Мой сын троечник что делать
Мой сын троечник что делать
Они есть в любом классе: уверены в себе, равнодушны к оценкам и нотациям учителей, спокойны и невозмутимы… Как ни странно, речь идет не об отличниках, а о троечниках. Многие из них отнюдь не глупы, просто они рано научились отделять важное от второстепенного. И если в дневнике вашего отпрыска все чаще проскальзывают «тройки», не спешите расстраиваться.
Многие известные бизнесмены, достигшие больших успехов в жизни, в школе учились на «тройки». Они целыми днями играли в футбол или катались на велосипедах с друзьями, а домашнее задание списывали у соседа по парте. В будущем они стали более успешными тех, у кого списывали, хотя в школьные годы ставили в пример не их, так как их знаний хватало только на привычное «удовлетворительно». Список известных личностей, которые в школе были троечниками, а во взрослой жизни добились больших успехов довольно большой, среди них А.П.Чехов, Н.В.Гоголь, Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Сильвестр Столлоне, Квентин Тарантино и Роман Абрамович.
Отличники очень зависят от чужого мнения, а чтобы продвигаться по карьерной лестнице или сделать рывок в бизнесе нужно быть гибким и обладать креативным мышлением. Отличник же грызет гранит науки, когда троечник играет в футбол, а потому он не обладает волей к победе. Отличники, как правило, перфекционисты. Они не мобильны и не умеют адаптироваться к поворотам судьбы. Если они получают по какому-то предмету «тройку», для них эта уже большая трагедия. Поэтому и не торопятся многие работодатели брать на работу человека с красным дипломом, особенно если он принесет с собой еще и вкладыш к нему, чтобы демонстрировать свои «отлично». Они думают, что сегодня уже нет людей, которым как Ломоносову были бы интересны все предметы в равной степени.
Типичный троечник прекрасно знает себе цену. Он умеет подлаживаться под любую ситуацию. То есть знает, когда можно валять дурака, а когда нужно любой ценой одержать победу. Троечники мобильны и способны к нестандартным действиям, когда требуется найти выход из сложных ситуаций.
И если родители заставят такого подростка учиться только на отлично, наказывая его ремнем или наложив табу на игры в футбол или катание на роликах, то это значит, они лишают ребенка определенной свободы выбора. В таких семьях и вырастают дети, не способные принимать решения. Кроме того, степень знаний очень часто зависит от уровня преподавания в школе. И всегда нужно оценивать реальный уровень, который обеспечивает выбранная школа. Троечник, учившийся у хорошего педагога, может знать больше отличника, окончившего школу, ориентированную на престиж, а не на качество знаний.
И напоследок, главный совет родителям: не ругайте подростка за то, что он получает «тройки», если он кроме учебы увлекается спортом, программированием, автомобилями или каким-то другим занятием. Ведь троечники тоже бывают разными. Приглядитесь к своему ребенку: если у него горят глаза и он высокого мнения о себе, то отстаньте от него с отметками и нравоучениями. Пусть занимается тем, что ему действительно нравится, он обязательно догонит в учебе, когда почувствует потребность. Но если ребенок учится на тройки потому, что он ленив, ничем не увлекается и ему все скучно, то ему надо обязательно найти занятие по душе.
Родителей особенно беспокоят «тройки» ребенка, который учится в старших классах и которому скоро предстоит сдавать ЕГЭ. Даже в этом случае не стоит волноваться, если ваш ребенок, получая одни тройки по биологии, не собирается становиться медиком, особенно если оценки по профильным предметам вас устраивают.
Почему дети «скатываются на тройки» и как это победить
Ребёнок перешёл из начальной школы в среднюю и скатился на тройки? Наш блогер, учитель Евгений Ланге, знает, в чём причина. Он рассказывает, почему не стоит уделять излишнее внимание оценкам и как замотивировать ребёнка учиться.
К сожалению, для большинства родителей показателем успешности ребёнка до сих пор являются хорошие отметки. Так ли это на самом деле и может ли ребёнок, получающий не только пятёрки и четвёрки, быть успешным в учёбе?
