Мотиватор что это такое простыми словами
Кто такой мотиватор?
Слово “мотиватор” слышали многие люди, но что оно обозначает, объяснить могут немногие индивидуумы. Первое, что приходит в голову, так это ассоциация со словом “мотивация”. В принципе, вы не ошибётесь, если назовёте таким образом вдохновителя на определённые действия. Психологи считают специалиста, побуждающего совершить какой-то поступок, именно мотиватором.
Термин и его значение
Перед тем, как приступить к разбору терминологии, давайте обратим внимание на остальные понятие, которые скрывает под собой данное слово. В более широком понимании мотиватором называют изображение, заключённое в две рамки: тёмную и светлую. Одна из них является широкой, а другая становится более тонкой. Снизу она шире, на данной площади расположена мотивирующая надпись.
Основная задача: желание автора привлечь внимание аудитории к важному вопросу. Ироническим ответом подобным картинкам становится создание их антиподов демотиваторов, сутью которых является подбор несоответствующих картинок и фраз с сатирической подоплёкой.
Мотиватор в качестве стимула
Функциональные обязанности мотиватора
Описание человека-лидера целесообразно начать с иллюстрации пути становления, который проходил мотивационный проект до того как стать таковым.
Презентация результата занимает важную роль в процессе достижения цели.
Самыми сложными на практике являются идеи, для воплощения которых приходится привлекать много людей. Им необходимо подробно объяснить цель совместных действий, дать мощный стимул, азарт, вдохновить на работу.
Мотиватор занимается поиском, постановкой, формулированием и введением в работу мотивационных факторов. При одинаковом настрое и рьяном стремлении трудиться, люди способны на многое. Вспомните политическую пропаганду или «корпоративный дух». Человек, отвечающий за мотивацию сотрудников, является важным членом коллектива, ведь он готов ответить на вопросы относительно целесообразности того или иного действия. Как отдельная единица он зачастую не рвётся к власти, потому становится главным помощником идеолога, консультантом лидера и советником коммуникатора.
Что представляет собой мотиватор?
Лучше всего мотивировать общество к действию умеют люди со специфическими способностями (дар убеждения, искренность, эмпатия, умение привлечь внимание). Мотиватор способен оказывать влияние на людей подключая логическое мышление и эмоциональный компонент.
Мотиватор не во всех случаях стремится к управлению. Часто его целью становится результат общих усилий: качественно выполненное задание, достижение цели. Мотиваторы могут призвать людей к активным действиям с позитивной эмоциональной подоплёкой: выбрать народного депутата, покрасить забор, защита животных. А могут натолкнуть на бесчестные поступки: разжигать межнациональную вражду, пресекать попытки развиваться.
Потому в психологических кругах существуют понятия плюсы и минусы мотиваторов. Определение «столпов общества» наделено важным значением для успеха любого проекта. Влияние разрушительной мотивационной политики может стать губительным для созидательного общества.
Мотивация что это такое простыми словами, ее основные задачи, виды, характеристики и сферы применения
Приветствую Вас на страницах блога: My-busines.ru. В наше время интернете можно найти огромное количество роликов и статей, посвященных личностному росту. В большинстве из них речь идет о том, сделать свою жизнь лучше.
И самое сложное – настроить себя на работу над собой. И в таком случае на первое место приходит мотивация. С ее помощью можно “свернуть горы”.
Что это такое простыми словами
Если говорить просто, то это стимул, заставляющий людей работать и работать упорно, а также добиваться тех целей, которые были поставлены. Также определение мотивации – какая-то сила, заставляющая нас действовать, и сама по себе толкает к успеху. Она помогает при формировании поведения людей и реакции на какие-то поступки.
Наука не дает однозначное и четкое определение вышеуказанному термину. Можно сказать, что мотивация и эмоции близки друг другу, но все-таки некоторые различия присутствуют. Есть огромное количество различный теорий. В части из них говорится о том, что мотивация основывается на том, чтобы как можно сильнее уменьшить боль физическую и при этом увеличить получаемое удовольствие. Причем удовольствие можно получить как от совершения дел, удовлетворяющих самые простые потребности, так и очень сложные.
Примеры таких потребностей – пища и отдых, а также в потребности в самовыражении и так далее. В итоге можно сказать так. Основная ее цель – как можно сильнее удовлетворить все потребности человека.
