Мой номер слили что делать
Что делать, если недоброжелатель разместил ваш телефон на портале бесплатных объявлений
В последнее время все большую популярность приобретает новая разновидность мести
С редактором RB.ru недавно случилась неприятная история — номер ее телефона, которым она пользуется уже 10 лет и который известен в профессиональном сообществе (а следовательно, его смена чревата неприятными последствиями), кто-то разместил на Авито.ру. Это вполне могло быть случайностью, но тот факт, что он появился сразу в двух разных объявлениях и с указанием ее имени, пусть и распространенного, насторожил. Такие истории не редкость. RB.ru разбирается, существует ли какая-то ответственность за подобные действия.
Звонили каждые 5 минут на протяжении суток. Последний звонок за день был в 00.00, первый на следующий день — в 7 утра. Оказалось, что согласно тексту объявления редактор продает детскую кроватку и автомобиль. Как позднее рассказала одна из звонивших по поводу продажи автомобиля, в объявлении была указана просьба звонить до 8 утра или после 23.00. Для того, чтобы привлечь внимание максимального количества людей, недоброжелатели указали очень низкую стоимость автомобиля — якобы продажа срочная, т.к. владелица уезжает за границу. Не найдя на сайте контактов службы поддержки, журналист связалась с Авито.ру через пресс-службу, где ей помогли решить проблему в течение получаса. Журналисту перестали звонить по этим двум объявлениям и, хотя она опасалась, что ее номер тут же появится на каких-нибудь других ресурсах — на Авито.ру или где-либо еще, этого не произошло.
«Кстати, имейте в виду, скорее всего, в числе звонящих вам обязательно будет и ваш недоброжелатель (или его „поверенный“) — ему захочется узнать, какой эффект производит его поступок, — делится своим печальным опытом коллега. — Так, лично я своего в числе звонящих узнала — не по голосу (я до сих пор не представляю, кто бы это мог быть), а по вопросам, которые он задавал, — откровенно глупым, не имеющим ничего общего с вопросами реального покупателя».
Как остановить эти звонки прямо сейчас?
Нужно как можно скорее отправить запрос в службу поддержки на удаление объявления, для этого можно воспользоваться возможностью пожаловаться на продавца — на каждой странице объявлений есть такая опция (внизу под описанием — написать продавцу, отправить другу, пожаловаться и т.п.). Если найти некорректное объявление не удалось, нужно все равно отправить письмо с описанием проблемы в службу поддержки — специалисты смогут обнаружить его сами.
Черный список
Допустим, вам вместе со службой поддержки удалось идентифицировать объявления недоброжелателя с вашим номером и удалить оттуда свой номер. Но где гарантия, что этот человек не пойдет и не сделает то же самое снова на этом же или на другом портале?
«Некорректное объявление на Авито блокируется, чтобы никто больше не смог по нему обратиться, — объясняет Татьяна Стародубцова, представительница компании. — Если на пользователя поступило несколько жалоб, его аккаунт блокируется, и больше он не сможет размещать объявления».
Можно ли привлечь недоброжелателя к ответственности?
Олег Фролов, юрист Общества защиты прав потребителей, говорит, что в данном случае защиты «от дурака» не предусмотрено, и действовать придется самим. Обращаться в правоохранительные органы, по его словам, нет смысла, т.к. законодательством не установлено ни уголовной, ни административной ответственности за подобные действия для недоброжелателей. Доказать, было ли совершенно это намеренно или по ошибке, невозможно. «Состава уголовного преступления здесь нет, т.к. для того, чтобы данные действия были квалифицированы как хулиганство (ст. 213 УК), должен быть грубо нарушен общественный порядок. Для привлечения к гражданской ответственности должен быть заключен договор между заказчиком рекламы и рекламной площадкой, которого в данном случае нет. Рекламодатель будет нести ответственность, если в отношении третьего лица допущена ошибка, для этого требуется соглашение с третьим лицом. Потерпевшее лицо для получения компенсации морального вреда обязано будет доказать нравственные страдания. В случае если удастся это сделать, то компенсация морального вреда составит 10000-15000 руб.», — говорит Фролов.
