Мотокросс что это такое
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Мотокросс – один из старейших видов мотоциклетного спорта
История мотоциклетного спорта, как мы уже выяснили, берет свое начало практически с самого изобретения мотоцикла, то есть, с 1885 года. Возникновение такой популярной и по сей день дисциплины как мотокросс, связано с ним практически неразрывно, поскольку именно она стала одним из первых официальных направлений, которое, к тому же, даже смогло породить ряд других зрелищных дисциплин.
Мотокросс в двух словах
В современном понятии мотокросс (также иногда именуемый MotoX или просто MX) – это гонка на замкнутой трассе, пролегающей по пересеченной местности вне дорог общего пользования. Основная задача каждого гонщика – первым пройти определенное количество кругов за отведенное время. В профессиональных заездах оно обычно ограничивается 30 минутами плюс 1-2 дополнительных круга.
В отличие от других видов спорта, где во главу ставится высокая скорость, здесь не меньшее значение имеет физическая подготовка и мастерство гонщиков, поскольку на пути к финишу им приходится преодолевать большое количество различных препятствий. Среди них и изменения дорожного покрытия на грязь и песок, и крутые подъемы и спуски, и даже искусственно установленные небольшие трамплины. Все это делает мотокросс одним из самых зрелищных и от того популярных соревнований. Однако было так далеко не всегда.
С чего все началось
Прародителем мотокросса принято считать так называемую «гонку за лисой». Это соревнование было организовано в Англии в 1908 году с целью доказательства того, что мотоциклы, несмотря на относительную молодость, являются весьма перспективным средством передвижения по бездорожью, по мощности и проходимости превосходящим привычных для того времени лошадей. Для подтверждения этого на трассу вышли 16 всадников и 13 мотоциклистов.
Доказать свою правоту любителям инноваций не удалось: во-первых, безоговорочную победу по времени в гонке одержала конница, а, во-вторых, 11 из гонщиков на «механизированных экипажах» вовсе не смогли прийти к финишу. Но, несмотря на поражение, мотокросс вместе с мотоциклетной техникой продолжил сове развитие и уже через несколько лет предстал перед зрителями в новом обличии.
Здесь стоит отойти от темы и отметить, что основным видом соревнований на тот момент стали гонки на длинные дистанции. Они ставили серьезный вызов гонщикам, зачастую выступавшим и инженерами, вручную дорабатывающими своих «железных коней», но были малоинтересны зрителям: следить за движением на всей протяженности трассы было просто невозможно. Поэтому стали приниматься первые попытки сделать соревнования более локальными, чтобы их посетители могли лицезреть всю сложность борьбы спортсменов. Одной из таких попыток стал новый прообраз мотокросса.
По правде говоря, он не имел практически ничего общего с тем, чем стал в итоге. Дело в том, что соревнования проводились не на привычной замкнутой трассе, а у подножья холма. Основной задачей участников, стартовавших поочередно, был подъем на его вершину, но, ввиду небольшой мощности, солидного веса мотоциклов тех лет и крутости подъема, сделать это не удавалось никому. Победителем же считался тот гонщик, которому удавалось больше всех приблизиться к цели. Несложно догадаться, что с такими, довольно странными, правилами состязания не ждал оглушительный успех.
Вновь, и на этот раз навсегда, мотокросс вернулся уже после Второй Мировой. Правила вновь изменились и теперь представляли собой хорошо знакомые нам гонки по пересеченной местности с одновременным стартом всех участвующих мотоциклистов. Единственным спорным моментом оставалась длина трассы, которая в итоге ограничилась 1,5-3 км. Впрочем, из этого правила были исключения – иногда длина кольца достигала внушительных 30 км, а при большом количестве участники могли стартовать поочередно. Впрочем, подобные изменения лишь разнообразили принятую концепцию и делали новообразованные соревнования еще более интересными для простого, непосвященного зрителя.