Зачем она нужна
Она требуется для того, чтобы имелся стимул совершать какие-то действия. Это может быть что-то простое, например, зарядка по утрам или ежемесячное прочтение полностью минимум одной книги. Также благодаря мотивации можно совершать более сложные дела, например, работать над собой ради повышения.
Виды и характеристики
Есть некоторое количество признаков, по которым можно классифицировать мотивацию. Они, естественно, зависят от ситуации и потребностей. Ниже будут рассмотрены основные виды.
Первые виды мотивации зависят от потребностей человека:
По использованным способам:
По источникам возникновения мотивов:
По направленности на достижение целей:
Основные задачи
Можно выделить небольшое количество по-настоящему важных задач мотивации. Во-первых, каждый работник должен понимать, для чего она нужна во время работы. Во-вторых, персонал и руководство компании должны быть обучены основам общения внутри коллектива. Последняя задача – сформировать у всех руководителей демократичные подходы в сфере руководства работниками. При этом должны использоваться только современные методы мотивации.
Мотивация и потребности
В 1920х годах ученые начали исследования, связанные с мотивацией сотрудников к труду. Но эти исследования не дали четких моделей, которые побуждали бы людей к труду. В наше время стало ясно, что она стимулирует к удовлетворению потребностей. При этом индивидуум должен получить от этого максимальное удовольствие при минимуме физических и эмоциональных затрат.
Сферы применения
Понятие мотивации в наше время может использоваться как в повседневной жизни, так и в науке. В науке чаще всего внимание на это понятие обращается в психологии (что и понятно) и менеджменте. В психологии изучается связь мотивов с потребностями, целями и желаниям человека. В менеджменте же упор делается на том, чтобы она стимулировала персонал к труду, который максимально положительно скажется на работе предприятия.
Для примера посмотрите мотивационные ролики:
Маркетолог, вебмастер, блогер с 2011 года. Люблю WordPress, Email маркетинг, Camtasia Studio, партнерские программы)) Создаю сайты и лендинги под ключ НЕДОРОГО. Обучаю созданию и продвижению (SEO) сайтов в поисковых системах. Мои контакты >>>
Что такое мотивация: основные виды и характеристики
Добрый день, друзья! С вами Елена Пастухова, и сегодня поговорим о важном явлении, без которого не было бы успеха ни в одном начинании – мотивация. Что это такое и для чего она нужна? Из чего складывается, на какие виды она подразделяется и зачем ее изучает экономика – обо всем об этом читайте ниже.
Определение
Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом.
На первый взгляд, это что-то абстрактное и далекое, но без этого невозможны ни желания, ни радость от их осуществления. И действительно, даже путешествие не принесет счастья тому, кто не желает туда отправляться.
Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна. Также она определяет стремления личности и в то же время обусловлена ее психофизиологическими свойствами.
Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.
С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев понимают мотив как опредмеченную потребность человека. Мотив отличен от потребности и цели. Его также можно рассматривать как осознаваемую причину человеческих поступков. Он направлен на удовлетворение потребности, которая может и не осознаваться личностью.
Например, стремление привлекать внимание экстравагантной одеждой призвано закрыть насущную потребность в любви и принадлежности, что характерно для неуверенных в себе людей.
От цели мотив отличается тем, что цель является результатом деятельности, а мотив – ее причиной.
Мотив – интерес к чтению (чаще всего на определенную тему).
Цель – новые впечатления, удовольствие от слежения за сюжетом и т. д.
Чтобы конкретнее представить собственную мотивацию, ответьте на вопросы:
Основные характеристики
Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:
По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.
Этапы мотивации
Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:
Виды мотивации
Как и любое сложное явление, мотивация различается по разным основаниям:
Экстринсивная (внешняя) – группа мотивов, основанных на внешних стимулах, обстоятельствах, условиях (работать, чтобы получить зарплату).
Интринсивная (внутренняя) – группа мотивов, исходящих из внутренних потребностей, интересов человека (работать, потому что работа нравится). Все внутреннее осознается человеком как ”порыв души”, т. к. исходит из его личностных особенностей: склада характера, склонностей и т. д.
Положительная – стремление человека сделать что-либо в надежде позитивного подкрепления (переработать, чтобы получить отгулы).
