Мотособака или мотоблок на гусеницах что лучше
Мотособака или мотоблок на гусеницах что лучше
У многих в хозяйстве есть мотоблок. И далеко не все из владельцев этой техники представляют, что его сельскохозяйственный агрегат можно превратить в снегоход. Вернее сказать, в набирающий популярность у охотников, рыбаков — снегоход под названием мотособака (мотобуксировщик). Как же это сделать?
Итак, у Вашего мотоблока должна быть задняя сцепка:
Фаркоп, куда прицепляется навесное оборудование: плуг, прицеп или еще что. Если нет, то сцепку можно приобрести и установить. Стоимость: 800-1500 руб.
Для переоборудования мотоблока в мотобуксировщик (мотособаку) нужен гусеничный привод:
Гусеничный привод ГП-С для мотоблоков. © мегадача.рф
Модели бывают на разный вал редуктора: 23 мм и 32 мм — на шестигранный. И 25 мм и 30 мм — на круглый вал. С разным количеством опорных колес. Стоимость одной из моделей (без мотоблока):
Вес этого гусеничного привода — 48 кг, ширина гусениц — 22 см, площадь опоры — 3518 см2. Агрегат не провалится в снег с такой площадью опоры и весом. Клиренс составляет 33 см. Шестерни — износостойкий пластик. Подходит для мотоблоков «Угра», «Кадви», «Нева», «Каскад», «Салют», «Агат», «Ока», «Caiman». Кроме тяжелых мотоблоков (Агро или МТЗ). Этот модуль для них слабоват.
Да, гусеничный привод не дешевый. Но с его помощью можно уверенно расчищать снег, если к мотоблоку присоединить отвал. Мотоблок на колесах на склоне или при мокром снеге будет буксовать. На гусеницах такого не будет.
Есть модели по-дешевле:
Стоимость 26000 руб. Длина опоры гусениц — 70 см. Вес привода — 22 кг. Но опора идет на пластиковую звездочку и при ударах она может поломаться, особенно в морозы. Считаю, это не совсем удачная модель.
Существуют другой тип гусеничных шасси для мотоблока:
Они еще дешевле. Цена: 26-28 тыс. руб. Но клиренс у них ниже. И привод через цепную передачу. На ось привода мотоблока устанавливается звездочка.
Если с гусеничным модулем определились, то далее выбираем модульные сани для мотоблока. Идеальный вариант будет такой:
Существуют заднего исполнения, а есть и переднего (третий слайд). Переднего исполнения сделаны с поворотной лыжней (поворот рукояткой). При заднем исполнении нужно поворачивать, подруливать самим мотоблоком. Причем, на мотоблок можно одновременно установить сразу два модуля. Стоимость их: 9000 руб. (передний модуль) и 10000 руб. (задний).
Кто-то из рыбаков делает сани-волокуши самостоятельно, варят из трубы, а лыжи делают из загнутой фанеры, обшитой пластиком:
Можно сделать сани-волокуши из досок и обшить жестью. Но выглядеть будет колхозно. А можно приобрести пластиковые для мотособаки. Их стоимость начинается от 500 руб.
Лучше сделать к ним жесткую сцепку из трубы. Это позволит сэкономит не менее 5000 руб. Как в реальности может передвигаться такой мотоблок на гусеничном ходу, можно оценить в ролике:
Обзор на модульные сани и сам мотоблок на гусеницах здесь: https://youtu.be/DcEI7SHXXVI
Так в чем универсальность такого снегохода, переоборудованного из мотоблока? В том, что его можно использовать и для земляных работ весной (для чего он и приобретался) и для расчистки снега зимой:
Можно приобрести и шнековый снегоуборщик. Про этот модуль для мотоблока я писал здесь
Зимой добавляется развлечение (рыбалка, катание по лесным дорогам и снежной целине). Зачем простаивать мотоблока? Кто-то скажет, что это дорогое удовольствие. Для кого-то — да. Но люди же покупают снегоходы за сотни тысяч рублей (а некоторые модели стоят и более 1 млн.руб). А выезжают на них пару раз за зиму.
Мотобуксировщик Tinger-Dog. Цена: 90 тыс. руб.. © st45.stpulscen.ru
Мотобуксировщик Tinger-Dog. Цена: 90 тыс. руб.. © st45.stpulscen.ru
Аналог этим модулям на мотоблок — мотобуксировщик (мотособака). Стоимость их начинается от 50 тыс. руб. А более-менее достойная модель — от 80-90 тыс. руб. Использовать их Вы сможете только зимой. Так что приобретение даже комплекта мотоблок-гусеничное шасси и сани — будет выгоднее и универсальнее.
Кто пользуется мотоблоком на гусеничном шасси с санями — пишите в комментариях свой отзыв. Плюсы и слабые места агрегата. Комментарии пригодятся читателям, чтобы определиться в выборе.
Подписывайтесь на канал, добавляйте его в закладки браузера (Ctrl+D). Впереди много интересной информации.
Плюсы и минусы легких мотобуксировщиков. Мотособака в действии.