Мотокросс в СССР и выход на мировой уровень
Изначально, как и любая другая дисциплина, все состязания носили любительский и полулюбительский характер, но после того, как были определены основные правила, они достаточно быстро получили официальный статус полноценной спортивной дисциплины. Даже в СССР, достаточно сильно отстававшем от Франции и Англии – пионеров мотоциклетного спорта, уже в 1928 году, была организована первая официальная кроссовая гонка, ставшая частью проходившей спартакиады. Впрочем, тогда дистанция была выбрана гораздо больше, чем принято сейчас – ее длина достигала 100 км.
В целом, в этот период мотокросс в СССР можно смело назвать самым популярным видом мотоциклетного спорта. Гонки проводились не только в крупных городах, но и в регионах и зачастую привязывались к определенным памятным датам и историческим личностям.
Все это в итоге привело сначала к проведению первых международных соревнований в 1954 году, а затем и к участию советских спортсменов в Чемпионате мира. Он, к слову, впервые прошел в 1957, придя на смену проводившемуся с 1952 года Чемпионату Европы, и с тех пор остается основным состязанием мирового уровня.
Особенности мотоциклов
Вместе с правилами менялась и используемая в соревнованиях техника. Изначально это были обычные серийные модели мотоциклов. Чуть позже, когда мотокросс начал обретать более современные формы, стало понятно, что такие мотоциклы слишком тяжелы и неповоротливы для быстрого, уверенного маневрирования по сложным трассам, поэтому гонщики начали сами модифицировать их, избавляясь от всего «лишнего» (фар, багажника) и дорабатывая ходовую часть.
Чуть позже, когда индустрия шагнула вперед, стали появляться и первые серийные модели, изначально предназначенные для кросса. Все вносимые в них изменения были основаны на наблюдениях за поведением машин и гонщиков на трассе. Помимо общего облегчения конструкции, они коснулись и уменьшения ширины руля, что делало машину более управляемой, увеличения хода вилки, а также подъему выхлопной трубы, которая раньше постоянно получала повреждения. Но наиболее важное изменение было связано с двигателем: на место распространенных, но тяжелых 4-тактных пришли более компактные, легкие и оборотистые 2-тактные одноцилиндровые моторы, сделавшие всю конструкцию гораздо более управляемой и легкой.
Современные серийные модели кроссовых мотоциклов продолжают эти идеи: в них отсутствует аккумулятор и электростартер (по крайней мере, в большинстве моделей его заменяет кикстартер), фары, стоп-сигнал, зеркала и приборная панель. Кроме того, за счет использования более современных сплавов и ряда технологических решений, к примеру, отказа от барабанного тормоза в пользу дискового, их конструкцию удалось облегчить еще сильнее. Это позволило вновь устанавливать 4-тактные двигатели.
Сейчас все модели мотоциклов подразделяются на классы в соответствии с объемом двигателя: 50, 65, 85, 125, 350 и 500. По понятным причинам, соревнования проводятся между машинами одного класса.
Мотокросс как прародитель для других видов спорта
И последнее, на чем стоит остановиться – это влияние мотокросса на весь мотоциклетный спорт в целом, которое из-за раннего появления и получения статуса официального вида спорта было практически неизбежным. В частности, кросс послужил родоначальником сразу для нескольких других направлений:
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: мотокросс и его разновидности
Мотокросс можно с уверенностью назвать прародителем не просто нескольких современных дисциплин, но и всего мотоциклетного спорта в целом. Более того, даже сейчас, при всем разнообразии существующих направлений, он остается одним их самых популярных видов мотоциклетного спорта, как у зрителей, так и у спортсменов. Именно поэтому обойти его вниманием в рамках цикла статей о современных мотоспортивных дисциплинах просто невозможно.
Общая информация
Мотокросс — это одна из разновидностей гонок по бездорожью. Соревнования проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5-2 км, не включающих участки дорог общего пользования. Они имеют естественное покрытие и обязательно оснащаются дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов.В зависимости от масштабов соревнований, гонка проводится в 2-3 заезда, на каждый из которых отводится, в среднем, 20-40 минут + 2 дополнительных круга.
