Моторные нарушения у детей что это
Задержка моторного развития у детей
Задержка моторного развития (ЗМР) – это заметное отставание от нормы или отсутствие освоения ребенком двигательных навыков. Такие нарушения свидетельствуют о том, что у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем. Эффективность лечения зависит от того, насколько рано родители обратили внимание на проблему и обратились к врачу. В Центре восстановительной медицины проводится диагностика и коррекция задержки моторного развития у детей по индивидуальным программам с помощью безопасных и научно обоснованных методик.
Причины развития патологии
Различают два типа патологии. К первому относится темповая задержка моторного развития, не связанная с повреждением органов и систем. Причинами могут быть:
отсутствие занятий с малышом;
нарушение питания, режима сна;
незрелость ребенка – недоношенность, многоплодие, операции, инфекции, травмы в новорожденном периоде, малый вес.
Второй тип связан с органическими поражениями ЦНС врожденного или приобретенного характера. К возможным причинам относятся:
инфекции у матери (например, краснуха, грипп);
аутоиммунные, кардиоваскулярные, эндокринные болезни, стресс у матери;
гестозы на поздних сроках;
злоупотребление психактивными веществами, алкоголем, лекарственными препаратами, особенно в 1 триместре гестации;
профессиональная вредность, экологическое неблагополучие;
острые воспалительные заболевания, анемии, травмы у ребенка в раннем периоде.
Обычно в роддоме проводится диагностика состояния новорожденного с помощью инструментальных, лабораторных методов, определяется группа риска по возможным нарушениям.
Особенности задержки моторного развития
С момента рождения ребенок последовательно осваивает различные движения. Заподозрить задержку моторного развития родители могут, если малыш не укладывается в определенные временные диапазоны, характерные для большинства его сверстников:
В 1,5–3 месяца не держит голову в положении на животе.
К 5 месяцам не переворачивается с живота на спину.
В 8 месяцев не может садиться, ползать.
В 7–12 месяцев не стоит с опорой.
К 11–14 месяцам не делает самостоятельные шаги.
В 2 года не бегает, не осваивает подъем по лестнице, сложно преодолевает малейшие препятствия.
К 3 годам часто падает, не интересуется подвижными играми, плохо говорит.
К 4 годам не может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы.
Если в эти сроки ребенок не выполняет вышеперечисленные тесты на развитие моторики, то необходимо искать возможные причины отставания, определить их сущность и дальнейший прогноз. Формирование двигательных навыков зависит от состояния и степени зрелости опорно-мышечного аппарата, центральной нервной системы. Допустима некоторая задержка развития по темпу, связанная с незрелостью ребенка.
Такие дети при правильном уходе и реабилитации догоняют своих сверстников, как правило, в течение 3–6 месяцев. Остальные случаи рассматриваются как отставание. Обычно ставятся синдромальные диагнозы, указывающие на различные отклонения в развитии:
нарушение мышечного тонуса;
гипервозбудимость ЦНС и другие синдромы.
Дети с подобными диагнозами должны наблюдаться не только педиатром, но и неврологом, и проходить комплексное лечение.
Последствия и риски задержки моторного развития
Первые самостоятельные шаги – это важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате развиваются его зрительные, осязательные ощущения, восприятие, чувство трехмерности пространства. При непосредственном контакте с окружающими предметами у малыша формируется чувство «Я», то есть выделение себя из окружающего мира. Чем увереннее ребенок передвигается, тем быстрее он овладевает речью.
При продолжительной задержке моторного развития у детей и отсутствии ее коррекции возникает статико-моторная недостаточность, мозговая дисфункция. Соответственно, страдает мелкая моторика, координация движений, развитие речи, памяти, письма, эмоций. Такие дети испытывают неуверенность в себе, отстают от сверстников и тяжело адаптируются в социуме. В запущенных случаях последствия более тяжелые – нарушается интеллектуальное развитие, что может привести к инвалидности.