Всем привет! В этой статье я бы хотел разобрать вопрос. На сколько хороши легкие мотобуксировщики по типу мотособаки. Они выпускаются на специальных гусеницах и обладают довольно хорошей проходимостью и выносливостью.
Всем привет! В этом ролике речь пойдет о достоинствах и недостатках легких мотобуксировщиков на 380-й гусенице с мотором до 9 л.с. и автоматическим редуктором. Сравнивать будем со среднестатистическим буксировщиком на 500-й гусенице, мотором около 15 л.с. и вариатором. Условно назовем его «тяжелым». Итак, сразу к делу, начнем с
Плюсы легких мотобуксировщиков
Минусы легких мотособак
С другой же стороны, 380-я гусеница на скоростях выше 25 км/ч весьма неустойчива. Буксировщики на 500-й гусенице на этих скоростях, да и в целом более устойчивы, что опять же является как плюсом, так и минусом. В-общем, меньшая устойчивость будет 1-м недостатком легких буксировщиков.
Вторым минусом является либо низкая скорость, либо малый запас тяги. Дело в том, что при использовании редуктора менять передаточное отношение можно только на звездах. И тут приходится жертвовать либо скоростью, либо тягой. На свои буксировщики мы ставим звезды на 12 и 40 зубьев. При таком отношении тяги хватает с запасом, но вот максимальная скорость не превышает 20 км/ч. Можно легко повысить скорость до 30 км/ч и даже выше, мощности для этого хватит, но это заметно ухудшит тягу. Тяжелый же буксировщик, с вариатором, во многом лишен этого недостатка, хотя и тут свои особенности, но о них как-нибудь в другой раз. Да, есть тяжелые буксировщики и с редуктором, и с коробкой передач, но вариатор, на мой взгляд, встречается чаще.
По основным плюсам и минусам пока все. Про такой важнейший для мотобуксировщиков показатель, как проходимость, я намеренно не упомянул, т.к. тут не все так однозначно. Попробую объяснить.
Какой мотобуксировщик лучше: на 380-мм или 500-мм гусенице?
Довольно часто ходят противоречивые мнения: одни владельцы говорят что смысла в широкой гусенице и мощном моторе нет, т.к. легкие буксировщики во многом превосходят тяжелые. Другие же, наоборот, вообще не признают мотобуксировщики на гусенице до 500 мм и мотором до 15 л.с. Тут как бы следует разбираться более детально, что у тех и у тех есть свои нюансы.
Давайте объясню более подробно на примере. В самом первом случае по постройке мотособаки на 380-й гусеницы при прохождении преимущественно плотным снежным покровом разницы вы особой не увидите. И, как показала практика, выбор этот верный. Буксировщик едет почти везде, спокойно может тянуть за собой до полутоны груза. Больше от него ничего и не требуется. Переплачивать за 500-ю гусеницу и мотор от 9 лошадей именно в данных условиях, на мой взгляд, глупо. И люди это понимают, почти все буксировщики ездиют на 380-й гусенице.
А вот на более рыхлом снегу себя лучше покажет мотособака на 500 гусенице, так как она будет меньше проваливаться в рыхлый снег.
Вывод
Вообще тема сравнения легких и тяжелых буксировщиков весьма и весьма спорная. Понятно, что буксировщик — это не только проходимость. Да, его можно перевезти в любой машине, а управлять им сможет даже ребенок. И это при стоимости менее 40000 рублей это просто отличный вариант. Если учесть то что снегоход стоит гораздо дороже. Такие вездеходы стали бюджетным в первую очередь решением для любителей такого рода техники. И если вы решили купить себе подобную технику то должны всеголишь определиться со своими желаниями в том что вы хотите получить от данной техники.
На этом все. Какие-либо выводы пока делать рано, только после сравнения. Всем спасибо всем пока.
Плюсы и минусы легких мотобуксировщиков на 380-й гусенице
Всем привет! В этом ролике речь пойдет о достоинствах и недостатках легких мотобуксировщиков на 380-й бурановской гусенице с мотором до 9 л.с. и автоматическим редуктором. Сравнивать будем со среднестатистическим буксировщиком на 500-й гусенице, мотором около 15 л.с. и вариатором. Условно назовем его «тяжелым». Итак, сразу к делу, начнем с достоинств.
Текст далее полностью озвучен в видео
Плюсы легких мотобуксировщиков
Минусы легких мотособак
С другой же стороны, 380-я гусеница на скоростях выше 25 км/ч весьма неустойчива. Буксировщики на 500-й гусенице на этих скоростях, да и в целом более устойчивы, что опять же является как плюсом, так и минусом. В-общем, меньшая устойчивость будет 1-м недостатком легких буксировщиков.
Вторым минусом является либо низкая скорость, либо малый запас тяги. Дело в том, что при использовании редуктора менять передаточное отношение можно только на звездах. И тут приходится жертвовать либо скоростью, либо тягой. На свои буксировщики мы ставим звезды на 12 и 40 зубьев. При таком отношении тяги хватает с запасом, но вот максимальная скорость не превышает 20 км/ч. Можно легко повысить скорость до 30 км/ч и даже выше, мощности для этого хватит, но это заметно ухудшит тягу. Тяжелый же буксировщик, с вариатором, во многом лишен этого недостатка, хотя и тут свои особенности, но о них как-нибудь в другой раз. Да, есть тяжелые буксировщики и с редуктором, и с коробкой передач, но вариатор, на мой взгляд, встречается чаще.
