Моушен что это такое
Что такое моушн-дизайн и зачем это всё
Моушн-дизайн (от англ. motion design или motion graphic) — дизайн движения объектов в кадре, будь то цифры, буквы, абстрактные образы или конкретные фигуры с целью оформления заставок на ТВ или YouTube, рекламы и видеопрезентаций, кино.
В сети много теоретических статей на эту тему, особенно, от образовательных программ и продавцов курсов по профессии моушн-дизайнера, и недостаточно практического взгляда на рынок и профессию.
Наше агентство видеопроизводства ВидеоЗаяц.рф непосредственно создает моушн-дизайн: делаем видеорекламу, видеопрезентации, видеоинфографику, оформляем мероприятия и выставки. Поэтому поделимся опытом и нашим видением, а чтобы не быть голословными, показываем, что умеем:
Разве может сухое энциклопедическое определение раскрыть всю суть такого ремесла? Не побоимся сказать, искусства! Чтобы понять, как моушн-дизайн стал одним из главных средств для привлечения внимания, начнем с краткого исторического экскурса.
Оглавление:
Как всё начиналось
Как и все лучшее, моушн дизайн перекочевал в видеопроизводство из большого кино. По-чесноку, у его истоков стояли четыре немецких режиссера-авангардиста: Вальтер Руттман, Викинг Эггелинг, Ханс Рихтер и Оскар Фишингер. Еще в 20-е года прошлого века они вставляли в свои немые фильмы некое подобие анимации:
Крестным отцом моушена принято считать американца Сола Басса.
В 1955 году этот графический дизайнер сделал необычные титры для фильма Отто Премингера “Человек с золотой рукой”. На экране несколько белых линий сложились в изображение руки главного героя:
Находку быстро оценил маэстро саспенса Альфред Хичкок. Уж он знал, как важно захватить внимание зрителя с первых же секунд! Для него Сол Басс сделал динамичные титры для фильмов «К северу через северо-запад», «Головокружение» и «Психо».
Сейчас в таких вещах мы не видим ничего удивительного, но для того времени это был прорыв и нечто абсолютно новое. Если раньше никто не хотел смотреть титры, то благодаря идее Басса, зрителей удавалось настроить на нужный лад еще до начала действия на экране.
В дальнейшем Сол Басс поработал еще со многими мэтрами кино, включая Кубрика и Скорсезе. Но самое главное — моушн-дизайн оформился как самостоятельное направление. Стало понятно, что анимационная графика в сочетании с музыкой:
Уже в середине 50-х стали появляться анимированные логотипы. Ну а оформление титров стало неотъемлемой частью большого кино. Моушн-дизайн стремительно проник из кино в рекламу и маркетинг, сначала обосновался на ТВ, потом и в интернете.
Настоящий же бум моушн-дизайна начался 15-20 лет назад вместе с наступлением цифровой эпохи. С развитием компьютерных технологий стало возможно создавать из графики что-то поистине цепляющее.
Вместе с этим появились и первые авторы обучающих курсов по моушн-дизайну и VFX, уроки которых смотрели тысячи начинающих, в том числе и в России. Одним из таких авторов был знаменитый Эндрю Крамер — создатель ресурса Videocopilot. А вот и наше с ним небольшое интервью 🙂
Чем моушн-дизайнер отличается от графического дизайнера
Как видим из истории моушн-дизайна, в каком-то смысле он родился из графического дизайна. Возможно, поэтому часто приходится отвечать на вопрос, чем отличается один дизайнер от другого.
Графический дизайн работает со статичными (!) изображениями. Это и айдентика, и визуальные концепции, и упаковка, и наружная реклама, и полиграфия, и даже иллюстрации для моушн-дизайна. А уж следующим шагом эту статику максимально круто оживляют motion дизайнеры:
Сферы применения моушн дизайна
ТВ
Наследие Сола Басса живет и процветает. Благодаря современным технологиям титры к любимым ТВ-шоу и сериалам можно превратить в произведение искусства. Чего стоит только открывашка к сериалу “Настоящий детектив” от HBO.
А создание заставок для телевизионных программ со временем развилось в отдельное направление моушн дизайна — броадскаст дизайн:
Сегодня он активно применяется не только на ТВ, но и в видеопрезентациях компаний, видеорекламе:
Кино
В современных блокбастерах моушн-дизайн — это не только способ сделать эффектные титры, но и, например, интерфейсы, которых особенно много встречается в hi-tech стилистиках фильмов Marvel, Blade Runner, Prometheus и подобных.
