Мотодоставка белпочта что это
В помощь почтальону мотодоставки ОПС Дрибин-1 Светлане Козловой – «Мобильный почтальон»
Мобильная доставка к самому порогу
На почту Светлана Козлова пришла после СПК «Дрибин», где трудилась оператором машинного доения. И как-то сразу освоилась в новом амплуа. Говорит, общаясь с людьми, забываешь о собственных проблемах. Да и с каждой поездкой по маршрутам словно заново знакомишься с районом, подмечаешь детали в изменениях природы.
— Сельчане и почту ждут, и свежую прессу, и заказы. Для жителей отдаленных деревень такая доставка до порога — настоящее спасение, — отмечает Светлана Владимировна.
Выписывают областную и районную газеты, любят «Сельскую газету», другие издания ИД «Беларусь сегодня». Сейчас стартует подписная кампания, и почтальон уже знает предпочтения своих клиентов.
В конце прошлого года на Могилевщине стартовал новый проект «Белпочты» — «Мобильный почтальон». У работников появился аппаратно-программный комплекс, с помощью которого расширился спектр услуг. Теперь жителям не нужно добираться до стационарного отделения, чтобы, например, оплатить «коммуналку». К тому же за услугу тут же получат чек. Удобно в свою очередь и почтальону: не нужно выписывать вручную квитанции.
— Аппаратно-программный комплекс упростил нашу работу, — подмечает Светлана Козлова. — Небольшой и удобный в использовании аппарат работает в режиме онлайн. Устройство позволяет принимать платежи не только за деньги, но и считывает банковские карты. Операции проходят быстро, тут же оформляется чек. Больше всего клиенты оценили оплату коммунальных платежей — просто и понятно.
Планируется, что в этом году устройством будет обеспечено максимальное количество сельских почтальонов Горецкого РУПС.
В АРСЕНАЛЕ ПРИБУЖСКИХ ПЕЧКИНЫХ – ПСТ, ПОПС и мотодоставка
В этом году Брестскому филиалу РУП «Белпочта» исполнилось 20 лет, однако история развития белорусской почты своими корнями уходит в глубокую древность. Первое документальное упоминание о доставке вестей на территории нашей страны относится к IX веку. Оставаясь верной лучшим традициям своего наследия, почтовая служба не стоит на месте.
Сегодня Белпочта – современная, динамично развивающаяся компания, на которую к тому же возложена важная социальная миссия. Чтобы соответствовать кредо «Быстрота. Надежность. Доступность», она активно внедряет в свою работу инновационные технологии. По словам начальника цеха почтовой связи Брестского филиала РУП «Белпочта» Светланы Якухно, начиная с прошлого года почтовая сеть включилась в процесс упрощения организации приема платежей от физических и юридических лиц. Брестский филиал первый, кто стал внедрять в отделениях связи систему АИС «Расчет» (ЕРИП). В Прибужье модернизация практически завершена. Она потребовала немало затрат: повсеместно происходили замена оборудования, переподготовка персонала, велась и по-прежнему продолжается разъяснительная работа среди населения. Для удобства специалисты разработали специальные визитки, на которых плательщики могут указать свой номер и предъявлять его каждый раз при осуществлении платежей. Такая, казалось бы, мелочь существенно экономит время и операторов связи, и клиентов. С этой же целью в отделениях устанавливаются платежно-справочные терминалы, с помощью которых можно произвести наличный и безналичный расчеты. ПСТ принимают все виды платежных карточек, действующих в Беларуси, и помогают избежать очередей. Но, к сожалению, в сельской местности население пока настороженно относится к техническому новшеству, предпочитая вручать свои деньги лично почтовикам. По этой причине в нашем районе только в некоторых отделениях связи установлены терминалы. Со временем, уверена Светлана Иосифовна, «прогрессивным» оборудованием будут обеспечены большинство из них.