По основным плюсам и минусам пока все. Про такой важнейший для мотобуксировщиков показатель, как проходимость, я намеренно не упомянул, т.к. тут не все так однозначно. Попробую объяснить.
Проходимость
Я многократно слышал мнение, что буксировщики на широкой гусенице априори обладают более высокой проходимостью, нежели на узкой 380-й. Главным аргументом сторонников этого мнения является то, что бОльшая ширина увеличивает площадь опоры, тем самым улучшая проходимость. Казалось бы все логично. Только вот упускаются из виду такие важные факторы, как ширина колеи, масса, особенности развесовки и трансмиссии, и, самое главное, удельное давление на поверхность.
Давайте порассуждаем: чем шире колея, тем больше энергии требуется для ее продавливания при равной глубине, т.е. уже требуется двигатель большей мощности. Я даже не говорю про то, что широкую гусеницу в принципе крутить тяжелее, чем узкую, это и так очевидно. Т.е. уже нужен двигатель хотя бы на 9 л.с., а лучше мощнее. При этом его масса как минимум в 1,5 раза больше нашего привычного 8-сильного Лифана, который прекрасно крутит 380-ю гусеницу. Идем дальше: мотор тяжелее, гусеница тяжелее, рама под все это дело также требуется более массивная. Чтобы не ходить вокруг да около перейдем сразу к цифрам.
Удельное давление на поверхность
Масса мотособаки на гусенице 500-мм и 56 шагов, с мотором 15 л.с. и вариатором в среднем около 120 кг. Во всяком случае на сайтах производителей обычно указано это или близкое значение. Масса нашего базового буксировщика на гусенице 380-мм и 57 шагов, с мотором 8 л.с. — около 80 кг.
Расчет удельного давления на поверхность
Гусеницы по длине различаются всего на 5 см, думаю, этим можно пренебречь. Длина буксировщиков в обоих случаях примерно 140 см. Рассчитаем удельное давление на поверхность, в нашем случае снег, для каждого буксировщика. Для этого разделим массу на площадь опоры гусеницы. Расчет немного грубый, тем не менее получаем, что тяжелый буксировщик создает давление 17 грамм на квадратный сантиметр, а легкий — 15 грамм. О чем это говорит? О том, что при прочих равных условиях, ЭТО ВАЖНО, легкий буксировщик будет меньше проваливаться в снег. Т.е. сам по себе, без какой-либо дополнительной нагрузки, буксировщик на 380-й гусенице должен обладать более высокой проходимостью, чем буксировщик на 500-й гусенице той же длины.
Казалось бы, разница в удельном давлении всего 2 грамма на квадратный сантиметр. Неужели это заметно повлияет на проходимость? Почти уверен, что да. В видео по длинной мотособаке мы сравнивали ее с нашим базовым буксировщиком. Разница в проходимости оказалась существенна, при разнице в удельном давлении всего в 1 грамм. Т.е. если у буксировщика на стандартной гусенице удельное давление, как мы посчитали, составляет 15 грамм на сантиметр квадратный, то у длинного буксировщика — 14 грамм.
Почему вообще этот показатель так важен? Дело в том, что сама идея гусеничного движителя заключается в повышении проходимости в первую очередь именно за счет уменьшения давления на грунт или другую поверхность, снег — в нашем случае. Да, не последнюю роль тут играют такие факторы, как высота грунтозацепов, угол атаки, площадь опоры, крутящий момент и т.д., но все же ключевым фактором является именно удельное давление на поверхность. Поэтому тот факт, что давление на снег легкого буксировщика ниже, чем тяжелого, пусть и с большей площадью опоры гусеницы, как минимум заставляет задуматься.
К тому же я многократно слышал от разных людей, что легкий буксировщик обладает лучшей проходимостью, нежели тяжелый. И видел на Ютубе 2 видео, в одном из которых легкая мотособака не уступает по проходимости, а в другом — явно превосходит тяжелую. В примерно равных условиях. При этом я не нашел видео, наглядно доказывающее обратное. Опять же повод задуматься. Вполне может быть я просто слышал то, что хотел услышать, и видел то, что хотел увидеть. И, разумеется, я вполне допускаю, что могу в чем-то или даже во многом ошибаться. Ведь как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Планы на зиму
Поэтому планирую этой зимой провести полноценное сравнение нашего буксировщика на 380-й гусенице с буксировщиком на 500-й гусенице. И хочу попросить вас помочь мне в этом. Если вы являетесь владельцем буксировщика на 500-й гусенице, при этом проживаете в радиусе 400 км от города Омска, и есть желание принять участие в сравнении — свяжитесь со мной. Мои контакты как всегда в описании, зовут меня Алексей. Или может у вашего знакомого есть подходящий для сравнения буксировщик, покажите ему это видео, возможно его это заинтересует. Бензин за мой счет, заодно замерим разницу в расходе.
