способом, на небольших глубинах. С первых же недель работ открылось множество проблем: отсутствие квалифицированных специалистов, нехватка рабочих рук, трудности с жильём для приезжих рабочих.
В феврале поступило предложение отказаться от стойки открытым методом и приступить к прокладке линий глубокого залегания от 20 до 35 м. И. В. Сталин поддержал это предложение, и строительство возобновилось на новом уровне. Но вместе с этим появились новые трудности. Во многих местах, глубже пятнадцати метров, вести подземные работы не позволяли грунтовые воды.
В конечном итоге летом 1932 года было решено привлечь на постоянную работу семь иностранных специалистов и прокладку дорог на больших глубинах производить только в центральных частях столицы. К концу стройки количество рабочих, задействованных Мосметростроем, достигло 19 тысяч!
Не менее масштабным и дорогостоящим был отделочный этап большой стройки. Специально для этих целей из Карелии, Кавказа, Урала и Крыма привозили тонны гранита и мрамора.
Великая Отечественная война
С самого начала строительство Московского метрополитена стало одной из важнейших строек города, поэтому страшные годы Великой войны не могли обойти её стороной. Несмотря на все трудности, работы не были остановлены даже в это время.
В октябре, когда ожесточённые бои шли совсем близко от столицы, было сформировано Постановление об уничтожении подземных коммуникаций и эвакуации оборудования в случае появления фашистских войск в городе. Судьба титанических стараний тысяч советских людей могла быть трагичной. Фашистам ни что не должно было достаться! Утро 16 октября 1941 года вошло в историю Московского метро, как единственный день, когда оно не работало. Но уже вечером приказ был отменён.
Рекорды
В таком большом и сложном деле не обходится и без своих рекордов. Рассмотрим это как с эстетической точки зрения, так и технической.
Самые красивые станции в мире
Невозможно не восхититься потрясающим убранством Московского метрополитена, дорогой Politikus.ru. Каждая станция поражает эстетической продуманностью и великолепием. Изобилие мрамора, витражей, фресок, позолоты и восхитительных мраморных панно и мозаик не могут оставить равнодушным человека, наделённого чувством прекрасного. Ни в одном городе мира не найти равных по красоте станций общественного транспорта. Сравниться с ними могут только Петербургские станции метро.
Кстати, у Московского метрополитена есть свой святой небесный покровитель. 1 марта 2014 года патриарх Кирилл торжественно благословил работников столичного метро иконой митрополита Алексия, после этого святой считается покровителем этого вида транспорта.
Крупнейшие метрополитены
Самые крупные метрополитены в мире расположены в городах:
Крошечные
Самыми маленькими городами, обладателями собственного метро, являются три красивых города:
В рейтинге самых «крошечных» метро стоит шесть городов по всему миру:
Эти статьи набирают популярность на нашем сайте:
Видео
Метро, «подземка», метрополитен – как только не называют подземный пассажирский транспорт. Его можно любить или нет, им можно пользоваться или избегать, но стоит признать, что для крупного мегаполиса это единственное спасение, которое экономит время и нервы. Метро – самый скоростной и стабильный транспорт городской пассажирской сети.
Один из самых главных в метро – машинист, именному ему мы доверяем свои жизни, чтобы добраться в пункт назначения, именно на нём лежит огромная ответственность, так как за его спиной, в вагонах, в час пик находится несколько тысяч человек.
dymontiger
Интересное в сети!
Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)
Метро называют признаком большого города. Действительно, этот вид транспорта есть только в крупных мегаполисах. Быстрота и удобство – самые главные его преимущества. Средняя скорость, с которой передвигаются поезда – 80 км/ч, провозная способность – около 60 тысяч пассажиров в час.
Как у любой вещи в мире у метро есть своя история. Первые конструкции метрополитена мало похожи на современные, но они до сих пор пользуются большой популярностью, так как представляют большую историческую ценность. Это самые излюбленные места для посещения туристами.
