Мотаня или матаня это что такое
Значение слова «матаня»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сожитие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «матаня»
Предложения со словом «матаня»
Цитаты из русской классики со словом «матаня»
Понятия со словом «матаня»
Отправить комментарий
Предложения со словом «матаня»
– Да. Русский народный танец «Матаня», – ответила юная певица.
Матаня, дико завывая, заполняла ярким светом прожектора нашу комнату, через минуту с воем уносилась – и больше не появлялась.
Ни разу я не сумел прервать блаженного оцепенения полусна, подняться хотя бы на локте и посмотреть: что это за «матаня»?
Синонимы к слову «матаня»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
мотаня
Смотреть что такое «мотаня» в других словарях:
мотаня — сущ., кол во синонимов: 1 • поезд (39) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Слюдянка (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Слюдянка (значения). Город Слюдянка … Википедия
Кругобайкальская железная дорога — Координаты: 51°46′35″ с. ш. 104°10′55″ в. д. / 51.776389° с. ш. 104.181944° в. д. … Википедия
КБЖД — Кругобайкальская железная дорога Полное название: Кругобайкальская железная дорога (подразделение ВСЖД) Годы работы: 1905 1949 Страна: Россия Город управления … Википедия
Кругобайкалка — Кругобайкальская железная дорога Полное название: Кругобайкальская железная дорога (подразделение ВСЖД) Годы работы: 1905 1949 Страна: Россия Город управления … Википедия
Circum-Baikal Railway — The Circum Baikal Railway in the winter The Circum Baikal Railway (Russian: Кругобайкальская железная дорога or Кругобайкалка, abbreviated КБЖД ) is a historical railway in Irkutsk region of Russia. It runs along the Northern shore of the… … Wikipedia
Степногорск — У этого термина существуют и другие значения, см. Степногорск (значения). Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан … Википедия
Макинск-2 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия
Целиноград-25 — Город Степногорск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия
поезд — хвост поезда. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. поезд товарник, трамвай, эшелон, электричка, маршрут, колонна, подкидыш, товарняк, состав, паровик, кукушка, вереница,… … Словарь синонимов
Значение слова матаня
Википедия
Понятие «Матаня» опирается на созвучное по разговорной речи «мотаться», то есть не отличаться постоянством чувств, «выматывающий душу»:
Эх, Матаня ты Матаня, Вся ты измотался! Посмотри-ка на себя: В чём душа остался! Ой, Матаня, так не гоже, То ходить, а то мануть. Приходи, Матаня, к речке, При тебе буду тонуть. Кому Матаню частую, А мне Матаню редкую. С моим Матанечкой гулять Натуру надо крепкую.
К стабильным проявлениям тамбовской «Матани» относятся миксолидийский лад и гармоническая функция аккомпанемента. К изменяемым — все остальные элементы, включающие большое количество исполнительских версий: варианты мелодии, выразительных средств, ритма.
Матаня:
Наигрыш «Матаня» это также наигрыш индивидуально-мотивной музыкальной структуры и это такие инструментальные аккомпанементы, чья интонационная индивидуальность с первых звуков обеспечивает им однозначную узнаваемость и безошибочную идентификацию в любой исполнительской трактовке. Композиция «Матаня» имеет своё игровое начало, реализуемое в процессе коммуникативного взаимодействия исполнителей. «Матаня» предполагает музицирование под пляску с исполнением частушечных куплетов. «Матаня» мелодически сориентирована на короткую мотив-формулу.
В среде гармонистов употребляются термины: «верхняя Матаня» и «нижняя Матаня». Понятие играть «вверху» или «внизу» в трактовке гармонистов означает положение правой руки на грифе во время его исполнения. В результате «верхняя Матаня» играется в нижнем регистре, «нижняя Матаня», соответственно, наоборот. «Верхняя Матаня» считается приоритетной, как имеющая больший спектр технических возможностей, впрочем, в процессе звукотворчества гармонисты легко модулируют из одного положения в другое.