Участниками используется особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объема двигателя которых производится деление гонок на классы. При этом существующие классы и конкретные требования к оборудованию в рамках каждого из них указываются для каждого чемпионата отдельно.
Подробнее об особенностях конструкции кроссового мотоцикла вы можете узнать из одного из прошлых материалов.
С чего начинался мотокросс
Самым первым соревнованием, положившим начало мотокроссу, считается «гонка за лисой» 1908 года. В ней участвовали не только мотоциклисты, но и конные наездники. Столь странный для современного зрителя набор участников объясняется достаточно просто: целью заезда было доказательство того, что мототехника может на равных тягаться с лошадьми в скорости и проходимости. Несмотря на то, что мотоциклисты в этом заезде потерпели поражение (11 из 13 участников не пришли к финишу), мотогонки по бездорожью продолжили существовать и развиваться.
В итоге все это вылилось в появление первого официального международного соревнования — Чемпионата Европы по мотокроссу, прошедшего в 1952 году. В 1957 ему на смену пришел еще более масштабный Чемпионат мира, проводимый под эгидой ФИМ и по сегодняшний день.
В СССР кроссовые заезды, несмотря на достаточно сильное отставание в техническом плане от запада, обрели официальный статус уже в 1928, когда гонка по пересеченной местности стала частью спартакиады. Первые же международные соревнования прошли в 1954. В них принимали участие не только советские гонщики, но и спортсмены из Чехословакии, Польши и ГДР. А уже 2 года спустя Центральный автомотоклуб СССР был официально принят ФИМ, что открыло отечественным мотоциклистам доступ к мировым состязаниям.
Основные соревнования
Практически с самого начала своего существования мотокросс являлся наиболее доступной точкой входа в мир профессионального спорта, поэтому участников всегда было достаточно, а соревнований различного масштаба проходило огромное количество. Помимо Чемпионата мира, к основным мировым соревнованиям также можно отнести:
В большинстве крупных стран, участвующих в международных соревнованиях, также проводятся локальные гонки. В России это:
С более подробным списком отечественных состязаний, а также с актуальными результатами прошлых заездов также можно ознакомиться здесь.
Виды мотокроссовых гонок
Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.
Вместо финишной черты
Современный мотокросс по-настоящему многолик и разнообразен, поэтому привлекает огромное количество молодых спортсменов. Вступить в их ряды вполне можете и вы или ваши дети, но перед этим мы рекомендуем ознакомиться, как минимум, с двумя достаточно важными материалами:
Мотокросс. Виды и соревнования. Техника и особенности
Мотокросс считается одной из самых популярных дисциплин в мотоспорте и представляет собой гонку на специальных мотоциклах по бездорожью. Трассы для соревнований изобилуют препятствиями (крутыми спусками и подъемами, ямами, трамплинами, насыпями и пр.), как природными, так и специально построенными, и находятся вне дорог общего пользования.
Само название спорта происходит от двух английских слов: «motorcycle» — мотоцикл и «cross country» — пересеченная местность). Лишь в Соединенных Штатах он именуется по-другому — dirt racing.
Немного истории
Начало мотокроссу положили состязания, проводимые в Великобритании в 1908 г, которые получили название «гонка за лисой». Это были показательные заезды, демонстрирующие все достоинства нового мотоцикла на любой трассе, в том числе на бездорожье. Однако главная цель была не достигнута: большая часть участников не добралась до финишной черты, а преимущество по времени осталось за лошадьми. И все же производство мотоциклов продолжилось, а мотокросс стал новым видом спорта.
В то время заезды проводились на длинные дистанции, а потому наблюдать за гонщиками на всей протяженности маршрута было невозможно. Поэтому соревнования стали организовывать на склоне холма. От гонщиков требовалось по очереди подняться на вершину. Сделать это было не под силу никому вследствие технического несовершенства мототехники. Поэтому первенство признавалось за тем спортсменом, который поднимется по склону выше остальных. Но и такие гонки не были интересны зрителям.
