Моторное планирование для детей для чего
Моторное планирование и речь
Речь – это очень сложный и многоплановый процесс, в котором функция центра Брока не является единственной и главной.
В последнее время появились научные работы, подтверждающие, что первичным центром речи у детей раннего возраста является древняя кора лимбической системы. Таким образом, тренировка мелкой моторики в раннем возрасте никак не будет способствовать появлению речи. Центры Вернике и Брока созревают к 3-4 годам жизни ребенка, поэтому можно сделать вывод, что пальчиковые тренировки с целью развития речи будут целесообразны начиная с этого возраста.
Почему же в эксперименте Кольцовой дети начали говорить на третий день работы? Этому есть неврологическое объяснение. Детям пришлось выполнять новые действия, которые потребовали моторного планирования. Но Кольцова тогда не могла этого знать – это сравнительно новое направление в науке.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.
Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.
Младенец поднимает погремушку, кладет ложку в рот, переползает через порог. Вы можете отметить, что, выполняя эти движения впервые, малыш не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Как только эти действия становятся навыками, они перестают требовать моторного планирования и выполняются легко и быстро, без предварительного обдумывания.
Как это происходит у взрослых? Моторное планирование появляется, когда нужно завязать непривычный узел, освоить танцевальные шаги или новую операцию на производстве.
Моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.
Исследователи отмечают, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом есть дефицит моторного планирования. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?
Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – «новый», «непривычный»!
Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым,– это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, она привычная! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия, здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений.
1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой: если у ребенка это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко.
3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).
Что включает развитие моторного планирования у детей до 3-х лет?
1. Хватательные движения:
2. Развитие соотносящих действий.Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).
3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, волк, домик, стул и другие). Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими.Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.
Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:
Нужно слегка менять сюжет игры, как только вы заметили, что игра освоена. Не бойтесь вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия: сначала выложите из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. Через некоторое время выложите дорожку для куклы, затем – речку для рыбки и т. д.
Все игры и упражнения всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.
Список упражнений и игр для развития мелкой моторики и моторного планирования детей
Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять.
1. Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимайте на нее, чтобы получилась струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Как вариант можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.
2. Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей!
3. Упражнения с бумагой:
4. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать.Сортировка может происходить в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок – фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
5. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза: «Что там?» Когда ребенок развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.6. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять:
Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой моторикой. Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата.
Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, или праксис.
Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих движений не станет навыком.
Исследователи доказали, что у детей с речевыми нарушениями, аутизмом, как правило, есть выраженный дефицит моторного планирования. Возникает конфликт. Логопеды, дефектологи, педагоги требуют сложного моторного планирования именно от детей, у которых оно вызывает большие затруднения. Как это бывает в спорте? Тренер по теннису сначала учит ребенка бегать, держать ракетку, попадать по мячу. Только потом, через весьма продолжительное время, ребенок учится играть в теннис. Точно так же и с речью.
Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных (речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным.
Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку осваивать сложный навык моторного планирования общих движений.Иногда трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.
Родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это, скорее, особенности ребенка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, синдром Аспергера, нарушения поведения и внимания.
Моторное планирование для детей для чего
Автор: Мухортова Светлана Сергеевна
Организация: МАДОУ Шарлыкский детский сад №4
Населенный пункт: Оренбургская область, с.Шарлык
Тема занятия: «Моторное планирование для детей с задержкой речевого развития» (средняя группа 4-5 лет)
Тип занятия: индивидуальный
Цели:
Задачи:
Форма работы: индивидуальная, игровая.
Методы обучения: практический, словесный.
Пояснительная записка
Речь – это не только функция органов артикуляции, но и результат согласованной деятельности нескольких областей головного мозга. Артикуляционные способности находятся в прямой зависимости от движений рук, ног и тела.
За последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Произнесение слов – сложный процесс. Каждое слово содержит один или несколько слогов, каждый слог включает отдельные звуки, а каждому звуку соответствует определенная моторная схема. Чтобы объединить несколько моторных схем ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока это не станет навыком. Как правило, у детей с расстройствами речи слабо развиты крупная и мелкая моторики. Для успешной социализации ребенка, развивать речевые функции нужно как можно раньше. В процессе решения данной задачи первичным и эффективным методом является развитие моторного планирования.
Моторное планирование — это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность. Это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия.
Речевая активность требует сложного моторного планирования. Тренировка крупного моторного планирования (голова, туловище, руки, ноги) и мелких движений (пальцы) помогает развить сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков, слогов, слов и предложений.
Для активного развития ребенка, необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.