Другие меры
На Западе практика в плане помощи людям, попавшим в такую ситуацию, аналогичная, говорят в компании «Авито». «Самое главное — помочь пострадавшему пользователю, поэтому возможности и алгоритмы везде похожи», — объясняет Татьяна Стародубцова. Так, на сайте шведской доски объявлений предусмотрена кнопка для жалобы «Anmäl annons».
Возможно, простая верификация пользователя по телефонному номеру решила бы все проблемы вообще. Чтобы привязать к размещаемому объявлению номер телефона, вы вводите этот номер в специальную форму, после этого сайт отправляет вам в SMS одноразовый пароль. Вводите его на сайте — и тем самым подтверждаете, что указанный номер действительно принадлежит именно вам, а не кому-нибудь еще.
К примеру, на крупнейшем в мире онлайн-аукционе eBay предусмотрена верификация по аккаунту в платежной системе PayPal, кредитной карте, телефону (через Authentify.com), SMS.
В «Авито» возможность верификации номера с помощью пароля, отправленного по смс, пока обсуждают, но сказать, когда это станет доступно для пользователей, еще не готовы.
По словам представительницы компаний, процент подобных инцидентов небольшой, подавляющее большинство сделок по объявлениям заключается без всяких проблем. Кроме того, ресурс принимает разные меры по борьбе с такими недобросовестными пользователями. Недавно сайт проводил опрос на тему того, насколько часто клиенты сталкиваются с такими ситуациями. Оказалось, что подобные случаи редки, очень многие читают о мошенниках в интернете, поэтому знают базовые правила безопасности.
«Алло! Кто это? Где вы взяли мой телефон?» – как прекратить «левые» звонки на свой номер
СЕО ИТ-компаний Callibri и Gudok
Иван Шкиря, CEO компании Callibri, детально разбирает, что такое «грязный» номер телефона, откуда берутся «левые» звонки и что со всем этим делать. Поехали!
Что такое «чужие» звонки
Мы разобрали все случаи, которые встречались в работе нашего сервиса за последние 3 года, классифицировали их и разработали меры по предотвращению подобных ситуаций или хотя бы по снижению пагубных последствий.
Итак, в статье рассмотрим следующую природу возникновения чужих звонков:
1. Шлейф
По данным федеральной налоговой службы, на 1 сентября 2017 года в РФ создано 4 468 900 малых предприятий. А ликвидировано 5 614 977! И речь вовсе не о том, что малый бизнес вымирает. Нет, не в этой статье.
У 5,5 млн компаний были телефоны. Десятки миллионов телефонных номеров. И все они были отключены. И операторы никуда их не сдали, они их подключат следующим волнам предпринимателей, которые откроют свои бизнесы и снова закроют, и снова отключат номер.
Потом номера уйдут их последователям, а потом и их последователям. Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не создадим условия, при которых малые предприятия не будут умирать как мухи. Но и это не тема этой статьи.
Речь о том, что все мы пользуемся номерами, которые кто-то уже использовал до нас. Таким образом, мы вынуждены принимать звонки с того света, которые приходят в мертвые компании.
Закон о связи гласит, что оператор обязан выдерживать в «отстойнике» каждый номер 6 месяцев с момента отключения. Так откуда же звонки? Дело в том, что просушка номера в течение полугода никак не гарантирует отсутствие звонков.
Телефон может быть указан на визитках, в наружной рекламе, в рекламных проспектах, на футболках или в книгах, на худой конец. Поэтому пока все они не рассыпятся пухом, звонки будут поступать, и ничего с этим сделать не получится.
Как бороться
До покупки номера задать оператору (или продавцу) вопросы:
Бывают ситуации.
Когда номер уже куплен и поменять его нельзя, а шлейф от предыдущего владельца мешает. Вот что можно сделать:
2. Обратный звонок
Второй по популярности способ возникновения паразитных звонков – сервисы обратного звонка.
Любой человек может:
Ситуация, думаю, понятна. Но в отличие от шлейфа, тут может быть 2 варианта контекста:
Как бороться
Кстати, возможен вариант, когда недоброжелатель вбивает номер вашего отдела продаж в формы обратного звонка на сотнях различных сайтов. И с этим, увы, ничего поделать нельзя. Придется обрабатывать.