Клипы
Музыканты также не брезгуют анимацией и моушн-дизайном, чтобы делать свои клипы более эффектными, захватывающими и запоминающимися:
Онлайн медиа
Как говорится, не телевидением единым. В онлайн медиа моушен дизайн используют не только в заставках и титрах, но и для создания увлекательных онлайн лекций и прочих видов видеоконтента:
Реклама и маркетинг
Создание объясняющих видео, имиджевых роликов, видеопрезентаций, видеоинструкций, промо-роликов. С использованием моушн-дизайна надоедливая реклама превращается в произведение визуального искусства. Сегодня это — самый эффективный канал воздействия на аудиторию.
Оффлайн шоу и мероприятия
Моушн-дизайн ассоциируется с динамичной картинкой на экране, но возможности его проекции не ограничены дисплеем монитора, смартфона или планшета. Кто сказал, что экраном не может стать фасад всемирно известного здания?
Форумы и конференции
На отраслевых выставках, бизнес-форумах и даже личных переговорах с клиентами ролики с компьютерной графикой тоже успешно выполняют свою функцию.
Искусство
Никто не отменял и творчество ради творчества. Иногда на коммерческих проектах, работая на задачу Заказчика, творческие люди устают и хотят большего простора для креативной самореализации. В этот момент моушн-дизайн превращается в чистое искусство:
Резюмируя, моушн-дизайн используется для визуального оформления почти чего угодно: от передач на телевидении до иконок мобильного приложения. Главная цель — привлечь и удержать внимание зрителя, вызвать интерес, воздействовать на эмоции, передать месседж и запомниться.
Путь и профессия моушн-дизайнера
Во-первых, моушн дизайнер — одна из самых редких профессий в России, а может и в мире. Профессиональное сообщество традиционно считает себя IT-шниками внутри IT-шников и на то есть веские основания: motion design — узкая область деятельности и ее нельзя полностью отнести к дизайну, кино или IT.
Дизайнеры отовсюду черпают знания и навыки и развивают индивидуальную специализацию: кто-то уходит в технический аспект (например, композитинг), кто-то в арт-дирекшн и креатив, кто-то в режиссуру (учится работать с камерой) и так далее.
Во-вторых, если выбираете этот путь, будьте готовы, что люди вряд ли поймут, чем вы занимаетесь. Подтверждено на собственном опыте. Единственный способ объяснить суть вашей работы — это показать шоурил, как мы сделали в начале этой статьи.
И в то же время молодая профессия моушн-дизайнера пока действительно востребована. В регионах зарплаты обычно до 100 тыс. руб., в столице доходит до 150 тыс..
Максимальной планки зарплат по моушн-дизайну в России вы не найдете — на Западе платят больше, условия лучше, но и расходы на проживание часто там выше, о чем тоже не следует забывать. Соответственно, знание английского языка для этой профессии — must have.
Можно ли зарабатывать в рамках РФ выше 150 тыс.? Можно. Для этого придется перейти на следующий левел профессиональных компетенций (или вообще их сменить) и стать кем-то из следующих специалистов:
В конце-концов важнее не то, чем вы занимаетесь, а уровень компетенций. Поэтому найдите то, что вам по душе и если не можете этого не делать — вперёд. Путь моушн-дизайнера долгий и тернистый, это дорога длинною в жизнь, так что научитесь получать удовольствие, а деньги придут.
В остальном, по финансовой части профессии порекомендуем выпуск блога нашего коллеги по цеху и опытного моушн-дизайнера Максима Гордиенко:
Что должен уметь моушн дизайнер
В общем, эта область полна самоучек, в самом хорошем смысле этого слова. В новой индустрии еще нет жестких стандартов и строгого профильного образования, поэтому как было сказано выше, вы вольны выбирать свой путь самостоятельно.
Люди приходят в моушн-дизайн с самым разным бэкграундом — от программистов, инженеров, менеджеров и юристов до сварщиков и строителей (есть реальные примеры).
При этом если человек талантлив — на становление в профессии уходит в 2 раза меньше времени (3-4 года), чем у большинства “середнячков” (5-7 лет). С одним из таких незаурядных моушн-дизайнеров — Сергеем Масловым — пообщались в свое время на CG Event:
Не обольщайтесь легким порогом “входа” в индустрию — правило 10 тысяч часов никто не отменял. Кроме того, если хотите зарабатывать выше, чем большинство по рынку — готовьтесь и впахивать сильнее, чем остальные. Многие дизайнеры застревают где-то посередине. Лучшие дизайнеры продолжают учиться по прошествии 10 лет в профессии и выбирают место работы не только в рамках РФ, но и на Западе.