Основной принцип моторного планирования – постоянное усложнение:
Чтобы был эффект от тренировок, необходимо правильно выстроить структуру занятия. Все упражнения должны быть непривычны и иметь эффект неожиданности.
Игры на развитие общей моторики, такие как «Иди-беги», «Полоса препятствий» являются самыми любимыми сред детей дошкольного возраста. Преодоление различных препятствий тренирует мышцы, ловкость, координацию, позволяя развить сообразительность, логику, изучить возможности своего тела.
Игры для развития мелкой моторики:
Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:
И, наконец, артикуляционная моторика – самый сложный, но и самый необходимый этап логопедической работы. Сюда входят различные артикуляционные упражнения, выполняемые с помощью языка, губ зубов, щек, нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слогов.
Есть отработанные действия, не требующие выставления логической последовательности действий, они выполняются автоматически. Например, ребенок наизусть знает простой пазл и с легкостью собирает картинку. Здесь нет моторного планирования, это уже навык. Моторное планирование появляется тогда, когда перед человеком стоит новая задача.
Для воспитания моторного планирования при проведении упражнений, необходимо придерживаться определенных правил:
Успешная реализация зависит от слаженности сенсомоторных и интеллектуальных структур мозга, также требует правильной вестибулярной и проприоцептивной обратной связи.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуй (имя ребенка)!
Сегодня мы с тобой пойдем в сказочный лес, в котором живет ежик по имени Проша. Хочешь с ним подружиться? (воспитатель показывает ежика). Только он сегодня очень грустный, потому что растерял все свои припасы на зиму, которые собрал на полянке и нес к себе в норку. Давай поможем ежику Проше найти его припасы.
Для этого нам нужно добраться до полянки, где он их потерял. Но дорога будет очень трудной. Ты согласен преодолеть препятствия?
Упражнение 1. Зеркальное копирование поз и движений.
Цель: развитие крупной моторики и зрительной координации.
Результат: копирование движений взрослого в игровой форме развивает реакцию и учит чувствовать свое тело, дает толчок для развития речи.
Игра «Победи лешего»
Воспитатель: Вход в сказочный лес охраняет леший. Ты знаешь, кто это? (ответ ребенка). Правильно, это лесной дух, хозяин леса. Он следит за порядком в лесу и не пускает на свою территорию только тех, кто ему понравится. Чтобы зайти в лес, тебе нужно разрешение Лешего. (Выходит леший).
Леший: Здравствуй (имя ребенка). Зачем ты пришел ко мне? (ответ ребенка – чтобы помочь ежику Проше). Я знаю ежика Прошу, он очень добрый. Его все звери в лесу любят. Разрешаю тебе ему помочь. Но в свой лес я пускаю только тех детей, которые смогут повторить мою утреннюю зарядку. Ты готов?
(Леший показывает движения, а ребенок должен их скопировать. Повторить 2-3 раза)
Леший: Молодец! Ты меня победил! Такой способный ученик не пропадет в моем лесу. Можешь идти дальше, только будь внимателен. Впереди еще много испытаний.
Воспитатель: Ой, какой густой лес! Нам с тобой нужно добраться до речки. Пойдем! (ребенок пробирается между стульчиками, расставленными в хаотичном порядке). Вот мы и дошли до нашей полянки. Только чтобы попасть на нее, ты должен преодолеть глубокую речку. Видишь мостик, попробуй по нему перейти реку.
Упражнение 2. Прыжки на двух ногах с поворотами на 90 и 180 градусов.
Цель: развитие чувства равновесия и пространственного мышления.
Результат: Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости. Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннюю гимнастику, занятия, усиливают их физиологическое воздействие.
Игра «Перейди речку по мостику»
На полу разложены парами массажные следочки, носки которых направлены в разные стороны. Ребенку нужно в прыжке повернуться в ту сторону, в которую направлены следы, и приземлиться на них обеими ногами. Если не получается с первого раза – повторить 2-3 раза.
Упражнение 3. Пуговичная терапия.Воспитатель: Очень хорошо! Ты смог преодолеть высокий мостик и не упал в речку. Вот ты и на месте, где ежик потерял свои припасы. Давай их поищем.
Цель: развитие внимания, мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, закрепление названия цветов.
Результат: Пуговичная терапия позволяет нам использовать пуговицы для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Воспитатель: Ура! Ты справился с заданиями! Смотри как ежик повеселел. Теперь он принесет в свою норку припасы и зимой не останется голодным. Как ты думаешь, что ежи делают зимой? (ответ ребенка). Правильно, зимой ежик будет спать в своей норке и лишь изредка просыпаться, чтобы покушать. А также, ежик будет кормить сухими фруктами и грибами своих деток-ежат.