С другой стороны, все большую популярность набирает оплата услуг через интернет. Для тех, кто с глобальной сетью «на ты», будет нелишним заглянуть на сайт компании http://belpost.by. Он является незаменимым инструментом почтовой связи, позволяя жителям страны 24 часа в сутки осуществлять безналичные платежи, оформлять подписки на издания печатной периодики, приобретать товары белорусских производителей, отслеживать путь почтовых отправлений и многое другое.
В 2011 году РУП «Белпочта» признано одной из лучших почтовых служб в мире по уровню развития электронных услуг. В 2012-м компания предложила своим клиентам комплексное обслуживание в выделенных центрах «Бизнес-почта», что позволило снизить нагрузку на отделения связи. Спустя год для удобства клиентов были внедрены услуги линейки «Комфорт», а немногим позднее – предоставлена возможность получения пенсий и почтовых переводов в любом отделении связи, независимо от места проживания.
Доставим в самую глубинку
Цель почты – дойти до каждого белоруса, независимо от того, живет он в крупном городе или сельской глубинке. На данный момент в нашем районе есть немало отдаленных сел, где проживают всего несколько десятков человек. Понятное дело, что своего отделения связи у них нет, а добираться в крупные населенные пункты им сложно, как правило, в силу возраста. К слову, на данный момент в Прибужье функционируют 25 отделений почтовой связи и трудятся 85 работников, из которых 49 – почтальоны. Чтобы жители глубинки не чувствовали себя обделенными, а это преимущественно люди пожилого возраста – для них с 2008 года открыто передвижное отделение почтовой связи (ПОПС). Оно укомплектовано тем же оборудованием и выполняет такой же перечень функций, что и стационарные отделения. Ежедневно, кроме выходных, почта на колесах отправляется по двум маршрутам, охватывающим северное (в сторону Чернавчиц: д.Покры, Холмичи, Омелинно, Збироги и т.д. ) и южное (в сторону Домачево: д.Черск, Леплевка, Гута и т.д.) направления. Второй, к слову, был освоен два года назад – после того, как по экономическим причинам закрылось нерентабельное отделение в д. Леплевка. Следует отметить, что оптимизация коснулась и цеха почтовой связи Брестского филиала. С 1 января нынешнего года к нему примкнула почтовая сеть Жабинковского района. Ранее, напомним, в сфере обслуживания цеха находились г. Брест и Прибужье.
В связке с ПОПСами работает мотодоставка почты, которая полностью выполняет функции почтальонов, у которых поездки в отдаленные деревушки по труднопроходимой местности и с тяжелой сумкой за плечом отнимают много сил и времени. Машина из Бреста привезет сельчанам корреспонденцию, пенсию, продукты и товары, почтовики на дому примут платежи и оформят подписку. Всего по району действует шесть маршрутов с элементами мотодоставки.
Ценим живое общение
Почта меняет свой облик. На смену ручному труду приходит «умная» техника. Как отметила Светлана Якухно, с 2013 года письма со всей республики поступают в столицу, где их сортирует специальная машина. Она распознает адрес на конвертах вплоть до населенного пункта, где проживает получатель. Эта чудо-машина не только облегчила труд десяткам рабочих в цеху, но и избавила почтовые узлы в областных центрах от необходимости дальнейшей сортировки корреспонденции. Теперь почтальонам нужно лишь забрать упакованные связки писем и разнести их по домам.
Как бы далеко не зашел технический прогресс, ничто не заменит живого человеческого общения, которое так необходимо сельчанам. Они порой и в отделение связи приходят, чтобы просто поговорить, излить душу, поделиться новостями. А как ждут почтальона пожилые люди! Для кого-то общение с ним – лучшее лекарство от одиночества.
Однако все течет, все изменяется, и почтовикам тоже нужно идти в ногу со временем. Расти над собой, обучаться новому им помогают различные семинары, курсы повышения квалификации, конкурсы профессионального мастерства. В этом году победителями районного этапа стали начальники отделений связи г.п. Домачево Оксана Коренчук и аг. Черни Надежда Кинчак, которые также приняли участие в областном туре. В следующем году испытания ждут почтальонов и операторов почтовой связи.