Важно выявить нарушения в самом раннем возрасте, чтобы вовремя начать лечение. К факторам риска задержки моторного и речевого развития относятся:
низкий и очень низкий вес;
искусственная вентиляция легких;
судороги в новорожденный период;
метаболические расстройства (низкий сахар, выраженная желтуха);
сохранение незрелости более 3 месяцев, особенно у доношенного ребенка;
более 2 недель вялая реакция на окружающих, нет самостоятельного сосания;
утрата ранее приобретенных навыков.
Если у ребенка выявляется даже совсем незначительная задержка определенных навыков, но он входит в группу риска, его моторное развитие необходимо строго контролировать.
Коррекция задержки моторного развития
Медицина располагает разнообразным и мощным арсеналом средств лечебно-коррекционных мероприятий. Лечение неврологических расстройств основано на 3 основных принципах:
Этиологическая терапия. Направлена на устранение причинного фактора болезни.
Патогенетическая терапия. Представляет собой блокирование патологических процессов, стимуляцию защитных сил организма, его компенсаторных возможностей.
Симптоматическая терапия. Устранение отдельных симптомов.
Лечение проводится с помощью медикаментозных и немедикаментозных средств. К последним относятся высокоэффективные методики:
медицинский массаж – устранение гипертонуса, улучшение местного и общего кровотока, укрепление мышц, снятие напряжения;
лечебная физкультура – тренировка мышц, развитие моторных навыков, координации;
занятия на тренажерах;
занятия по развитию мелкой моторики;
авторские индивидуальные программы.
Если вовремя начать лечение, то можно добиться полного восстановления или значительного улучшения состояния.
В нашем центре работают высококвалифицированные специалисты, владеющие самыми современными методами коррекции задержки моторного развития у детей. Записаться на прием к врачу можно по телефонам +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62.
Задержка моторного развития
Задержка моторного развития – это запаздывание становления или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головки, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Отставание обнаруживается при физикальном обследовании (календарный метод). Из инструментальных исследований показана НСГ, церебральная КТ/МРТ, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательной дисфункции рекомендуется раннее начало кинезитерапии, массажа, физиотерапии. Проводятся медикаментозные курсы.
МКБ-10
Общие сведения
Задержка моторного развития (ЗМР) ‒ формирование физиологических двигательных реакций c отставанием на 2 и более месяцев. Состояние психических и двигательных функций является основным критерием оценки здоровья ребенка. Своевременное освоение детьми раннего возраста новых статических и локомоторных навыков свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. Задержка моторного и психомоторного развития, напротив, указывает на двигательную недостаточность и мозговую дисфункцию. Распространенность ЗМР в детской популяции неизвестна, однако отмечается ее тесная корреляция с перинатальным поражением ЦНС.
Причины
Статико-моторная недостаточность чаще всего является следствием перинатальной церебральной патологии, но также может быть связана с наследственными синдромами, сопутствующими заболеваниями. Основные причины задержки психомоторного развития:
Иногда встречается темповая ЗМР – она возникает при неудовлетворительном уходе за детьми, но быстро компенсируется при создании благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:
Факторы риска
Группу риска по задержкам развития составляют следующие категории детей:
Синдром двигательных нарушений это одно из последствий перинатального поражения ЦНС в период с 26 (28) нед беременности и 7 суток после родов.
Причины перинатального поражения центральной нервной системы могут складываться из состояния гипоксии в результате гемолитической болезни новорожденного, например при резус –конфликте, внутриутробной инфекции, нарушения маточно – плацентарного – плодового кровотока.
Синдром двигательных нарушений у детей может быть результатом акушерских травм.
Синдром двигательных нарушений часто сопровождается отставанием ребенка в психическом или физическом развитии, например замедление или нарушение артикуляции, мимики. Синдром двигательных нарушений у новорожденного встречается у 5% детей.
Основными группами риска являются: пограничный возраст матери (моложе 18 и старше 35 лет), патология плаценты (преждевременная отслойка, предлежание плаценты), быстрые или долгие роды, вредные привычки матери во время беременности и кормления грудью. Сахарный диабет у матери во время беременности, многоплодие и многоводие, прием лекарственных средств, обладающих прямым или косвенным влиянием на плод.