В Москве строительство метрополитена начали в 1932-м году, но наша страна не стала первопроходцем. На тот момент метро существовало уже во многих государствах. Если вы интересуетесь историей или любите узнавать что-то новое, обратите внимание на наш рейтинг самого старого метро в мире.
10. Париж, Франция (1900)
Решение о строительстве метро в Париже было принято в марте 1898 года. Инициатор — Фюльжанс Бьенвеню столкнулся с большими трудностями, чтобы получить разрешение властей и найти инвесторов. В октябре начали рыть котлованы. Через два года открыли первую линию, которая соединяла «Порт Майо» и «Порт де Венсен». Количество пассажиров было запредельным. 17 миллионов человек за несколько месяцев – рекордная цифра (на тот момент).
Это направление существует и сейчас. Стоит отметить, что оно самое загруженное во Франции. Ежедневно линией пользуются до 150 тысяч человек. Однако прикоснуться к истории не получится, парижское метро выглядит обыденным, обстановка – современная, поезда – тоже.
Интересный факт. Первые разговоры о строительстве метрополитена в Париже велись еще в 1945 году, но большая часть горожан не поддержала предложение. Люди боялись, что нахождение под землей окажет негативное влияние на состояние здоровья.
Строительство метрополитена в Бостоне было вынужденной мерой – трамвайные заторы на Тремонт-стрит. Часть подземных тоннелей была основана по линии этой улицы, прокладка их велась открытым способом. В июне 1897 жители Бостона уже могли воспользоваться метрополитеном, а через год были достроены еще 11 фрагментов железной дороги.
Современное бостонское метро состоит из четырех линий. В центральной части города они являются подземными, в удаленных районах выходят на поверхность. Старейшая линия — Зеленая. На станции Bolyston располагается действующий музей, где каждый желающий может ознакомится с историей бостонского метро.
8. Глазго, Великобритания (1896)
Линия метрополитена в Глазго – старейшая в мире и единственная в городе. Это связано со сложными инженерно-геологическими условиями – водонасыщенные песчаные грунты. Скорость работ была очень низкой. Чтобы завершить начатое, потребовалось 15 лет. Линия метрополитена представляет собой овал протяженностью 10,5 км, она осталась неизменной с 1896 года. Зато внутри метро совсем не похоже на то, что было 100 лет назад. Первые вагоны служили до 1977 года, сейчас их уже не используют. Ежедневный пассажиропоток составляет 36 тысяч человек.
7. Будапешт, Австро-Венгерская империя (1896)
Первая линия метро, поезда которой работали на электрической тяге. Решение о строительстве было принято властями в 1870 году, так как население города постепенно увеличивалось, и существующая транспортная система перестала справляться с таким количеством пассажиров. Первую линию основали всего за два года. Метро регулярно модернизировали, в 1950 году начали строить вторую линию. На данный момент существует 4 линии, 52 станции.
Будапештское метро – одно из самых удобных в мире. Все просто и понятно, система охватывает весь город. В будущем планируется продление четвертой линии и прокладка пятой. Хотя уже сейчас пассажиропоток бьет все рекорды. Ежедневно метро пользуются около 1,2 миллиона человек.
6. Ливерпуль, Великобритания (1893)
1893 год запомнился жителям Ливерпуля открытием надземной железной дороги с поездами на электрической тяге. Это не метро, но она попала в наш рейтинг по одной простой причине – часть путей пролегала под землей (станция Дангл).
Дорога сильно пострадала во время Второй Мировой войны. Кроме того, эта конструкция стала очень уязвимой для коррозии, в 1956 году железную дорогу закрыли. Один из поездов отправили в музей Ливерпуля, он сохранился и по сей день. Часть туннеля обрушилась еще в 2012 году, попасть туда сейчас не представляется возможным.