Сколько деревень за день может обслужить мотодоставка?
Обычно почтальоны обходят маршрут пешком или объезжают на велосипеде. Но в сельской местности куда удобнее передвигаться на машине: во-первых, один работник может охватить больше населенных пунктов, во-вторых, проще доставлять товары (все-таки багажник авто вмещает больше, чем сумка). Именно поэтому почта развивает мотодоставку. Например, в Логойском районе такой вид обслуживания работает на трех маршрутах. Мы проехались вместе с работником отделения Петром САЕВИЧЕМ и посмотрели, сколько можно успеть за день.
Петр Михайлович — один из «старожилов» Логойской почты. Работает здесь с 1992 года. Сначала был просто водителем, а последние семь лет — водителем-почтальоном. Признается, что сразу было немного сложно научиться расписывать газеты, а остальные обязанности легко освоил.
Профессию мужчина выбрал по примеру отца.
— Он в совхозе работал водителем, — рассказывает собеседник. — Я с трех лет с ним ездил. Садика же в деревне не было, отец и брал меня с собой в машину. Там и поспишь, и паабедаеш. В дороге все было вкусно: сухарики, хлеб с салом. Так и приучился. Брат мой тоже водителем стал — можно сказать, династия.
Сам Петр Саевич после армии шесть лет работал в Минске в автобусном парке. Потом устроился в строительную организацию. Но когда сделали операцию на руке и запретили поднимать тяжести, перевелся на почту. Почему променял столицу на райцентр? В Минске тогда не было перспективы построить квартиру, давали только место в общежитии. Петра Михайловича, который как раз женился, такой вариант не устраивал — с детьми будет тесно. Вот и купил дом в Логойске. Тем более что эти места для его родные: мужчина родом из деревни Прудище Логойского района.
Служебное «пежо» уже загружено — время отправляться на маршрут. Сегодня это 26 деревень, где нужно разбросать газеты, передать несколько писем и посылку. Плюс еще собрать в Логойске письма из ящиков и в двух банках принять документацию. Всего — 133 километра. В некоторые дни, когда нужно заехать в отдаленные населенные пункты, километраж может достигать и 160-170.
Ранее, чтобы охватить этот участок, нужно было пять-шесть «пеших» почтальонов, а теперь справляется один на авто. За тем, чтобы водитель не отвлекался от маршрута и не пропустил ни одного адресата, следит система навигации.
В дороге любуемся природой вокруг. И немного завидуем почтальону: такую красоту видит ежедневно!
— Логойщина — красивые места, — соглашается с нами загорелый Петр Михайлович. — А на моем предыдущем маршруте, где деревни Олешники, Молоди, еще лучше: одни холмы. Там, кстати, самые грибные места. Когда сезон начинается, не проехать. Машин моря, все съезды на обеих сторонах дороги заняты.
Мужчина замечает: каждое время года интересно по-своему. «Зимой едешь, посмотришь на обочину — след на снегу: кто-то из зверей прошел ночью».
В следах Петр Михайлович разбирается — он охотник со стажем. С ноября и до конца января пропадает в лесах. Шутит, что охотится на все, что бегает. В основном на зайца, а когда открывается загонная охота, то и на лося, кабана, косулю.
Почтальон глушит машину. В некоторые деревни, например Малиновку, он заезжает только для одной газеты. Опускаем ее в ящик и двинемся дальше. Самые напряженные дни, по наблюдениям мужчины, — среда и суббота. В это время выходят многие еженедельники, поэтому развезти прессы нужно вдвое больше, чем обычно.
На панели авто лежат маленькие бумажки, скрепленные скрепкой. «Это шпаргалочки с продуктами, — объясняет водитель. — Я предварительно записываю, кому какие товары нужны, чтобы в следующий раз привезти. Обычно просят муку, сахар, масло, макароны, комбикорм для кур. У многих мой телефон записан — звонят, заказывают».