Отрицательная – установка выполнить действие во избежание отрицательных последствий (приходить на работу вовремя, чтобы не платить штраф).
Устойчивая – действует длительное время, не нуждается в дополнительном подкреплении (заядлый турист вновь и вновь покоряет тропы, не боясь трудностей).
Неустойчивая – нуждается в дополнительном подкреплении (желание учиться может у одного быть сильным и осознанным, у другого – слабым, колеблющимся).
В управлении коллективом различают личную и групповую мотивацию.
Сферы применения понятия
Понятие мотивации применяется как в повседневной жизни – для регулирования поведения самой личности и членов ее семьи, так и с научной точки зрения – в психологии, экономике, менеджменте и т. д.
В психологии
Наука о душе изучает связь мотивов с потребностями, целями, желаниями, интересами человека. Концепция мотивации рассматривается следующими основными направлениями:
Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы. Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу. Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.
В психоанализе мотивы рассматриваются как реакция на потребности, формируемые бессознательными импульсами. Т. е. в свою очередь, основаны на инстинктах жизни (в виде половой и прочих физиологических потребностей) и смерти (все, что связано с разрушением).
Когнитивные (познавательные) теории представляют мотивацию как результат представления человека о мире. В зависимости от того, на что направлено его представление (на будущее, на достижение баланса или преодоление дисбаланса), и складывается поведение.
Гуманистические теории представляют человека как сознательную личность, способную выбирать жизненный путь. Основная мотивирующая сила его поведения направлена на реализацию собственных потребностей, интересов и способностей.
В менеджменте
В управлении персоналом мотивация понимается как побуждение людей к труду на благо предприятия.
Теории мотивации применительно к управлению персоналом делятся на содержательные и процессуальные. Первые изучают потребности человека, которые заставляют его действовать определенным образом. Вторые рассматривают факторы, влияющие на мотивацию.
Стимулируя подчиненных на выполнение трудовой деятельности, руководитель решает несколько задач:
При этом учитываются такие понятия как потребности, побуждения, ценности, мотивы сотрудника, а также стимулы и вознаграждение. Под побуждением понимается ощущение недостатка чего-либо. В отличие от потребности, оно всегда осознается. Побуждения вырабатывают цель, чтобы закрыть потребность.
Например, потребность в признании формирует побуждение достичь карьерных высот, и целью может служить место директора (с промежуточными этапами на пути).
Ценностями могут выступать все объекты материального мира, важные для человека. В данном случае это общественное положение.
Мотив понимается как стремление удовлетворить потребность. А стимулами называют те внешние факторы, которые вызывают определенные мотивы.
Мотивирование как раз и ставит целью сформировать у сотрудника желаемые мотивы, чтобы направлять его активность в нужное русло. Ведь стремление к успеху зависит от того, что понимается под успехом.
Специально для руководителей мы написали о мотивации персонала подробнее.
В экономике
Среди экономических теорий мотивации интересно учение классика науки – Адама Смита. По его мнению, труд непременно осознается человеком как нечто мучительное. Различные виды деятельности не привлекательны по-своему. В ранних обществах, когда человек присваивал все, что производил, цена продукта труда была равна компенсации затраченных усилий.
С развитием частной собственности это соотношение изменяется в пользу стоимости товара: она всегда представляется больше, чем усилия, затраченные, чтобы заработать на данный товар. Простыми словами, он убежден, что работает за дешево. Но человеку по-прежнему хочется уравновесить эти составляющие, что и заставляет его искать более оплачиваемую работу.
Взгляд на мотивацию работников в экономике напрямую связан с проблемой эффективности работы предприятия. Как показал опыт зарубежных, в частности, японских исследований, материальная стимуляция труда не всегда является исчерпывающей. Зачастую активность и вовлеченность работников в производство обеспечивает комфортная обстановка, атмосфера доверия, уважения и сопричастности, социальные гарантии и система различных поощрений (от грамоты до премии).
Тем не менее фактор зарплаты важен для работника и учитывается многими экономическими теориями. Например, теория справедливости говорит о связи вознаграждения с усилиями членов коллектива. Сотрудник, который считает, что его недооценивают, снижает производительность труда.
Затратность на каждый вид стимулирования оценивается с экономической точки зрения. Так, например, авторитарный стиль управления предполагает увеличение управленческого аппарата, что означает выделение дополнительных ставок и расходов на заработную плату.
