Моцарт и сальери кратко о чем
Александр Пушкин — Моцарт и Сальери:
Краткое содержание
Заслуженный композитор Сальери размышляет о несправедливости судьбы, раздающей таланты. Он, с детства влюбленный в искусство, посвятил ему всю жизнь. Не сразу взялся творить собственную музыку: вначале овладел техникой, ремеслом. Его первые произведения так и не увидели свет: он сжег их, услышав гениальную музыку композитора Глюка. Наконец, он перестал быть дилетантом и смог найти собственное, оригинальное звучание. Публика оценила труды Сальери, он даже сделался знаменит. Тогда он был счастлив и никому из коллег не завидовал. Сейчас же, когда увидел, что «бессмертный гений» может достаться такому безумцу, гуляке, как Моцарт – он позавидовал смертельно.
В комнату входит тот самый гуляка Моцарт. С собой он притащил из трактира старика-скрипача. Старик из рук вон плохо играет арии из опер самого Моцарта. Автор хохочет, а Сальери негодует: пародия уродует шедевр. Моцарт наделяет старика монеткой и отпускает. Он предлагает Сальери послушать одну новенькую «безделицу», сочиненную бессонной ночью. Сюжет истории таков: сам Моцарт будто бы сидит в кругу друзей, влюбленный, и вдруг возникает мрачное виденье или наступает внезапная тьма. Когда фортепьяно умолкло, Сальери называет Моцарта «богом» в музыке.
Читательский дневник по трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкина
Сюжет
Отзыв
Зависть убивает душу и совесть. Человек не должен судить другого, тем более присуждать его к смерти. Гений и зло сочетаются куда реже, чем зло и бездарность. Трудом добытая слава не ценнее той, что приобретена даром свыше. У каждого свой путь и в жизни, и в творчестве (работе). Рациональное, приземленное всегда противостоит небесному, вдохновенному.
«Моцарт и Сальери» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина
Краткие сведения о произведении
Главные герои пьесы
Другой персонаж
Очень краткое содержание для читательского дневника
Краткий пересказ по сценам (более подробный, чем краткое содержание)
Сцена 1
Действие происходит в комнате.
Сальери произносит большой монолог. Композитор говорит о том, что с детства любит музыку. «Праздные забавы» и чуждые музыке науки его не прельщают. Он решил изучить музыку, как ремесло, и для этого умертвил звуки, разъял музыку и «поверил алгеброй гармонию».
После этого он стал творить, но часто был недоволен своими произведениями и жёг ноты. Раньше он никому не завидовал, а ныне стал завистником. Сальери досадует, что «бессмертный гений» дан не ему в награду за самоотверженный труд и усердие, а «гуляке праздному» Моцарту.
Входит Моцарт и говорит, что привёл скрипача, который в трактире играл арию из его оперы «Свадьба Фигаро». Композитору показалась эта игра забавной, и он предлагает Сальери её послушать.
Он приглашает войти старого слепого скрипача и просит сыграть что-нибудь из Моцарта. Тот стал играть арию из оперы «Дон-Жуан», и композитор захохотал. Но Сальери не была смешна интерпретация старика, и он прогоняет его. Моцарт даёт скрипачу за игру деньги, и тот уходит.
Моцарт говорит, что придёт к приятелю в другое время, так как тот сейчас не в духе. Сальери интересуется, что он принёс, и Моцарт отвечает, что ночью сочинил музыку и хочет услышать о ней мнение друга. Тот просит его сыграть, и композитор играет на фортепьяно своё сочинение. Потрясённый Сальери говорит: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Тот шутливо говорит, что «божество моё проголодалось». Сальери приглашает его обедать в трактир Золотого Льва. Моцарт соглашается и идёт предупредить жену, что обедать будет не дома.
Сальери убеждает себя, что он избран, чтобы «остановить» Моцарта, иначе творчество других композиторов, и его в том числе, погибнет. По его мнению, чем скорее гениальный композитор оставит этот мир, тем лучше для искусства, так как он не может передать свой дар никому. «Остановить» Моцарта Сальери хочет с помощью яда — последнего дара Изоры, своей возлюбленной, который он носит с собой 18 лет.
Сцена 2
В трактире Золотого Льва друзья обедают в особой комнате. Моцарт признаётся, что его тревожит Реквием, который ему заказал сочинить человек в чёрной одежде. С той поры он не появлялся, но композитору кажется, что он гонится за ним, как тень, и даже теперь сидит с ними за столом.
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные. Не правда ль?
Моцарт говорит, что нынче он нездоров, и уходит, решив заснуть.
Отравитель, оставшись один, говорит, что Моцарт заснёт надолго. Вспомнив слова о том, что гений и злодейство несовместны, Сальери стал сомневаться в своей гениальности.
Заключение к краткому пересказу
В пьесе А. С Пушкина «Моцарт и Сальери» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) пьесы «Моцарт и Сальери»: «гений и злодейство — две вещи несовместные».
Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по сценам — для подготовки к уроку литературы.
Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери»
Данное произведение было написано в 1830 году, в плодотворный для автора период, известный как болдинский. Краткое содержание пьесы Пушкина «Моцарт и Сальери» по сценам раскроет перед читателем тему зависти, являющейся одной из семи смертных грехов. Сальери не нашел сил справиться с пагубным чувством и совершил преступление, став убийцей.
Сцена 1
Сальери считал несправедливым, что талант достался такому праздному гуляке не за усердный труд, а был дарован свыше. Моцарт словно почувствовал, что его вспоминают и без приглашения заявился в гости к Сальери, чем очень его удивил. Он был в прекрасном расположении духа. Пришел он не один, в компании незрячего скрипача. Он услышал, как музыкант неимоверно фальшивя, играл в кабаке известную мелодию. Это показалось ему занятным. Он решил захватить мужчину с собой. Моцарт просит воспроизвести мелодию. Игра на скрипке веселит его, а Сальери разозлила. Он не понимал, что смешного в коверканье высокого искусства. Слепца прогоняют.
Моцарт понял, что приятель не в настроении, а ведь он хотел показать свое новое творение. Он набросал его во время очередной вспышки бессонницы. Сальери разуверяет его в этом и настаивает продемонстрировать ему написанное. Это было шедеврально. Сальери восхищен. Он называет друга богом, не понимающим своего предназначения. Моцарт обернул все в шутку, намекая, что голоден. Мужчины условились перекусить в ресторане. Моцарт пошел домой предупредить родных, чтобы не ждали к обеду.
Сцена 2
Моцарт и Сальери
В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребёнком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки. Презрев все, что было ей чуждо, он преодолел трудности первых шагов и ранние невзгоды. Он овладел в совершенстве ремеслом музыканта, «перстам/Предал послушную, сухую беглость/И верность уху». Умертвив звуки, он разъял музыку, «поверил алгеброй гармонию». Только тогда решился он творить, предаться творческой мечте, не помышляя о славе. Нередко уничтожал он плоды многодневных трудов, рождённые в слезах вдохновенья, найдя их несовершенными. Но и постигнув музыку, он оставил все свои знания, когда великий Глюк открыл новые тайны искусства. И наконец, когда достиг он в безграничном искусстве высокой степени, слава улыбнулась ему, он нашёл в сердцах людей отклик на свои созвучья. И Сальери мирно наслаждался своей славой, не завидуя никому и не зная этого чувства вообще. Напротив, он наслаждался «трудами и успехами друзей». Сальери считает, что никто не вправе был назвать его «завистником презренным». Ныне же душу Сальери угнетает сознание, что он завидует, мучительно, глубоко, Моцарту. Но горше зависти обида на несправедливость судьбы, дающей священный дар не подвижнику в награду за долгие и кропотливые труды, а «гуляке праздному», тяжелее зависти сознание, что дар этот дан не в награду за самоотверженную любовь к искусству, а «озаряет голову безумца». Этого Сальери не в силах понять. В отчаянии произносит он имя Моцарта, и в этот момент появляется сам Моцарт, которому кажется, что Сальери потому произнёс его имя, что заметил его приближение, а ему хотелось появиться внезапно, чтобы Сальери «нежданной шуткой угостить». Идя к Сальери, Моцарт услышал в трактире звуки скрипки и увидел слепого скрипача, разыгрывавшего известную мелодию, это показалось Моцарту занятным. Он привёл с собой этого скрипача и просит его сыграть что-нибудь из Моцарта. Нещадно фальшивя, скрипач играет арию из «Дон-Жуана». Моцарт весело хохочет, но Сальери серьёзен и даже укоряет Моцарта. Ему непонятно, как может Моцарт смеяться над тем, что ему кажется поруганием высокого искусства Сальери гонит старика прочь, а Моцарт даёт ему денег и просит выпить за его, Моцарта, здоровье.
Моцарту кажется, что Сальери нынче не в духе, и собирается прийти к нему в другой раз, но Сальери спрашивает Моцарта, что тот принёс ему. Моцарт отговаривается, считая своё новое сочинение безделицей. Он набросал его ночью во время бессонницы, и оно не стоит того, чтобы утруждать им Сальери, когда у того плохое настроение. Но Сальери просит Моцарта сыграть эту вещь. Моцарт пытается пересказать, что испытывал он, когда сочинял, и играет. Сальери в недоумении, как мог Моцарт, идя к нему с этим, остановиться у трактира и слушать уличного музыканта Он говорит, что Моцарт недостоин сам себя, что его сочинение необыкновенно по глубине, смелости и стройности. Он называет Моцарта богом, не знающим о своей божественности. Смущённый Моцарт отшучивается тем, что божество его проголодалось. Сальери предлагает Моцарту вместе отобедать в трактире «Золотого Льва». Моцарт с радостью соглашается, но хочет сходить домой и предупредить жену, чтобы она не ждала его к обеду.