Люди вообще привязываются к почтальону. Петр Михайлович вспоминает, что, когда три года назад его перевели на новый маршрут, пенсионеры из предыдущего участка звонили в отделение, просили вернуть их водителя.
В деревне Зеленый Сад, когда подходим к одному из домов, прежде нас замечает собака. Вскакивает на будку и встречает громким лаем.
— Молодец, хлеб отрабатывает, — улыбается Петр Михайлович.
Услышав нас, с огорода показывается хозяйка. Сегодня для нее только газета. Но Лариса Павлова рассказывает, что в день, когда получает пенсию, сразу же оплачивает через почту коммунальные услуги, часто заказывает товары.
— Стиральный порошок, сахар, — перечисляет женщина. — У нас тут магазина нет, только автолавка приезжает.
— А на почте некоторые продукты даже дешевле, — добавляет мужчина. И вспоминает, как на прошлом маршруте за август две тонны сахара продал: — Его много брали на подкормку пчелам. В той местности их многие держат, по 30—40 ульев на лесосеках стоит.
Дальше едем передать пару писем. Одному мужчине — сообщение с работы, другому — от нотариуса. И снова за руль.
— Теперь дорога нормальная, а зимой и осенью по деревням сложно бывает проехать, — признается водитель. — Когда «Хавьер» был, до одного села две недели добраться не мог. Помню, когда дорогу наконец почистили, сугробы на обочинах были выше машины. Хорошо, бабка в деревне еще раньше купила муки и масла. Хлеба уже не осталось у нее, одни блины ела. Радовалась моему приезду, на всякий случай набрала продуктов побольше.
На работе Петр Михайлович с семи утра до четырех дня. А по вечерам и на выходных обычно работает на приусадебном участке: как-никак 12 соток земли. В минувшее воскресенье вот одуванчиковый сенокос на целый день был. Жена почтальона — бывший диспетчер МЧС — уже на пенсии.
«Как родился внучек, то она сразу ушла на заслуженный отдых», — смеется Петр Михайлович.
Он вообще много улыбается. Будто и не устает за день за рулем.
— За столько лет привык. Уже скоро мемуары можно писать: 40 лет дорога перед глазами. Будет что на пенсии вспомнить.
О работе мотодоставки Круглянского ОПС
Универсальный тандем
Ежедневный маршрут мотодоставки — 30 деревень и около 170 километров. За день успеть объехать нужно всех. Голубая машина для сельчан — почта, магазин, сберкасса. Ольга объясняет такую универсальность мотодоставки:
— В зоне обслуживания отдаленные деревни, где живут с десяток сельчан. Им удобно оформить у нас заявку, знают, что привезем товар вовремя как часы. Это касается и коммунальных платежей, товаров первой необходимости. В списке услуг на первом месте, конечно, традиционные — доставка корреспонденции, выплата пенсий. С нетерпением ждут сельчане и газет.
В том числе и «Сельскую газету», которую в Круглянском районе выписывают активно. Следит за ней и почтальон, но и сама, признается, мечтала попасть на страницы издания:
— Приятно видеть коллег, читать их истории. Некоторые в почтовом деле уже по 30 лет! Сама немного недотягиваю — разменяла два десятка. Работала кладовщиком, почтальоном, возглавляла ОПС в деревне, уже около десяти лет в мотодоставке. Поменяла много должностей, но месту работы верна. Да и не могу уже без общения — благодаря профессии знаю едва ли не полрайона лично.
К слову, обслуживают круглянские деревни три машины и одно передвижное отделение — мобильный аналог обычной почты. Стационарных пунктов в районе всего девять. Туда, где они не действуют, регулярно добирается «передвижка». По словам начальника Круглянского УПС Елены Велигуро, главная задача этого вида услуги — оперативно добраться до самых отдаленных деревень и организовать работу не хуже, чем на стационарных пунктах. Судя по отзывам жителей глубинки, получается неплохо.