Тебе понравилось занятие? (ответ)
С кем ты сегодня познакомился? (с лешим, с ежиком)
Что нового ты сегодня узнал? (кто живет в лесу, как зимует ежик)
Придешь на следующее занятие?
(ребенку дается домашнее задание на развитие мелкой моторики)
Заключение
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, можно добиться следующих результатов:
Как ни странно, но между активной физической деятельностью и интеллектуальной есть особая взаимосвязь. Если у ребенка дефицит активной деятельности, это может привести его к апатии и нежелании заниматься умственной деятельностью, либо спровоцировать ее снижение, плохую память и работоспособность.
Список используемой литературы:
Моторное планирование для детей для чего
Аннотация: Под моторным планированием подразумевают умение выстроить последовательность непривычных действий
Статья:
Сейчас много говорят о моторном планировании. Под моторным планированием подразумевают умение выстроить последовательность непривычных действий.
То есть, моторное планирование связывает идею и её моторное исполнение. Например, вам нужно выучить новое танцевальное движение. Сначала вы будете выполнять движения медленно, думать, куда и как поставить ногу и т.д. Это является этапом моторного планирования. Постепенно вы перестанете задумываться о том, как выполнять движение. Это говорит о том, что вы довели его до уровня двигательного навыка.
Процесс звукопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребёнок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть определённые трудности с моторным планированием. Для воспитания сложного моторного планирования, которое необходимо для произнесения звуков, нужно тренировать моторное планирование общих и тонких (пальцы) движений.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
1. Регулярность занятий.
Всего 5 минут в день таких занятий дадут хороший результат.
2. Новизна и проработка тех движений, которые ещё не автоматизированы.
Если ребёнок часто собирает одну и ту же пирамидку, то для выполнения этих действий уже не требуется моторное планирование, так как они становятся навыками, а следовательно, не способствуют развитию речи ребёнка.
В таком случае, лучше поменять игру.
3. Выполнение заданий по инструкции.
Даём ребёнку инструкцию типа: сначала клади белую бусинку, а потом – красную и т.д.
Какие занятия развивают моторное планирование у ребёнка?
• Сортировка, пересыпание мелких предметов (круп), но не пальчиками, как привычно, а с помощью пинцета, ложки или других предметов, помогающих осуществить захват.
• Пальчиковые игры: выполнение разных фигур (зайка, коза, цепочка и т.п.) и движений пальцами (пальчиковые упражнения со стихами).
• Выполнение движений с речевым и музыкальным сопровождением.
• Прохождение полос препятствий: пролезть сквозь тоннель, перепрыгнуть с кочки на кочку, проползти по дорожке, подлезть под стул, пройти по верёвке, перелезть через скамейку и т.д. Важно постоянно менять препятствия и их порядок.
• Танцы: разучивание новых танцевальных движений в определенном ритме.
• Выполнение действий с использованием обеих рук сразу.
• Выполнение заданий не ведущей рукой.
Включая в занятия с ребёнком задания на моторное планирование, следует помнить, что это всего лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребёнка. Речь — это сложная система, поэтому необходима комплексная работа, частью которой и является использование метода моторного планирования.
Статья. Моторное планирование и речь.
«Моторное планирование и речь».
Консультация для родителей и специалистов.
Определение из словаря Л. С. Выгодского.
Речь – не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов. Именно отсутствие хотя бы зачатков речи в самом широком смысле этого слова, т.е. умения сделать знак, ввести вспомогательное психологическое средство, которое повсеместно отличает человеческое поведение и человеческую культуру, кладет грань между обезьяной и самым примитивным человеком.
Еще раз прочтем определение и выделим, что речь это не только система звуков, но и движение и эмоции.
Функции речи в головном мозге определили профессора медицинских наук давно, и назвали эти центры Вернике и Брока.
Современные специалисты с логопедического портала «Лого-эксперт» провели анализ новых научных изысканий и следований. И сделали такой вывод: в последнее время появились научные работы, подтверждающие, что первичным центром речи у детей раннего возраста является древняя кора лимбической системы. Таким образом, тренировка мелкой моторики в раннем возрасте никак не будет способствовать появлению речи, а вот формирования новых алгоритмов движений (привычек) будет давать хороший результат. Центры Вернике и Брока созревают к 3-4 годам жизни ребенка, поэтому можно сделать вывод, что пальчиковые тренировки с целью развития речи будут целесообразны начиная с этого возраста.
Можно тогда составить табличку :
В наше время сформировалось новое направление в науке – моторное планирование.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Оно появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно совершить новое движение, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное или научиться пользоваться новым инструментом.