3. Фрод
Фрод – распределенная атака на ваш телефонный номер. По сути, тот же DDoS, но на телефон. На телефон начинает поступать большое количество фантомных вызовов, что приводит к отключению телефона на уровне оператора. Оператор это делает потому, что в реальной жизни за каждый входящий звонок он получает деньги от оператора, с номера которого он пришел (16 копеек).
В случае фрод-атаки, номера, с которых поступают звонки – фиктивные, и никаких денег не будет. Получается, что оператор напрягается зря, потому он и отключается.
Кстати, если из-за фрода ваш телефон отключили – это не так страшно. Хорошо, если речь идет о номере 8800, так как в этом случае за звонки заплатите вы. И тут многие операторы специально отключают антифрод-защиту на номера 8800, чтобы срубить с клиентов побольше денег.
О противодействии читайте ниже.
Как бороться
4. Ошибка
Каждый из нас получает на свой мобильный несколько «левых» звонков каждый месяц. Разумеется, это не фрод, так как звонков мало, и, конечно, не шлейф, потому что спрашивают то Юлю, то навоз в мешках. Это обычная ошибка.
Пример
У меня уже лет 6 как есть номер 228-25-28, и на него регулярно звонят люди с 2-мя запросами:
Как видите, тут и шлейф (ландшафт), и ошибка человека со стороны звонящего (Мегадента), и ошибка человека со стороны публикующего (загородные поселки). 6 лет.
5. Коллекторы
Последний и один из самых неприятных вариантов. Когда ни с того ни с сего вам начинают названивать люди и выбивать долги, к которым вы отношения не имеете. Причем происходить это может как с личным телефоном, так и с офисным.
В реальности тут тоже есть 2 сценария:
Как бороться
Вот этот вопрос лежит в области юриспруденции, а не клиентского сервиса. Поэтому просто выясните, по чьему заказу работают коллекторы и напишите официальное письмо с требованием прекратить звонки и указанием того, что номер принадлежит вам на законных основаниях.
ИТОГ
Как видите, источников чужих звонков на номер много. В данной ситуации хуже всех приходится нам: компаниям, которые тесно связаны с телефонными переговорами, при этом во главу угла ставят клиентский сервис и чистоту телефонных номеров.
Грязные номера не дают возможности точно оценивать эффективность рекламных каналов. Вот что мы делаем чтобы этого не допустить:
Внимательный читатель спросит: зачем второй пункт, если есть первый. На то несколько причин:
Полезно знать. Кто сливает данные абонентов спамерам?
Эксперт рассказывает о том, как наши персональные данные и номера телефонов оказываются объектом мошенничества, чем это грозит простым людям и откуда знают данные россиян звонящие с назойливой рекламой.
Аналитики InfoWatch подсчитали, что количество утечек конфиденциальной информации в России в 2016 году выросло по сравнению с предыдущим годом аж на 80 %. О том, почему так происходит, какие последствия могут быть и как избавить себя от навязчивых звонков с неизвестных номеров, АиФ.ru поговорил с заведующим кафедрой информационной безопасности ВШЭ Александром Барановым.
Елена Плотникова, АиФ.ru: Александр Павлович, как и откуда утекают базы? Виноваты хакеры?
Александр Баранов: Опыт показывает, что основной источник баз данных — унос их персоналом компаний-операторов мобильной связи с мест. Из общего числа утечек меньше 10 % — работа хакеров. А вот больше 90 % — это, по оценкам независимых экспертов, всё-таки инсайдерская информация, которую крадут сами сотрудники. В частности, сотрудники операторов мобильной сети. Не секрет, что сотрудники таких компаний имеют доступ к общим серверам баз для работы с клиентами. И они потихоньку скачивают эту информацию. Некоторые — сразу, некоторые — по кусочкам. Это так называемый внутренний враг в информационной безопасности. Зачем это делается? Конечно, чтобы потом продать эти базы. Или на их основе продавать непосредственно SIM-карты кому угодно. Клиентские базы могут стоить не один десяток тысяч долларов. Но понятно, что ни одна компания в этом не признается. Их службы безопасности клянутся, что они ни при чём, что это мифические хакеры. На самом деле либо базы крадут (сотрудники) перед тем как уволиться, потому что текучка большая, либо из-за зарплаты, так как считают, что она неадекватно низкая. Причём установить, кто именно вынес информацию, невозможно: её собирают по кусочкам, понемногу, растягивая сбор на месяцы. Но на самом деле самое страшное даже не то, что наши номера попадают посторонним, а то, что и паспортные данные, как правило, хранятся вместе с ними. А значит, сливаются и они.