В отдельной комнате трактира, где есть фортепьяно, сидят Сальери с Моцартом. Сальери кажется, что Моцарт пасмурен, что он чем-то расстроен. Моцарт признается, что его тревожит Requiem, который он сочиняет уже недели три по заказу какого-то таинственного незнакомца. Моцарту не даёт покоя мысль об этом человеке, который был в чёрном, ему кажется, что тот следует за ним повсюду и даже сейчас сидит в этой комнате.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Кратко «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
Очень краткий пересказ пьесы «Моцарт и Сальери»
Сальери был композитором. С детства он любил искусство и часто наслаждался тем, как звучит орган в церкви, после чего начал заниматься и сам. Со временем, благодаря упорству и труду, он сумел достичь успеха, им начали восхищаться. Сальери всегда радовался успехам других музыкантов и никогда никому не завидовал. Но позже в нем начало прорастать зерно зависти, когда его затмил талант Моцарта.
Однажды Моцарт по дороге к Сальери встречает слепого музыканта. Скрипач исполнял произведение Моцарта. Его забавляет, как фальшивит музыкант. Он решил посмеяться с другом и привел его с собой. Но Сальери не оценил шутку, для него подобные насмешки над искусством были неприемлемы. Он прогнал старика, а Моцарт заплатил музыканту, чтобы слепой выпил за его здоровье.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание пьесы «Моцарт и Сальери» подробно по сценам
Сцена I.
Сальери – получивший признание музыкант. Он родился с любовью к искусству, и размышляет как трудолюбиво и упорно развивал свой талант в музыке. Насколько ему тяжело далось то, что он имеет сейчас. Он делал упор не на дар, а воспринимал искусство, как обычное ремесло.
Гармонию он изучал как науку, поэтому и вдохновения особого у него не было. Только спустя много лет труда и работы, он смог добиться славы и обрел поклонников. Сальери негодует, что «бессмертный гений» был послан ни ему за все его усилия, в голову беспечного Моцарта, который вел праздный образ жизни.
Спустя какое-то время, его затмевает молодой талантливый Моцарт, который был беспечным гулякой и все ему давалось легко, без особых усилий. Этот композитор быстро стал популярным благодаря своему таланту. Сальери начинает завидовать Моцарту, хотя они успели стать друзьями.
К Сальери заходит веселый Моцарт, он привел с собой слепого старика скрипача. Композитор встретил его по дороге к другу. На улице, где он фальшиво исполнял арию из оперы, написанную Моцартом. Он просит уличного музыканта снова исполнить это произведение, чтобы слышать мненье Сальери.
Старик играет арию из Дон-Жуана, Моцарт смеется от его «мастерства». Сальери не оценил эту шутку, так как плохое исполнение его сильно возмутило, он посчитал это издевательством над искусством. Затем говорит Моцарту, что раз его потешают такие вещи, то он не достоин сам себя.
Сальери гонит старика, а Моцарт платит тому за «выступление», и просит выпить за его здоровье. Увидев, что друг не в духе, Моцарт решает уйти, но Сальери его останавливает, предлагая сыграть то, с чем он пришел.
Моцарт усаживается за фортепиано и начинает исполнять новую пьесу. Сальери был безумно восхищен тем, как смело и хорошо у него получается, и зависть еще сильнее разгораться в композиторе, и появляются в его голове черные мысли.
Сцена II.
Во течение трапезы в трактире Сальери замечает, что Моцарт молчит и хмурится. Молодой композитор делится своими переживаниями о том, что был у него загадочный человек в черном. Он лишь заказал сочинить Requiem и скрылся.
Но с той поры ему начало казаться, что образ незнакомца в черном повсюду: «как тень он гонится за мной». И будто даже сейчас Моцарт чувствует присутствие человека в черном в их компании. Моцарт три недели трудился над заказом, а незнакомец все не появлялся, чтобы забрать Requiem.
Моцарту не очень-то хотелось его отдавать, так как произведение получилось очень хорошим. Но его терзает тревога, что этот заказ был неким знаком судьбы.
Сальери начинает успокаивать друга, но делает это совсем неискренне, ведь в его голове уже зародился злой умысел. Он вспоминает о друге Бомарше, который тоже был гением. В свое время он советовал Сальери перечитать «Женитьбу Фигаро», если мрачные мысли засели в голове.
Моцарт почувствовал, что ему стало плохо и уходит из трактира, оставляя Сальери одного. Композитор понимает, что чувство зависти никуда не ушло. Он думает над словами Моцарта, что гений со злодейством не совместимы, и ведь выходит, что он не гений, и сам пытается это отрицать.
Кратко об истории создания произведения
Пьеса «Моцарт и Сальери» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830-ом году. Произведение стало второй по счету «маленькой трагедией», наброски пьесы были сделаны еще в 1826-ом году. Первая публикация состоялась в конце 1831-го года в альманахе «Северные цветы на 1832 год».