В идеале, человек, который хочет попробовать себя в роли моушн-дизайнера, изначально имеет художественный вкус, чувство композиции, понимает теорию цвета и разбирается в шрифтах. Кроме того, хороший моушн-дизайнер шарит в смежных дисциплинах: сценарии, драматургия, режиссерское мастерство.
Отдельно скажем об образовательных курсах Нетологии, Skillbox и иже с ними. Этих курсов достаточно, чтобы ознакомиться с профессией и делать первые шаги. Более серьезным вещам учат в Московской Школе Кино, Scream School и других заведениях, иностранных в том числе. Остальное — это годы самообучения и практики.
Возможно, вас удивит, если мы скажем, что очень многие топовые люди в профессии вообще нигде специально не учились, а постигали азы самостоятельно и работали в крутых коллективах, которые еще больше подтягивали их уровень. Но это реальность 🙂
Инструментарий в моушн-дизайне
Самое главное — моушн-дизайнер должен уметь работать с профессиональным софтом. Мы уже писали обзорную статью, какой софт используем — можете ознакомиться.
Выбор софта сильно зависит от используемой в видео стилистики моушн-дизайна. Большая разница — двигать объекты 2D или 3D или 2,5D или совмещать одно с другим.
Что же касается краткого перечисления основных инструментов — их есть у меня! Графические, 3d и видеоредакторы в студию:
Adobe After Effects
Первая и фундаментальная программа для этой профессии, хлеб с маслом для современного моушн-дизайнера. Главный на сегодняшний день инструмент для создания 2D и несложной 3D анимации.
Именем программы даже названо профессиональное сообщество моушн-дизайнеров во Вконтакте. Там найдете очень много всего по теме. Предупреждаем: много троллинга и специфики в общении, мат 🙂 Будьте аккуратны и уважительны к другим участникам.
Adobe Illustrator
Самая востребованная программа для создания векторной графики.
Хлеб любого иллюстратора и графического дизайнера. Именно моушн-дизайнеру в этом софте понадобятся только азы. Если уйдете в 2D — придется изучать глубже. Если в 3D — понадобится по минимуму.
Adobe Photoshop
Тоже больше для иллюстраторов, только для работы с растровой графикой. Легко интегрируется с After Effects.
Adobe Premiere Pro
Видеоредактор с колоссальными возможностями. Пользуются прежде всего режиссеры монтажа, но и моушн-дизайнеру нужно уметь с ним работать в той же степени, в какой он планирует постичь искусство монтажа.
Сinema4D
Универсальный комплексный пакет для создания, редактирования и анимации 3D-моделей, объектов, эффектов. Главная фишка — дружелюбность к пользователю. Многие наши 3D видеоролики сделаны по большей части в этом софте.
Autodesk Maya
Мощнейший редактор 3D-графики, который широко используется в профессиональных кругах, особенно среди аниматоров. Любимый инструмент создателей видеоигр.
Houdini
Программа для 3D-моделирования с упором на процедурную генерацию. Ее используют для наиболее дорогих и сложных видов 3D-анимации, вроде “жидкого дизайна” и симуляции частиц. Штука, пожалуй, самая сложная из представленного списка и специалисты, умеющие в ней работать, очень ценятся и хорошо оплачиваются.
Заключение
Motion design — относительно новое в России явление, но уже вызывающее интерес у молодежной аудитории и тех, кто чувствует в себе творческий потенциал.
Новым специалистам предстоит пройти долгий, но захватывающий путь обретения навыков. И таким людям дадим одно наставление из опыта наблюдений: если вы попробуете и вам это понравится — вероятность уйти из моушн-дизайна близка к нулю 🙂
А разве не это главное в профессии?
И если вы полюбите моушн-дизайн так же, как любим его мы, наведывайтесь в наш блог — найдете еще много интересного.
Волшебство в движении: что такое моушн-дизайн
Моушн-дизайн (Motion Design) — относительно новое направление для нашей страны. Специалистов сейчас не так много, а профессия востребована: без них не обойдется любой телеканал, киностудия или видеопроизводство. Моушн-дизайнер сочетает в себе огромное количество навыков: от графического дизайна и анимации до основ драматургии, режиссуры и сторителлинга. И, конечно же, пользуется современными графическими, 3D- и видеоредакторами.