Правила соревнований изменились после Второй Мировой войны. Гонки стали проходить в привычном нам формате: по замкнутой трассе с большим количеством препятствий. Протяженность кольца варьировала от 1,5 до 30 км. Старт был одновременным для всех участников, но если их было слишком много, мог происходить и поочередно.
В нашей стране мотокросс первоначально был любительским спортом. Но в 1928 г. в рамках всесоюзной спартакиады прошли официальные заезды на мотоциклах по пересеченной местности. Протяженность дистанции составила 100 км. Были утверждены единые правила мотокросса и он стал отдельной дисциплиной, быстро завоевавшей общественное признание. Соревнования стали проходить в различных регионах, становились частью мероприятий, посвященных историческим датам и событиям.
С 1952 г. стал проходить Чемпионат Европы по мотокроссу. А в 1957 г. впервые состоялся Чемпионат мира, в котором приняли участие и отечественные гонщики. Мировые чемпионаты с тех пор проводятся регулярно, и сегодня являют собой мотоциклетные соревнования высшего уровня.
Особенности мотокросса
Самая главная отличительная черта этой дисциплины — стиль езды и преодоления препятствий. Гонщику необходимо контролировать мотоцикл весом 100 кг, несущийся на огромной скорости. Он постоянно помогает себе руками и ногами, гася удары от неровностей трассы. Поэтому езда происходит по большей части в позиции стоя на подножках «железного коня». Это не так легко, как может показаться, поэтому продолжительность гонки — не более 30 мин. Иногда к основному времени добавляется 2 круга (например, на Гран-При). За это время спортсмену необходимо проделать установленное регламентом соревнований число кругов и первым прийти к финишу.
Мотокросс требует от спортсмена прекрасной спортивной формы и мастерского управления мотоциклом. Важно не просто развить максимальную скорость, а преодолеть на ней самые разные изменения дорожного полотна: песчаные и каменные насыпи, грязь, канавы с водой, подъемы, спуски, трамплины и многое другое. Именно это и делает состязания такими зрелищными и эффектными.
Если заезды происходят на специально построенной трассе, то состязания именуются суперкроссом. Дистанция имеет, как правило, небольшую протяженность (до 400 м), и на ней оборудуется множество поворотов и трамплинов. Для этих целей используется стадион или крытый спортивный зал. В мотокроссе может участвовать до 40 гонщиков, а в суперкроссе — до 25.
Как проходят соревнования
В зависимости от статуса гонки, числа спортсменов, участвующих в ней, и классов мотоциклов может изменяться количество кругов и длительность заездов. Изменять эти параметры вправе организаторы соревнований.
Официальные гонки, как правило, проходят в 2 этапа:
Квалификационный этап необходим для того, чтобы распределить места участников на старте. Могут предусматриваться также заезды надежды и полуфинал.
Условно мотокросс можно разделить на 2 этапа: старт и остальная часть. Тот, кто получит преимущество на старте, вероятнее всего достигнет финиша раньше своих противников. Поэтому технике старта уделяется особое внимание.
На стартовой линии спортсмены располагаются на мотоциклах с работающими двигателями. в обязательном порядке используется стартовая машина — конструкция из металла, располагающаяся на линии старта и блокирующая переднее колесо мотоцикла. Иногда ее называют стартовыми воротами. Стартер начинает отсчет времени, показывая таблички «15 сек», «5 сек», по истечении которого убираются стартовые ворота.
На трассе в обязательном порядке устанавливается пункт хронометража, где располагаются хронометристы, фиксирующие число кругов, проделанных каждым участником. Временем пересечения финиша считается момент пересечения ее передней частью мотоцикла.
Все участники получают места в порядке финиширования и с учетом числа проделанных кругов.
Без результата остаются те, кто:
В случае возникновения опасности на трассе, а также иной форс-мажорной ситуации, гонка может быть остановлена и даже прекращена в любое время. В этом случае выбрасывается красный флаг.
Все участники соревнований должны соблюдать правила, не подвергать опасности себя и других и не допускать неспортивного поведения. К нарушителям применяются штрафные санкции вплоть до дисквалификации.
Кроссовые мотоциклы
Техника для мотокросса по внешнему виду и техническим характеристикам отличается от любых других мотоциклов. Их параметры максимально подогнаны для того, чтобы маневрировать, выполнять прыжки и трюки на пересеченной местности. А вот ездить по обычным дорогам общего назначения на них нельзя.
Первоначально для гонок использовались обычные мотоциклы. Их тюнинговали сами спортсмены, совершенствуя и добиваясь большей эффективности. Прежде всего, это касалось уменьшения массы байка — снимались багажники, зеркала, убирались подножки и другие элементы. Кроме того, велась работа по повышению мощности двигателя. В итоге был сконструирован кроссовый мотоцикл. Его отличительная особенность состоит в отсутствии всех лишних деталей, вплоть до электростартера.
Изменения коснулись также ширины руля, что позволило повысить контроль над байком, подъему выхлопной трубы, за счет чего она стала реже получать повреждения. Вместо тяжелых 4-тактных моторов на современные кроссовые мотоциклы устанавливают легкие и мощные 2-тактные.
Сегодня эти агрегаты используются только в спортивных целях. Они не являются участниками дорожного движения, а потому не регистрируются в ГИБДД и не требуют получения специального удостоверения о праве управления ими. Государственные номера для них также не предусмотрены.
Факты про мотокросс
Гонка по пересеченной местности является огромной физической нагрузкой для спортсменов — частота сердечных сокращений достигает 200 уд/мин. Не меньше и стрессовая составляющая, ведь гонщик вынужден постоянно удерживать байк на разных неровностях покрытия, разнообразных препятствиях и в прыжках. Ему необходимы выносливость, ловкость, чувство баланса и быстрота реакции на меняющуюся дорожную ситуацию. В результате за 30 мин. гонки человек может потерять в весе до 5 кг. Не говоря уже о различных травмах, которые нередки на трассе.
Мотокросс задействует работу рук, ног и спины, поэтому необходимо постоянно тренировать мышцы. В противном случае они будут постоянно испытывать на себе негативное воздействие и истощаться. Исследования, проведенные специалистами Национального Института Спорта и Здоровья (Калифорния), подтвердили, что нагрузки гонщиков мотокросса испытывают большие нагрузки, чем бегуны, футболисты и другие. И их уровень физической подготовки выше, чем у других спортсменов. Несмотря на вышесказанное, к занятиям допускаются дети, достигшие 4 лет, для которых выпускаются специальные маленькие мотоциклы.
Мотокросс можно считать прародителем таких спортивных дисциплин, как:
Пока мотокросс не входит в программу Олимпиады, но это не умаляет его популярности и зрелищности. Его выбирают экстремалы, жаждущие скорости и адреналина, и болельщики, которые любят «пощекотать нервы», наблюдая за движениями мотоциклов.
Что такое мотокросс
Мотокро́сс (англ. motocross. motorcycle — мотоцикл и cross country — пересеченная местность) — вид мотоциклетного спорта, представляет из себя гонку на кроссовых мотоциклах, проводимую по пересеченной местности на замкнутой трассе с естественными и искусственными препятствиями в виде холмов, трамплинов, резких спусков и подъемов.
Мотокросс входит список наиболее популярных спортивных дисциплин. Он является одной из многочисленных разновидностей мотоциклетного спорта. Особенностью этого вида является передвижение на специальных моделях мототехники по пересеченной местности. Это могут быть гонки по трассам с естественными или искусственно обустроенными препятствиями в виде крутых подъемов, канав, трамплинов, песчаных участков.
Автор фото Asiana/Depositphotos.com
Особенности кроссовых мотоциклов
Для участия в соревнованиях по мотокроссу необходимы специальные кроссовые мотоциклы. Они кардинально отличаются от других видов мотоциклетной техники и не предназначены для передвижения по дорожным магистралям общего пользования. Такая техника отлично подходит для езды по пересеченной местности и выполнения различных сложных трюков. Кроссовые мотоциклы, в отличие от других моделей выпускают отдельно для детей и взрослых.