В первую очередь хочу сравнить проходимость буксировщиков в одинаковых условиях. Есть у меня такое подозрение, что до определенного значения массы буксируемого груза лидировать в проходимости будет легкий буксировщик, а после этого значения — тяжелый. Подробнее расскажу уже в видео, которое будет посвящено этому сравнению.
Сразу скажу, что целью сравнения не является какая-либо дискредитация тяжелых буксировщиков на 500-й гусенице. Это не в наших интересах. Да, сейчас мы собираем на заказ только легкие буксировщики на 380-й гусенице, но в обозримом будущем планируем перейти и на 500-ю.
Какой мотобуксировщик лучше: на 380-мм или 500-мм гусенице?
Довольно часто я слышу противоречивые мнения: одни говорят, что смысла в широкой гусенице и мощном моторе нет, т.к. легкие буксировщики во многом превосходят тяжелые. Другие же, наоборот, вообще не признают мотобуксировщики на гусенице до 500 мм и мотором до 15 л.с. Я в корне не согласен ни с первым, ни со вторым мнением. Считаю, что каждая конструкция хороша для своих задач и условий.
Объясню на примере. В самом первом видео по постройке мотособаки на деревянных склизах я говорил, что выбор 380-й гусеницы был обусловлен преимущественно плотным снежным покровом в данной местности. И, как показала практика, выбор этот верный. Буксировщик едет почти везде, спокойно может тянуть за собой до полутонны груза. Больше от него ничего и не требуется. Переплачивать за 500-ю гусеницу и мотор от 9 лошадей именно в данных условиях, на мой взгляд, глупо. И люди это понимают, почти все буксировщики в округе именно на 380-й гусенице.
Т.е. для этих задач и условий лучше подходит легкий буксировщик, для других, возможно тяжелый. Думаю сравнение немного прояснит, в чем именно заключаются эти задачи и условия. Конечно, мы могли бы и сами собрать тяжелый буксировщик, и сравнить его с легким. Но у нас нет ни опыта постройки подобной мотособаки, ни должных навыков управления ей. Из-за этого она может оказаться в заведомо проигрышном положении. И да, толкачи и лыжные модули пока не рассматриваем, это отдельный вопрос.
Вывод
Вообще тема сравнения легких и тяжелых буксировщиков весьма и весьма спорная. Понятно, что буксировщик — это не только проходимость. Взять наш компактный вариант, к примеру. Да, его можно перевезти в любой машине, а управлять им сможет даже ребенок. И это при стоимости менее 40000 рублей. Но вот по более-менее рыхлому и глубокому снегу он уже не пойдет. Но это скорее исключение из правила, т.к. обычно на проходимость буксировщика обращают внимание в первую очередь.
На этом все. Какие-либо выводы пока делать рано, только после сравнения. Пишите в комментариях, чему стоит уделить внимание и что вообще думаете по этому поводу. Всем пока…
Читайте также:
Постройка мотобуксировщика на деревянных склизах
Что лучше мотоблок на гусеницах или мотобуксировщик
У многих в хозяйстве есть мотоблок. И далеко не все из владельцев этой техники представляют, что его сельскохозяйственный агрегат можно превратить в снегоход. Вернее сказать, в набирающий популярность у охотников, рыбаков — снегоход под названием мотособака (мотобуксировщик). Как же это сделать?
Итак, у Вашего мотоблока должна быть задняя сцепка:
Фаркоп, куда прицепляется навесное оборудование: плуг, прицеп или еще что. Если нет, то сцепку можно приобрести и установить. Стоимость: 800-1500 руб.
Для переоборудования мотоблока в мотобуксировщик (мотособаку) нужен гусеничный привод:
Гусеничный привод ГП-С для мотоблоков. © мегадача.рф
Модели бывают на разный вал редуктора: 23 мм и 32 мм — на шестигранный. И 25 мм и 30 мм — на круглый вал. С разным количеством опорных колес. Стоимость одной из моделей (без мотоблока):
Вес этого гусеничного привода — 48 кг, ширина гусениц — 22 см, площадь опоры — 3518 см2. Агрегат не провалится в снег с такой площадью опоры и весом. Клиренс составляет 33 см. Шестерни — износостойкий пластик. Подходит для мотоблоков «Угра», «Кадви», «Нева», «Каскад», «Салют», «Агат», «Ока», «Caiman». Кроме тяжелых мотоблоков (Агро или МТЗ). Этот модуль для них слабоват.
Да, гусеничный привод не дешевый. Но с его помощью можно уверенно расчищать снег, если к мотоблоку присоединить отвал. Мотоблок на колесах на склоне или при мокром снеге будет буксовать. На гусеницах такого не будет.
Есть модели по-дешевле:
Стоимость 26000 руб. Длина опоры гусениц — 70 см. Вес привода — 22 кг. Но опора идет на пластиковую звездочку и при ударах она может поломаться, особенно в морозы. Считаю, это не совсем удачная модель.
Существуют другой тип гусеничных шасси для мотоблока:
Они еще дешевле. Цена: 26-28 тыс. руб. Но клиренс у них ниже. И привод через цепную передачу. На ось привода мотоблока устанавливается звездочка.