Производительность труда в таком коллективе средняя. В то время как привлечение сотрудников к управлению производством, возможность самостоятельно выбирать график или трудиться удаленно имеет низкую себестоимость и дает высокие результаты.
Удаленная работа хороша тем, что доход зависит только от вас, да и мотивацией вы занимаетесь сами. Ознакомьтесь с перечнем интернет-профессий – возможно, скоро вы сможете неплохо заработать на увлечении.
Зачем нужна мотивация?
Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.
Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.
Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.
Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.
Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно повысить свою мотивацию и тем самым добиться впечатляющих результатов.
Оставайтесь с нами, и найдете еще много полезного. И пусть все, что вы делаете, приносит радость!
Что такое мотиваторы и демотиваторы?
Мотиватор как стимул
В словаре специалистов по управлению персоналом мотиватор – это фактор, стимулирующий работника к активной, осознанной и продуктивной трудовой деятельности.
Набор этих факторов для каждого человека индивидуален, хотя существует несколько наиболее популярных:
Список можно продолжать и дальше, так как многие факторы, касающиеся самовыражения личности через работу, являются мотиваторами. Другими словами мотиватор – это удовольствие, которое станет доступно сотруднику компании после успешного выполнения рабочего задания.
Видео
Признаки мотивированных людей
К основным признакам людей, которые заряжены и мотивированы на работу, можно отнести:
В психологии
Психология — это наука, изучающая влияние мотивации на желания, потребности и состояние человека. Существуют разные концепции в психологии о возникновении мотивации. Например, бихевиоризм говорит, что потребность возникает при отклонении организма от идеала. Если человек голоден, у него появляется мотивация вернуться к идеалу, то есть к сытости, и в данном случае его главной движущей силой становится желание поесть.
Психоанализ предлагает рассматривать мотивы как часть бессознательных процессов, основанных на инстинктах и боязни смерти. Здесь значительная часть мотивации строится на страхе и его избегании.
В менеджменте
Менеджмент призван побудить людей к работе, а поэтому ищет оптимальные способы формирования мотивации для коллектива. Теории этого направления разделяются на:
Формируемый с помощью этих двух направлений подход должен решать ряд задач:
Сотрудники довольны работой и мотивированы, когда они занимаются своими прямыми обязанностями без бессмысленной рутины. Когда операторы колл-центра звонят клиентам, Речевая аналитика Calltouch Predict автоматически собирает данные. Раньше приходилось тратить много времени на разбор телефонных звонков — сейчас все делается автоматически. Детализированные отчеты помогут понять, что интересует клиентов, какие звонки приводят к продажам.
В экономике
Экономическая теория по-разному смотрит на мотивирование человека в процессе труда. Исследование мотивации на предприятии всегда неразрывно идет с показателями вовлеченности сотрудников и степенью эффективности работы компании. Финансовое поощрение не всегда дает положительные результаты в этом направлении. С экономической точки зрения на производстве выгоднее создавать нематериальные стимулирующие положения:
При использовании сразу нескольких методов сотрудники охотнее выполняют свои обязанности, чем при работе исключительно за материальное вознаграждение.
Теории мотивации
Мотивация человека складывается по разным причинам и на основании ряда факторов. Теории мотивации пытаются осознать механизмы, побуждающие людей к действию. Каждая теория описывает суть необходимого людям мотивационного компонента, чтобы действовать и стремиться к качественному выполнению работы.
Теория иерархии Маслоу
Ее суть в том, что люди ощущают необходимость в разных вещах, которые тесно связаны и оказывают большое взаимное влияние друг на друга. Однако для человека первично удовлетворение потребностей сначала низших уровней, затем высших. Это выглядит следующим образом:
Теория ERG Альдерфера
Этот психолог, как и Маслоу, объединил человеческие потребности в группы, однако выбрал для них другие названия. Так, Альдерфер выделил необходимость поддержания жизненных процессов (все, связанное с удовлетворением физиологических потребностей), социальные связи и стремление к развитию.
Удовлетворение потребностей также начинается от низких и движется к более высоким. Если у человека не получается удовлетворить определенную потребность, у него наступает фрустрация и стремление снова вернуться к потребности предыдущего этапа.