Отметка — это не показатель успешности, а только уровня знаний по конкретному предмету. В начальной школе оценки в виде зайчиков и солнышек, а позже и отметки имеют несколько другой принцип и другую значимость, чем в средней и старшей школе, так как в первых четырёх классах формируется базис, который ребёнок должен освоить для дальнейшего успешного обучения в старшей школе. К пятому классу многие родители начинают жаловаться, что мотивация у ребёнка снизилась и он «скатился на тройки». Причиной снижения успеваемости могут быть несколько связанных друг с другом факторов.
1. Пубертат
Из-за физиологических и психологических изменений у ребёнка может снижаться познавательная активность, а академические интересы заменяются социальными. На первый план выходит общение со сверстниками и принадлежность к группе. Также в этот период снижается связь с родителями. Если инициатива хорошо учиться исходила прежде всего от них, а не от самого ребёнка, то задача «хорошо учиться» больше не будет входить в зону его интересов.
2. Изменение требований к ребёнку со стороны школы
Средняя школа сильно отличается по требованиям от начальной. Где-то в начальной школе и вовсе может не быть отметок, поэтому у ребёнка к пятому классу не сформировано адекватное отношение к оцениванию. Это выражается в том, что он думает, что отметка ставится ему как человеку в целом, а не за конкретную работу. Если ребёнку вовремя это не объяснить, то внутренняя мотивация сильно падает. Также общие требования к ученикам в среднем звене жёстче, и ребёнку может быть сложно к этому привыкнуть.
3. Отношение родителей к успеваемости ребёнка
Это, пожалуй, основополагающий пункт, влияющий на успеваемость. Если для родителей успеваемость ограничивается лишь оценками, то для ребёнка, вне зависимости от его успеваемости, оценивание является постоянным стрессом. В этом случае ребёнок получает от родителей сигнал, что, хороший он или плохой, определяют исключительно его оценки, а не качества его личности. Основным методом воспитания в такой семье становится метод кнута и пряника, который даёт ребёнку понять, что любят его только за хорошие оценки. Если же для родителей более важны эмоции от обучения и познавательная активность в целом, то стресса от учёбы такой ребёнок практически не испытывает и учится адекватно относиться к своим академическим поражениям и успехам.
Как уменьшить риск снижения учебной мотивации?
1. Определить зону интересов
Интересы и увлечения ребёнка складываются практически с рождения и зависят от множества факторов. На первые же предрасположенности главным образом влияет развитие мозговых функций. На ранних этапах развития ребёнок легко и с удовольствием делает то, что у него легче всего получается, а тех задач, которые вызывают затруднения, он старается избегать. То, что ребёнок делает хорошо и что впоследствии одобряется родителями, а затем и обществом, становится частью его личности — его интересом.
Например, в первом классе ребёнку легче даётся решать задачи по математике, чем рассказывать на уроке русского и литературы, как он провёл лето. Это значит, что логическое мышление развито лучше, чем образное. У любого человека есть сильные и слабые стороны. Важно поддерживать и поощрять развитие сильных сторон и следить, чтобы слабые находились в границе возрастной нормы.
2. Снизить требования к предметам, не входящим в зону интересов
Не требуйте от ребёнка высоких достижений по тем предметам, которые не вызывают у него интереса, но объясните ему, почему он не может игнорировать эти предметы. Задайте вопрос: «Как ты думаешь, зачем взрослому человеку знания о физике, географии, биологии, даже если он не собирается связывать с этими науками свою жизнь?» Определите вместе с ним, сколько времени и ресурса он может потратить для достижения минимального результата.
Минимальный результат определяется очень легко: это выполнение всех домашних заданий и включённая работа на уроке. Даже если все эти действия выполнены формально, но качественно, этого будет вполне достаточно для освоения предмета на минимальном уровне.
Постепенно ребёнок понимает, что родители не оказывают на него давление. В этом случае изучение нелюбимого предмета больше не вызывает у него трудностей, и он легко может стать любимым. Этот феномен называется «переход от внешней мотивации к внутренней» и является самым мягким и действенным способом расширить зону интересов ребёнка.