Если с гусеничным модулем определились, то далее выбираем модульные сани для мотоблока. Идеальный вариант будет такой:
Существуют заднего исполнения, а есть и переднего (третий слайд). Переднего исполнения сделаны с поворотной лыжней (поворот рукояткой). При заднем исполнении нужно поворачивать, подруливать самим мотоблоком. Причем, на мотоблок можно одновременно установить сразу два модуля. Стоимость их: 9000 руб. (передний модуль) и 10000 руб. (задний).
Кто-то из рыбаков делает сани-волокуши самостоятельно, варят из трубы, а лыжи делают из загнутой фанеры, обшитой пластиком:
Можно сделать сани-волокуши из досок и обшить жестью. Но выглядеть будет колхозно. А можно приобрести пластиковые для мотособаки. Их стоимость начинается от 500 руб.
Лучше сделать к ним жесткую сцепку из трубы. Это позволит сэкономит не менее 5000 руб. Как в реальности может передвигаться такой мотоблок на гусеничном ходу, можно оценить в ролике:
Обзор на модульные сани и сам мотоблок на гусеницах здесь: https://youtu.be/DcEI7SHXXVI
Так в чем универсальность такого снегохода, переоборудованного из мотоблока? В том, что его можно использовать и для земляных работ весной (для чего он и приобретался) и для расчистки снега зимой:
Можно приобрести и шнековый снегоуборщик. Про этот модуль для мотоблока я писал здесь
Зимой добавляется развлечение (рыбалка, катание по лесным дорогам и снежной целине). Зачем простаивать мотоблока? Кто-то скажет, что это дорогое удовольствие. Для кого-то — да. Но люди же покупают снегоходы за сотни тысяч рублей (а некоторые модели стоят и более 1 млн.руб). А выезжают на них пару раз за зиму.
Мотобуксировщик Tinger-Dog. Цена: 90 тыс. руб.. © st45.stpulscen.ru
Мотобуксировщик Tinger-Dog. Цена: 90 тыс. руб.. © st45.stpulscen.ru
Аналог этим модулям на мотоблок — мотобуксировщик (мотособака). Стоимость их начинается от 50 тыс. руб. А более-менее достойная модель — от 80-90 тыс. руб. Использовать их Вы сможете только зимой. Так что приобретение даже комплекта мотоблок-гусеничное шасси и сани — будет выгоднее и универсальнее.
Кто пользуется мотоблоком на гусеничном шасси с санями — пишите в комментариях свой отзыв. Плюсы и слабые места агрегата. Комментарии пригодятся читателям, чтобы определиться в выборе.
Подписывайтесь на канал, добавляйте его в закладки браузера (Ctrl+D). Впереди много интересной информации.
«Мотособака»: за и против
АВТОР СТАТЬИ: АНАТОЛИЙ МИНИН
Гусеничные мотобуксировщики, или «мотособаки», как их окрестили в народе, уверенно вошли в нашу охотничье-рыболовную жизнь и продолжают своё по ней победное шествие.
Оригинал статьи на сайте Huntportal.ru. Не все статьи с сайта публикуются в Дзене, посмотрите полный список статей, опубликованных в журналах.
Вместе с тем, как показывает практика, даже при обилии видеоматериалов на сервисах типа YouTube и аналогичных, множестве обзоров самой разной направленности, обсуждений на всех тематических форумах и т. д. и т. п., всё равно многие люди, впервые задумывающиеся о покупке мототехники на зимний период, не вполне представляют себе возможности именно мотобуксировщиков и их принципиальные отличия от снегоходов. Т. е. «мотособаку» многие воспринимают как «вроде бы тоже снегоход». Но это, на мой взгляд, по многим причинам совсем неверно, как и неверно ставить вопрос как «Что купить — мотобуксировщик или снегоход?». Это разная техника с разными возможностями, и каждая удобна для своих ситуаций.
Итак, что отличает снегоход от мотобуксировщика? Во-первых, и это довольно существенно, «мотособаки» нашим законодательством приравнены к мотоблокам и другой подобной сельхозтехнике, не требующей постановки на учёт и прав на управление. Снегоходы же и квадроциклы по действующему законодательству подлежат обязательной постановке на учёт, а для управления ими необходимы права категории А1. Да, сейчас и первое и второе проверяют довольно редко. Но это, скорее всего, лишь пока, а дальше, вероятно, будет всё более часто. Так что если вы надумали покупать именно снегоход, желательно сразу подстраховаться и получить на него права.
Зато регистрация и наличие прав дают право управлять снегоходом или квадроциклом на дорогах общего пользования. А вот можно ли ездить по ним на мотоблоках (и «мотособаках») — вопрос открыт. Формально нельзя, но формально же и не запрещено. Всё на усмотрение инспектора в каждом конкретном случае — эта правовая коллизия неоднократно обсуждалась, в интернете несложно найти как теоретические на эту тему выкладки, так и примеры из правоприменительной практики. В целом, если вы собираетесь стать владельцем «мотособаки», лучше взять за правило, что дороги общего пользования — не для вас.