Мотодоставка «Белпочты» – и магазин, и почта, и банк. Водитель о своей работе (Малоритский район)
УАЗ с надписью «Белпочта» для сельчан – и магазин, и почта, и банк. В Малоритском районе данный вид обслуживания работает на четырёх маршрутах. Мы пообщались с водителем одного из таких автомобилей и узнали о специфике работы мотодоставки.
Трудовой стаж Виктора Ледянкина в отделении почтовой связи «Малорита-3» 15 лет. До прихода сюда Виктор Валерьевич работал экспедитором в Малоритском райпо. Правда, его трудовая биография начиналось когда-то именно с работы почтальоном.
— После окончания Пружанского сельскохозяйственного техникума по специальности агрономия, вернулся в Малориту, — вспоминает Виктор Валерьевич. — Отец в то время был начальником узла связи г. Малорита, мама работа здесь же секретарём.
Сегодня Виктор Ледянкин и почтальон, и водитель в одном лице. И от того, как он организует свою работу, во многом зависит и деятельность всего отделения.
Ежедневный маршрут мотодоставки – 10 населённых пунктов, среди которых деревни Сушитница, Отчино, Толочно, Старое и Новое Роматово, Дубично, станция Закрутин, Лешница, Антоново, Печки. Клиентами «Белпочты» по этому участку являются 732 человека, 205 из которых – пенсионеры.
— Всегда с нетерпением ждут сельчане районную газету «Голас часу», — рассказывает Виктор Валерьевич. – 1102 экземпляра выписывают только на моём маршруте.
Зачастую почтальон не оставляет почту в ящике, а посещает людей лично: кому-то пенсию выдать, кому-то посылку передать. И самое главное, чтобы доставить на дом продукты питания, хозяйственные товары для пенсионеров и одиноко проживающих людей.
— Я уже и без «шпаргалок» знаю, какой заказ и куда отвезти, — рассказывает почтальон-водитель – Так, в Сушитнице у меня есть одна бабушка, которая постоянно покупает сладости. Говорит: «Для внуков будет». Она меня уже «внучком» называет. В преддверии Нового года популярностью пользуется услуга «Поздравление Деда Мороза». Всегда придумываю для детишек какую-нибудь интересную историю, как Дед Мороз просил меня передать этот подарок лично в руки. В среднем, ежедневная выручка составляет около 70 рублей.
Для почтовиков дни с повышенной нагрузкой – среда и суббота.
— Это дни выхода «районки», — объясняет Виктор Валерьевич. – Нужно успеть доставить свежие новости в каждый дом. Например, в пункты почтового обмена Мельники и Хотислав доставляются уже приготовленные пакеты с почтой и товарами народного потребления, что значительно ускоряет работу.
Порой почтальону приходится не только преодолевать километры, но и бороться с сюрпризами погоды.
— Когда я работал на другом маршруте, ездил через Грушку, — вспоминает Виктор Ледянкин. – Помню, была осень, только-только прошёл сильный ливень. Дорога была разъезженная — и машина застряла в грязи. Пришлось обращаться за помощью в ближайший дом. Надо было находить выход из сложной ситуации, ведь знал, что жители деревень ждут корреспонденцию.
Виктор Валерьевич занимается спортом. Ежегодно он принимает участие в областных соревнованиях по мини-фуболу и легкоатлетическому кроссу. Все свои награды бережно хранит на работе. Говорит, что это коллективная заслуга. С гордостью берёт с полки свою последнюю награду:
— В мае этого года участвовал в 21 областной отраслевой круглогодичной спартакиаде Брестского филиала РУП «Белпочта», где занял 2 место по кроссу. Современный почтальон должен быть сильным, выносливым и спортивным.
Пока мы разговаривали, Виктор Валерьевич собирал в свой ежедневный поход сумку с корреспонденцией. Получив путевой лист и пройдя медицинское освидетельствование, отправился в дорогу. «Люди ведь меня ждут, а значит надо спешить», — добавил напоследок.