Теория ожиданий Врума
Теория основана на том, что текущие ожидания человека еще не окончательный вариант для формирования его мотивации. Стимулы могут изменяться в зависимости от условий, обстановки, личного самоощущения. Таким образом, эффективные результаты возможно получить только в случае, когда руководитель знает окончательные условия формирования мотивов, понимает потребности сотрудников, которые сложились у них в настоящий момент. Это поможет стимулировать поведение, необходимое для достижения рабочих целей.
Теория постановки целей Эдвина Локка
Эта теория включает пять принципов для постановки целей:
Правильно распределить нагрузку на менеджеров, ускорить их работу можно с помощью виджетов на сайте. Это формы для сбора обращений клиентов, которые работают на основе скрипта обратного звонка Calltouch. Скрипт связывает оператора с клиентом всего за 15 секунд. А заявки с сайта можно собирать даже в нерабочее время. Настраивайте переадресацию вызовов на разные отделы компании, получайте уведомления о пропущенных звонках и повышайте эффективность колл-центра.
Теория равенства (справедливости) Адамса
Эта теория демонстрирует основные проблемы, ухудшающие производительность труда. Ими становятся чувство недооцененности у сотрудников и чувство вины из-за переоцененности. Для соблюдения равновесия важно придерживаться «входов» и «выходов», организующих рабочий процесс.
Вход — это вклад сотрудника в компанию. Выход — та награда, которую он получает за свою работу. Между этими показателями должен быть справедливый баланс, чтобы поддерживать оптимальную работу производства.
Модель Портера-Лоулера
Она объясняет, от чего зависит степень эффективности и мотивированности сотрудников предприятия. Исследования говорят, что работник прикладывает усилия в соответствии с ожидаемой заработной платой. Поэтому если она невысока, сотрудник исполняет обязанности соответствующе.
Существует связь между потраченными усилиями и внутренним состоянием человека. Это приводит к другому важному выводу: человеку важно не только материальное поощрение, но и удовлетворение собственными результатами труда.
Теория МакКлелланда
Смысл теории в том, что людям не стоит отвлекаться на низшие потребности, которые уже удовлетворены, а следует сосредоточиться на высоких потребностях, формируемых жизненным опытом. К высоким потребностям относятся:
Основная XY-теория МакГрегора
Она содержит две составляющие — Х и Y. Теория Х говорит о том, что работники сами по себе пассивны, стремятся перекинуть ответственность на кого-то другого, предпочитают не брать на себя дополнительную нагрузку. Теория Y показывает, что сотрудники при благоприятных условиях готовы продуктивно трудиться и эффективно выполнять поставленные задачи. Сочетание этих теорий позволяет апеллировать к разным желаниям и мотивам, подбирая способы мотивации для людей обеих категорий.
Современная теория Z Оучи
Это управленческая модель, разработанная с учетом американского и японского опыта в менеджменте. Оучи считал, что главной мотивацией для сотрудников становятся не деньги, а чувство сопричастности, дух коллектива, возможность видеть результаты своего труда и получать от этого удовлетворение. Он указывал на то, что сотрудники становятся более мотивированными, если могут принимать участие в обсуждениях, дискуссиях, проявлять инициативу и делиться мнениями. При этом ответственность за принятые решения распределяется коллективно, что стимулирует каждого сотрудника участвовать в обсуждении.
Теории, в основе которых лежит специфическая картина человека
Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника, берут за основу определённый образец работника, его потребности и мотивы. К этим теориям относятся: теория МакГрегора и теория Оучи.
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации анализируют факторы, которые оказывают влияние на мотивацию. По большей части, они сконцентрированы на анализе потребностей человека. Содержательные теории описывают структуру потребностей и их содержание, а также то, как всё это связано с мотивацией индивида. Уклон делается на то, чтобы понять, что побуждает человека к деятельности изнутри. Главными теориями этого направления являются: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория приобретённых потребностей МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга.
Список мотиваторов
* Пробник (пробник духов, помады, лака)
* Новое платье, сумочка, туфли
* Посещение салона красоты (макияж, массаж, прическа)
* Переписка с любимым (письма, смс, открытки)
* Страх потери чего-то (работы, заказов, денег)
* Кредит, долг или обязательства (аванс)
Используйте силу мотиваторов, чтобы добиться цели наверняка. Стимулируйте себя на достижение разных желаний. Создание нужной среды с помощью мотиваторов ускорит и приблизит желаемое.