Если снегоход является зимним видом транспорта, предполагающим движение по снегу (или льду), то мотобуксировщик — это на самом деле всесозонный «механический конь». Двигатели на них используются такие же, как на мотоблоках, т. е. 4-тактный (одноцилиндровый) с воздушным охлаждением, эффективным в том числе при летних температурах. «Склизов» — лыж — нет, а гусеница может нормально идти даже по твёрдой поверхности, а по болотам, в том числе сухим моховым, вообще на ура. Один и тот же мотобуксировщик можно с успехом применять как для зимних рыбалок, так и для поездок за ягодами. При этом в манёвренности, скорости, полезной нагрузке и проходимости «мотособака» значительно слабей снегохода, и это при выборе транспортного средства надо обязательно учитывать.
Компактные размеры, которые позволяют перевозить «мотособаку» с санями (или двумя-тремя санями) в багажнике джипа, накладывают значительные ограничения на ходовые возможности агрегата. Узкая и короткая база — площадь контакта гусеницы — значительно ограничивает возможности езды по глубокому и рыхлому снегу. Там, где снегоход ещё летит без напряга, мотобуксировщик уже закапывается, особенно на подъёмах, даже совсем незначительных. Можно «поиграть» гусеницей; например, очень неплохо показывает себя «гусянка» а-ля транспортёрная лента с поперечными металлическими уголками. Но в любом случае тяговые возможности по рыхлому снегу ограничены не столько относительно небольшой мощностью двигателя, сколько «пятном контакта» с этим самым снегом. Немного лучше показывает себя переделанный вариант, когда сани стоят впереди мотособаки, но это уже немного другая тема. Мы пока обсуждаем классическую компоновку — буксировщик тянущего типа с одними или несколькими санями поездом.
Если вам нравится статья — подпишитесь на наш канал
Радиус разворота и манёвренность ограничены конструкцией «мотособаки»: линию движения на пересечённой местности, например в лесу или на болоте, приходится выбирать по-другому, нежели на снегоходе. Валкость «собаки» значительно выше, перевернуть её намного проще, опять же из-за узкой относительно снегохода базы. Стоит немного съехать с буранки, и дело готово: буксировщик на боку. Пустая «мотособака» ощутимо легче снегохода, и поднять её обычно не проблема, но любое такое происшествие замедляет и без того небыстрый путь. Да, максимальная скорость движения по пересечёнке или целине обычно не больше 15-20 км/ч (необходимо также иметь в виду, что средняя или путевая — вдвое ниже), хотя по буранке или зимнику отдельные модели можно разогнать и до 60.
Однозначные плюсы «мотособаки» — габариты, позволяющие грузить агрегат в багажник джипа, низкий расход топлива, всесезонность, более простая конструкция с более простой и дешёвой эксплуатацией, чем у снегоходов. Минусы — меньшая проходимость, манёвренность, в принципе езда сложнее, в том числе и потому, что управлять в классическом варианте приходится стоя в неподрессоренных санях. Итак, вопрос: каково практическое применение?
По опыту эксплуатации «собаку» лучше всего брать для недлинных маршрутов, 5-10 км. Для зимних рыбалок вдвоём или даже втроём — с оглядкой на глубину снега; для проверки путиков; при охоте в одиночку или небольшими компаниями — для вытаскивания лося или кабана из леса или болота, в том случае, когда позволяют снежный покров и подъезды. (Погрузку/выгрузку самой «мотособаки» из багажника можно осуществлять в одиночку с помощью специальных приспособлений.) Лося ободранного и разделанного на месте обычно вывозишь за два раза, хотя где-то в двух санях за одним мотобуксировщиком можно по неглубокому снегу вывезти и за раз.
В паспорте моего техсредства указана грузоподъёмность в 200 кг буксируемого груза — но это для идеальных условий, надо понимать. По участку целины в какой-нибудь укромной балке можно не пройти уже вдвоём и налегке — с одними рыболовными ящиками. Приходится искать объездные пути. Чувство «куда можно, а куда нельзя», как правило, приходит быстро, поскольку само управление и поведение «собаки» подсказывает это быстрее, чем снегоходчику. Опять же относительно небольшой вес тягового агрегата позволяет вынести его вдвоём-втроём из большинства «дыр» типа снежной ловушки или наледи.
С наледями советую быть особо осмотрительным. Наледь — это разлив воды под снегом при промерзании до дна мелкой речушки или ручья, когда вода течёт поверх льда, или на льду озера или водохранилища, когда толстый снег, как вата, вытягивает воду из трещин, одновременно придавливая своим весом лёд. В районе такой трещины образуется до 20 и более сантиметров воды линзой под снегом, которую не всегда можно заранее заметить по изменяющемуся цвету снега. Снегоходом обычно можно «накатать» на такой наледи траншею и выехать своим ходом, а вот «мотособаку», скорее всего, придётся выносить на руках: подъём из водяной траншеи на снежный покров для неё слишком крутой. При этом если на улице хороший минус, то мокрый снег моментально смерзается в подвеске, увеличивая вес агрегата. Да и вморозить что снегоход, что мотобуксировщик намертво можно гораздо быстрее, чем кажется.