3. Переключить внимание с оценок на личностные достижения
Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, не упрекайте в лени или нежелании хорошо учиться — это никак не исправит положение. Самое эффективное в этой ситуации — на время вообще забыть про отметки и научить ребёнка оценивать себя исходя из собственных достижений без опоры на окружение:
Даже если за свои старания ребёнок всё равно получает тройки, он видит, что с каждым днём растёт над собой и получает вашу поддержку.
4. Дать больше самостоятельности
Дети очень не любят, когда у них «стоят над душой», это вызывает негативизм и тревогу и не приводит к положительному результату. Вместе с ребёнком договоритесь о желаемом результате (помните, что он не должен быть привязан к отметке) и сроке его достижения. Например, выполнять все домашние задания в течение недели, или «не забывать» написать условие в задаче, или не делать больше семи ошибок в одном предложении. Скажите, что вы доверяете ребёнку и уверены, что он сможет справиться с этой задачей самостоятельно.
Если же ребёнок не выполнит обещание, вернитесь к этому разговору и спокойно объясните, что ещё какое-то время вы не можете полностью оставить его без контроля. Через несколько дней повторите эксперимент. Важно, чтобы ребёнок понимал, что вы доверяете ему и готовы с ним договариваться. Постепенно он научится справляться с возложенной на него ответственностью, и даже если поначалу он будет справляться с задачей не полностью, обратите его внимание на то, чего он уже смог достичь.
Что делать, если у ребёнка нет академической зоны успеха в школе?
Если с первого класса учителя жалуются, что ребёнок неусидчив, невнимателен и плохо запоминает и воспроизводит информацию, это может значить, что какие-то его мозговые функции развиты недостаточно. В этом случае нужно обратиться к нейропсихологу. Он определит общий уровень развития ребёнка, его сильные и слабые стороны, разработает план коррекции, а также поможет адаптироваться к школьным требованиям.
Если же вначале ребёнок был успешен, а затем учебная мотивация резко сошла на нет, обратите внимание на другие его проявления: хорошо ли он питается, как часто находится в подавленном состоянии, остались ли у него интересы вне школы.
Если вы наблюдаете все эти симптомы у вашего ребёнка, то, возможно, имеете дело с подростковой депрессией и нужно обратиться сначала к неврологу, а затем к психиатру. Одновременно с этим попытайтесь пересмотреть ваши с ребёнком взаимоотношения. Возможно, вы что-то делаете не так.
Хорошист или троечник, без сомнения, может быть успешен и счастлив в школе, если у него есть дело, которым он увлечён! У нас, взрослых, дела обстоят точно так же: что-то мы делаем отлично, потому что нам это нравится, а что-то просто потому, что надо. Только нам повезло чуть больше: нас за это не оценивают по пятибалльной системе.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Akane1988)
Нужно ли помогать ребенку с уроками, и почему троечники успешнее отличников
Вопрос: Дочь учится в третьем классе. Она каждое утро говорит, что не хочет идти в школу, потому что ей там неинтересно. Что делать?
Ответ: Может быть, ей плохо в школе, потому что у нее проблемы с друзьями – в школу же ходят не ради учебы, а ради друзей. А может быть, ей и правда скучно учиться, она все это уже знает. Можно пойти в другую школу, но таких, где будет интересно учиться, очень мало.
Вопрос: У моего сына-школьника синдром дефицита внимания. Как быть с уроками, сидеть с ним или нет? Подходит ли для него метод невмешательства?
Ответ: Нет, для таких детей это не работает. Такой ребенок практически не может учиться в средней школе. Сначала его надо вылечить. Синдром дефицита внимания уже много лет очень успешно лечится.
Вопрос: Ребенок в 6 классе постоянно боится – плохой оценки, замечаний. Иногда утром доходит до рвоты. При этом в другую школу переходить не хочет.
Ответ: Это очень высокий уровень тревоги. Как правило, это наследственная история или высокие требования родителей. Если доходит до рвоты, то надо идти к детскому неврологу, это может быть следствием других побочных вещей, повышенного внутричерепного давления, чего-то еще. Надо обследовать. Такая психосоматика не соответствует раздражителю.
Вопрос: Нужно ли заставлять ребенка заниматься дополнительными занятиями – такими, как фортепьяно, теннис, конный спорт и шахматы, – если сам ребенок не горит желанием и занимается без энтузиазма?
Ответ: Если вам нравится мучить ребенка, то продолжайте заниматься.
Вопрос: Моему ребенку 6 лет, и он очень доверчивый. Как ему объяснить, что не всем можно верить и что люди бывают разные?
Ответ: В школе он, так или иначе, столкнется с целым букетом проблем, включая мат. Надо его предупредить, что не все люди думают, как он. Некоторые дети бывают злыми. Единственное что – их можно представить как несчастных, что они такие не от хорошей жизни. Так ребенок не будет чувствовать себя слабее, чем они. А вообще от всего не убережешь.
Вопрос: Девочке 9 лет, она не может найти друзей, не вписывается ни в какую компанию, из-за этого сменили уже две школы. Как быть?
Ответ: Это очень плохо, у девочки явно проблема с коммуникацией, надо идти к психологу. Попробуйте такой простой тест – попросите ребенка нарисовать человека. У этого человека обязательно должны быть глаза, уши, рот и пальцы рук. Это все органы коммуникации. Если чего-то нет на рисунке – значит, у ребенка проблема с коммуникацией.
Вопрос: Мой сын учится в первом классе, учитель говорит, что он агрессивный, потому что дергает девочку за косу и толкает ее. Надо ли мне волноваться или это нормально?
Ответ: В этом возрасте все дергают за косички, толкаются и даже дерутся с девочками. Я бы из-за одного эпизода не стал волноваться. Если это постоянно происходит, то надо уже озаботиться. Надо помнить, что агрессия – это обратная сторона обиды и унижения. Поэтому родителям надо подумать, что у них дома не так.
Вопрос: Как реагировать, если учитель говорит ребенку – ты так коряво пишешь, тебя мама любить не будет. Ребенок стал говорить маме, что он недостоин ее любви.
Ответ: Ребенка надо все время поддерживать. Каждый вечер перед сном говорить ему, как в американских фильмах, «я тебя люблю». Пусть он знает, что вы его любите любого – независимо от того, получается у него что-то или нет.
Вопрос: Меня зовут Лука, я учусь в четвертом классе. Занимаюсь в школе с углубленным изучением английского языка и еще в спортивной школе. Но из-за спорта в обычной школе ничего не успеваю. Мне говорят учителя – переводись в другую школу. Как мне на это отвечать?
Ответ: А ты сам себе можешь ответить, чего ты хочешь – остаться и перевестись?
— Я не знаю.
— Вот, надо сначала понять, чего ты сам хочешь. Тебе нравится в этой школе?
— Не очень.
— Ну вот и все!
Вопрос: С ребенком сидит моя свекровь, она бывший учитель, проработала в школе 15 лет. Я считаю, что уроки с ребенком делать не надо, а она категорически не согласна. Как мне с ней договориться?
Ответ: Взять няню. Это ваш ребенок, и вы отвечаете за то, как его воспитывать. Но если вы обращаетесь к бабушкам с просьбой сидеть с ребенком, с ними тоже придется считаться. Бабушке хочется быть полезной, поэтому она и выбрала эту роль. Проблема в том, что люди не знают, чем заниматься с детьми вообще. Им нравится чем-то конкретным заниматься, а посидеть поболтать не получается. Вот они и делают уроки.
Вопрос: Как вы относитесь к обучению за рубежом, стоит ли в средней школе переводить ребенка учиться за границу? С какого возраста можно отправлять ребенка учиться за границу?
Ответ: По своему опыту семейного психолога скажу вот что – 99,9% детей, которых отправили учиться за границу в 11-15 лет, отправили из-за проблем в семье. В нормальных семьях никому в голову не приходит никуда ребенка отдавать. По крайней мере, лет до 16.
Вопрос: Как мотивировать ребенка делать домашнее задание самому, если до 9 лет мы ему помогали?
Ответ: Можно, конечно, просто отпустить вожжи. Но в средней школе ему тяжело будет начинать учиться самому. Поэтому здесь на помощь может прийти репетитор, который будет промежуточным звеном. То есть родители завязали с уроками. Потом какая-то женщина приходящая, а потом вообще никого.
Вопрос: Дочери 8 лет, просит помочь с уроками. Надо ли помогать?
Ответ: Если просит, то конечно – надо помочь. Главное, самому не надо бежать впереди паровоза.
Вопрос: Девочке 15 лет, у нее постоянные конфликты с учителями, все время двойки, она уже на учебу забила. Что делать?
Ответ: Поменять школу. Потому что когда у ребенка сложились такие отношения, очень сложно поменять стереотип поведения. Проще поменять школу и начать с чистого листа.
Вопрос: Правда ли, что троечники в жизни успешнее отличников?
Вопрос: Ребенок и компьютер – надо контролировать или пускать на самотек?
Ответ: Дети склонны к компьютерной зависимости, поэтому тут должны быть жесткие правила. 1,5 часа в будни и 4 часа в выходные – это максимум. В противном случае надо забирать компьютер или выключать WI-FI.
Вопрос: Когда нужно начинать профориентацию?
Ответ: Существует всего три типа работ – с механизмами, с бумагами и с людьми. Наверное, вы и так понимаете, к чему у ребенка склонность. Если дать ребенку самому учиться в школе, то уже к 8-9 классу вы получите ребенка, который реально знает, что он хочет. Потому что они сами регулируют свои отношения со школой и у них более взрослое отношение к жизни. Они привыкли отвечать за себя сами. С такими людьми проблема выбора профессии решается проще. Очень хорошая практика за границей, когда после школы ребенок не сразу поступает в институт. Если ребенок не знает, что он хочет, пусть идет работать. А потом он примет более взрослое решение. В России из-за армии это не всегда возможно сделать, к сожалению.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности
Психологический синдром хронической неуспешности складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога.
Как правило, в младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые не проявляют повышенного интереса к тому, насколько успешно ребенок справляется с теми или иными заданиями. Отношение к нему, оценка его как «хорошего» или «плохого» определяется совсем другими критериями — тем, хорошо ли он себя ведет, слушается ли родителей и воспитательницу и т. п.
В период подготовки к обучению в школе или немного позже, в начале школьного обучения, отношение взрослых к успехам и неудачам ребенка изменяется. «Хорошим» оказывается прежде всего тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно.
Дети, нуждающиеся в коррекционной помощи (в связи с сенсорным дефектом или задержкой психического развития), нередко оказываются в аналогичной ситуации уже в трехлетнем возрасте. Тот же эффект возможен и при завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, начинающих учить его читать и писать в три года и недовольных его недостаточно быстрыми успехами.
Реакция социального окружения, специфичная для хронической неуспешности, — это постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагога.
В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Таковы основные особенности психологического профиля при этом синдроме.
Естественные следствия высокого уровня тревоги — это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, «как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку», отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными.
Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий; он фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил. Невладение эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, так как она все равно не помогает найти и исправить ошибку. Стремление сделать работу как можно лучше (перфекционизм) в итоге лишь ухудшает дело. Низкая результативность (неизбежное следствие постоянного состояния тревоги) — это центральная особенность деятельности при хронической неуспешности.
Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится «хронической». Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется. Если уровень тревоги и без того повышен, то его дополнительное повышение (волнение) еще больше понижает результаты работы. Из-за этого ответственные контрольные и экзаменационные работы выполняются не лучше, а хуже повседневных заданий. Возникает зависимость, удивляющая многих родителей и педагогов: при повышении мотивации снижаются достижения.
Кроме повышенной тревоги, существует еще одно условие, без которого хроническая неуспешность не возникает. Это — достаточно высокая степень социализированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослых. Если такой установки нет, то ему более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых. Конечно, и у такого ребенка может повышаться уровень тревоги, но по другим причинам.
О наличии у ребенка установки на исполнительность часто говорят сами родители, рассказывая, как долго он сидит за уроками (хотя при этом может постоянно отвлекаться от выполняемых заданий). В психологическом обследовании проявляется подчеркнутая направленность ребенка на точное выполнение требований проверяющего, а также стремление к уходу от непривычных и неоднозначно определенных заданий, которые оцениваются ребенком как особо трудные.
Ане Б. 9 лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет «двоечницей», но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.
Психологическое обследование показало, что у Ани невысокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, снижена работоспособность. Вероятно, это следствие перегрузки: отец девочки рассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий — это, по его мнению, единственный способ научить ее тому, чего требует школьная программа.
Главная психологическая особенность Ани — очень высокий уровень тревожности, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все же взявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нее уже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линия обычно ничем не лучше стертой, но времени на каждый рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.
Первичные причины, приводящие в конечном итоге к хронической неуспешности, могут быть различными. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.
Нередко причиной первых неудач становится нарушение обучаемости (задержка психического развития), несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка. В дальнейшем на этой основе складывается хроническая неуспешность, и, даже если задержка уже компенсирована, учебные достижения не повышаются: теперь они поддерживаются повышенным уровнем тревоги. При особо глубокой задержке психического развития и тем более при умственной отсталости синдром хронической неуспешности не возникает: в этих случаях у ребенка снижена критичность, и он просто не замечает собственных неудач и отставания от других детей.
В некоторых случаях «слабым звеном», запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали «вундеркиндом», воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и вследствие этого к реальной неуспеваемости.
Возможен вариант, когда повышенный уровень тревоги первоначально формируется не из-за школьных неудач, а под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переносятся позже и на школьную жизнь. Далее складывается уже описанный синдром хронической неуспешности, и даже при нормализации семейных отношений тревожность не исчезает: теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью.
Независимо от исходной причины развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, учителями).
Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодолеть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия (что мы видели на примере Ани). Это повышает астенизацию и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тормозит развитие.
Для психолога важнейшим показателем, свидетельствующим о наличии хронической неуспешности, служит «тревожная» дезорганизация деятельности (то есть нарушения планирования и самоконтроля, вызываемые повышенным уровнем тревоги). «Тревожную» дезорганизацию следует отличать от исходной несформированности организации действий. Одним из характерных показателей того, что дезорганизация вызвана именно повышением тревоги, является ухудшение результатов при повышении мотивации. На «тревожный» распад деятельности (в отличие от исходно низкого уровня ее организации) указывают многочисленные симптомы тревоги, как наблюдаемые в поведении, так и проявляющиеся в тестах.
Если тревога высока, но выраженные нарушения организации деятельности отсутствуют, то можно говорить лишь об угрозе возникновения хронической неуспешности, о том, что ребенок находится в зоне повышенного риска, а не о сложившемся психологическом синдроме. Хроническая неуспешность — невротизирующий психологический синдром. В ходе его развития к первичной психологической симптоматике очень часто присоединяется невротическая: тики, навязчивые движения и мысли, энурез, нарушения сна и т. п. Иногда (но, разумеется, отнюдь не всегда) появление невротической симптоматики парадоксальным образом способствует преодолению исходного синдрома. Родители, озабоченные болезнью ребенка, перестают уделять столь большое внимание, как раньше, его школьным неудачам. Это изменение реакции социального окружения размыкает порочный круг, поддерживавший хроническую неуспешность. Из категории «неуспевающих» ребенок попадает в категорию «больных».
Другим нередким следствием длительно развивающейся хронической неуспешности является падение учебной мотивации, появление негативного отношения к школе и учению. В этом случае первоначальная высокая социализированность ребенка к концу младшего школьного возраста может смениться асоциальной установкой.
У многих детей постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы и знаменуют собой формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Этот синдром подробно описан ниже.
Почему ребенок плохо учится? Тотальный регресс
В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового психологического синдрома — тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявлений активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ и социальное окружение «отворачивается» от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности.
Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье, живет с родителями. В течение последнего года Алексей не учится и не работает. Практически все свое время он проводит дома, слушая «тяжелый рок». В прошлом он много читал, но уже давно прекратил это занятие. Друзей у него нет, а с родителями он почти не общается. Вместе с тем он часто обращается к ним с теми или иными требованиями: купить ему более современный магнитофон, более модную одежду и т. п. (по поводу покупки одежды родители выражают недоумение: зачем она ему, если он никуда не ходит?). Родители затрудняются определить, когда именно появились беспокоящие их проявления. По их словам, он «всегда плохо учился, но был хорошим, послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что и послужило причиной первых по-настоящему серьезных семейных конфликтов. Поначалу родители опасались, что он «попал в дурную компанию», но вскоре поняли, что никакой компании — ни «дурной», ни хорошей — у него нет (хотя раньше у него было несколько приятелей). Алексею угрожали исключением из школы за прогулы, но год назад он, не дожидаясь исключения, сам окончательно перестал учиться.
Психологическое обследование выявило наличие у Алексея выраженных депрессивных тенденций. Юноша воспринимает жизнь как лишенную смысла, не имеет никаких планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить свою точку зрения и понять позицию других людей (в частности, собственных родителей). Самооценка снижена. Свои перспективы Алексей оценивает очень низко.
Тотальный регресс — один из наиболее тяжелых психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это хорошо видно на приведенном примере: так, если в прошлом Алексей проявлял высокий интерес к чтению, то теперь этот интерес отсутствует; имевшиеся раньше контакты со сверстниками тоже оказались утрачены.
Тотальный регресс — невротизирующий и психопатизирующий психологический синдром, причем с еще более выраженным невротизирующим эффектом, чем у хронической неуспешности. Нередко он развивается на фоне уже имеющегося невроза. Уход в болезнь, который при хронической неуспешности иногда приводит к редукции исходного психологического синдрома, не выполняет подобной функции при тотальном регрессе. Напротив, он может вести к углублению состояния, дополнительно снижая активность подростка. Этот синдром чреват также серьезными нарушениями в формировании личности.
Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка
Главное, что должны сделать взрослые при таком «диагнозе «, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.
Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, — это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.
Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).
Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.
Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха — школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро их интересующей должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности — резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности — тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.
Под конец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани: имеет ли смысл оставлять ребенка с хронической неуспешностью на второй год или переводить во вспомогательную школу? Ответ на этот вопрос, безусловно, отрицателен. Способности девочки вполне достаточны для того, чтобы усвоить учебный материал. Надо только сделать занятия более живыми и интересными и перестать непрерывно ее ругать, вызывая у нее примерно то состояние, которое возникает у кролика при виде удава. Тогда она, безусловно, сумеет выбраться на уровень «троечницы», что уже вполне неплохо. Оставление же на второй год лишь еще понизит ее уверенность в себе (хотя понижать ее почти некуда), еще углубит хроническую неуспешность.
Тем более не следует отдавать Аню в школу для умственно отсталых (или для детей с задержкой развития). Эти школы предназначены не для детей с резко повышенной тревожностью, а для тех, у кого понижен уровень умственного развития.
У некоторых детей к хронической неуспешности приводит именно нарушение обучаемости. В этом случае специальная школа будет полезна и, возможно, перевода в такую школу окажется достаточно для преодоления возникших трудностей. Но у Ани причина трудностей другая, а значит, и меры должны приниматься другие.
Рекомендации родителям при тотальном регрессе у ребенка
При этом психологическом синдроме мало что можно сделать «домашними средствами». Чрезвычайно желательно направить ребенка на психотерапию. Чаще всего при этом синдроме отношения в семье в целом нарушены настолько серьезно, что бывает нужна семейная психотерапия. Если у ребенка сильно выражена депрессивная симптоматика, то необходима консультация у врача-психиатра.
В любом случае нужно постараться убедить родителей относиться к подростку как можно более терпимо и доброжелательно, понимая, что его состояние не является нормальным с психологической (а возможно, и медицинской) точки зрения.