Второй по возрасту метрополитен в США. В конце XIX века транспортная система была сильно загружена. Удивительно, но решением проблемы решили заняться владельцы винных складов, ведь они испытывали большие трудности при перевозке товара. Они создали акционерное общество и приступили к постройке метрополитена.
В 1892 году запустили первый пассажирский поезд. Сейчас метрополитен Чикаго – настоящая гордость жителей города. Сеть считается одной из самых старейших в мире. Кроме того она имеет рекордную длину (360,7 км). Восемь линий, 144 станции, огромный пассажиропоток Старые участки еще сохранились, но требуется реконструкция. Проблема не решается из-за нехватки финансов.
4. Стамбул, Османская империя (1875)
В Стамбуле не одна линия метро. Современная построена в 2000-м году, но любителей старины она не интересует. Внимание туристов привлекает фуникулер (транспортное средство на канатной тяге) Тюнель. Протяженность сети составляет 573 метра, в 1875 году было основано две станции. Метро состояло из двух линий, по которым курсировали два состава, в каждом из них было по паре вагонов с деревянными корпусами.
Эта железная дорога действует и сейчас. В 1971 году была проведена реконструкция. Линия преобразована в однопутную, также стали использовать электрическую тягу.
3. Афины, Греция (1869)
Афинский метрополитен на самом деле таковым не являлся. Он представлял собой наземную железную дорогу, по которой курсировал обычный паровоз. Через 20 лет построили первый подземный туннель. С тех пор дорогу стали называть метрополитеном.
В 2000-м году сеть была модернизирована. Построили вторую и третью линии, а метро приобрело современный вид. Общая протяженность – 84,5 км. станции метрополитена в Афинах представляют большой интерес для путешественников, ведь они оформлены очень необычно. Во время строительства было найдено очень много предметов старины. Все они представлены в «музеях» — стеклянных витринах, которые вмонтированы в стены. Во время ожидания поезда пассажиры могут увидеть много интересного.
2. Нью-Йорк, США (1868 год)
Метро Нью-Йорка также начало свою работу с надземной линии городского транспорта. Эстакадная линия Девятой авеню существовала до 1940 года, впоследствии была снесена. Первые подземные участки открыли в 1904 году. За все время своего существования метрополитен кардинально изменился, он стал самым крупным в мире по количеству станций. Протяженность путей составляет 1370 км. Еще один плюс нью-йоркского метрополитена – он работает круглые сутки.
1. Лондон, Великобритания (1863 год)
Самое старое метро в мире – лондонское. Хотя идея изобретения принадлежала французскому инженеру Марку Брюнелю. В 1818 году он показал, что возможно проложить туннель под землей. Первоначально он использовался исключительно пешеходами, но после бурного развития железной дороги, было приято решение о переносе ее под землю. Таким образом можно было решить проблему пробок. Строительство было утверждено еще в 1855 году, но в связи с отсутствием финансирование оно затянулось на несколько лет. В 1863 году линию открыли, на тот момент ее протяженность составила 6 км, количество станций – 7.
Сейчас лондонское метро принадлежит к самым крупнейшим в мире. 14 линий (402 км), 270 станций. Годовой пассажиропоток составляет 1384 миллионов человек.
©
Метрополитен в сравнении
Метро — это основной общественный транспорт Москвы. Безусловно, у нас есть автобусы, троллейбусы и трамваи, но именно метрополитен является главной и, зачастую, единственной возможностью добраться до нужного пункта назначения за понятный временной интервал. Когда-то давно мы привыкли считать наше метро самым красивым и удобным в мире. Стоит отметить, что оно до сих пор красивое, особенно старые станции, открытые в советское время до освоения спальных районов столичной подземкой. Изначально метро действительно строилось так, чтобы поразить воображение, чтобы удивить и показать всю мощь и благосостояние СССР. Это был подземный дворец для народа, 44 московские станции метрополитена признаны объектами культурного наследия, 12 из них являются объектами культурного наследия регионального значения.
Лучшие советские архитекторы проектировали всеми любимые и самые известные станции: А. Н. Душкин работал над «Маяковской», «Кропоткинской», «Новослободской»; А. В. Щусев — над «Комсомольской» кольцевой; Н. Я. Колли — «Чистые пруды»; Д. Н. Чечулин — «Киевская» Филевской линии и «Комсомольская» Сокольнической линии; И. Г. Таранов и Н. А. Быкова — «Новокузнецкая»; Б. М. Иофан — «Бауманская»; И. А. Фомин — «Красные ворота» и «Театральная». Проект станции «Кропоткинская» был в 1941 году удостоен Государственной премии СССР, а в 1958 году получил «Гран-При» на Брюссельской выставке. Сейчас станции находится под охраной ЮНЕСКО, так же как и другие жемчужины нашей подземки — «Маяковская» и «Красные ворота». Когда-то московское метро было не только красивым, но и удобным. Здесь был воздух, здесь было прохладно летом и была возможность полюбоваться всей этой подземной архитектурной сказкой. Теперь метро переполнено, хотя пока еще мы находимся на пятом месте по интенсивности использования этого транспорта, отставая от Пекина, Токио, Сеула и Шанхая.
Метро активно развивается. Открываются новые станции уже не только в столице, но и в области. Составы обновили, правда, кондиционеры в вагонах уже перестали работать, зато сами вагоны расписали и некоторые поезда сделали тематические, что многим москвичам нравится.
С кондиционированием плохо не только в вагонах, но и на самих станциях, точнее, его просто нет. Московское метро давно уже не справляется с нагрузкой, поэтому не совсем понятен призыв власти пользоваться общественным транспортом. Куда больше, если в час пик переход с «Боровицкой» на «Библиотеку Ленина» может занимать 15 минут? Куда больше, если выход в шесть вечера с кольцевой станции «Парк Культуры» в город занимает никак не меньше 10 минут, а то и все 20? Для столичного метро критично увеличение интервалов следования поездов, критична отмена даже одного поезда, там впору устанавливать свои светофоры для регулирования людского потока.
Метрополитен обновил и свою навигацию, которая стала просто ужасной. Если в советские времена эта информация разрабатывалась специальной лабораторией метрополитена, то сейчас это любительский эксперимент, который ставится над жителями и гостями столицы дизайнерами и «Активным гражданином». Граждане-то активные у нас есть, но ведь нужно знать, как разрабатывать навигацию, тем более в столь перегруженном пространстве. Навигация не должна быть красивой, это функция десятая, она должна быть понятной, видной, удобной! А этого нет.
В новом дизайне нам предлагают пользоваться информацией со световых коробов, где надписи сделаны мелким шрифтом, который не всегда удобен людям и с хорошим зрением, а уж точно нечитаем для близоруких людей. То же самое относится и к самой схеме метро — свободного пространство много, но прочесть названия сложно. Кроме того, на самих станциях не хватает указателей на выход в город, а также далеко не всегда понятно, куда ты в конечном итоге выйдешь: к какой улице, к какой остановке.
Ну и кроме архитектурной красоты и новых тематических вагонов наше метро чистотой похвастаться не может. Грязно и на станциях, и в вагонах, много попрошаек, бомжей. Из хорошего можно назвать, прежде всего, сам факт открытия новых станций, новые турникеты с прозрачными дверцами, которые открываются, а не бьют железными палками, как было раньше. На некоторых станциях есть информационные стойки, где можно получить ответы на вопросы.
Но московское метро привычно нам, его можно хвалить, можно ругать, но при этом оно все равно любимо, так как другого удобного и надежного транспорта у нас просто нет. А что с метрополитеном в других городах?
Санкт-Петербург
Метрополитен северной столицы — второй по старшинству в нашей стране, правда, открылся он через целых 20 лет после московского, в 1955 году. Проектировать и строить начали в 1941 году (а сама идея всерьез обсуждалась еще в дореволюционной России), но помешала война. Сейчас в петербургском метро пять линий, ежегодно система перевозит более 740 млн пассажиров (это 19 место в мире по загруженности). Есть и более серьезный рекорд: метро северной столицы — самое глубокое в мире.
Навигация в нем проще, чем в московском, но минусы те же. Например, не всегда понятно, куда ты выйдешь, также перегружено, особенно в часы пик. Но, как и в Москве, в Питере нет альтернатив, добраться без пробок и не опоздать можно лишь с помощью метро.
Если говорить о перегруженности метрополитенов наших двух столиц, то житель Сеула лишь удивится, потому что по сравнению с подземкой корейской столицы мы ничего не знаем о давке. Сеульское метро — это 9 линий и 311 станций. Метро является единой системой вместе с пригородным транспортом, доехать на нем можно и за город.
Билеты продаются в зависимости от дальности поездки. Стоимость билета увеличивается с каждыми 5 км. Билеты сеульского метрополитена — это современные RFID-билеты. Лучше сразу покупать билет на нужную дальность, так как выход осуществляется также по билетам, а если денег не хватает, то турникет вас не выпустит. Правда, на некоторых станциях есть автоматы для доплаты, что облегчает жизнь тем, кто не разобрался в сложностях корейской подземной навигации. Кроме того, если вы покупаете одноразовый билет в метро, то при покупке вы указываете станцию, до которой следуете, ни на какой другой станции кроме этой, турникет вас двери не откроет.
Само по себе метро неудобное: навигация сложная, переходы длинные, время ожидания поездов достаточно большое. И обычно приходится делать много пересадок. Чтобы не плутать, необходимо при спуске выбрать правильное направление, ориентируясь на конечные станции. Традиционно карта метро и указатели написаны на трех языках — корейском, китайском и английском. Билеты продаются в автоматах, установленных возле турникетов. Автомат принимает даже крупные купюры и выдает сдачу, что бывает не во всех метро мира. Если говорить про красоту, то это современное метро никак не претендует на звание подземного дворца.
Нью-Йорк
Это метро — мировой победитель по количеству станций, и седьмой в топе по годовому пассажиропотоку. В Нью-Йорке 472 станции и 25 маршрутов! Доехать по подземке можно и до соседних городов — Хобокена, Джерси-Сити, Ньюарка.
Интересная особенность данного метро — иногда поезд проходит не одну линию, а несколько. Кроме того, есть экспрессы, есть локальные маршруты, на которых поезд останавливается на всех станциях следования.
Метрополитен в Нью-Йорке важен, как и в Москве, на собственном автомобиле по городу практически никто не ездит. Вход осуществляется по картам через турникеты, есть карты на одну поездку, а есть многоразовые.
Впечатления редакции от нью-йоркского метро были сильные. Во-первых, возможность доехать на одну и ту же станцию разными маршрутами. И надо быть внимательным, потому что поезд может поменять свое направление! Например, ты сел на ветке Q, а через пару остановок машинист сообщает, что далее поезд поедет по ветке J, и люди вынуждены выйти и ждать другой поезд. Так же поезд может стать из локального экспрессом. Чтобы не попасть в такие ситуации, необходимо внимательно читать всю информацию у входа в метро и слушать объявления машиниста. Навигация в этом метро понятная и хорошо доступная, надо лишь быть внимательным.
Во-вторых, редакции понравилось, что метро там работает круглосуточно, но вот интервалы между поездами достаточно большие — от 7 минут до получаса (в ночное время). В-третьих, здесь тоже бывают пробки, можно ждать своей очереди на подъезде к станции до 20 минут. В-четвертых, это метро приспособлено для людей с ограниченными возможностями. Есть лифты, пандусы и подъемные механизмы.
