Мой бог клятва что значит
Евангелие по Матфею 5:33
Толкования:
Анонимный комментарий
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои
Блаж. Иероним Стридонский
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои
Блаж. Феофилакт Болгарский
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои
То есть, когда клянешься, будь правдив.
Евфимий Зигабен
Ст. 33-34 Паки слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко
Еп. Михаил (Лузин)
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои
Это не буквальное повторение заповедей Закона Моисеева, заключающихся в Лев. 19:12 и Втор. 23:21—23 : не клянитесь именем Моим во лжи. Если дашь обет Иегове, Богу твоему, немедленно исполни его. Слова Христовы, очевидно, выражают то же, что и буква Закона: Не клянись во лжи, клянись в удостоверение истины, и если поклялся, не преступай клятвы. Немедленно исполни, то есть «в клятве ты должен говорить истину» (Златоуст) и исполняй то, что обещал с клятвой. Клятва есть торжественное удостоверение именем Божиим истинности сказанного, причем само собою предполагается, что Бог взыщет с клянущегося, если он клянется в удостоверение неправды, так как клятвой во лжи хулится имя Божие. Иудеи с течением времени приняли за обычай, избегая клятвы именем Божиим, клясться разными предметами, например небом, землею, Иерусалимом, храмом (Феофилакт, Златоуст), и этих клятв не считали непреложно обязательными, то есть позволяли себе ими клясться во лжи, не нарушая по видимости буквы Закона.
Лопухин А.П.
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои
Так приблизительно Иоанн Златоуст: “что значит исполняй пред Господом клятвы твои? Это значит: когда клянешься, ты должен говорить истину (ἀληθεύεις ὀμνύς)”. О клятвопреступлении здесь речи нет.
Митр. Иларион (Алфеев)
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои
Четвертая антитеза посвящена теме, которая современному читателю может показаться достаточно второстепенной: клятве и клятвопреступлению. Обычай давать клятвы и обещания сохраняется и в наше время, однако отношение к нарушению обещания в современном обществе обычно бывает вполне толерантным, если только обещание не имеет форму письменного обязательства, нарушение которого одной из сторон влечет за собой правовые или финансовые последствия. Клятва именем Бога вышла из употребления в современном секулярном обществе, поскольку само упоминание имени Божия практически исчезло из публичной сферы. Лишь в некоторых странах, имеющих христианские корни, сохраняются такие формы клятвы, как присяга на Библии при вступлении в должность главы государства.
Свт. Иларий Пиктавийский
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои
Троицкие листки
Ст. 33-34 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий
Клятва
Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.
Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ).
Примеры неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апостола Петра ( Мф.26:72-74 ).
Третья заповедь Ветхого Завета запрещала опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апостола Иакова ( Иак.5:12 ).
Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?
Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.
Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» ( Быт.21:22-24 ).
В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ).
Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов ( Быт.47:29-30 ).
Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).
Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» ( Мф.5:34-36 ). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ).
Это наставление обусловлено рядом причин.
Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.7:23 ), то есть искуплены).
Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).
В‑третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех ( Мк.10:19 ). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.
Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.
Почему во времена Ветхого Завета Бог заповедовал верующим клясться Его Святым именем, тогда как во времена Нового сказал: «не клянись вовсе» ( Мф.5:34 )?
Во времена Ветхого Завета клятвой подтверждались особо важные, особо значимые обещания. В среде языческих народов было в обыкновении клясться именами (ложных) богов. Естественно, при этом считалось, что поклявшийся таким образом человек брал на себя ответственность не только перед тем, кому давал обещание (во многих случаях ответственности перед обманутым он мог бы и не страшиться, и не стыдиться, например, в случае, если царь давал обещание рабу), но и перед тем, чьим именем клялся. Поэтому невыполнение клятвы считалось серьёзным проступком.
Бог же, заключив Завет с еврейским народом, потребовал от евреев, чтобы в случае необходимости особой, возвышенной клятвы, которую предполагалось исполнить и которая не противоречила Божьему закону, они клялись не именем ложных богов, но Его святым именем: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и его именем клянись» ( Втор.6:13 ).
Таким образом, повеление клясться Божественным именем было связано, как минимум, с двумя аспектами: во-первых, клянясь Его именем, иудей исповедовал истинную веру в Бога, а во-вторых, брал на себя обязательство осуществить сказанное перед лицом Высшего Судьи. Потенциально возможное нарушение этого обязательства осознавалось им не только как вина перед ближним (инородцем, иноверцем), но и как тяжкий грех против Господа: «Не клянись именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего» ( Лев.19:12 ).