По поводу грузовой площадки на самом тягаче — обязательно ли её наличие? Такая площадка увеличивает габариты буксировщика и вес, меняет развесовку. Это с одной стороны, с другой — ходовые качества буксира в зависимости от поверхности при правильной подгрузке могут существенно улучшаться. Распределение веса для проходимости вообще один из наиважнейших факторов, поэтому если габаритные ограничения позволяют, а использовать в дальнейшем предполагается и для перемещения значительных грузов, то такая площадка универсальность буксировочного средства только повысит.
В целом можно подытожить так: мотобуксировщик может подменить снегоход везде, где надо ездить относительно недалеко и по относительно неглубокому или укатанному снегу, а также в межсезонье, когда для снегохода просто нет условий. Ограниченность радиуса действия/скорости вполне восполняется компактностью при перевозке, простотой погрузки/разгрузки из машины вдвоём-втроём и более простой и дешёвой эксплуатацией, да и стоимостью самого агрегата, что также немаловажно. Поэтому популярность «мотособак» неуклонно растёт и будет продолжать расти.
Русский охотничий журнал
Если вам понравилась статья — подпишитесь на канал
Больше материалов об охоте и оружии есть на нашем сайте huntportal.ru
Следить за новыми публикациями можно в Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках и
Наши фотографии в Instagram и видео на YouTube
10 лучших мотобуксировщиков (мотособак) для охоты и рыбалки – рейтинг 2021 года
Мотобуксировщик (или мотособака) — идеальное средство передвижения любителей охоты и рыбалки. Прикрепляемые к нему сани-волокуши доставляют владельца до нужного места, невзирая на сугробы и труднодоступные места. Проанализировав характеристики и отзывы многих моделей, представляем вам десятку лучших мотобуксировщиков для охоты и рыбалки.
По материалам сайта «МаркаКачества»: 20 лучших мотобуксировщиков для рыбалки и охоты.
ТОП-1. IKUDZO 500 EK15
Не имеющая аналогов модель!
Лучший по проходимости мотобуксировщик IKUDZO 500 EK15, позволяющий перемещать грузы в самых сложных условиях. Его металлический капот откидывается вперед, обеспечивая доступ к двигателю. Благодаря гусеницам мотособака способна передвигаться по любой поверхности. Но лучше всего оценить ее проходимость позволяет глубокий снег. Поскольку транспортное средство имеет отличную разбалансировку, оказывается равномерное давление на снег, и в результате не нужен даже лыжный модуль — выручит четырехтактный двигатель в 15 л.с., который обеспечивает скорость до 40 км/час. Покупатели в отзывах пишут, что это лучшая мотособака для использования в отдаленных местах. За счет складывающихся ручек она входит даже в небольшой внедорожник. А за счет 18-ваттных светодиодных фар может использоваться ночью.
ТОП-2. Snow Dog 15 л.с.
Оптимальная по качеству и цене модель!
Этой мотособаке не страшен даже самый глубокий снег. Легко его преодолевать позволяют двигатель в 15 л.с. и гусеница, которая дополняется лыжным модулем. Модель Snow Dog 15 л.с. идеальна как для рыбалки, так и для охоты в зимнее время года. Капот мотобуксировщика легко снимается, обеспечивая доступ к двигателю. Модель предлагается в трех цветовых вариантах, что высоко оценили покупатели. Также в отзывах владельцы утверждают, что за свою цену модель можно назвать лучшей из-за наличия электрозапуска, небольшого расхода бензина, развиваемой скорости до 45 км/час. Snow Dog имеет небольшие размеры, поэтому его можно перевозить в любом автомобиле. Также пользователи отмечают, что модель может применяться в качестве снегоуборщика. Мотособака полезна даже в ночное время, так как на капоте есть яркая светодиодная фара.
ТОП-3. Волкодав
Самая тяговитая модель!
Это лучшая модель по тяговитости. При своем весе в 135 кг она способна выдерживать вес в 150 кг, а также может перемещать поклажу до 600 кг. Отличается высокой проходимостью, которая достигается за счет близко расположенных друг к другу гусениц, имеющих ширину 380 мм. Данный вариант обеспечивает отличную площадь соприкосновения мотобуксировщика со снегом. Четырехтактный двигатель позволяет аппарату двигаться со скоростью до 22 км/час. В отзывах говорят, что на этой мотособаке может отправиться на рыбалку компания до 6-ти человек, при этом взяв с собой необходимое снаряжение. Среди главных недостатков покупатели отмечают завышенную цену.
ТОП-4. CRONUS CR9V
Экологичная и лучшая в управляемости мотособака!
CRONUS CR9V — маневренная и отличная в управлении мотособака, которая идет в комплекте с санями. Масса аппарата вместе с прицепом равна 120 кг. Модель способна вмещать 40 кг груза, а на санях может перемещать груз до 200 кг. Благодаря бензиновому двигателю в 9 л.с. перемещается со скоростью до 25 км/час. Модель предназначена для круглогодичного использования, что позволяют достаточной ширины гусеница и катковая подвеска. В отзывах пользователи утверждают, что мотособака имеет простую конструкцию, расходует немного бензина, оснащена закрытым багажным отсеком. Среди минусов выделяют недостаточную грузоподъемность и сложность приобретения запасных частей.