В момент инструментального отыгрыша между куплетами производят тональные модуляции, чем особо подогревают эмоциональный накал композиции. Большинство народных инструменталистов осуществляют переход к одной тональности без мелодической подготовки, методом внезапности. Появление новой тональности утверждается в звучании эпизода — рефрена, исполняемого динамически ярко, в плотной фактуре, с четкими, чеканными акцентами.
Энергетика наигрыша предполагает ускорение темпа по ходу развития композиции. Некоторые гармонисты заведомо начинают игру в темпе значительно медленнее традиционного, то есть как бы «с выходом», очевидно, для усиления эффекта дальнейшего эмоционального подъёма. Иногда в процессе игры, увлеченные исполнительским азартом, гармонисты начинают разгонять темп до чрезмерно скорого, что грозит разрушением всей композиции. Традиционное ускорение темпа по ходу развития композиции продиктовано свойственным русской пляске стремительным характером.
Транслитерация: Matanya
Задом наперед читается как: янатам
Матаня состоит из 6 букв
Будущее сельской школы как возник интерес к данному исследованию
В КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ
До чего же я люблю
Когда буду помирать,
Велю матаню поиграть.
Ясно, что разговор идет о танце, о мелодии. А вот другая частушка:
Ах, матаня, ты матаня,
А теперя ты, матаня,
А за что же попаня?
Сама знаешь, матаня.
Дроля, я не виновата,
Я любила, любить буду,
Ты характер измени.
У меня залетка был,
Мой миленок, как теленок,
Кучерявый, как баран.
Дома нечего полопать,
Шатается по дворам.
Мы с миленочком поедем
Он пойдет за командира,
Ягодиночка, из армии
На горушке качается
На раненого дролечку!
Моя милка защищает
Молодежь рано взрослела и брала на свои плечи тяжкий труд на фронте и в тылу. Но в частушках отражалась надежда и вера в победу. Предвестье победной весны тоже звучало в частушках:
Сколько Гитлер ни воюет,
Вот окончилась война,
Я и лошадь, я и бык,
Частушки новобранцев и армейские частушки
Нас забреют, мы не тужим,
По три годика отслужим.
На Елец дорожка пряма,
Призываться будем тама.
Заберут меня в солдаты,
А к моей припрутся сваты.
Помещение в военкомате, где собирались призывники, почему-то называлось приёмом:
У приема на досточке
Остались мои височки.
Над приемом галки крячут,
Но по-настоящему отводили душу «годные» в матане. При этом выдавали:
Ты не стой, моя залетка,
Все равно меня забреют,
Ты пойдешь домой одна.
Неужель за эти годы
Милку замуж отдадут?
Поздно ночью расходилась матаня. Призывники провожали девчат до дому. И зазноба не могла отказать парню в таких проводах: он ведь «годный», последний вечер дома. А как относились девчата к «негодным»? Их звали так: «корявый». «Корявый» был как кривое, плохо выросшее дерево. И если «негодный» вел себя назойливо по отношению к девушке, то всегда получал достойный отпор:
Полюбить, так полюбить,
Из-за какого дьявола?
А утром скрипела телега, снова играла гармонь, но уже голосили матери, родня. Уж больно свежи были воспоминания о войне. Как там у ребят сложится? Грустными были проводы. Но проходило время, и возвращались ребята, отдав долг Родине.
Случайно оброненная фраза одной старушки натолкнула меня на еще одно направление частушечного жанра. Эта бабушка сказала, что каждому народному празднику соответствовали и определенные частушки. Частушка и православные праздники – такой будет тема моего следующего исследования.
ООШ с. Кривка Усманского района.
ИГРУШКИ МОЕГО СЕЛА
Мир в то далёкое время воспринимался людьми образно. Каждый образ животного, птицы, растения был символом и олицетворял силы природы. Народная фантазия искала это соответствие, а, находя его, воплощала в различных видах творчества. Одним из таких видов стала игрушка.
Какова же история игрушки моего родного села? С этим вопросом я отправился к бабушкам.