С наступлением Нового Завета многие нравственные требования были дополнены или усилены. Это объяснимо, так как с совершением Искупления и образованием Церкви человек получил возможность благодатного преображения. Те требования об обязательности исполнения клятвы, которые налагались на ветхого человека, в отношении обновленного благодатью христианина распространяются на обещания вообще. По строгому счёту, он должен проявлять христианскую ответственность и давая, и соблюдая свои обещания, даже если они не усилены дополнительным словом «клянусь».
Мой бог клятва что значит
(см. «ЗАВЕТ», «ОБЕТОВАНИЕ», «ПРОКЛЯТИЕ»)
Содержание:
1. Ам.4:1,2 («Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами»)
2. Ис.62:8,9 («Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; 9 но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.»)
3. Пс.109:4 («Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»)
4. Втор.13:17,18 («…ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, [как Он говорил тебе,] как клялся отцам твоим»)
5. Ис.45:23 («Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.»)
6. Иер.4:1,2 («И будешь клясться: жив Господь! В истине, суде и правде»)
7. Ис.19:18 («В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Иеговой Саваофом: один назовется городом солнца»)
9. Матф.23:16-22 («Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? 18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. 19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем»)
10. Втор.10:20,21 («Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись. »)
11. Мт.5:33-37 («Еще слышали вы, что сказано древним; «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А я говорю вам, не клянись вовсе: ни небом. ни землею. ни Иерусалимом, ни головою твоею…Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого»)
13. Отрицательное значение: Ис.48:1,2 («Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происходящие от источника Иудина, клянущиеся именем Иеговы и исповедующие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде.»)
14. Лев.19:12 («Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].»)
Особое обещание совершения какого-либо действия в будущем.
«Клятва» Бога – это установленные Богом Его Заветы, Откровения, Постановления, Законы и Заповеди, согласно которым осуществляется все, предначертанное Им – благословение тех, кто исполняет их и наказание тех, кто их нарушает.
Твердое решение, обещание, выраженное в особо утвердительной, уверенной форме, прежде всего перед самим собой, перед другим человеком, группой людей или пред Богом.
Отрицательное значение:
«Клятва» ложная, неугодная Богу – это фарисейское, притворное, фальшивое служение Богу,
которое бесчестит имя Бога.
1. «Слушайте слово сие,…вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: «подавай, и мы будем пить! 2 Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами.» Ам.4:1,2
«Святость» Бога, т.е. духовная чистота, справедливость, благодатность действия Его Законов и Заповедей будет неминуемо осуществлена в жизни человека и всех народов, желающих следовать Воле Божьей. Истина Заветов Божьих, Его Слова одержит победу над греховным человеком, наступит разоблачение всех грехов человека и человечества. (см. «Бог», «Святость», «Воля Божья»)
Наступят «дни», т.е. такой период истории греховного человечества, когда праведники Словом Божественной Истины изобличат каждого беззаконника в его делах и так «повлекут крюками» грешников на суд их совести и суд истории. (см. «День»)
2. «Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился; 9 но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.» Ис.62:8,9
«8 Господь поклялся десницею Своею…» — слово «поклялся» означает выражение действия Законов Бога, Его Заповедей, которые доказывают, утверждают неизменность, непреложность, неотвратимую свершаемость Премудрости Его изначальных Замыслов. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»)
Осознание необходимости принятия и воплощения Божьих Заповедей утверждает в человеке праведность, венчает человека радостями, открывают Жизнь Вечную и торжество Царствия Воли Бога в народах.
Отвержение, нарушение, искажение вечных Божественных Законов Жизни не может пройти без «наказания», т.е. без последствий для человека.
(«Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою….Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву….» Евр.6:13,17)
3. «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.» Пс.109:4
Бог также подтвердил неизменность, истинность, благодатность Своих Заповедей во всех проявлениях праведности народа истинной Веры, который явно, убедительно засвидетельствовал их благодатную, непреложную, вечную жизнеутверждающую силу. (см. «Господь»)
«…не раскается…» — это означает, что Божьи Законы вечны, неизменны, обязательны, благодатны, всегда действенны, никогда не могут быть никем отменены, заменены.
4. «…17 ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, [как Он говорил тебе,] как клялся отцам твоим, 18 если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая [доброе и] угодное пред очами Господа, Бога твоего.» Втор.13:17,18
5. «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык.» Ис.45:23
(«Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву….» Евр.6:17)
Всякий «язык», т.е. любая форма выражения мысли и действия человека, может быть укреплена, подтверждена только Истиной Слова Заповедей Бога.