ТОП-5. Рекс LVR500
Радующая скоростью и компактностью модель!
Если требуется преодолевать заснеженные территории, лучше сделать выбор в пользу Рекс LVR500. Модель имеет мощный мотор в 9,5 л.с. и может разгоняться до 40 км/час. Мотособака обладает компактными габаритами, что позволяет перевозить ее в багажнике обычного легкового автомобиля. Производитель предлагает модель на выбор с ручным пуском или электрозапуском. На борт ее можно загрузить до 50 кг поклажи, а на санях можно перемещать до 200 кг снаряжения для охоты или рыбалки. Покупатели отмечают, что модель имеет стильный дизайн, отличные скоростные качества, устойчива на поворотах за счет заниженного центра тяжести. В числе недостатков называют проблемы с холостым ходом и плохой запуск с электростартера.
Подробная информация (цены, характеристики, плюсы и минусы) в первоисточнике.
ТОП-6. Лидер-Сигма 2
Надежная и конструктивно простая модель!
Давно доказавшая свою надежность и неприхотливость при повседневной эксплуатации мотособака. Катковая подвеска обеспечивает ее высокие внедорожные качества. Лидер-Сигма 2 легко преодолевает глубокие сугробы, не зарываясь даже в свежий и рыхлый снег. Отличная проходимость его достигается благодаря максимальной облегченной каркасной конструкции. К модели может присоединяться лыжный модуль, в результате чего Лидер-Сигма 2 легко соперничает с более дорогостоящими моделями. В отзывах покупатели пишут, что мотособака прошла испытания временем, в результате чего слабые узлы подвергнуты доработке и усовершенствованы. Хоть мотобуксировщик и имеет самый простой вид, но в плане надежности его можно назвать одним из лучших.
ТОП-7. СТЕМ Север С 500-15
Развивающая большую скорость модель!
Это лучшая по скоростным характеристикам модель. Способна передвигаться со скоростью до 60 км/час благодаря четырехтактному двигателю в 15 л.с. Может перемещаться немалое расстояние, не требуя дозаправки, что обеспечивает большой топливный бак. Отличная проходимость обеспечивается гусеницей, которая имеет ширину 500мм. Владельцы высоко оценивают модель, отмечая ее высокое качество сборки, надежность, большую допустимую нагрузку. Мотособака имеет механический стартер, что является плюсом при использовании в условиях зимы. Конструкция рамы и подрамника такова, что гарантирует прочность всей конструкции и исключает различные деформации. Из минусов владельцы называют уязвимый приводной ремень и высокую цену.
ТОП-8. Мотодог 500
Модель по лучшей цене!
Лучшая модель среди скоростных вариантов. По своей комплектации может иметь двигатель 9 л.с или 15 л.с. При этом перемещается со скоростью до 35 км/час даже по сложному пути. Гусеница, имеющая ширину 500 мм, гарантирует высокую проходимость. Благодаря ширине корпуса в 570 мм не возникает проблем в результате преодоления узких мест. Большой бензобак дает возможность совершать длительные путешествия. Покупатели хвалебно отзываются о хорошей сборке, тяговитом моторе, мощной противотуманной фаре, приемлемой цене модели. Говорят, что мотор мотособаки надежен и прост в обслуживании. Для запуска используется ручной стартер. Среди минусов выделяют плохо продуманную систему охлаждения мотора и слабый вариатор.
ТОП-9. БАРС P 550 RV 9 S
Лучшая складная модель!
Это компактный скоростной мотобуксировщик, способный перемещать любые грузы на незначительные расстояния. Двигатель в 9 л.с. обеспечивает скорость до 49 км/час. При массе 96 кг модель способна вмещать на себе груз до 40 кг. На прицепе может перемещать поклажу до 200 кг. Отличительная особенность мотособаки в том, что она имеет складную конструкцию, благодаря чему габариты уменьшаются почти вдвое, что идеально для транспортировки аппарата. Пользователи пишут, что он расходует мало топлива, прост в управлении, имеет высокую проходимость и качественное воздушное охлаждение двигателя. Из минусов покупатели отмечают недостаточную массу буксируемого прицепа и отсутствие капота, который должен защищать двигатель.
ТОП-10. Чинук L15
Радующая тяговой мощностью модель!
Чинук L15 для непритязательных рыбаков и охотников, которые хотят обеспечить себе мобильность в разных условиях. Эта мотособака хороша как по накатанному насту, так и по глубокому снегу, при этом со своими непосредственными обязанностями она справляется на отлично. Может перемещать груз до 400 кг, выдавая довольно приличную скорость. Конструкция модели разборная, что позволяет загружать аппарат в багажник любого автомобиля и легко доставлять до нужного места. Владельцы в отзывах хвалят модель, говоря, что она имеет надежную конструкцию и неприхотлива в обслуживании. Но все же сетуют на то, что нет лыжного модуля, хотя и без него мотособака весьма полезна.
Подробная информация (цены, характеристики, плюсы и минусы) в первоисточнике.