Синдром двигательных нарушений может возникать у детей, которые длительно находятся на ИВЛ или имеют повреждение дыхательного центра.
Синдром двигательных нарушений у новорожденных: признаки
Синдром двигательных нарушений у детей имеет следующие симптомы: как правило, выявляется с первых недель или даже дней жизни ребенка и протекает по 2 основным путям.
Первый путь – это формирование двигательных нарушений с преобладанием мышечного гипнртонуса сгибателей и разгибателей конечностей, судорожной готовностью, повышенными сухожильными рефлексами, а так же возможным появлением патологических рефлексов или длительное сохранение безусловных рефлексов. Может возникать тремор (дрожание) ручек, ночек и подбородка при плаче, крики малыша.
Второй путь – это мышечная гипотония с развитием вялости мышц, сниженного тонуса, угнетения сухожильных рефлексов и двигательной спонтанной активности. Может сочетаться с затруднением речевого и психического развития, бедностью мимики и артикуляции, позднее появление улыбки, задержка зрительно – слуховых реакций и слабый монотонный крик.
Родители должны очень внимательно наблюдать за такими младенцами и обязательно обратиться за консультацией к неврологу.
Синдром двигательных нарушений у грудничка: лечение
Синдром двигательных нарушений: лечение включает обязательное наблюдение неврологом с назначением основных лекарственных средств (вит Е, ноотропы и др.).
Обязательным в лечении синдрома двигательных нарушений у новорожденного является назначение методов физиотерапии в коррекции основных двигательных расстройств.
Реабилитация малышей должна начинаться сразу же после постановки диагноза. Синдром двигательных нарушений: лечение должно включать комплексное назначение лекарственных средств, физиотерапии, массажа.
Получить помощь в оказании современных методов физиотерапии вы можете в клинике аппаратной терапии Белозеровой «М-Клиник». Массаж так же является очень важным в лечении последствий перинатального поражений ЦНС. Он может быть как расслабляющим, так и тонизирующим в зависимости от преобладания первого или второго варианта течения болезни.
Коррекция малыша с таким синдром важна и в плане социальной адаптации ребенка в обществе, ведь затруднения в произношении слов, бедности эмоций создают большие трудности в повседневной жизни.
Моторные нарушения у детей что это
Синдром двигательных нарушений
Что такое синдром двигательных нарушений и при чем здесь массаж?
Что такое синдром двигательных нарушений и как он проявляется?
Синдром двигательных нарушений (СДН) – это патология, связанная с нарушениями двигательной активности. Выражаться этот синдром может по-разному – это будет зависеть от того, сопровождается заболевание гипертонусом или гипотонусом мышц.
При гипертонусе ребенок может:
При гипотонусе ребенок может:
Как не пропустить заболевание?
Как правило, синдром двигательных нарушений диагностируется уже на втором – четвертом месяце жизни малыша. Родителям следует обращать внимание на то, насколько своевременно развивается ребенок: во время ли он начинает держать головку, переворачиваться, присаживаться, ползать и так далее. Если вас что-либо настораживает, никогда не будет лишним проконсультироваться со специалистом. Важно знать, что синдром двигательных нарушений вовсе не приговор – при своевременной диагностике и правильном лечении заболевание очень успешно корректируется, ребенок полностью выздоравливает. Однако следует помнить и том, что отсутствие лечения может стать причиной развития более опасного заболевания!
Каковы причины развития синдрома двигательных нарушений?