— А чем это может грозить обычному человеку?
— А есть способы избежать этого?
— Нет. Хотя не так давно и были одобрены поправки в закон «О персональных данных», обязывающие операторов сообщать об утечках информации. Но опять же, вряд ли добровольно компания согласится на это, ведь это репутация, а значит, возможность потерять клиентов. Другое дело — это запретить покупать эти базы. Искать тех, кто хочет купить, и перекрывать им кислород. Не будет спроса — не будет и предложения.
Кроме того, отечественные шифровальные системы очень плохого потребительского качества. Никто со стороны государства не ставил задачу сделать их нужного уровня, чтобы не обученный специально пользователь реально мог свободно применять криптозащиту. Считается, что рынок должен сам развиваться. Однако во всём мире все эти системы защиты информации существуют на уровне государства. К сожалению Россия в основном, исчерпала запас ранее сделанных для рынка информационной безопасности разработок. И нужны новые, а для этого требуются весьма существенные вложения. Все думают, что Microsoft существуют сами по себе. Это же ерунда. Они существуют на господдержке. Так должно быть и у нас. Обычному гражданину пока лишь можно настроить чёрные и белые списки на телефоне, установить фильтры на компьютере. И, конечно, с осторожностью относиться к распространению информации о своём паспорте. Не надо писать его номер в разных анкетах и сообщать направо и налево.
Полезно знать. Как можно бороться с назойливыми рекламными рассылками в СМС-сообщениях и мобильных приложениях-мессенджерах?
Прошли те времена, когда назойливая рекламная рассылка по электронной почте была настоящей головной болью современного офисного работника. Все крупнейшие поставщики почтовых услуг научились автоматически распознавать спам и автоматически блокировать 99% из него.
Наши данные — не тайна? Откуда мошенники берут личную информацию москвичей Но наша жизнь становится мобильнее. Всё общение переносится с компьютера на мобильный телефон: звонки, СМС-сообщения, социальные сети, специальные приложения-мессенджеры типа What’sUp и Viber. Всё это открывает новые возможности не только для обычных пользователей, которые теперь могут практически бесплатно созваниваться и обмениваться сообщениями, но и для рекламщиков, принявшихся активно окучивать новые средства доступа до своих потенциальных клиентов.
Настоящей чумой XXI века стал мобильный спам. Рекламные сообщения десятками в сутки сыплются на наши телефоны в виде звонков, СМС-сообщений, рассылок в мессенджерах. Благо на защиту граждан встало российское законодательство, согласно которому любая рассылка по телефону, произведённая без согласия и против желания абонента, считается незаконной, а юридическое лицо, ответственное за нарушение законодательства, может быть оштрафовано на сумму от 100 до 500 тысяч рублей. Сначала законодательство касалось звонков и СМС-сообщений, но по мере развития средств связи к СМС-спаму были приравнены и сообщения в мобильных мессенджерах.
Но одно дело — издать закон, и совсем другое — заставить его работать. Причём не всегда работоспособность закона зависит от исполнительной власти, призванной следить за тем, как он соблюдается. В частности, в вопросе со спамом государству просто необходима помощь своих граждан, страдающих от назойливой и незаконной рекламы. Чтобы блюстители порядка смогли начать бороться с нарушителями вашего спокойствия, государство надо известить о нарушениях. За борьбу с незаконной СМС-рассылкой в нашей стране отвечает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Жалуемся в ФАС
Для того, чтобы избавиться от незаконной рекламы, необходимо написать жалобу на рекламодателя в ФАС. Правда, перед тем как писать жалобу, необходимо, во-первых, удостовериться, что вы не давали согласия на отправление вам этих рекламных сообщений; и во-вторых, попытаться решить вопрос самим, связавшись с компанией, организующей рассылку, с просьбой исключить ваш номер из их списков.