6. «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться. 2 И будешь клясться: «жив Господь!» в истине, суде и правде; и народы Им будут благословляться и Им хвалиться.» Иер.4:1,2
Люди будут утверждаться в истинном познании и осуществлении Божьей Воли, так будут обретать истинное счастье от радости жизни в праведности. (см. «Воля Бога»)
7. «В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Иеговой Саваофом: один назовется городом солнца.» Ис.19:18
Учитывая развитие духовных процессов в истории человека, его все большего познания Воли Бога, не исключено, что основные религии мира станут «говорить языком Ханаанским», т.е. неизбежно придут к принятию единой для всех Воли Бога Иеговы. (см. «Язык», «Ханаан»)
«…будут говорить языком Ханаанским и клясться Иеговой Саваофом,..» — это означает, что служители пяти направлений разумения Воли Божьей начнут исповедовать, проповедовать истинное познание о ней, т.е. говорить «языком Ханаанским». (см. «Язык», «Ханаан»)
Они будут «клясться», т.е. утверждать свою жизнь в праведности, истинным разумением и исполнением Воли Бога. (см. «Воля Бога»)
«Пять городов» будут восприниматься как один образный «Город» истинного разумения и исполнения Воли Божьей. Народы, которые будут объединены языком Ханаанским, будут «клясться» Самим Богом, т.е. утверждать себя воплощением Божественной Воли, исполнением Его Определений, и потому эти «пять городов», как один, назовутся «Городом Солнца». (см. «Число 5», «Город»)
8. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе], 14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.» Гал.3:13,14
Слово, переведенное здесь как «клятва», буквально означает «проклятие» (древнегреческое «катара»). Апостол здесь утверждает, что люди, следующие Учению Христа, «искуплены», т.е. избавлены, освобождены, не от необходимости исполнения Закона Божьего, не от Десяти Божьих Заповедей, но от проклятия, грозившего им ранее за грехи – за нарушение этого Закона.
Теперь же они перестали совершать грехи, нарушать Божий Закон, и тем самым они избавились от «клятвы закона», т.е. от наказующих последствий нарушения Закона и полу-чили доступ к благословению Божьему.
«Христос искупил нас от клятвы Закона…» — пример святой жизни Иисуса Христа и следование Его Учению, т.е. выполнению Закона Божьих Заповедей, так «искупает», освобождает, спасает человека от наказания этим Законом. (см. «Христос», «Искупление», «Закон»)
Иисус Христос, Откровением Истины Воли Бога, «искупил», освободил человека от слепой зависимости исполнения извращенного фарисейской религией Закона Заповедей.
Люди, следующие Учению Иисуса Христа, «искуплены», избавлены не от необходимости исполнения Закона Десяти Заповедей, но просвещенные Духом Евангельского Учения, освобождены от «клятвы Закона», т.е. избавлены от ритуального, формального его исполнения и от неразумения его благодатной жизнеутверждающей силы, исполнением которого осуществляется праведная жизнь.
«…Христос…сделавшись за нас клятвою. » — Учение и святой образ жизни Иисуса Христа являются для людей «клятвой», т.е. духовным утверждением, укреплением Веры в Истину Закона Божьего, тем духовным Путем Жизни, который утверждает, укрепляет, соединяет, человека с Богом.
Своим святым образом жизни Иисус Христос показал, как человеку следует исполнить Истину Воли Божьей. Христос «искупил», освободил человека от исполнения Закона по его требованию, но показал, как нужно его исполнять по любви к Богу. (см. «Учение», «Закон»)
9. «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. 17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? 18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. 19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.» Матф.23:16-22
10. «Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись: 21 Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные дела, какие видели глаза твои;…» Втор.10:20,21
11. «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.» Матф.5:33-37
Иисус Христос же учит исполнять Закон Божий не по «клятве», т.е. не твердому принуждению к исполнению, но по естественной, внутренней потребности, по добровольному выбору человека, образно выраженному здесь словами «да, да», «нет, нет». (см. «Христос»)
Отрицательное значение.
13. «Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. 2 Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф — имя Ему.» Ис.48:1,2
«…клянущиеся именем Господа. « – многие люди самоуверенно говорят себе и другим, что они утверждаются на Священных Писаниях, и «исповедуют Бога Израилева», хотя их жизнь не соответствует Божьим Заповедям, они только декларируют себя как поклоняющиеся Богу, но «не по правде».
Многие представители разных конфессий самонадеянно считают себя «происходящими от источника Иудина». Они разнообразно уверяют других, что они одни в «Истине», и клянутся «именем Господа» Бога Иеговы, но часто такие «клятвы» и уверения ложны. (см. «Имя»)
Их взгляды и практическая жизнь «не по Истине» и не «по Правде». (см. «Истина», «Правда»)
14. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].» Лев.19:12