В самых первых гонках по бездорожью участвовали спортсмены на традиционных дорожных байках, которые в процессе приобретения их хозяевами практического опыта дорабатывались для большей эффективности самостоятельно. Основным направлением такого тюнинга было максимальное снижение веса конструкции за счет снятия багажников, осветительных приборов, зеркал, подножек и других элементов. Параллельно находились оптимальные решения для увеличения мощности мотора. В результате такой эволюции и появился кроссовый мотоцикл, который кратко можно описать, как полное отсутствие всего лишнего. У большинства моделей этой техники отсутствует даже электростартер. Запуск мотора при этом осуществляется при помощи кик стартера.
Автор фото homydesign/Depositphotos.com
Кроссовые мотоциклы являются исключительно спортивным инвентарем, и не подлежат регистрации в специальных службах, обеспечивающих безопасность на дорогах. Для управления ими не требуется даже водительское удостоверение. Но в тоже время они не могут сертифицироваться в качестве транспортного средства для дорог общего пользования и не могут иметь госномер. Эта техника представляет опасность для других участников движения и не может использоваться для езды по обычным автомагистралям.
Как выбрать кроссовый мотоцикл
Выбор техники для мотокросса не так велик, как, к примеру, в несколько похожем классе «эндуро». Если вы только приняли решение попробовать свои силы в данной дисциплине, то можно порекомендовать обратить внимание на мотоциклы с двухтактными двигателями. Этим же критерием следует руководствоваться и при выборе кроссовых мотоциклов для детей и подростков. Основное преимущество таких моделей кроссовых мотоциклов заключается в меньшем весе, а, следовательно, и более высокой маневренности на трассе. Для новичков езда на двухтактном мотоцикле обеспечивает меньший риск получения травм. Еще одним плюсом такого выбора является более дешевое техническое обслуживание и ремонт. Вообще, начинающим можно посоветовать, меньше уделять внимания техническим характеристикам, так как при более серьезном подходе к мотоспорту в будущем придется подбирать модель, что называется под себя и под те требования, которые будет вдвигать специализация спортсмена (кросс, трюки и т.д.). Скорее всего, следует ориентироваться на размер бюджета, который вы можете выделить на приобретение железного коня и экстерьер мотоцикла.
Если, техника нужна для того, чтобы просто получить дополнительный адреналин и удовольствие от поездок по бездорожью и пересеченной местности, без соревновательного стимула, то можно порекомендовать модель 4Т.
Автор фото mikdam/Depositphotos.com
Отдельно следует поговорить о спортивных моделях кроссовых мотоциклов для детей и подростков. В линейке такой техники выделяется два направления. Это мотоциклы для обучения кроссовой езде, а также те модели, которые можно смело отнести к спортивному инвентарю. Некоторые производители выпускают для начинающих технику с автоматической трансмиссией. Так, в линейке популярного производителя Yamaha представлена интересная модель для новичков мотоспорта PW50.
Детские кроссовики в отличие от питбайков рассчитаны только на ребенка. Обучаясь на них, дети легко достают до управляющих рычагов и сидя могут спокойно поставить на землю обе ноги.
Особенности обучения мотокроссу
Данный вид спорта требует постоянной концентрации и высокой самоотдачи. Важно также неукоснительное соблюдение правил безопасности. В противном случае можно не только безнадежно угробить технику, но и получить серьезные травмы. Избежать неприятностей помогут следующие рекомендации:
не нужно заранее тормозить при вхождении в поворот. Нужно постоянно поддерживать уровень газа;
тормозить следует жестко, больше используя передний тормоз;
задний тормоз, больше необходим при управляемом заносе;
обучение прыжкам нужно начинать на малых трамплинах при средней скорости;
для более мягкого приземления во время прыжка необходимо держать согнутыми локти и колени;
нажатие на газ перед самым приземлением поможет подвеске мотоцикла лучше справиться с перегрузкой.