Если реклама продолжает поступать, можете смело писать жалобу в ФАС с разъяснениями всех обстоятельств, указанием контактов спамеров и требованиями разобраться вплоть до привлечения к ответственности лиц, нарушающих федеральное законодательство.
Для того, чтобы правильно оформить жалобу, первое, что необходимо предпринять, — сделать скриншот рекламного сообщения, если такая функция доступна. Если нет, подойдёт фотография экрана телефона с рекламным сообщением. При этом на скриншоте или фотографии должна быть чётко видна следующая информация: номер отправителя (цифровой или буквенный), дата и время получения сообщения, текст сообщения.
Во-вторых, необходимо взять выписку или детализацию последних звонков и сообщений для своего номера телефона. Эту выписку мы позже будем также прилагать к жалобе.
В-третьих, необходимо отсканировать договор оказания услуг связи, который будет подтверждать, что номер телефона, на который поступают нежелательные сообщения, принадлежит именно вам.
Четвёртым шагом мы пишем собственно жалобу с указанием максимального числа подробностей, вплоть до времени и даты вашего обращения в организацию с требованиями прекратить рекламную рассылку. Документ необходимо распечатать и подписать, после чего отсканировать и подготовить к отправке.
Пятым, заключительным шагом мы отправляемся на сайт Федеральной антимонопольной службы, заходим в раздел «Контакты», ищем адрес электронной почты, на который и направляем все собранные документы. Подробную инструкцию можно прочитать на сайте ФАС.
Срок обработки вашего обращения не должен превышать одного календарного месяца. Он также может быть продлён максимум на два месяца. Но о продлении вас обязаны предупредить заранее.
Жалуемся оператору
Есть ещё один метод воздействия на нерадивых рекламодателей. Операторы сотовой связи также должны по законодательству отвечать за качество предоставляемых услуг, а следовательно, и вести борьбу с незаконными рекламными рассылками с использованием их сети. Правда, делают они это часто с неохотой.
Как вас могут обмануть по SMS? Бесплатный способ борьбы с СМС-спамом — короткий номер 1911, который работает у крупнейших операторов. «Билайн» запустил свой номер для оповещения о спаме, который действует так же, как и у других операторов связи, — 007. Для того, чтобы пожаловаться на СМС-спам, достаточно просто перенаправить нежелательное рекламное сообщение на этот номер или отправить на него скриншот сообщения. Оператор должен отреагировать на жалобу.
При повторении нежелательной рассылки можно с жалобой обратиться на контактный телефон колл-цетра оператора связи, указанный в ваших документах. Оператору колл-центра необходимо сообщить требуемую информацию о себе, а также все сведения, которые могут потребоваться о нежелательном рекламном сообщении, потребовав принять меры. Специалист на другом конце провода может попробовать навязать вам платные услуги, от которых вы имеете полное право отказаться, потребовав от оператора решить проблему в рамках действующего российского законодательства.
Если покой вам дороже денег, то вы можете воспользоваться специальными платными услугами, которые предоставляются операторами связи. У «Мегафона» эта услуга называется «SMS-Фильтр». Стоимость пользования услугой составляет один рубль в сутки. Услуга позволяет вам самим добавлять номера телефонов в список нежелательных, сообщения с которых вам больше доставляться не будут. Аналогичная услуга у МТС называется «Чёрный список». Функционирует она по схожей схеме, но стоит чуть дороже — 1,5 рубля в сутки.
Надо понимать, что операторы связи могут отвечать исключительно за контроль спама через СМС-сообщения. Рекламу, рассылаемую через программы-мессенджеры вроде What’sUp и Viber, они отфильтровать не в состоянии.
Своими силами
В большинстве же случаев бороться со спамом приходится своими руками, так как запускать правовые механизмы урегулирования проблемы зачастую оказывается намного более хлопотно, чем просто нажать кнопку «удалить». Да и эффективность правовой борьбы со спамом сомнительна. На каждую выигранную «битву» появляется два – три новых рекламщика, засыпающих вас своими сообщениями.