Моушн-дизайн идеально подходит для создания содержательных и при этом кратких сообщений. Ещё это хороший выбор для сложных проектов, в которых суть иначе не раскроешь.
Что такое моушн-дизайн
Моушн-дизайн — это процесс создания анимационной графики.
Анимационная графика, она же моушн-графика — это визуальное оформление, которое оживляет статическое изображение. Интернет, медиа и реклама, телевидение, кино, мобильные приложения, видеоигры — без нее не обходится ни одна из этих сфер.
Каждый анимированный текст или изображение, которые встречаются в повседневной жизни, задуманы моушн-дизайнером. Анимационная графика использует сразу три канала информации: изображение, текст и звук, и зритель лучше усваивает данные.
С помощью моушн-графики можно визуализировать конкретные данные и абстрактные идеи. Для этого используются визуальные эффекты, аудио, графический дизайн и различные методы анимации. Это превращает статическую картинку в динамическую.
Анимационную графику необходимо отличать от обычного видео и привычной анимации.
Моушн-графика — не мультик, она иллюстрирует данные или идеи, а не раскрывает полноценный сюжет.
Краткая история моушн-дизайна
Никто точно не знает, как и когда именно возникла анимационная графика. Примерно в 40-х годах появились первые экспериментальные работы Оскара Фишингера и Нормана МакЛарена. Однако самым первым признанным мастером можно назвать графического дизайнера и режиссера Сола Басса, который в 60-х годах популяризировал моушн-графику в кино.
Басс сотрудничал с Хичкоком, Премингером, Кубриком и Скорсезе. Одна из самых известных его работ — заставка к титрам фильма Отто Премингера «Человек с золотой рукой»: из белых полосок на черном фоне складывается рука главного героя.
Заставка Сола Басса к титрам фильма Отто Премингера
Кроме «Человека с золотой рукой», революционными считаются работы Басса в фильмах: «Головокружение» Хичкока с его легендарным опенингом, «Вестсайдская история», «К северу через северо-запад» и «Психо», где Басс оформлял титры.
Сегодня в подобных приемах нет ничего удивительного, но для 50-х – 60-х годов это была сенсация.
Никогда ранее люди не видели такого сочетания графики и анимации.
С того времени другие художники стали использовать моушн-графику не только в кино, но и в других сферах. Как результат, сегодня это один из самых востребованных видов анимации.
Где сегодня используется моушн-дизайн
Как и в случае с веб-дизайном, популярность моушн-дизайну принесло повсеместное распространение компьютеров и интернета.
Ранее создание анимированной графики было сложным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Однако, чем быстрее развивались компьютерные технологии, тем быстрее шло и развитие моушн-дизайна. Начиная с нулевых, он уже плотно вошел в видеоиндустрию, а с 2010-х обосновался в медиа и маркетинге.
Сегодня моушн-дизайн используется везде, где производится контент.
Например, анимационная графика появляется в титрах к фильмам и видео, а музыкальная индустрия активно применяет ее в создании видеоклипов. Заставки в фильмах и телепередачах создают настроение настраивают на нужный лад, чтобы правильно воспринимать информацию. Они вызывают эмоции и интригуют. Графические переходы между блоками контента в телевидении позволяют менять темы без потери внимания зрителя, а любое развлекательное шоу обязательно сопровождается анимационной графикой.
Screen Graphics / Fantasy User Interface. Автор — Nawaz Alamgir
Сегодня анимационная графика — один из самых быстрорастущих каналов контент-маркетинга. С ее помощью легко одновременно и привлекать, и информировать зрителя, а считываемость сообщений в разы выше, чем у привычных каналов.
Моушн-дизайн — отличная возможность для брендов представлять свои ключевые идеи и ценности. Реклама использует моушн-графику, чтобы выделиться из общего потока и донести рекламное сообщение аудитории в считанные секунды.
Инфографика, да и вообще производство любого цифрового контента, все чаще используют моушн-дизайн. Конечно, некоторые идеи удобнее воспринимать привычной статикой, однако сложные понятия легче усваиваются в динамике. Визуальный канал восприятия — самый мощный из всех, что доступны человеку, а текст, анимация и аудио структурируют и систематизируют информацию.
Анимация — прекрасный способ распространения идей и вовлечения в контент.