И может быть нью-йоркское метро менее роскошно, чем наше, но достаточно часто в вагонах выступают артисты — музыканты, фокусники, певцы. А на станциях и в вагонах организуются организуются выставки. Именно таким образом с 1980-х годов воплощаются вжизнь программы «Искусство и дизайн» и «Музыка под Нью-Йорком».
Берлин
Берлинское метро — еще один метрополитен, отпугивающий своей сложной схемой. Как-то мой сын был с друзьями на экскурсии в Берлине, и делясь впечатлениями, сообщил, что они ездили на такси. Мы, конечно, удивились, откуда такая тяга к шику, на что сын сказал: «Вы просто не видели схему метро Берлина. Мы посмотрели и решили, что никогда никуда не доедем».
Карта берлинского метро действительно впечатляет, а голова отказывается принимать информацию без тренировки. Веток много, станций несчетное количество, названия у всех длиннющие и почти все заканчиваются «platz». Доехать все же можно, просто с непривычки разбираться будет сложно, что не у всех получается с первого раза. Нужно принять во внимание, что автомат по продаже билетов принимает не все карточки. Например, у нашей коллеги был опыт отказа берлинского автомата принять карту VISA, кроме того, автомат не принял и крупные денежные купюры. Если билет удалось купить, то удобно, что он будет действовать по времени и не только в метро, но и на автобус. Тут главное не запутаться в зонах. Зон, в принципе, всего три — А, В, С. Билеты на каждую зону продаются разные. Туристы чаще покупают билеты на две зоны сроком действия 90 минут.
Здесь, как и во многих европейских подземках, оплата проезда никак не контролируется изначально, то есть на входе нет турникетов, но котроллеры ходят часто и штрафы большие. Среди наших знакомых есть те, кому неоплаченный проезд стоил 100 евро.
И хоть метро сложное, в красоте ему все же не откажешь, оно просто отличается от привычного нам московского. Более семидесяти станций метрополитена в Берлине разрабатывал шведский архитектор Альфред Гренандер в стиле декоративного модернизма. Проекты большинства новых станций принадлежат Райнеру Рюмлеру, которые выполнены в разных стилях — минимализм, поп-арт и постмодернизм.
Париж
Схема парижского метро гораздо больше московской, а если учесть, что со станций метро отходят и электрички, и поезда разных линий, то нельзя просто садиться в отходящий поезд, не изучив табло на перроне.
Проездные билеты также продаются по зонам, купить их можно в кассе и в автомате, турникеты на проходе есть. В метро Парижа билет надо сохранять до конца поездки, иначе вы просто не выйдите из подземки, так как турникеты есть и на выходе, которые открываются от пробитого ранее билета. Турникеты выше наших, перескочить их сложнее. Контролёров во время следования поездов, как и у нас, нет.
Сами станции далеки от красивых. Чистыми же их вообще назвать невозможно, как и сами поезда. Достаточно часто все расписано граффити, и эта «роспись» ужасна. Зато красивы в Париже входы в метро, сделанные в стиле модерн, по проекту Гектора Гимара. Уличная часть входов в метрополитен практически стала символом французской столицы.
Помните: никакие двери в Париже автоматически не открываются, нужно нажать специальную кнопку.
Итальянская столица, естественно, имеет свою подземку. Оно небольшое — всего 38 км, что явно меньше метрополитенов крупных европейских столиц, но в последнее время тоже расширяется. Такая «неразвитось» подземного транспорта в Риме объясняется тем, что очень часто прокладка новых путей оборачивается длительными раскопками. Кроме того, строительство метро вредит архитектурным памятникам, которые в Риме не просто много, а очень много.
Прежде всего следует отметить, что это самый удобный способ передвижения по городу. Во-вторых, схема проста — это всего лишь четыре линии, одна из которых пока имеет лишь три станции. Схему метро можно получить в кассе при покупке билета. В-третьих, не ждите от римской подземной архитектурных шедевров. В метро все скромно и часто вагоны расписаны граффити.
Билеты продаются в кассах, автоматах, а также в табачных киосках. Пересадки платные, но один билет действует 75 минут, есть и суточные билеты, которые действительны до полуночи.
Стамбул
Стамбульский метрополитен молод, он начал работать уже в XIX веке, и вместе с тем — именно здесь находится вторая по старшинству действующая ветка метро в мире (после лондонского The Tube, первые отрезки которого начали работать еще в 1860-е годы). Как такое могло получиться? Дело в том, что частью метрополитена Стамбула стал подземный городской фуникулер, построенный в 1875 году. Сейчас это самостоятельная линия городского метро (М1), состоящая из двух станций.
Собственно, метрополитен в европейской части Стамбула собирались построить, начиная с десятых годов прошлого столетия, но все время что-то мешало. В итоге проектировать начали в конце 1980-х, строить — в 1990-е, а пользоваться — в 2000-е. Строили так долго, в частности, потому, что в процессе то и дело открывали какой-нибудь археологический памятник.
Сейчас городской метрополитен насчитывает 5 действующих линий, еще две строятся. В систему метро входит еще и городская электричка «Мармара», которая проходит под Босфором и связывает два континента — Европу и Азию. Сегодняшний стамбульский метрополитен — очень удобный способ передвижения по городу (естественно, в рабочее время — с шести утра до полуночи). Одно «но» — пересадки с линии на линию платные.
Прага
Пражское метро понятно нам и не вызывает трудностей.
Во-первых, оно меньше нашего: 57 станций на трех линиях. Метро в Праге не самый популярный общественный транспорт, там жители предпочитают свои любимые трамвайчики. Во-вторых, там нет давки, что объясняется не только меньшим количеством пражан по сравнению с количеством москвичей, но и самим первым пунктом. Хотя если верить цифрам, то пражское метро в день перевозит до 2 млн человек, что делает его седьмым в Европе по пассажиропотоку в год.
В-третьих, это очень дружелюбное метро. Проездные покупаются в автоматах или в кассах, но проход на сами станции свободен, там нет турникетов, но есть контролеры с большими штрафами для зайцев. Проездные билеты необходимо самостоятельно компостировать в специальных желтых автоматах, стоящих при входе. Время ожидания поезда в часы пик составляет 2–3 минуты, в часы разгрузки — 12 минут. Многие станции оснащены специальными системами помощи для инвалидов. Билеты и проездные в Праге едины для всего общественного транспорта и продаются не только вметро, но и в газетных, и табачных киосках. Туристы могут купить их даже на ресепшен в гостинице.
Казань
В казанском метро запутаться сложно, оно только в начале своей истории. Это было первым метро, построенным после распада СССР. Открытие казанского метрополитена состоялось 27 августа 2005 года.
До сих пор здесь одна линия с десятью станциями. Ждать поезда надо долго, что для жителей Москвы непривычно, но если учитывать, что в самой Казани пассажиров мало, то это оправдано. Невостребованность казанского метро можно связать и с тем, что оно не связано ни с аэропортом, ни с вокзалами, ни с речным портом. Создается впечатление, что это метро — лишь туристический объект развлечения.
Войти в подземку можно не только по привычным всем проездным, но и по смарт-жетонам, и бесконтактным смарт-картам. Навигация вся происходит на трех языках: татарском, русском и английском.
К достоинствам казанского метрополитена туристы относят наличие туалета (хоть и платного), возможность купить кофе «с собой» прямо под землей, а также плазменных экранов внутри вагонов, на которых показывают различную информацию.
Нашей редакции понравилось оформлении станций. Каждая выдержана в своей тематике — татарские сказки, достопримечательности Казани, изображения городов-героев, бытовые сценки из жизни, мусульманские орнаменты и т.д. Но перроны более удаленные от центра имеют более простой дизайн.