Самостоятельно бороться с назойливыми сообщениями помогают в основном стандартные программные опции. Так, например, в большинстве современных смартфонов предусмотрена опция блокировки абонента. Добавив его номер в свой чёрный список, вы гарантированно не будете получать от него звонков. На сообщения, к сожалению, эта опция распространяется частично. СМСки могут приходить, но в фоновом режиме, а могут и не приходить вовсе. Всё зависит от модели телефона и версии его операционной системы.
Почему не работает закон о запрете на «мобильный» спам? То же самое касается и таких мессенджеров, как What’sUp и Viber. Они сами предусматривают возможность пометить сообщение, пришедшее с неизвестного телефона, как нежелательное, заблокировать этого абонента, добавив его в чёрный список, а также автоматически направить жалобу разработчикам приложения, которые при большом количестве жалоб на одного и того же спамера автоматически его заблокируют.
Чуть больше забот может возникнуть у обладателей телефонов iPhone. В них предусмотрена возможность получать не только СМС-сообщения, но и сообщения в программе iMessage. Они в итоге оказываются перемешаны с СМСками, но передаются не через сотовые сети, а через интернет. Этой возможностью также часто пользуются для рассылки рекламы. Чтобы заблокировать спамера, придётся писать жалобу уже в саму компанию Apple.
В интернете есть много информации и о сторонних программах, которые позволяют блокировать СМС-сообщения от нежелательных номеров.
В самом крайнем случае в большинстве смартфонов предусмотрена возможность разрешить получение СМС-сообщений исключительно от тех номеров, что добавлены в вашу адресную книгу. Но в таком случае вы рискуете пропустить много важных сообщений от пока не знакомых вам номеров.
Как убрать свои данные из базы рассылки?
Типичная ситуация: покупатель оформляет в магазине дисконтную карту, а в ответ получает не только её, но и постоянные смс о рекламных акциях.
Как убрать свои данные из базы рассылки любой организации и куда жаловаться, если этот вопрос не удаётся урегулировать мирным путём, АиФ.ru рассказал юрист сервиса Правовед.ru Эдуард Мирасов.
Какой закон защищает граждан от смс-спама?
В соответствии с законом «О персональных данных», номер сотового телефона гражданина относится к его персональным данным. Это значит, что его использование различными частными организациями без согласия самого гражданина незаконно.
Часто граждане, участвуя в каких-либо торговых акциях и получая дисконтные карты, подписывают анкеты, где, как правило, мелким шрифтом указывается, что они дают согласие на получение рекламы от данной компании (в том числе путём смс-рассылки или телефонных звонков). В последующем гражданин забывает об этом случае и, когда через полгода – год начинает получать рекламу, он думает, что своё согласие на её получение не давал.
В таких случаях необходимо письменно уведомить организацию, что, в соответствии с п. 2 ст. 15 закона «О персональных данных», вы требуете прекратить использовать свой номер телефона и удалить его из базы компании. Если после данного заявления организация продолжит беспокоить гражданина, то необходимо обращаться в Роскомнадзор. Именно данная государственная структура занимается контролем за правомерностью использования персональной информации граждан и в случае нарушения порядка её использования принимает административные меры к нарушителю.
Как наказать нарушителя?
Если организация даже после обращений гражданина продолжает очень настойчиво использовать его телефон, то в жалобе в Роскомнадзор необходимо просить привлечь организацию к административной ответственности.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, организацию-нарушителя должны привлечь по ст. 13.11. Согласно ей, за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа. На граждан — в размере от трёхсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти до десяти тысяч рублей.
Также гражданин, на основании ст. 24 закона «О персональных данных», через суд может взыскать компенсацию морального вреда с организации-нарушителя.
Как защитить почтовый ящик и мобильный телефон от спама?
Организации, проводящие рекламные акции, распространяющие дисконтные и накопительные карты, перед тем как выдать их, просят заполнить анкету. Если вы напротив текста, в котором указано о согласии на использование персональных данных гражданина для получения рекламных сообщений, поставите отметку с указанием того, что вы против получения данной рекламы, то организация не имеет права беспокоить вас смс-рассылкой и звонками. Если при этом компания отказывается выдавать дисконтную или накопительную карту, а в заявлении не прописано условие, что при отказе получать рекламу от организации карта не выдаётся, то отказ в выдаче карты будет незаконен и гражданин также может подать жалобу на данную организацию в Роспотребнадзор.