На мой вопрос об особенностях изображения женской фигуры А.Ф. Ельчанинова ответила так: фигурки были небольшие, с широкой юбкой-колоколом, ручки-колбаски, головки-шарики. Нарядность женской фигуре придавали налепки в виде оборок, воланов, небольших головных уборов. Игрушки, конечно, были примитивными, ведь их делали дети да женщины не для продажи, а для детских семейных игр.
Вот так наши предки ненавязчиво внушали своим детям потребность в защите кого-то, в защите своей земли.
Таким образом, делая своими руками игрушки, дети учились считать (5 пальцев у куклы, бросали мяч под счёт, знакомились с геометрическими фигурами), у них развивались навыки коллективной работы, умение слушать старших, подражать им, перенимая жизненный опыт. В селе Кривке прижились глиняные и лоскутные игрушки. Особенность глиняных игрушек заключается в том, что в себе они воссоединили элементы дымковской и филимоновской игрушек. Глиняные свистульки развивали у ребятишек музыкальный слух, прививали любовь к окружающему миру. Игрушка развивала у детей пластику, фантазию, сноровку, умение видеть форму, цвет.
Источники и литература:
Воспоминания старожилов с. Кривка: А.А. Щетинина,
А.Я. Щетинина, Н.Т. Мязина, А.Ф. Ельчаниновой.
Матаня
Матаня, самый распространённый и любимый танец на Орловщине. По своему характеру весёлый энергичный танец. В танце участвуют мужчины и женщины, молодые и пожилые, взрослые и дети. Исполняется он несколькими танцорами и массой людей. Носит импровизационный характер, характер перепляса. Композиционное построение — круговое с солистами в центре. Часто сопровождается частушками.
Матаня
Направление русская народная;кадриль
Истоки русские
Родственные
Ойра-ойра, Татьяна, Акулинка, Во;лузях
См. также
Русская;пляска, Хоровод, Народные;гулянья
Матаня (танец) — парная хороводная русская;пляска по кругу с исполнением частушечных куплетов под специальный наигрыш «Матани». Пляска «Матаня» идёт в круге или по кругу, где аккомпанирующий инструмент (или инструментальная группа) может находиться в центре круга, или вне круга или в кругу вместе с поющими. В момент исполнения куплета поющий не пляшет, сопровождая исполнение артистичной жестикуляцией. Остальные участники действия как бы «экономят» движения, сберегая энергию к проигрышу, где пляска разворачивается «от души». Пляска «Матаня» в основном относится к Центру и Югу России (Белгородской, Воронежской, Курской, Рязанской, Орловской и Тамбовской области). Встречается и в других регионах, например, в Мурманске.
Характерные особенности танца
Мужские движения чаще всего отличаются темпераментом (руки над головой, притоп ноги с высоким подниманием колена, нередкое явление — выход «вприсядку» на середину круга). Женские движения характеризуются чёткими выбиваниями дробей ногами. Положение рук исполнительниц может трактоваться как произвольное с возможными вариантами: спокойные, с малой амплитудой движения на уровне пояса, чёткая пульсация кистями (либо раскрытыми, либо собранными в кулачки) в такт выбивания дробей, свободные «движения» рук вдоль корпуса и т.д. Часто, когда содержание куплета повествует о каком-либо конфузе или если исполнитель действительно испытал конфуз, скажем, от произнесённого текста, можно наблюдать типичную позу, причём как у мужчин, так и у женщин: голова — с наклоном вниз и некоторым поворотом в сторону, ноги в положении чуть «вприсядку», исполняют либо дроби, либо неспешную «походочку», выписывающую зигзаги. В процессе восприятия импровизационного развития композиции может возникнуть ощущение, что исполнители — участники танцуют не друг с другом, не вместе, а каждый сам по себе: пляшут, как «шаманят», вбивая в землю некое неистовство. Очень возможно, что некоторые движения, жесты, исполнительские особенности действительно имеют архаический смысл.