Самой распространенной причиной СДН является перинатальная энцефалопатия. Кроме того, на развитие этой патологии могут оказывать воздействие следующие факторы:
Лечение синдрома двигательных нарушений
Лечение синдрома двигательных нарушений должно быть комплексным и многоэтапным. Как наиболее эффективный метод лечения отлично зарекомендовал себя лечебный массаж, но при условии, что он проводится профессионалом. (Никакой самодеятельности – это может только усугубить патологию!) Для достижения результата рекомендуется провести 15–20 сеансов массажа. Если заболевание было диагностировано до того, как ребенку исполнился год, то требуется в среднем 3 курса массажа. Более подробно о количестве посещений массажиста расскажет лечащий врач, исходя из индивидуальных особенностей заболевания. Еще один важный метод – это лечебная физкультура, которая по эффективности немного уступает массажу, но, тем не менее, также является неотъемлемым элементом успешного лечения. Еще один дополнительный метод коррекции синдрома двигательных нарушений – физиотерапевтические процедуры. При необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.
Что является противопоказанием для проведения массажа?
Массаж нельзя проводить в следующих ситуациях:
Как проводится массаж при синдроме двигательных нарушений?
Исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к массажисту. Сначала массируются стопы и ноги. Одной рукой специалист держит ногу малыша в области голени, второй – массирует стопу. После массажа стоп он переходит непосредственно к массажу ног. Двигается по задне-наружной поверхности от стопы к бедру, обходя коленную чашечку. Затем движения направляются к паховой складке. После этого массируется живот. Специалист идет по кругу, вокруг пупка, по часовой стрелке. На животе применяется также прием встречного поглаживания, выполняемый двумя руками одновременно. Далее массируются косые мышцы живота, после чего – грудь. Движения выполняются от середины груди вверх и в стороны – по направлению к подмышечным впадинам. Массаж боковых поверхностей грудной клетки проводится наоборот – от грудины вниз и в стороны. Затем специалист переворачивает ребенка и выполняет массаж спины и ягодиц. Массажные приемы используются вверх и вниз по всей спине. Массаж ягодиц проводится в направлении от крестца и копчика к паховым лимфатическим узлам. После этого массажист снова переворачивает ребенка на спину и выполняет ему массаж рук, при этом правую руку малыша специалист держит левой и наоборот. Движения производятся от кисти к плечу и подмышечной складке. После этого специалист приступает к массажу кистей рук.
Задержка психомоторного развития
Диагноз можно найти во многих историях развития детей дошкольного возраста. Специалисты подтверждают, проблема ЗПМР действительно является частой и актуальной, ведь она включает в себя нарушения сразу двух важнейших уровней: психического и моторного. Среди причин задержки психомоторного развития выделяют различные заболевания и состояния, которые могут приводить к расстройству функций или органическим поражениям головного мозга. Они могут возникать в различное время: в период беременности, сразу после рождения или в первые месяцы жизни ребенка. Такие случаи являются наиболее тяжелыми и, как правило, дополнительно сопровождаются специфической неврологической симптоматикой. Также выделяют и «доброкачественный» механизм формирования ЗПМР, который связан с индивидуальными и генетическими особенностями конкретного ребенка.
Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга
Депрессия, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания.
Неправильные стили воспитания, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.
Функциональная незрелость ЦНС
Слабость процессов торможения и возбуждения
Как распознать задержку психомоторного развития (ЗПМР)?
Задержка психомоторного развития занимает промежуточное положение между вариантом нормы и патологией и легко может перейти из одного в другое. Родители должны уметь выявлять ЗПМР максимально рано и своевременно обращаться за специализированной помощью. Признаки, которые могут указывать на задержку психомоторного развития:
Довольно часто при ЗПМР наблюдаются такие симптомы, как обильное слюнотечение, гиперактивность, неусидчивость, плохая память, агрессивность, повышенная утомляемость. Эти признаки наблюдаются не только при задержке психомоторного развития, но при других заболеваниях, в том числе и генетических. Поэтому ставить диагноз «ЗПМР» может только врач, при необходимости проведя комплексное исследование, в которое могут быть включены:
Для выявления задержки психомоторного развития могут быть назначены консультация невролога, логопеда, психолога и других узких специалистов. Только после сбора всей необходимой информации и ее анализа специалисты смогут поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение ЗПМР.