Человек совершая новое действие не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Как только эти действия становятся навыками, то они совершаются легко и быстро, без предварительного обдумывания.
Еще один вариант проявления моторного планирования возникает, когда нужно сделать, что-то необычное. Например, завязать непривычный узел, освоить танцевальные шаги или новую операцию на производстве.
Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей, требующая произвольного внимания, а это тесно связано с когнитивными функциями.
При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности. Планирование это составление алгоритмов (последовательностей), т.е включает в себя и формирование функцию мышления.
Моторное планирование – проводник между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «командует» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.
Логопеды и другие специалисты логоцентра Лого-Эксперт сделали вывод и предложили игры для детей.
1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой: если движение перешло в навык до автоматизма, то оно пропускается, далее выполняется то, что еще не освоено. Любое движение отрабатывается до тех пор, пока они не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко.
(Специалисты выявили, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом присутствует дефицит моторного планирования. И именно это, является причиной отставания в развитии).
3. Комплексы сложных для ребенка упражнений и игр необходимо проводить регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).( Что бы сформировать умение планировать требуют системности и достижению цели)
5. Начинать все движения делать медленно, а затем можно и ускорять.
Что включает развитие моторного планирования у детей до 3-х лет?
1. Хватательные движения:
захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали
захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)
захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват)
2. Развитие соотносящих действий. Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).
3. Развитие пластичности кистей рук – выполнение разнообразных фигур и движений кистями (зайчик, волк, домик, стул и другие). Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый. Сначала эти движения будут неуклюжими, с ошибками, а со временем сформируются в более тонкие и четкие.
Обратите внимание и на формирование социально-бытовых навыков. Развиваются умения не только в процессе специальных гимнастик для пальчиков, но
во время надевания своей одежды и застегивания на кнопки, пуговицы, молнии
во время трудовых поручений (с 3 лет формирование трудовых навыков– полить, протереть пыль, протереть листья растений губкой, почистить щеткой одежду и других).
В изобразительной деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование
В играх – одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов-заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д. Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными. Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для Золушки, накормить Обжорку и другие игровые ситуации).
Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно и разбить на более короткие этапы, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко.
Нужно слегка менять сюжет игры, как только вы заметили, что игра освоена. Не бойтесь вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия: сначала выложите из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. Через некоторое время выложите дорожку для куклы, затем – речку для рыбки и т. д.
Все игры и упражнения всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.
Список упражнений и игр для развития мелкой моторики и моторного планирования детей
Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять.
1. Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимайте на нее, чтобы получилась струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Как вариант можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.
2. Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей!
3. Упражнения с бумагой:
мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния).
рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки (эти полоски можно сложить в коробочку и делать «дождик», высыпая полоски из коробки). Предлагая ребенку бумагу для этого упражнения, вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг, и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – есть свое место за столом (на полу и пр.). Можно взять для этого упражнения старые рулоны обоев.
делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например кошка, барашек, тучка).
делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
4. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы ребенок это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Сортировка может происходить в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок – фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
5. Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза: «Что там?» Когда ребенок развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.6. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы упражнения были результативными, обязательно пошагово покажите ребенку, как правильно его выполнять:
захватывайте мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным);
покажите, как вы захватываете предмет;
придерживайте бутылочку одной рукой;
другой рукой берите по одному предмету;
в конце игры закройте бутылку крышкой;
погремите получившейся погремушкой.
Навык моторного планирования необходим не только в работе с мелкой моторикой. Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата.
Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, или праксис.
Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих движений не станет навыком.
Исследователи доказали, что у детей с речевыми нарушениями, аутизмом, как правило, есть выраженный дефицит моторного планирования. Возникает конфликт. Логопеды, дефектологи, педагоги требуют сложного моторного планирования именно от детей, у которых оно вызывает большие затруднения. Как это бывает в спорте? Тренер по теннису сначала учит ребенка бегать, держать ракетку, попадать по мячу. Только потом, через весьма продолжительное время, ребенок учится играть в теннис. Точно так же и с речью.
Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных (речевых) упражнений является физкультура. Именно физкультура стимулирует развитие латеральной системы ребенка, постепенно воспитывая моторное планирование. При этом важен не набор движений, а ритм в выполнении движений и обратная связь. Именно эта система делает процесс развития движений, в том числе артикуляторных, наиболее эффективным.
Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. Иногда трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение координации движений. Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса.
Родителям кажется, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений – это, скорее, особенности ребенка, а не неврологические проблемы, но эти «особенности» являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Они часто диагностируются у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, синдром Аспергера, нарушения поведения и внимания.