Зритель следует за рассказом, а звук и ожившая графика буквально рисуют в его мозгу картину, которую легко воспринимать и запоминать.
Основные сферы применения моушн-дизайна
1. Телевидение. Заставки, титры, субтитры, оформление программ.
Заставка телеканала National Geographic
2. Киноиндустрия. Опенинги, титры, заставки, производство трейлеров и тизеров. Morgan Opening Scene (Screen Graphics). Автор — Nawaz Alamgir
3. Маркетинг. Реклама на телевидении и в интернете, промоматериалы, нативная реклама в виде анимационной инфографики.
Apple Motion Graphics
4. Медиа. Новостные, развлекательные, обучающие порталы часто используют моушн-дизайн для создания коротких и привлекательных видеороликов.
Пример использования моушн-графики в мультимедийном лонгриде.
5. Бизнес. Презентационные ролики и инфографика для сайтов, конференций, представления продуктов, презентаций бизнес-партнерам.
6. Образование. С помощью моушн-графики можно легко и доступно разъяснять сложные идеи, представлять информацию. Один из примеров качественного образовательного проекта, полностью построенного на моушн-дизайне, — ютуб-канал Kurzgesagt – In a Nutshell, который в коротких роликах разъясняет самые популярные научные вопросы.
Nuclear Energy Explained. Канал Kurzgesagt – In a Nutshell
7. Индустрия развлечений. Игры, развлекательные видеопроекты, стриминговые сервисы.
Как стать моушн-дизайнером
Моушн-дизайнер — это новая профессия на российском рынке. Стандартизированных требований пока нет, как и специальности в российских вузах. Каждый моушн-дизайнер в буквальном смысле создает себя сам.
Моушн-дизайнер — это многопрофильный специалист. Точнее, не так: моушн-дизайнер — это узкопрофильный специалист с широким спектром навыков. Суть анимационной графики — гармоничное соединение текста, аудио и видео. Это подразумевает, что дизайнер разбирается в указанных трех категориях.
Согласно порталу HH.ru нижняя граница зарплат моушн-дизайнера находится на уровне 60 000 рублей в месяц, а верхняя практически не имеет ограничений — все зависит от того, какими навыками он обладаете.
Что же должен уметь моушн-дизайнер?
Во-первых, разбираться в графическом дизайне — это композиция, типографика, теория цвета.
Композиция — основа любого кадра. От того, насколько гармонично дизайнер умеет расположить и связать между собой графические элементы, зависит вид всей работы.
Именно правильная композиция делает изображение живым и интересным.
Типографика — умение художественно оформить текст, добавить ему выразительности, эмоционально зацепить читателя. Это один из главных навыков моушн-дизайнера. Важно разбираться, какие шрифты гармонируют с общей картиной: современные или готические, с засечками или без, как вписать текст в общую композицию.
Типографика может как вытянуть на себе весь проект, так и полностью его загубить.
Теория цвета — колористика. Цвет — мощный инструмент воздействия, поэтому моушн-дизайнер должен уметь им пользоваться. Желательно не только уметь правильно подбирать цветовую гамму проекта, но и разбираться в основах психологии цвета.
Во-вторых, моушн-дизайнеру не обойтись без основ сценарного искусства.
Анимационная графика всегда рассказывает зрителю историю.
Необходимо уметь создавать сюжетную линию, использовать приемы драматургии, разбираться в режиссерском мастерстве.
В-третьих, знание инструментов. Здесь предпочтения расходятся, поэтому мы приведем основные программы, которыми пользуются большинство моушн-дизайнеров.
Все это вместе определяет портрет специалиста, который создает интересную, захватывающую, впечатляющую анимационную графику и получает удовольствие от своей работы.
Вывод
Моушн-дизайнер — новая и востребованная на рынке профессия. Однако стать моушн-дизайнером не так просто: в российских вузах нет такой специальности, а обучение в иностранных колледжах не всем по карману. Это профессия, требующая теоретических знаний графического дизайна, основ драматургии и режиссуры, а также практических навыков работы с различными программами.
«Нетология» запускает обучающий курс «Моушн-дизайн: графика в движении», на котором вы научитесь создавать полноценные рекламные и презентационные ролики. Преподаватели курса расскажут об основах композиции, теории цвета и цветовой психологии, типографике и анимации. Вы научитесь работать в Adobe After Effects и сможете создавать с нуля вот такие крутые ролики: